вторник, 10 апреля 2018 г.

«АНЕКДОТЫ ВНЕ ЦЕНЗУРЫ»


«АНЕКДОТЫ ВНЕ ЦЕНЗУРЫ»

Вот уже лет сто ученые исследуют воздействие юмора на мозг человека. Зигмунд Фрейд говорил, что смех, шутки и особенно анекдоты освобождают нас от эротических табу. По мнению современных психологов, короткие забавные истории развива­ют абстрактное мышление, помогают избегать ошибок и способствуют адапта­ции к окружающему миру. Медики считают, что хохочущие люди реже боле­ют сердечно-сосудистыми и... зубными заболеваниями: во время смеха ды­хание становится глубже, мозг насыщается кислородом, расслабляются мышцы лица и грудной клетки. Установлено, что от смеха человек по­лучает такое же удовольствие, как от еды и секса.

По мнению писателя Айзека Азимова, способность со­чинять анекдоты внедрили в мозг землян инопланетяне в ходе космического эксперимента. На самом же деле анек­доты родились в античной Греции, где во время театраль­ных представлений актеры рассказывали забавные исто­рии. В IV веке до нашей эры в Элладе был создан первый сборник анекдотов под названием "Филогелос" ("Любитель смеха"), в который вошло 265 смешных историй. Вот одна из них: "Болтливый цирюльник спрашивает у своего кли­ента: "Как вас постричь?" "Молча", - ответил тот".

Традицию публично смешить народ подхватили рим­ляне. Уличные комедианты в масках и в шутовском наря­де с пришитым спереди огромным искусственным фал­лосом развлекали собравшихся похабными анекдотами. Считалось, что смехом можно задобрить матушку-природу, которая вознаградит богатым урожаем и здоровым по­томством. А вот у адептов зороастризма он ассоцииро­вался с солнцем - источником жизни. По преданию, За­ратустра был единственным человеком на земле, кото­рый засмеялся сразу, как только появился на свет.

Магический смысл придавали смеху и в средневеко­вой Европе. В Германии во время пасхальных торжеств прихожане по настоянию церковных властей развлека­ли друг друга шутками. Считалось, что в Воскресение Христово смех должен звучать постоянно - в подтверждение победы жизни над смертью. Однако традиция травить в храме анекдоты в XVII веке была упразднена.

С приходом инквизиции устное творчество стало подвергаться цензуре, так как во многих анекдотах выс­меивалось духовенство. За такое можно было и на кос­тер попасть! В 1451 году папский секретарь Подджо Браччолини написал книгу, содержащую 273 анекдота о далеко не праведной жизни католических монахов и священников. К счастью, автор не пострадал - книга была на латыни, которую мало кто знал.

Пошутить любил и Леонардо да Винчи. Вот одна из его хохм: "Встречаются на улице два приятеля. Один из них спрашивает: "Почему у тебя такие испуганные гла­за?" "Потому, что я увидел твое лицо”, - отвечает другой".

МАЛЕНЬКИЙ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ
На протяжении многих веков народ передавал ост­роумные шутки из поколения в поколение. В историю смеха вошла и реплика, изреченная в 1789 году фран­цузской королевой Марией-Антуанеттой. Когда при­дворные сообщили ей, что подданные ропщут из-за того, что у них нет хлеба, Ее Величество ответила: "В таком случае, пусть они едят пирожные".

Итальянский психолог и исследователь юмора Вито Тартамелла в книге "Смехотерапия" утверждает, что анекдот должен состоять не более чем из 103 слов и рассказываться в течение 35 секунд:
- Слишком длинный анекдот утомляет, а чересчур короткий - плохо доходит. Интересно, что лучшее вре­мя для "усвояемости" забавных баек - 18 часов, а худ­шее - 1:30.

Кроме того, анекдоты следует рассказывать в середине месяца, желательно в солнечный день. Они помогают разрядить обстановку и снять напряжение, к тому же позволяя нам почувствовать превосходство над другими. Например, мы с удовольствием слушаем шут­ки о карабинерах и о представителях некоторых нацио­нальностей, а темноволосые южане охотно высмеивают блондинок. Сегодня, как и в стародавние времена, темы анекдотов крутятся вокруг глупости властей, физиоло­гических отправлений, секса и неверности. Анекдоты любят представители всех - социальных слоев - за то, что на них не распростра­няются ни цензура, ни табу.
Британские ученые про­вели любопытный экспери­мент: рассказали пациен­там, страдающим мозговы­ми нарушениями, первую половину анекдота, предло­жив закончить его. История начиналась так: "Оживленная площадь. Мужчина спрашива­ет у незнакомой женщины, не видела ли она полицейского. "Нет, - отвечает она, - никакого полицейского я тут не видела". Больным предложили три концовки:
1.            "Тогда отдайте мне ваше колье и часы".
2.            "Я уже целый час его ищу".
3.            "Мой любимый вид спорта - бейсбол ".

Правильный ответ, разумеется - № 1. Второй ва­риант вполне логичен, но с таким окончанием анекдот получился бы несмешным. Больные же выбрали самую бессмысленную и вовсе не забавную концовку - № 3.
- В человеческом мозге, - пишет Тартамелла, - есть определенный участок, отвечающий за юмор. Люди с мозговыми нарушениями смеются во время просмотра кинокомедий, но только совсем не над теми эпизодами, над которыми хохочем мы.

ГЕОГРАФИЯ ШУТКИ
Юмор - понятие географическое. Например, ни у кого, кроме британцев, не вызовет улыбку один из са­мых популярных в Англии анекдотов: "Собака дает поч­товому служащему телеграмму, в которой девять раз на­писано слово "гав". Служащий предлагает за ту же це­ну приписать еще одно "гав". Собака отказывается: "С десятью словами мое послание потеряет всякий смысл".

- Если в Англии предпочитают тонкий абстрактный юмор, - пишет Тартамелла, - то во Франции в центре вни­мания шутников почти всегда адюльтер. Интересно, что в отличие от других народов, французы не допускают самоиронии: сознание принадлежности к "великой нации" ее полностью исключает. У португальцев специфичес­кие анекдоты - скорее грустные, чем смешные. Италь­янцы острят по поводу карабинеров и мужей-рогоносцев. Но над карабинерами потешаться небезопасно - не­давно "за оскорбление вооруженных сил" двух мужчин оштрафовали на 150 евро. Скандинавы шутят над нало­говыми инспекторами и страховыми агентами. У испан­цев поистине искрометный юмор: в своих шутках они выс­меивают любые пороки и прежде всего - самих себя.

Вся Испания потешается над таким анекдотом: "Жен­щина с маленькой девочкой на руках садится в автобус. Увидев ребенка, водитель говорит: "Фу, какая мерзкая страшила". Возмущенная дама усаживается на место и рассказывает о произошедшем своему соседу. Тот со­ветует: "Подойдите к нему и выскажите все, что о нем думаете. А я пока подержу вашу обезьянку".

Голландцы и немцы смеются над всем подряд, а их юмор - грубоватый и конкретный. Пример: "Мужчина, зашедший на ферму к своему другу, увидел свинью, прыгающую на трех ногах. "Эта свинка - настоящий ге­рой, - объясняет приятель. - Однажды ночью загоре­лась ферма. Свинья открыла дверь, выпустила всех животных, а потом разбудила нас. Она спасла всю на­шу семью". "А почему у нее три ноги?" "Мы же не мог­ли себе позволить съесть такую выдающуюся свинью за один раз".

Русские, - продолжает Тартамелла, - сочиняют за­мечательные остроумные анекдоты. Причем если в ком­мунистическую эпоху они высмеивали членов прави­тельства, то сегодня мишенью шуток стали нувориши. Ки­тайцы любят анекдоты, напоминающие назидательные притчи, с обязательной моралью в конце. Индийские анекдоты жутко длинные, но смешные и вполне цивиль­ные - колонизация сыграла положительную роль. Евреи постоянно иронизируют над собой. Причем, где бы они ни проживали, персонажи анекдотов одни и те же - Аб­рам и Хаим.

Основная тема канадских анекдотов - науч­но-технический прогресс. Вот один из них: "Во время первых полетов в космос астронавты НАСА выяснили, что в невесомости шариковые ручки не пишут. Ученые по­тратили десять лет и двенадцать миллиардов долларов, чтобы изобрести специальную ручку, которая писала бы в любых условиях. Русские космонавты решили пробле­му по-другому - вместо ручек они использовали обыч­ный карандаш".

Американцы юморят не так, как европей­цы, но довольно смешно. Причем каждую, даже офици­ально-деловую встречу они начинают с шутки. Как пока­зал опрос, в Штатах наиболее популярен следующий анекдот: "Два охотника из Нью-Джерси выслеживают в лесу дичь. Вдруг один из них падает на землю без чувств. Другой звонит в службу спасения и сообщает, что его друг мертв. "Вы уверены?" -спрашивают его. Раздается выст­рел. "Теперь уже да", - отвечает охотник".

- За границей, - советует Тартамелла, - шутить на­до осторожно. В Китае и Японии нужно помнить о том, что улыбка с поджатыми губами там означает недоволь­ство. Общаясь с арабами, лучше вообще воздержаться от шуток: любой юмор они принимают в штыки. Не взду­майте рассказывать анекдот, даже самый невинный, арабской женщине - ее муж просто рассвирепеет. Аме­риканцы - демократичный народ, но анекдоты на этни­ческие и сексуальные темы им не понравятся.

ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ЮМОР
Доказано, что женщины и мужчины смеются над раз­ными анекдотами: если первые предпочитают абстракт­ные сюжеты с игрой слов и обращают внимание на де­тали, то вторые любят смачные хохмы и концентрируют­ся на ситуационном раскладе. Вот типично мужской аме­риканский анекдот. "Двое друзей играют в гольф. Непо­далеку проходит похоронная процессия. Один из игро­ков снимает бейсболку и, вытирая слезы, читает молит­ву. Его товарищ говорит: "Я и не знал, что ты такой чувстви­тельный человек. Ты так сильно расстроился?" "А как же иначе, - отвечает тот, - я же был на ней женат целых тридцать пять лет".

А вот анекдот, над которым италья­нские дамы смеялись еще в позапрошлом веке. "Один крестьянин, отец четверых детей, при всех называл свою жену "четырежды мать", что ее жутко раздражало. Однаж­ды во время народного гулянья он при всех крикнул су­пруге: "Эй, четырежды мать, пойдем домой!" "Да пошел ты к черту, дважды отец, - рявкнула в ответ жена".

У каждого анекдота своя возрастная аудитория. Дети смеются над учителями, взрослые - над адвокатами и те­щами, пожилые - над врачами. Скажем, европейским де­тям нравится анекдот: "Школьный психолог, войдя в класс, обращается к ученикам: "Пусть встанет тот, кто считает себя дураком". Встал один мальчик. 'Ты правда считаешь себя дураком?" - спрашивает психолог. "Нет, - отвечает ученик. - Просто мне неудобно, что все сидят, и только вы один стоите".

Среди людей тридцати-сорока лет популя­рен следующий анекдот: "Мужчина покупает продукты в супермаркете. Пересчитывая его покупки, кассирша спра­шивает: "Вы холостяк?" "А как вы догадались - по отсут­ствию кольца?" "Нет, по вашей уродливой физиономии".
Пятидесятилетние предпочитают такой анекдот: "Доктор, - спрашивает пациент, - у меня желтые зубы, что мне делать?" "В таком случае вам подойдет коричневый галстук".

А вот какой анекдот нравится тем, кому за шестьдесят: "Женщина в сопровождении соседа приходит в полицию и заявляет, что у нее пропал муж. Ее просят указать его при­меты. "Ему тридцать пять лет, - говорит женщина, - рост метр девяносто, вес - восемьдесят четыре килограмма, у него густые темные волосы, голубые глаза, прямой нос и стройная фигура". "Ты что! - возмущается сосед. - Тво­ему мужу пятьдесят пять лет, рост метр шестьдесят, он толс­тый, плешивый и коротконогий". "Ну нет, - отмахивается дама. - Мне такого не надо".

РУССКИЙ, НЕМЕЦ И ПОЛЯК
Нет народа, который не высмеивал бы представи­телей других национальностей. В первую очередь под прицел остряков попадают соседи: англичане расска­зывают анекдоты об ирландцах, русские - об украин­цах (и наоборот), шведы - о финнах и норвежцах, австралийцы - о тасманийцах, чехи - о словаках, ар­гентинцы - о чилийцах и мексиканцах, иранцы - об азербайджанцах. Итальянцы шутят не только над фран­цузами и греками, но и над евреями, албанцами и нег­рами. А самые смешные - бельгийцы: над ними хохо­чут голландцы, французы и немцы.

Тем, кто любит веселить народ анекдотами, Тартамелла рекомендует придерживаться следующих правил.
  • ·                      Заучивайте анекдоты наизусть, чтобы рассказывать их без запинки, не упуская ни одной детали.
  • ·         Следите за интонацией, вовремя делайте паузы и усиливайте комический эффект с помощью мимики.
  • ·         Рассказывайте анекдот только "в тему", иначе шут­ка вызовет недоумение. 
  •             Не забывайте о чувстве такта: если вашему другу изменяет жена, вряд ли ему понра­вится история о рогоносцах.·         
  •         Прежде чем рассказать анекдот, убедитесь в том, что присутствующие его не знают, иначе все, и вы в том числе, будут испытывать неловкость.·         
  •    В конце анекдота непременно засмейтесь. Помни­те, что смех заразителен: глядя на вас, ваши друзья то­же будут хохотать.
  • ·         Подготовьте себе путь к отступлению. Если ваш анекдот не понравится и воцарится неловкое молчание, вы можете отмазаться, например, следующим обра­зом: "Вот такую тупую шутку я слышал вчера в гостях".

Ольга Жеребцова


Другие статьи  на моём блоге в рубриках:    
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
«Самопознание»   http://qps.ru/qTVSu
«Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
 "Из мира непознанного" http://qoo.by/U0Q
И в других рубриках.


Комментариев нет:

Отправить комментарий