воскресенье, 30 июля 2017 г.

В гостях у сказки Сценарий интеллектуальной познавательной программы по сказкам Пушкина

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
(по сказкам А.С.Пушкина)
(интеллектуально-познавательная программа)
Составитель Пасынкова Н.С.
Культорганизатор ОДП
Граждан пожилого
Возраста и инвалидов
2011 г.
ЦЕЛЬ: способствовать двигательной активности, развитию познавательного интереса
(задания перемежаются с играми)


Задания

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ
1.        В какой сказке три девицы под окном пряли поздно вечерком? («Сказка о царе Салтане»)
2.        Кто её автор?
3.        Каких героев сказки вы можете назвать? (Салтан, Гвидон, ткачиха, поварихи, царица, сватья баба Бабариха, царевна Лебедь, 33 богатыря).
4.        В кого превращался царь Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
5.        Вспомним стихи А.С.Пушкина. Доскажите вторую строчку…
1)       Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился,.
(Полетел и запищал, судно на море догнал.)
2)         В муху князь оборотился, полетел и опустился… (Между моря и небес на корабль – и в щель залез.)
3)        Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал;
(Судно на море догнал, потихоньку опустился
на корму – и в щель забился.) 

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ
Найдите ошибку в кратком пересказе сказки:
«Жил-был старик со своею старухой у самого синего моря. Пошёл старик ловить рыбу. Закинул невод. Вытащил невод с травой морскою. В третий раз закинул старик невод. Попалась в невод золотая рыбка.
Взмолилась рыбка: «Пожалей ты меня, старче, выпусти в пучину морскую, а за это сделаю всё, что ни пожелаешь. Скажи лишь: «По щучьему велению, по моему прошению», и всё исполнится…»
«Ничего мне не надобно, плыви себе с миром», - сказал старик и отпустил рыбку. (Сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» + нар. Сказка «Про Емелю-дурака»)
  
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ
1.        Кому принадлежат слова:
«….Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата… (Балда)
1).   Из какой сказки этот персонаж? («Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина)
2).   К кому обращается Балда? (К Бесёнку)
3).   О каком меньшом брате идёт речь? (Заяц)
4).   Кто знает продолжение этого диалога?
«…Пошёл Балда в ближний лесок,
поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесёнка находит.»


ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ.        
Кому принадлежат слова:
«Свет мой зеркальце, скажи,
да всю правду доложи:
я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее?» (Царица, мачеха)
1)       Как называется сказка? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2)       Кто отвечал,  и Что царица услышала в ответ?
«Ты, конечно, спору нет;
ты, царица, всех милее,
всех румяней и белее».
3)       Сколько братьев-богатырей приютило принцессу? (7)
4)       Какая ошибка была в предыдущем вопросе? (не принцесса, а царевна)
5)       Продолжите фразу…
«Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей … (Королевич Елисей)
6)       Что послужило причиной смерти царевны? (Ядовитое яблоко)
7)       К кому королевич обращался за помощью в поисках царевны? (К красну солнцу, к месяцу, к ветру)


ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ
Найдите продолжение сказки:
1)       «…Не печалься, ступай себе с Богом,
Так и быть: изба вам уж будет»
      «Пошёл он ко своей землянке,
        А землянки нет уж и следа;…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
2)       «…Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.»
         «…Воеводы не дремали.
         Но никак не успевали:
         Ждут, бывало, с юга, глядь –
         Ан с востока лезет рать.» («Сказка о золотом петушке»)
3)       «…Иль башку с широких плеч
У татарина отсеч,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.»
          «А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4)       «Идёт налево песнь заводит,
Направо сказку говорит…»
«Там чудеса, там леший бродит,
русалка на ветвях сидит.» («Руслан и Людмила»)
(*Карточки с текстами сказок)

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ 
Из какой сказки всем известный отрывок:
«У лукоморья дуб зелёный,
златая цепь на дубе том,
и днём и ночью кот учёный
всё ходит по цепи кругом». («Руслан и Людмила»)


Игры

1
«Колечко». Игра воспитывает выдержку и внимание, а ещё – учит хранить секрет и ничем себя не выдавать.
Все, кроме водящего, выстраиваются (или садятся) в ряд. Ладони соединяют левую с правой, образуя узенькие «лодочки». Водящий поочерёдно помещает свои плотно соединённые ладони с колечком внутри в «лодочки» игроков. Все хором при этом говорят:
Укатилось колечко прямо с (имя водящего, например) Ванина крылечка!
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Назад Ване принесёт?
Ваня в это время кому-то в «лодочку» незаметно вкладывает колечко, чуть раскрывая ладони. Ни водящий, ни его избранник не должны об этом подавать виду.
Когда Ваня обошёл всех играющих, он встаёт перед ними и взывает:
Колечко-колечко!
Вернись на крылечко!
Тогда-то тайна раскрывается! Тот, у кого оказалось колечко (например, Маша), быстро выбегает из ряда.
Соседи Маши могут угадать избранницу и постараться её задержать –  к Ване не пустить, для чего они должны сцепить перед ней руки. Если после финальных слов (не раньше!) перед Машей успеет появиться заслон, - Ване придётся снова водить.
Если же его избранница опередила своих соседей и до Вани добралась, она сама становится водящей, и игра возобновляется. Но Маша подсовывает колечко уже другому игроку, а не Ване.
(Колечко)

2
«Иголка и нитка». Ведущий и игроки держатся за руки, образуя цепочку. Обведя её вокруг площадки, ведущий игры останавливает игроков, предлагая им поднять руки вверх и соединить их с руками своих соседей. Образуется длинный ряд ворот. Стоящий в цепочке первым (направляющий) ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят. Он обходит одного – справа, другого – слева. Направляющий как бы изображает иголку, а все идущие за ним – нитку.

3
«Ручеёк». Игру эту знали и любили ещё наши бабушки и прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода – эмоционального. Она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты.
Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка»… И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеёк» движется долго, беспрерывно.

4
«Арам-ши-шим». В середине круга стоит один человек с закрытыми глазами. Участники движутся по кругу и произносят слова:
«Арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия гульсия, покажи-ка на меня. Раз, два, три». После этих слов, стоящий в кругу должен показать на кого-нибудь. Тот, на кого он показал, становится к нему спиной, на счёт три они поворачивают головы. Если они повернулись в одну сторону, то должны представиться и обняться, если в разные – представиться и пожать руки.

5
«Море волнуется». Водящий стоит отвернувшись от остальных игроков. Играющие произвольно двигаются: танцуют, прыгают и т.п. Ведущий произносит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура – замри!» При последнем слове ведущий резко поворачивается и рассматривает получившиеся от внезапной остановки фигуры. Если кто-то пошевельнётся – становится ведущим. Игра продолжается.



«…Не печалься, ступай себе с Богом,
Так и быть: изба вам уж будет»

«Пошёл он ко своей землянке,
 А землянки нет уж и следа;…» (А.С.Пушкин     «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«…Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.»

«…Воеводы не дремали.
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь –
Ан с востока лезет рать.» (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
«…Иль башку с широких плеч
У татарина отсеч,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.»

«А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Идёт налево песнь заводит,
Направо сказку говорит…»

«Там чудеса, там леший бродит,
русалка на ветвях сидит.» («Руслан и Людмила»)

 Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy



Комментариев нет:

Отправить комментарий