воскресенье, 21 апреля 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» (Для детей 12-17 лет, рассчитана на 3 года обучения) ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
(Для детей 12-17 лет, рассчитана на 3 года обучения)
ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ



5.2.     МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ

1.2.1          МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ИТОГАМ 1 г.о.

1 . МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»  (Барлас)
Перед вами набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача разложить их по порядку значимости для вас как принципов. Которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите её на первое место. Затем выберите вторую и так далее. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените своё мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.
Возможно сравнение индивидуальных списков и обобщение по группе.
Методику можно повторять с интервалом несколько недель. Месяцев или лет, отмечая происшедшие изменения.
  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни),
  1. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом),
  1. здоровье (физическое и психическое),
  1. интересная работа,
  1. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве),
  1. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),
  1. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений),
  1. наличие хороших и верных друзей,
  1. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе),
  1. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие),
  1. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и потребностей),
  1. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование),
  1. развлечения ( приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей),
  1. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках),
  1. счастливая семейная жизнь,
  1. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом),
  1. творчество (возможность творческой деятельности),
  1. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

2    ОПРЕДЕЛИТЕ УРОВЕНЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (В.Ф. Ряховский)
(Из книги Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.)

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «Да», «Нет», «Иногда».
1.   Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас её ожидание из колеи?
2.   Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить  с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3.   Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
4.   Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5.   Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6.   Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7.   Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.   Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которое занял несколько месяцев назад?
9.   В ресторане либо в столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10.        Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11.        Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12.        Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13.        У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счёт вы не приемлете. Это так?
14.        Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15.        Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16.        Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов: «да» - 2 очка,
«иногда» - 1 очко,
«нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.
Классификатор
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и ввергает вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достаёт, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьёт из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер; вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

3     «ОПРЕДЕЛИТЕ УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ» (Рогов)
Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим быть откровенными. Достоверны ответы те, которые первыми пришли в голову. Ни одно утверждение пропускать нельзя. Ответ отметьте в таблице (галочкой, плюсом,…).
1.           Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».
2.   Взрослых детей раздражает забота престарелых родителей.
3.   Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4.   Среди всех музыкальных передач предпочитаю о танцах.
5.   Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больных надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6.   Больному человеку можно помочь даже словом.
7.   Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
8.   Старые люди, как правило, не без причин обидчивы.
9.   Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слёзы.
10.        Раздражённое состояние моих родителей влияет на моё настроение.
11.        Я равнодушен к критике в мой адрес.
12.        Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи.
13.        Я всегда всё родителям прощал, даже если они были не правы.
14.        Если лошадь плохо тянет, её надо хлестать.
15.        Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16.        Родители относятся к своим детям несправедливо.
17.        Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18.        Я не обращаю внимания на плохое самочувствие своих родителей.
19.        Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20.        Фильмы и книги могут вызвать слёзы только у несерьёзных людей.
21.        Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22.        В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23.        Все люди необоснованно озлоблены.
24.        Глядя на постороннего человека мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25.        При виде покалеченного животного, я стараюсь чем-то помочь.
26.        В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
27.        Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28.        Увидев уличное происшествие я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29.        Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечься.
30.        Люди преувеличивают способность чувствовать настроение хозяина.
31.        Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить сам.
32.        Если ребёнок  плачет, на это есть свои причины.
33.        Молодёжь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34.        Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были иногда задумчивы.
35.        Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36.        Если мои друзья начинают обсуждать свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.


Не знаю
Нет или никогда
иногда
часто
Почти всегда
Да или всегда
0 б.
1 б.
2 б.
3 б.
4 б.
5 б.
1.






2.






3.






4.






5.






6.






7.






8.






9.






10.






11.






12.






13.






14.






15.






16.






17.






18.






19.






20.






21.






22.






23.






24.






25.






26.






27.






28.






29.






30.






31.






32.






33.






34.






35.






36.







Обработка результатов теста на эмпатийность.
ШКАЛА ЗАЩИТЫ. Ответы «Не знаю» на любое из утверждений 2,4,16,18,33 оценивается, как нежелание испытуемого подвергаться исследованию или как признак социальной инфантильности.
ШКАЛА НЕИСКРЕННОСТИ. Ответы «Да» на 2,7,11,13,16,18,23 оцениваются, как преднамеренное искажение фактов.
ШКАЛА ДОСТОВЕРНОСТИ. Следует сомневаться в достоверности результатов теста, если испытуемый ответил «Да» на пары утверждений: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36 или «Нет» на те же пары.
Результаты теста обрабатываются дальше, если по всем оценочным шкалам наберётся в сумме не более трёх уклончивых,  неискренних и недостоверных ответов. При сумме, равной 4, следует сомневаться в их достоверности, а при 5 протокол считать испорченным.
Декодирование ведётся по ключу-дешифратору (таблица 1), полученные результаты сравниваются со шкалой уровней (таблица 2).

Таблица 1.
Группы триад
№ утверждения
Показатели эмпатийности
1
10, 13, 16
С родителями
2
19, 22, 25
С животными
3
2, 5, 33
С престарелыми людьми
4
26, 29, 32
С детьми
5
9, 12, 15
С героями художественных произведений
6
21, 24, 27
Проявляется в межличностных отношениях

Таблица 2.
Уровни
Общая сумма баллов
Сумма баллов по каждому показателю
Очень высокий
82-90
15
Высокий
63-81
13-14
Средний
37-62
5-12
Низкий
12-36
2-4
Очень низкий
5-11
0-1

От 82 до 90 баллов. Это очень высокий уровень эмпатии. У вас болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, ещё не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас своё эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжёлых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не даёт заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своём психическом здоровье.
От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своём они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что её правильно примут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств и это мешает вашему полноценному восприятию людей.
12-36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишёнными смысла. Отдаёте предпочтение уединённым занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчуждённость; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на неё бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

4.   МЕТОДИКА «ЛОГИЧНОСТЬ»
ЦЕЛЬ: оценить индивидуальные различия в уровне развития логичности мышления у школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ:       1. бланк задания (образец см. ниже),
2. чистый лист бумаги, ручка.
ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк, на котором дано 20 заданий. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х посылок и вывода. Часть умозаключений верны, часть заведомо ложны. Испытуемому сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк с 20-ю заданиями. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х взаимосвязанных суждений и вытекающего из них вывода. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На чистом листе вы должны написать номера заданий и рядом с каждым номером одно слово: «верно», «неверно».
БЛАНК ЗАДАНИЙ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ»
1.          Вес металлы проводят электричество. Ртуть металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2.          Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
3.          Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.
4.          Все Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина.
5.          Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.
6.          Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь, «Мед­ный всадник» – сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
7.          Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.
8.          Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнова изучает логику. Следовательно, Смирнова – слушатель высшей школы.
9.          Некоторые студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно, Петров – бывший военнослужащий.
10.       Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебозаготовок.
11.       Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.
12.       Все граждане Советского Союза имеют право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
13.       Все металлы куются. Золото – металл, Следовательно, золото куется.
14.       1З. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.
15.       Все студенты Ленинградского университета изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. – студент Ленинградского университета.
16.       Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
17.       Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Н. Рассел – капиталист. Следовательно, Н. Рассел стремится к развязыванию войны.
18.       Все студенты III-го курса выполнили норму ГТО II ступени. В. выполнил норму ГТО II ступени. Следовательно, В. – студент 3-го курса.
19.       Все коммунисты выступают против войны. Б. Джонс выступает против войны. Следовательно, Б. Джонс – коммунист.
20.       Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.
21.       Все ученики третьего «Б» класса отличники. Петя Смирнов – отличник. Следовательно Петя Смирнов – ученик третьего «Б».
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. По ключу проверяется правильность выполнения задания школьником.
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ»
Ответы «верно»: 1,11,12.
Ответы «неверно»: все остальные.
2. Подсчитывается количество правильных ответов.
ВЫВОД. Для того, чтобы оценить уровень развития логичности мышления изучаемого школьника, необходимо провести этот эксперимент с группой учеников одного возраста, получить и обработать результаты и сравнить результаты изучаемого школьника со среднегрупповыми.

 

5    НОВЕЙШИЙ ТЕСТ НА ИНТЕЛЛЕКТ.
Сергей Крылов (газета «Моя семья», апрель 2005. № 14)
Впервые коэффициент интеллекта (ай-кью) был измерен в 1903 году Изначально предназначавшийся для диагностики нарушений умственного развития у дошкольников. Сегодня этот показатель во многих странах играет решающую роль при отборе соискателей на самые серьезные руководящие должности. За более чем столетнюю историю изменились и люди, и методики измерения.

Предлагаем вам измерить свой интеллект по новейшей сокращенной методике, разработанной специалистами Массачусетс кого университета.
Для ответа на все вопросы отводится ровно 15 минут. По истечении времени тестирование следует остановить.

1.    Продолжите числовой ряд.
2, 5, 8, 11, ...
2. Выберите лишнее слово:
сельдь, кит, акула, барракуда, треска.
3. Какое из этих слов не является маркой автомобиля?
ВАЯРИТ, ГОЛАВ, АНРУЛС, УГЛИИЖ, ГЬЕЛАЗ.
4. Допишите следующие два числа в последовательности:
7, 10, 9, 12, 11, … , ….
5. В скобках напишите слово, которое заканчивает первое и начинает второе:
ст (...) aн.
6. Какая из шести фигур подходит на пустое место?
7.  Подберите слово: д + (злак) = (частые сокращения мышц с малой амплитудой):
(злак) = (...).
8.             Выберите слово в нижней строке, которое подходит ко всем словам в верхней строке:
9.             Вставьте слово из 4 букв, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок:
10. Какая из шести фигур подходит на пустое место?
11. Вставьте  слово из 3 букв, которое заканчивает первое слово и начинает второе.  Ключ - слово «судьба».
За (...) от.
12. Выберите того, кто не является известным поэтом:
Кбол
Икшнул
Неисне
Равген
Воскарне
13. Вставьте пропущенное число:
14. В нижней строке подставьте буквы вместо звездочек по аналогии с верхней строкой и закончите слово в скобках:
ОЛ (стрелок) рт
На (т**п**г) ер
15. Вставьте недостающую фигуру:
16. Выберите, какой из этих городов лишний:
Канберра
Вашингтон
Лондон
Париж
Нью-Йорк
Берлин
Оттава
17. Вставьте пропущенное число:
2             5     7
4    7     5
18. Найдите пропущенное число:
      8                   5                10
19. Вставьте слово из 4 букв, пропущенное в скобках:
Консул (…. ) нагель
20. Продолжите буквенную последовательность:

ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ:
1.   14 - каждое число ряда на 3 больше предыдущего.
2.   Кит - он является млекопитающим, остальные – рыбы.
3.   Руслан. Автомобили - «Таврия», «Волга», «Жигули» и «ГАЗель».
4.   14 и 13. Последовательность состоит из двух рядов чисел, увеличивающихся каждый раз на два.
5.   Вол.
6.   Фигура № 3. Каждая строка содержит окружность, квадрат, ромб, картинки чередуются по вертикали и по горизонтали. Потому пропущенной фигурой должен быть квадрат с вертикальной и горизонтальной линиями внутри.
7.   Рожь.
8.   Палка. Этому слову, как и словам в верхней строке, может предшествовать приставка «пере».
9.   Липа.
10.               3. В каждом ряду и столбце есть три типа лиц - круглые, квадратные, треугольные, носы - черные, белые и заштрихованные, глаза - белые, черные или один черный, другой белый, а также один, два или три волоса. Поэтому недостающим лицом должен быть квадрат с черным носом, тремя волосами и с глазами - одним черным, другим белым.
11.               Рок.
12.               Вагнер (композитор). Поэты - Блок. Пушкин, Есенин, Некрасов.
13.               Чисто 6. Чтобы его получить, надо сложить цифры на концах длинных линий и вычесть из этой суммы цифры на концах коротких линий.
14.               Трепанг. Нужно подставить четыре буквы за скобками на место 6й, 5й, Зй и 2й пропущенных букв.
15.               Фигура 3. У всех фигур или по 3 линии с прямым углом или по 6 линий без прямого угла.
16.                Нью-Йорк. Это не столичный город.
17.               Каждое число в нижнем ряду равно половине суммы двух чисел над этим числом.
18.               Чисто 18. Три числа на вершинах треугольников перемножаются друг на друга, и результат делится на 10.
19.  Снег. Слово в скобках образуйся из третьей и четвертой букв с конца слов перед скобками и после них.
20. Ф. В алфавитной последовательности пропускаются поочередно по 2 и по 3 буквы.

За каждый правильный ответ поставьте себе 10 баллов.
Меньше 100. Невысокий уровень интеллекта. Человек с таким результатом достигнет гармонии, занимаясь физическим трудом Или став президентом США. поскольку у Джорджа Буша-младшего коэффициент умственного развития составляет 91 балл.
100-110 баллов. Средний уровень интеллекта, соответствующий школьнику-хорошисту средних классов.
120-130 баллов. Уровень интеллекта, достаточный для поступления в вуз.
140-150 баллов. Уровень интеллекта, достаточный для поступления в аспирантуру.
160-170 баллов. С таким показателем вполне можно управлять крупной компанией с большим бюджетом, быть успешным игроком на бирже или писать книги.
180-190 баллов. Уровень руководителя государства, топ-менеджера транснациональной корпорации, выдающегося шахматиста, энциклопедиста или нобелевского лауреата.
200 баллов. Такой результат свидетельствует о вашей гениальности Можно было бы поздравить вас с этим. Но, к сожалению, мировая история показывает, что гении обречены на одиночество и неудачи в личной жизни. Лишь после смерти ничтожная часть из этих избранных получает заслуженное признание.



5.2.2  ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОКОНЧАНИИ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.       Опросник «ОЦЕНИТЕ САМОКОНТРОЛЬ В ОБЩЕНИИ» ( М. Снайдер)
(из книги Рогов Е.И. «Психология общения».М.: ВЛАДОС, 2005.  стр. 316)

Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву В, если неверным или преимущественно неверным – букву Н.
1.   Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
2.   Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3.   Из меня мог бы выйти неплохой актёр.
4.   Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5.   В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6.   В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7.   Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.
8.   Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараясь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9.   Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10.                                                                                        Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».
Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Подсчёт результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы искренны, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своём поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

2.      «ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ»
Методика Д.Амирхан; модификация А.Г.Грецова
(Из книги Грецов А. Г., Азбель А.А. «Узнай себя. Психологические тесты для подростков.» СПб: Питер, 2006. )
Инструкция. В методике приведён ряд утверждений, описывающих различные способы, с помощью которых люди решают встающие перед ними жизненные проблемы. Отметь, пожалуйста, применимо ли каждое из этих утверждений к тебе в ситуациях, когда ты сталкиваешься с серьёзными проблемами. Свои ответы обозначай одной из трёх цифр:
0 – нет, это не про меня.
1 – иногда это про меня, иногда – нет.
2 – да, это точно про меня.
Правильных и неправильных ответов здесь нет, каждый вариант свидетельствует о твоей индивидуальности. Отвечай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в голову.
Итак, «при возникновении проблемы я …»:
  1. Делюсь с переживанием с другом.
  2. Стараюсь сделать всё от меня зависящее, чтобы наилучшим образом решить проблему.
  3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.
  4. Пытаюсь отвлечься от проблемы на что-нибудь другое.
  5. Жду, что кто-нибудь проявит сочувствие ко мне.
  6. Делаю всё возможное, чтобы не дать окружающим возможности заметить, что мои дела плохи.
  7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как это обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.
  8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.
  9. Очень тщательно взвешиваю все возможности решить эту проблему.
  10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.
  11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.
  12. Доверяю свои переживания другу или родственнику.
  13. Больше времени, чем обычно, провожу в одиночестве.
  14. Рассказываю людям о своей проблеме, так как только её обсуждение помогает мне прийти к её решению.
  15. Всё время думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение.
  16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы.
  17. Обдумываю про себя план действий.
  18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно, - это помогает мне отвлечься от переживаний.
  19. Прошу кого-нибудь помочь мне.
  20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно делать в этой ситуации.
  21. Избегаю общения с людьми, замыкаюсь в себе.
  22. Переключаюсь на свои увлечения или занимаюсь спортом, чтобы отвлечься от проблемы.
  23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше понять ситуацию.
  24. Иду к другу за советом, как исправить ситуацию.
  25. Принимаю сочувствие друзей и знакомых, у которых такая же проблема.
  26. Сплю больше обычного.
  27. Фантазирую о том. Что всё могло быть иначе.
  28. Представляю себя героем книг или кино, который  преодолевает все трудности.
  29. Пытаюсь решить проблему всеми способами, которые знаю.
  30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.
  31. Принимаю помощь от друга или родственника.
  32. Ищу успокоение у тех, кому доверяю.
  33. Пытаюсь тщательно планировать своё поведение, а не действовать под влиянием эмоций.
Интерпретация результатов
Баллы суммируются отдельно по каждой из трёх шкал.
Шкала «разрешение проблемы»: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
Шкала «поиск поддержки других людей»: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
Шкала «избегание проблемы»: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Если по какой-либо шкале набрано 6 и меньше баллов – это низкий показатель,
7-10 – ниже среднего,
11-14 – средний.
15-18 – выше среднего,
19 и больше – высокий.

Защитные механизмы как раз и обеспечивают избегание проблем. Чем выше показатели по этой шкале, тем о большей склонности к ним это свидетельствует.


3.      Методика
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)
(Из книги Немов Р.С. «Практическая психология».М: ВЛАДОС, 1999. стр. 134)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
   Над вопросами не следует долго задумываться и на выполнение задания требуется 20-30 минут.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
                                                                                         
Текст опросника

1а. Ухаживать за животными или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или
3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных, какой-либо породы) или
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных или
10б. Выполнять вычисления, расчёты


11а. Выводить новые сорта растений или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать поощрять или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или
15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями леса, сада или
20б. Работать на клавишных машинах )телетайпе, наборной машине, компьютере и др)


Лист ответов












10а


10б

11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а

16б

17а

17б
18а

18б

19а

19б

20а


20б

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определённому типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
   1. «человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
   2. «человек-техника» - все технические профессии;
   3. «человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
   4. «человек-знак» - все профессии, связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
   5. «человек-художественный образ» -все творческие специальности.

4.       «ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»
(Из книги Анн Л. «Психологический тренинг с подростками».
СПб: Питер, 2007. Стр. 237)
Цель: изучение определённых личностных свойств, самосознания человека, межличностных отношений.
Личностный дифференциал сформирован путём репрезентативной выборки слов, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов:
1)   оценки;
2)   силы;
3)   активности.
Инструкция. Дана 21 личностная черта. Вам необходимо оценить себя по отобранным чертам личности, по тому, что, на ваш взгляд, вам наиболее подходит. Например:
1.   О + Обаятельный              3 2 1 0 1 2 3              - Непривлекательный
3 – максимальное отношение. Нужно подчеркнуть только одну цифру – ту, которая к вам более всего близка.

1. О + Обаятельный                3 2 1 0 1 2 3              - Непривлекательный
2. С – Слабый                          3 2 1 0 1 2 3              + Сильный
3. А + Разговорчивый             3 2 1 0 1 2 3              - Молчаливый
4. О – Безответственный        3 2 1 0 1 2 3              + Добросовестный
5. С + Упрямый                       3 2 1 0 1 2 3              - Уступчивый
6. А – Замкнутый                    3 2 1 0 1 2 3               + Открытый
7. О + Добрый                         3 2 1 0 1 2 3              - Эгоистичный
8. С – Зависимый                    3 2 1 0 1 2 3              + Независимый
9. А + Деятельный                  3 2 1 0 1 2 3              - Пассивный
10. О – Чёрствый                    3 2 1 0 1 2 3              + Отзывчивый
11. С + Решительный             3 2 1 0 1 2 3              - Нерешительный
12. А – Вялый                         3 2 1 0 1 2 3              + Энергичный
13. О + Справедливый           3 2 1 0 1 2 3              - Несправедливый
14. С – Расслабленный          3 2 1 0 1 2 3              + Напряжённый
15. А + Суетливый                 3 2 1 0 1 2 3              - Спокойный
16. О – Враждебный              3 2 1 0 1 2 3              + Дружелюбный
17. С + Уверенный                3 2 1 0 1 2 3              - Неуверенный
18. А – Нелюдимый               3 2 1 0 1 2 3              + Общительный
19. О + Честный                     3 2 1 0 1 2 3              - Неискренний
20. С – Несамостоятельный  3 2 1 0 1 2 3              + Самостоятельный
21. А + Раздражительный     3 2 1 0 1 2 3              - Невозмутимый

Обработка полученных данных.    Производится подсчёт суммы числе по каждому фактору (О С А). Фактор имеет знак (-) и (+).
В зависимости от того, какой выбор сделан, требуется вычесть или сложить балл в сумму данного фактора.
Интерпретация факторов личностного дифференциала.
При применении личностного дифференциала для исследования самооценок, значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определённом смысле удовлетворён собой. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение к самому себе, его неудовлетворённость собственным поведением, уровнем достижений, личностными особенностями, на недостаточный уровень самопринятия. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство  уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, об их осознании самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельства и оценок. Особо низкие оценки указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования – подчинения, то, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активности, общительность, импульсивность: отрицательные (-) – на интровертированность, определённую пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей других.
При интерпретации данных, полученных с помощью личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

5.        Методика «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»

(Из книги Немов Р.С. «Практическая психология».М: ВЛАДОС, 1999. стр. 155)
С помощью данной методики определяется не всегда и не полностью осознаваемое отношение одного человека к другим людям. Основу методики составляют десять противоположных по смыслу прилагательных, положительно или отрицательно оценивающих человека.
Инструкция. Вам необходимо выбрать трёх человек, с которыми у вас разные отношения: очень хорошие, нейтральные и очень плохие. Каждого из этих троих необходимо оценить по десяти парам прилагательных. Свою оценку на шкале вы отмечаете галочкой или кружком в соответствующем её пункте.
Бланк к методике «Семантический дифференциал»
Плохой
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Хороший
Неприятный
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Приятный
Непривлекательный
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Привлекательный
Ненужный
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Нужный
Бесполезный
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Полезный
Нежелательный
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Желательный
Неважный
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Важный
Незначимый
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Значимый
Несущественный
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Существенный
Грубый
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
Мягкий

Обработка результатов и выводы. Вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам для каждого из трёх оцениваемых людей. Далее берётся средняя оценка всех трёх людей и на её основе делается вывод о том, как вы относитесь к людям вообще. Если эта оценка оказывается в пределах от +2 до +3, то приходят к заключению о том, что вы к людям относитесь очень хорошо. Если средняя оценка попадает в интервал от +1 до +2, то это свидетельствует о том, что ваше отношение к людям в целом хорошее. Если средняя оценка оказывается в пределах от –1 до +1, то делается вывод, что вы к людям относитесь или объективно, или безразлично. Заключение об объективности вашего отношения следует в том случае, если все три исходные оценки, по которым определялась общая средняя, были достаточно разными, а заключение о безразличии отношения – в том случае, если все три оценки были примерно одинаковыми.
Средняя оценка в пределах от –2 до –1 – показатель вашего отрицательного отношения к людям. Наконец, при средней оценке, находящейся в пределах от –3 до –2, следует вывод о том, что вы относитесь к людям очень плохо.
Ещё одним полезным методом самодиагностики отношения к людям может быть специально проведённый опрос. Дело в том, что никто не в состоянии так хорошо и так правильно оценивать ваше отношение к людям, как вы сами. Однако, пользуясь методом опроса, важно для получения надёжных результатов соблюдать ряд правил.
Правило 1. Опрашивать следует в основном тех людей, которые по разному относятся к вам: хорошо, плохо или безразлично (нейтрально).
Правило 2. Мнению каждого человека нужно доверять, именно он может увидеть в вас о, что могут не заметить другие.
Правило 3. Лучше, если опрос будет вести не тот человек, отношение к которому оценивается, а кто-либо другой. Например, близкий друг, способный передать вам правдивую информацию о том, как вас воспринимают и оценивают другие. Если же опросом будете заниматься сами, то люди не всегда смогут сказать вам правду в глаза.
Правило 4. Подобный опрос следует проводить в тех случаях, когда вы хотите, чтобы ваше отношение к людям воспринималось правильно, или когда вы сами не до конца понимаете, почему окружающие относятся к вам именно так, а не иначе.





5.2.3  ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОКОНЧАНИИ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.    ТЕСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»
(Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. –
СПб.: Питер, 2006. – 176с. (стр. 97-102))
Методика включает в себя 27 вопросов, на каждый из которых имеется по три варианта ответа. Выбери в каждом из вопросов тот вариант ответа, который тебе ближе всего, и обозначь его знаком «+». Потом выбери тот вариант, который, наоборот, дальше всего от твоего мнения, и отметь его знаком «-».

1.      Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2.      Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3.      По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создаёт в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать своё мнение.
4.      Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить  свою работу лучше других.
5.      Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а)были отзывчивы и помогали людям;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми.
6.      Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие  взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может многого достичь в жизни.
7.      Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8.      По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) взывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподаёт.
9.      В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущать, что хорошо выполнил какое-нибудь дело;
в) получать за что-нибудь похвалу.
10.  Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечён своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11.  В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать   с людьми.
12.  Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
13.  Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14.  Больше всего я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) испытываю удовольствие от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
15.  Если бы обо мне решили напечатать в газете, то мне бы хотелось, чтобы:
а) рассказали о каком-либо интересном деле, в котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о моём коллективе, друзьях.
16.  Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) находит ко мне индивидуальный подход;
б) умеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17.  Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.
18.  Больше всего я  ценю:
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый смысл и смекалку.
19.  Я не люблю людей, которые:
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.
20.  Приятно, когда:
а) работаешь  над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
21.  По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
22.  В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
23.  Если бы у меня были способности к музыке, я предпочёл бы быть:
а) дирижёром;
б) композитором;
в) солистом.
24.  Мне бы больше хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.
25.  Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.
26.  Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;
б) прежде всего, выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27.  Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) общаясь с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаюсь своим любимым делом.

Обработка результатов
Воспользуйся «ключом», приведённым в таблице, чтобы подсчитать свои баллы по трём шкалам: «Я», «Общение», «Дело». Тот вариант ответа, который у тебя отмечен знаком «+», оценивается в 2 балла, не отмеченный в 1 балл, а отмеченный знаком «-« - в 0 баллов.
№ вопроса
«Я»
Общение
Дело
№ вопроса
«Я»
Общение
Дело
1
а
в
б
15
б
в
а
2
б
в
а
16
а
в
б
3
а
в
б
17
а
в
б
4
в
б
а
18
а
б
в
5
б
а
в
19
а
б
в
6
в
а
б
20
в
б
а
7
в
б
а
21
б
а
в
8
а
б
в
22
б
а
в
9
в
а
б
23
в
а
б
10
а
в
б
24
б
в
а
11
б
в
а
25
а
в
б
12
б
а
в
26
в
а
б
13
в
а
б
27
б
а
в
14
а
в
б

1.      Шкала «Я». Направленность на себя – ориентация на достижение своих целей, пусть даже за счёт окружающих. Проявляется через такие качества, как властность, склонность к соперничеству. Нередко сочетается с тревогой, связанной с возможностью потерять свой статус, оказаться публично униженным и т.п. Очень высокие показатели (более 40) могут свидетельствовать об эгоизме. В профессиональной деятельности люди с преобладанием направленности на собственное «Я» - это преимущественно индивидуалисты, ориентированные на достижение личного успеха, не слишком склонные к работе в команде. Они тяготеют к профессиям, в которых результативность работы определяется, главным образом, собственными усилиями, а не слаженными действиями коллектива.

2.      Шкала «Общение». Направленность на общение выражается через стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми. Это ориентация на совместную деятельность, иногда даже в ущерб выполнению конкретных дел. Для таких людей важно одобрение окружающих, может проявляться зависимость от группы, повышенная потребность в близких эмоциональных отношениях с людьми. Такие люди предпочитают работать в команде, а не в одиночестве,  выбирают профессии, подразумевающие  широкие возможности для общения. Но порой они начинают воспринимать работу как место, куда приходят именно пообщаться, а не выполнять профессиональные обязанности, что, естественно, ведёт к снижению продуктивности их деятельности.

3.      Шкала «Дело». Направленность на дело выражается через заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы, как можно лучше. Такие люди ориентированы на деловое сотрудничество, в интересах общего дела они готовы пойти даже на ухудшение личных взаимоотношений с окружающими. Они обычно работают весьма продуктивно, хотя у них может развиваться склонность к трудоголизму (чрезмерная увлечённость работой в ущерб другим сторонам жизни и собственному здоровью, что в конечном итоге снижает и продуктивность работы) и не всегда гладко складываются отношения с коллегами, которые не столь увлечены трудом.

2.    ТЕСТ «ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ ОКРУЖАЮЩИХ»
опросник С. Марлоу-Крауна «Оценка мотивации одобрения», модификация А.Е.Грецова 
из книги Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПБ.: Питер, 2006. – 176с. (стр. 102-105)
Инструкция
Внимательно прочитай каждое из приведённых ниже суждений и ответь на него «да» или «нет» в зависимости от того, соответствует ли оно особенностям твоего поведения. Будь искренним. Не раздумывай слишком долго над суждениями, а давай тот ответ, который первым приходит в голову.

1. Прежде чем сказать что-либо, я обычно думаю о том, какое впечатление мои слова произведут на окружающих.
2. Если я вижу, что кто-то оказался в беде, то без колебаний приду к нему на помощь.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Обедая дома в одиночестве, я веду себя так же, как если бы это происходило в кафе, в компании друзей.
5. Пожалуй, я никогда не испытывал ни к кому сильных симпатий.
6. Были случаи, когда я бросал что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я не всегда внимательно слушаю собеседника, кем бы он ни был.
9. Были случаи, когда я придумывал «вескую» причину, чтобы оправдаться в своей оплошности.
10. Случалось, что я пользовался оплошностью другого человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда, вместо того чтобы простить обидевшего меня человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему, несмотря на риск оказаться в конфликте.
14. Обычно я весьма охотно откликаюсь на просьбы оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказываемое ем-либо мнение противоположно моему.
16. Готовясь отправиться куда-либо, я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я сильно завидовал удаче других.
18. Иногда мня раздражают люди, которые общаются ко мне с просьбами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили их по заслугам.
20. Я никому с умыслом не говорю неприятных вещей.

Ключ 
В 1 балл оценивается каждый из следующих вариантов ответов:
v Ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20;
v Ответ «нет» на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Набранные баллы суммируются. Максимально возможное значение 20 баллов, минимальное – 0.

Интерпретация результатов
Чем выше полученная сумма баллов, тем в большей степени ты в своём поведении ориентирован на то, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих, заслужить их одобрение. 
v 7 баллов и  меньше: низкий уровень;
v 8-10: ниже среднего;
v 11-13: средний;
v 14-16: выше среднего;
v 17 и больше: высокий уровень.
Люди, у которых потребность в одобрении выражена слабо, обычно ведут себя подчёркнуто независимо, делают то, что сами считают нужным, не слишком заботясь о том, что о них подумают окружающие.
С одной стороны, это говорит об их уверенности в себе, самостоятельности, неподатливости вредным влияниям.

Но с другой, если эти свойства выражены чрезмерно, то ситуация чревата многочисленными конфликтами с окружающими. Обычно у  таких людей друзей мало или нет совсем, они чувствуют себя довольно одинокими и порой у них складывается впечатление, как будто «весь мир против них».

Если же потребность в одобрении выражена сильно, то человек стремится производить на всех благоприятное впечатление, быть для окружающих «удобным», всем угождать.

Если это выражено чрезмерно, то человек превращается в подхалима, не высказывающего собственного мнения, а всегда соглашающегося со всеми. И для него тяжёлым разочарованием становится тот факт, что невозможно понравиться всем сразу, ведь что ни делай, всё равно кто-нибудь да останется недовольным. Как гласит народная мудрость, «человек – это не сторублёвка, чтобы всем нравиться!».

3.     ТЕСТ «ОБЪЕКТИВНОСТЬ СУЖДЕНИЙ О ЛЮДЯХ»
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: 2001. С.340-342 («Тест на объективность). Модификация методики для подростков выполнена А.Г.Грецовым.
(из книги Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 176с. (Стр. 105-108))

Инструкция
Перед тобой 12 вопросов и по 3 варианта ответов на каждый из них. Выбери в каждом вопросе тот из вариантов, который в наибольшей степени соответствует твоему мнению.

1.   Как ты думаешь, чем отличаются те, кто особенно тщательно придерживается принятых правил поведения и никогда не отступает от хорошего тона:
а)  вежливы и приятны в общении;
б)  строго воспитаны; 
в)  по существу неискренни, и за всем этим старательно скрывают свой истинный характер.
2. Если муж и жена никогда не ссорятся, то они, скорее всего:
а)  счастливы;
б)  равнодушны друг к другу; 
в)  скрывают свои отношения от посторонних людей, не доверяют друг другу. 
3. Ты впервые видишь своего сверстника, и он тут же начинает рассказывать анекдоты, острить. Каков он?
а)  шутник, остряк;
б)  чувствует себя неуверенно в вашей компании и таким образом пытается выйти  из неприятного для себя положения;
в)  просто хочет произвести приятное впечатление.
4. Ты разговариваешь с кем-то на тему, интересующую вас обоих. Собеседник в процессе беседы активно жестикулирует руками. Как ты считаешь, о чём это свидетельствует?
а)  о его внутреннем волнении;
б)  о том, что он слишком устал, переутомлён;
в)  о том, что он неискренен.
5. Ты решил узнать поближе кого-то из знакомых. Лучше всего это сделать:
а)  пригласив его в какую-то компанию;
б)  понаблюдав за ним в каком-либо деле;
в)  посмотрев, как он ведёт себя в конфликтной, эмоционально-напряжённой ситуации.
6. Человек склонен оставлять большие чаевые официантам в кафе. Как ты думаешь, почему он так поступает.
а)  хочет произвести впечатление на окружающих;
б)  хочет завоевать доверие официантов;
в)  он просто добрый и щедрый человек по натуре.
7. Некоторые люди сами никогда не начинают разговор первыми. Каковы они на самом деле, по твоему мнению:
а)  скрытны и не разговаривают, чтобы не выдать себя;
б)  слишком робкие;
в)  мнительны и боятся, что скажут что-то не так, и их обидят.
8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, можно оценить по выражению лица. Что, по-твоему, означает низкий нахмуренный лоб у человека:
а)  глуповатость;
б)  упрямство;
в)  не могу сказать ничего конкретного.
9. Что ты думаешь о человеке, который при разговоре не смотрит прямо в глаза:
а)  у него низкая самооценка;
б)  он недостаточно искренен в том, что говорит;
в)  он просто слишком рассеян.
10. Наверное, ты знаешь людей, которые, случись что-либо неприятное, сразу заявляют о том, что они всё давно  знали и предвидели, но ничего не предпринимали заранее, потому что не хотели попадать в неприятную историю. Что это за люди?
а)  люди с волевым характером, выдержанные;
б)  люди, у которых попросту нет ничего за душой;
в)  хвастуны.
11. Представь себе человека, имеющего  хорошее материальное положение, который всегда покупает очень дешёвые вещи. Почему, на твой взгляд, он так поступает:
а)  он скромен, непритязателен;
б)  он бережлив;
в)  он скряга.
12. Тебе, наверняка, когда-либо приходилось оценивать людей по внешнему виду. Полные люди, по-твоему:
а)  симпатичнее других, так как всегда общительны, добры и веселы;
б)  не очень симпатичны, так как обычно ленивы и бесхарактерны;
в)  они такие же, как и все, среди них есть и хорошие, и плохие люди.

Ключ
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
«Стоимость ответа»


а
2
2
1
4
1
4
2
1
1
1
2
2
б
4
1
2
2
2
2
4
2
4
4
4
1
в
1
4
4
1
4
1
1
4
2
2
1
4

Максимально возможное значение 48 баллов, минимально – 12.

Интерпретация результатов
 42 балла и более – ты легко составляешь мнение о людях и, скорее всего, столь же легко сообщаешь его тому, к кому это мнение относится. Но в таких вынесенных «на скорую руку» суждениях о людях немало домыслов и излишней самоуверенности.
 31-41 – ты умеешь объективно оценивать других, но помнишь о том, что в этом деле всегда возможны ошибки, и не боишься их признавать.
 21-30 – в целом ты умеешь составлять мнение о людях, но довольно часто сомневаешься в его правильности и, как следствие, легко меняешь его, поддаваясь влиянию других.

 20 и менее баллов – наверное, ты слишком доверчив и склонен судить о людях необъективно, довольно поверхностно, часто ошибаясь при этом.

4.    ТЕСТ «НАСКОЛЬКО ТЫ УВЕРЕНА В СЕБЕ?»
(Журнал «Лиза girl», ноябрь, 2008. Стр.26-27)
Хочешь знать, как ты справляешься с проблемами, обходишься с другими людьми, смотришь в будущее и принимаешь решения? Тогда вперёд!
  1. Ты стоишь перед бурной рекой, и тебе надо оказаться на другом берегу. Как ты себе представляешь это путешествие?
А. Переплыву.
Б. Найду где-нибудь лодку.
В. Побегу вдоль берега, пока не увижу мост.
Г. Переползу по упавшему стволу дерева.
      2. Ты выходишь на лесную поляну и видишь маленький домик. Какого он будет цвета?
А. Жёлтый.
Б. Голубой.
В. Белый.
Г. Серый.
Д. Красный.
      3.   Что случится, когда ножницы перережут нить?
А. Бутылка упадёт и разобьётся.
Б. Бутылка упадёт прямо на стол, сначала немного пошатается, но вообще останется стоять.
В. Она упадёт на стол и покатится по нему.
      4. Ты пришла на пляж, тебе надо переодеться, в какую кабинку зайдёшь?
А. В крайнюю правую.
Б. В крайнюю левую.
В. Во вторую слева.
Г. Во вторую справа.

ОТВЕТЫ:
  1. Так ты подходишь к проблемам:
А. Ух ты! Если надо достичь цели, ты ни перед чем не отступишь. Будь осторожна, не переоцени свои способности!
Б. У тебя очень практичный склад ума. Стоит только появиться проблеме – вот уже и решение наготове.
В. Ты предпочитаешь безопасные решения, избегаешь ссор и поэтому часто отступаешь. Отстаивай своё мнение.
Г. Ты, может, и хотела бы вести себя чуть жёстче, но сама себе мешаешь. J Зато ты знаешь свои сильные и слабые стороны и очень точно себя оцениваешь. Большая редкость!
      2.  Так ты общаешься с людьми:
А. Ты всегда относишься к другим людям открыто и дружелюбно.
Б. Ты честна и не стараешься всё время быть в центре внимания.
В.  Ты почти всегда думаешь о других хорошо, но бывает, что сильно сомневаешься в самой себе.
Г. Ты иногда относишься к незнакомым людям с недоверием.
Д. Ты слушаешься своего сердца и всегда готова к приключениям.
      3.  Так ты смотришь в будущее.
А.  Ты всегда предполагаешь худшее и часто боишься, что всё пойдёт совсем не так, как было задумано. Попробуй немного больше доверять – и себе, и людям рядом с тобой.
Б. Твою уверенность не так просто поколебать. Ты оптимистка и твёрдо знаешь, чего хочешь достичь в будущем.
В.  Ты надеешься, что всё будет хорошо, но сомневаешься в этом. Хочется тебе многого, но ты почти в себя не веришь. А жаль!
       4. Так ты принимаешь решения:
А. Обычно ты полагаешься только на собственное мнение и долго думаешь, прежде чем начать действовать.
Б. Ты прислушиваешься к внутреннему чутью, а потом переживаешь, правильное ли решение оно тебе подсказало.
В. Ты не любишь слишком долго ломать голову. Зачем? Гораздо проще бросить монетку, и пусть решает случай.
Г. Прежде чем сделать новый шаг, даже самый маленький, ты выяснишь у подруги, что она об этом думает.

(Грецов А.Г., Азбель А.А.   Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.: ил.    (Стр. 97-108).)

 


https://urlid.ru/bonh ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

https://urlid.ru/boni ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonk ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.
https://urlid.ru/bonm ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.

https://urlid.ru/bonu ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 5. МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ.


Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz


Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak


И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий