понедельник, 21 августа 2017 г.

В ГОСТЯХ У САМОВАРА Сценарий познавательного игрового мероприятия для пожилых людей

«В ГОСТЯХ У САМОВАРА»
(развлекательная познавательная программа)

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса, общительности




Задания

Реквизит
1
(Зал оформлен в народном русском стиле: расшитые полотенца, красивая посуда, самовары. Ведущие в русских народных костюмах)
1 вед.: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус.
Добро пожаловать в гости к САМОВАРУ!
2 вед.: Очень часто за событиями И за сутолокой дней
Старины своей не помним мы, Забываем мы о ней.
И хоть более привычны Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
1 вед.: Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается ко второму ведущему) Так о чём же мы поведаем сегодня нашим гостям?
2 вед.: Как о чём? О самоваре! Ведь сегодня мы у него в гостях. Или он у нас…?
1 вед.: Да, что ни говори, любили русские люди раньше посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня…
2 вед.: Или после бани…
1 вед.: А в праздник? Вся семья у самовара. Да, что говорить, без самовара нельзя представить жизнь русского народа.
            Что же это такое – САМОВАР, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод?
            «Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкою и жаровнею внутри», - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре В.И.Даля. В нём указано функциональное назначение самовара – нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для человека своеобразным символом семейного очага. Уюта, дружеского общения.
2 вед.: Вот как размышлял писатель В.Кравцов: «У нас в России, самовар заменял камины, у которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас – без самовара».
1 вед.: Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьёзные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Словом, самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для небогатого посадского люда.
Расшитые полотенца, красивая посуда, самовары, самовары на картинках, русские народные костюмы
2
Звучит фонограмма песни «У самовара я и моя Маша…». Все подпевают.
Фонограмма песни
3
2 вед.: Изобрели самовар в России в 18 веке. Впервые изготовили на Урале.  А затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле. К середине 19 века в Туле уже существовало около 80 фабрик.
(Стихотворение Ю.Коринца «Самовар»)
У меня есть друг зеркальный: Сроду не был он печальный!
И хотя он очень рыжий, Он не немец, не поляк –
В мире нет мне Друга ближе: Он из Тулы, он туляк!
Говорят ему сто лет, Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат, Как сто лет тому назад!

Все его, кто с ним знаком, Почитают остряком:
Кто взглянуть в него захочет, непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри: узнаёшь себя внутри?
Если нос у вас курнос расплывётся, как поднос!
Ну, а если длинный нос – он повиснет, как вопрос!
Узнаёте эти груши? Не пугайтесь – это уши!

Вы на друга дуться бросьте: заходите чаще в гости!
Все мальчишки здешних мест знают, что он шишки ест!
Он сперва воды напьётся, а потом глотнёт огня.
А потом вдруг как займётся на крылечке у меня –
Засипит и забормочет, запоёт и закипит!
Всех, кто чаю выпить хочет, он от пуза угостит!

Утром чай, в обед и в ужин – вот каков его товар!
Он всегда нам очень нужен! Ну, спасибо, Самовар!


4
1 вед.: Как выглядел самовар раньше? Об этом мы можем судить лишь по немногим музейным экспонатам или по образцам, сохранившимся у коллекционеров. В оружейной палате Московского кремля хранится самовар Петра 1, вырезанный из прозрачного кварца, а в мемориальной избе в Филях – самовар русского полководца М.И.Кутузова, сопровождавший его в походах.
2 вед.: В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

(Стихотворение В.Пальчинскайте «Самовар»)
Самовар, самовар! Старый медный самовар!
Может, стал ты слишком стар – где твой прежний  пыл и жар?
Всё стоишь да пыхтишь, всё никак не закипишь!
Что вы, что вы! Как не стыдно! Даже слушать мне обидно…
Как сейчас разозлюсь! Как сейчас раскипячусь!
Всё во мне уже клокочет! Всё кипит…
Кто чаю хочет? Наливай, получай! Самый вкусный свежий чай!

(Звучит песня «Русский самовар», Жанна Горошеня)

Фонограмма
Песни «Русский самовар», Жанна Горошеня
5
1 вед.: И в наши дни история самовара продолжается. И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил его ближайший родственник – чайник, на праздничном столе, как и сто лет назад, самовар вне конкуренции, ни одно народное гулянье не обходится без него.
(Стихотворение «Я хочу открыть секрет»)
Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится; чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!


6
2 вед.:  А теперь под весёлую песню  Надежды Бабкиной «Самовары-прянички» - в задорный пляс!
Песня «Самовары-прянички» и др.
7
1 вед.: А сейчас мы с вами развлечёмся малость, всё-таки мы на празднике. Мы с вами вместе инсценируем стихотворение Д.Хармса «Иван Иваныч Самовар».

Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар, трёхведёрный самовар.
В нём качался кипяток, разъярённый кипяток
Лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошёл, к самовару подошёл, дядя Петя подошёл.
Дядя Петя говорит: - Дай-ка выпью, - говорит, -
Выпью чаю, - говорит.

К самовару подошла, тётя Катя подошла, со стаканом подошла.
Тётя Катя говорит: - Я, конечно, – говорит, - выпью тоже, - говорит.

Вот и дедушка пришёл, очень старенький пришёл,
В туфлях дедушка пришёл. Он зевнул и говорит:
-          Выпить, разве, - говорит, - чаю, разве, - говорит.

Тут и бабушка пришла, очень старая пришла,
даже с палочкой пришла.
И, подумав, говорит: - Что ли, выпить, - говорит, -
что ли, чаю, - говорит.

Вдруг девчонка прибежала,  к самовару прибежала –
Это внучка прибежала.
Наливайте, - говорит, - чашку чая, - говорит, -
Мне послаще, - говорит.

Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала, чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком, с кипячёным молоком.

Вдруг Серёжа приходил, неумытый приходил,
Всех он позже приходил. - Подавайте, - говорит, -
Чашку чая, - говорит.

Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч! На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч! Кипяточку не даёт,
опоздавшим не даёт, лежебокам не даёт.

Текст стихотворения, карточки с ролями
8
2 вед.:
С кем же буду я играть, не один вас и не три, как участников найти?
Впрочем, выход есть у нас, чтож, друзья, давайте так:
Мой вопрос, а ваш ответ, угадаете иль нет,
Кто загадку отгадает – тот участие принимает.

1.        Бурлит, пыхтит, шипит, кипит, к столу приглашает, да всех угощает. (Самовар)
2.        Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли. (Вёдра с коромыслом)
3.        Щука в море, хвост на заборе. (Ковш)
4.        Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (Стол)
5.        Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал. (Сахар)
6.        Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
7.        Маленькое, сдобное колесо съедобное. Я одна его не ем, разделю ребятам всем. (Бублик)
8.        Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
9.        Сверху дыра и снизу дыра, а в середине – огонь да вода. (Самовар)
10.     Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)
11.     На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине. (Самовар)
12.     Стоит копытце полно водицы. (Колодец)
13.     Как начнёт говорить-разговаривать, надо чай поскорее заваривать. (Чайник)

Загадки, жетоны
9
2 вед.: Молодцы! Все загадки отгадали.
И сейчас я приглашаю быстро с местечка подняться да сноровкой потягаться. (Кто больше отгадал загадок, выходят к ведущему, делятся на две команды)
Все знаете, что прежде чем самовар залить, надо за водой сходить.
Скорее к колодцу – воды набирайте,
Бегите к столу – и в самовар наливайте.

Конкурс «Наливаем самовар».
На столах стоят самовары и тазы с водой. Участники подходят и переливают ковшиками в самовары воду. Кто быстрей.
Самовары включаются кипятить воду.


Самовары,
Вёдра с водой,
Ковшики. Фоногр. песни «Иван Иваныч Самовар»
10
1 вед.: Пока самовар поспевает, молодые хозяйки горницу убирают.
А ну-ка, веник берите, сюда бегите, чистоту наведите!
(В кругу обруча лежат кубики. Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро)

2 обруча,
2 веника,
кубики - 12
11
2 вед.: Самовар наш греется, вот-вот закипит. Надо, чтобы вовремя и стол был накрыт.
(Два участника сервируют столы к чаю)

Звучат частушки о самоваре, чае и чаепитии.

1. На столе у нас пирог, пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк чайные частушки!

2. В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки, значит письма пишут нам!

3. Самовар блестит, кипя, чай в нём пенится!
Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!

4. Самовар, самовар, голубые чашки,
Ко мне миленький пришёл в голубой рубашке.

5. Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

6. Я по чаю не скучаю, я и чаю не хочу:
я скучаю по случаю – видеть милого хочу!

7. Не от чаю почернела Моя чашка чайная.
Не от дела похудела – Моя жизнь печальная!

8. Повезли меня в солдаты, А я думал – на базар.
Мне винтовку дали в руки, А я думал – самовар!

9. Мама, чаю, мама, чаю, Половина – кофею.
Повезут дружка в солдаты – Пореву, поохаю!

10. Мама, чаю, мама, чаю, Половина – молока.
Повезут дружка в солдаты – Я станцую трепака!

11. Я от чаю, замечаю, Ничего не получаю.
А по этому случаю Дайте водки вместо чаю!
12.   Катя кофий попивала И с Прокофием гуляла.
Катя, Катя, Катенька, Отчего брюхатенька?

То ли то от кофия, То ли от Прокофия?


Карточки с частушками
12
1 вед.: «Тульские губернские ведомости» за 1872 год № 70 о самоваре писали так: «Самовар – друг семейного очага, лекарство прозябшего путника…»
2 вед.: Вот уже струится пар, Закипает самовар,
Пора на стол его нести Чай гостям преподнести.
1 вед.: А участников наших Мы благодарим.
            По связке калачей От души им подарим!
(Чаепитие)

Калачи в связках,
Самовар,
И всё к чаю,
Песни о самоваре и чае
13
2 вед. : В качестве подведения итога нашей встречи – несколько высказываний известных людней и поговорок о самоваре и чаепитии:
1 вед.: - Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость. (     )
2 вед.: - Пей чай, удовольствие получай!
1 вед.: - Разошёлся, как холодный самовар!
2 вед.: - Знали мы вас, были вы у нас: после вас у нас самовар потерялся.
1 вед.:   Это, конечно же – шутка! 
            Всем спасибо за вниманье, За игру, стихи и смех.
            Говорим мы: «До свиданья!» И снова в гости ждём вас всех!


14
Дискотека «У самовара».
Музыка


ПРИЛОЖЕНИЕ: 



Самовар


дядя Петя

Кипяток


тётя Катя

Чашка


стакан

Кран


дедушка

Дырка


Туфли

Бабушка


Жучка

Палочка


Мурка

Девчонка


Молоко

Серёжа


шкап

Пар


кап


1. На столе у нас пирог, пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк чайные частушки!

2. В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки, значит письма пишут нам!


3. Самовар блестит, кипя, чай в нём пенится!
Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!


4. Самовар, самовар, голубые чашки,
Ко мне миленький пришёл в голубой рубашке.


5. Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!


6. Я по чаю не скучаю,
я и чаю не хочу:
я скучаю по случаю –
видеть милого хочу!

7. Не от чаю почернела
Моя чашка чайная.
Не от дела похудела –
Моя жизнь печальная!

8. Повезли меня в солдаты,
А я думал – на базар.
Мне винтовку дали в руки ,
А я думал – самовар!


9. Мама, чаю, мама, чаю,
Половина – кофею.
Повезут дружка в солдаты –
Пореву, поохаю!

10. Мама, чаю, мама, чаю,
Половина – молока.
Повезут дружка в солдаты –
Я станцую трепака!

11. Катя кофий попивала
И с Прокофием гуляла.
Катя, Катя, Катенька,
Отчего брюхатенька?
То ли то от кофия,
То ли от Прокофия?



Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy

Комментариев нет:

Отправить комментарий