(Литературно-музыкальная композиция)
Составитель
Пасынкова Н.С.
2016 г.
ЦЕЛЬ: развитие познавательного
интереса, общительности, двигательной активности.
(Информация из интернета. Статья Лидии Ивановой "СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ")
Содержание
/ Игра
|
Фонограмма / реквизит
|
|
1
|
(ПРИ
ОБЗОРЕ ПЕСНИ ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ. ПОЛНОСТЬЮ ЗВУЧАТ ПО ЖЕЛАНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ,
КОГДА ОНИ ХОТЯТ ПЕТЬ ВМЕСТЕ С ИСПОЛНИТЕЛЕМ). Обзор песен пункты 1-5.
Середина
50-х годов открывает песенную Лениниану. К лучшим принадлежат «Песня о
Ленине» (А. Холминов — Ю. Каменецкий), «Ленин
всегда с тобой» (Туликов —
Ошанин) — выразительные примеры концертного гимна.
|
|
2
|
Пример
светлой лирической гимничности — песня Шостаковича на
стихи Долматовского «Родина
слышит». Как это свойственно песенному стилю Шостаковича, ее отличает
лучистый колорит и отточенность фразы. Не случайно первая фраза мелодии
использована советским радиовещанием в качестве позывных.
|
«Родина слышит»
|
3
|
Новые
темы, рожденные событиями и социальной атмосферой послевоенного периода, возникли
в советской песне впервые. Они помогают ощутить отношение общества,
пережившего военное лихолетье, ко всему, с чем связывались перспективы вновь
обретенной мирной жизни.
В
конце 40-х годов возникли первые советские студенческие песни. То был
живой отклик композиторов и поэтов на одно из самых заметных явлений мирной
жизни — широкий приток молодежи в студенческие аудитории. В песенное
русло органично вошли образы, основанные на романтических заповедях
студенческого братства.
Возрождение студенческой песни вполне
закономерно. На будущих специалистов и вершителей прогресса общество
возлагало большие надежды. Гордое сознание причастности к вузовской семье
звучит в «Песне
московских студентов» Новикова
— Ошанина.
|
|
4
|
Нередко
студенческие и другие молодежные песни выступали в облике попутных и
дорожных. Они призваны отождествить собой начало жизненного пути и
устремленность в будущее. Необходимое требование старинного жанра попутной —
энергичная моторика. Это передают жизнерадостные песни Хренникова «Студенческая» (стихи Коваленкова), «Поезд
идет все быстрей» (стихи Светлова), романтическая и
взволнованная «Студенческая-попутная» Соловьева-Седого (стихи
С. Фогельсона).
Широкое
признание получили «Да здравствует юность» Каца — Софронова,
«Заздравная» Дунаевского — Лебедева-Кумача. Студенческий быт отражен в
песнях «У нас в общежитии свадьба» (Кац — Н. Доризо), «Студенческая
застольная» (А. Островский — О. Фадеева).
|
«Студенческая
застольная»
|
5
|
Еще
одна новая тема вызвана к жизни широко развернувшимся движением за освоение
целины. Ярким примером обновления того же жанра попутной служит популярная
песня 50-х годов «Едут новоселы» Е. Родыгина (стихи Н.
Солохиной). К числу наиболее удачных песен о молодых целинниках принадлежит
также «Едем мы, друзья» Мурадели
— Э. Иодковского.
|
«Едем мы, друзья»
|
6
|
В
послевоенный период чрезвычайно расширилась песенная география. Как известно,
в 30-е годы ее открыли песни о Москве.
Песни
военного времени, воспевшие тот или иной город, выражали патриотические
чувства их защитников.
Понятны
воодушевление, гордость и нежность песен о городах, возрожденных к мирной
жизни, подчас заново отстроенных, как бы увиденных вновь после всего
пережитого. И потому о поре весеннего цветения, позволяющей увидеть город во
всей его красоте и неповторимости, поют «Севастопольский вальс» (Листов — Г.
Рублев), «Киевский вальс» (П. Майборода — А. Малышко, перевод с
украинского Г. Литвак), «Вечерняя песня» («Город над вольной Невой») Соловьева-Седого — Чуркина и мн. др.
Эти
песни всегда звучат в ключе лирико-патриотического высказывания, чаще всего
от лица одного человека, выражая глубоко личное отношение к Одессе или
Еревану, Ленинграду или Киеву, к другим большим и малым городам нашей
страны.
|
«Севастопольский
вальс»
|
7
|
Назовите самый популярный, распространённый и любимый танец
вашего детства, который «жив» и сейчас.
(ВАЛЬС)
Поэтому сейчас звучит вальс.
Вы встаёте парами по кругу и кружитесь в ритме вальса. Музыка
смолкает – это сигнал сменить партнёра,
перейти направо.
При начале другого вальса – меняетесь парами.
|
«Севастопольский
вальс»
«Киевский
вальс»
|
8
|
Значительно
расширилась песенная антология Москвы. К лучшим из пополнивших ее песен
принадлежат приподнятые, праздничные «Здравствуй, Москва» А. Лепина
— Фадеевой, «Здравствуй, столица» Каца — Софронова. А рядом с ними —
совсем иная, неповторимая своим утренним настроением, лирическая
песня «Ленинские горы», которую ее авторы композитор Милютин и
поэт Долматовский посвятили строительству нового здания Московского
университета.
|
«Здравствуй, столица»
|
9
|
Обращение
к родной природе как к близкому человеку является исконной чертой
народно-песенной лирики. Начиная с 50-х годов эта традиция возрождается в
советской песне. Одной из первых, воспевших природу родной земли в чисто лирическом
ключе, явилась песня-вальс Мурадели «Россия
— Родина моя» (стихи В. Харитонова).
|
«Россия — Родина моя»
|
10
|
К
лирико-патриотической традиции восходит и песня Соловьева-Седого на
стихи Матусовского «Подмосковные
вечера».
Поэзия отчего края, его
заповедных уголков трепетно и светло отзывается здесь в чувствах влюбленных.
Песня прозвучала на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Это было в 1957 году.
А
год спустя победитель Международного конкурса имени П. И. Чайковского,
молодой американский пианист Ван Клиберн (Вэн Клайберн) сыграл парафраз на
тему «Подмосковных вечеров». Так началась всемирная известность песни.
|
|
11
|
Новые
в сравнении с 30-ми годами черты обрел герой песен, посвященных мирной жизни.
Перестает преобладать неразделимый монолит коллективного героя «всеобщее
мы», как это было в массовых молодежных песнях предвоенного времени.
Об
этом говорят многие песни послевоенных лет и среди них «Марш
нахимовцев» Соловьева-Седого (слова Н. Глейзарова), «Пройдут
года» Захарова — Исаковского (о
воспитанниках трудовых резервов), уже упомянутые песни о
студентах, «Песня о дружбе» («У нас в порту») А. Эшпая — Г.
Регистана и В. Карпеко, «Марш монтажников-высотников» Р.
Щедрина (слова В. Котова).
Неудивительно,
что эти песни, повествующие о романтике призвания, о любимом деле, насыщены
сердечным теплом и взволнованностью.
|
|
12
|
«Найди пару».
Участники
игры получают карточки с написанной строчкой из песни. Надо найти ещё одну
строчку из той же песни у других игроков. Назвать исполнителя. При желании –
петь песню.
1) «Подмосковные вечера» Эдуард Хиль –
трек 10,
2) «Что так сердце растревожено»
М.Магомаев,
3) «Хороши весной в саду цветочки» Ренат
Ибрагимов,
4) «Песенка про пять минут» Людмила
Гурченко,
5) «Я встретил девушку» ВИА «Ялла» .
|
Карточки со
строчками из песен
|
13
|
Или
армейские песни, посвященные службе мирных дней. Они обращены к быту воинов и
поют не столько об армии в целом, сколько о представителях той или иной
воинской профессии.
Все
больше места отводится в них лирике, романтике дружбы и любви.
|
|
14
|
О
том, как юмору в сочетании с лирикой удалось обрести себя в песнях о
летчиках, свидетельствует «Потому,
что мы пилоты» и «Пора в
путь-дорогу» Соловьева-Седого из
кинофильма «Небесный тихоход» (первая — на стихи Фатьянова, вторая
— Фогельсона). Украшением армейского репертуара явилась другая песня
Соловьева-Седого — «Солдаты, в путь!» (слова М. Дудина),
пользующаяся одинаковым успехом, как на эстраде, так и в солдатском строю.
|
«Потому, что мы
пилоты»
|
15
|
«Узнай
голос!».
Звучат по
одному куплету песни (по желанию и вся песня) разных исполнителей 50х лет и более
поздних исполнителей:
1.
«Потому
что мы пилоты» (Николай Крючков). Трек - 14
2.
«Студенческая
застольная» (Георгий Виноградов). Трек - 4
3.
«Лучше нету того цвету» (Мария Пахоменко).
4.
«Три
года ты мне снилась» (Марк Бернес).
5.
«Я
сказал тебе не все слова» (Владимир Трошин).
6.
«Услышь
меня, хорошая» (Леонид Сметанников).
7.
«Если
б гармошка умела» из к/ф «Солдат Иван Бровкин» (Анатолий Лепин).
8.
«Всё
равно ты будешь мой» (Аида Ведищева).
9.
«Ландыши»
(Гелена Великанова).
10. «Лада» (Вадим Мулерман).
11. «В городском саду» (Владимир Нечаев).
12. «Главное, ребята, сердцем не стареть»
(Лев Барашков).
|
Жетоны
Треки:
14
4
|
16
|
Обладатели
жетонов рассказывают о себе: я умею … (по количеству жетонов)
|
|
17
|
ТАНЦПОЛ.
«Главное,
ребята, сердцем не стареть» и другие по желанию.
|
Трек 15
|
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПУНКТ 12:
Не слышны в саду даже
шорохи
|
Всё здесь замерло до утра
|
Что так сердце, что так
сердце растревожено
|
Словно ветром тронуло
струну
|
Встретишь вечерочком милую
в садочке
|
Сразу жизнь становится иной
|
Милый друг, поспеши
|
Зря терять минут не надо
|
Я встретил девушку,
полумесяцем бровь
|
На щёчке родинка, а в
глазах – любовь
|
Не для тебя ли в садах
наших вишни
|
Рано так начали зреть
|
На земле не успели жениться
|
А на небе жены не найдёшь
|
Несколько сценариев Вы можете найти в
рубрике «Сценарии
СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ» http://qoo.by/U0Y
Список из 35 сценариев в
программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной
тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по
ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти
электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий