(интеллектуальная литературно-познавательная
программа)
Составитель Пасынкова Н.С. Культорганизатор ОДП
Граждан пожилого
Возраста и инвалидов
2012 г.
ЦЕЛЬ:
способствовать двигательной активности, развитию познавательного интереса
|
Задания
|
Необх.
мат-лы
|
||
1
|
Звучит фонограмма «Песня спор» (спор Маши и Вити о
сказках).
|
Фонограмма
«Песня-спор»
|
||
2
|
Ведущий. Далеко-далеко раскинулось царство,
необъятное государство – Страна сказок, чудес и волшебства. Прекрасная
страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что
деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые
расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Все на свете: и взрослые и дети, любят сказки;
ведь сказки – ожидание встречи с любимыми героями, сказка – это страна чудес.
В стране этой есть удивительный лес.
Ах, сколько здесь добрых, предобрых чудес!
Вам в этом лесу не увидеть врага,
Там добрая-добрая Баба-Яга,
Здесь водятся добрые, добрые волки,
Ежи для защиты не носят иголки.
И
действительно, сколько бы вы сказок не читали, во всех побеждает добро. Ведь
сказки без добра не бывают.
|
Фонограмма
песни «Приходи сказка»
|
||
3
|
Народные сказки читать интересно и поучительно. Красочный,
причудливый, волшебный мир сказки влечёт к себе и завораживает. Сказки читают
не только для развлечения, но и для того, чтобы стать мудрее.
У всех народов мира сказки в течение долгих веков существовали в
устной форме, передавались из уст в уста. Почему же люди в течение
тысячелетий бережно хранили свои песни, предания, сказки?
История человечества полна драматических событий. Время мирного труда
сменялось годинами лихих испытаний, когда захватчики разоряли родные очаги,
когда тяжёлые болезни и эпидемии уносили тысячи человеческих жизней. Однако
народы не сдавались, они хранили свою жизненную силу, воплощённую в тех
бесхитростных на первый взгляд произведениях народного творчества, которые
сохранились до наших времён.
Передавая из поколения в поколение свой фольклор, народы тем самым
хранили ту неразрывную нить времени, которая связывает прошлое с будущим.
Фольклор был их исторической памятью, утрата которой была равносильна смерти
народа. История оставляла свой отпечаток в народном творчестве, но это было
не прямое отражение тех или иных исторических событий.
Образ старой, злой ведьмы из европейских сказок, как и образ Бабы-Яги
восточнославянских сказок, хвостатая старуха из грузинских сказок очень
древнего происхождения. В этих образах отразилась та историческая эпоха,
когда патриархальный родовой строй пришёл на смену ранее господствующему
матриархату и Баба-Яга, которая ранее почиталась как владыка природы,
перестала пользоваться уважением людей и превратилась в существо гонимое,
внушающее страх всем, кто сталкивается с ней. Это перевоплощение помогает
понять нам, почему Баба-Яга иногда в сказках помогает герою, а не вредит ему.
В сказках простой, бедный, обделённый, народ озвучивал свои мечты о
лучшей жизни, веру в чудо, которое могло бы избавить их от беспросветной
жизни.
Настоящим народным героем был бедняк или же простой солдат, который
храбро воевал, да так и остался без наград и чинов.
Большинство сказочных героев являются образами вымышленными, иногда
они даже и имени не имеют.
Но все эти занимательные повествования об удивительных приключениях
смелых, отважных, везучих людей есть не только высокохудожественные
произведения народной словесности, но и памятники «живой старины» и
уникальной национальной истории. Как нет на свете двух одинаковых людей, так
и судьба каждого народа неповторима и по-своему поучительна. За внешне
неправдоподобными сказочными рассказами можно увидеть реальную жизнь простых
людей.
Помните мудрую пословицу: «Сказка от начала
начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается».
|
Фонограмма
песни «Где водятся волшебники»
|
||
4
|
Узнаете ли вы
сказку?
1)
«Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у
бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься –
бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по
головке: умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в
избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь
– всё не так, всё худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится
– не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.»
(«Морозко» – народная сказка)
Продолжите…
2) «…. И долго бы ей бегать по
полям да бродить по лесу, да к счастью, попался ёж; хотела она его толкнуть,
побоялся наколоться и спрашивает:
-
Ёжик, ёжик, не знаешь ли куда мне идти?
-
Вот туда-то! – указал.
Побежала – стоит избушка на курьих ножках, стоит
поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит
и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра,
подкралась, схватила и унесла;…» («Гуси-лебеди» – народная сказка)
|
Жетоны
|
||
5
|
Обладатели жетонов встают и набирают себе команду
с равным количеством участников. Вспомним детство.
Игра
«Клумба-мба».
Команды встают друг против друга на расстоянии
нескольких метров, берутся за руки.
Начинает одна из команд, произнося фазу:
«Клумба-мба!».
Другая команда спрашивает: «Что, слуга?»
Первая: «Починяем рукава!»
Другая: «На чьи бока?»
Первая: «На пятого-десятого, Нину пузатую (Ивана,
Клаву и т.д. – называется имя участника противоположной команды).»
Названный по имени участник команды бежит к
противоположной команде и пытается прорваться между любыми игроками. Задача
тех удержать. Если бегущий игрок прорвал цепь, он забирает любого участника
этой команды и ведёт в свою команду. Если бегущий игрок не смог порвать цепь,
он остаётся в этой цепи.
И снова начинает игру теперь другая команда,
первая уже отвечает и т.д.
|
|
||
6
|
Наравне со сказками «жили» среди народа былины. Попробуйте узнать две из них:
1) «-
Ай же вы, купцы новогородские!
О чём же бьёте со мной о велик заклад?
Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйнй голову,
А вы залагайте лавки товара красного. –
Три купца повыкинулись,
Заложили по три лавки товара красного.
Как тут-то связали невод шёлковый
И поехали ловить в Ильмень-озеро….» («Садко»)
2) «… Он спустил добра коня да й
богатырского,
Он поехал-то
дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёра промеж ног пускал.
Подъезжает он ко речке ко Сморординке,
Да ко тоей он ко Грязи он ко Чёрноей,
Да ко тою ко берёзе ко покляпыя,… («Илья Муромец и
Соловей Разбойник»)
|
Жетоны
|
||
7
|
Обладатели жетонов получают карточки с написанными
на них старинными словами. Нужно
понять, что означают эти слова и показать (молча) эти действия, а зрители
отгадывают, что делают выступающие.
-
Оратай – пахарь. Орать – пахать.
-
Хитра – колдунья.
|
Карточки
со словами
|
||
8
|
Басня так же была любима,
популярна и всегда злободневна…
Послушайте басню Ивана Андреевича Крылова,
вспомните название и найдите ошибку
(услышите ошибку – топайте ногами, можете свистеть), назвавший слово
правильно получает жетон:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Сороке где-то бог послал кусочек мяса; (Ворона, сыр)
На ель Сорока взгромоздясь (Ворона)
Поужинать было совсем уж собралась, (Позавтракать)
Да призадумалась, а мясо во рту
держала. (Сыр)
На ту беду Рысь близёхонько бежала; (Лиса)
Вдруг мясной дух Рысь
остановил:
(Мясной, Лиса)
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Матушка, как хороша!
(Голубушка)
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И верно, звонкий быть должен голосок! (Ангельский)
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой
и сказочки сказать ты мастерица, - (Петь)
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
|
Жетоны
|
||
9
|
Обладатели жетонов получают задание: показать пантомиму на тему басен Ивана
Андреевича Крылова, подбирают себе команду и показывают басню.
-
«Мартышка и очки»,
(Мартышка и очки)
-
«Слон и Моська»,
(Слон, Моська, Шавка)
-
«Квартет»,
(Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка, Соловей)
-
«Лебедь, щука и рак»,
(Лебедь, Рак, Щука)
-
«Демьянова уха», (Демьян, его жена, Фока)
-
«Лев и комар»…
(Лев и Комар)
|
Тексты
басен
По
желанию артистам можно выбрать атрибуты, костюмы
|
||
10
|
А пока команды готовятся…
Жили-были два
славных гнома – Загадалка и Путалка. Загадалка прочитал очень много интересных книг и
часто придумывал для друзей занимательные игры и задания. Путалка тоже любил
книги, но не мог точно запомнить прочитанное, вечно что-то забывал и путал.
Сегодня вы не только познакомитесь с весёлыми
гномами, но и поможете им разобраться
с прочитанным.
(Появляются Загадалка
и Путалка – Артисты из числа
отдыхающих)
Путалка: А я сегодня три русские
народные сказки прочитал!
Загадалка: Здорово! А как они
называются?
Путалка: Не помню…
Загадалка: Ну, вспомни, кто там был?
Путалка: В первой сказке – дед,
бабка, внучка, Жучка и ещё кто-то. Ну, они её и вытащили. А кого не помню.
Загадалка: Подскажите Путалке: Как
называется эта сказка? Кого из действующих лиц не назвал Путалка? Что они
вытащили? («Репка». Кошка, мышка. Репку.)
Загадалка: А из второй сказки кого
помнишь? Там небось тоже дед был?
Путалка: Всех помню! Деда там не
было. Старик только со старухой. А ещё заяц, лиса, ещё кто-то и медведь. И
лиса его съела.
Загадалка: Медведя что-ли?
Путалка: Нет, другого. Маленького.
Кругленького.
Загадалка: Уважаемые гости! Как
называется эта сказка? Кого забыл Путалка? Кого съела Лиса? («Колобок», Волка. Колобка.)
Путалка: А в третьей сказке (загибает пальцы): лиса, зайка, волк,
медведь, … а ещё там избушка была.
Загадалка: Так как называется эта
сказка? («Теремок»).
|
Костюмы
гномов
Текст
диалога гномов
|
||
11
|
Путалка: А ещё я вам сказку своего
сочинения рассказать хочу. «Серебряное яичко» называется…
Загадалка: Я подозреваю, что ты
опять что-то напутаешь. Поэтому, уважаемые зрители, будьте внимательными, и
если услышите несоответствие топайте ногами.
Путалка:
Жили себе мальчик и девочка, И был у
них крокодил Гена.
Снёс крокодил яичко: Яичко не простое. Серебряное.
Мальчик бил-бил – Не разбил;
Девочка била-била – Не разбила.
Слониха бежала, Хвостиком махнула:
Яичко упало И разбилось.
Мальчик и девочка плачут; Крокодил
кудахчет:
«Не плачь, мальчик, не плачь, девочка.
Я снесу вам яичко другое, Не серебряное –
простое».
Загадалка: кто сказку узнал? Конечно
же, «Репка»!
|
|
||
12
|
Показ басен. Ведущий читает текст, артисты
показывают в лицах.
|
|
||
13
|
Сказка
– ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок! Дискотека.
|
Музыка
|
||
(Мартышка, очки)
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Мартышка
к старости слаба глазами стала;
А
у людей она слыхала,
Что
это зло ещё не так большой руки:
Лишь
стоит завести Очки.
Очков
с полдюжины себе она достала;
Вертит
Очками так и сяк:
То
к темю их прижмёт,
То
их на хвост нанижет,
Очки
не действуют никак.
«Тьфу,
пропасть! – говорит она, -
и
тот дурак,
Кто
слушает людских всех врак:
Всё
про Очки лишь мне налгали;
А
проку на-волос нет в них».
Мартышка
тут с досады и с печали
О
камень так хватила их,
Что
только брызги засверкали.
К
несчастью, то ж бывает у людей:
Как
ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда
про неё свой толк
Всё
к худу клонит;
А
ежели невежда познатней,
Так
он её ещё и гонит.
|
(Слон, Моська,
Шавка)
СЛОН И МОСЬКА
По
улицам Слона водили,
Как
видно на показ –
Известно,
что Слоны в диковинку у нас –
Так
за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе
ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши
Слона, ну на него метаться,
И
лаять, и визжать, и рваться,
Ну,
так и лезет в драку с ним.
«Соседка,
перестань срамиться, -
Ей
шавка говорит, -
Тебе
ль с Слоном возиться?
Смотри,
уж ты хрипишь, а он себе идёт Вперёд
И
лаю твоего совсем не примечает». –
«Эх,эх!
– ей Моська отвечает, -
Вот
то-то мне и духу придаёт,
Что
я, совсем без драки,
Могу
попасть в большие забияки.
Пускай
же говорят собаки:
«Ай,
Моська! Знать она сильны,
Что
лает на Слона!»
|
|||
(Демьян, его
жена, Фока)
Демьянова уха
«Соседушка,
мой свет!
Пожалуйста,
покушай».-
«Соседушка,
я сыт по горло». –
«Нужды
нет,
Ещё
тарелочку; послушай;
Ушица,
ей-же-ей, на славу сварена!» -
«Я
три тарелки съел». –
«И,
полно, что за счёты:
Лишь
стало бы охоты,
А
во здравье: ешь до дна!
Что
за уха! Да как жирна:
Как
будто янтарём подёрнулась она.
Потешь
же, миленький дружочек!
Вот
лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Ещё
хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»-
Так
потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И
не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А
с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако
же ещё тарелку он берёт:
Сбирается
с последней силой
И
– очищает всю. «Вот друга я люблю!-
Вскричал
Демьян. –
Зато
уж чванных не терплю.
Ну,
скушай же ещё тарелочку,
мой
милой!»
Тут
бедный Фока мой,
Как
ни любил уху, но от беды такой,
Схватя
в охапку кушак и шапку,
Скорей
без памяти домой –
И
с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель,
счастлив ты,
Коль
дар прямой имеешь;
Но
если помолчать вовремя не умеешь;
И
ближнего ушей ты не жалеешь,
То
ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее
будут всем Демьяновой ухи.
|
(Мартышка, Осёл,
Козёл, Мишка, Соловей)
КВАРТЕТ
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл
Да
косолапый Мишка
Затеяли
сыграть Квартет.
Достали
нот, баса, альта, две скрипки
И
сели на лужок под липки, -
Пленять
своим искусством свет.
Ударили
в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой,
братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как
музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты
с басом, Мишенька, садись напротив альта,
Я,
прима, сяду против вторы;
Тогда
пойдёт уж музыка не та:
У
нас запляшут лес и горы!»
Расселись,
начали Квартет;
Он
всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте
ж, я сыскал секрет! –
кричит
Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль
рядом сядем».
Послушались
Осла: уселись чинно в ряд;
А
всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот
пуще прежнего пошли у них разборы и споры, Кому и как сидеть.
Случилось
Соловью на шум их прилететь.
Тут
с просьбой все к нему,
Чтоб
их решить сомненье.
«Пожалуй,
- говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы
Квартет в порядок наш привесть:
И
ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи
лишь, как нам сесть!» –
«Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье
И
уши ваших понежней, -
Им
отвечает Соловей, -
А
вы, друзья, как ни садитесь,
Всё
в музыканты не годитесь».
|
|||
(Лебедь, Рак да
Щука)
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И
РАК
Когда
в товарищах согласья нет,
На
лад их дело не пойдёт,
И
выйдет из него не дело, только мука.
Однажды
Лебедь, Рак да Щука
Везти
с поклажей воз взялись,
И
вместе трое все в него впряглись;
Из
кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа
бы для них казалась и легка:
Да
Лебедь рвётся в облака,
Рак
пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто
виноват из них, кто прав, -
Судить
не нам;
Да
только воз и ныне там.
|
(Лев и Комар)
ЛЕВ И КОМАР
Бессильному не
смейся
И
слабого обидеть не моги!
Мстят
сильно иногда бессильные враги:
Так
слишком на свою ты силу не надейся! …
Сухое
к Комару явил презренье Лев;
Зло
взяло Комара: обиды не стерпев,
Собрался,
поднялся Комар на Льва войною. …
Льву
смех, но наш Комар не шутит:
То
с тылу, то в глаза, то в уши
Льву
он трубит!
И,
место высмотрев и время улуча,
Орлом
на Льва спустился
И
Льву в крестец всем жалом впился.
Лев
вздрогнул и взмахнул хвостом на трубача.
Увёртлив
наш Комар, да он и не трусит!
Льву
сел на самый лоб и Львину кровь сосёт.
Лев
голову крутит, Лев гривою трясёт;
Но
наш герой своё несёт:
То
в нос забьётся Льву, то в ухо Льва укусит.
Вздурился
Лев,
Престрашный
поднял рёв,
Скрежещет
в ярости зубами
И
землю он дерёт когтями. …
Рвался,
метался Лев и, выбившись из сил,
О
землю грянулся и миру запросил.
Насытил
злость Комар;
Льва
жалует он миром:
Из
Ахиллеса вдруг становится Омиром
И
сам
Летит
трубить свою победу по лесам.
|
|||
Путалка: А я сегодня три русские народные сказки
прочитал!
Загадалка: Здорово! А как они называются?
Путалка: Не помню…
Загадалка: Ну, вспомни, кто там был?
Путалка: В первой сказке – дед, бабка, внучка,
Жучка и ещё кто-то. Ну, они её и вытащили. А кого не помню.
Загадалка: Подскажите Путалке: Как называется эта
сказка? Кого из действующих лиц не назвал Путалка? Что они вытащили? («Репка». Кошка, мышка. Репку.)
Загадалка: А из второй сказки кого помнишь? Там
небось тоже дед был?
Путалка: Всех помню! Деда там не было. Старик
только со старухой. А ещё заяц, лиса, ещё кто-то и медведь. И лиса его съела.
Загадалка: Медведя что-ли?
Путалка: Нет, другого. Маленького. Кругленького.
Загадалка: Уважаемые гости! Как называется эта сказка?
Кого забыл Путалка? Кого съела Лиса? («Колобок»,
Волка. Колобка.)
Путалка: А в третьей сказке (загибает пальцы): лиса, зайка, волк,
медведь, … а ещё там избушка была.
Загадалка:
Так как называется эта сказка? («Теремок»).
|
Путалка: А ещё я вам сказку своего сочинения
рассказать хочу. «Серебряное яичко» называется…
Загадайка: Я подозреваю, что ты опять что-то
напутаешь. Поэтому, уважаемые зрители, будьте внимательными, и если услышите
несоответствие топайте ногами.
Путалка:
Жили себе мальчик и девочка, И был у
них крокодил Гена.
Снёс крокодил яичко: Яичко не простое. Серебряное.
Мальчик бил-бил – Не разбил;
Девочка била-била – Не разбила.
Слониха бежала, Хвостиком махнула:
Яичко упало И разбилось.
Мальчик и девочка плачут; Крокодил
кудахчет:
«Не плачь, мальчик, не плачь, девочка.
Я снесу вам яичко другое, Не серебряное –
простое».
Загадайка: кто сказку узнал? Конечно же, «Репка»!
|
|||
Оратай
|
Хитра
|
|||
Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике
"Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все
сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев
в электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на
моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий