вторник, 9 июня 2020 г.

САМОЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОМ


фото из интернета
САМОЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОМ
Известно, что различ­ные звуки по разному воздействуют на психи­ческие и физические структуры организма. Йоги это знали и ис­пользовали для гармони­зации жизненно важных процессов организма. Произнося различные звукосочетания, растяги­вая определенные звуки с одновременной мыс­ленной концентрацией на определенных органах или энергетических цент­рах они достигали же­лаемого физического или психического состояния. Произнесение опреде­ленных звуков, звукосо­четаний или специально подобранного ритмиче­ского текста йоги назы­вают мантрой. Су­ществует специальная ветвь Йоги, которая ис­пользует силу вибраций от произнесения звуков в определенных сочета­ниях, под названием Мантра-Йога.


На первом месте по значению и силе воздей­ствия стоит мантра ОМ. Йоги считают, что дви­жение, в частности, ко­лебательные движения, которые они называют «вибрация», являются основным признаком жиз­ни. По их мнению, вся живая и не живая при­рода пронизана различ­ными «вибрациями». Бо­лее того, они полагают, что в вечно существую­щей материи зародилась биологическая жизнь благодаря таким вибра­циям, которые имеют место при произнесении мантры ОМ.

Произносится эта мантра как А-У-М. При этом звук А-А-А постепенно и плавно переходит в звук У-У-У и получается промежуточное О-О-О.
В начале выполнения, когда звучит звук А-А-А, внимание концен­трируется на солнечном сплетении. По мере пе­рехода звука в У-У-У через О-О-О внимание переходит на грудь, на высоте сердца и затем со звуком М-М-М в рай­оне макушки головы.
При выполнении та­кого упражнения прини­мают позу Лотоса или
Ваджрасану. При этом должны быть соединены ладони, либо большой и указательный пальцы на каждой руке. Во втором случае руки свободно лежат на коленях.

ВАДЖРАСАНА (твердая поза, поза ал­маза), В основном эта асана предназначена для медитаций и дыха­тельных упражнений. На занятиях ученики часто сидят в этой по­зе, слушая Учителя.
Т е х н и к а.
1,                    Встать на колени, носки ног назад.
2.                    Соединить колени и носки вместе, а пят­ки развести, чтобы в районе ступней образо­валась лунка.
3.                    Сесть ягодицами на пятки, прямо в лун­ку.
4.                    Держать спину аб­солютно прямой, руки можно положить на ко­лени.

Практический эффект.
В авторитетных ис­точниках по Йоге ука­зывается, что асана ук­репляет нервную систе­му и мышцы ног. Пре­дохраняет от ревма­тизма и невралгии. Ес­ли асану практиковать ежедневно после обеда и выполнять при этом дыхание через правую ноздрю, то принятая пища будет легко пере­вариваться. Если прос­то сидеть в этой позе хотя бы 10 —15 минvт в день (можно перед сном), то замечаешь, что становишься бо­лее спокойным, уравно­вешенным, приобретаешь твердость духа и уверенность в своих силах.

Однако некоторые на­чинающие не могут находиться в этой позе даже минуту. Какой тут уж отдых и рас­слабление! Поэтому можно практиковать мантру ОМ сидя на сту­ле, но спину держать абсолютно прямой (но­ги под себя не подги­бать!).
При описании Ваджрасаны использованы тексты книг Т. Э. Ва­сильева и Л. И. Тетерникова.

Для выполнения не­обходимо освободить легкие от воздуха, за­тем выполнить йоговский вдох, приоткрыть рот и медленно, как бы надав­ливая на звук, выпол­нить выдох с одновре­менным произнесением звука А-А-А. Переводя внимание на грудь в рай­оне сердца, переходить к произнесению звука У-У-У через О-О-О. При произнесении    звука
М-М-М губы смыкаются, вибрация идет на остат­ках воздуха с концентра­цией внимания в районе макушки головы.

Для контроля можно положить ладонь на об­ласть концентрации вни­мания. Под ладонью чув­ствуются мощные вибра­ции. Еще большие виб­рации ощущаются, если положить ладонь на уш­ные раковины.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА.
Вибрации в районе солнечного сплетения, воздействуя на нервный узел, гармонизируют энергетику всего орга­низма.
Вибрация от звука О-О-О оказывает воздей­ствие на всю костную структуру грудной клет­ки, клетки легких, улуч­шая газообмен. Вибра­ционное воздействие на щитовидную и паращи­товидную железы оказы­вает мощное успокаи­вающее воздействие, стимулируя их правиль­ную работу.

Во время таких виб­раций автоматически происходит массаж орга­нов. Вибрация достигает глубоко лежащих тканей и нервных клеток, стиму­лируя кровообращение в них и работу различных органов. Оказывается положительное воздей­ствие на симпатическую нервную систему и блу­ждающий нерв. Мускуль­ная система дыхательно­го аппарата расслабляет­ся и укрепляется одно­временно. Биотоки от вибраций распространя­ются по всему организ­му, повышая его тонус. Расслабляется не только наружная мускулатура, но и микромышцы внут­ренних органов. Снима­ется состояние депрес­сии, уменьшаются раз­личные комплексы не­полноценности, что по­ложительно влияет на психику. Снимается уста­лость и напряжение.

Кроме того, за счет медленного и плавного выдоха улучшается ра­бота всего дыхательного аппарата. Организм луч­ше усваивает Прану* из воздуха. (* Прана — жизнен­ная энергия. — Прим, ред.)

Положительное вибра­ционное воздействие ис­пользуется целенаправ­ленно на лечение неко­торых болезней. Так, например, при слабых загрудинных болях, при гипертонике рекомендует­ся в течение 1—5 минут петь, растягивая звуки 3-У-М-М-Е-И или Х-Р-А-М. Все это на низком тоне своего голоса. При нерезком склерозе сосу­дов на среднем тоне своего голоса петь П-А-А-А-И-И-И. При на­рушении в дыхательной системе — П-А-А-А-С-С-С. При болезнях пищева­рительного тракта —  П-О-У-П-О-У. При неврозах и неврастенических синдромах для укрепления нервной системы М-П-О-П-Э-Э.

Несмотря на кажущую­ся простоту звукотерапии, практиковать ее без наблюдения специа­листа, кроме мантры АУМ, не рекомендует­ся. Звукотерапия может быть показана, как вспо­могательное средство на определенном этапе ле­чения. Если абсолютизи­ровать и придавать пер­востепенное значение какому-либо одному ме­тоду, то можно и нане­сти вред. Дело в том, что на разных людей в зависимости от психоло­гического состояния одни и те же звукосоче­тания могут оказывать различное действие. Ведь не все люди одинаково воспринимают одно и то же музыкальное про­изведение.
Л.И.ТЕТЕРНИКОВ
Из газеты (7) №5, 1991 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий