вторник, 30 апреля 2019 г.

«ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ» Познавательная игровая программа для людей старшего возраста


Фото из интернета
«ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ»
Познавательная игровая программа для людей старшего возраста

Продолжаем вспоминать и знакомиться с нашими русскими народными праздниками. И, как всегда, не только слушаем  информацию, но и активно играем, танцуем, поём…

1.   ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
Ночь с 7-го на 8-е июля по новому стилю – Праздник Ивана Купалы.

Иоаннн Креститель – предвестник Иисуса Христа. От него Иисус принял крещение.  По церковному преданию, Иоанн родился на 6 месяцев раньше Христа. Рождество Христово – зимний солнцеворот, а рождество Иоанна Крестителя – летний солнцеворот.

Под знаком Иисуса солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна «умаляется». На Руси праздник рождества Иоанна Предтечи приурочился к древнему языческому празднику летнего солнцеворота. Считалось, что в этот день солнце действует с особой живительной  силой.

Как только ни называли этот особо любимый на Руси праздник: Иваном Купалой, Иваном-травником, Иваном цветным, Иваном-колдовщиком, но попроще – праздником летнего солнцеворота. Считалось, что солнце при восходе в этот день играет всеми цветами радуги, купается в воде, которой приписывали чудодейственную силу.

Существовало поверье, что купание в ночи или на ранней зорьке, особенно в росе, очень полезно, целебно, ибо именно в этот день Иоанн Креститель освящал воду и прогонял злых духов. Со дня Ивана Купалы как бы официально можно было купаться во всех реках и озёрах.

Все славянские праздники – это славление главного героя праздника, в честь которого собирается народ, обряды, хороводы, игры, соревнования, пляски,…
Вы, конечно же, не жили в Древней Руси, но наверняка застали времена, когда отголоски тех праздненств, присутствовали в народных гуляниях.
Вспомните, пожалуйста, в какие игры, играли в вашем селении на праздниках….

 ИГРОВОЙ МОМЕНТ
По предложению участников мероприятия.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
В ночь на Ивана Купалу собирают травы. Знахари ищут разрыв-траву, против которой, говорят, не устоит ни один замок.
В муравьиных кучах добывают жгучее масло – целительное средство от всех недугов.

Существует немало легенд о чудодейственной силе трав, собранных в купальскую ночь:
- плакун-трава прогоняет злых духов;
- терлич-трава помогает завлекать женихов («Терлич-терлич, хлопцев покличь!»);
- пастушья сумка кровь останавливает;
- жгучая крапива ревматизм лечит;
- заячья капуста применяется при ожогах;
- мать-и-мачеха, душица, багульник от простуды помогают.
- Из цветов в это время заготавливают купальницу, медвежье ушко, богатенку. В новгородской губернии крестьяне собирали её и вставляли в трещины стены: чей цветок скорее завянет – тому и захворать в этот год или умереть.
- Тогда же под корнем чернобыльника копают земляной уголь – зелье от падучей болезни и чёрной немочи.
- В рукописном травнике начала 18 века упоминается травка архилин, про которую сказано: кто рвёт её на рождество Иоанна Предтечи, кто носит её на себе – тот не боится ни дьявола, ни еретика, ни злого человека, «а растёт она при большой реке».

«Иванов день пришёл – траву собирать пошёл», - говорили в народе. А чтобы цветы и стебли не потеряли своей чудодейственной силы, собирали девушки травки целебные, приговаривали вполголоса: «Земля-мати, благослови меня травы брать, и трава мне мати!».

А в колдовскую ночь клали девушки под голову подорожник (трипутник) и словно магическое заклинание произносили перед сном: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!». И с надеждой смеживали веки: вдруг да привидится во сне милый-желанный!

ИГРОВОЙ МОМЕНТ
Хоровод считается исконно русской и любимой игрой, хотя он присутствует и у других народов. Один из вариантов хоровода:
«ТИ - Я – Я»

Участники становятся в круг, левая рука на плече соседа слева, правая рука на поясе соседа справа. Все участники, покачиваясь сначала вправо, потом влево, поют забавную песенку:

"Ти - я - я, ти - я - я, ти - я - я - о,
Ти - я - я, ти - я - я, ти - я - я - о,
Ти - я - я, ти - я - я, ти - я - я - о,
Ти - я - я, ти - я - я, о - я - о.

Я - о, я - о, ти - я - я, ти - я - я, ти - я - я - о,
Я - о, я - о, ти - я - я, ти - я - я, о - я - о."

Когда произносят звук "о" - наклоняются вперёд. Игра продолжается, но теперь поют быстрее и быстрее…



3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
Главным героем этой удивительной и прекрасной ночи становился папоротник, с которым издавна люди связывали легенды о кладах. Его цветок, по преданиям, распахивающий свои лепестки ровно в полночь и всего на несколько мгновений, мог показать все клады в округе, как бы глубоко они ни находились.

Правда, достать этот цветок было так же трудно, как и сам клад. Говорят, около полуночи среди широких листьев папоротника внезапно появляется почка. Прямо на глазах она поднимается всё выше и выше, то беспокойно колышется, то замирает на тонком стебле. И ровно в 12 часов ночи с треском разрывается. Тогда взору счастливца предстаёт огненный  цветок, который, кажется, пышет пламенем. И тут невидимая рука срывает этот чудо-цветок, человеку почти никогда не удаётся опередить эту руку. Но если схватить жар-цвет всё-таки удастся, то дело сделано: достаточно подбросить его в воздух, и он упадёт на то самое место, где скрыты сокровища, утверждает легенда.

ИГРОВОЙ МОМЕНТ
 «МЕСИМ, МЕСИМ ТСТО»

Участники становятся в круг, взявшись за руки и дружно повторяют слова: "Месим, месим тесто, месим, месим тесто", при этом сходятся как можно плотнее. Под слова: "Раздувайся пузырь да не лопайся, раздувайся пузырь да не лопайся!", расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга, и их уже "месят". Находящиеся в кругу, имеют право помогать разрывать своими спинами "пузырь". Побеждают сильные и ловкие.


4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
Собирались молодые у костров, пели песни, водили хороводы. Девушки и женщины вплетали в волосы веточки берёзы. У околицы женщины, девчата, ребята, взявшись за руки, вставали в два ряда и под сомкнутыми руками пускали маленькую девочку – «колосок». С песней живая людская легенда плыла к хлебам. Лента казалась бесконечной: пройденные девочкой пары забегали вперёд и останавливались. А когда подходили к ржаному полю, девочка вырывала пучок растений и бежала к деревне. Вслед за ней - и взрослые. У околицы девочка разбрасывала пук, парни и девчата дружно расхватывали стебли: кому доставался с колоском – тем любовь должна была встретиться, женатым или замужней быть.

ИГРОВОЙ МОМЕНТ
 «РУЧЕЁК»

5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
Особенность купальской ночи не только в охоте за цветком папоротника, а и в очищающих кострах. Разводили их, как правило, на берегу реки или озера и располагались вокруг них все – от мала до велика. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче, обвязывали соломой старые колёса, поджигали их и спускали с пригорков. А то лодку старую дырявую найдут, к костру притащат, ветками набьют и подожгут, а потом прыгают через неё.

ИГРОВОЙ МОМЕНТ
 «ГОРЕЛКИ»
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. Игра­ющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
 Стой подоле,
 Гляди на поле,
Едут там трубачи
 Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
    Гу,гу, убегу.
    Раз, два, не воронь,
    А беги, как огонь!
После последних слов игроки, стоящие в последней па­ре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила: 1. Горелка не должен оглядываться. 2. Горелка догоняет убегающих игроков сразу же, как только они про­бегут мимо него.

6. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
С праздником связывают и лихие поверья о том, что в эту ночь оживает всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, лешие и водяные. Вот почему спать в эту ночь не рекомендуется, а костры всю нечисть отпугивают.

Потому-то и водой молодые обливают друг друга, водяных пугают.

Древний славянский праздник и по настоящее время в чести у прибалтов, у белорусов. А в России он, увы, довольно редок.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ДИСКОТЕКА. А как раньше называлось это мероприятие? Вечёрка? Пляска? («Барыня», «Кадриль», «Полька» и др.)

Н.С.ПАСЫНКОВА

Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy  

Комментариев нет:

Отправить комментарий