(по сказкам А.С.Пушкина)
(интеллектуально-познавательная
программа)
Составитель Пасынкова Н.С.
Культорганизатор ОДП
Граждан пожилого
Возраста и инвалидов
2011 г.
ЦЕЛЬ:
способствовать двигательной активности, развитию познавательного интереса
(задания перемежаются с играми)
Задания
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ
1. В какой сказке три девицы под окном пряли поздно вечерком? («Сказка о царе Салтане»)
2. Кто её автор?
3. Каких героев сказки вы можете назвать? (Салтан, Гвидон, ткачиха, поварихи, царица, сватья баба Бабариха, царевна Лебедь, 33 богатыря).
4. В кого превращался царь Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
5. Вспомним стихи А.С.Пушкина. Доскажите вторую строчку…
1) Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился,.
(Полетел и запищал, судно на море догнал.)
2) В муху князь оборотился, полетел и опустился… (Между моря и небес на корабль – и в щель залез.)
3) Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал;
(Судно на море догнал, потихоньку опустился
на корму – и в щель забился.)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ
Найдите ошибку в кратком пересказе сказки:
«Жил-был старик со своею старухой у самого синего моря. Пошёл старик ловить рыбу. Закинул невод. Вытащил невод с травой морскою. В третий раз закинул старик невод. Попалась в невод золотая рыбка.
Взмолилась рыбка: «Пожалей ты меня, старче, выпусти в пучину морскую, а за это сделаю всё, что ни пожелаешь. Скажи лишь: «По щучьему велению, по моему прошению», и всё исполнится…»
«Ничего мне не надобно, плыви себе с миром», - сказал старик и отпустил рыбку. (Сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» + нар. Сказка «Про Емелю-дурака»)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ
1. Кому принадлежат слова:
«….Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата… (Балда)
1). Из какой сказки этот персонаж? («Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина)
2). К кому обращается Балда? (К Бесёнку)
3). О каком меньшом брате идёт речь? (Заяц)
4). Кто знает продолжение этого диалога?
«…Пошёл Балда в ближний лесок,
поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесёнка находит.»
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ.
Кому принадлежат слова:
«Свет мой зеркальце, скажи,
да всю правду доложи:
я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее?» (Царица, мачеха)
1) Как называется сказка? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2) Кто отвечал, и Что царица услышала в ответ?
«Ты, конечно, спору нет;
ты, царица, всех милее,
всех румяней и белее».
3) Сколько братьев-богатырей приютило принцессу? (7)
4) Какая ошибка была в предыдущем вопросе? (не принцесса, а царевна)
5) Продолжите фразу…
«Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей … (Королевич Елисей)
6) Что послужило причиной смерти царевны? (Ядовитое яблоко)
7) К кому королевич обращался за помощью в поисках царевны? (К красну солнцу, к месяцу, к ветру)
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ
Найдите продолжение сказки:
1) «…Не печалься, ступай себе с Богом,
Так и быть: изба вам уж будет»
«Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
2) «…Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.»
«…Воеводы не дремали.
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь –
Ан с востока лезет рать.» («Сказка о золотом петушке»)
3) «…Иль башку с широких плеч
У татарина отсеч,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.»
«А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4) «Идёт налево песнь заводит,
Направо сказку говорит…»
«Там чудеса, там леший бродит,
русалка на ветвях сидит.» («Руслан и Людмила»)
(*Карточки с текстами сказок)
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ
Из какой сказки всем известный отрывок:
«У лукоморья дуб зелёный,
златая цепь на дубе том,
и днём и ночью кот учёный
всё ходит по цепи кругом». («Руслан и Людмила»)
Игры
1
«Колечко». Игра воспитывает выдержку и внимание, а ещё – учит хранить секрет и ничем себя не выдавать.
Все, кроме водящего, выстраиваются (или садятся) в ряд. Ладони соединяют левую с правой, образуя узенькие «лодочки». Водящий поочерёдно помещает свои плотно соединённые ладони с колечком внутри в «лодочки» игроков. Все хором при этом говорят:
Укатилось колечко прямо с (имя водящего, например) Ванина крылечка!
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Назад Ване принесёт?
Ваня в это время кому-то в «лодочку» незаметно вкладывает колечко, чуть раскрывая ладони. Ни водящий, ни его избранник не должны об этом подавать виду.
Когда Ваня обошёл всех играющих, он встаёт перед ними и взывает:
Колечко-колечко!
Вернись на крылечко!
Тогда-то тайна раскрывается! Тот, у кого оказалось колечко (например, Маша), быстро выбегает из ряда.
Соседи Маши могут угадать избранницу и постараться её задержать – к Ване не пустить, для чего они должны сцепить перед ней руки. Если после финальных слов (не раньше!) перед Машей успеет появиться заслон, - Ване придётся снова водить.
Если же его избранница опередила своих соседей и до Вани добралась, она сама становится водящей, и игра возобновляется. Но Маша подсовывает колечко уже другому игроку, а не Ване.
(Колечко)
2
«Иголка и нитка». Ведущий и игроки держатся за руки, образуя цепочку. Обведя её вокруг площадки, ведущий игры останавливает игроков, предлагая им поднять руки вверх и соединить их с руками своих соседей. Образуется длинный ряд ворот. Стоящий в цепочке первым (направляющий) ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят. Он обходит одного – справа, другого – слева. Направляющий как бы изображает иголку, а все идущие за ним – нитку.
3
«Ручеёк». Игру эту знали и любили ещё наши бабушки и прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода – эмоционального. Она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты.
Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка»… И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеёк» движется долго, беспрерывно.
4
«Арам-ши-шим». В середине круга стоит один человек с закрытыми глазами. Участники движутся по кругу и произносят слова:
«Арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия гульсия, покажи-ка на меня. Раз, два, три». После этих слов, стоящий в кругу должен показать на кого-нибудь. Тот, на кого он показал, становится к нему спиной, на счёт три они поворачивают головы. Если они повернулись в одну сторону, то должны представиться и обняться, если в разные – представиться и пожать руки.
5
«Море волнуется». Водящий стоит отвернувшись от остальных игроков. Играющие произвольно двигаются: танцуют, прыгают и т.п. Ведущий произносит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура – замри!» При последнем слове ведущий резко поворачивается и рассматривает получившиеся от внезапной остановки фигуры. Если кто-то пошевельнётся – становится ведущим. Игра продолжается.
«…Не
печалься, ступай себе с Богом,
Так и быть: изба вам уж будет»
|
«Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;…»
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
|
«…Чтоб
концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.»
|
«…Воеводы не дремали.
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь –
Ан
с востока лезет рать.» (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
|
«…Иль
башку с широких плеч
У татарина отсеч,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.»
|
«А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит…» («Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»
|
«Идёт
налево песнь заводит,
Направо сказку говорит…»
|
«Там чудеса, там леший бродит,
русалка на ветвях сидит.» («Руслан и Людмила»)
|
Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике
"Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все
сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на
моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий