воскресенье, 24 апреля 2022 г.

ВОЙНОЮ ПРЕРВАННЫЕ СТРОКИ… Сценарий мероприятия ко Дню Победы для людей пожилого возраста о поэтах, не вернувшихся с полей сражений

 

из книги

ВОЙНОЮ ПРЕРВАННЫЕ СТРОКИ…
  Сценарий мероприятия ко Дню Победы для людей пожилого возраста

 

(Звучит песня «Москвичи» в исполнении Марка Бернеса.)

ВЕДУЩИЙ:

Впредверии великого дня – Дня Победы в Великой отечественной войне – мы вспомним эпизоды военного времени через стихи поэтов, не вернувшихся с полей сражений.

 

Война родила многих поэтов — одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, ибо ранения сократили им жизнь, некоторые живут до сих пор — их осталось очень мало.

 

У каждого солдата была заветная тетрадка — там были переписанные стихи. Солдаты переписывали друг у друга стихи, делились ими, как махоркой.

 

Например, боевой старшина Сердюк в избытке лирического настроения всякую попавшуюся поэтическую книжку прочитывал по нескольку раз и многие стихи, раскачиваясь, пел на какой-то свой мотив.

 

Поэзия была в воздухе. Взволновать человека стихотворным словом было не так уж сложно, — тронь только чуть-чуть, и человек вмиг очаровывается, так натянуты были нервы, так обострено было его ощущение жизни. Степень ранимости, чувство патетики, тоска по близким были высоки, а что, как не это, располагает человека к поэтическому слову.

 

Но не всем было суждено дожить до мирного времени; многим талантливым поэтам не довелось больше посвящать стихи любимым, матерям, детям,…

 

ВЕДУЩИЙ:

Фонограмма песни «КОГДА ПЛАЧУТ ТЮЛЬПАНЫ» в исполнении Эдуарда Хиля.

 

ВЕДУЩИЙ:

1941 год смерти

* Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб на Балтике 29 ноября 1941 года при выполнении боевого задания на борту подводной лодки; незадолго до смерти написал пронзительные стихи, обращенные к потомку:

 

А если сын родится вскоре,

Ему одна стезя и цель,

Ему одна дорога — море —

Моя - могила и купель.

 

ЧТЕЦ 1:

АЛЕКСЕЙ ЛЕБЕДЕВ*

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПОХОДА

Когда мы подвели итог тоннажу

Потопленных за месяц кораблей,

Когда, пройдя три линии барражей,

Гектары минно-боновых полей,

 

Мы всплыли вверх, — нам показалось странно

Так близко снова видеть светлый мир,

Костер зари над берегом туманным,

Идущий в гавань портовый буксир.

 

Небритые, пропахшие соляром,

В тельняшках, что за раз не отстирать,

Мы твердо знали, что врагам задаром

Не удалось у нас в морях гулять.

 

А лодка шла, последний створ минуя,

Поход окончен, и фарватер чист.

И в этот миг гармонику губную

Поднес к сухим губам своим радист.

 

И пели звонко голоса металла

О том, чем каждый счастлив был и горд:

Мелодию «Интернационала»

Играл радист. Так мы входили в порт.

1941

 

ЧТЕЦ 2:

АЛЕКСЕЙ ЛЕБЕДЕВ*

НА ДНЕ

Лежит матрос на дне песчаном,

Во тьме зелено-голубой.

Над разъяренным океаном

Отгромыхал короткий бой,

А здесь ни грома и ни гула...

Скользнув над илистым песком,

Коснулась сытая акула

Щеки матросской плавником...

Осколком легкие пробиты,

Но в синем мраке глубины

Глаза матросские открыты

И прямо вверх устремлены.

Как будто в мертвенном покое,

Тоской суровою томим,

Он помнит о коротком бое,

Жалея, что расстался с ним.

1941

 

ВЕДУЩИЙ:

* Али Шогенцуков замучен в фашистском концлагере в ноябре 1941 года.

 

ЧТЕЦ 1:

АЛИ ШОГЕНЦУКОВ*

ПРИЗЫВ

Питомцы сада, лучшего на свете,

Строители величественных дней!

Кто ближе сердцу матери, чем дети?

Что вам Отчизны-матери милей?..

 

И если драгоценнейшему благу —

Свободе нашей — угрожает враг,

В ком гневная не закипит отвага?

Ведь стоил крови каждый к счастью шаг!

 

Знавала наша Родина немало

Бессмертием увенчанных побед;

Благоговейно молодежь внимала

Сказаниям о битвах прошлых лет.

 

Народ в своих неистощимых недрах

Выковывал таких богатырей,

Что шедший против нас надменный недруг

Невольно шел к погибели своей...

 

Не только за себя — за всех, чьей кровью

Злодей свою дорогу оросил,

За слезы матерей, за муку вдовью

Мы разочтемся, не жалея сил.

 

Смотрите: к небу, раздирая тучи,

Воздушные взмывают корабли!

Землетрясенья ль вал грядет ревучий? —

Нет, это наши танки в бой пошли,

 

Во вспененные глянете ль просторы:

Не за горой ли там скользит гора?

Нет, то советские дымят линкоры,

То наши выплывают крейсера!

 

От грома пушек вздрагивают скалы,

И долу клонятся верхушки рощ...

Кавказцы! И для нас пора настала

Явить и мужество свое и мощь!

 

Все — на коней! Взлетайте, братья, в седла

И устремляйтесь всем ветрам в обгон,

Чтоб заметался кровопийца подлый,

Поправший человечности закон.

 

Погибнет враг — мы в том клянемся честью!

Мир подвиг наш запомнит на века!

Нам путь победы, славы и возмездья

Предначертала партии рука!

1941

 

ВЕДУЩИЙ:

Фонограмма песни «МАКИ» в исполнении Эдуарда Хиля.

 

ВЕДУЩИЙ:

1942 год гибели

* Владислав Занадворов погиб в ноябрьских боях 1942 года под Сталинградом.

 

ЧТЕЦ 2:

ВЛАДИСЛАВ ЗАНАДВОРОВ*

НА ВЫСОТЕ «Н»

На развороченные доты

Легли прожектора лучи,

И эти темные высоты

Вдруг стали светлыми в ночи.

 

А мы в снегу, на склонах голых,

Лежали молча, как легли,

Не подымали век тяжелых

И их увидеть не могли.

 

Но, утверждая наше право,

За нами вслед на горы те

Всходила воинская слава

И нас искала в темноте.

 

ВЕДУЩИЙ:

* 19 июля 1942 года вместе с экипажем самолета стрелок-радист Леонид Вилкомир погиб в воздушном бою в районе Новочеркасска.

 

ЧТЕЦ 1:

ЛЕОНИД ВИЛКОМИР*

***

Мы победим. Мои — слова,

Моя — над миром синева,

Мои — деревья и кусты,

Мои — сомненья и мечты.

 

Пусть на дыбы встает земля,

Вопит, и злобствует, и гонит —

Меня к своим ногам не склонит,

Как в бурю — мачты корабля.

 

Я буду жить, как я хочу:

Свободной птицею взлечу,

Глазам открою высоту,

В ногах травою прорасту,

 

В пустынях разольюсь водой,

В морях затрепещу звездой,

В горах дорогой пробегу.

Я — человек, я — все могу!

1941

 

ВЕДУЩИЙ:

* Всеволод Багрицкий погиб 26 февраля 1942 года на Волховском фронте.

 

ЧТЕЦ 2:

ВСЕВОЛОД БАГРИЦКИЙ*

ОДЕССА, ГОРОД МОЙ!

Я помню,

Мы вставали на рассвете:

Холодный ветер

Был солоноват и горек.

Как на ладони,

Ясное лежало море,

Шаландами

Начало дня отметив,

А под большими Черными камнями,

Под мягкой, маслянистою травой

Бычки крутили львиной головой

И шевелили узкими хвостами.

Был пароход приклеен к горизонту,

Сверкало солнце, млея и рябя,

Пустынных берегов был неразборчив контур...

Одесса, город мой! Мы не сдадим тебя!

Пусть рушатся дома, хрипя, в огне пожарищ,

Пусть смерть бредет по улицам твоим,

Пусть жжет глаза горячий черный дым,

Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,

Одесса, город мой,

Мой спутник и товарищ,

Одесса, город мой,

Тебя мы не сдадим!

1941

 

ВЕДУЩИЙ:

* Александр Артемов в 1941 году ушел на фронт добровольцем и погиб в 1942 году.

 

ЧТЕЦ 1:

АЛЕКСАНДР АРТЕМОВ*

КОРАБЛИ УХОДЯТ В МОРЕ

Едва приподнимутся флаги

Над ровною гладью залива

И дрогнут в зеленых глубинах

Прожорливых рыб плавники, —

Над берегом белые чайки

Взвиваются стаей крикливой,

И, кончив последнюю вахту,

Мерцают вдали маяки.

 

Синеет высокое небо,

И солнце встает над водою.

Гонимые ветром проворным,

Туманы спускаются с круч.

Над городом в утреннем дыме

Пылает огромной звездою

В широких зеркальных витринах

Рассветный приветливый луч.

 

Мы снова на вахту выходим,

Плывем в голубое безбрежье,

В спокойное яркое утро,

В рассвет, что на море упал.

Мы видим, как по носу прямо

Дельфин заблудившийся режет

Спинным плавником заостренным

Ленивый шлифованный вал.

 

Мы в море уходим надолго,

И путь наш красив и завиден,

И мы ни о чем не жалеем,

И мы не грустим ни о ком.

И с нами прощается город,

Который мы снова увидим,

И машет нам берег весенний

Черемухи белым платком.

 

Свежеет погода, и ветер

В антенне назойливо свищет,

Туман наползает, и воет

У рифов тревожный ревун,

И чайки у берега кружат,

Садясь на пробитое днище

Кунгаса, что выброшен морем

На скалы в последний тайфун.

 

Но пусть поднимаются волны,

На палубу брызги роняя,

И ветер от края до края

Туман расстилает седой,

Мы к вахтам тяжелым привыкли,

Мы ночью и днем охраняем

И нашу весеннюю землю,

И наши сады над водой,

 

И город, поднявший высоко

Багряные трубы заводов,

И узкие тихие бухты

С хребтами по трем сторонам,

И зелень полей урожайных,

И наши просторные воды,

И все, что зовется Отчизной,

Что близко и дорого нам.

1941

 

ВЕДУЩИЙ:

* Политрук пулеметной роты Николай Майоров погиб под Смоленском 8 февраля 1942 года.

 

ЧТЕЦ 2:

НИКОЛАЙ МАЙОРОВ*

* * *

Нам не дано спокойно сгнить в могиле —

Лежать навытяжку, — и, приоткрыв гробы,

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

 

ВЕДУЩИЙ:

Песня «НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ».

Исполняет вокальная группа, все подпевают.

 

ВЕДУЩИЙ:

1943 год

* Из последнего письма (28.VIII.43 года) сержанта-минометчика Бориса Котова, погибшего 29 сентября 1943 года при форсировании Днепра. Сержанту Котову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

ЧТЕЦ 1:

БОРИС КОТОВ*

<ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО*

В полночь холодно, в полдень жарко,

Ветер хочет всю пыль смести.

Остается рабочий Харьков

Вехой, пройденной на пути.

 

Войны слева и войны справа,

В центре — смертная карусель.

И задумчивая Полтава

Перед нами лежит, как цель.

 

Плач старухи и крик девчурки

На развалинах изб стоит.

Я завидую ныне Шурке*,

Что в Донбассе ведет бои.

(Шура — брат поэта.)

 

ВЕДУЩИЙ:

* Борис Богатков пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск—Ельня), поднимая взвод в атаку.

 

ЧТЕЦ 2:

БОРИС БОГАТКОВ*

ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ

Метров двести — совсем немного —

 отделяют от нас лесок.

Кажется — велика ль дорога?

Лишь один небольшой бросок.

 

Только знает наша охрана —

дорога не так близка.

Перед нами — «ничья» поляна,

а враги — у того леска.

 

В нем таятся фашистские дзоты,

жестким снегом их занесло.

Вороненые пулеметы

в нашу сторону смотрят зло.

 

Магазины свинцом набиты,

часовой не смыкает глаз.

Страх тая, стерегут бандиты

степь, захваченную у нас.

 

За врагами я, парень русский,

наблюдаю, гневно дыша.

Палец твердо лежит на спуске  ППШа.

 

Впереди — города пустые,

нераспаханные поля.

Тяжко знать, что моя Россия

от того леска — не моя...

 

Посмотрю на друзей-гвардейцев:

брови сдвинули, помрачнев, —

как и мне, им сжимает сердце

справедливый, священный гнев.

 

Поклялись мы, что встанем снова

на родимые рубежи!

И в минуты битвы суровой

нас, гвардейцев, не устрашит

ливень пуль, сносящий пилотки,

и оживший немецкий дзот...

 

Только бы прозвучал короткий

долгожданный приказ: «Вперед!»

1942

 

ЧТЕЦ 1:

БОРИС БОГАТКОВ*

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ В БЛИНДАЖЕ

До артподготовки осталось немного:

тринадцать минут всего.

Комроты промолвил спокойно и строго,

связного позвав своего:

— Сигнал для атаки, запомни, ефрейтор,

зеленой ракетой подам.

С инструкцией этой быстрее, чем ветер,

лети у меня по взводам!..

И сгинул ефрейтор, что ветер во поле,

комроты ж провел по усам:

     А ну, ординарец, расщедрился б, что ли,

да выдал горючего нам!

Садись, замполит, нам с тобой не впервые

готовить для боя ребят.

Недаром у нас на груди золотые

нашивки ранений горят!..

Друзьями усталыми окруженный

(ох, тяжкая эта война!),

комроты садится на ящик патронный

и всем наливает вина.

И, встав, головою касаясь наката, —

известен сибирский наш рост! —

он молвит негромко:

     Подымем, ребята,

за милую Родину тост!..

И сблизились, звякнув, помятые кружки,

зеленые кружки, и вдруг

взревели за лесом гневные пушки,

земля задрожала вокруг...

Март 1943 г.

Калининский фронт

 

ВЕДУЩИЙ:

* Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в контратаку.

 

ЧТЕЦ 2:

ВЛАДИМИР ЧУГУНОВ*

ПЕРЕД АТАКОЙ

Если я на поле ратном,

Испустив предсмертный стон,

Упаду в огне закатном,

Вражьей пулею сражен,

 

Если ворон, словно в песне,

Надо мною круг замкнет, —

Я хочу, чтоб мой ровесник

Через труп шагнул вперед.

 

Пусть ускорит он походку

Среди выжженной травы,

Пропотевшую пилотку

Не снимая с головы.

 

И, зажав винтовку твердо,

Отомстит за смерть мою,

За страдания народа

И за Родину свою!

1943

 

ЧТЕЦ 1:

ВЛАДИМИР ЧУГУНОВ*

ПОСЛЕ БОЯ

Хорошо, товарищ, после боя,

Выдыхая дым пороховой,

Посмотреть на небо голубое —

Облака плывут над головой...

 

И в затихшем орудийном гуле,

Что в ушах моих еще звенит,

Вся страна в почетном карауле

Над убитым воином стоит.

10 мая 1943 г.

 ВЕДУЩИЙ:

13 ноября 1943 года под Великими Луками погиб командир взвода разведчиков Сергей Добронравов. Ему шел двадцать третий год...

Он ушел из жизни совсем молодым, оставив после себя стихи, никогда не публиковавшиеся в центральной печати.

ЧТЕЦ 2:

СЕРГЕЙ ДОБРОНРАВОВ*

ВЕСНА

Весна всегда похожа на победу:

На солнце — жизнь, в оврагах — трупный снег.

И как-то убедительней — «приеду» —

Сегодня напишу в моем письме!

Ты знаешь без меня, как брали Нальчик,

Как выстоял суровый Сталинград!

Но знаешь ли, что я, вчерашний мальчик,

Сегодня стал — мужчина и солдат...

Ты далеко, совсем с другого края

Кроваво-красной карты на стене,

Но я взгляну в глаза твои, родная,

Пусть фотографии — в твоем письме!

Узнай меня: такой же, хоть и старше.

Я жил и жив и долго буду жить!

Пускай по немцам траурные марши

Взахлеб чужое радио визжит!

Люблю тебя, далекая Ирина,

Не волен я: я воин, я солдат!

Поэтому горячей грудью сына

Я к матери — сырой земле прижат!

Меня она от смерти сохранила!

Осколком не пробить, снарядом не порвать...

Грабителю — глубокая могила.

Для русского бойца земля — родная мать!

 

ЧТЕЦ 1:

СЕРГЕЙ ДОБРОНРАВОВ*

ТЕБЕ, ИРИНА!

Неспокойна, непослушна,

Ночь короткая, гряди!

Словно звезды в небе скучном —

Поцелуи на груди...

 

В целом мире — только двое,

Только двое — ты и я!

Облака в пожаре скроет –

Красноперая заря...

 

Ночь мгновением потонет

В море страсти и огня!

Твое сердце на ладони,

Словно птица, у меня!

ВЕДУЩИЙ:

Песня «ЗДЕСЬ ПТИЦЫ НЕ ПОЮТ» из к/ф «Белорусский вокзал». Исполняет вокальная группа, все подпевают.

 

ВЕДУЩИЙ:

1944 год

* Георгий Суворов — участник боев за Ленинград. Погиб во время наступления советских войск 13 февраля 1944 года.

 

ЧТЕЦ 2:

ГЕОРГИЙ СУВОРОВ*

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Веет, веет и кружится,

Словно сонм лебедей,

Вяжет белое кружево

Над воронкой моей.

 

Улетает и молнией

Окрыляет, слепит...

Может, милая вспомнила,

Может, тоже не спит.

 

Может, смотрит сквозь кружево

На равнину полей,

Где летает и кружится

Белый сонм лебедей.

1943 (?)

 

ЧТЕЦ 1:

ГЕОРГИЙ СУВОРОВ*

КОСАЧ

Заря над лесом разлилась устало,

Бой отгремел, с огрызком сухаря

Я сел у пня, винтовка отдыхала

У ног моих, в лучах зари горя.

 

Я ждал друзей, идущих с поля боя...

И вдруг... Где трав серебряная мгла,

В пятнадцати шагах перед собою

Я увидал два черные крыла.

 

Потом кривая радужная шея

Мне показалась из сухой травы...

Рука — к винтовке, но стрелять не смею...

он один на берегах Невы...

 

Земляк! И предо мною голубые

Встают папахи горных кедрачей,

Как бы сквозь сон, сквозь шорохи лесные

Я слышу ранний хохот косачей.

 

Так, вспоминаю, в голубом томленье

Глаз не сводил я с полулунных крыл...

Легла винтовка на мои колени,

Поднять ее я не имел уж сил.

 

Да и зачем? Мой выстрел, знаю, меток,

Но птица пусть свершает свой полет.

Охотник я. Я знаю толк в приметах:

«Кто птицу бьет, тот зверя не убьет».

1943

 

ЧТЕЦ 2:

ГЕОРГИЙ СУВОРОВ*

* * *

Еще утрами черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

 

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

 

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день — мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

 

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра; как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло!..

 

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили как люди —

И для людей.

1944

 

ВЕДУЩИЙ:

* Всеволод Лобода погиб 18 октября 1944 года в Латвии, неподалеку от г. Добеле.

 

ЧТЕЦ 1:

ВСЕВОЛОД ЛОБОДА*

НАЧАЛО

Лес раскололся тяжело,

Седой и хмурый.

Под каждым деревом жерло

Дышало бурей...

 

Стволам и людям горячо,

Но мы в азарте.

Кричим наводчикам:

«Еще,

Еще ударьте!..»

 

Дрожит оглохшая земля.

Какая сила

Ручьи, и рощи, и поля

Перемесила!

 

И вот к победе прямиком

За ротой рота

То по-пластунски,

то бегом

Пошла пехота.

13 сентября 1944 г.

 

ВЕДУЩИЙ:

* Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Моабит и в 1944 году казнен. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

ЧТЕЦ 2:

МУСА ДЖАЛИЛЬ*

ВОЛЯ

И в час, когда мне сон глаза смыкает,

И в час, когда зовет меня восход,

Мне кажется, чего-то не хватает,

Чего-то остро мне недостает.

 

Есть руки, ноги — все как будто цело,

Есть у меня и тело и душа.

И только нет свободы! Вот в чем дело!

Мне тяжко жить, неволею дыша.

 

Когда в темнице речь твоя немеет,

Нет жизни в теле — отняли ее,

Какое там значение имеет

Небытие твое иль бытие?

 

Что мне с того, что не без ног я вроде:

Они — что есть, что нету у меня,

Ведь не ступить мне шагу на свободе,

Раскованными песнями звеня.

 

Я вырос без родителей. И все же

Не чувствовал себя я сиротой.

Но то, что было для меня дороже,

Я потерял: Отчизну, край родной!

 

В стране врагов я раб тут, я невольник,

Без Родины, без воли — сирота.

Но для врагов я все равно — крамольник,

И жизнь моя в бетоне заперта.

 

Моя свобода, воля золотая,

Ты птицей улетела навсегда.

Взяла б меня с собою, улетая,

Зачем я сразу не погиб тогда?

 

Не передать, не высказать всей боли,

Свобода невозвратная моя.

Я разве знал на воле цену воле!

Узнал в неволе цену воли я!

 

Но коль судьба разрушит эти своды

И здесь найдет меня еще в живых, —

Святой борьбе за волю, за свободу

Я посвящу остаток дней своих.

Июль 1942 г.

 

ЧТЕЦ 1:

МУСА ДЖАЛИЛЬ*

ПРОСТИ, РОДИНА!

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

 

Кто посмеет сказать, что я тебя предал?

Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?

Волхов — свидетель: я не струсил,

Пылинку жизни моей не берег.

 

В содрогающемся под бомбами,

Обреченном на гибель кольце,

Видя раны и смерть товарищей,

Я не изменился в лице.

 

Слезинки не выронил, понимая:

Дороги отрезаны. Слышал я:

Беспощадная смерть считала

Секунды моего бытия.

 

Я не ждал ни спасенья, ни чуда,

К смерти взывал: «Приди! Добей!..»

Просил: «Избавь от жестокого рабства!..»

Молил медлительную: «Скорей!..»

 

Не я ли писал спутнику жизни:

«Не беспокойся,— писал,— жена.

Последняя капля крови капнет —

На клятве моей не будет пятна».

 

Не я ли стихом присягал и клялся,

Идя на кровавую войну:

«Смерть улыбку мою увидит,

Когда последним дыханьем вздохну».

 

О том, что твоя любовь, подруга,

Смертный огонь гасила во мне,

Что Родину и тебя люблю я,

Кровью моей напишу на земле.

 

Еще о том, что буду спокоен,

Если за Родину смерть приму.

Живой водой эта клятва будет

Сердцу смолкающему моему.

 

Судьба посмеялась надо мной:

Смерть обошла — прошла стороной.

Последний миг — и выстрела нет!

Мне изменил мой пистолет...

 

Скорпион убивает себя жалом,

Орел разбивается о скалу.

Разве орлом я не был, чтобы

Умереть, как подобает орлу?

 

Поверь мне, Родина, был орлом я, —

Горела во мне орлиная страсть!

Уж я и крылья сложил, готовый

Камнем в бездну смерти упасть.

 

Что делать? Отказался от слова,

От последнего слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумертвые руки,

Пыль занесла мой кровавый след...

 

...Я вижу зарю над колючим забором,

Я жив и поэзия не умерла:

Пламенем ненависти исходит

Раненое сердце орла.

 

Вновь заря над колючим забором,

Будто подняли знамя друзья!

Кровавой ненавистью рдеет

Душа полоненная моя!

1942

 

ВЕДУЩИЙ:

Песня «НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА». Музыка и слова Б.ОКУДЖАВЫ.

Исполняет вокальная группа, все подпевают.

 

ВЕДУЩИЙ:

* Военный корреспондент Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944 году

 

ЧТЕЦ 2:

ИОСИФ УТКИН*

ТЫ ПИШЕШЬ ПИСЬМО МНЕ

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

 

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

 

...Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

 

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной...

 

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

 

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем...

1942

 

ЧТЕЦ 1:

ИОСИФ УТКИН*

СЕСТРА

Когда, упав на поле боя —

И не в стихах, а наяву, —

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

 

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, —

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

 

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..

1943

 

ВЕДУЩИЙ:

Песня «ПЕСНЯ О ДАЛЁКОЙ РОДИНЕ» из к/ф «Семнадцать мгновений весны».

Исполняет вокальная группа, все подпевают.

 

ВЕДУЩИЙ:

1945 год

* Офицер Советской Армии Фатых Карим пал смертью храбрых в феврале 1945 года на подступах к Кенигсбергу.

 

ЧТЕЦ 2:

ФАТЫХ КАРИМ*

(С татарского)

ДИКИЕ ГУСИ

Голубыми небесными тропами

Из-за моря, где жили зимой,

Снова гуси летят над окопами,

По весне возвращаясь домой.

 

Здесь озера у нас в изобилии.

Сколько заводей в чаще лесной!

И на них распускаются лилии,

Удивляя своей белизной.

 

Над лугами и чащею мглистою

Пролетая в весенние дни,

Мне в подарок стрелу шелковистую,

Дикий гусь, на лету урони.

 

Я возьму твое перышко серое,

В блеск весенней зари окуну,

Песню звонкую с пламенной верою

Напишу про родную страну.

 

Не впервые на поле сражения,

В грозной схватке, в кровавом бою,

Мой народ, словно солнце весеннее,

Согреваешь ты душу мою.

 

ВЕДУЩИЙ:

* Борис Костров 11 марта 1945 года был смертельно ранен в Восточной Пруссии. Похоронен в г. Крейцбурге на центральной площади.

 

ЧТЕЦ 1:

БОРИС КОСТРОВ*

ПОСЛЕ БОЯ

Портянки сохнут над трубой,

Вся в инее стена...

И, к печке прислонясь спиной,

Спит стоя старшина.

 

Шепчу: — Товарищ, ты бы лег

И отдохнул, солдат!

Ты накормил, как только мог,

Вернувшихся назад.

 

Ты не поверил нам. Ну что ж,

В том нет большой беды.

Метет метель. И не найдешь

На небе ни звезды.

 

Твоей заботе нет цены.

Ляг между нами, брат.

Они снежком занесены

И не придут назад.

1943

 

ВЕДУЩИЙ:

Песня «ЗА ТОГО ПАРНЯ» из к/ф «В бой идут одни старики».

Исполняет вокальная группа, все подпевают.

 

ВЕДУЩИЙ:

Память — большое людское богатство. Память о погибших в бою и об ушедших из жизни родных и близких — земное человеческое чувство. Из прошлого пришло все нынешнее.

 

Иногда возникает впечатление, что люди более молодых поколений не до конца осознают величия произошедшего семьдесят шесть лет назад. И того, какой огромной ценой была завоевана Победа. Неправда, что о Великой Отечественной рассказано уже достаточно. Горько говорить, но если даже в нашей стране, остановившей глобальный геноцид, сегодня нацистские идеи получают распространение, и некоторые молодые люди бездумно «украшают» тела и заборы свастиками — значит, мало еще и написано, и отснято, и спето!

 

С высоты нынешних десятилетий отчетливее видится великая и горькая правда о той войне, о ее небывалой жестокости, немыслимых людских страданиях, трагических ошибках, непомерных потерях.

 

Сколько матерей не дождались своих сыновей и дочерей!

Сколько любимых не встретились вновь!

Сколько детей навечно остались детьми! …

 

Песня «ЖУРАВЛИ». Исполняет вокальная группа. Все подпевают.

 

ВЕДУЩИЙ:

Бессмертен тот, кто отдал жизнь за Родину, кого она, благодарная и святая, будет помнить, покуда длится на Земле жизнь и живет память человеческая.

 

С Великим вас праздником! С Днём Победы!

 

ЛИТЕРАТУРА:

- Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет /Сост. В. М. Курганова; Вступ. от. Е. М. Винокурова; Под общ. ред. Е. М. Винокурова,— М.: Сов. Россия, 1990, — 272   с, — (Школьная б-ка).

- П. Е. Козлов ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА. Город Киров. 1941-1945. - Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005.

 

Н.С.Пасынкова

 СПИСОК СЦЕНАРИЕВ Ко ДНЮ ПОБЕДЫ:

В рубрике «АГИТБРИГАДА …» https://urlid.ru/bt2a:

- ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ

- ДЕНЬ ПОБЕДЫ, КАК ОН БЫЛ ОТ НАС ДАЛЁК

 

В рубрике «Сценарии мероприятий для пожилых людей» http://qoo.by/U0X:

1.   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СТИХАХ И ПЕСНЯХ

2.   ВОЕННОЙ ПЕСНИ НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

3.   ЗА КРАЙ РОДНОЙ

4.   И ВСПОМНИМ МЫ ПОБЕДНЫЙ МАЙ

5.   И ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ

6.   РАДИ ПАМЯТИ, РАДИ ЖИЗНИ

7.   А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ

8.   ЗА КРАЙ РОДНОЙ…

9.   ПОБЕДА В СЕРДЦЕ КАЖДОГО ЖИВЁТ

10.               Сценарий праздника, посвящённого ДНЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.

11.               НА РОДНУЮ МОЮ НА СТОРОНКУ Я УМРУ, НО ВРАГА НЕ ПУЩУ… Познавательная программа ко Дню Победы о подвиге кировчан для людей пожилого возраста

12.               ИЗ ГНЕВА ПЛАВИЛСЯ МЕТАЛЛ И СЛЁЗЫ ПРЕВРАЩАЛИСЬ В ПОРОХ Познавательная программа ко Дню Победы о подвиге кировчан в тылу для людей пожилого возраста

13.               И ЛОМАЛА ВОЙНА И ТАРАНИЛА… Праздничная программа ко Дню Победы для людей пожилого возраста

14.               ВОЙНОЙ ПРОВЕРЕННЫЕ НА ИЗЛОМ Сценарий мероприятия ко Дню Победы о героях кировчанах для людей пожилого возраста

15.               БЕССОННЫХ МОЛОТОВ НАБАТ Познавательная программа ко Дню Победы о подвиге кировчан в тылу для людей пожилого возраста

16.               …ДО КОНЦА ВОЙНЫ НЕ ДНИ, А ЧЕТЫРЕ ОГРОМНЫХ ГОДА Сценарий мероприятия ко Дню Победы о военном творчестве Эдуарда Асадова для людей пожилого возраста

17.               ВОЙНОЮ ПРЕРВАННЫЕ СТРОКИ Сценарий мероприятия ко Дню Победы о поэтах, не вернувшихся с полей сражений

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий