четверг, 27 апреля 2017 г.

Классификация животных Занятие в игровой форме

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ
НА ПРИМЕРЕ ФАУНЫ ВЯТСКОГО КРАЯ
(занятие в игровой форме)

ЦЕЛЬ: повторить, закрепить знания детей 2-го года обучения о разнообразии, приспособленности, взаимозависимости, классификации животных на примере фауны Вятского края.

ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. Закрепить основные признаки классов;
2. Вспомнить с 1-го года обучения виды приспособленности животных (строение тела, защитная окраска, способы питания, …);
3. Проследить взаимозависимость животных в экосистеме;
4. Повторить значение терминов: «пищевая цепочка», «холоднокровность», «млекопитающие», «зимующие», «рептилии», «амфибии», «экосистема» и другие.

РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Развитие логического мышления, умения выделять главное, анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, дополнять, опровергать;
2. Развитие наблюдательности;
3. Развитие наглядно-образного мышления.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Развитие самостоятельности;
2. Развитие коммуникабельности, умения работать в группе;
3. Осознание и понимание необходимости каждого звена в экосистеме и роли человека в природе.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
3. Повторение, закрепление, обобщение тем «Классификация в мире животных» и «Приспособленность животных» с использованием жизненного опыта воспитанников.
4. Поэтапный самоконтроль и взаимоконтроль, подведение итогов.
5. Рефлексия.

МЕТОДЫ:
1. Игровой.
2. Самостоятельная работа.
3. Практическое наблюдение за животными.
4. Иллюстративный.

ПРИЁМЫ:
1. Сравнение.
2. Обобщение.
3. Наглядная демонстрация животных.
4. Картинки животных
5. Работа с карточками.
6. Самостоятельный выбор объекта для наблюдения.
7. Постановка проблемы.
8. Смена деятельности.
9. Анализ.
10. Вопросы.
11. Индивидуальные задания.
12. Обращение к опыту детей.
13. Создание ситуации успеха.
14. Сопоставление жизненных толкований и научных объяснений.
15. Сотворчество.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Плакаты по классификации животных.
2. Таблички с названиями классов животных: «Амфибии», «Рептилии», «Птицы», «Насекомые», «Млекопитающие», «Рыбы».
3. Картинки с изображением животных Вятского края, представителей разных классов.
4. Несколько картинок животных, обитающих в тропических и северных широтах.
5. Загадки о приспособленности животных к среде обитания. Дополнительные вопросы.
6. Плакат с изображением животных для составления пищевых цепей.
7. Таблички с написанными признаками классов животных: теплокровность, холоднокровность, когти, шерсть, крылья, икра, яйцо, перья, хитин, чешуя и т.д.
8. Номерки для жеребьёвки по группам с цифрами: от 1 до 18.
9. Жетоны за правильные ответы.
10. Листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры.

ХОД ИГРЫ:
1. Жеребьёвка по «классам животных» (1-18);
1. Выбор картинок животных по классам: амфибии, рептилии, птицы, насекомые, рыбы, звери. (2 минуты).
2. Взаимопроверка, дополнения, замечания. Кто лишний?
3. Выбор карточек с основными признаками классов (новый материал) – 3 минуты.
4. Повторение значения слов «холоднокровность», «теплокровность», «хитин», «млекопитающие»,…; новое «ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ» – Ехидна и Утконос;
5. Самопроверка и взаимопроверка;
6. Итог: основные признаки каждого класса;
7. Переменка: подвижные игры, герои которых животные Вятского края.
8. Загадки с видами приспособленности животных;
9. Практическое наблюдение за животными «Живого уголка» – виды приспособленности. (5 минут);
10. Отчёт о результатах наблюдений;
11. Взаимоконтроль, дополнения, замечания;
12. Зимующие животные (кто и почему «не бодрствует» зимой?), приспособления к выживанию;
13. Пищевые цепи на плакате. Провести линии  зависимости. (2 минуты.);
14. Вывод: значение каждого звена в экосистеме;
15. Дополнительные вопросы: самые-самые…;
16. Итог: существующие виды приспособленности животных к среде обитания;
17. Рефлексия;
18. Следующая тема.

В группе дети младшего школьного возраста, среднего уровня, 2-го года обучения.

Сегодня вы увидите занятие в игровой форме по закреплению знаний о классификации в мире животных и видах приспособленности животных к среде обитания на примере обитателей Вятского края. Весь 2-й год обучения в нашей программе посвящён знакомству с флорой и фауной Вятского края. 

А классификация и выделение признаков классов, как наиболее рудный материал для запоминания и усвоения (кстати, в школе классификацию изучают в 7-8 классах) повторяется каждый год в течении 4х лет на примере разных видов животных. В данном случае, в игровой форме, детям легче усвоить основные признаки в систематике. Эта игра также и подготовительная к следующей теме «Приспособленность животных».

Весь этот год у нас посвящён знакомству с флорой и фауной нашего края. Вы узнали пока, как живут звери: медведи, лисы, волки, куньи, зайцы, ежи, белки,… Как они приспосабливаются к нашим суровым условиям, как воспитывают своих детёнышей, как добывают корм и как защищаются. Как все животные зависят друг от друга. Какое значение они имеют в природе и для человека. Говорили мы с вами и о том, как человек влияет на природу, на численность животных.

А сегодня у нас занятие по закреплению знаний о классификации в мире животных и видах приспособленности животных к среде обитания на примере обитателей Вятского края.
И чтобы вспомнить каких животных следует называть зверями, птицами, земноводными и т. д. Мы сегодняшнее занятие проведём в форме интеллектуальной игры.

1. Возьмите все, пожалуйста, по номерку.
2. У кого на номерках цифры 1, 2, 3 – получите табличку «Звери» и сядьте вместе; 4,5,6 – «Птицы»; 7,8,9 – «земноводные» (амфибии); 10,11,12 – «пресмыкающиеся» (рептилии); 13,14,15 – «насекомые»; 16,17,18 – «рыбы».
3. 1-е задание: из предложенных картинок выбрать представителей своего класса. На выполнение задания даётся 2 минуты.
4. У кого-то есть лишние? Посмотрите у других групп. Есть замечания? На столе осталось ещё несколько картинок: слон, страус, белый медведь, анаконда… Почему вы их не взяли? Они не живут в Вятском крае!
5. Я раскладываю таблички с основными признаками классов: (в перемешку)
(«Млекопитающие») шерсть, молоко, живорождение, усы, гнездо, большие уши, теплокровность, лапы, хвост, когти, нора, дупло, резцы, клыки, детёныши, берлога, зимняя спячка, вода.
(«Птицы»): перья, клюв, когти, лапы, яйцо, теплокровность, гнездо, дупло, птенцы, крылья, хвост, перепонки, 2 ноги, полые кости, вода.
(«Рептилии»): чешуя, холоднокровность, оцепенение, панцирь, перепонки, лапы, яйцо, хвост, живорождение, гнездо, зимняя спячка, вода.
(«Амфибии»): слизь, икра, лапы, холоднокровность, голая кожа, бородавки, перепонки, хвост, зимняя спячка, головастики, метаморфоз, вода.
(«Насекомые»): усы, насечки, яйца, личинки, куколка, хитин, крылья, уши на ногах, членистоногие, сегменты, 6 ног, вода, метаморфоз, живорождение (у мухи Це-це).
(«Рыбы»): чешуя, жабры, плавники, икра, метаморфоз, мальки, вода, хвост, плавательный пузырь, давление воды, боковая линия.
6. Пожалуйста, выберите карточки, которые, на ваш взгляд, относятся к представителям вашего «класса». Времени – 5 минут.
7. К «зверям» подходит слово «яйца»? Есть звери, откладывающие яйца! Утконос и Ехидна. После вылупления детёнышей мамочки выкармливают их молоком, поэтому эти существа относятся к млекопитающим и яйцекладущим.
8. «Звери», покажите свои карточки! Остальные ребята, со всем ли вы согласны? Может какого-то признака не хватает или есть лишние? Почему не взяли…Вы считаете, что этот признак относится к вашему «классу»? Объясните, зачем он нужен зверям?                           А теперь «птицы» ….
9. Подведём итог:
Основными признаками класса «зверей» (чего нет у других «классов») являются: шерсть, молоко.
«Птиц» - перья, полые кости.
«Рептилий» - чешуя.
«Амфибий» – слизь, голая кожа.
«Насекомых» – насечки на теле, хитин, 6 ног.
«Рыб» - плавательный пузырь, плавники.
                  
Второе название «зверей»? Млекопитающие: «млеко» – молоко.
                  
Почему амфибий называют «земноводными»? (Размножение в воде, жизнь  большинства на суше).
                  
Что означает название «Насекомые»? (Тело «насечено»).
                  
Я сейчас объединю зверей, птиц, амфибий, рептилий, рыб. А насекомые у меня будут отдельно. Почему я так сделала? Что общего у 1-й группы? (Они позвоночные – хордовые). Если вы обратили внимание на таблицу классификации «Царство животных», графы «Тип»: перечисленные животные относятся к Типу «Хордовые».
10. Переменка! Вспомните подвижные игры, герои которых – звери нашего края. («Кошки-мышки»,…).
11. Вторая часть нашей игры посвящена теме «Приспособленность животных».
12. Внимательно послушайте загадки о животных. Выберите слова, обозначающие приспособленность животного. Подсказка – таблицы.
Зимой беленький – летом серенький. (Заяц, сезонная окраска).
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь, зимняя спячка).
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел, приспособления для добывания пищи).
Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж, средство защиты «переносной домик»).
Озорной мальчишка, в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей, синантропность – близость к жилью).
Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица, отбрасывание хвоста).
На поляне возле ёлок дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. (Муравьи, коллектив).
Сама ползёт, на себе дом везёт. (Улитка, переносное укрытие).
 Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
                И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц, большие уши лучше слышат).
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. (Бабочка, маскировка).
13. Кто, по-вашему, из животных «Живого уголка» является представителем фауны (т.е. животного мира) нашего края? (Хомяки, мыши, крысы, голуби). Ваше задание: выяснить какие у них есть приспособления для выживаемости. В течение 7 минут вы должны группой или индивидуально выбрать себе зверька, понаблюдать за ним, написать на листочке список приспособлений. Для подсказки воспользуйтесь таблицами. (теплокровность, покровительственная окраска, цепкие когти, острое зрение и хороший слух, замирание при опасности, чистоплотность; у мышей и крыс – цепкие хвосты, острые зубы, подвижность, всеядность, у мышей – расплющивающееся тело, у крыс – коллективизм и сообразительность; у хомяка – отсутствие хвоста, защёчные мешки, запасливость, зимняя спячка?; у голубя – стайность, выкармливание птенцов семьёй).
14. Представьте, пожалуйста, результаты работы. Представители групп по очереди зачитывает виды приспособлений, остальные оценивают: соглашаются или дополняют.
15. А сейчас вы – следопыты. В зимнем морозном лесу. Чьи следы мы можем увидеть на снегу? (Зайца, белки, лисы, волка, мыши, рыси, куницы, хорька, вороны, сороки, клеста, снегиря, голубя, синицы, воробья…). 

Как вы считаете, почему нет следов медведя, ежа, суслика, сурка? (Зимняя спячка – экономят энергию – вид приспособленности к суровым условиям, медведица в берлоге детёныша выкармливает).

Найдём ли мы следы лягушки или ящерицы? А почему они зимой не могут бегать, охотиться? (Во-первых, они холоднокровные, температура их тела зависит от температуры окружающей среды – зимой они замёрзнут; во-вторых, нет основного вида корма  амфибий и рептилий: насекомых).

А почему насекомых нет зимой? (Холодно и нет корма для большинства насекомых: нектара, сока, листьев растений).
Деревья, насекомые, лягушки, ящерицы в зимний период находятся в состоянии АНАБИОЗА – состоянии организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ, температура, сердцебиение понижаются) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни.

Суровое время года – зима! Но вот странность: к нам на зимовку прилетают птицы. Какие? (Клесты, свиристели, снегири). 
Чем же привлекает их к нам морозная холодная зима? (К зиме созревают ягоды рябины – любимый корм снегирей и свиристелей. Кстати, эти птицы ягодки рябины едят по-разному: снегири – семена ягод рябины, а свиристели – мякоть.

А вот клесты ждут – не дождутся, когда у нас созреют шишки сосен и елей. Ради этих вкусных семян и прилетают они к нам зимой. И даже потомство выводят в самый лютый месяц года – декабрь, а птенчиков кормят кашицей из перетёртых хвойных семечек).
С птицами Вятского края мы подробнее будем знакомиться в марте.

А сейчас давайте перечислим виды приспособленности животных к нашим природным условиям. (Тёплый мех, зимняя спячка, анабиоз, норы, пушистые хвосты, миграции зверей, перелёты птиц, запасы, кладовки, синантропность - близость к человеческому жилью, коллективизм, своя территория, копыта, рога, когти…

16. Самое важное условие для выживаемости всех живых существ (наравне с возможностью дышать) – наличие пищи – источника энергии. Как вы знаете, животные делятся не только на классы, но и по способу добывания пищи, т.е. хищников – плотоядных и не хищников – травоядных, насекомоядных…
17. Перед вами плакат с изображением различных животных и растений. Рассмотрите его, по очереди подходите и фломастером каждый проведите по одной линии взаимосвязи – пищевую цепочку. На это задание отводится 2 минуты. И так, что у нас получилось? Есть ли в природе лишние животные? А если комары вдруг исчезнут, что произойдёт? (Исчезнут птицы, питающиеся комарами, ласточки, например. Исчезнут многие виды рыб, питающиеся личинками комаров. Голодные времена настанут для животных, питающихся той рыбой. …).
18. Значит, в природе необходимо каждое звено, каждый вид живых существ, каждое растение для чего-то очень нужно. И чтобы равновесие в природе существовало всегда, и не было экологических катастроф, необходимо бережно относиться ко всему живому и не уничтожать то, что по нашему мнению нам, вроде бы, и не нужно.
19. А знаете ли вы, что в нашем крае обитают необычные, удивительные существа:
Какой зверь самый-самый прожорливый? (Землеройка за сутки съедает в четыре раза больше своего веса; крот постоянно враждует с соседями и съедает в сутки столько, сколько весит сам).
Самый крупный хищник нашего леса? (Медведь).
Самый мелкий хищник не только нашего леса, но и на всей Земле? (Ласка).
Самое сильное животное на Земле? (Муравей).
20.   Подведём итог: какие есть виды приспособлений животных к среде обитания? (Защитная окраска, сезонная окраска, мимикрия, переносные укрытия, 

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий