четверг, 27 апреля 2017 г.

Легко ли плавать, как рыба

«ЛЕГКО ЛИ ПЛАВАТЬ, 
КАК РЫБА?» 
(материал к 4-му теоретическому занятию по теме «Подводный мир», 3-го года обучения)
ПЛАН:
1. «Детство в воде – зрелость в воздухе»  (повторение).
2. «Летающая» акула.
3. Змееподобные угорь и пиявка.
4. Рекордсмен в плавании – инфузория туфелька.
5. Простейшие – великие изобретатели способов движения.

6. «Поплавки» обитателей воды (кальмар).
Жир, как средство «поплавучести»: диатомовые водоросли, акулы и скалы, личинки рыб.
Газовые баллоны: моллюски, ракообразные.
Содержимое плавательных пузырей.
2 модели плавательного пузыря.
Жизнь без плавательного пузыря.
7. Три принципа передвижения:
Волнообразные движения.
Плавники.
Хвостовые плавники.
Вёсельный способ передвижения (усики и брюшко у ракообразных; грудные плавники у рыб; передние лапы у черепах; уплощённые ножки крабов-плавунцов).
8. Ракетные (реактивные) двигатели: медуза, осьминог, кальмар.
9. Вылазки в небо: кальмары, морские и пресноводные речные рыбы.
10. Преодоление сопротивления воды.

Вспомним тему разговоры предыдущего занятия.
1. Детство каких насекомых проходит в воде? (стрекоза, комар, подёнка, комары-дергунцы, некоторые бабочки-огнёвки и др.).
2. Кто такой ярко-красный мотыль, хорошо известный всем рыбакам и аквариумистам? (личинки безвредных некровососущих комаров-дергунцов).
3. Чем знаменита личинка стрекозы, обитающая в воде? (прожорливый хищник с реактивным двигателем).
4. Почему  английское название личинки комара-хоаборуса звучит как, фантом-мидж, то есть комар-призрак, комар-невидимка? (она совершенно прозрачна, видны только два чёрные глаза).
5. Какая польза нашему народному хозяйству от «водной мелочи» – водных насекомых? (водные насекомые обладают способностью накапливать в своём теле вещества, растворённые в воде в ничтожном количестве: в тельце одного из видов ручейников содержание редкого элемента церия в 2430 раз больше, чем в таком же, по весу, количестве окружающей воды, а в тельце обыкновенного комара-кровососа серы почти в 300 раз больше, чем в окружающей воде. После смерти насекомых эти вещества возвращаются в землю. В воде ежедневно рождаются миллионы и миллиарды насекомых. К тому же эти жучки, клопики и личинки – пища рыб и многих птиц. И это не всё. Доказано, что вода, в которой нет насекомых, загнивает быстрее, так как многие насекомые питаются микроскопическими водорослями и бактериями, а именно эти микроорганизмы, размножаясь и отмирая в чудовищном числе, вызывают гниение воды. Это очень нужный нам мир.).

Слово «воздухоплавание», быть может, звучит немного странно: ведь воздушные шары и аэростаты непохожи на рыб. А если уж быть точным, то нужно сказать, что АКУЛЫ, к примеру, вовсе не плавают в воде, а летают. Плотность их тела так велика, что они утонули бы, погрузились на дно, не работай их плавники и хвостовые «рули высоты». Эти стремительные и грациозные хищницы держат хвост и грудные плавники под углом, так что создаётся подъёмная сила. Она-то и поддерживает рыб на весу, совсем наподобие самолёта.

Похоже, у акулы есть и «автомат курса»: стоит измениться скорости движения, и особые мышцы поворачивают плавники или изменяют степень их изгиба. Потому и может она плыть горизонтально, не всплывая на поверхность при самых стремительных рейдах и не погружаясь на дно, когда пришло время отдохнуть.

Занятная рыба – УГОРЬ. Говорят, по ночам выползает она на поля, чтобы полакомиться сладким горохом, а если угря выпустить в незнакомом месте на суше, то всё равно найдёт он к воде кратчайшую дорогу. Один из величайших философов древности, Аристотель, считал, что угри происходят от дождевых червей. Так же примерно думали 2000 лет спустя.

Конечно, сейчас об этой рыбе известно многое: нет, не опустошают угриные стаи гороховых полей и не ползут они навстречу воде многие километры. Просто угорь хорошо себя чувствует в самом маленьком ручейке и может прожить без воды (во влажной среде) сутки, а то и двое.

Плавает угорь не как многие рыбы, плавники и хвост ему не помогают. В воде он извивается и как бы ползёт (почти как на суше). Но такой необычный способ передвижения не помеха для дальних путешествий: размножаются угри в море, иногда за тысячи километров от речных угодий.

Причина движения угря до недавнего времени оставалась не вполне ясной: как это извилины тела могут сообщить скорость, к тому же довольно высокую? Учёные отсняли многие сотни метров киноплёнки, прежде чем ответ был найден. На кинокадрах наглядно видно, что по телу плывущего угря бегут волны: выпуклости и вогнутости смещаются от головы к хвосту. Внешне это похоже на профиль поверхности пруда, в который бросили камень.

Угорь отбрасывает воду назад, а сам за счёт толчков продвигается вперёд. Вокруг изгибающегося тела бегут волны, которые гонят воду прочь, отталкиваются от неё. И рыба движется.

Точно так же плавает и ПИЯВКА, только колебания тела у неё происходят в вертикальной плоскости, как и у некоторых червей. Этот не вполне обычный способ движения – волновой – привлекает  внимание инженеров: заманчиво сконструировать волноходы, для которых бездорожье или река не препятствие.

В озере, реке, в обычной луже, присмотревшись, можно обнаружить тысячи пловцов, больших и совсем маленьких, микроскопических. Как ни удивительно, именно крохотные пловцы поражают разнообразием способов передвижения. Но даже в механизме движения самого типичного обитатели водоёмов, ИНФУЗОРИИ ТУФЕЛЬКИ, не так-то просто разобраться.  

Давно известно, что несколько тысяч ресничек, покрывающих её тельце, служат как бы вёслами и рулями. Казалось бы, чего проще! Реснички тридцать раз в секунду отбрасывают назад воду, и эти тридцать толчков позволяют туфельке покрыть расстояние до 2-3 миллиметров. Много это или мало? Очень много. Ежесекундное перемещение больше длины её тела в 10-15 раз! 

Поверхность туфельки на единицу веса значительно больше, чем у более крупных обитателей вод. Таков уж закон геометрии: дробление вещества, безразлично живого или неживого, во много крат умножает поверхность. А это значит, что инфузория туфелька испытывает очень заметное сопротивление воды при своём движении.

И вот выясняется: действия ресничек-вёсел строго согласованы. Вдоль тельца туфельки пробегают «волны сжатия», и все реснички головной части, как по команде, сгибаются, потом выпрямляются, чуть позже сгибаются реснички, отстоящие дальше. Такая волна добегает до «хвоста», а за ней уже идут другие. Своеобразное соединение вёсельного и волнового механизмов. Это посложнее, чем у угря.

Объяснить движение КАРАКАТИЦЫ, использующей реактивный принцип движения (она набирает и выпускает воду), или движения УГРЯ, который предпочитает волновой принцип, оказалось значительно проще, чем разгадать механизм движения инфузории. Многое ещё осталось неясным. 

Простейшие – настоящие рекордсмены по числу различных изобретений, фантастически разнообразны способы их передвижения в водных толщах морей и озёр.

Некоторые из них меняют форму тела – сжимаются и распрямляются. Толчки продвигают пловца на заметное расстояние чрезвычайно быстро. Другие простейшие выкидывают перед собой якорёк на нити и подтягивают своё тело, потом снова выкидывают нить с крючком и делают второй шаг. У ИНФУЗОРИИ СЛОНИХИ есть некоторое подобие хвоста – сильные цирры, которые толкают её во время резких скачков.

Красивы и необычны «движители» КОЛОВРАТОК.  Они напоминают то сказочные цветы, то колёсики часов, то какие-то фантастические турбины или пропеллеры.

Но стоит ли изучать во всех тонкостях устройство живых механизмов? Так ли уж это важно? Ответ может быть только один: да, это очень важно и нужно. И не только потому, что учёные надеются раскрыть секреты движения, чтобы потом, возможно, использовать их.

КОЛОВРАТКИ, ИНФУЗОРИИ, мельчайшие РАЧКИ – всё это ценнейший корм для мальков рыб. Простейший пример: мальки стеклянного окуня, так хорошо известного тем, у кого есть дома аквариум, не берут никакой другой корм, кроме личинок циклопов или диаптомусов. И это объясняется характером движения личинок: оно скачкообразно, но на некоторое время живые пылинки «зависают» в воде, остаются абсолютно неподвижными – в эти-то мгновения они и становятся добычей мальков.

Самые медленные пловцы – КОЛОВРАТКИ. Именно поэтому мальки «любят» их. Но в водоёмах коловратки появляются чаще всего только весной, летом их обычно очень мало. 

Под микроскопом открывается удивительное богатство приспособлений и устройств для плавания. Патенты природы в микромире кажутся особенно интересными. Конечно же, нелегко плавать, как рыба. надо учитывать размеры тела, сопротивление воды движению. И оказывается, что лучшие пловцы – это вовсе не рыбы, а многие простейшие. И что все секреты рыб уже используются там, в этом неисчерпаемом мире крошечных организмов, знать который нужно и инженерам, и естествоиспытателям, и рыбоводам.

А за счёт чего же плавают всё-таки рыбы?
Крупным животным не удаётся простой заменой тяжёлых «строительных материалов» на лёгкие уменьшить вес своего тела до необходимого уровня. Чтобы не тонуть, им приходится пользоваться поплавками.

У глубоководного КАЛЬМАРА КРАНХИЯ, в отличие от остальных моллюсков, сохраняется огромная вторичная полость тела, выполняющая роль поплавка. Её объём составляет около двух третей животного. Если выпустить жидкость, заполняющую полость, кальмар пойдёт ко дну. Удельный вес этой жидкости равен 0,025, тогда как удельный вес морской воды 1,010.

Поплавки  могут быть эффективным средством, если их заполнять чем-нибудь лёгким. Наполнителем может быть жир, который принято заготавливать впрок на чёрный день. Его запасают даже ДИАТОМОВЫЕ ВОДОРОСЛИ, достигающие таким путём положительной плавучести. Пристрастие диатомей к жиру удивительно, так как все прочие растения запасают крахмал. Для планктонных организмов жир тяжеловат и становится немалой обузой.

У АКУЛ и СКАТОВ нет плавательного пузыря, помогающего держаться в воде многим рыбам. Зато у них огромная печень, на 75% заполненная жиром. Она позволяет иметь нейтральную плавучесть колючим, сельдевым и полярным акулам. У самых быстроходных акул печень может составлять пятую часть массы тела рыбы. 

У акул и скатов хрящевый скелет. Они не цементируют его тяжёлым кальцием. Поэтому им легче, чем костистым рыбам, с помощью жира приблизиться к нейтральной плавучести.

Большинство морских организмов складируют жир в мышцах, под кожей, в брюшной полости. Глубоководные рыбы приспособили под жир специальные резервуары.

Вылупившимся из икры личинкам поддерживать положительную плавучесть помогает желточный мешок – запас провизии, дающий возможность спокойно завершить своё развитие.

Наиболее грузоподъёмны газовые поплавки. Ими широко пользуются обитатели океана. Плёнка поверхностного натяжения воды только потому выдерживает тяжесть грузноватого тела подвесившегося к ней ГЛАУКУСА, что МОЛЛЮСК постоянно подстраховывает себя, наполняя кишечник пузырьками воздуха.

МОЛЛЮСК ЯНТИНА строит из небольших заполненных газом ёмкостей овальный плотик. Выростами передней части ноги она подхватывает пузырьки воздуха и обволакивает их быстро твердеющей и плохо растворимой в воде слизью. Из уложенных в 2-3 слоя пузырьков получается небольшой, но надёжный плот, обладающий высокой грузоподъёмностью. Строится он в быстром темпе, что спасает янтину от опасности оказаться на дне.

Страсть  к путешествиям даже ракообразных сделала «кораблестроителями». МОРСКИЕ УТОЧКИ обычно прикрепляют свою раковину к прибрежной скале или к камню, к раковинам живых моллюсков, панцирям ракообразных, рыб и даже к китам, к различному мусору, плавающему у поверхности океана. Если уточкам не встречается ничего плавающего, они объединяются в артель из 15-30 особей, строят на концах своих «якорных канатов» большой пенистый плотик и, повиснув под его днищем, странствуют по океану.

Обычно плот плывёт по воле океанских течений, но если он оказывается вблизи СИФОНОФОР, то команда плота, соблазнённая возможностью полакомиться упитанной сифонофорой, начинает слаженно работать грудными ножками и подгребает к намеченной жертве, которую сообща обгрызает, умело орудуя жвалами.

Крупным газовым поплавком пользуются ФИЗАЛИИ. Их газовый пузырь наполнен азотом и кислородом, которого здесь меньше, чем в воздухе, и содержит, кроме того, до 15% ядовитейшего угарного газа. А у мелких сифонофор крохотные газовые баллоны  заполнены им на 90%, зато углекислый газ в них практически отсутствует.

Несмотря на огромную грузоподъёмность, газовые поплавки не пользуются всеобщим признанием. Газы в отличие от воды легко сжимаются. Чтобы обладатель плавательного пузыря мог всплывать или уходить на большую глубину, он должен иметь мощные насосы, позволяющие поддерживать на постоянном уровне объём своего поплавка.

ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ представляет собой удлинённый эластичный мешок, лежащий в полости тела непосредственно под позвоночником. Размер плавательного пузыря у обитателей океана достигает 5% объёма их тела. Плотность пресной воды существенно ниже, чем морской, поэтому плавательные пузыри пресноводных рыб крупнее.

Существуют две модели используемых рыбами газовых ёмкостей. У одних плавательный пузырь полностью герметичен и для заполнения его газом необходимо специальное устройство. У других – соединён с пищеводом. Эти рыбы в любой момент могут избавиться от части газов, выплюнув их в воду, а если живут у поверхности, могут заполнять пузырь, заглатывая воздух. Для глубоководных рыб такой способ недоступен.

В плавательных пузырях рыб и других обитателей океана содержатся те же газы, что и в атмосферном воздухе, но часто в иных соотношениях. Там могут находиться инертные газы, которые присутствуют в воздухе в ничтожных количествах. ЕВРОПЕЙСКАЯ РЯПУШКА наполняет свой плавательный пузырь азотом. Однако чаще всего используется кислород, и это понятно. Манипуляция с кислородом – дело привычное.

Заполнение газом плавательного пузыря обеспечивает железа, расположенная в его стенке. Она хорошо заметна благодаря ярко-красной окраске. железа лишь помогает выделяться газу, содержащемуся в крови, но сама его не вырабатывает. Она продуцирует молочную кислоту. Попадая в кровяное русло, кислота нарушает связь кислорода с гемоглобином, и кровь мгновенно наполняется большим количеством свободного кислорода.

У некоторых животных газовые поплавки несжимаемы. Ёмкости с твёрдыми стенками имеют неоспоримые преимущества: они не требуют ни создания высокого давления, ни его постоянной регулировки. Подъёмная сила такого газового баллона постоянна.

Газовые ёмкости из твёрдого материала моллюски жемчужные кораблики, или НАУТИЛУСЫ, давшие название подводному кораблю капитана Немо. Спирально закрученная большая раковина наутилуса разделена внутри на крупные ячейки, заполненные газом. Моллюск живёт в самой большой  наружной ячейке. По мере своего роста хозяин раковины строит себе более просторное помещение, а освободившееся заполняет морская вода.

Сначала моллюск удаляет из воды натрий. Когда опреснение воды закончится, включаются «помпы», выкачивающие воду, и камера одновременно заполняется газом.

Похожим, но несколько более совершенным поплавком обладают КАРАКАТИЦЫ.
Газовый поплавок с прочными стенками ограничивает область обитания каракатиц и наутилусов всего 200-метровым слоем воды, однако позволяет сохранять одинаковую плавучесть на любой глубине. Непродолжительные экскурсии эти моллюски совершают и на большие глубины, когда к этому их принуждают какие-либо обстоятельства, но там долго не остаются, так как на больших глубинах нарушается работа «помп».

Далеко не все рыбы обладают плавательными пузырями. Это связано с их образом жизни. Не имеют воздушного поплавка донные рыбы. Чтобы спокойно отдыхать на дне, необходимо иметь отрицательную плавучесть. Не пользуются плавательным пузырём быстроходные хищники. В погоне за добычей им необходимо совершать стремительные всплытия и погружения.

Чтобы передвигаться в воде, животные должны иметь соответствующие устройства. Для их создания природа воспользовалась всего ТРЕМЯ ПРИНЦИПАМИ.

Наиболее распространённым является плавание с помощью ВОЛНООБРАЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ ТЕЛА или специальных органов. У различных ЧЕРВЕЙ, МИНОГ и МИКСИН, костистых и хрящевых РЫБ, некоторых рептилий, КИТОВ и ДЕЛЬФИНОВ, ЛАМАНТИН, ДЮГОНЕЙ и ТЮЛЕНЕЙ оно является основным или даже единственным способом передвижения.

Чаще всего изгибы тела направлены вправо и влево от его оси, как принято у РЫБ, реже – вверх и вниз, что свойственно МОРСКИМ МЛЕКОПИТАЮЩИМ: КИТАМ, ДЕЛЬФИНАМ, ЛАМАНТИНАМ и ДЮГОНЯМ. Это облегчает им всплытие к поверхности для дыхания и следующее за ним погружение.

Если судьба обделила пловца гибкостью, ему необходимы ПЛАВНИКИ. Имеются ввиду плавники, которые невозможно использовать как вёсла. Если они располагаются в горизонтальной плоскости, тогда их бывает не менее двух по бокам тела животного, как это принято у СКАТОВ и КАЛЬМАРОВ, а если в вертикальной, рыбы ограничиваются иногда одним плавником, чаще всего спинным, как это «в моде» у СЕЛЬДЯНЫХ КОРОЛЕЙ. Плавник должен быть длинным, протянувшимся чуть ли не вдоль всего тела животного.

Для длительных неторопливых заплывов на марафонские дистанции выгоднее иметь длинное и гибкое во всех своих отделах тело, какое бывает у морских змей. Это позволяет использовать всю мускулатуру, получить высокий коэффициент полезного действия за счёт уменьшения скорости движения.

У быстроходных существ  передняя часть тела имеет высокую «жёсткость», а подвижная отодвигается к хвосту, и функция передвижения целиком передаётся хвостовому плавнику. Это позволяет развивать большую скорость и при этом не мешает животным совершать далёкие путешествия.

Скорость движения зависит от амплитуды и частоты движений плавников, от их площади и формы. Для достижения больших скоростей желательно, чтобы рабочая поверхность была большой и плоской. Она сильнее отталкивается от воды, чем выпуклая.

Кто из рыб плавает быстрее всех? Об этом можно догадаться по внешнему виду рыбы. У хорошего пловца тело должно быть узким и длинным, а рыло – острым. О скорости передвижения рыбы можно узнать и по её хвосту.

У хорошо плавающих животных хвостовой конец тела снабжён плавником. Он создаёт движущую силу и помогает сохранять или, наоборот, менять направление движения, а также способствует улучшению обтекаемости тела.

Хвостовые плавники бывают трёх типов. Конфигурация хвоста может многое рассказать об образе жизни его владельца.
Самые тихоходные рыбы имеют округлый плавник, как у самок ГУППИ, обычных аквариумных рыбок. Такими плавниками пользуются ДОННЫЕ РЫБЫ и те, что живут возле скал и коралловых рифов: РЫБА-ЖАБА, различные БЫЧКИ, ЗУБАТКИ, нонотении, УДИЛЬЩИКИ, РЫБЫ-КЛОУНЫ, ИГЛОБРЮХИ и КУЗОВКИ, КАМБАЛЫ, МОРСКИЕ СОБАЧКИ.

При движении в воде рыб и других объектов ближайший тонкий слой воды как бы прилипает к их телам и вместе с ними движется. Следующий слой воды держится уже не за саму рыбу, а за прилипший к ней слой воды, поэтому прикреплён не так надёжно, как предыдущий, и хотя движется вместе с рыбой, но медленнее и, как чулок, понемножку с неё сползает. Следующий слой воды движется ещё медленнее, и так далее.

Все сползающие с рыбы слои воды окончательно отрываются от кончика её хвоста. При этом здесь возникают завихрения. Закручивающиеся как пружины вихри воды держатся за рыбий хвост и по-настоящему пружинят, тормозят движение рыбы. При неторопливом движении у рыб с округлым хвостом вихри не образуются.

У более быстроходных животных хвостовой плавник приобретает двухлопастную форму. У них как бы вырезана та часть, где при значительной скорости возникала бы зона отрыва пограничного слоя воды. Поэтому завихрения воды возникают где-то позади рыбы и не могут существенно сказаться на её скорости.

В результате, лопасти плавника превращаются в узкие полоски, расположенные почти перпендикулярно к продольной оси тела животного. Такую форму имеют хвосты самых быстроходных рыб – КОРИФЕН, ТУНЦОВ, ПАРУСНИКОВ, МЕЧ-РЫБЫ, а также КИТОВ, ЛАМАНТИНОВ, ДЮГОНЕЙ, что позволяет им развивать большую скорость: АКУЛЕ-КАТРАН – 12, БЕЛУГЕ – 14, черноморской СТАВРИДЕ – 22, большой БАРРАКУДЕ – 44, ТУНЦУ желтопёрому – 65, пеламиде – 87, ПАРУСНИКУ – 110, чёрному МАРЛИНУ и МЕЧ-РЫБЕ –130 километров в час.

Второе место занимает ВЁСЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. Им пользуются рыбы и все животные, имеющие развитые конечности.

У РАКООБРАЗНЫХ отличные вёсла получаются из усиков. Другие гребут всеми грудными и брюшными ножками и похожи на миниатюрную модель гребной галеры.

У РЫБ  в вёсла превращены грудные плавники, у ушастых ТЮЛЕНЕЙ – передние ласты. А МОРСКИЕ ЧЕРЕПАХИ гребут преимущественно передними лапами.
РАКООБРАЗНЫЕ используют брюшко как весло. Резко сгибая его и отталкиваясь им от воды, планктонные ЭВФАУЗИИДЫ совершают стремительные прыжки. Пользуются брюшком КРЕВЕТКИ. Антенны и грудные ножки во время движения прижаты к телу, что уменьшает трение, а когда КРЕВЕТКИ хотят зависнуть в толще воды, они принимают вертикальную позу, расправляют парашют – длинные антенны и внутренние ветви грудных ног и неторопливо подгребают брюшными плавательными ножками и наружными ветвями грудных ног.

Могут плавать даже КРАБЫ. У представителей семейства КРАБОВ-ПЛАВУНЦОВ на пятой паре грудных ножек уплощены последние членики, используемые как лопасти гребного винта. Когда плавунцы отправляются в плавание, пятая пара грудных ног работает как пропеллер. Это позволяет им развивать скорость до 4км в час. Интересно, что плывут крабы боком!

Многие обитатели океана оснащены РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ. Более правильно их назвать реактивными. Они способны заставить ракету двигаться с помощью сильной струи воды, пара или газа.  Подданные Посейдона пользуются водомётом. С его помощью плывут МЕДУЗЫ. Ритмически сокращая мускулатуру колокола и выталкивая из-под него воду, они движутся короткими толчками. 

Сильный мускул – замыкатель ГРЕБЕШКОВ, чьи крупные раковины курильщики используют под пепельницы, позволяет резко захлопывать её створки. При этом вода из раковины выталкивается, и гидрореактивный удар подбрасывает «летающее блюдечко». Энергично открывая и захлопывая раковину, гребешок совершает прыжки длиной до 50-70см. очередной прыжок совершается раньше, чем раковина коснётся грунта.

Самым совершенным реактивным двигателем оснащены ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ.
ОСЬМИНОГИ – прирождённые пешеходы. Приспособление для плавания необходимо лишь глубоководным. Их «руки», окружающие ротовое отверстие, почти до самых кончиков покрыты перепонкой, которая образует солидный «кринолин». В такой «юбке» животное напоминает медузу, несущую на своём куполе небольшое тело осьминога. «Кринолин», сжимаясь, выбрасывает находящуюся под ним воду, и осьминог плывёт, как медуза.

Реактивным двигателем КАЛЬМАРУ служит находящийся на животе мантийный мешок, образованный специальной кожной складкой, в котором находятся жабры. Заполненная водой мантийная полость составляет 1\3 тела животного. Заполняя мантийную полость и выбрасывая из сопла 5-6 раз в секунду тугую струю воды, стаей уносятся кальмары от потревожившего их хищника.

Кальмары – быстроходные и высокоманевренные пловцы. Их обычная скорость 30–55км\час. Чтобы её обеспечить струи воды должны вырываться из сопла со скоростью  50-100км\час. Кальмары способны плыть и головой вперёд, и хвостом и,  поворачивая сопло, резко менять направление движения. Маневрировать помогает пара ромбовидных плавников, находящихся в задней части тела. Поймать постоянно меняющего курс кальмара – трудная задача для хищника.
Кальмары умеют зависать в воде. При этом животное двигает плавниками, причём голова всегда бывает ниже хвоста. 

Некоторые из обитателей океана способны передвигаться ПО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ, а кое-кто может даже ЛЕТАТЬ. Трудно поверить, но талантливые авиаторы, способные  совершать планирующий полёт, нашлись даже среди КАЛЬМАРОВ. Таких умельцев около 10 видов. Дальность полёта ограничена весом их тел. Планировать может лишь мелюзга, животные длиной 20-25см. они умудряются подниматься в воздух на высоту 5-8 метров и легко покрывают расстояние 50-60 метров. При попутном ветре дальность полёта может увеличиваться в несколько раз. Чтобы оторваться от воды, предполётная скорость кальмара должна достигать 70 км\час, при этом скорость выброса воды из сопла 100-120 км\час.

Более способными летунами оказались рыбы. Их около 50-60 видов. Название «ЛЕТУЧИЕ РЫБЫ» не совсем правильно. Их нужно было бы назвать «ПЛАНИРУЮЩИМИ». Только пресноводные РЫБЫ-БАБОЧКИ способны к активно машущему полёту. 

Летучие рыбы невелики, от 15 до 25-35см.  Даже гигантская  летучая рыба не длиннее 50см, зато её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей. Плавники располагаются вблизи центра тяжести рыб и сдвинуты вверх, что в полёте придаёт телу устойчивость.

Чтобы взлететь, рыбам необходимо набрать высокую скорость. ПОЛУРЫЛОВЫЕ рыбы в освоении воздушного пространства остановились на полпути. Они держатся на поверхности и при любой опасности выскакивают из воды, но не высоко, что всё же помогает спасаться от хищников.

Некоторые полурылы, выскакивая на поверхность воды, полностью от неё отрываются. Благодаря конструкции их позвоночника лопасть хвостового плавника свешивается вниз и остаётся в воде, а рыба, энергично работая ею, стремительно скользит над поверхностью, как судно на подводных крыльях, покрывая расстояние до 70 метров. Летучему ДЛИННОРЫЛУ такой разбег даёт возможность резко увеличить скорость и, оторвавшись от воды, покрыть в планирующем полёте 50-60 метров.

Самые лучшие авиаторы – ЧЕТЫРЁХКРЫЛЫЕ ЛЕТУЧИЕ РЫБЫ. У них две пары несущих плоскостей, образованных грудными и брюшными плавниками, малый вес достаточно большого тела, используемого как несущая плоскость, и огромная нижняя лопасть хвостового плавника.

Разгоняясь в воде, рыбы прижимают грудные и брюшные плавники к телу и раскрывают их в воздухе. Перед взлётом хвост совершает 50-70 взмахов в секунду, а скорость достигает 30-35 км\час. В воздухе скорость возрастает до 60-70 км\час. Полёт обычно продолжается около 2-х секунд, при этом рыба взлетает в воздух на 6-7 метров и способна покрыть расстояние в 50 метров. Иногда воздушное путешествие длится 15-30 секунд. Для такого полёта необходимы сильный попутный ветер или возможность время от времени восстанавливать постепенно падающую скорость. 

Действительно, рыбы многократно опускаются к поверхности, окунают в воду усиленно работающую нижнюю лопасть хвоста и вновь взмывают вверх. Это позволяет покрыть до полкилометра. Увы, полёт, к которому летучих рыб принуждают охотящиеся на них ТУНЦЫ и КОРИФЕНЫ. Не спасает от гибели: хищники продолжают преследовать их под водой, а в воздухе поджидают ФРЕГАТЫ.

Итак: лётные показатели у этих сравнительно небольших пилотов (15-25см, максимально – полметра) просто отличные: стартовая скорость (ещё в воде) – 30 км\ч, в воздухе – 60, высота – 1,5 метра, дальность – до 50 метров. Это в одиночном парении. Но летучие рыбы часто 3-4 раза подряд стартуют, не погружаясь в воду, а лишь снижаясь к её поверхности. Тогда нижняя лопасть хвоста, погружённая в воду, вибрирует (до 50 колебаний в секунду), и этот двигательный импульс бросает рыбу в новый полёт над морем. Тогда она пролетает 200-400 метров. Одиночное планирование длится 3-10 секунд, серия из 3-4 последовательных парений – полминуты.

Помимо морских летучих рыб есть несколько видов пресноводных. РЫБЫ-МОТЫЛЬКИ живут в озёрах Западной Африки (в основном в бассейне Конго и Нигера). Выпрыгивая из воды, парят несколько метров на широких грудных плавниках. 

Машут плавниками при перелётах рыбы КЛИНОБРЮШКИ, 8 видов особого семейства подотряда хараксовидных.
В Южной Америке клинобрюшки не менее знамениты, чем страшные пираньи. Ещё бы! Рыба летает! Крыльями машет! Да так часто машет, как колибри, с которым ни одна птица в быстроте ритма «крыловзмахов» не сравнится. Невелик воздушный полёт – несколько метров. Но и рыбки с мизинец: 6-8см.

Для машущего полёта кроме крыльев нужны мощные мышцы. Нужен соответствующий скелет, на котором бы эти мышцы крепились. Всё подобное, почти, как у птиц – у клинобрюшек. Крылья – большие грудные плавники. Мускулатура, их вздымающая и опускающая, массивна – весит четверть всей рыбы. Больше, чем у птиц! Рыбья грудь и брюхо выгнуты вниз полулунием.

Водная среда создаёт для морских организмов некоторую опору, позволяя им не тонуть, но оказывает СОПРОТИВЛЕНИЕ, мешая передвигаться. С сопротивлением среды приходится бороться. Практически вся энергия, которую водные существа расходуют при перемещении, тратится на её преодоление.

Вода почти В ТЫСЯЧУ РАЗ ПЛОТНЕЕ ВОЗДУХА, а потому оказывает движущемуся телу более значительное сопротивление. В этом каждый имел возможность убедиться, входя в воду. Когда глубина воды доходит до колена, бежать становится невозможно: вода держит человека за ноги. Цапли и другие длинноногие птицы, когда заходят в воду, чтобы не тратить лишних усилий, выработали своеобразную походку. Делая очередной шаг, птица складывает пальцы и, вытащив ногу из воды, совершает над водой шагательное движение и со сложенными пальцами опускает её в воду.

Сопротивление воды складывается из ТРЕНИЯ и ДАВЛЕНИЯ. ТРЕНИЕ возникает в результате того, что вода обладает известной вязкостью. Во время перемещения животного вода прилипает к поверхности тела. В результате плывущее животное тащит за собой часть обтекающего его потока воды.

Чтобы двигаться, животное должно смещать находящуюся перед ним воду. Это лобовое сопротивление. Его величина зависит от формы тела. Для диска, перемещающегося плоскостью вперёд, лобовое сопротивление значительно выше, чем при движении вперёд ребром. В первом случае диск будет оставлять за собой область завихрения воды, во втором не возникает почти никакого возмущения. На создание этих бурунов, на перемещение огромных объёмов воды тратится значительная часть энергии.

Животные умело пользуются преимуществами, которые дают ПОСЛОЙНОСТЬ (ЛАМИНАРНОСТЬ) и ЗАВИХРЕНИЯ (ТУРБУЛЕНТНОСТЬ) ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ ВОДЫ, ОКРУЖАЮЩИЙ ИХ ТЕЛА.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ: приспособлениями для преодоления сопротивления воды, то есть для плавания, служат: 
плавательный пузырь, поплавки, газовые баллоны; 
волнообразные движения, плавники, усики, уплощённые ножки, лапы с перепонками; 
ракетный (реактивный) двигатель; 
обтекаемая форма тела.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Угорь при плавании не пользуется плавниками и хвостом. За счёт чего же он может совершать в воде многокилометровые путешествия? (Волнообразные движения, как змея ползёт по земле, отталкиваясь от почвы, так и угорь отталкивается от воды).
2. Кто является рекордсменом в плавании? (инфузория туфелька. Реснички, которыми покрыто её тело, тридцать раз в секунду отбрасывают назад воду, и эти тридцать толчков позволяют туфельке покрыть расстояние до 2-3 миллиметров, что в 10-15 раз больше длины её тела).
3. Приведите примеры некоторых видов поплавков подводных обитателей. (
у глубоководного кальмара кранхия  вторичная полости, объёмом в 2\3 от объёма тела, наполнена жидкостью с меньшим удельным весом, чем морская вода, - удельный вес этой жидкости равен 0,025, тогда как уд.вес морской воды 1,01; 
наполнителем поплавка может быть жир, например: печень акулы и ската на 75% заполнена жиром, у самых быстроходных акул печень может составлять пятую часть массы тела рыбы; 
газовые поплавки, своеобразные плотики, построенные из пузырьков воздуха, удерживают на плёнке поверхностного натяжения воды моллюска янтину;
крупный газовый поплавок физалии наполнен азотом, кислородом и углекислым газом;
моллюск глаукус, чтобы держаться на поверхности воды, наполняет пузырьками воздуха свой кишечник).
4. Расскажите о двух моделях плавательного пузыря. (у одних рыб полностью герметичный пузырь наполнен инертным газом, азотом, кислородом; у других рыб – пузырь соединён с пищеводом, эти рыбы в любой момент могут избавиться от части газов, выплюнув их в воду, а если живут у поверхности могут заполнять пузырь, заглатывая воздух).
5. Какие из рыб не имеют плавательного пузыря? (донные рыбы, быстроходные хищники).
6. Основной принцип передвижения в воде (из трёх). (волнообразные движения тела или специальных органов: у червей, миног, миксин, костистых и хрящевых рыб, некоторых рептилий, китов и дельфинов, ламантин, дюгоней и тюленей).
7. Какие виды плавников вы можете назвать? (боковые, спинные, брюшные, хвостовые).
8. Признаки быстроходной рыбы. (тело узкое и длинное, рыло – острое, хвостовой конец тела снабжён плавником, имеющим двухлопастную форму, у них как вырезана средняя часть – такую форму хвоста имеют самые быстроходные рыбы – корифены, тунцы, парусники, меч-рыба, а также киты, ламантины, дюгони).
9. Приведите примеры самых быстроходных рыб. (акула-катран 12, белуга – 14, черноморская ставрида – 22, большая барракуда – 44 тунец жёлтопёрый – 65, парусник – 110, чёрный марлин  и меч-рыба – 130 км\час).
10. Что представляет собой вёсельный способ передвижения? (им пользуются рыбы и все животные, имеющие развитые конечности: 
у ракообразхных отличные вёсла получаются из усимков, другие гребут всеми грудными и брюшными ножками и похожи на миниатюрную модель гребной галеры;
у рыб в вёсла превращены грудные плавники, у ушастых тюленей – передние ласты, а морские черепахи гребут преимущественно передними лапами;
ракообразные используют брюшко как весло. Резко сгибая его и отталкиваясь им от воды, планктонные эвфаузииды совершают стремительные прыжки. Пользуются брюшком креветки, прижимая к телу во время движения антенны и грудные ножки;
крабы-плавунцы используют, как лопасти гребного винта, уплощённые последние членики на пятой паре грудных ножек. Когда плавунцы отправляются в плавание, пятая пара грудных ног работает как пропеллер. Это позволяет им развивать скорость до 4 км\час. И плывут они боком).
11. Что такое реактивный двигатель? (водомёт. 
С его помощью плывут медузы. Ритмически сокращая мускулатуру колокола и выталкивая из-под него воду, они движутся короткими толчками. 
Подобно поступает моллюск гребешок, резко захлопывая створки раковины, он выталкивает воду, и гидрореактивный удар позволяет совершать прыжки до 50-70см.
Самым совершенным реактивным двигателем оснащены головоногие моллюски. У глубоководного осьминога «руки» соединены перепонкой, напоминающей «кринолин». «Кринолин», сжимаясь, выбрасывает находящуюся под ним воду, и осьминог плывёт, как медуза.
Реактивным двигателем кальмару служит находящийся на животе мантийный мешок. Заполняя мантийную полость и выбрасывая из сопла 5-6 раз в секунду тугую струю воды, кальмар достигает скорости 30-55 км\час.
12. Кто из подводных обитателей способен к воздушным перелётам? 
(мелкие кальмары умудряются подниматься в воздух на высоту 5-8 метров и легко покрывают расстояние 50-60 метров, чтобы оторваться от воды, предполётная скорость кальмара должна достигать 70км\час;
50-60 видов «летучих рыб»: рыбы-бабочки, полурыловые, длиннорылы, четырёхкрылые летучие рыбы, клинобрюшки).
13. Лётные показатели: (размер рыб 15-25см до 50см, высота – 1,5 метра, дальность – до 50 метров, время – 3-10 секунд).
14. Что помогает планирующим рыба преодолевать расстояние 200-400 метров? (спасаясь от хищника летучие рыбы стартуют 3-4 раза подряд, не погружаясь в воду, а лишь снижаясь к её поверхности. Тогда нижняя лопасть хвоста, погружённая в воду вибрирует (до 50 колебаний в секунду), и этот двигательный импульс бросает рыбу в новый полёт над морем).
15. Почему передвижение в воде намного труднее, чем в воздухе? (вода почти в тысячу раз плотнее воздуха, она оказывает сопротивление движению).
16. Что позволяет подводным обитателям преодолевать сопротивление воды? (обтекаемая форма тела: веретенообразная, плоская).
17. Вода как бы прилипает к движущемуся телу, в результате плывущее животное тащит за собой часть обтекающего его потока воды. Но всё-таки животные в воде движутся. Можете ли вы объяснить принцип послойности – ламинарности воды? (слой воды, который тащит за собой плывущее животное, похож на слоёный пирог. Та его часть, которая непосредственно примыкает к телу рыбы, движется вместе с ней. Следующий слой медленно-медленно сползает с рыбы. Третий слой сползает чуть быстрее, четвёртый ещё быстрее, а последний сползает со скоростью движения рыбы).
18. Как называются завихрения воды, возникающие позади плывущего тела и задерживающие движение? (турбулентность).
19. Чтобы уменьшить турбулентность рыбам необходимо… (иметь сужающуюся к хвосту форму тела, хвостовой плавник для большей скорости имеет двухлопастную форму, но может быть и округлым, как у самок гуппи).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
·         Наблюдение за способами движения, определение видов плавников аквариумных рыбок. Заполнение карточек.
·         Наблюдение за движением простейших под микроскопом. Определение видов простейших и способов передвижения.

Рассмотрите аквариумных рыбок. Выберите одну из них для наблюдения. Зарисуйте её схематично. Заполните таблицу.
1.      Название рыбы.
2.      Вид хвостового плавника.
3.      Наличие боковых плавников.
4.      Спинной плавник.
5.      Форма тела (сплющенное с боков или в горизонтальной плоскости, зауженное к хвосту, или…).
6.      Расположение глаз.
7.      Основное местообитание (верхняя часть аквариума, средняя часть или придонная).
8.      Своеобразные движения при плавании (хвостом вперёд, брюшком кверху, боком и тому подобное).
9.      Поведение (способ плавания) при испуге.
10.  Реакция на корм (виды движений).


Рассмотрите рыбу в аквариуме или в банке и ответьте на вопросы:
1.      Какое значение имеет форма тела рыб для жизни их в воде?
2.      Как в технике используется обтекаемая форма тел?
3.      Найдите отделы тела рыбы – туловище, голову, хвост; границу между туловищем и хвостом – анальное отверстие.
4.      Как окрашены спина, бока, брюхо рыбы? Какое значение имеет окраска в жизни рыбы?
5.      Рассмотрите под лупой чешую, покрывающую тело рыбы. Как она расположена? Какое значение имеет такое расположение?
6.      Подсчитайте линии годового прироста на чешуйках и определите возраст рыбы.
7.      Найдите на средней линии вдоль боков тела точечные отверстия (поры), ведущие в каналы органов боковой линии.
8.      Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Узнайте названия плавников. Какое значение имеют парные плавники для плавания рыбы?
9.      Рассмотрите голову рыбы. Какие органы заметны на голове рыбы? Почему рыба даже в мутной воде не натыкается на препятствие?
10.  Как плавает рыба? какие органы имеют наибольшее значение в её передвижении? Движутся ли плавники, когда рыба замирает на месте?
11.  Бросьте в банку живой корм. Как относится рыба к появлению пищи? Как она её хватает?
12.  Может ли рыба жить вне воды? Почему?

Напишите краткие ответы на вопросы о строении и поведении рыб.

Рассмотрите влажный препарат рыбы.
1.      Определите вид препарируемой рыбы. Установите, как расположены органы полости тела рыбы.
2.      Пользуясь учебником и препаратом, найдите пищеварительную систему рыбы. Рассмотрите нижнюю и верхнюю челюсти: есть ли у рыбы зубы.
3.      Найдите глотку, пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, кишечник и анальное отверстие.
4.      Рассмотрите жабры. Сколько их? Каких вы ещё знаете водных животных, у которых органы дыхания – жабры?
5.      Рассмотрите на вскрытой рыбе её сердце. Какая кровь проходит через сердце рыбы: венозная или артериальная? (при затруднении пользуйтесь рисунком учебника).
6.      Как меняется обмен веществ в организме рыбы при повышении температуры среды?


Рассмотрите схематический рисунок. Расскажите о размножении и развитии рыб. Напишите названия стадии развития.

Ответьте кратко на вопросы:
1.      Как называется период размножения рыб?
2.      Почему некоторые виды рыб вымётывают очень много икринок?
3.      Какие рыбы устремляются на нерест из моря в реки, а какие, наоборот, из рек в море?
4.      Треска вымётывает икринки в огромном количестве – до 9,3 млн. штук. Икринки, личинки и мальки переносятся на значительные расстояния морскими течениями. А вот плодовитость колюшки трёхиглой по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Однако численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему существует такая разница в размножении рыб?
5.      Какие рыбы строят гнёзда и из чего их делают?

Отгадайте:
1.      Рыба из акуловых и инструмент кузнеца для ковки металла имеют одинаковое название. Какое?
2.      Какая рыба из семейства акуловых имеет название древнего холодного оружия?
3.      Аквариумная рыбка (одна их форм золотой рыбки) и оптический прибор для наблюдения небесных светил имеют одинаковое название. Какое?

Ответьте:
1.      В одном из районов Колумбии в борьбе с насекомыми, вредящими лесам, многократно применялись сильнейшие ядохимикаты. И вдруг оказалось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Какова связь между упомянутыми фактами?
2.      Приведите по одному примеру названий рыб, которые могут не только плавать, но ходить, ползать, летать.
3.      Какую рыбу используют в борьбе с малярией и почему? Как называется такой метод борьбы?

Запомните правила любительского рыболовства и объясните их необходимость.
1.      Удить рыбу только удочкой или спиннингом.
2.      Не ловить рыбу во время её нереста в реках, озёрах и других водоёмах (май, июнь).
3.      Не ловить рыбу в водоёмах заповедников, заказников и других охраняемых законом местах.
4.      В нашей стране запрещены и сурово караются законом: химическое истребление рыб; ловля их с помощью взрывчатых и ядовитых веществ; охота на рыб острогой; отстрел рыб из ружей; перекрывание реки сетями более чем на 1\3 ширины водоёма; применение бредней на малых реках и др. обоснуйте эти запрещения. В чём вред недозволенных способов ловли?

Ответы к вопросам:
Отгадайте:
1.      Рыба-молот.
2.      Рыба-меч.
3.      Рыба-телескоп, прибор телескоп.
Ответьте:
1.      Ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питались рыбы, в том числе и лососи.
2.      Разные варианты.
3.      В борьбе с малярией помогает маленькая рыба – обыкновенная гамбузия длиной 3,5-7,5см. гамбузия способна поедать огромное количество личинок и куколок комаров, в особенности в негусто заросших мелких стоячих водоёмах. Это биологический метод борьбы с комарами.

ГОЛОВОЛОМКА «СВОЕОБРАЗНАЯ ФОРМА ТЕЛА»
1.      Рыба, название которой сходно с названием насекомоядного млекопитающего.
2.      Название рыбы, сходное с названием органа растения, осуществляющего фотосинтез.
3.      Колючая морская рыба.
4.      Рыбки, пользующиеся большой популярностью у аквариумистов.
5.      Донные рыбы с глазами, расположенными на плоской верхней поверхности головы и направленными вверх.
6.      Довольно редкая хищная рыба из мешкоротообразных.
7.      Крупная рыба со сжатым с боков телом.
8.      Рыба из акулообразных, название которой сходно с названием инструмента для ковки металла.
9.      Рыба, совершающая небольшие перелёты.

ГОЛОВОЛОМКА «ФАСОНЧИК И ОДЕЖДА»
Подберите форму тела, форму хвостового плавника, положение рта и форму чешуи для угря, камбалы и акулы из рисунков, здесь представленных.

БЛИЦТУРНИР «РЫБНЫЕ ВОПРОСЫ»

1.      Эта морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру. (МОРСКОЙ КОНЁК).
2.      Один из рассказов А.П.Чехова называется так же, как эта рыба. (НАЛИМ).
3.      От лица этой рыбы Александр Градский исполнял песни в мультфильме «Голубой щенок». (РЫБА-ПИЛА).
4.      Эту светящуюся мелкую рыбку можно встретить в реках Амазонии, в собственном аквариуме и даже в таблице Менделеева. (НЕОН).
5.      Эта крупная рыба напоминала древнеримским крестьянам мельничный жернов, а нам – небесное тело. (ЛУНА-РЫБА).
6.      Стрелой из иглы этого ската был убит Одиссей – герой поэмы Гомера. (ХВОСТОКОЛ).
7.      Эта рыба – самый крупный хищник в реках нашей страны. (СОМ).
8.      Среди них встречаются меч, сабля, пила, молот… а вот топор отсутствует. (РЫБЫ).
9.      Так называли на Руси моржовые клыки, из которых вырезали украшения, ларцы, безделушки. (РЫБИЙ ЗУБ).
10.  Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал царь-рыбой. (ОСЁТР).
11.  Эта морская хищница украшает герб Соломоновых островов. (АКУЛА).
12.  Так получилось, что 1974г. стал годом акулы – не по китайскому календарю, а в умах тысяч людей, которые прочитали этот роман Питера Бенчли и посмотрели снятый по нему фильм. («ЧЕЛЮСТИ»).
13.  Их битва для жителей Таиланда не менее увлекательна, чем коррида в Испании. (СИАМСКИЕ ПЕТУШКИ, ИЛИ БОЙЦОВЫЕ РЫБКИ).
14.  Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя-моряк из знаменитой песни. (КЕФАЛЬ).
15.  Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (ТЕЛЕСКОП).
16.  В Польше и Чехии эту рыбу называют шпротом, а мы – в точности так же, как и в Эстонии. (КИЛЬКА).
17.  Эта популярная аквариумная рыбка имеет высокий «сан» в католической церкви. (КАРДИНАЛ).
18.  За рубежом в ресторане вам подадут обычную скумбрию, но в меню её назовут по-другому. (МАКРЕЛЬ).
19.  Эта черноморская акула не представляет абсолютно никакой угрозы для отдыхающих. (КАТРАН).
20.  Именно эту рыбу успешно использовали в борьбе с малярией. (ГАМБУЗИЯ).
21.  В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место. (РЫБЫ).
22.  Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку. (НЕВОД).

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 44-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1998. – 462 с.: ил.
2. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Дет.энц.: Океан. – М.: ООО «Изд-во АСТ», ООО «Изд-во Астрель», 2001. – 480 с.: ил.

3. В.Щербаков, канд. технических наук, статья в журнале «Юный натуралист» «Легко ли плавать, как рыба?». 

Разработки других занятий по теме "ПОДВОДНЫЙ МИР" в рубрике "Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ":
-  «Обитатели воды» Головоломки https://urlid.ru/b81b

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий