суббота, 1 июля 2017 г.

Песни рождения Советской страны Литературно-музыкальная композиция

Фото из интернета
«ПЕСНИ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ»
(Литературно-музыкальная композиция)
Составитель Пасынкова Н.С.
2015 г.

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса, общительности, двигательной активности.

(Информация из интернета. Статья Лидии Ивановой  "СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ")



                                                      Содержание / Игра
Фонограммы /реквизит
1
Летописец больших и малых событий, трудовых будней, радостей, испытаний, пройденных страной за годы ее существования, — таким предстает путь советской песни.
 Среди других видов музыкального искусства песня заметно выделяется быстротой и активностью отклика на события боль­шого политического и общественного масштаба. Это свойство присуще песенной культуре любого народа и любого времени. В том числе и России, где на рубеже XIX и XX веков набирало силу организованное революционное движение. Оно сопро­вождалось мощной песенной волной, которую возглавили бое­вые гимны протеста против самодержавия.
Советская песня предстает как богатый мир образов и тем, чутко восприимчивый к запросам времени. Она известна в облике массовой, бытовой, эстрадной, во множестве жанровых разновидностей, активно взаимодействующих друг с другом.              Проследим этапы ее развития, а с ними — наиболее известные образцы песенного жанра.
Частью революционного движе­ния, средством выражения его идей, духовным оружием и мощ­ным сплачивающим началом стали первые русские революци­онные гимны «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы». Их голоса послужили прямым напутствием советской массовой песне.
«Смело, товарищи, в ногу»
2
Чрезвычайно интенсивным был процесс рождения советской песенной культуры. Много лет спустя об этом точно и ёмко сказала в одном из своих выступлений композитор А. Пахмутова: «Жизнь стремительно диктовала новые идеи, новые образы, а ждать было некогда — приходилось брать на во­оружение и перевооружать все элементы музыкального быта, все слои крестьянского, городского и солдатского фольклора, все разновидности  романса, эстрадных куплетов, частушек. Не по­боюсь сказать, что простая песня обнаружила такую сложность и разнообразие интонационных истоков, что в этом отношении ей трудно найти аналог в истории искусств».
«Мы — кузнецы»

«Узнай песню по первым звукам!».
Трек 1. «Смело, товарищи, в ногу» - 10 сек.
Трек 2. «Мы – кузнецы» - 8 сек.
Трек 3. «Варшавянка» - 8 сек.
Трек 9. «Проводы» - 9 сек.
Трек 13. «Авиамарш» - 7 сек. 
Жетоны - открытки
3
Советская песня рождалась стихийно, в недрах массового песнетворчества гражданской войны. Первые ее шаги относятся к 1918—1920 годам. В песнях этих лет нашли выражение идеи, взгляды и настроения людей, выступивших с оружием в руках на защиту советской власти.
Большую роль в песенном обиходе первых лет советской власти играли гимны дооктябрьского периода. На улицах и пло­щадях открыто и мощно зазвучали «Рабочая марсельеза»«Ин­тернационал»«Варшавянка»,  «Вы жертвою пали» и другие песни, вышедшие из революционного подполья. Велико было их воодушевляющее воздействие. Одна­ко время потребовало от песни нового содержания, соответ­ствующего событиям и явлениям новой действительности.
«Варшавянка»
4
Источником песенного движения явилась Красная Армия. Песней ее бойцы утверждали свою веру в светлое будущее моло­дой советской республики, готовность отстоять ценою собствен­ной жизни завоевания Октября. Родилась новая тема — боевые походы Красной Армии. А с нею новый коллективный герой — народ, отстаивающий дело революции.
Первые советские песни возникли на основе наследия прошлого. Новые тексты объединялись с широко известными напевами. Так была сложена походная песня «Мы — красные солдаты» (на мотив знаменитой песни XIX века «Среди лесов дремучих» про разбойничьего атамана Чуркина). Очень часто новые тексты сочинялись в опоре на какой-либо первоисточник. Например, прототипом песни «Расстрел коммунаров» послужи­ла революционная песня «Мы сами копали могилу себе» (1906).
«Мы — красные солдаты»
5
 Типичный для этой поры путь создания песен — жанровое переосмысление популярных напевов. Ярчайший пример — один из первых красноармейских походных гимнов «Смело мы в бой пойдем». Его мелодия восходит к популярному в дореволюционные годы салонному романсу «Белой акации гроздья душистые». Что касается слов, то они родились в результате переосмысления солдатской песни времен первой мировой войны «Слушайте, деды, война началася».
«Смело мы в бой пойдем»
6
          Как это водится в фольклорной практике, песни гражданской войны существовали в десятках текстовых вариантов. В разных армейских частях распевали на свой лад «Яблочко» или не менее популярную матросскую песню «По морям, по вол­нам».



«Яблочко»

Танец «Яблочко» с яблоком.
Один получает яблоко, начинает танец, по ходу танца вручает яблоко любому из присутствующих. Тот, получив яблоко, танцует несколько «па» и, передавая яблоко, вовлекает в танец следующего. И т.д.
Яблоко
Трек 6 «Яблочко»
7
           Большинство песен гражданской войны распространялось и бытовало по законам фольклора, без авторских имен. Тем не менее, в результате специальных исследований отдельные имена самодеятельных авторов удалось восстановить. Выяснилось, на­пример, что слова походного кавалерийского марша «Гей, по дороге» (на мелодию старинной казачьей «Эх, в Таганроге») сочинил красный командир А. Маринов, служивший в годы войны в Первой Конной армии.
«Гей, по дороге» 
8
           Непростая судьба выпала на долю знаменитой песни «По долинам и по взгорьям». В том соединении стихов и напева, в котором эта песня дошла до наших дней, она возникла не сразу. Лишь в конце 50-х годов было доказано, что автором ориги­нального текста является П. Парфенов. Слова песни он сочи­нил весной 1920 года на Дальнем Востоке, где служил начальни­ком политотдела штаба главнокомандующего войсками Дальневосточной армии. Мелодия, на которую пелись эти слова в период гражданской войны, в нотах не зафиксирована. По мере распространения песни среди красноармейцев в ее текст вноси­лись поправки и доработки. Родились и многочисленные вари­анты. С одним из них соединил собственную мелодию командир РККА И. Атуров. В 1929 году эту мелодию услышал и записал от Атурова профессор А. Александров, за год до того организовав­ший Ансамбль красноармейской песни. В аранжировке А. Алек­сандрова и с текстом Парфенова (его отредактировал поэт С. Алымов) песня «По долинам и по взгорьям» («Дальневосточ­ная партизанская») была впервые исполнена Ансамблем, после чего прочно вошла в репертуар прославленного коллектива, за­воевала признание и широкую известность у нас в стране и за рубежом.
«По долинам и по взгорьям»

«С мячом строчка из песни».
Все сидят в кругу. Тот, у кого мяч, поёт первую строчку песни «Проводы», кидает мяч любому участнику игры. Тот, поймав мяч, поёт следующую строчку этой песни и кидает мяч следующему и тд.
Проверим себя?!
 Мяч
(«Проводы»)
9
           На гребне массового песенного движения гражданской вой­ны возникли первые песни профессиональных авторов.
           В 1918 году поэт Демьян Бедный опубликовал свое стихо­творение «Проводы» — о том, как молодой крестьянин — доброволец Красной Армии вразумляет свою несознательную родню, пытающуюся отговорить его от армейской службы. Автор стихов сам выбрал напев — народную украинскую шуточную песню «Ой, що там за шум учинився». Ее плясовой ритм орга­нично сочетался с маршевым шагом, что придавало песне бое­вой задор и молодечество. Через несколько лет, по прошествии гражданской войны, композитор Д. Васильев-Буглай обработал народный напев и вынес песню «Проводы» на концертную эс­траду.
«Проводы»
10
          Среди самых первых советских песен, созданных профес­сиональными авторами, — «Песня коммуны». Композитор A. Митюшин, прочитавший стихотворение поэта-правдиста B. Князева, был покорен такими яркими строчками: «Никогда, никогда коммунары не будут рабами».
«Песня коммуны»
11
          Одна из любимейших песен гражданской войны — «Красная Армия всех сильней» — много лет считалась народной. В конце 50-х годов музыковед А. Шилов установил имена ее авторов. Ими оказались поэт П. Григорьев и композитор С. Покрасс.
«Красная Армия всех сильней»
12
           Героический дух гражданской войны запечатлела песня «Мы красные кавалеристы» («Марш Буденного»). В первоисточнике ее авторами являются композитор Дм. Покрасс (младший брат C. Покрасса) и поэт А. Френкель (впоследствии известный под псевдонимом Д'Актиль). Однако оригинал песни не сохранился. Вот почему Дм. Покрасса и А. Френкеля называют родоначаль­никами окончательного варианта, сложившегося в результате длительного хождения песни в народе.
«Мы красные кавалеристы» («Марш Буденного»)
13
          «Авиамарш»  («Всё выше») композитор Ю. Хайт и поэт П. Герман написали в 1920 году, когда советская авиация еще только-только зарождалась. От большинства других песен пе­риода гражданской войны «Авиамарш» отличается жизнерадост­ным мажорным характером. Это сочинение фактически является первым предвестником молодежных маршей 30-х годов. Представители РАПМ (Российская Ассоциация пролетарских музыкантов) клеймили эту песню как «завуалированный фокстрот». Иные критики утверждали, что характер «Авиамарша» чужд задачам борьбы с враждебными силами. Тем не менее, популярность этой песни росла. В 1933 году приказом Реввоенсовета «Авиамарш» был объявлен маршем Военно-Воздушных Сил СССР.
«Авиамарш» («Всё выше») 
14
Понятие «массовая песня» родилось в середине 20-х годов. Однако оно обозначило характер уже существующего жанра. Именно такими — массовыми — были рабочие гимны доок­тябрьской России. Облик их складывался под влиянием новых форм революционной борьбы — шествий, митингов, демонстра­ций, стачек и других политических выступлений. То были пес­ни, которые исполнялись сообща, коллективом людей, объеди­ненных общими идеями, целями, настроениями и действиями. Она родилась в облике массовой, сохранив лозунговый, плакатный, призывный стиль своих непосредственных предшественников — революционных гимнов и маршей.
Принципиальная новизна советской массовой песни состоя­ла в том, что речь в ней уже шла не о сокрушении основ самодержавия, а о защите и укреплении молодого государства. Если в революционных гимнах «мы» противопоставлялись миру угне­тения и произвола, то в новой — советской массовой песне «мы» означало единение созидающих сил.











«Наш паровоз»

«Споём, как …».
Игроки, обладатели жетонов,  получают карточку, на одной стороне которой написан припев песни «Наш паровоз вперёд лети», на другой имя известного человека, политика: на одной - Путин, на другой – Брежнев, Ленин, Жириновский, Сталин. Надо спеть куплет песни в манере и образе политика, указанного в карточке.
Трек 14
карточки

15
          В первой половине 20-х годов главным героем массовой песни становится молодежь.
          К самым ярким образцам принадлежат «Наш паровоз» (коллективное авторство комсо­мольцев Киевских железнодорожных мастерских), «Молодая гвардия» и «Комсофлотская» обе на слова А. Безыменского).
Все они создавались на основе ранее существующих напе­вов.
«Молодая гвардия»
16
Первая пионерская песня «Взвейтесь кострами, синие ночи» создавалась к открытию пионерской организации (1922). Слова принадлежат поэту А. Жарову. Автор музыки С. Кайдан (Дешкин) взял за основу «Марш солдат» из оперы Гуно «Фауст». Впрочем, следует заметить, что мелодия песни значительно отличается от первоисточника.
В песне «Взвейтесь кострами», так же как и во многих пес­нях этих и предыдущих лет («По долинам и по взгорьям», «Мы — красные солдаты», «Пролетарии всех стран, соединяй­тесь» и др.), победно и ликующе звучит мотив из «Марсельезы».







«Взвейтесь кострами»

«С карамелькой за щекой».
Обладатели жетонов получают по карамельке в обёртке. Развернув конфету и положив её за щеку, должны спеть несколько строк песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» при смолкании фонограммы.
Трек 16
Конфеты - карамель
17
«Там, вдали за рекой» — комсомольская баллада, одна из любимых песен молодежи 20-х годов. Это лирическое повество­вание о гибели молодого буденновца в сознании многих при­надлежит к периоду гражданской войны. В действительности же песня сочинялась, когда война была уже позади. Много лет имя ее автора оставалось неизвестным. Лишь четверть века спустя выяснилось, что слова сочинил Н. Кооль, комсомолец 20-х го­дов. Напев был взят им из старинной песни каторжан «Лишь только в Сибири займется заря». Угадывается также мелодиче­ское сходство с популярной дореволюционной песней — типич­ным образцом бытовой вальсовой традиции «Крутится, вертится шар голубой». Песня «Там, вдали за рекой» представила стиль романтической сюжетной баллады, утвердившийся в лирико-героических песнях последующих десятилетий.
Песня «Там, вдали за рекой»
18
С 1925 года в Московской консерватории работает группа молодых композиторов «Производственный коллектив» («Проколл»). Своей творческой целью проколловцы поставили сочи­нение музыки для массового распространения. В основе ее со­держания — революция, гражданская война, труд. Среди прочих музыкальных жанров главная роль отводилась песням и хорам. Именно в недрах Проколла и родился термин «массовая песня». Для музыкального стиля проколловцев характерно преобладание маршевости, настойчивое подчеркивание волевых интонаций. Активно использовался интонационный фонд революционной песенности, пролетарских гимнов.
Свою творческую практику проколловцы связывали с само­деятельными коллективами. На демонстрациях трудящихся, мас­совых праздниках, на митингах и концертах звучали в исполне­нии рабочих и солдатских хоров «Песня о героях» (М. Коваль, А. Давиденко), «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» (В. Белый), «Железными резервами» (Б. Шехтер). Широкой популярностью пользовалась песня М. Коваля «Юность», близ­кая по характеру демократическим студенческим песням XIX века.
В своем стремлении создать принципиально новое песенное искусство члены группы Проколл объявляли себя противниками всяческих проявлений мещанства и пошлости. Однако сочине­ния их зачастую отмечены скудостью мелодики.
Не встретили понимания и поддержки в народе песни и хо­ры, представлявшие так называемый пролетарский стиль, кото­рый культивировала Российская ассоциация пролетарских музы­кантов. Эти выхолощенные, лишенные непосредственности и теплоты произведения славили некий абстрактный труд, остав­ляя за пределами своего внимания живые человеческие эмоции.
«Юность»
19
Необходимо сказать также и о стремлении поведать о новой жизни языком песенной бытовой лирики. По-настоящему худо­жественные навыки в этом направлении еще не были освоены. Вот почему лирические песни, посвящаемые новому быту, носили характер сентиментальных романсов, весьма примитивных в мелодическом отношении. Такие из них, как «Песня о кир­пичном заводе» Е. Кручинина (слова П. Германа) или «Шахта № 3» пользовались немалой популярностью.
В конце 20-х годов песенный жанр испытывает явный кризис. В немалой степени этому способствовала недооценка песенного наследия и традиций прошлого. Насаждавшиеся тогда догматические установки сильно тормозили естественное развитие музыкальной культуры. В числе других музыкальных жанров пострадала и песня.
Тем не менее, взлет песенного искусства в 30-е годы был подготовлен лучшими образцами песенного наследия 20-х годов.






«Песня о кир­пичном заводе»
В исполнении Н.Бабкиной

«Танец с платочками».
Обладатели жетонов выходят в центр, получают платки. Звучит фонограмма песни «Кирпичики» в исполнении Бабкиной. Задача: с помощью платочка вывести на танец себе пару. 
«Кирпичики» в исполнении Бабкиной
Платки
 ПРИЛОЖЕНИЕ:
«Наш паровоз вперёд лети»
Наш паровоз вперёд лети -
В коммуне остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.

Путин
Наш паровоз вперёд лети -
В коммуне остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.


Брежнев
Наш паровоз вперёд лети -
В коммуне остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.

Жириновский
Наш паровоз вперёд лети -
В коммуне остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.

Ленин
Наш паровоз вперёд лети -
В коммуне остановка.
Иного нет у нас пути –
В руках у нас винтовка.

Сталин


 Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике «Сценарии СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ» http://qoo.by/U0Y

Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v

Несколько сценариев разнообразной тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy

Комментариев нет:

Отправить комментарий