четверг, 31 августа 2017 г.

ПРАЗДНИК ПОДВИЖКИ ЛЬДА Сценарий познавательного игрового мероприятия для пожилых людей

«ПРАЗДНИК ПОДВИЖКИ ЛЬДА»

(Познавательная игровая программа)


ЦЕЛЬ: способствование познавательной и двигательной активности





Задание

Реквизит

1

Зал оформлен в стиле русской горницы. Стол накрыт скатертью, на столе самовар. Звучат мелодии русских народных песен. Ведущие одеты в национальные народные костюмы.

Добрый день, судари и сударыни! Рады встрече с вами на нашем празднике!
Сегодня мы в очередной раз вспомним, как раньше праздновали, как издавна на Руси отдыхали от домашних дел и суеты на вечеринках, на посиделках.
«Уважение к минувшему –
вот черта, отличающая образованность от дикости».               А.Пушкин

Сохранившаяся редкая литература, документальные источники свидетельствуют, что наши предки, жившие трудно, сурово, умели отводить душу в празднествах. Праздничные дни были временем необходимого и осмысленного отдыха, часами взрывной радости, встречей с уникальной российской природой, её незабываемой красотой. В этом плане они жили интереснее и богаче нас.

Каждый месяц текущего года давал людям повод восхищаться космическим смыслом бытия, с уважением вспоминать очень трудное, порою трагедийное, но прекрасное прошлое, его глубинные и давние традиции. Праздники как вехи времён года, неизменное чередование этих времён несли людям стойкую убеждённость в стабильности жизни, устанавливали живую связь поколений.

Сами названия месяцев были по-русски красочны, многоцветны, очень поэтичны. Они стимулировали появление новых праздников и обновление старых. Например: Март – водотёк, протальник, грачевник, березень, зимобор, капельник, ветронос, сухий (бедный осадками). В прошлом первый месяц года в Древнем Риме посвящён был Марсу – покровителю полей и стадов. Отсюда март.

Апрель – снегогон, капельник, апрелис, цветень, березозол. Апрель – буквально «тёплый», «солнечный» (с древнегреческого).
А какие древние поэтичные названия, значит, и поэтичное содержание у праздников прошлого?! Сретенье, Успенье, Богоявление, Святки, Сырная, Масленица… ЭТО вам не День железнодорожника, не праздник Юного антифашиста и пр.

В календаре каждого года – двенадцать самых важных православных праздников, которые носят название «двунадесятых» переходящих и непереходящих. В этих праздниках отражены события из жизни Иисуса Христа и Богоматери.

Кто знает, к какой категории праздников относятся Масленица, Сырная, Августины, Праздник грачиной каши, Праздник гусиного пера и многие другие?  - К игровым русским праздникам, или Гулеванным праздникам.


2

 

Вы, конечно же устали слушать! Давайте встрепенёмся: споём русскую народную душевную песню…

Ø   «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» («Играй, музыкант!» стр.34)

Ø  «Когда б имел златые горы» (-«- стр.38)
Ø  «Миленький ты мой, возьми меня с собой» (-«- стр. 43)     и другие.
Тексты народных песен
Фонограммы

3

Сегодня мы познакомимся с ещё одним исконно русским старинным праздником.

«Праздник подвижки льда» – это праздник прихода весны. Замечено:  первыми предчувствуют подвижку льда вороны и сороки.  Например, в средней полосе в конце марта начинают птицы свои воздушные игры – гоняются друг за дружкой, планируют, кувыркаются, как цирковые артисты.

Когда-то этот праздник любили деревенские жители. На середине реки вмораживали шест с флажками. По кругу пускали шапку, и каждый житель бросал туда рубль, завёрнутый в бумажку. На бумажке был обозначен владелец рубля и… проставлено время (предположительное), когда лёд тронется. Здесь ведь не просто догадка нужна (указание дня, часа и минут), тут необходимо вникнуть в статистику сроков, в климатический календарь, месяцеслов, прогнозы метеослужбы, подсказки бывалых людей – рыбаков, охотников, старожилов.

Если есть возможность, в помещении у реки вывешивают часы, к которым прикрепляется бечёвка. Одним концом к часам, другим – к вмороженному в лёд шесту. Лёд тронется, бечёвка натянется, часы остановятся и точно укажут время. Деревенские шутят: «У нас весна на верёвочке завязана».

В тот час и минуту, когда лёд действительно разламывается и начинает своё движение, записки раскрываются, и тот, кто угадывает начало движения льда, забирает в качестве приза все эти деньги. Жители собираются на берегу и наблюдают за смельчаками, которые на лодках, а порою и просто бегом по шевелящимся льдинам устремляются к шесту. Кто первым срывает флажок с шеста, получает награду, установленную обществом. А приз для всех на этом празднике – радость начала ледохода, начала весны.


4

В каждой деревне гулеванные праздники проводили по-своему. Но во всех было общим то, что собирались люди, чтобы «других посмотреть, себя показать», померяться удалью и ловкостью, частушкой да шуткой-прибауткой переброситься, в потехах да забавах посоперничать. И не случайно здесь прозвучало слово «деревня». Сегодня у нас будут три соревнующиеся команды, как бы три «деревни».

В каждой деревне всегда был староста или голова. Пусть и наши деревни представят нам их. (Старост выбирают, принимают в «чин» - надевают через плечо ленту с надписью «Голова деревни»).
Итак, вы старосты, с этого момента держите ответ за свою деревню, а своих деревенских должны на дела весёлые организовать. Недаром в народе говорят: «Весело поётся, весело и прядётся».
Три широкие ленты длиной 1,5-2 метра с надписями «Голова деревни»

5

А сейчас посмотрим, умеете ли вы скоро говорить! Ни один народ не обходится на празднике без такой весёлой забавы, как скороговорки.

Кто из старост большее число раз произнесёт чётко, не сбившись, одну и ту же скороговорку, становится победителем.
- Летели лебеди с лебедятами.
          - На иве галка, на берегу галька.
          - Хорош пирожок, внутри творожок.
Тексты скороговорок

6
Ни один русский праздник не обходится без песни. Давайте сейчас подарим друг другу, деревня – деревне хорошую песню. А заодно и выясним, чья деревня более талантлива в певческом плане. Кто споёт песню наиболее задушевно, любовно…
Тексты песен

7

В любой деревне, как правило, есть своя «первая девушка». Они умеют всё. Есть, конечно же, такие девушки и в ваших деревнях. Вызываю на следующий конкурс самую ловкую рукодельницу из каждой команды. Вас ждёт задание – вдеть нитку в иголку.

Участницы надевают на руки варежки и, не снимая их, вдевают нитки в иголки.    Победительнице надевается лента с надписью «Рукодельница».
Рукавицы 6
Нитки - 3
Иголки – 3
Три ленты длиной 1,5-2 метра с надписями «Рукодельница»

8

А теперь задание для «первых молодцев на деревне». Показать свою удаль молодецкую да сноровку. По одному от каждой деревни.

Ваша задача закинуть шапку на кол. Три попытки.

Победителю надевается лента с надписью «Удалец-молодец».
3 кола,
3 шапки
ленты с надписью «Удалец-молодец»

9
Что-то засиделись мы, пора бы и ноги размять. Давайте сыграем в старинную русскую игру «Платочек». Под русский перепляс с частушками выходят все желающие. Запевала передаёт платочек любому. Тот, кто его получит, тоже должен спеть частушку с переплясом и передать платок другому и т.д.
«Русский перепляс» 
Платочек

10

И во все времена самой популярной забавой, особенно для молодёжи, был хоровод, игры с хороводом…

Сыграем сегодня в игру «Золотые ворота».
Двое сцепленными руками образуют ворота. Остальные игроки, держась за руки, образуют цепь, которая движется сквозь ворота. Все поют:
Золотые ворота!
Пропускают не всегда:
В первый раз - прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
На последнем слове песни поднятые руки «ворот» опускаются, останавливая кого-то из цепи.
Пойманный встаёт к «воротам» третьим, начиная образовывать своеобразный круг. Теперь у цепочки играющих может быть более сложный маршрут: в «воротах» уже не один проход, а три – хоровод образует уже некую змейку. Игра продолжается до следующего окончания песни.
На момент окончания песни внутри «ворот» может оказаться уже не один, а несколько игроков. Все они присоединяются к «воротам». Маршрут ещё более усложняется (он зависит от направляющего в цепочке – его задача как можно больше игроков держать внутри «ворот» во время движения).
Когда от всей цепочки остаются два не пойманных игрока, они становятся «воротами» в следующем коне.


11

Праздник наш подходит к завершению. Ведь народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час».

Как в старину прощались с дорогими гостями?
Если вам понравилось у нас,
Милости просим в следующий раз!
Вам, дорогие гости, наши двери всегда открыты.
Если вы унесёте о нас добрую память, то и нам добро!
Не обходите нашего порога,
Коли мимо будет дорога.
Добра вам, удачи!
Спасибо за внимание!


12

Пляска.

Русская народная весёлая музыка

МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО?

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгрались.

- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, на крылечко идут!
Сударыня матушка, на крылечко идут!
- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!
- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойся, не пужайся!

- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка… Меня благословляют…
Ø  Дитятко милое, Господь с тобою!

ВЫЙДУ НА УЛИЦУ…

Выйду на улицу – солнца нема.
Красные девки свели меня с ума.

Выйду на улицу, гляну на село:
Девчата гуляют и мне весело.

Матушка родная, дай воды напиться,
Сердце моё кидает прямо в жар…

Раньше гулял я в зелёном саду,
Думал на улицу век не пойду.

А теперь под вечер аж пятки горят,
Молодцу дома сидеть не велят.

Я пойду на улицу, к девкам пойду,
Голосом звонким я им подпою.

Матушка, слышишь, как соловушка поёт,
А там, под горою, пляска идёт.

Девки голосистые сладко поют,
Доброму молодцу спать не дают…
КОГДА Б ИМЕЛ ЗЛАТЫЕ ГОРЫ

Когда б имел златые горы

И реки, полные вина,
Всё отдал бы за ласки взоры,
Чтоб ты владела мной одна!
«Не упрекай несправедливо,
скажи всю правду ты отцу,
тогда свободно и счастливо
с молитвой мы пойдём к венцу».
«Ах нет, твою, голубка, руку
просил я у него не раз.
Но он не понял мою муку
И дал жестокий мне отказ.
Спроси у сердца ты ответа,
Страданьем тронута моим,
И, веря святости обета,
Беги с возлюбленным своим».
«Ну как же, милый, я покину
семью родную и страну?
Ведь ты заедешь на чужбину
И бросишь там меня одну».
…Умчались мы в страну чужую,
а через год он изменил,
забыл и клятву роковую,
когда другую полюбил.
А мне сказал, стыдясь измены:
«Ступай обратно в дом отца.
Оставь, Мария, мои стены», -
И проводил меня с крыльца.
«За ласки, речи огневые,
я награжу тебя конём,
уздечко, хлыстик – золотые,
седельце шито жемчугом…»
«Не надо мне твоей уздечки,
не надо мне твого коня,
ты пропил горы золотые
и реки, полные вина».  

ПО МУРОМСКОЙ ДОРОЖКЕ

По Муромской дорожке

Стояли три сосны.
Со мной прощался милый
До будущей весны.
Он клялся и божился
Одну меня любить,
На дальней на сторонке
Меня не позабыть.
Однажды мне приснился
Тревожный, страшный сон,
Что милый мой женился,
Нарушил клятву он.
А я над сном смеялась
При белом свете дня:
Не может того сбыться,
Чтоб мил забыл меня!
Но вскоре сон мой сбылся,
И раннею весной
Мой милый возвратился
С красавицей женой.
Я у ворот стояла,
Когда он проезжал.
Меня в толпе народа
Он взглядом отыскал.
Увидел мои слёзы,
Глаза вниз опустил.
Он понял: моё сердце
Навеки он сгубил.

ОЙ, ПОЛНА, ПОЛНА КОРОБУШКА

Слова Н.Некрасова

«Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы, и парча,
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выйду, выйду в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую,
Все товары разложу.
Цены сам платил немалые,
Не торгуйся, не скупись:
Подставляй-ка губы алые,
Ближе к милому садись!»
Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец.
Чу, идет! Пришла желанная,
Продает товар купец.
Катя бережно торгуется,
Все боится передать.
Парень с девицей целуется,
Просит цену набавлять.
Знает только ночь глубокая,
Как поладили они.
Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани!
Ой, легла, легла, коробушка,
Плеч не режет ремешок!
А всего взяла зазнобушка
Бирюзовый перстенек.
Дал ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок – рубаху белую
Подпоясать в сенокос, -
Все поклала ненаглядная
В короб, кроме перстенька:
«Не хочу ходить нарядная
Без сердечного дружка!…»

ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ…

Из-за острова на стержень,
На простор речной волны
(2 раза)
Выплывают расписные

Стеньки Разина челны

На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной, -
(2 раза)
Свадьбу новую справляют,
Сам веселый и хмельной
А она, закрывши очи,
Ни жива и ни мертва,
(2 раза)
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
(2 раза)
Только ночь с ней провозжался,
Сам на утро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
(2 раза)
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися –
Надвигается гроза.
(2 раза)
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
«Волга – Волга, мать родная,
Волга – русская река,
(2 раза)
Не видала ты подарка
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
(2 раза)
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
(2 раза)
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
(2 раза)
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»
МИЛЕНЬКИЙ ТЫ МОЙ,
ВОЗМИ МЕНЯ С СОБОЙ…
Миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе женой.
Милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Есть у меня жена.
Миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе сестрой.
Милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Есть у меня сестра.
Миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе чужой.
Милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Чужая ты мне не нужна.
ПО ДОНУ ГУЛЯЕТ КАЗАК МОЛОДОЙ
По Дону гуляет казак молодой,
А дева там плачет над быстрой рекой.
«О чем, дева, плачешь, о чем слезы льешь?»
«А как мне не плакать, слез горьких не лить:
Когда молоденькой я в люльке спала,
На возрасте стала, к цыганке пошла.
Цыганка гадала, за ручку брала,
Брала за другую, смотрела в глаза:
« Не быть тебе дома замужней женой,
Потонешь, девица, в день свадьбы своей».

«Не верь, дорогая, не верь никому,
Поверь, дорогая, лишь мне одному.
Поедем венчаться – я выстрою мост,
Я выстрою мост на тысячу верст».

… Вот слышу, послышу: мосточки гудут,
Наверно, наверно, невесту везут.
Вот конь спотыкнулся и сшибся с моста,
Невеста упала в круты берега.

Сперва закричала: «Прощай, мать, отец!»
Второй раз вскричала: «Прощай, белый свет!»
И в третий вскричала: «Прощай, милый мой,
Наверно, наверно, не жить нам с тобой!»

Летели лебеди с лебедятами.



На иве галка, на берегу галька.



Хорош пирожок, внутри творожок.



 Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

Комментариев нет:

Отправить комментарий