воскресенье, 2 декабря 2018 г.

«ОКЛАД ДЛЯ ЖЕНСКОГО ЛИЦА» (ПЛАТОК) Познавательно-игровая программа для людей старшего возраста



Фото из интернета
«ОКЛАД ДЛЯ ЖЕНСКОГО ЛИЦА» (ПЛАТОК)
Познавательно-игровая программа для людей старшего возраста
Составитель Пасынкова Н.С.
(Задание накануне: принести заколки-невидимки, газовые платки и шали.)
Иногда можно услышать, что наша жизнь – театр, или игра. Все мы в течение своей жизни играем множество ролей: роль ребёнка, внука, сына или дочери, ученика, друга, соседа, коллеги и т.д. В разных местах мы ведём себя совершенно по-разному, приноравливаясь к коллективу, в котором находимся, соблюдая те правила, которые заведены в конкретном обществе. И только в компании друзей, которым мы абсолютно доверяем, мы можем быть самими собой, такими, какие мы глубоко внутри, вести себя так, как душа желает.
А приспосабливаться, менять свои ощущении, своё поведение нам помогает одежда. Более свободно и  раскованно мы ведём себя в той одежде, в которой нам комфортно.

Наше сегодняшнее мероприятие будет из двух частей: познавательной и игровой. В первой части…
ВИКТОРИНА О ПЛАТКАХ:
1.   Сегодня поговорим об элементе гардероба, который является предметом мужского, женского и детского гардероба. Что же это? Может быть носовым, головным, шейным, нагрудным. Дизайнеры также предлагают использовать данный аксессуар в качестве ремня, браслета, топа и пр. (Платок, конечно же. Например, прочитала в одной из статей: женщина надевала платок только при посещении храма, а потом так получилось, что решила носить платок в повседневной жизни. И вот её мнение: «Ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно. Он сдерживает – в платке намного сложнее, например, грубить, или спорить».)
2.   По информации из интернета: Прообраз современного платка появился в каменном веке: во время непогоды люди защищали шею узкими полосами ткани. Согласны ли вы с этим утверждением? (В каменном веке не было ткачества, первобытные люди укрывались шкурами животных). НЕОБХОДИМО УТОЧНИТЬ, ЧТО ИНФОРМАЦИЯ  В ИНТЕРНЕТЕ ОБ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЛАТКА ОЧЕНЬ РАЗНИТСЯ.
3.   Опять по информации из интернета: Платок зародился в Древнем Китае. Как вы думаете – чьей принадлежностью был этот предмет одежды? (Тогда его носили исключительно мужчины — воины. Как элемент формы, он говорил и о статусе военнослужащего. В 1974 году на территории Китая была обнаружена армия из 7 500 статуй терракотовых воинов императора Цинь Шихуанди, созданных в 210 году до н.э. Каждая фигура имела свои уникальные черты. У большинства воинов на шее был вылеплен платок из глины. По мнению ученых, в то время он выполнял защитную функцию.
4.   Вспомните школьную «Историю древнего мира». Кто носил платки в Древнем Египте? (В Древнем Египте платки носили фараоны, повязывая их на шею для защиты от ветра. )

5.   В античный период платок получил широкое распространение в Риме, преимущественно среди мужчин. С какой целью носили мужчины платок в Древнем Риме? (Легионеры различными способами обвязывали им шею, чтобы защитить ее от натирания пластинами панциря или кольчугой.) ИНФОРМАЦИЯ: В древнегреческом мире женщины носили пелос - кусок ткани, заменяющий плащ и платок одновременно или же просто повязку. Так же покрывали голову женщины Древнего Рима. В Византии же наряду с чепцами и сетками для волос носили платки.

6.   Когда по-вашему платок стал женским в Европе? (Как элемент женского гардероба платок встречается только в 18 веке. В эту эпоху в моде платья с глубокой формой декольте. Поэтому платок чаще носили в прохладное время, накинув его на плечи.) ИНФОРМАЦИЯ: В начале 18 в. на севере Европы появляются первые набивные платки с различными рисунками от орнамента до политической карикатуры. В период распространения стиля "ампир", после походов Наполеона в Египет появляются восточноевропейские шали, индийские и кашмирские шали. В Европе начинается выпуск набивных шалей.

«РАЗМИНКА МЫШЦ». Устали сидеть? Давайте немного подвигаемся.
ЗАДАНИЕ 1:  «ПЛАТКИ У РАЗНЫХ НАРОДОВ». Раздаются Карточки с картинками – изображениями ношения платков у  разных народов.  Те, у кого карточки, без комментариев, берут платки или большие лоскуты тканей, надевают на себя или любого участника мероприятия в соответствии с картинкой. Зрители должны угадать – какой народ так носит платок. ((КАРТОЧКИ С КАРТИНКАМИ. БОЛЬШИЕ ПЛАТКИ. Несколько лент, поясов))

7.   Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата. Чем же укрывали себя женщины в Древней Руси?  (Длинные покрывала)
ИНФОРМАЦИЯ: В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины.

8.    Знаете ли вы когда на Руси появились квадратные платки? ИНФОРМАЦИЯ: В 16 в. появились квадратные платки из плотной узорной коноватной ткани, так называемые "коноватки". Индийские историки предполагают, что в России платки появились после того, как их привез Афанасий Никитин из своего путешествия в Индию, совершенного в 1460 г. Со второй половины 19 в. входят в моду пуховые, парчовые, ситцевые и шелковые набивные платки.

9.   Когда же на Руси платок стал истинно женской одеждой? (После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма. ИНФОРМАЦИЯ: В древнем мире покрытие головы символизировало зрелось. Девушки не покрывали головы. Замужняя женщина по обычаю покрывает голову платком, так как ей нельзя было показывать волосы. После венчания считалось величайшим позором насильственное обнажение головы.
10.               Что означает слово «опростоволоситься»? с чем это связано? (Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.)

ЗАДАНИЕ 2:  «ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАТКОВ»

Участники с левой стороны зала вытягивают карточки с названиями видов платков (лежат на подносе тыльной стороной вверх). Участники мероприятия с правой стороны зала вытягивают карточки с описанием платков. Как только все карточки розданы, обладатели карточек находят себе пару, чтобы совпадало название и описание; выходят в центр зала и зачитывают, что у них получилось. Зрители могут согласиться, выразив это  аплодисментами или усомниться и поправить, назвав правильное сочетание.

Бандана – небольшой женский или мужской головной платок из хлопка квадратной или треугольной формы. Завязанный определенным образом, считается атрибутом представителей субкультуры хип-хопхиппи, байкеров.
Косынка – небольшой женский головной платок в форме треугольника.
Кашне – мужской или женский шейный платок прямоугольной формы, достаточно большого размера.
Шаль – женский вязаный или тканый платок большого размера, квадратной или треугольной формы, которым покрывают голову либо укутывают шею и грудь.
Палантин – женская накидка прямоугольной формы, которую носят на плечах. Обычно имеет значительные размеры.
Парео – большой прямоугольный женский платок для ношения на пляже. Является нательным аксессуаром.
Куфия – большой головной платок прямоугольной формы, элемент мужского гардероба в арабских странах.
Хиджаб – большой головной платок прямоугольной формы, традиционный в исламе женский предмет одежды.
Фишю – женский шейный треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из легкой ткани (муслина, батиста, кружева), прикрывающий шею и декольте.
Кустышки – треугольный женский головной платок из тафты красного цвета, сложенный в полосу и завязанный таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики торчали в разные стороны. ((КАРТОЧКИ С НАЗВАНИЯМИ И ОПИСАНИЯМИ ВИДОВ ПЛАТКОВ.))

11.               Если платок носили замужние женщины, а чем же утепляли голову в холода девушки? (В русском быту платок имел целый ряд символико-обрядовых значений. Платком покрывала голову лишь замужняя женщина, девушка не имела право носить платок. Она повязывала голову лишь повязкой, а зимой носила шапочку.) ИНФОРМАЦИЯ: Тканый платок сначала носил название "лор", затем "убрус". Славянское слово "убрус" сохранилось у западных славян до сих пор. Под платок женщины надевали шапочки, так называемые "подубрусники" или "волосники", которые с одной стороны утепляли голову, а с другой предохраняли дорогие расшитые платки от загрязнения и, соответственно, от частой стирки. Волосы женщины стягивались головным убором так туго, что им было тяжело пошевелить веками. Зимой поверх платка надевалась меховая шапочка. Бедные покрывали голову платком из крашенины и шерстяными платками.

По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.
Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.

Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины — полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался или закалывался булавками.

Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40—50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант — украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.

12.               Существовал обряд окручивания молодой, связанный со свадьбой. Что вы знаете об этом обряде? В чём он заключался? (К концу первого дня молодую сажали в угол, закрывали со всех сторон опять же платками, заплетали ей две косы и надевали платок. По словацкому обычаю молодая 14 дней носила особый платок, свадебный, а затем уже надевала обычный платок. Девушки же покрывали голову платками лишь на похоронах.)

13.               Ещё один из словацких обычаев, связанных с платками. В рождество девушки умывались водой, в которую брошены монеты, и утирались красным платком. Для чего?  (Чтобы весь год быть румяными.)

Кто у нас ещё не участвовал? Выходите! Ваш черёд знакомить всех с платками.

ЗАДАНИЕ 3: «НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЗАВЯЗЫВАНИЯ ПЛАТКОВ»

• Аскот на мужском платке
Платок закидывают за шею, концы перекрещивают на груди. Левый конец оборачивают правым и продевают через горловое кольцо. После этого концы платка выравнивают на груди. Полученный узел закладывают за ворот сорочки. Концы платка прячут под рубашкой на груди.
• Аскот на женском платке
Платок квадратной формы складывают в треугольник, затем туго оборачивают вокруг шеи концами назад. После этого концы оборачивают еще раз, чтобы они смотрели вперед, и завязывают аккуратный бант.
• Европейский узел
Платок складывают вдвое и оборачивают вокруг шеи, протянув два конца внутрь образовавшегося кольца.
• Чарльстон
Платком плотно стягивают голову, у основания затылка завязывают в узел, оставляя концы свободными.
• Чаепитие
Платок завязывают тюрбаном с помощью закручивания концов по контуру головы.
• Капюшон
Платок складывают треугольником, концы перекрещивают под подбородком и завязывают сзади.
Узел ЧарльстонМужской узел аскот       Европейский узел Платок, завязанный в капюшон
((ПЛАТКИ, КАРТОЧКИ С ОПИСАНИЕМ СПОСОБОВ ЗАВЯЗЫВАНИЯ ПЛАТКОВ))

14.               Когда же исчезло разделение женского рода на замужних и незамужних по отношению к платку?  (В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие.)

ИНФОРМАЦИЯ: Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что "дом без кровли", "церковь без купола". Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.

Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния.
Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить.
Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия.


И последний вопрос нашей викторины:
15.               В какие годы 20го века и в каком качестве стали использовать шали? (В 20-ые годы мода на шали достигла апогея - все стали делать из шали: сарафаны, платья, шалями обивали мебель, обувь. Было впечатление оживших древнегреческих фресок. В салонах танцевали танец "па-де-шаль".)

Ни одно мероприятие не обходится без песен.
ЗАДАНИЕ 4: «ПРОДОЛЖИ ПЕСНЮ!». Сейчас будут звучать фрагменты песен, в которых упоминается слово «платок». Узнайте песню,   пропойте куплет, скажите название (последнее не обязательно).
ВАРИАНТ 2: Зачитываю строчку из песни с упоминанием слова «платок». Из какой песни строчка? Кто знает песню, запевайте! Остальные поддерживают, хотя бы куплет-два… (тексты некоторых песен в ПРИЛОЖЕНИИ).
«Белая сирень» Николай Басков

«Стою На Полустаночке» (М.Анчаров / И.Катаев) В.Толкунова

«Платок вышивая цветной» Новелла Матвеева

«Платок» Слова: М. Танич  Исп.: Михаил Танич 
«Платок» (исполнитель: Пелагея)

«Прощай, любимый город» («Вечер на рейде»)

«Темно-вишневая шаль» Л.Зыкина

«На Тихорецкую состав отправится» А.Пугачёва

«Тёплая шаль» Любовь Успенская и Слава Медяник

«Синий платочек»  Melody - Е.Петерсбургского,  Я.Галицкого и М.Максимова, 1940-1942. К.Шульженко

«Оренбургский пуховый платок» Л.Зыкина

«Стоят девчонки» Автор текста (слов):Рыжов К.  Композитор:Колкер А. 

«Подари мне платок» А. Агашина.

«Не плачь, девчонка» Автор текста (слов):Харитонов В. Композитор:Шаинский В. 
«Дарю платок» (страдания) Музыка: А.Градский Стихи: народные
«Шумел камыш, деревья гнулись»
«Чёрный ворон» слова П.Козлова
«Вдоль по Питерской» (в полной версии)
«Сама садик я садила»
«Песня цыганки». Слова Я.Полонского (Мой костёр в тумане светит)
«Рязанские мадонны» Сл. А.Поперечного, муз. А.Долухоняна
«Это было давно» - лет семнадцать назад.
«Под ракитою зелёной» русский раненый лежал.

Фото из личного архива

Женщины наши, несмотря на занятость учёбой, работой на производстве и дома, умудряются быть красивыми и покорять мужчин не только своими чарами, но и разнообразными талантами.
И дальше по сценарию у нас с вами различные игры с использованием платков.

1 «ХОРОВОД С ПЛАТОЧКАМИ»
Первый танцор, держа газовый платочек в руке, (остальные в запасе) подходит к любому в зале и приглашает его в хоровод, платочек они держат вдвоём. В другую руку второго даётся платочек. Теперь уже двое выбирают третьего с помощью платочка, третьему тоже даётся платочек и так далее.
В  хороводе танцоры поднимают руки, взмахивая платочками.

Газовые платочки по количеству участников мроприятия
Хороводная музыка
Песня «Подари мне платок» А.Стрельченко
2 «НАРЯЖУХА». (Тест на совместимость, на взаимное доверие – игра «НАРЯЖУХА».)
Примерьте на себя очередную роль...
Все завязывают газовый платок бантом и крепят себе на голову. Если мужчине не приемлемо надеть бант из платка на голову, его можно повязать на шее. И встают в круг. В центре большой закрытый мешок, сверху которого свисают разноцветные ленточки или шнурки с конфетками на концах. Каждый из участников берёт по  ленточке и вытягивает то, что в данный момент должен на себя надеть, и так   танцевать.

Заколки
Большой мешок (сумка)
разноцветные ленточки по количеству участников
Столько же конфет
Столько же разных предметов одежды
Песня «Арлекино» Алла Пугачёва
3 «ПОДНИМИ ПЛАТОК». Круг танцующих. В центре платок. С окончанием мелодии кто первым поднимет платок?! (См. следующее задание)
Платок
Песня «Белая сирень» Николай Басков

4 «ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ». Круг танцующих. Обладатель платка получает комплект шалей-больших платков, например перевязанных за углы ленточкой, надевает шаль-платок кому-то на плечи, выводит его в круг и под  зазвучавшую мелодию (можно национальные мелодии: русская барыня, цыганочка, кавказская, восточная, сиртаки, индийская и т.п.; соответствующие движения с использованием платка). При стихании мелодии новый обладатель платка выводит в круг следующего танцора и при новой мелодии соответствующий танец.

Платок
Шали-большие платки
Мелодии разных национальностей
5 «УГАДАЙ МЕНЯ!». Водящему завязываются глаза, игроки встают вокруг него в кольцо. Затем они идут по кругу, приговаривая:
Вот играли мы, играли,
А теперь в кружочек встали.
Ты загадку отгадай:
Кто позвал тебя – узнай!
Одновременно передавая по кругу платок. При слове «узнай!» тот, у кого окажется платок, кричит: «Скажи, кто я!». В ответ водящий называет его имя. Если он угадал, то меняется местами с кричащим; если же нет, игра продолжается. Платок снова передаётся по кругу.

Платок
Весёлая музыка, лучше без слов
6 «ПОРА, БАБУШКА, В ПИР!». Все стоят в кругу, «ЖМУРКА» с завязанными глазами в середине круга. Играющие идут по кругу и говорят слова:
«Бабушка, бабушка, пора в пир!»
Бабушка-жмурка отвечает: «Не в чем!».
– «В рогоже!».
– «Негоже».
– «В лукошке!».
– «Покато».
– «На крылышках полетай!».
При последних словах все останавливаются, а жмурка машет руками и идёт в сторону играющих. Останавливается перед одним игроком и старается узнать его: руками проводит по платью, волосам (не разрешается трогать лицо). Если узнает, то играющий становится жмуркой и игра начинается сначала.

Платок
Музыка, например: «Арабески» -«Танец»
 7 «ОБНИМАШКИ». Все участники стоят в кругу. Двоим даются по платку. Затем все под музыку начинают двигаться, одновременно платки передаются по кругу в разные стороны. При стихании музыки те, у кого оказались платки выходят в центр и обнимаются. Возвращаются в круг, снова звучит музыка, платки передаются по кругу. Действие повторяется.

2 платка
Музыка
«Стоят девчонки, стоят в сторонке»; В.Толкунова «Стою на полустаночке»
8 «Танцефанты со шляпой».
Все встают в круг, танцуют. По кругу передаётся шляпа с записками, в которых написаны задания. Когда музыка смолкает, тот, у кого в руках шляпа, достаёт записку и исполняет задание:
- поцеловать соседа справа,
- обнять того, у кого в одежде есть красный цвет,
- пригласить на парный танец мужчину,
- поцеловать соседа слева,
- поправить причёску у танцора напротив,
- покружиться под руку с соседом справа,
- громко крикнуть, вскинув вверх руки: «Ой-ля-ля!»,
- пробежать вдоль всего круга, постаравшись наступить каждому на носки туфель,
- ущипнуть танцора через человека от Вас слева,
- поменяться «одеждой» с  танцором напротив, не прекращая танцевать.

Шляпа
Записки с заданиями
Музыка
«Не плачь, девчонка»
9 «ЗАПЛЕТЁМ КОСУ». Один из талантов женщины – заплетать дочерям и внучкам косы…
Приглашаются  желающие показать всем своё умение. Делятся на две-три команды по 4 человека.
Нужно заплести косу из трёх платков. Один участник держит все три платка за один конец, остальные – за другие концы платка.

Много платков, кратно трём (3, 6, 9, 12,…)
Музыка

«На Тихорецкую состав отправится» А.Пугачёва


10 «ПУТАНКА» с кольцом из платков. Один из играющих (ведущий) выходит из помещения. 8-10-12 человек с большими платками встают в круг. Связывают концы платков так, чтобы получился большое кольцо. Каждый из игроков обеими руками перед собой держит посередине платок (отпускать руки, перехватываться нельзя). Затем участники игры по очереди переходят, переступают, подлезают под или над кольцом из платков, запутываясь. Задача ведущего: распутать «клубок» до исходного состояния.

8-12 платков
Музыка
«Песня цыганки». Слова Я.Полонского (Мой костёр в тумане светит)



ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЯМ:
К ЗАДАНИЮ 1 «ПЛАТКИ У РАЗНЫХ НАРОДОВ»: НАПРИМЕР:
 Древний Египет  Израиль Индия
Англия    Испания Европа и США

Франция 20век Россия 19 век
Европа 20век Африка  Араб  Кавказ 
Хидраб восточных народов Россия

К ЗАДАНИЮ 2 «ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАТКОВ»:
Бандана
 – небольшой женский или мужской головной платок из хлопка квадратной или треугольной формы. Завязанный определенным образом, считается атрибутом представителей субкультуры хип-хопхиппи, байкеров.

Косынка
 – небольшой женский головной платок в форме треугольника.

Кашне
 – мужской или женский шейный платок прямоугольной формы, достаточно большого размера.

Шаль
 – женский вязаный или тканый платок большого размера, квадратной или треугольной формы, которым покрывают голову либо укутывают шею и грудь.

Палантин
 – женская накидка прямоугольной формы, которую носят на плечах. Обычно имеет значительные размеры.

 – большой прямоугольный женский платок для ношения на пляже. Является нательным аксессуаром.

Куфия
 – большой головной платок прямоугольной формы, элемент мужского гардероба в арабских странах.

Хиджаб
 – большой головной платок прямоугольной формы, традиционный в исламе женский предмет одежды.

Фишю
 – женский шейный треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из легкой ткани (муслина, батиста, кружева), прикрывающий шею и декольте.

Кустышки
 – треугольный женский головной платок из тафты красного цвета, сложенный в полосу и завязанный таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики торчали в разные стороны.  


К ЗАДАНИЮ 3: «НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЗАВЯЗЫВАНИЯ ПЛАТКОВ»

• Аскот на мужском платке
Платок закидывают за шею, концы перекрещивают на груди. Левый конец оборачивают правым и продевают через горловое кольцо. После этого концы платка выравнивают на груди. Полученный узел закладывают за ворот сорочки. Концы платка прячут под рубашкой на груди.

• Аскот на женском платке
Платок квадратной формы складывают в треугольник, затем туго оборачивают вокруг шеи концами назад. После этого концы оборачивают еще раз, чтобы они смотрели вперед, и завязывают аккуратный бант.
• Европейский узел
Платок складывают вдвое и оборачивают вокруг шеи, протянув два конца внутрь образовавшегося кольца.
• Чарльстон
Платком плотно стягивают голову, у основания затылка завязывают в узел, оставляя концы свободными.
• Чаепитие
Платок завязывают тюрбаном с помощью закручивания концов по контуру головы.
• Капюшон
Платок складывают треугольником, концы перекрещивают под подбородком и завязывают сзади.
Узел ЧарльстонМужской узел аскот Европейский узел Платок, завязанный в капюшон

К ЗАДАНИЮ 4 «ПРОДОЛЖИ ПЕСНЮ!». Тесты некоторых песен.

«Белая сирень» Николай Басков

Белее начатой страницы,
белее майских облаков,
Белее паруса морского
вдоль черноморских берегов.
Белее чайки острокрылой,
белей акации в снегу,
Белей платка девчонки милой,
оставшейся на берегу.
Припев:
Ах, эта белая сирень
так ослепила этот день,
Цветущая в ладонях лета,
вся из любви, добра и света.
Ах, эта белая сирень,
ах, эта белая сирень.
Белее невской белой ночи,
белее северного мха,
Белее паруса морского,
белее солнечного дня.
Белее чайки острокрылой,
белей акации в снегу,
Белей платка девчонки милой,
оставшейся на берегу.
Припев:
Ах, эта белая сирень
так ослепила этот день,
Цветущая в ладонях лета,
вся из любви, добра и света.
Ах, эта белая сирень,
ах, эта белая сирень.
Ах, эта белая сирень
так ослепила этот день,
Цветущая в ладонях лета,
вся из любви, добра и света.
Ах, эта белая сирень,
ах, эта белая сирень.

«Стою На Полустаночке» В.Толкунова

(М.Анчаров / И.Катаев)

Стою на полустаночке
В цветастом полушалочке

А мимо пролетают поезда
А рельсы-то как водится
У горизонта сходятся
Где ж вы, мои весенние года

Жила к труду привычная
Девчоночка фабричная
Росла, как придорожная трава
На злобу неответная
На доброту приветная
Перед людьми и совестью права

Колесики все кружатся
Сплетает нитка кружево
Душа полна весеннего огня
А годы - как метелица
Все сединою стелятся
Плясать зовут, да только не меня

Что было - не забудется
Что будет - то и сбудется
Да и весна уж минула давно
Так как же это вышло-то
Что все шелками вышито
Судьбы моей простое полотно

Гляди, идет обычная
Девчоночка фабричная
Среди подруг скромна не по годам
А подойди-ка с ласкою
Да загляни-ка в глазки ей
Откроешь клад, какого не видал

Стою на полустаночке
В цветастом полушалочке
А мимо пролетают поезда
А рельсы-то как водится
У горизонта сходятся
Где ж вы, мои весенние года.

«Платок» Слова: М. Танич Исп.: Михаил Танич 
Ты платочек, да в цветочек,
Мне на память подарил,
Ни с того и ни с сего
Хороших слов наговорил.
Я примерила платочек,
На платочке бирюза
Оказалась мне по цвету
И по блеску — под глаза.

Припев:
Платок на память подарил,
Хороших слов наговорил!
На том платочке букет расцвел!
Платок со мной, платок со мной,
А ты — ушёл.

Всё хожу, тебя встречаю,
Прогибается мосток!
Забери его обратно,
Несчастливый свой платок!
Не бери платков на память —
Все разлуки из-за них!
Я, во-первых, это знала,
Да забыла, во-вторых!

Припев.

«Прощай, любимый город»
(«ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ»
Melody - В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО.
А. ЧУРКИНА, 1941)
1. Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман
Споем веселей, пусть нам подпоет,
Седой боевой капитан.

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.

2. А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской,
Подтянем дружнее друзья.

Припев.

3. На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян.

«Темно-вишневая шаль» Л.Зыкина

Я о прошлом теперь не мечтаю,
И мне прошлого больше не жаль.
Только много и много напомнит
Эта темно-вишневая шаль.

В этой шали я с ним повстречалась,
И любимой меня он назвал,
Я стыдливо лицо закрывала,
И он нежно меня целовал!

Говорил мне: "Прощай, дорогая,
Расставаться с тобою мне жаль.
Как к лицу, тебе, слышишь, родная,
Эта темно-вишневая шаль!"

Я о прошлом теперь не мечтаю,
Только сердце затмила печаль,
И я молча к груди прижимаю
Эту темно-вишневую шаль.

«На Тихорецкую состав отправится» А.Пугачёва

На Тихорецкую состав отправится,
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые,
Платочки белые...
Платочки белые, глаза печальные.

Одна в окошечко гляжу негрустная,
И только корочка в руке арбузная.
Ну что с девчонкою такою станется?
Вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется...
Вагончик тронется, перрон останется.

Начнет выпытывать купе курящее,
Про мое прошлое и настоящее.
Навру с три короба - пусть удивляются.
С кем распрощалась я, с кем распрощалась я,
С кем распощалась я...
С кем распрощалась я вас не касается.

Откроет душу мне матрос в тельняшечке,
Как тяжело на свете жить бедняжечке.
Сойдет на станции и распрощается.
Вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется...
Вагончик тронется, а он останется.

На Тихорецкую состав отправится,
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые,
Платочки белые...

«Тёплая шаль» Любовь Успенская и Слава Медяник

Дай мне надежду, как теплую шаль согреться
И унеси мою грусть и печаль из сердца.

То что в миру обо мне говорят, не слушай,
Все я отдам тебе, вздох мой, взгляд и душу.

Припев:
Придет рассвет и высохнут слезинки,
Ты тихо скажешь: "Горе - не беда."
Мы с тобой, одной судьбы - две половинки
И друг от друга нам не деться никуда.

Ты уходил от тебя в снегопад любимый
И каждый раз возвращался назад с повинной.
Ты говорил: "Ну, давай все начнем с начала."
Я отпускала тебя, прощала.

Припев:
Придет рассвет и высохнут слезинки,
Ты тихо скажешь: "Горе - не беда."
Мы с тобой, одной судьбы - две половинки
И друг от друга нам не деться никуда.

Проигрыш.

Пусть будут счастливы дни наши, вновь, и ночи,
Так коротка эта жизнь, а любовь короче.
Ты все былые обиды свои забыла,
Ты подойди и, как прежде, скажи: "Мой милый."

Припев:
Придет рассвет и высохнут слезинки,
Ты тихо скажешь: "Горе - не беда."
Мы с тобой, одной судьбы - две половинки
И друг от друга нам не деться никуда.

Придет рассвет и высохнут слезинки,
Ты тихо скажешь: "Горе - не беда."
Мы с тобой, одной судьбы - две половинки
И друг от друга нам не деться никуда.
«Оренбургский пуховый платок»
В этот вьюжный и ласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель.
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.
В это час одинокий, вечерний
Мне с тобой хорошо говорить.
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщинки твои удалить.
Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобою в долгу.
Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог,
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.

«Стоят девчонки» Автор текста (слов):Рыжов К. 
Композитор (музыка):Колкер А. 
Сегодня праздник у девчат
Сегодня будут танцы
И щеки девушек горят
с утра горят румянцем
Пришли девчонки,
стоят в сторонке,
Платочки в руках теребят
,
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят
А парни важности полны
придирчивы ужасно
И остаются вдоль стены
пришедшие напрасно
Пришли девчонки стоят в сторонке
Платочки в руках теребят
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят
Сегодня пусть не повезло
девчонкам отчего-то
Они статистике назло
опять придут в субботу
Придут девчонки стоять в сторонке
Платочки в руках теребя
Очень жаль что на десять девчонок
По статистике девять ребят
Очень жаль что на десять девчонок
По статистике девять ребят
Придут девчонки стоять в сторонке
Платочки в руках теребя
Очень жаль что на десять девчонок
По статистике девять ребят
Ах как жаль что на десять девчонок
По статистике девять ребят
«Подари мне платок» А. Агашина.
Подари мне платок -
Голубой лепесток
,
По краям голубым
Золотой завиток.
Не в сундук положу -
На груди повяжу,
И, что ты подарил,
Никому не скажу.
Пусть и лед на реке,
Пусть и ты вдалеке,
И платок на груди -
Не кольцо на руке,
Я одна - не одна,
Мне тоска - не тоска,
Мне и день невелик,
Мне и ночь коротка.
Если в темную ночь
Иль средь белого дня
Ни за что, ни про что
Ты разлюбишь меня,
Ни о чем не спрошу,
Ничего не скажу, -
На дареном платке
Узелок завяжу.
«Не плачь, девчонка»
Автор текста Харитонов В. 
Композитор Шаинский В. 
Как будто ветры с гор
трубят солдаты сбор
Дорога от порога далека
И уронив платок
чтоб не видал никто
Слезу смахнула девичья рука

Не плачь девчонка пройдут дожди
Солдат вернется ты только жди
Пускай далеко твой верный друг
Любовь на свете сильней разлук
Немного прошагал пока не генерал
Но может быть я стану старшиной
Прости что не сумел сказать
что буду смел
И то что будешь ты моей женой
Не плачь девчонка пройдут дожди
Солдат вернется ты только жди
Пускай далеко твой верный друг
Любовь на свете сильней разлук
Наш ротный старшина имеет ордена
А у меня все это впереди
Но ты любовь зачти отличные значки
Которые теснятся на груди
Не плачь девчонка пройдут дожди
Солдат вернется ты только жди
Пускай далеко твой верный друг
Любовь на свете сильней разлук
Не плачь девчонка
Пройдут дожди
Солдат вернется
Ты только жди
Не плачь девчонка пройдут дожди
Солдат вернется ты только жди
Пускай далеко твой верный друг
Любовь на свете сильней разлук
«Дарю платок» (страдания) Музыка: Александр Градский Стихи: народные

Дарю платок, дарю оба,
чтобы помнился три года


За деревню завалился,
снял платок и поклонился

Шел деревней - девки спали,
махнул платком - девки встали

Прощай лес прощай дубровый,
здравствуй милый чернобровый

Ты товарищ воспой, воспой,
понравился мне голос твой

Сколько я лет с раздушкой знался,
на последний год расстался

«Шумел камыш, деревья гнулись»
(русская народная песня)
                              вариант 1
Шумел камыш, деревья гнулись,
А ночка темная была…
Одна возлюбленная пара
Всю ночь гуляла до утра.

А поутру они вставали.
Кругом помятая трава,
Да не одна трава помята, -
Помята молодость моя.

Придешь домой, а дома спросят:
«Где ты гуляла, где была?».
А ты скажи: «В саду гуляла,
Домой тропинки не нашла».

А если дома ругать будут,
То приходи опять сюда…
Она пришла: его там нету,
Его не будет никогда.

Она глаза платком закрыла
И громко плакать начала
:
«Куда ж краса моя девалась?
Кому ж я счастье отдала?..»

Шумел камыш, деревья гнулись,
А ночка темная была.
Одна возлюбленная пара
Всю ночь гуляла до утра.

«Чёрный ворон» Сл.П.Козлова

Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься,
Черный ворон, я не твой!

Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь,
Черный ворон, я не твой!

Завяжу смертельну рану
Подаренным мне платком
,
А потом с тобой я стану
Говорить все об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за Родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей
.
Ты скажи – она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху-скромну
В чистом поле под кустом,
Обвенчальна была сваха –
Сабля вострая моя.

Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Вижу смерть моя приходит –
Черный ворон, весь я твой!

«Прощание цыганки» (Мой костер в тумане светит) Олег Погудин

Мой костер в тумане светит,
Искры гаснут на лету...
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдет - и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни
;
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костер в тумане светит,
Искры гаснут на лету...
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

«Рязанские Мадонны» Людмила Зыкина

Ты встаёшь, как из тумана,
Раздвигая грудью рожь, -
Ты ему, навстречу, Анна,
Белым лебедем плывёшь.
Мягких трав великолепье,
Тишина у той тропы,
Но глухой разрыв над степью
Поднял землю на дыбы.

Уходят эшелоны,
И ты глядишь им вслед,
Рязанская мадонна -
Солдатка в двадцать лет.

И уже в дожди косые,
Под прощальный перестук,
Встали женщины России
Изваянием разлук.
На продымленных перронах
Да с грудными на руках
Наши матери и жены
В русских вязаных платках
.

И матери, и жёны...
Дороги без конца...
Рязанские мадонны -
Прекрасные сердца!

Не изменят, лгать не станут
И у смерти на краю.
Встань меж ними равной, Анна,
Твой солдат погиб в бою.
И какой на свете мерой
Нам измерить эту боль —
Пожилой солдатки веру
В невозвратную любовь?!.

Пустая стынь перрона,
Далёкая верста...
Рязанская мадонна -
Российская звезда.

 

«Сама садик я садила»

(русская народная песня)

Сама садик я садила,
Сама буду поливать.
Сама милого любила,
Сама буду забывать.

Ах, что это за садочек,
За зелененький такой?
Ах, что это за мальчишка,
Разбессовестный такой?

Пустил славушку худую
Все соседи говорят.
За глаза меня ругают,
А в глаза меня хвалят.

При гулянье, при народе
Стал он девку целовать,
А девчонке стыдно стало,
Стала плакать и рыдать.

И мальчишке жалко стало,
Стал ее он утешать,
Купил шелковый платочек,
Начал слёзы утирать
.

«Ты не плачь, не плачь, девица,
Не плачь, девица-душа,
Только призыв я отбуду,
Возьму замуж за себя».

«Тебе, мальчик, не жениться,
Меня, девицу, не взять:
Твой папашенька богатый
Не позволит меня взять». 

«Синий платочек» К.Шульженко

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч

Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч
Порой ночной
Мы распрощались с тобой
Нет больше ночек
Где ты, платочек
Милый, желанный, родной

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч

Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платой голубой

Письма твои получая
Слышу я голос живой
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной
И часто в бой
Провожает меня облик твой
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой

Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой
За них, родных
Желанных, любимых таких
Строчит пулеметчик за синий платочек
Что был на плечах дорогих



К ЗАДАНИЮ 8 ЧАСТИ 2  «Танцефанты со шляпой»

поцеловать соседа справа


обнять того, у кого в одежде есть красный цвет


пригласить на парный танец мужчину


поцеловать соседа слева


поправить причёску у танцора напротив


покружиться под руку с соседом справа


громко крикнуть, вскинув вверх руки: «Ой-ля-ля!»

пробежать вдоль всего круга, постаравшись наступить каждому на носки туфель

ущипнуть танцора через человека от Вас слева


поменяться «одеждой» с  танцором напротив, не прекращая танцевать

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ИНТЕРНЕТА:
1.           «Все о женских платках» Рубрика: СтильАвтор: Вячеслав Источник: https://kosarev39.ru/vse-o-zhenskih-platkah.html
4.           http://www.rosaria.ru
5.           http://www.garderobchik.com
6.           http://images.yandex.ru/yandsearch
7.           А. Иванов «40 лучших узлов для галстука, шарфа платка», Питер,2009
8.           И другие.
Ещё фрагменты из разных сценариев с применением платков (Из рубрик на блоге:
Сценарии мероприятий для людей пожилого возраста находятся в рубрике блога http://qps.ru/Eaz4B
Сценарии занятий клуба для старшего поколения «Советская песня» Вы найдёте по ссылке http://qps.ru/HjlQ1

1 ведущий: Кто быстрее всех, без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесёт тот шар с собой.
(На натянутой верёвке висит 8 шаров, на которых нарисованы смешные рожицы. Сначала бегут первые участники и повязывают платки на шары, затем – следующие и так остальные желающие. Кто быстрее по секундомеру. Или все завязывают платки одновременно. Кто быстрее справится с заданием.)
2 ведущий: Сейчас я прошу подойти желающих и взять по платку. Вам следует подойти к любому в зале и с помощью платка пригласить его в круг. Круг делится на два полукруга. Задание: под музыку команды по очереди танцуют, используя платки. Другая команда поддерживает. Затем танцует другая команда. Зрители аплодисментами оценивают выступления.

1 ведущий: Желающие участники выходят и встают перед зрителями. Каждый участник должен повязать себе платок и сказать: «Ах, какая я красивая!». Снять платок и передать следующему.
Задача: кто сделает это смешно и быстро. Зрители количеством аплодисментов оценивают выступление.
Что-то засиделись мы, пора бы и ноги размять. Давайте сыграем в старинную русскую игру «Платочек». Под русский перепляс с частушками выходят все желающие. Запевала передаёт платочек любому. Тот, кто его получит, тоже должен спеть частушку с переплясом и передать платок другому и т.д.

Танец с платками.
Все танцующие накидывают на плечи платки и танцуют, используя платок в танцевальных движениях.

«Цыганочка с платками».

«Связанные платочком». Сударушки выходят и получают по платку. Взяв платок обеими руками за противоположные концы (косынку) накидывают платок на шею сударя, которого хотят пригласить на танец. Когда партнёр встанет, платок накидывается и завязывается одновременно на шеях обоих танцоров. И таким образом они танцуют медленный танец.

«Передай платок!». Участники сидят и начинают петь песню. Одновременно они передают платок из рук в руки. В конце каждого куплета или после припева делается небольшая пауза, и тот игрок, в руках которого оказывается в этот момент платок, встаёт и называет своё имя. Садится. Песня продолжается, и платочек передаётся дальше.

«Знакомство с платочками».  Участники мероприятия  делятся на три сидящие в ряд группы. Передавать под музыку вдоль рядов платочки. Когда музыка смолкает, тот, у кого в руках окажется платок, встаёт и представляется.

Снова звучит музыка, платки передаются вдоль рядов и обратно. Музыка смолкает, обладатели платков выходят в центр, представляются и жмут друг другу руки. Садятся на место. Платки начинают снова под музыку передаваться.

В наступившей тишине участники игры с платками выходят в центр, представляются и обнимаются. Садятся на место. Знакомство продолжается, пока не назовут себя все игроки.
Кому трудно вставать, называет себя сидя.

«Поцелуйная. Все участники встают в круг. Кто-то один становится в центр, это ведущий. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, с завязанными глазами, в другую. Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,
Потеряла две серёжки,
Две серёжки, два кольца,
Целуй, девка, молодца.
С последними словами все останавливаются. Выбирается пара по принципу: ведущий – та(тот), которая(ый) перед ним. Выбранный из круга подходит к ведущему, он снимает повязку, игроки представляются друг другу. Затем решается вопрос совместимости. Они становятся друг к другу спиной и на счёт «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!
«ДЕРЖИ СВОЮ МЕЛОДИЮ»                                            
Каждый должен вспомнить песню, слова и мотив которой хорошо знает. Каждый будет петь свою песню, кроме ведущего. По одинарному хлопку ведущего все начинают петь, но только мысленно, про себя. Когда ведущий хлопает два раза подряд, все поют вслух, как можно громче. Старайтесь удержать мелодию и не перепутать слова, несмотря на звуковые помехи. Когда ведущий хлопает вновь один раз, переходите на беззвучное пение, когда хлопнет два раза — опять пойте вслух. Победит тот, кому удается допеть свою песню до конца, ни разу не сбившись. Тот, кто сбился, исказил мелодию, ритм или перепутал слова, выбывает из игры и прекращает петь. Ведущий следит за этим. В награду победителю предоставляется возможность после завершения игры спеть один любой куплет любимой песни от начала до конца без помех.

«Передай платок!». Участники сидят и начинают петь песню. Одновременно они передают платок из рук в руки. В конце каждого куплета или после припева делается небольшая пауза, и тот игрок, в руках которого оказывается в этот момент платок, встаёт и называет своё имя. Садится. Песня продолжается, и платочек передаётся дальше.

Н.С.ПАСЫНКОВА

Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qps.ru/Eaz4B


Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy  

Комментариев нет:

Отправить комментарий