среда, 19 декабря 2018 г.

«ПЯТЬ ТРАВМ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ» ЛИЗ БУРБО Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРАВМ И МАСОК


«ПЯТЬ ТРАВМ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ»
ЛИЗ БУРБО

Глава 1
Уже при рождении ребенок в самой глубине своего существа знает, что смысл его воплощения заклю­чен в том, чтобы проработать все многочисленные уро­ки, которые преподнесет ему жизнь. Кроме того, его душа с совершенно определенной целью уже выбрала конкретную семью и окружение, в котором он рожда­ется. У всех нас, приходящих на эту планету, миссия одна: пережить опыты, и пережить так, чтобы принять их и через них полюбить себя.

Поскольку иногда опыт переживается в неприятии, т. е. в осуждении, чувстве вины, страхе, сожалении и других формах отрицания, то человек постоянно при­тягивает к себе обстоятельства и личности, которые снова и снова приводят его к необходимости пережи­вать этот же опыт. А некоторые не только переживают один и тот же опыт по многу раз в течение жизни, но и должны повторно, а иногда и несколько раз вопло­щаться вновь, чтобы достичь полного его приятия.
Приятие опыта не означает, что мы отдаем ему предпочтение или согласны с ним. Речь идет скорее о том, чтобы дать себе право экспериментировать и учиться через то, что мы переживаем. Мы должны, прежде всего, научиться распознавать, что для нас благоприятно, а что нет. Единственный путь к этому состоянию — осознавать последствия опыта. Все, что мы решаем делать или не делать, все, что мы делаем или не делаем, что говорим или не говорим, и даже все, что мы думаем или чувствуем, влечет за собой опреде­ленные последствия.
Человек хочет жить все более осознанно и разумно. Убедившись, что некий опыт влечет за собой пагубные последствия, он, вместо того чтобы разозлиться на себя или еще на кого-то, должен научиться просто прини­мать собственный выбор (даже несознательный) — принимать ради того, чтобы убедиться в неразумности такого опыта. Впоследствии это вспомнится. В этом и состоит приятие пережитого опыта. Напомню тебе, что в противном случае, даже если ты решительно скажешь себе: «Я не хочу больше этого переживать», — все снова повторится. Ты должен дать себе право на многократное повторение одной и той же ошибки или неприятного опыта, прежде чем у тебя накопится достаточно сме­лости и решимости, чтобы изменить себя. Почему мы не понимаем с первого раза? Да потому, что у нас есть эго, защищенное нашими верованиями.
У каждого из нас есть множество верований, которые мешают нам быть самими собой. Чем больше неприят­ностей они нам приносят, тем сильнее мы стараемся их спрятать, затушевать. Мы даже умудряемся верить, что у нас больше нет верований. Чтобы разобраться с ними, мы должны воплощаться по нескольку раз. И только когда наши тела — ментальное, эмоциональное и фи­зическое — станут слушать внутреннего БОГА, наша душа испытает полное счастье.
Все, что пережито в неприятии, накапливается в душе. И душа, будучи бессмертной, постоянно возвра­щается на Землю — в различных человеческих формах и с накопленным в ее памяти багажом. Прежде чем ро­диться, мы принимаем решение о том, какую задачу должны будем решить в предстоящем воплощении. Это решение, как и все, что было накоплено раньше в памяти души, не записано в нашей сознательной па­мяти (памяти интеллекта). Лишь на протяжении всей жизни мы постепенно осознаем наш жизненный план и то, с чем нам надлежит разобраться.
Когда я упоминаю или говорю о чем-то «неулаженном», я всегда имею в виду некий опыт, пережитый в неприятии себя. Возьмем для примера молодую девуш­ку, которая была отвергнута отцом, ожидавшим сына. В этом случае принять опыт означает дать своему отцу право желать сына и отвергнуть собственную дочь. Принять же себя для этой девушки означает дать себе право злиться на отца и простить себя за то, что злилась на него. Не должно остаться никакого осуждения отца или себя самой — только сочувствие и понимание той субличности, которая страдает в каждом из них.
Она узнает, что этот опыт полностью завершен и ула­жен, когда, в свою очередь отвергнув кого-то, не станет себя обвинять, а испытает к себе великое сочувствие и понимание. У нее есть еще один шанс убедиться, что такого рода ситуация поистине улажена и пережита в приятии: личность, которую она отвергла, не станет на нее за это злиться, а будет также испытывать сочувствие, зная, что каждому человеку в определенные моменты жизни приходится отвергать другого.
Не давай себя дурачить твоему эго, которое нередко пускает в ход все средства, лишь бы убедить нас, что мы уладили ту или иную ситуацию. Как часто мы гово­рим себе: «Да, я понимаю, что другой поступил бы так же, как и я», — лишь бы избавиться от необходимости осознать себя и простить себя! Таким приемом наше эго пытается украдкой убрать с глаз долой неприятную ситуацию. Случается, что мы принимаем ситуацию или личность, но при этом не прощаем себя, не даем себе права на нее злиться — в прошлом или настоящем. Это называется «принимать только опыт». Повторяю, есть существенная разница между приятием опыта и приятием себя. Последнее осуществить труднее: наше эго не желает признавать, что все наши самые трудные опыты мы переживаем только затем, чтобы удостове­риться: мы сами ведем себя с другими точно таким же образом.
Замечал ли ты, что когда ты кого-то в чем-то обви­няешь, этот же человек обвиняет тебя в том же?
Вот почему так важно научиться понимать и прини­мать себя настолько полно, насколько это вообще воз­можно. Только так мы можем постепенно обеспечить себе переживание ситуаций без излишних страданий. Лишь от тебя зависит решение — взять себя в руки и стать хозяином своей жизни или позволить контроли­ровать ее своему эго. Чтобы взглянуть прямо в лицо этой дилемме, потребуется все твое мужество, так как в этом случае ты неминуемо разбередишь старые раны. А это очень больно, особенно если ты носишь их уже несколько жизней. Чем сильнее страдаешь ты в опре­деленной ситуации или с определенным человеком, тем древнее твоя проблема.
В поисках выхода ты можешь рассчитывать на сво­его внутреннего БОГА — всезнающего, вездесущего и всемогущего. Его могущество всегда пребывает в тебе и постоянно работает. Оно действует таким образом, чтобы направлять тебя к людям и ситуациям, которые  необходимы для твоего роста и эволюции в соответ­ствии с планом жизни, составленным еще до твоего рождения.
Еще до рождения твой внутренний БОГ увлекает твою душу к тому окружению и к той семье, которые понадобятся тебе в будущей жизни. Это магнетическое притяжение, как и его цели, предопределено, с одной стороны, тем, что в предыдущих жизнях ты не научил­ся жить в любви и приятии, а с другой — тем, что у твоих будущих родителей существует своя собственная проблема, которую им надлежит разрешить через ребенка, то есть через тебя. Этим объясняется тот факт, что обычно и родителям, и детям приходится иметь дело с одними и теми же травмами.
Родившись, ты уже не сознаешь всего своего про­шлого, поскольку сосредоточен на потребностях своей души; а душа твоя хочет, чтобы ты принял себя вместе со всем твоим благоприобретенным опытом, ошиб­ками, сильными и слабыми сторонами, желаниями, субличностями и т. д.
Эту потребность испытываем мы все. Однако вско­ре после рождения мы начинаем замечать, что наше стремление быть самими собой вызывает недовольство у взрослых и окружающих. И мы делаем вывод, что быть естественным нехорошо, неправильно. Это откры­тие не из приятных, и нередко оно вызывает вспышки гнева у ребенка. Подобные вспышки становятся нас­только частыми, что к ним все относятся как к чему-то нормальному. Их называют «детским кризисом» или «подростковым кризисом». Быть может, они и стали нормой для человеческих существ, но назвать их естественными нельзя никак. Если ребенку позволено быть самим собой, он будет вести себя естественно, уравно­вешенно и никогда не станет устраивать «кризисов». К сожалению, таких детей почти не бывает. Вместо этого, по моим наблюдениям, большинство детей пе­реживают четыре следующих этапа:
1-   й этап — познание радости существования,
бытия самим собой;
2-   й этап — страдание от того, что быть
самим собой нельзя;
3-   й этап — период кризиса, бунт;
4-   й этап — чтобы избежать страданий, ребенок
уступает и, в конце концов, строит из себя новую личность, соответствую­щую тому, чего хотят от него взрос­лые.
Некоторые люди увязают в третьем этапе и всю свою жизнь постоянно находятся в состоянии противодей­ствия, гнева, или кризиса.
На протяжении третьего и четвертого этапов мы и создаем в себе новые личности, маски — несколько масок, которые служат нам для защиты от боли, испы­танной на втором этапе.
Этих масок всего пять, и соответствуют они пяти основным душевным травмам, которые приходится переживать человеческому существу.
Многолетние наблюдения позволили мне конста­тировать, что все человеческие страдания можно свес­ти к этим пяти травмам. Вот они в хронологическом порядке, то есть в порядке их появления в жизни че­ловека:
ОТВЕРГЛИ
покинули
унизили
ПРЕДАЛИ
Были НЕСПРАВЕДЛИВЫ
Расположив эти слова в другом порядке, можно про­читать по их первым буквам слово «предательство»* (Это удается сделать только на языке оригинала, французском. Прим, перев.); акростих подчеркивает тот факт, что, переживая или причиняя кому-то любую из этих травм, мы участвуем в акте предательства человеческого существа. Предано, утрачено доверие к внутреннему БОГУ, к потребнос­тям нашей сущности, и мы предоставляем нашему эго вместе с его верованиями и страхами управлять на­шей жизнью. Создание масок — это следствие нашего стремления скрыть от самих себя или от других людей нашу неулаженную проблему. Скрытничание есть не что иное, как форма предательства. Что же это за мас­ки? Вот их список вместе с теми травмами, которые они пытаются прикрыть.

ТРАВМЫ:
Отвергнутый
Покинутый
Униженный
Предательство
Несправедливость

МАСКИ:
Беглец
Зависимый
Мазохист
Контролирующий
Ригидный

Эти травмы и соответствующие им маски будут по­дробно рассмотрены в последующих главах. Важность маски определяется глубиной травмы. Маска представ­ляет соответствующий ей тип личности, поскольку в человеке развиваются многочисленные верования, ко­торые определяют и его внутреннее состояние, и его поведение — как нормальные для принятой маски. Чем глубже твоя рана, тем чаще ты страдаешь от нее и тем чаще вынужден носить свою маску.
Мы носим маску только тогда, когда хотим защитить себя. Например, если человек чувствует несправедли­вость, проявленную им при каких-то обстоятельствах, или судит себя за то, что был несправедлив, или боится, что его осудят за несправедливость, — он надевает мас­ку ригидного, то есть начинает вести себя как жесткий, ригидный человек.
Чтобы лучше представить, как связаны между со­бой травма и соответствующая ей маска, предлагаю тебе аналогию: внутреннюю травму можно сравнить с физической раной, к которой ты давно притерпелся, не обращаешь на нее внимания и не заботишься о ней. А чтобы не видеть рану, ты просто замотал ее бинтом. Вот этот бинт и есть эквивалент маски. Ты решил, что так будет лучше всего, вроде бы ты и не ранен. И ты серьезно считаешь, что это решение проблемы? Конеч­но, нет. Все мы хорошо знаем это, но только не наше эго. Оно не знает. Это его способ дурачить нас.
Вернемся к ране на руке. Предположим, что ты испытываешь сильную боль каждый раз, когда кто-то прикасается к повязке. Если кто-то в порыве любви хватает тебя за больную руку, вообрази его удивление, когда ты завопишь: «А-а-ай! Ты мне делаешь больно!» Разве он хотел причинить тебе боль? Нет. И если тебе больно каждый раз, когда кто-нибудь прикасается к тво­ей руке, то это потому, что ты сам решил не заниматься раной. Другие люди не виновны в твоей боли!
Так же обстоит дело со всеми твоими травмами. Несть числа случаям, когда мы уверены, что нас отверг­ли, покинули, предали, унизили, обращались с нами несправедливо. На самом же деле, каждый раз, когда мы чувствуем боль, это всего лишь наше эго убеждает нас, что винить в этом нужно кого-то другого.
Хорошо бы найти виновного. Иногда нам кажется, что мы сами и есть этот виновный, но в действитель­ности это не более справедливо, чем обвинять кого-то другого. Знаешь, ведь в жизни нет виновных; есть толь­ко страдающие. Теперь я уже знаю, что, чем больше обвиняешь (себя или кого-то), тем упорнее повторяется все тот же опыт. Обвинение приносит один-единственный результат: оно делает людей несчастными. Но если мы попытаемся смотреть на страдающую часть человека с сочувствием, то ситуации, события и люди начнут меняться.
Маски, создаваемые с целью самозащиты, проявляются в телосложении и внешности человека. Меня! часто спрашивают, можно ли обнаружить душевные травмы у маленьких детей. Лично я с большим инте­ресом наблюдаю за своими семью внуками (в момент, когда я пишу эти строки, им от роду от семи месяцев до девяти лет), и у большинства из них я уже обнаружи­ваю душевные травмы, запечатленные в их физической внешности. Чем отчетливее видна внутренняя травма в этом возрасте, тем она серьезнее. С другой стороны, в телосложении двух моих взрослых детей я замечаю иные травмы — не те, что я наблюдала у них в детстве и отрочестве.
Наше тело настолько осознанно, что оно всегда находит способ сообщить, что у нас не в порядке, не улажено. В действительности это наш внутренний БОГ использует тело для сообщений.
В следующих главах ты прочитаешь о том, как рас­познавать свои маски и маски других людей. В послед­ней главе я расскажу о новых принципах поведения, которые необходимо усвоить ради исцеления давно за­пущенных травм и избавления от страданий. Процессу исцеления сопутствует и естественное преображение масок, прикрывающих эти травмы.
Кроме того, не следует особенно доверять словам, употребляемым для обозначения травм или масок. Человек может быть отвергнут, а страдать от неспра­ведливости; другого предали, а он живет как отвергну­тый; еще кто-то покинут, а чувствует себя униженным и т. п.
Когда ты прочитаешь описания всех травм и прису­щих им признаков, все это станет для тебя понятнее.
Пять характеров, описанных в этой книге, могут напоминать другие классификации, используемые при изучении характеров. Всякое исследование имеет свои особенности, и настоящая работа не ставит целью оп­ровержение или замену исследований, выполненных в прошлом. Одно из таких исследований, проведенных психологом Джерардом Хеймансом около ста лет на­зад, популярно до сих пор. В нем мы находим восемь характерологических типов: страстный, холерический, нервный, сентиментальный, сангвинический, флегма­тический, апатический и аморфный. Слово страстный, применяемое автором для описания человеческого типа, не исключает того, что и другие типы могут пе­реживать опыт страсти в своей жизни. Каждое слово, употребленное для описания типа, относится лишь к доминирующей черте личности. Поэтому я повторяю: не слишком полагайся на буквальный смысл слов.
Вполне возможно, что, читая описания отдельных травм, а также особенностей поведения соответствую­щих масок, ты будешь узнавать себя в каждой из них — физическое тело не обманывает. Я хочу подчеркнуть: очень важно хорошо запомнить описание физическо­го тела, поскольку тело очень точно отражает то, что происходит внутри личности. Намного труднее узнать себя в эмоциональном и ментальном плане. Запомни, что наше эго не желает обнаружения всех наших ве­рований — ведь они составляют его пищу, оно ими живет. В этой книге я больше не буду останавливаться на описании эго, так как ему посвящено достаточно страниц в моих книгах «Слушай свое тело — твоего лучшего друга на Земле» и «Слушай свое тело — снова и снова!»*.
Возможно, ты почувствуешь сопротивление и жела­ние возразить, когда будешь читать, что лица, страда­ющие определенной травмой, находятся в конфликте с одним из родителей. Прежде чем прийти к этим вы­водам, я проверила не одну тысячу людей и убедилась, что дело обстоит именно так. Я повторяю здесь то, что говорю на каждом своем уроке или семинаре: больше неулаженных проблем остается с тем из родителей, с кем у ребенка или подростка было, казалось бы, больше взаимопонимания. Что ж, это вполне нор­мально — человеку трудно поверить в свою злость на родителя, которого больше любил. Первой реакцией на такое утверждение обычно бывает отрицание, тем следует гнев, и только после этого человек бывает способен посмотреть в лицо реальности.
Это начало выздоровления.
Тебе может показаться неприятным описание по­ведения и других особенностей человека, связанных с различными травмами. В результате, узнавая какую-то из своих травм, ты, возможно, станешь отрицать опи­сание соответствующей маски, которую ты создал себе для защиты от страданий. Это вполне нормальное, человеческое сопротивление. Дай себе время. Помни: если ты ведешь себя так, как диктует твоя маска, зна­чит, ты не являешься самим собой. Это же относится и к каждому из окружающих. Не приносит ли тебе об­легчения мысль о том, что когда чье-то поведение тебе не нравится или раздражает тебя — это знак, что тот человек надел свою маску, пытаясь избежать страдания? Не забывай об этом, и ты станешь более толерантным и тебе легче будет смотреть на других с любовью.
Возьмем в качестве примера подростка, который ведет себя как «крутой». Когда ты обнаруживаешь, что он ведет себя так потому, что пытается скрыть свою ра­нимость и свой страх, твое отношение к нему меняется, ты уже знаешь, что никакой он не крутой и не опасный.
Ты сохраняешь спокойствие и даже способен видеть его хорошие качества, а не только ошибки и грубость.
Обнадеживает тот факт, что, даже если ты уже ро­дился с травмами, которые тебе предстоит излечить и которые постоянно проявляются в твоих реакциях на окружающих людей и обстоятельства, маски, которые ты создаешь для самозащиты, не остаются постоянны­ми. Практикуя методы исцеления, предложенные в по­следней главе, ты увидишь, как твои маски постепенно тают и как вследствие этого преображается твое тело.
И все же пройдет не один год, прежде чем результаты можно будет констатировать на уровне физического тела: тело всегда изменяется медленнее в силу природы осязаемой материи, из которой оно построено. Более тонкие наши тела (эмоциональное и ментальное) преображаются за более короткий период времени после того, как в глубине нашего существа принято — с лю­бовью — определенное решение. Например, нам очень легко пожелать (эмоционально) и представить себе (ментально), как мы путешествуем за границей. Реше­ние совершить такую поездку может быть принято за несколько минут. Конкретизация же этого проекта в физическом мире (составить план, договориться, со­брать деньги и т. д.) потребует большего времени.
Есть хороший способ проверить твои физические перемены: фотографируйся каждый год. Делай снимки всех частей тела крупным планом, чтобы хорошо были видны подробности. Да, кто-то изменяется быстрее, кто-то медленнее, точно так же как одни люди быстрее собираются в путешествие, чем другие. Главное — не прекращать работу внутреннего преображения, ибо именно это наполняет жизнь счастьем.
Я рекомендую тебе во время чтения следующих пяти глав записывать все, что ты примешь на свой счет, а затем перечитать главы, в которых окажутся самые под­ходящие описания твоего поведения и, главное, твоей физической внешности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий