среда, 19 декабря 2018 г.

«ПЯТЬ ТРАВМ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ» ЛИЗ БУРБО Глава 3 ТРАВМА — ПОКИНУТЫЙ


«ПЯТЬ ТРАВМ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ»

ЛИЗ БУРБО


Глава 3
ТРАВМА — ПОКИНУТЫЙ
Покинуть кого-то означает также бросить его, ос­тавить, не желать больше заниматься им. Многие путают понятия «отвергнуть» и «покинуть». Если один из супругов, например, решил отвергнуть другого, он отталкивает его, прогоняет, не желает видеть рядом с собой. Если же он решил покинуть партнера, то уходит от него, оставляет, удаляется — временно или беспо­воротно.

Покинутый переживает свою травму преимущест­венно на уровне «иметь» и «делать», а не на уровне «быть», характерном для отвергнутого. Вот несколько типичных ситуаций, провоцирующих у ребенка трав­му покинутого.
Малыш может чувствовать себя покинутым:
• если его мама вдруг окажется очень занятой в связи с появлением нового младенца. Особенно острым это чувство бывает в тех случаях, когда новорож­денный младенец болеет или требует особого ухода. Покинутому кажется, что мама совсем оставила его и занимается только новорожденным, что так теперь будет всегда, что прежней мамы у него больше не будет;
               если родители ежедневно уходят на работу и бывают с ним очень непродолжительное время;
               когда его госпитализируют, не позволяя родителям быть с ним в больнице. Он не может понять, что происходит. Он может вспомнить, что плохо вел себя до того, как это случилось, и у него возникнет подозрение, что родители хотят от него избавиться, что он им надоел; в этом случае одиночество стано­вится особенно болезненным. Там же, в больнице, он может решить, что родители покинули его навсег­да, и, даже если они навешают его ежедневно, боль первого страдания, оставаясь в памяти, будет всякий раз доминировать. Именно эта боль побуждает его создать себе маску, которая защитит от повторения страданий;
               когда родители на время своего отпуска отдают его — пусть даже и бабушке — для присмотра;
               если его мать постоянно болеет, а отец отсутствует или слишком занят, чтобы заниматься им. Ребенок пре­доставлен самому себе, хочет он того или не хочет.
Я знала одну женщину, которая пережила сильней­ший страх в восемнадцатилетнем возрасте, когда умер ее отец. Боль утраты удесятерялась тем обстоятель­ством, что мать уже несколько лет напоминала дочери, что выставит ее из дому по достижении совершенноле­тия, то есть в 21 год. Отвергнутая матерью, дочь теперь почувствовала себя покинутой и отцом. Ее охватил ужас: «Как же я буду жить без папы, куда мне деваться, когда меня выгонят из родительского дома, и я останусь совсем одна?»
Многие люди, носящие в себе травму покинутого, подтверждают, что в детстве страдали от недостатка общения с родителем противоположного пола. Они находили его слишком замкнутым и обвиняли его в том, что он отдавал другому родителю всю власть. В большинстве случаев эти дети считали, что родитель противоположного пола не интересуется ими.
По моим наблюдениям, травма покинутого нано­сится родителем противоположного пола. С другой стороны, я заметила, что нередко травма покинутого у детей сочетается с травмой отвергнутого. Ребенок чувствует себя отвергнутым родителем своего пола и в то же время покинутым родителем противоположно­го пола — последний, по его мнению, должен был бы больше заниматься им, ребенком, и не позволять второ­му родителю отвергать его. Ребенок может переживать опыт, в котором чувствует себя покинутым родителем своего пола, но в действительности он переживает травму отвергнутого этим родителем. Как это может быть? Дело в том, что родитель одного с ним пола, не уделяющий ему внимания, ведет себя так потому, что отвергает сам себя — и именно это в самой глубине души чувствует ребенок. Когда родитель отвергает себя и у него есть ребенок одного с ним пола, то вполне нормально и по-человечески с его стороны отвергать этого ребенка, возможно бессознательно, посколь­ку ребенок постоянно напоминает ему о его старой травме. Пример женщины, которая в восемнадцать лет потеряла отца, хорошо иллюстрирует такую двойную травму — отвергнутой и покинутой.
При более глубоком изучении характеров ты пой­мешь, что у большинства людей бывает по нескольку травм; правда, уровень боли от них не одинаков.
Тот, кто носит в себе травму покинутого, посто­янно испытывает эмоциональный голод. Недостаток физического питания может обусловить такую же травму — обычно она возникает до двухлетнего воз­раста. Пытаясь скрыть от себя эту травму, человеческое существо создает маску ЗАВИСИМОГО. В дальнейшем я буду использовать слово зависимый для обозначения человека, страдающего травмой покинутого.
Для маски зависимого характерен недостаток тонуса в теле. Длинный, тонкий, обвисший корпус указывает на сильную травму покинутого. Мышечная система недо­развита; со стороны кажется, что она не может удержать тело в вертикальном положении, что человек нуждается в помощи. Тело всегда внешне точно выражает то, что происходит внутри. Зависимый уверен, что ничего не способен достичь сам, что ему совершенно необходима чья-то поддержка. И все его тело выражает эту потреб­ность в поддержке. В зависимом легко просматривается ребенок, которому хочется помочь.
Травму покинутого выдают также большие печаль­ные глаза; они словно пытаются привлечь наше вни­мание. Слабые ноги и длинные руки, свисающие вдоль тела, создают впечатление беспомощности. Человек как будто не знает, что делать со своими руками, особенно когда на него смотрят. Еще одна особенность маски зависимого — расположение некоторых частей тела ниже нормального. Иногда искривлена спина, словно позвоночник не в состоянии удержать ее в выпрям­ленном состоянии. Свисающими, дряблыми выглядят и другие части тела — плечи, груди, ягодицы, щеки, живот, мошонка у мужчин и т. д.
Как видишь, самый впечатляющий признак зависи­мого — сильно пониженный тонус мышц и всего те­ла. Как только ты видишь вялую, расслабленную часть тела, можешь быть уверен, что человек носит маску зависимого, за которой скрывается травма покинутого существа.
Помни: толщину маски определяет интенсивность травмы. У личности с ярко выраженной зависимостью наблюдаются все перечисленные выше признаки. Если же часть этих признаков отсутствует, значит, рана не столь глубока. Важно знать, что физическая полнота че­ловека и недостаточность тонуса в определенных частях тела, а также его излишний вес являются признаками иного рода травмы, о которой пойдет речь в последу­ющих главах; здесь же речь идет о травме покинутого, и для нее характерен общий пониженный тонус.
Ты должен также научиться хорошо различать маски беглеца и зависимого. Посмотри, где-то в твоем окруже­нии есть двое маленьких людей — беглец и зависимый. У обоих могут быть тонкие запястья и лодыжки. Главное различие — в тонусе. Беглец, при всей своей малорослости и хрупкости, отличается хорошей осанкой; за­висимый же выглядит слабым, дряблым, обессиленным. Беглец производит такое впечатление, будто у него кожа туго натянута на кости, но мышечная система, даже если она не развита, работает надежно; у зависимого больше плоти, но ей недостает тонуса.
Если человек страдает от обеих этих травм, ты смо­жешь обнаружить в его теле некоторые признаки бег­леца и некоторые — зависимого. Тот признак, который прежде других бросается в глаза, определяет и доми­нирующую травму.
Изучать окружающих с целью выявить их травмы — превосходное упражнение для развития интуиции. По­скольку тело может рассказать нам очень много о лич­ности, все больше и больше людей стремятся изменить свою физическую внешность, используя для этого все доступные средства — эстетическую хирургию, тяже­лую атлетику и т. д. Но если человек пытается спрятать от других свое настоящее тело, то это означает, что он хочет скрыть именно те травмы, которым соответству­ют маскируемые части тела.
Только с помощью интуиции мы можем обнаружить эти видоизмененные части тела. Мне не раз приходи­лось иметь дело с подобными людьми. Например, во время консультации я замечаю, что у моей пациентки красивые, упругие груди, хотя, когда она вошла, мне показалось, что у этой женщины груди должны быть обвисшие. Это было похоже на короткую вспышку. Я привыкла доверять своей интуиции, поэтому спра­шиваю: «Странно, я вот гляжу на тебя и вижу красивые крепкие груди, но перед этим мне показалось, что они у тебя маленькие и обвисшие; быть может, ты сделала операцию?» Женщина подтверждает, что действитель­но обращалась к эстетической хирургии, так как не любила свои груди.
Некоторые признаки, особенно тонус мышц — как у женщин, так и у мужчин, — бывает гораздо труднее заметить из-за бюстгальтеров, подкладок на плечах или ягодицах и других аксессуаров, предназначенных для того, чтобы вводить в заблуждение заинтересованных наблюдателей. Что ж, по крайней мере тот, кто смот­рит в зеркало, не может себя обманывать. Как бы то ни было, я рекомендую доверять своему первому впе­чатлению.
Я знаю мужчин, которые с юношеских лет зани­маются тяжелой атлетикой, но, несмотря на их вну­шительную мускулатуру, внимательный глаз заметит в них недостаток тонуса. Все мы не раз видели, какими осевшими, бесформенными становятся тела некоторых атлетов по окончании физических упражнений: такое случается только с зависимыми. Если человек скрыл свою травму с помощью физических средств, это вовсе не значит, что он ее излечил. Я напомню тебе аналогию с раной, о которой я говорила в первой главе: если че­ловек спрятал рану под повязкой, сунул руку в карман или отвел ее за спину, то рана от этого не заживет.
Из пяти различных типов травмированных зави­симый наиболее склонен становиться жертвой. Очень высока вероятность, что один из его родителей — а воз­можно, и оба — тоже были жертвами. Жертва — это такая личность, которая всегда склонна создавать себе проблемы — в первую очередь проблемы со здоровь­ем, — чтобы привлечь к себе внимание. Это отвечает потребностям зависимого, которому постоянно кажется, что ему уделяют слишком мало внимания. Когда он вро­де бы пытается всеми способами добиться внимания, он на самом деле ищет возможности почувствовать себя достаточно важным, чтобы получить поддержку. Ему кажется, что если он не сумеет привлечь внимание такого-то человека, то и не сможет на него рассчиты­вать. Это явление хорошо заметно у зависимых, когда они еще очень молоды. Зависимому ребенку хочется быть уверенным, что если он что-то сделает не так, то кто-то обязательно выручит его из беды.
Такая личность слишком все драматизирует; малей­ший инцидент у нее принимает гигантские размеры. Если, например, муж не позвонил жене и не сказал, что придет домой поздно, она предполагает наихуд­шее и не понимает, почему он не позвонил и заставил ее так страдать. Глядя на человека, который ведет себя как жертва, удивляешься порой, как ему удается созда­вать себе столько проблем. Но сам зависимый не видит большой беды в этих проблемах: они приносят ему ценнейший подарок — внимание других людей. Так ему удается не чувствовать себя покинутым. Ведь быть  покинутым для него несравнимо больнее, чем пережи­вать созданные им самим проблемы. По-настоящему понять это может только другой зависимый. Чем более явной жертвой выглядит человек, тем тяжелее его трав­ма, травма покинутого.
Я установила еще одну закономерность: жертва очень часто и охотно играет роль спасителя. Например, зависимый стремится принять на себя обязанности отца по отношению к своим братьям и сестрам или ищет случая спасти кого-то, кого он любит, от неприятнос­тей. Это уже более тонкие способы привлечь к себе внимание. С другой стороны, если зависимый делает много услуг другому человеку, то при этом обычно рассчитывает на комплименты, хочет чувствовать себя важной персоной. Такое стремление нередко стано­вится причиной заболеваний спины, поскольку на нее взваливаются чужие обязанности.
У зависимого чередуются периоды взлетов и падений. В течение какого-то времени он чувствует себя счастли­вым, все идет хорошо, а затем внезапно он становится печальным и несчастным. Он даже сам спрашивает себя, почему это происходит, ведь перемены случаются без видимой причины. Хорошенько поискав, он может обнаружить свой страх и одиночество.
Поддержка со стороны других людей является той формой помощи, в которой зависимый испы­тывает самую острую потребность. Независимо от того, трудно или легко ему принимать решения са­мостоятельно, он, как правило, сначала обращается к другим, спрашивая их мнения или одобрения. Ему необходимо ощущение поддержки в его решениях. Из-за этого может показаться, что людям такого типа трудно решаться на что-то определенное, но на самом деле они сомневаются в своем решении только в тех случаях, когда не чувствуют за собой поддержки. Их ожидания по отношению к другим зависят от того, чем эти другие могут им помочь. В любом случае, для зависимого не так важна реальная физическая помощь, как ощущение поддержки его дел и намерений со сто­роны другого человека. Когда его поддерживают, он воспринимает это как помощь и любовь.
Зависимый может показаться ленивым из-за того, что не любит проявлять активность или физически рабо­тать в одиночку; ему нужно чье-нибудь присутствие, хотя бы просто для моральной поддержки. Если он делает что-то для других, то ожидает ответной привязанности. Если его ожидания оправдываются, и скла­дываются приятные отношения, он старается продлить это состояние. Когда совместная работа заканчивается, он говорит: «Как жаль, что это закончилось». Конец чего-то приятного он воспринимает так, как будто его покинули.
Зависимая личность с чертами жертвы, особенно женщина, склонна задавать множество вопросов и час­то отличается детским тембром голоса. Это видно в тех ситуациях, когда она просит о помощи; она с трудом  принимает отказ и обычно настаивает на своей просьбе. Чем сильнее она страдает, получив отказ, тем упорнее ищет средства, чтобы добиться своего, использует ма­нипуляцию, капризничает, шантажирует и т. п.
Зависимый часто обращается за советом, так как не уверен в своей способности выполнить задачу само­стоятельно, но к полученным советам прислушивается  редко. В конце концов, он поступает так, как сам хотел, потому что, фактически, ему нужен был не совет, а поддержка. Когда он идет с другими людьми, то пропускает их вперед, так как предпочитает, чтобы его вели. Он считает, что если хорошо выполнит свое дело сам, то никто больше не станет им заниматься, и тогда насту­пит изоляция, одиночество, а этого он хочет избежать любой ценой.
Одиночество и в самом деле страшит зависимого больше, чем что-либо другое. Он убежден, что с оди­ночеством ему справиться не по силам. Потому и цеп­ляется за других и делает все для того, чтобы завоевать их внимание. Он прибегает ко всевозможным уловкам, лишь бы его любили, лишь бы не оставили одного. Ради этого он долго и терпеливо переносит самые мучитель­ные ситуации. Его страх выражается такими мыслями: «Что же я буду делать один? Что со мной произойдет? Как же мне быть?» Его часто раздирают внутренние конфликты, поскольку, с одной стороны, он требует много внимания, а с другой — боится его требовать, так как это может обременять и раздражать других, и тогда они его оставят. О зависимом судят по тому, как он выдерживает длительные страдания, и делают вывод, что он эти страдания любит. На самом же деле он их не принимает. Посмотри на женщину, которую избивает муж или которая живет с алкоголиком. Скорее всего, ей легче переносить этот кошмар, чем остаться одино­кой. Она живет надеждой, эмоциональной, призрачной надеждой. Она не признает своей травмы: если бы она признала ее, то вынуждена была бы снова переживать страдание, которое эта травма представляет.
Зависимая личность обладает самой мощной способностью не видеть проблемы в своем партнере. Она предпочитает считать, что все в порядке, так как боится быть покинутой. Если партнер объявляет, что покидает ее, она страдает невероятно, поскольку, не желая видеть проблемы, не ожидала этого. Если это твой случай, если ты видишь, что цепляешься, заискиваешь из страха остаться в одиночестве, — дай себе поддержку. Найди некий мысленный образ, вообрази себе что-то такое, что тебя поддерживает. Не сдавайся, когда наступают минуты отчаяния и кажется, что никто тебе не может помочь. Да, иногда бывает так, что не видно выхода, но выход есть всегда. Если ты сумеешь дать себе под­держку, свет появится, и ты найдешь выход.
Зависимый не любит слова «оставлять». Например,  когда находящийся с ним человек говорит ему: «Мне нужно уйти, я должен оставить тебя», у зависимого сжимается сердце. Одно лишь слово «оставить», даже услышанное по телефону, поднимает в нем бурю эмо­ций. Для того чтобы он не чувствовал себя покинутым, партнер должен объяснить ему причину своего ухода, не употребляя слов «покинуть» или «оставить».
Когда зависимый чувствует себя покинутым, он уве­рен, что слишком мало значит, что недостоин внима­ния другого человека. Находясь в компании зависимого человека, я много раз замечала: стоит мне взглянуть на часы, чтобы проверить время (а при моем напряжен­ном графике я делаю это часто), как его лицо меняется. Я чувствую, как ранит его этот простой жест. Зависи­мый автоматически заключает, что для меня мои дела важнее, чем он.
Такому человеку трудно покинуть место или рас­статься с компанией. Даже если там, куда он собирается идти или ехать, ему будет хорошо, он все же грустит при мысли о разлуке. Когда зависимый отправляется на несколько недель в путешествие, ему очень неприятно покидать семью, дом, работу; но, оказавшись в новом месте, он вскоре привыкнет к нему и будет испытывать такую же печаль, когда придет пора расстаться с этим местом и новыми знакомыми.
Печаль — сильнейшая из эмоций, которые прихо­дится переживать зависимому. Он ощущает ее в самых потаенных глубинах души, не в силах ни попять, ни объяснить, откуда она берется. Чтобы не чувствовать этой печали, он ищет общества других людей. Но мо­жет впасть и в другую крайность — удалиться, оста­вить человека или ситуацию, которые вызывают у него  печаль и чувство одиночества. Он не осознает, что при этом сам кого-то покидает. В кризисные минуты он мо­жет дойти до мысли о самоубийстве. Как правило, он только говорит об этом, стараясь напугать других, но до дела не доходит, так как, в сущности, он ищет лишь поддержки, сочувствия. Если он и совершает попытку самоубийства, то неудачно. Но если после нескольких попыток никто ему не посочувствует и не поддержит его, он может реально покончить с собой.
Зависимый боится всех начальников и властных людей. Люди с повелительным голосом или властными манерами представляются ему холодными и безразлич­ными, а уж его, ничтожного, они, кажется, вообще не  замечают. По этой же причине он очень добр и привет­лив с другими, иногда даже чрезмерно и принужденно.  Он надеется, что благодаря такому его поведению и другие станут приветливыми и внимательными, а не холодными и надменными.
Зависимый часто употребляет слова «один» и «от­сутствовать». Рассказывая о детстве, например, он го­ворит, что его часто оставляли одного, что отец и мать отсутствовали. Он может признать, что страдает от одиночества, переживает сильную тревогу, страх быть покинутым. Ему кажется, что жизнь была бы несрав­ненно лучше, если бы кто-то находился рядом. Можно чувствовать себя одиноким, но не страдать от этого. Степень тревоги отражает силу страдания. Чувство одиночества порождает в страдающем человеке некую поспешность, напряженность; он боится, что то, чего он так жаждет, ему не достанется или у него это отни­мут в любое мгновение. Что скрывается за чувством одиночества? Тот, кто от него страдает, бессознательно отгораживается от того, кого так хотел бы видеть ря­дом с собой. Он не раскрывает свою душу, чтобы при­нять в нее этих людей, — из страха, что не выдержит контакта с ними. Боится он и эмоций, которые могут возникнуть у него в ответ на их внимание. Подобное поведение не редкость и его легко заметить: человек явно препятствует собственному счастью. Как только отношения становятся более тесными, он ищет способ прекратить их.
Зависимые люди легко дают волю слезам, особен­но когда заходит речь об их несчастьях и проблемах.
В их рыданиях слышатся обвинения в адрес других лиц, которые бросили их в тяжелую минуту. Они об­виняют самого БОГА за то, что он оставил их. Они не  хотят видеть, как часто сами оставляют других. Они не отдают себе отчета в том, сколько начинаний бро­сают на полпути. Их эго постоянно играет с ними злые шутки — как, впрочем, и с нами всеми.
Зависимый испытывает потребность в присутствии и внимании других, но не замечает, как часто он отка­зывает другим в том, чего требует для себя. Он любит, например, сидеть в кресле и читать книгу, но терпеть  не может, когда так же поступает супруга (супруг). Он любит пойти куда-нибудь один, уединиться, но если то же самое сделает близкий ему человек, он чувствует себя покинутым и несчастным. Он думает: «Конечно, я не настолько важная персона, чтобы брать меня с со­бой». Столь же болезненно переживает он ситуацию, когда его не приглашают на какую-либо встречу или собрание, куда, по всем соображениям, должны были бы пригласить; он испытывает глубокое уныние — его покинули, он никому не нужен.
Зависимый имеет привычку физически цепляться за любимого человека. Ребенок, маленькая девочка цепляется за папу, мальчик цепляется за маму. В суп­ружеской паре зависимый держится за руку другого, прижимается или часто прикасается к нему. Стоя на ногах, зависимый обычно ищет опору — стену, дверной косяк и т. п. Да и сидя, он норовит облокотиться, при­валиться, развалиться — только не держаться прямо; кажется, что его спина не выдерживает собственной тяжести и клонится вперед.
Когда в публичном собрании увидишь человека, старающегося привлечь к себе внимание, присмот­рись к его телу, и ты сможешь определить, страдает ли он зависимостью. На моих семинарских занятиях всегда находятся люди, стремящиеся что-то выяснить в частном порядке — в перерыве, до или после заня­тий. И каждый раз я вижу маску зависимого. Обычно я прошу их задавать свои вопросы во время занятий, потому что вопросы-то дельные и представляют общий интерес для всех участников. Но начинается новое за­нятие, и они чаще всего пренебрегают моей просьбой. Дело в том, что по-настоящему их интересует только мое внимание, адресованное персонально им. Иногда я предлагаю таким пациентам частную терапию, в про­цессе которой они могли бы получить столько внима­ния, сколько пожелают; но такой путь тоже не усыпан цветами: их рана не столько лечится, сколько получает дополнительное питание.
Еще один способ привлечь внимание — завоевать общественное положение или должность, открывающие доступ к широкой аудитории. Многие певцы, актеры, артисты цирка и другие работники эстрадно-театраль­ного мира, выступающие перед многочисленной публи­кой, являются зависимыми людьми. Для них главное — быть звездой, и не имеет значения, в какой роли.
В частных консультациях зависимый более чем кто-ли­бо склонен к переносу на своего терапевта. В сущности, он ищет у врача поддержки и сочувствия, в которых ему отказали родитель или супруг(а). Моя подруга, психо­лог, рассказывала мне, как ее пациент устроил ей сцену ревности, когда она сообщила ему, что на ближайшие две недели уедет с мужем в отпуск, и сеансы вместо нее будет проводить ее коллега. Благодаря этой сцене она и обнаружила, что пациент перенес на нее свои чувства. После проверки выяснилось, что он типичный зависи­мый. Я здесь пользуюсь этим случаем, чтобы предупре­дить всех, кому приходится оказывать другим людям психологическую помощь: будьте особенно осторожны с пациентами, переживающими травму покинутого, — вы рискуете оказаться объектом переноса.
Зависимый легко отождествляет себя, «сливается» с другими и поэтому склонен считать себя ответствен­ным за их счастье или несчастье, точно так же как и их считает ответственными за свои беды и радости. Такая психически неуравновешенная личность глубоко  чувствует эмоции других людей и легко поддается их  наплыву. Желание слияния порождает всевозможные страхи и может даже привести к агорафобии. Я повторю  здесь описание агорафобии из моей книги «Твое тело  говорит: люби себя!».
Эта фобия представляет собой болезненный страх  открытых пространств и людных мест. Это самая ра­спространенная из фобий. Женщины страдают ею вдвое чаще, чем мужчины. Многие мужчины скрывают свою агорафобию с помощью алкоголя. Они предпочи­тают стать алкоголиками, лишь бы не показывать этот сильный и неконтролируемый страх. Агорафоб часто жалуется на постоянное беспокойство и особенно — тревогу, доходящую временами до паники. Тревожная ситуация вызывает у агорафоба реакции — физиологи­ческие, которые могут вызвать панику (сердцебиение, обмороки, мышечная напряженность или слабость, потоотделение, затрудненное дыхание, тошнота, недер­жание мочи и др.), когнитивные (чувство необычности, чужеродности; страх потерять контроль, сойти с ума, пережить публичное унижение, потерять сознание, умереть и др.) и поведенческие (уклонение от ситуа­ций, могущих вызвать тревогу, а также избегание мест, которые кажутся слишком удаленными от спаситель­ного убежища или надежного человека). Большинство агорафобов страдают гипогликемией.
Страх и эмоции агорафоба столь сильны, что он стремится избегать ситуаций, из которых трудно выб­раться. Поэтому он всегда должен видеть рядом с собой близкого человека, который поможет спастись в труд­ную минуту; необходимо также надежное убежище, где всегда можно спрятаться. Есть и такие агорафобы, которые в конце концов вообще перестают выходить из дому. Причины для этого они всегда находят самые уважительные. Их ужасные предчувствия никогда не сбываются. Большинство агорафобов в детстве были  глубоко зависимы от матери и чувствовали себя ответ­ственными за ее счастье, а также обязанными помогать ей в ее материнской роли. Агорафоб может сущест­венно улучшить свое эмоциональное состояние, если сумеет наладить отношения с матерью.
Самый сильный страх агорафобы испытывают при мысли о смерти или о безумии. Насмотревшись на агорафобов, которые встречались почти на всех моих семинарских занятиях в течение многих лет, я приш­ла к интересным обобщениям по поводу агорафобии, благодаря которым смогла помочь сотням страдающих ею людей. Их страхи тянутся с детства, в котором им  пришлось пережить одиночество, изоляцию. Благопри­ятные условия для развития агорафобии возникают тог­да, когда среди родственников и близких наблюдается повышенная смертность или случаи безумия. Возмож­но, сам агорафоб пережил близость смерти в детстве или чья-то смерть или безумие произвели слишком сильное впечатление на всю семью.
Страх смерти агорафоб переживает на всех уров­нях, хотя по-настоящему не осознает этого. Он считает себя неспособным перенести перемены в какой бы то ни было сфере, поскольку они представляют для него символическую смерть. Вот почему фактические пере­мены в жизни вызывают у него жесточайшие приступы тревоги и усиливают агорафобию. Такими переменами могут быть переходы от детства к юности и затем от юности к зрелости, от холостой жизни к супружеской, смена места работы, переезд, беременность, несчаст­ный случай, развод, рождение и смерть близких людей и т. Многие годы его тревоги могут быть скрытыми и неосознанными, но в ситуации, когда не выдержат блоки его ментального и эмоционального контроля, агорафоб не сможет больше сдерживать свои страхи, и они станут осознанными и очевидными.
Агорафоб отличается также неограниченным и не­контролируемым воображением. Он представляет себе ситуации, выходящие далеко за пределы реальности, и чувствует, что не в силах справиться с этими видени­ями. Эта безотчетная ментальная активность пугает его — он не решается даже говорить о ней, опасаясь прослыть сумасшедшим. Очень важно понимать, что это не безумие, а всего лишь чрезмерная и плохо уп­равляемая чувствительность.
Если ты узнаешь себя в перечисленных выше харак­теристиках, то знай, что это не безумие и что от этого не умирают. Просто еще в детстве ты слишком широко открыл свою душу эмоциям других людей, ты поверил, что несешь ответственность за их счастье и их неудачи. Как следствие, ты стал слишком нервным, так как не  можешь постоянно быть настороже и предотвращать все чужие несчастья. Вот почему ты улавливаешь эмо­ции и страхи других людей, когда находишься в людном месте. Самое важное для тебя — научиться правильно понимать ответственность. Та ответственность, в кото­рую ты веровал до настоящего времени, тебе не под­ходит. Правильное понятие об ответственности входит как неотъемлемая часть во все учебные курсы центра «Слушай свое тело».
Зависимый тип характера я констатировала у боль­шинства агорафобов, которых встречала до сих пор. Если ты обратишься к приведенному выше описанию агорафобии, то найдешь там упоминание о страхе смерти и безумия. Когда у зависимого умирает кто-то из дорогих ему людей, он чувствует себя покинутым. С каждым разом ему становится все труднее прини­мать чью бы то ни было смерть, так как каждая смерть бередит его травму покинутого и усиливает агорафо­бию. Я установила, что человек, у которого доминирует травма покинутого, испытывает особо сильный страх смерти; если же превалирует травма предательства, то более сильным является страх безумия. О травме пре­дательства я буду говорить в пятой главе.
Зависимая мать, склонная к слиянию, жаждет люб­ви от своего ребенка и делает все для того, чтобы он чувствовал, как много она думает о нем. Любовь других людей, особенно близких, поддерживает зависимых, по­могает им стоять на ногах. Я не раз слышала от зависи­мых: «Я не выношу, когда меня кто-то не любит; я готов на все, лишь бы уладить ситуацию». Когда зависимый говорит: «Это очень важно, позвони мне и сообщи, когда у тебя будут новости», то на самом деле он хочет сказать: «Когда ты звонишь мне, я чувствую свою значимость». Всеми способами он добивается, чтобы другие давали ему почувствовать себя нужным, чтобы с ним счита­лись; сам он никак не может в это поверить.
Когда зависимый сталкивается с проблемами, кото­рые его же зависимость порождает, в такие мгновения он хочет быть независимым. Считать себя независи­мым — очень частая реакция у зависимых; они очень любят рассказывать другим, какие они независимые! Между тем от этого травма покинутого только усили­вается и еще больше маскируется, поскольку отвлека­ющие разговоры ее не лечат.
Например, зависимый человек, мужчина или жен­щина, не хочет иметь ребенка, прикрываясь желанием сохранить свою независимость. Часто зависимый муж­чина таким способом скрывает свой страх, что ребенок отнимет у него внимание жены. Зависимая женщина чаще боится, что ее задавят все те обязанности, кото­рые налагает на нее рождение ребенка. С другой сто­роны, если она хочет иметь детей, то предпочитает тот период, когда они маленькие и больше всего зависят от нее. Это помогает ей чувствовать свою значимость. В сущности, зависимому нужна автономия, а не неза­висимость. В последней главе я расскажу, как этого достичь.
Аналогичное поведение характерно для зависимого и в сексуальной жизни. Он часто использует секс для того, чтобы крепче привязать к себе другого. Особен­но популярно это у женщин. Когда зависимая личность видит, что партнер желает ее, она чувствует себя более важной. Я могу сказать, что из пяти типов больше всех любит секс тот, кто боится быть покинутым. Обычно он хочет секса больше, чем партнер, и нередко можно заметить, что именно те, кто больше других жалуется на недостаток сексуальных радостей, страдают травмой покинутого и носят маску зависимого.
Если зависимая женщина и не желает любовных утех, то она не скажет об этом мужу. Она предпочтет имитировать удовольствие, так как не хочет упустить случай почувствовать себя желанной. Я знала и таких женщин, кого устраивала жизнь втроем, когда каждая знала, что муж занимается любовью с другой в соседней комнате. Зависимый же мужчина делает вид, что ничего не знает о любовнике жены. Эти люди предпочитают терпеть такие ситуации, чтобы не оказаться покину­тыми. Предпочитают не по своей воле — просто они готовы на все, лишь бы не потерять супруга.
Что касается питания, то зависимый может съедать много, не набирая при этом веса. Поскольку внутренне он настроен на то, что ему всегда и всего не хватает, то соответствующее сообщение получает во время еды и его тело. И реагирует соответственно. Когда человек ест очень мало, но думает, что переедает, его тело получает сообщение о переедании и реагирует так, как будто и в самом деле съедено слишком много. В результате тело набирает вес.
В предыдущей главе я упоминала, что беглец склонен к анорексии, а зависимый — к булимии. Мои наблю­дения позволяют мне сделать вывод, что, когда зависи­мый мужчина страдает булимией, он «поедает» свою мать: ему ее мучительно не хватает. Когда же булимия проявляется у зависимой женщины, то ей не хватает отца. Если у этих зависимых нет замены недостающему родителю, то они совершают перенос на пищу. Между прочим, они очень часто употребляют слова «пожирать», «поглощать»: «Этот ребенок поглощает всю мою энергию» или «Все мое время пожирает служба».
Зависимый предпочитает мягкие продукты питания. Как правило, он с удовольствием съедает много хлеба, который для него символизирует землю-кормилицу. Он любит неторопливую еду, особенно если вместе с ним в трапезе участвуют другие, он старается продлить этот приятный процесс и внимание к себе. Наоборот, в оди­ночестве, а тем более вне дома, зависимый принимает пищу неохотно. Будучи не в ладах со словом «остав­лять», зависимый всегда старается ничего не оставлять в тарелке. Все это происходит помимо его сознания.
Что касается физического здоровья, то зависимые отличаются, особенно в детстве, частыми заболевани­ями, слабостью, тщедушным телосложением.
Ниже приводится список болезней, которые больше всего угрожают лицам с травмой покинутого:
               АСТМА — болезнь, характеризующаяся затруднен­ным, болезненным дыханием. В метафизическом плане эта болезнь указывает, что человек берет боль­ше, чем ему следует, и отдает с большим трудом.
·               Проблемы с БРОНХАМИ также весьма вероят­ны, поскольку бронхи метафизически связаны с семьей. Если зависимый страдает бронхиальными болезнями, то это свидетельствует о его семейной  неудовлетворенности: ему кажется, что он слиш­ком мало получает от семьи, что слишком от нее зависит. Ему хотелось бы верить в то, что в семье у него есть прочное место, а не суетиться, домогаясь этого места.
Под влиянием своей фузионной субличности* (Психологический термин: часть психики человека, склонная к слиянию с другим объектом, не различающая субъекта и объ­ект. — Прим, перед.) за­висимый притягивает к себе проблемы ПОДЖЕ­ЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ (гипогликемия и диабет) и НАДПОЧЕЧНИКОВ. Вся пищеварительная система у него неустойчива, потому что он считает свое питание неадекватным, даже если физически оно вполне нормально. Несмотря на то, что недостаточ­ность существует только в эмоциональном плане, его физическое тело получает сообщения о нехват­ке пищи и реагирует соответственно — отражает психическое состояние.
БЛИЗОРУКОСТЬ у зависимых встречается также очень часто. Она представляет собой неспособность видеть далеко, а это связано со страхом перед буду­щим и особенно с нежеланием встречать будущее в одиночку.
               Зависимый, слишком лелеющий свою жертвенную субличность, может довести себя до ИСТЕРИИ. Психологи говорят, что истерическая личность по­добна ребенку, который боится, что у него отнимут соску и оставят одного. Поэтому такая личность склонна шумно демонстрировать свои эмоции.
               У многих зависимых развивается ДЕПРЕССИЯ, когда их травма доставляет им сильные страдания и они чувствуют себя беспомощными — не получают той любви, которой так жаждут. Это тоже способ при­влечь к себе внимание.
·               Зависимый страдает МИГРЕНЯМИ, потому что меша­ет себе быть самим собой, блокирует свое «Я есть». Он слишком суетится, прибегает ко всевозможным ухищрениям, лишь бы быть тем, кем его хотят ви­деть другие, или же практически полностью живет в тени людей, которые его любят.
·               Я заметила также, что зависимые очень часто при­тягивают к себе РЕДКИЕ БОЛЕЗНИ, требующие особенного внимания, или так называемые НЕИЗ­ЛЕЧИМЫЕ БОЛЕЗНИ. Напомню, что, когда меди­цина объявляет некоторую болезнь неизлечимой, то, фактически, она сообщает, что наука ЕЩЕ не нашла надежных средств против этой болезни.
Перечисленные выше болезни и недомогания могут наблюдаться и у лиц с иными типами травм, но у тех, кто переживает травму покинутого, они встречаются наиболее часто.
Если ты видишь у себя травму покинутого, то я должна напомнить тебе, что эту рану активировал твой родитель противоположного пола и что ее про­должает бередить каждый человек противоположного пола. И вполне естественной и человеческой реакцией является твоя злость на родителя и других лиц проти­воположного пола. Я повторю здесь то, что написано во многих других моих книгах:
Пока мы продолжаем злиться на родителя (даже бессознательно), наши отношения с людьми того же пола, что и этот родитель, будут складываться трудно.
Я предлагаю тебе проверить и самому убедиться, что этот родитель пережил такую же травму со своим родителем противоположного пола (то есть того же пола, что и ты). Все эти травмы повторяются из поко­ления в поколение (чем объясняется и явление наслед­ственности), и так будет впредь до тех пор, пока колесо кармы не будет остановлено; а для этого необходимо, чтобы все наши отношения строились и развивались в истинной любви.
Ты помнишь, что главная причина травмы кроется в неспособности человека простить себя за содеянное себе или кому-то еще зло. Ему трудно простить себя потому, что обычно он даже не осознает, что копит на себя злобу. Чем тяжелее твоя рана покинутого, тем достовернее она означает, что ты сам себя покинул (то есть сдался) или что покинул других людей, ситуации, проекты. Мы упрекаем других во всем том, что сами делаем, однако не желаем замечать. По этой причине мы и притягиваем к себе людей, которые показывают нам, как мы ведем себя с другими и с самими собой.
Еще одним средством осознания того, что мы поки­нули себя или другого человека, является стыд. Действительно, мы переживаем чувство стыда, когда хотим скрыться или скрыть свое поведение. Вполне нормально находить постыдным поведение, за которое мы осуж­даем других. А особенно не хочется, чтобы в таком поведении нас уличили они.
Так что исключительно важно как можно скорее уладить свои отношения с родителями — только так мы можем перестать воспроизводить одну и ту же схему ситуации. Даже ученые медики и психологи выявили и объяснили повторение из поколения в поколение опре­деленных форм поведения и разрушительных болезней. Они установили, что существуют династии диабетиков, сердечников, астматиков, а также семьи потомственных насильников, кровосмесителей, алкоголиков и т. д.
Если ты находишь в себе черты зависимого, но не считаешь, что был обделен вниманием родителя про­тивоположного пола, — скорее наоборот, это внимание было избыточным, — то, вероятно, происходило вот что. Внимание, которое тебе оказывали, было не того сорта, какого тебе хотелось. Оно почти удушало тебя.
Я могу привести пример с моим старшим сыном; он уже взрослый, но его тело выдает травму покинутого. А ведь из моих троих детей именно он получил в дет­стве максимальное внимание с моей стороны, потому что в тот период у меня не было работы вне дома и я все время находилась с ним. С другой стороны, я была слишком жестка и сурова с ним в ситуациях, которые, по его мнению, этого не оправдывали. Я не давала ему спуску: я наблюдала за каждым его шагом, потому что хотела сделать из него совершенное человеческое су­щество — в соответствии с моими понятиями о совер­шенстве. Сегодня я понимаю, что это было совсем не то внимание, которого он жаждал. Он пережил травму покинутого, и я считаю нормальной его злость на меня в те годы. Я теперь знаю, что этот опыт составлял часть плана его жизни, и что нам надлежало вместе понять некоторые вещи. Ему нужна была такая мать, как я, чтобы пройти процесс прощения того, кто его покинул, а мне нужен был такой сын, как он, чтобы помочь мне завершить подобную ситуацию с моим отцом. Мы еще вернемся к этой теме в главе о предательстве.
Духовные законы гласят, что если человек пережи­вает некий опыт не в любви, то должен будет снова вернуться на Землю и снова переживать этот же опыт. Он возвращается с той же душой, но играет иные ро­ли. И все это лишь затем, чтобы получить возможность решить задачи, которые не были им решены в преды­дущих жизнях.
Не забудь, что характеристики и типы поведения, описанные в этой главе, возникают только тогда, когда страдающий травмой покинутого принимает решение носить маску зависимого, надеясь таким образом избежать выпавших ему страданий.
В зависимости от серьезности травмы и интенсив­ности боли, маска может надеваться изредка или очень часто.
Типичные для зависимого формы поведения диктуют­ся страхом возможности нового переживания травмы покинутого. Может, впрочем, случиться и так, что ты обнаружишь у себя некоторые, но не все из характе­ристик, которые я описала выше. Совпадение всех этих характеристик у одного человека почти невероятно. Каждой из пяти травм соответствуют свои формы по­ведения и внутренние установки. Способы мышления, чувства, разговорные и деловые манеры, характерные для каждой травмы, определяют реакцию человека на все, что происходит в его жизни. Человек в состоянии реагирования не сосредоточен, не уравновешен, не пребывает в своем сердце и не может быть ни благим, ни счастливым. Поэтому очень важно осознавать те моменты, когда ты являешься самим собой, а когда находишься в состоянии реагирования. Достигнув такого осознания, ты получаешь возможность стать хозяином своей жизни, а не отдавать управление ею своим страхам.
Целью этой главы было помочь тебе осознать твою травму покинутого. Если ты узнаешь себя в маске зави­симого, то в последней главе найдешь всю информацию, необходимую для того, чтобы излечить эту травму, стать самим собой и не думать, что вся жизнь наполнена мучениями покинутых. Если ты не находишь у себя этой травмы, то я советую тебе обратиться к тем, кто тебя хорошо знает, и удостовериться в том, что они согласны с тобой. Как я уже упоминала, травма поки­нутого может быть незначительной; в этом случае ты можешь заметить у себя лишь отдельные характерные черты. Напомню, что в первую очередь следует доверять физическому описанию, поскольку физическое тело никогда не лжет, в отличие от нас — мы умеем очень легко обманывать себя.
Если увидишь эту травму у кого-то из твоего окру­жения, не пытайся переделать этого человека. Лучше используй все, что ты узнаешь из этой книги, чтобы воспитать в себе больше сочувствия к нему, чтобы глуб­же понять его реактивное поведение. Не пересказывай своими словами эту книгу; пусть лучше те, кто прояв­ляет интерес к этой сфере, прочтут ее сами.

Характеристики травмы ПОКИНУТОГО
Пробуждение травмы: Между одним и тремя годами, с ро­дителем противоположного пола. Недостаток эмоцио­нального питания или питания определенного типа.
Маска: Зависимый.
Тело: Вытянутое, тонкое, лишенное тонуса, обвисающее; ноги слабые, спина искривлена, руки кажутся чрезмер­но длинными и свисают вдоль туловища, отдельные час­ти тела выглядят дряблыми, провисшими.
Глаза: Большие, печальные. Притягивающий взгляд.
Словарь: «отсутствует», «один», «не выношу», «поедают», «не оставляют».
Характер: Жертва. Склонен к слиянию с кем-то или чем-то. Нуждается в присутствии, внимании, поддержке, под­креплении. Испытывает затруднения, когда приходится что-то делать или решать в одиночку. Обращается за советами, но не всегда им следует. Детский голос. Болез­ненно воспринимает отказы. Печаль. Легко плачет. Вызывает жалость. То радостен, то печален. Физически цепляется за других. Нервный. Звезда эстрады. Стре­мится к независимости. Любит секс.
Больше всего боится: Одиночества.
Питание: Хороший аппетит. Булимия. Любит мягкую пищу. Ест медленно.
Типичные заболевания: Боли в спине, астма, бронхиты, мигрени, гипогликемия, агорафобия, диабет, болезни надпочечников, близорукость, истерия, депрессия, ред­кие болезни (требующие длительного внимания), неиз­лечимые болезни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий