среда, 19 декабря 2018 г.

«ПЯТЬ ТРАВМ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ» ЛИЗ БУРБО Глава 6 ТРАВМА — НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ


«ПЯТЬ ТРАВМ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ»

ЛИЗ БУРБО

Глава 6
ТРАВМА — НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
Несправедливость — это недостаток или отсутствие справедливости в человеке или явлении. Справед­ливость — это оценка, признание, уважение прав и достоинств каждого человека. Синонимы слова «спра­ведливость» — честность, равноправие, правильность, корректность, неприкосновенность. Таким образом, человек испытывает несправедливость, когда не видит признания своего достоинства, не чувствует уважения к себе, когда ему кажется, что он не получает того, что заслуживает. Травма несправедливости может быть обусловлена мыслью, что у нас есть больше материаль­ных благ, чем у других людей, но чаще бывает обрат­ное — нам кажется, что у нас благ недостаточно.

Эта травма пробуждается в период развития индиви­дуальности ребенка, то есть в возрасте приблизительно от трех до пяти лет, когда он осознает, что является человеческим существом, отдельной целостной сущ­ностью со своими особенностями.
Ребенок ощущает как несправедливость то, что он не может быть целостным и неприкосновенным, не может самовыразиться и быть самим собой. Он переживает эту травму главным образом с родителем своего пола. Он страдает от холодности этого родителя, то есть от его неспособности выражать себя и чувствовать другого. Я не говорю, что все родители детей, страдаю­щих травмой несправедливости, обязательно холодны; речь о том, что такими их воспринимают дети. Ребенок страдает также от властности родителя, от его посто­янных замечаний, строгости, нетерпимости и от его конформизма. В большинстве случаев этот родитель и сам страдает от такой же травмы несправедливости. Возможно, она приняла у него другие формы или пе­реживается при других обстоятельствах, но она есть, и ребенок ее чувствует.
Мне не раз приходилось слышать от личностей ри­гидного типа, что в отрочестве у них были нормальные, даже дружественные отношения с родителем своего пола. Но, с другой стороны, эти отношения оставались поверхностными, ни родитель, ни ребенок не говорили о своих чувствах.
Душа, избравшая возвращение на Землю с целью излечения травмы несправедливости, находит себе и ро­дителей, которые помогут ей восстановить контакт с этой травмой, — ею страдает, по меньшей мере, один из родителей. Реакция на несправедливость заключается в том, чтобы отрезать, отгородить себя от испытывае­мых переживаний, рассчитывая таким образом обезо­пасить себя. Защитная маска, которую ребенок создает в таких случаях, — РИГИДНОСТЬ. Даже если человек отрезает себя от собственных переживаний, это не зна­чит, что он ничего не чувствует. Наоборот, ригидные личности очень чувствительны, но они развивают в себе способность не ощущать своей чувствительности и не показывать ее другим. Они умеют убедить себя, что их ничто не касается. Поэтому выглядят они холодными и бесчувственными.
Из пяти изучаемых нами характеров ригидные боль­ше других склонны скрещивать руки на груди. Этим приемом они блокируют область солнечного сплете­ния — чтобы не чувствовать. Другой способ не чувство­вать — черные одежды. Ранее я говорила, что беглец тоже любит одеваться в черное, но у него иная причи­на: он хочет исчезнуть. Люди, у которых есть и травма покинутого, и травма несправедливости, носят обычно только черную или очень темных цветов одежду.
Ригидный добивается правильности и справедливос­ти любой ценой. Стремясь к совершенству во всем, он пытается таким образом всегда быть справедливым. Он считает, что если то, что он говорит или делает, совер­шенно, то тем самым оно и справедливо. Ему чрезвы­чайно трудно понять, что, действуя безукоризненно (по его собственным критериям), он может в то же время быть несправедливым.
Тот, кто страдает от несправедливости, больше дру­гих склонен завидовать тем, кто, по его мнению, заслу­живает меньше, а получает больше. Он обычно убеж­ден, что другие завидуют, когда ему везет. Ревность, которую не следует путать с завистью, более присуща зависимому и контролирующему. Зависимый ревнует потому, что боится быть покинутым, контролирующий же боится предательства.
Маска ригидного отличается прямым, ригидным и, нередко, совершенным корпусом. Телосложение про­порциональное, плечи прямые и по ширине одинаковы с бедрами. Ригидный тоже может набирать вес с годами, но тело его остается пропорциональным. Причина уве­личения веса объясняется в предыдущей главе.
Я должна подчеркнуть, что ригидный больше, чем кто-либо, боится увеличения веса. Он пойдет на все, лишь бы не потолстеть. Не любит он и большого жи­вота; стоя, всегда старается втянуть свой живот. Ри­гидная женщина склонна считать, что женщина без живота не совсем естественна. Женское тело должно отличаться округлостями, в противном случае оно не женственно.
Ригидные — и мужчины, и женщины — часто от­личаются красивыми округлыми ягодицами. Для жен­щин характерен маленький рост. Все ригидные любят обтягивающую в талии одежду или тесные пояса. Им кажется, что обтягивая, зажимая свою талию (область солнечного сплетения, то есть эмоций), они будут меньше чувствовать. Характер у них живой, движения динамичны. В то же время эти движения несколько ригидны, недостаточно гибки и выдают определенную замкнутость, закрытость: ригидная личность, например, неохотно отводит руки от корпуса. Типичными чертами ригидных являются чистая кожа и ясный, живой взгляд; челюсти обычно сжаты, несколько жесткая шея гордо выпрямлена — иногда на ней видны напряженные су­хожилия.
Если у тебя есть все указанные выше физические особенности, это означает, что ты страдаешь глубокой травмой несправедливости. Если же ты находишь у себя лишь отдельные характеристики, то эта травма не столь серьезна.
Уже в детском возрасте ригидный замечает, что его ценят больше по тому, что он делает, а не за то, что он собой представляет. Даже если это не всегда так, он все равно в это уверует. А поэтому становится трудо­любивым, исполнительным и привыкает выбираться из трудных положений самостоятельно и быстро. Он прилагает все усилия к тому, чтобы не иметь проблем. Даже когда он полностью погружен в себя, предпочи­тает отрицать это, стараясь избежать сопутствующих такому погружению страданий. Он очень оптимисти­чен, часто излишне. Думает, что если почаще повто­рять: «Нет проблем», то быстрее будут преодолеваться трудные ситуации. Впрочем, он делает все, чтобы пре­одолеть их самостоятельно. Помощи просит только в самом крайнем случае.
Когда случаются непредвиденные события и разо­чарования, он продолжает говорить: «Нет проблем». Ему удается хорошо скрывать от себя и от других то, что он чувствует на самом деле, и создавать видимость полной безмятежности.
Ригидному, как и контролирующему, часто не хватает времени, но по разным причинам: ригидному слишком хочется, чтобы все было безупречно, а контролирующий слишком занят делами других. Ригидный тоже не любит опозданий, но часто опаздывает из-за того, что у него уходит много времени на приготовления.
Когда ригидный убежден в своей правоте перед на­чальником или другим лицом, которое считается авто­ритетом в данном вопросе, он оправдывается и защи­щается до тех пор, пока его правота не будет признана. Он боится начальников и авторитетов, потому что с детства усвоил, что они всегда правы. Когда в его пра­воте сомневаются и задают много вопросов, чтобы про­яснить дело, ригидный, будучи уверен в своей правоте и честности, воспринимает это как допрос и испытывает чувство несправедливости.
Поскольку он всегда добивается справедливости, для него очень важно убедиться, что он заслужил то, что получает. Заслужить, по заслугам, по достоинству — ключевые понятия у ригидного. Заслужить — значит получить надлежащее вознаграждение за хорошую ра­боту. Если он получает слишком много, больше, чем, по его мнению, он заработал, то считает, что не заслужил этого, и находит способ потерять полученное. Самые ригидные доходят до того, что вообще отказываются что-либо получать: по их мнению, заслужить возна­граждение можно только безупречным исполнением работы.
Давая объяснения, ригидный старается, чтобы все подробности были точными, правильными, но ис­пользуемые им выражения далеки от этого, так как он склонен к преувеличениям. Он постоянно употребляет слова «всегда», «никогда» и «очень». Например, ригид­ная женщина говорит мужу: «Тебя НИКОГДА нет, ты ВСЕГДА задерживаешься!» Она не понимает, что, выс­казываясь таким образом, она проявляет несправедли­вость: очень редко бывает так, что какая-то ситуация повторяется всегда или не возникает никогда. У ригид­ного, о чем бы он ни говорил, часто все бывает очень хорошо, очень плохо, очень специфично и т. п. Однако он не любит, когда эти слова употребляет кто-нибудь другой — он обвинит его в преувеличении, в непра­вильном использовании слов.
Религия влияет на ригидного больше, чем на людей с другими травмами. Для него добро и зло, правда и неправда — очень важные категории. Можно сказать, что они направляют его жизнь. Это заметно и в его речи. Он часто начинает фразу вводным словом «хо­рошо», уверяя тем самым себя, что все, что он скажет, будет хорошо и правильно. Заканчивает вопросом: «Ты согласен?», чтобы удостовериться в правильности ска­занного. Он употребляет много слов, заканчивающихся на -о: справедливо, точно, верно, надежно, вероятно и др. Он может также сказать: «Это не ясно» — потому что любит ясные и точные формулировки.
Когда ригидный взволнован, он старается этого не показывать, но угадать его волнение легко по тону го­лоса — сухому и напряженному. Чтобы скрыть свою чувствительность и эмоции, он прибегает к смеху. Он легко смеется по пустякам, которые никто не находит смешными.
Когда ригидного спрашивают, как дела, он неизмен­но отвечает: «Прекрасно!» Ответ следует очень быстро, так как он не хочет давать себе времени почувствовать правду. Когда в дальнейшем разговоре сам же он рас­скажет о событиях, которые не вполне вписываются в этот ответ, и кто-то скажет ему: « Ты же вроде бы говорил, что у тебя все прекрасно?», то он ответит, что на самом деле для него это все не проблемы.
Страх ошибиться очень силен у ригидного. На моих занятиях я только от ригидных слышала вопросы: «Ска­жите, я правильно делал(а) упражнения?» Вместо того чтобы проверить свои ощущения во время упражнений, выяснить, чему эти упражнения учат, они интересуются прежде всего, правильно ли они их делали. Я заметила также, что когда я говорю о какой-то форме поведения или внутренней установке и ригидный воспринимает ее как очередной свой недостаток, он перебивает меня на полуслове: «А что же с этим теперь делать?» Он хочет узнать секрет фокуса, с помощью которого можно мо­ментально достичь совершенства. Если же он не совер­шенен, то будет контролировать себя, чтобы никому не показать только что обнаруженный недостаток. Он не понимает, что несправедлив к самому себе, поскольку требует от себя слишком много. Он хочет все уладить немедленно. Он не дает себе времени хорошенько прочувствовать ситуацию, не позволяет себе быть че­ловеком и иметь человеческие недостатки, с которыми предстоит поработать.
У лиц, носящих маску ригидных, я заметила склон­ность легко краснеть, когда они рассказывают что-то и чувствуют при этом свою «некорректность». Это может происходить, например, когда такой человек рассказывает мне, как ему трудно простить г-на А., причинившего ему зло, или рассказывает плохое о г-не Б., которого терпеть не может, — и чувствует свою несправедливость. Эта реакция сразу показывает, что человек стыдится сам себя, стыдится того, что он сде­лал или не сделал. С другой стороны, он не знает, что краснеет именно по этой причине, а иногда вообще не замечает, что краснеет. У ригидных и беглецов чаще других возникают проблемы с кожей.
Страх ошибиться часто толкает ригидного в ситу­ации, в которых ему приходится делать выбор. Чем больше человек боится, тем сильнее он притягивает соответствующие этому страху ситуации. Напри­мер, ему необходимо сделать выбор: он хочет купить какую-то вещь, но у него мало денег. Он спрашивает себя, следует ли ему покупать эту вещь. То есть ему приходится делать выбор между покупкой и экономией денег. Часто бывает так, что ригидный доставляет себе удовольствие, сделав определенный выбор, но потом испытывает нехватку чего-то другого. Например, г-н Б. истратил свои деньги на роскошный отпуск; но прохо­дит немного времени, и он укоряет себя, что не сохра­нил эти деньги для ремонта дома. Из-за страха принять неудачное решение ригидный часто сомневается и после того, как уже сделал выбор. Он бесконечно спрашивает себя, правилен ли, справедлив ли его выбор.
Если ты хочешь, чтобы что-то было правильно разделено между несколькими претендентами (торт, бутылка вина, счет в ресторане), можешь быть уверен, что лучше всех с этой задачей справится ригидный. В ресторане я всегда с удовольствием наблюдаю за ходом событий, когда участники застолья заказывают себе различные блюда, а затем официант приносит общий счет. Ситуацию берет в руки контролирующий и говорит: «Как насчет того, чтобы считать всем по­ровну? Это будет и проще, и быстрее». Он произносит это так уверенно, что другие вежливо соглашаются. Он быстренько делит сумму на число участников и объяв­ляет долю каждого. И в этот момент активизируются ригидные. Они недовольны. Тот, кто платит больше, чем съел, находит это несправедливым; тот, кто зака­зывал дорогие блюда, а платит как все, тоже не хочет чувствовать себя так, словно поужинал за чужой счет. В подобном случае обычно лучше всего пересчитать все заново.
Ригидные очень требовательны к себе во всех сферах жизни. Их готовность контролировать себя и принуж­дать себя к работе неисчерпаема. В предыдущей главе говорилось о том, что контролирующий любит контро­лировать все, что происходит вокруг него. Ригидный так озабочен совершенством, что контролирует главным образом себя. Он требует от себя и выполняет тем боль­ше работы, чем больше требуют от него другие. Кто из нас не слышал множество раз, как женщина говорит близким: «Вы привыкли, что я все тяну на себе, я вам что, робот?» В сущности, такая женщина обращается только к себе. Окружающие существуют для того, что­ бы она могла видеть в них свое отражение — уровень своих требований к самой себе.
Один участник занятий рассказал мне, что его отец постоянно повторял фразу: «Нет у тебя никаких прав, только обязанности». Эта фраза с детства застряла в нем, и он сознает, что ему очень трудно дать себе во­лю. Он не позволяет себе остановиться, отдохнуть, развлечься. Он чувствует себя обязанным никогда не прекращать деятельности. Так он исполняет свой долг. Поскольку в повседневной жизни всегда есть что делать, то ригидному редко удается расслабиться и не чувствовать себя виноватым. Если он отдыхает или развлекается, то должен оправдаться перед собой тем, например, что перед этим хорошо поработал. Если он ничего не делает, а кто-то другой в это время работает, он видит в этом явную несправедливость и чувствует свою непростительную вину.
По этой причине все его тело, а особенно руки и ноги, напряжены даже во время отдыха. Только усили­ем воли он может дать им расслабиться и отдохнуть. Я сама осознала это лишь в последние годы. Я сижу в парикмахерской или читаю книгу и вдруг ощущаю, что мои ноги напряжены. Мне приходится включить сознание, чтобы позволить своим ногам... да и плечам, и рукам... просто не напрягаться. Раньше я этого даже не замечала.
Ригидному трудно не только уважать свои пределы, но даже осознавать их. Поскольку он не дает себе вре­мени почувствовать, отвечает ли его потребностям то, что он делает, ригидный часто работает через силу и останавливается только при полном изнеможении. Он редко и неохотно обращается за помощью. Он хочет все делать сам — так будет надежнее и лучше. Из-за этого ригидный чаще других страдает профессиональным истощением.
Можно сказать, что самую мучительную несправед­ливость ригидный испытывает от самого себя. Он часто обвиняет себя — например, когда покупает себе что-то и думает, что мог бы без этого обойтись; особенно пло­хо ему, если в это время кто-нибудь из близких отказы­вает себе в необходимом. Для того чтобы позволить себе покупку, он должен оправдать ее в собственных глазах, убедиться, что он ее заслужил. В противном случае он обвиняет себя в несправедливости.
Травма несправедливости — еще одна из травм, которые мне пришлось лечить в этой жизни. Мне много раз доводилось терять или разбивать при пер­вом же пользовании новенькую вещь, которая, как я чувствовала, по-настоящему мне и не нужна была. Таким путем я узнавала, что чувствую себя виноватой, поскольку сознательно была уверена, что процесс приятия мною выполнен правильно и виноватой себя не считала.
Я узнала, что настоящее приятие происходит не в результате того, что ты обращаешься к себе мыс­ленно и убеждаешь себя, что заслуживаешь эту вещь. Такому убеждению недостает чувства. Можно знать интеллектуально, что ты эту вещь заслуживаешь, но это необходимо еще и чувствовать — только тогда ты сможешь дать себе право на нее и считать свою покупку правомерной. Раньше я часто говорила, что лучшим вознаграждением для меня является прогулка по магазинам и покупка какой-либо красивой вещи, особенно безделушки, чего-то ненужного. Сегодня я знаю, что если у меня появляется такая потребность, то смысл ее в том, чтобы помочь себе перестать взвеши­вать свои заслуги и просто позволить себе радоваться, не примешивая к этому чувства вины.
Я не раз убеждалась, что ригидные участники моих занятий стремятся к тому, чтобы их знакомые и близкие знали, что они ходят на эти занятия не для развлече­ния, а для серьезной работы над собой. Те, кто приехал издалека и должен устроиться в гостиницу, стараются, чтобы это обошлось им как можно дешевле. Некоторые даже скрывают от близких, что живут в гостинице, — они боятся, что те могут усмотреть в этом несправед­ливость. Когда ригидный пытается скрыть свои действия или свои покупки, он переживает не только чувство вины, но и стыд.
Ригидный любит, чтобы окружающие были в курсе всего, что он делает и что собирается делать. Так же ведет себя и контролирующий, но у него другие моти­вы: ему хочется показать, что он — ответственный, тогда как ригидный доказывает, что заслуживает воз­награждения. И тогда, покупая себе дорогие вещи или отправляясь в отпуск, он не чувствует себя виноватым. Он надеется, что другие сочтут его расходы оправдан­ными. Как видишь, концепция оправданности и заслу­женности играет важную роль в поведении ригидного. Ему не нравится, когда говорят, что ему повезло; с его точки зрения, быть счастливчиком — несправедливо. Он хочет заслуживать всего того, что ему достается. Если кто-то скажет, что ему выпала удача, он ответит: «Не такая уж это удача, мне для этого пришлось знаешь как поработать!» Если он решит, что ему действитель­но привалила удача, и что он ее не заслужил, он будет чувствовать себя весьма скверно, а то еще и чьим-ни­будь должником. И постарается избавиться, хотя бы частично, от незаслуженных благ.
Характерной особенностью ригидного, которую труд­но понять тем, кто не страдает травмой несправедли­вости, является то, что свои привилегии перед други­ми он считает еще большей несправедливостью, чем привилегии других перед ним. В таких случаях многие ригидные бессознательно поступают таким образом, чтобы потерять привилегии или прибыли от них. Дру­гие находят другой выход — ноют и жалуются, чтобы скрыть от окружающих свои прибыли. Еще кто-то считает себя обязанным кого-то чем-то отблагодарить. Я могу подтвердить все это, так как и сама принадлежу к ригидному типу. Будучи совсем маленькой, я обладала множеством талантов, учеба давалась мне очень легко, я была «любимицей» у многих учителей. Уже тогда я старалась как можно чаще помогать другим, чтобы все было справедливо, — я считала несправедливостью по­лучать больше, чем другие. Между прочим, это и есть главная причина того, что ригидный склонен помогать другим.
Теперь тебя не должно удивлять, что ригидный не любит принимать подарки: он оказывается должником. Чтобы не чувствовать себя обязанным сделать другому подарок равной стоимости (справедливость требует), он предпочитает ничего не принимать и отказывается от подарка. Когда ему предлагают, например, заплатить за его обед, он обычно отказывается, чтобы не держать в голове, что в следующий раз будет его очередь платить. Если он и соглашается, то лишь дав себе обещание, что в следующий раз заплатит с лихвой.
Вполне нормально, что личность, страдающая трав­мой несправедливости, чаще других втягивается в си­туации, по ее мнению, несправедливые. Фактически же, ситуация, которую такая личность квалифицирует как несправедливую, другой личностью, не страдающей травмой несправедливости, воспринимается иначе.
Приведу пример. Как-то я беседовала с одной жен­щиной, которая сильно страдала оттого, что оказалась старшей в семье. Она всегда считала, что помогать ма­тери возиться с другими детьми, а особенно показывать им хороший пример, — несправедливость. Но другие женщины не раз рассказывали мне, как несправедли­ва к ним была судьба, определив им второе или третье место по старшинству, как редко им доставалась новая одежда (обычно они донашивали одежду старших), как манипулировали ими старшие.
А сколько раз мне доводилось выслушивать женщин и мужчин, сетовавших на свою участь: им выпало ухажи­вать за больными престарелыми родителями — разве это справедливо? И самая великая несправедливость усмат­ривалась в том, что другие братья и сестры каким-то образом ухитрялись оставаться в стороне, у них нахо­дились серьезнейшие причины, чтобы за родителями не ухаживать. Такие ситуации никогда не складываются случайно. И страдают эти несчастливцы не вследствие сложившейся ситуации, а наоборот, их травма притяги­вает такого рода ситуацию, и прекратится это лишь после того, как травма будет излечена.
Я упоминала выше о способности ригидного конт­ролировать себя, брать на себя обязательства. Именно ригидная часть личности заботится о том, чтобы человек следовал некоему режиму. Человеку, вовсе не страдаю­щему травмой несправедливости, то есть не-ригидному, это не удается — он не может контролировать себя так, как контролирует ригидный. Ригидный не понимает, по­чему мазохист не следует режиму. Не понимает и не принимает. Он считает, что каждый может контролировать себя, стоит только захотеть по-настоящему. Когда ригидный берет на себя обязательства, то мотивацией является его желание достичь совершенства, как он сам его понимает.
Личность не-ригидная обвиняет себя в отсутствии силы воли, но есть существенное различие между по­нятиями «контролировать себя» и «иметь силу воли». Контролирует себя тот, кто навязывает себе нечто такое, что не обязательно соответствует его потреб­ностям. За контролем обязательно прячется страх. Че­ловек, имеющий силу воли, знает, чего хочет, и твердо намерен достичь этого. Он добивается своей цели, ор­ганизуя себя, ни на миг не ослабляя усилий и уважая в одинаковой мере и свои потребности, и свои пределы. Если какое-то событие разрушает его планы, он может быть достаточно гибким, чтобы эти планы перестро­ить и снова идти к цели. Ригидная же личность даже не проверяет, соответствуют ли ее желания истинным ее потребностям. Она не дает себе времени уединиться и спросить себя: «Как я чувствую себя с этим желанием и с теми средствами, которыми собираюсь его удовлет­ворить?»
Ригидный может иногда показаться контролирующим, но его вмешательство никогда не ставит целью конт­роль, он не стремится привлечь к себе внимание или показать, какой он сильный, как это делает контроли­рующий; он вмешивается только тогда, когда о ком-то сказано что-то на его взгляд несправедливое или не­точное. Ригидный исправляет сказанное, а контролиру­ющий добавляет к сказанному. Ригидный может отчитать другого человека, если искренне считает, что тот с его талантами и способностями мог бы лучше выполнить работу. Контролирующий тоже может выбранить человека — если тот выполнил работу не в соответствии с его, контролирующего, вкусами или ожиданиями.
Еще одно различие между контролем ригидного и контролем контролирующего заключается в том, что первый контролирует себя и старается не потерять контроль над собой, так как это было бы, по его мне­нию, несправедливо по отношению к другим; контроли­рующий же контролирует себя ради того, чтобы лучше контролировать ситуацию или другого человека и тем самым быть сильнее других.
Ригидный любит, чтобы все было в образцовом по­рядке. Ему не нравится, когда что-то приходится искать. У некоторых страсть к раскладыванию по полочкам переходит в одержимость.
Ригидному очень трудно понять различие между ри­гидностью и дисциплиной. Я определяю ригидность следующим образом. Ригидная личность забывает о своей исходной потребности, сосредоточивая все вни­мание на средствах ее удовлетворения. Дисциплиниро­ванная личность находит средства для удовлетворения своей потребности, не теряя при этом из виду самой потребности.
Возьмем для примера человека, который решил каж­дый день совершать часовую прогулку для поддержания здоровья и физической формы. В этом случае прогулка является средством. Ригидный приказывает себе прогу­ливаться каждый день, независимо ни от погоды, ни от желания. Если случается день без прогулки, он злится на себя. Дисциплинированный же не забывает, зачем он ежедневно прогуливается. В некоторые дни он про­пускает прогулку, понимая, что для его здоровья так будет лучше. Принуждать себя для него хуже всего. И виноватым он себя не чувствует, и прогулки завт­ра возобновит в самом приятном расположении духа. Дисциплинированный человек не бросит проект только из-за того, что потерял день или что-то поменялось в графике работ.
Ригидный часто переживает стресс, потому что во всем навязывает себе совершенство. Контролирующий тоже много переживает, но по другой причине: он хочет преуспеть. Он старается любой ценой избежать неудачи из страха, что пострадает его имидж, его ре­путация в обществе.
Человек с маской ригидного редко болеет. В любом случае, даже если у него начинается недомогание, он почувствует его только тогда, когда состояние явно ухудшится. Он безжалостен к собственному телу. Он может набивать себе синяки и шишки, не ощущая боли. Если он и чувствует какую-то боль в момент удара, его механизм контроля включается автоматически и очень эффективно эту боль подавляет. Обрати внимание: во всех фильмах, где герой идет на пытки, — в шпионских и подобных им фильмах играют актеры с физическими характеристиками ригидных. Полицейского легко узнать по его ригидному телу. У этих людей могут быть и дру­гие травмы, но именно ригидная субличность заставила их выбрать профессию, в которой они, как им кажется, смогут установить справедливость на Земле. Однако если полисмен или шпион испытывает удовольствие от демонстрации своей силы и власти, значит, выбрать профессию его побудила маска контролирующего.
Я не раз замечала, как ригидные гордятся и хвастают тем, что никогда не употребляют лекарств и не нужда­ются в услугах доктора. У некоторых действительно нет даже лечащего врача, и, если им случается серьез­но заболеть, они не знают, куда обратиться. Когда они решаются попросить помощи, можно быть уверенным, что они страдают уже давно и дошли до предела терпе­ния. Они не видят в себе субличности, которая говорит: «Я не собираюсь чувствовать».
Не следует забывать, что контролировать себя всю жизнь невозможно. У каждого человека есть физичес­кие, эмоциональные и ментальные пределы. Поэтому мы и слышим так часто от puzudtibix: «Я не понимаю, что со мной происходит. Никогда не болел, а теперь у меня одна проблема за другой». Такого типа ситуации возни­кают, когда ригидный теряет контроль над собой.
Эмоция, которую чаще всего переживает ригид­ный, — гнев. И особенно гнев на себя самого. Когда его охватывает гнев, то обрушивается он в первую очередь на кого-нибудь из окружающих. В действительности это гнев на самого себя — например, за то, что неправиль­но предвидел ситуацию или неправильно действовал. Возьмем для примера ригидного, который дает деньги взаймы приятелю, хотя и знает, что тот постоянно сидит без денег. Приятель обещает, что возвратит деньги через две недели, когда получит большую сумму, но обещание не сдерживает. Ригидный в гневе, он не может простить себе собственную мягкотелость: ведь знал же, чем это кончится, и снова дал шанс разгильдяю. Вообще, он слишком часто дает людям шанс — ему кажется, что так он проявляет больше справедливости. Если он очень ригиден, то весьма вероятно, что и гнева своего не за­метит, постарается извинить приятеля и все забыть.
Этот же случай может быть воспринят и пережит как травма, если деньги дал контролирующий. Последний, впрочем, злиться на себя не будет, как ригидный; зато тем сильнее будет его гнев на приятеля, которому он поверил на слово, а тот теперь оставил его без денег.
Людям ригидного типа всегда трудно показать свою любовь или позволить любить себя. Ригидный всегда слишком поздно соображает, что нужно было сказать или какие знаки своего чувства показать тому, кого он любит. Всякий раз он дает себе слово сделать это при следующей встрече, но при следующей встрече все заготовленные мысли вылетают из головы. И скла­дывается у него репутация человека холодного, даже бесчувственного. И хотя такое его поведение является несправедливостью по отношению к другим, прежде всего он несправедлив к себе самому: он лишает себя возможности выразить то, что действительно чувст­вует.
Ригидный, будучи очень чувствительным, избега­ет психологических прикосновений других людей. Страх внешних прикосновений и воздействий может быть достаточно сильным, чтобы привлечь защитные средства в виде кожных проблем. Кожа — орган при­косновения, она служит нашему желанию вступать в контакт с другими или позволять им вступать в контакт с нами. И если кожа имеет отталкивающий вид, то она держит других на расстоянии. Человек с недостатками кожи особенно стыдится, когда на него смотрят или о нем думают.
Этот страх чужого прикосновения часто бывает заметен по физической внешности ригидного: его тело закрыто. Руки его прижаты к корпусу, особенно участок от локтя до плеча, кулаки сжаты, а если он не двигает­ся, то и ноги прижаты друг к другу, — все это знаки закрытости.
Еще одно средство, которое ригидный часто ис­пользует для того, чтобы проявить к себе несправед­ливость, — сравнение. Он жадно сравнивает себя с теми, кого считает лучше, совершеннее себя. Такое обесценивание представляет собой тяжкую несправед­ливость, он фактически отвергает себя, свою сущность. В молодости ригидный очень часто сравнивает себя — с братьями или сестрами, с другими школьниками. В этот период он обвиняет других в несправедливости по отношению к нему, так как не знает, что если его ближние сравнивают себя с ним, то делается это для того, чтобы показать ему, что то же самое он делает в собственной душе.
Если ты узнаешь себя в этом описании травмы несп­раведливости и маски ригидного, то в первую очередь тебе необходимо согласиться с тем, что на протяжении каждого дня ты нередко бываешь несправедлив к дру­гим, а особенно к самому себе. Этого согласия труднее всего от себя добиться, но это — начало выздоровления. В следующей главе я буду более обстоятельно говорить о средствах лечения этой травмы.
Я вспоминаю один случай с моим сыном, когда ему было семнадцать лет; в тот период он сильно повлиял на мою травму, которую мне предстояло излечивать в этой жизни, — травму несправедливости. Однажды, когда дома никого, кроме нас двоих, не было, я попро­сила его: «Вспомни все свое детство и скажи мне, чем я как мать доставила тебе самые большие страдания?» И он ответил: «Твоей несправедливостью!» Я была так поражена, что застыла, раскрыв рот, и не могла найти ни слова. Я перебирала в памяти все ситуации, в ко­торых старалась быть справедливой матерью. Ставя себя мысленно в положение моих детей, я могу теперь понять, что некоторые мои действия и правила они воспринимали как несправедливые. Однако физичес­кие характеристики моего сына показывают, что опыт несправедливости, который он пережил со мной, был не столько важен сам по себе, сколько разбудил его травму предательства. Конечно же, он должен был воспринять как несправедливость безразличие отца к моему с ним, сыном, поведению. Его тело указывает на две травмы — несправедливости и предательства. Такое сочетание встречается очень часто и говорит о том, что человеку нужно урегулировать две различные пробле­мы: с родителем противоположного пола — травму предательства, а с родителем своего пола — травму несправедливости.
Самый большой страх ригидный испытывает перед холодностью. Ему так же тяжело принимать свою хо­лодность, как и холодность других. Он прикладывает все усилия, чтобы проявить теплоту. И таки считает себя теплым, приветливым, по-настоящему не веря, что кто-то может находить его бесчувственным и холодным. Он не понимает, что избегает контакта с собственной чувствительностью, чтобы не раскрывать свою рани­мость. Он не может принять эту холодность, так как это означало бы признать свое бессердечие, то есть, в сущности, несправедливость. Вот почему для ригидного так важно, чтобы о нем говорили, что он хороший — исполненный доброты и добрый в своих делах. Первое для него равнозначно совершенству, второе — теплоте. Ему столь же трудно увидеть холодность других людей. Если кто-то холоден по отношению к нему, сердце его сжимается, и он тут же устраивает себе допрос: в чем он был так «некорректен по отношению к этому чело­веку, что тот так ведет себя с ним?
Его привлекает все благородное. Очень важны так­же понятия чести, уважения. На него легко производят впечатление титулованные особы. Он становится исключительно трудолюбивым и исполнительным, если существует возможность получить за это некий титул. Ригидный всегда готов на любые усилия и жертвы, хотя и не видит в этом никакой жертвенности.
В сексуальной жизни ригидный обычно скован, не умеет позволить себе почувствовать удовольствие. Ему трудно выразить свою нежность. И это притом, что именно ригидный тип сексуально ярок больше других. Ригидные любят одеваться в облегающие одежды и вы­глядеть вызывающе привлекательно. Ригидную женщину нередко называют кокеткой, динамисткой: она любит привлекать мужчин, а затем холодно осаживает их, ког­да, по ее мнению, они заходят слишком далеко. В под­ростковом возрасте именно ригидная лучше всех умеет контролировать и сдерживать себя, мечтая предстать чистой и непорочной перед счастливым избранником. С удовольствием строит она себе идеал сексуальных отношений — увы, нереалистичный. А когда решает­ся, наконец, отдаться, то, как правило, ее ждет разоча­рование: ничего общего с ее идеалом. Если ригидная личность испытывает мучительную нерешительность, прежде чем вступить в связь, то происходит это потому, что она боится обмануться, ошибиться в выборе парт­нера. У контролирующего тоже есть страх связи — но он боится будущего разъединения, разрыва.
Ригидная личность культивирует множество сексу­альных табу, поскольку понятия «хорошо» и «плохо» играют ведущую роль в ее сексуальной жизни. Осо­бенно правдоподобно имитируют наслаждение жен­щины. Чем сильнее травма, тем ригиднее личность и тем труднее ей достичь оргазма. Мужчины страдают не меньше — от преждевременной эякуляции до настоя­щего полового бессилия; степень нарушения половой функции связана с их общей неспособностью получать удовольствие от жизни.
Я заметила также, что у многих проституток хорошо выражены физические признаки ригидных. Они охотно вступают в сексуальные отношения только за деньги, потому что им гораздо легче «отключить» свои чувства, чем личностям других типов.
Что касается питания, то ригидные предпочитают соленые продукты сладким; любят также все хрустящее. Некоторые мои знакомые с удовольствием грызут ледя­ные сосульки. Как правило, ригидный старается хорошо сбалансировать свое питание. Среди пяти типов этот, несомненно, первый захочет стать вегетарианцем. Это, впрочем, еще не означает, что вегетарианство действи­тельно полезно для его тела. Напомню, что ригидный часто принимает решения из соображений «правиль­ности». Если он становится вегетарианцем из-за того, что считает неправильным, несправедливым убийство животных, то его организм может сильно пострадать от недостатка белков. Если же его решение обусловле­но тем, что он не любит мяса, а к тому же рад помочь животным, то это уже другая мотивация. И организму его станет хотя бы на некоторое время легче.
Если он слишком жестко контролирует свое пита­ние, то может потерять этот контроль неожиданно, соблазнившись при случае сластями или алкоголем. Если это происходит при свидетелях, он спешит пояс­нить всем, что с ним обычно такого не бывает, просто сегодня действительно исключительный случай. Когда ригидный переживает важную для него ситуацию, на­пример юбилей или долгожданную встречу, ему очень трудно себя контролировать. Именно в этот момент ему захочется того, что обычно он себе запрещает, — особенно если это угрожает его нормальному весу. Махнув рукой на свой контроль, он оправдывается: «Я этого не ем НИКОГДА, но сегодня я делаю это за компанию». Похоже, он совершенно забыл, что то же самое проис­ходило с ним совсем недавно. Он испытывает чувство вины, он осуждает себя и дает себе клятву с завтраш­него утра возобновить контроль.
Привожу перечень болезней, которые чаще всего притягивает к себе личность с маской ригидного:
·                    Он чувствует ригидность своего тела как НЕГИБ­КОСТЬ или НАПРЯЖЕННОСТЬ в верхней час­ти СПИНЫ, в ШЕЕ, а также в гибких участках (лодыжки, колени, бедра, локти, запястья и пр.). Ригидные любят хрустеть пальцами, стараясь та­ким образом улучшить их гибкость. Словом, они способны ощущать панцирь, которым сковано их тело, но не чувствуют того, что под этим панцирем скрывается.
                    Уже упоминавшееся НЕРВНОЕ ИСТОЩЕНИЕ.
                    Болезни, название которых имеет окончание -ит: ТЕНДИНИТ, БУРСИТ, АРТРИТ. Всякая болезнь с подобным названием указывает на очень частое у ригидных состояние — подавленный, скрытый в организме внутренний гнев.
                    Ригидный может страдать болями или ИСКРИВ­ЛЕНИЕМ ШЕИ из-за того, что ему тяжело видеть неправильную, несправедливую, по его мнению, сторону вещей или событий.
                    Очень часто наблюдаются ЗАПОРЫ и ГЕМОР­РОИ — из-за того, что ему трудно расслабиться, перестать себя во всем сдерживать.
                    Характерны для ригидного СПАЗМЫ и СУДОРО­ГИ — реакции личности, склонной цепляться или сдерживаться из-за страха.
                    Неумение доставлять себе удовольствие провоци­рует проблемы КРОВООБРАЩЕНИЯ и ВАРИКО­ЗОВ.
                    Обычными являются проблемы СУХОЙ КОЖИ. ПРЫЩИ на лице свидетельствуют о страхе оши­биться, потерять лицо, оказаться не на высоте собственных ожиданий.
                    Ригидные часто страдают ПСОРИАЗОМ. Они навле­кают на себя эту болезнь, чтобы не быть слишком хорошими или слишком счастливыми — это было бы несправедливостью по отношению к другим. Любопытно, что вспышки псориаза часто совпада­ют с каникулами, отпусками или с периодом, когда все складывается благополучно и счастливо.
                    Часто наблюдаются расстройства ПЕЧЕНИ из-за подавленного гнева.
                    Обычное явление — НЕРВОЗНОСТЬ ригидных, хотя они большей частью хорошо контролируют ее, так что внешне она незаметна.
                    Довольно часто наблюдается БЕССОННИЦА, осо­бенно у тех ригидных, которые не умеют успоко­иться, пока не сделают свое дело своевременно и безупречно. Они так напряженно думают о том, что им предстоит сделать, что от этого просыпаются и больше не могут уснуть.
                    Нарушения ЗРЕНИЯ возникают из-за того, что ригидному очень тяжело видеть, что он принял не­удачное решение или неправильно оценил ситуа­цию. Он предпочитает не видеть того, что считает несовершенным; в этом случае он не так страдает.
                    Он часто употребляет выражение «Это неясно» — что тоже не способствует улучшению его зрения.
                    Болезни ригидного обычно не настолько серьезны, чтобы обращаться к врачу. Он надеется, что недо­могание пройдет само собой, или сам себя лечит, ничего не говоря другим: ему слишком трудно при­знать, что он может нуждаться в помощи. Если он обращается за помощью, то следует ожидать очень серьезного заболевания.
Перечисленные болезни и недомогания могут встре­чаться и у людей с иными травмами, но наиболее харак­терны они для тех, кто страдает от несправедливости.
Я упоминала в предыдущей главе, что маска конт­ролирующего (травма предательства) скрывает травму покинутого. Точно так же маска ригидного служит для прикрытия травмы отвергнутого. Как видно из гла­вы 2, травма отвергнутого развивается в первые ме­сяцы жизни; травма же несправедливости возникает в возрасте от трех до пяти лет. Маленький ребенок, который чувствует себя по той или иной причине от­вергнутым, пытается исправить дело и стать как можно более совершенным. Проходит несколько лет, а он не чувствует, что его больше любят, несмотря на все его стремление к совершенству; и он приходит к выводу, что это несправедливо. И принимает решение более жестко контролировать себя и сделаться настолько со­вершенным, чтобы отвергнуть его было невозможно. Именно так строится маска ригидного. Он отгораживает, отрезает себя от собственных чувств — это помогает ему унять боль отвергнутого. Если травма несправедли­вости проявляется в физической внешности ярче, чем травма отвергнутого, значит, и ощущает этот человек не столько травму отвергнутого, сколько несправедли­вость. У другого может быть обратная картина.
Впрочем, травме отвергнутого может и не сопут­ствовать травма несправедливости; однако, по моим наблюдениям, каждый, кто страдает от несправедли­вости, носит также травму отвергнутого. Этим объ­ясняется распространенное явление: старея, тело ри­гидного — и мужчины, и женщины — уменьшается в объеме. Постепенно оно приобретает признаки маски беглеца. Медицинская наука называет это явление ос­теопорозом.
Если ты находишь у себя признаки травмы неспра­ведливости, то не забывай, что твой родитель одного с тобой пола пережил и, вероятно, еще переживает эту же травму со своим родителем того же пола. В следую­щей главе я расскажу тебе, что делать с этим родителем, чтобы излечить собственную травму.
Помни: главная причина любой травмы кроется в нашей неспособности простить себе то, что мы при­чинили другим или самим себе. Простить себя трудно потому, что, как правило, мы даже не сознаем, что злимся на себя. Чем глубже рана несправедливости, тем больше вероятность, что ты несправедлив к дру­гим или к самому себе: ты слишком много требуешь от себя, не прислушиваясь к собственным ограничениям, и слишком редко позволяешь себе удовольствия. Мы упрекаем других в том, что сами себе делаем, и не желаем этого замечать. По этой причине мы притя­гиваем к себе личности, которые показывают нам, что мы делаем другим и самим себе.
Еще одно средство осознания того, что мы страдаем от несправедливости или причиняем страдания от не­справедливости другим людям, — стыд. Действительно, мы испытываем чувство стыда, когда нам хочется спря­таться или скрыть свои поступки. Вполне нормально стыдиться поступков, в которых мы упрекаем других. Больше всего нам не хочется, чтобы они обнаружили, что мы ведем себя так же, как и они.
Я напоминаю тебе, что характеристики и поступ­ки, описанные в этой главе, имеют место только в том случае, если человек принимает решение носить маску ригидного, надеясь таким способом избежать страданий от несправедливости.
В зависимости от глубины травмы, эта маска может надеваться либо изредка и ненадолго, либо очень часто.
Поведение, типичное для ригидного, диктуется стра­хом повторного переживания травмы несправедли­вости. Каждой из травм, описанных в этой книге, соответствуют свои формы поведения и внутренние установки. То, как человек мыслит, чувствует, говорит и действует, является показателем его реакций на все происходящее в жизни. Человек в состоянии реакции не уравновешен, не сосредоточен в своем сердце и, сле­довательно, не может быть ни благим, ни счастливым. Вот почему так важно осознавать и различать мгнове­ния, когда ты находишься в состоянии реакции, а когда являешься самим собой. Только при этом условии ты сможешь стать хозяином своей жизни и не позволять своим страхам управлять ею.
Целью этой главы было помочь тебе осознать трав­му несправедливости. Если ты узнаешь себя в описа­нии этой травмы, то в последней главе найдешь всю информацию, необходимую для того, чтобы излечить эту травму, стать самим собой и не думать, что жизнь полна несправедливости. Если ты не находишь у себя этой травмы, то я советую тебе разузнать у тех, кто тебя хорошо знает, согласны ли они с тобой. Я уже упоми­нала, что травма несправедливости может быть совсем небольшой; в этом случае у тебя будут лишь отдельные ее признаки. Возможно также, что ты узнаешь себя не во всех описанных мною признаках, а лишь в некото­рых формах поведения. Почти невероятно, чтобы все упомянутые формы поведения наблюдались у одной личности. Напомню, что доверять нужно, прежде всего, физическому описанию, поскольку физическое тело никогда не лжет, в то время как сами мы очень хорошо умеем себя обманывать.
Если ты узнаешь эту травму у кого-то из знакомых или близких, не пытайся изменить этих людей. Лучше используй то, что ты узнал из этой книги, чтобы луч­ше понять их реактивное поведение и развить в себе больше сострадания к ним. Не пытайся объяснить со­держание этой книги своими словами; лучше пусть те, у кого проявится интерес к теме, прочтут ее сами.

Характеристики травмы НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
Пробуждение травмы: В возрасте от четырех до шести лет, с родителем своего пола. Долг быть исполнительным и совершенным. Блокирование индивидуальности.
Маска: Ригидный
Тело: Прямое, жесткое и, в пределах возможного, совер­шенное. Хорошие пропорции. Округлые ягодицы. Не­высокий рост, облегающие одежды или тесный пояс. Скованные движения. Кожа светлая. Сжатые челюсти. Шея напряженная, прямая. Осанка гордая.
Глаза: Взгляд сияющий, живой. Глаза светлые.
Словарь: «нет проблем», «всегда, никогда», «очень хоро­ший, очень добрый», «очень специфичный», «точно», «совершенно справедливо», «конечно», «ты согласен?»
Характер: Стремится к совершенству. Завистлив. Отстранен от собственных чувств. Часто скрещивает руки. Продук­тивен — чтобы быть совершенным. Излишне оптимис­тичен. Живой, динамичный. Часто оправдывается. Очень неохотно обращается за помощью. Смех по пустякам — чтобы скрыть свою чувствительность. Тон голоса сухой и напряженный. Не признает, что у него есть проблемы. Сомневается в правильности своего выбора. Сравнивает себя по принципу «кто лучше — кто хуже». С трудом принимает что бы то ни было: считает несправедливым получить меньше, чем другие, но eщe более несправедливым — получить больше. Очень редко позволяет себе удовольствия, так как обычно испытывает из-за них чувство вины. Не считается со своими ограничениями, слишком требователен к себе. Контролирует себя. Любит порядок. Редко болеет, безразличен или безжалостен к своему телу. Холерик. Холоден, не умеет показать свои чувства. Любит выглядеть сексуально привлекательным.
Больше всего боится: Холодности.
Питание: Предпочитает соленые блюда сладким. Любит все хрустящее. Контролирует себя, чтобы не толстеть. Сты­дится и оправдывается, когда теряет контроль над собой в еде.
Типичные болезни: Нервное истощение (профессиональ­ное), фригидность (у женщин), преждевременная эяку­ляция или половое бессилие (у мужчин). Болезни с окончанием на -ит — тендинит, бурсит, артрит и др. Кривошея, запоры, геморрои, спазмы и судороги, нару­шение кровообращения, нарушение функций печени. Варикозы, кожные заболевания, нервозность, бессонни­ца, плохое зрение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий