ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «РЮХИ». Сбивание с толку
противника (Старинная русская игра «Рюхи» - сбивание палкой столбиков) - Придумать новое значение слова.
1)
Красные (розовые) карточки с написанными
словами (на каждой карточке - одно слово): Палатин, Кавыка, Синолог, Елбань,
Клуня (это старинные слова из слова Даля). На зелёных листочках (того же
размера, что будут выдаваться командам) - значения слов.
2)
Белые и зелёные карточки одинакового
размера.
3)
3-4 команды.
4)
В команде 5-10 человек.
5)
Ведущий каждой команде даёт красный
листочек с написанным словом, чистый зелёный листочек и чистый белый.
6)
Каждая команда должна придумать интересное
убедительное значение к слову, которое даёт ведущий, на чистом зелёном листке
написать № команды (в углу) и значение слова (по центру).
7)
Ведущий с помощником собирают листочки.
Зачитываются варианты ответов всех команд + правильный ответ в произвольном
порядке. Ответы зачитываются под номерами: ответ №1 …., ответ №2 …, … (Карточки
с ответами раскладываются так, чтобы игроки их не видели.)
8)
Каждая команда должна выбрать №
правильного (по их мнению) ответа. На белом листочке написать номер своей
команды (в углу) и № правильного, по их мнению, ответа (по центру).
9)
Листочки собираются ведущим и оцениваются
по совпадению ответов. При выборе правильного ответа команде начисляется 1
балл. Той команде, вариант ответа которой посчитали правильным (за
убедительность, фантазию, за «обман» соперников) начисляется 2 балла. Максимум
за 2 этапа - 3 балла.
Почти 15 лет я проработала в «Живом уголке»
Центра детского и юношеского творчества. Кроме экологических занятий
проводились с детьми игры на развитие мышления, логики, сообразительности,
находчивости, эти «синонимы» можно продолжать.
Об игре «Рюхи» я узнала на психологических
курсах, её проводили с нами, педагогами. Автора игры я не знаю.
Провела эту игру с ребятами, и она стала
одной из самых любимых игр. Дети требовали ещё и ещё. Пришлось искать
интересные слова, изготавливать карточки. Опытным путём определилось
оптимальное количество слов на одну игру – 8.
Раньше компьютера не было, карточки были в рукописном
варианте, например, такие – из корочек от тетрадей:
Большей популярностью пользовались
старинные слова, в том числе нашего вятского говора.
Сейчас, конечно, нет проблем с поиском и
изготовлением карточек. Но я поделюсь теми «словами», которые применялись в
наших играх.
«СТАРИННЫЕ
СЛОВА»
(с указанием ударения, здесь будет выделена буква, на которую падает ударение)
ПАЛАТИН
|
Женская верхняя одежда
|
КАВЫКА
|
Знак препинания
|
СИНОЛОГ
|
Учёный, знаток китайского языка
|
ЕЛБАНЬ
|
Высокий округлый мыс
|
КЛУНЯ
|
Молотильный сарай
|
ЧЕРНЕЦ
|
Монах
|
ЛИВРЕЯ
|
Парадная одежда слуги
|
КАГАНЕЦ
|
Светильник на основе из сала
|
ГРЕЧАНИК
|
Хлеб из гречневой муки
|
СКРЫНЯ
|
Большой сундук
|
ГРУДОЧКА
|
Мисочка
|
КИЛЬЦЕ
|
Кольцо, круг
|
КОБЕНЯК
|
Суконный плащ с капюшоном
|
ЛАНИТЫ
|
Щёки
|
ТАРАТАЙКА
|
Повозка
|
ГАЛУН
|
Золотая или серебряная тесьма
|
КАПОТ
|
Женская верхняя домашняя одежда
|
ПЛАХТА
|
Нижняя женская одежда из шерстяной
клетчатой материи
|
ЛЮЛЬКА
|
Трубка для курения
|
ФЕРЯЗЬ
|
Плащ, надеваемый поверх кафтана
|
ТАФТА
|
Заморская дорогая ткань
|
СОЛОМА
|
Стебли, оставшиеся после обмолота
|
ПАРУНЬ
|
Зной, солнцепёк, невыносимая жара
|
ВАТКА
|
Маленький кусочек ваты
|
ПАНТОХА
|
Обвёртки на ноги
|
КОКАРДА
|
Бант-лента, сложенная петлями и сборками собранная
кружком тесьма
|
КОЙГА
|
Сосновый бор в пойме болота
|
МАМОНА
|
Богатые пожитки
|
ЛАДУНКА
|
Сумка кавалериста
|
ЖУПАН
|
Старинное верхнее платье
|
ЧЕРЕВИЧКИ
|
Башмаки
|
КАПЕЛЮХА
|
Шапка с ушами
|
БАБНЮК
|
Дамский угодник, бабник
|
ОБАЛЯЙ
|
Неопрятный человек
|
ОЛ
|
Хмельной напиток, мёд, пиво (аналог
кельтского эля)
|
ИЗНЕЗАПУ
|
Внезапно, нечаянно
|
ГОВЯДО
|
Бык, вол или корова
|
ВАРЬГА
|
Варежка
|
ПОЛБА
|
Вид пшеницы
|
ПАЛЯНИЦА
|
Небольшой плоский хлеб
|
ИНШИЙ
|
Иной
|
ИМУН
|
Дотошный, бойкий человек, который своего
не упустит
|
ЕЖЕВО
|
Еда
|
САНИЛО
|
Оглобля
|
РАЗЗЕПАЙ
|
Крикун, горлан
|
ПЕРУШКО
|
Шубка
|
УБЛЮДАТЬ
|
Усмотреть, уберечь («Не ублюла я его!»)
|
ЯЖЖИТЬ
|
Брюзжать, ссориться
|
ТОРОХНУТЬ
|
Треснуть, шарахнуть, тарарахнуть
|
СВАХЛЯТЬ
|
Смастерить как попало
|
УВЕТ
|
Привет, радушие
|
ЧЕРЕЗВЫЙ
|
Трезвый, тверёзый
|
ЧЕХОР
|
Драчливый парень, буян, забияка
|
КОРЖ
|
Сухая лепёшка из пшеничной муки
|
КУХМИСТР
|
Повар
|
КЛЁЦКИ
|
Кусочки теста, сваренные в воде или
молоке
|
«ВЯТСКИЙ
ГОВОР»
ВЕРЧЕНОЙ
|
Шалун
|
КУПОРОСЪ
|
Упрямец
|
КУМАЧЬ
|
Красная материя;
Румянец на щеках
|
БОКОВУШКА
|
Комната за печкой
|
БОБЫЛКА
|
Одинокая женщина
|
ОПАТРАТЬ
|
Запачкать
|
ЖИХАРЬ
|
Старинный житель, живущий очень долго на
одном месте
|
СКУСНОЙ
|
Вкусный
|
ДУДОРА
|
Разная рухлядь, дрянь
|
ЧУЖАНИН
|
Посторонний, незнакомый человек
|
ПОВИТУХА
|
Деревенская бабка-акушерка, принимающая
младенца
|
НЮНЯ
|
Плакса
|
АДИШШО
|
Широко открытый рот;
Алчность, ненасытность
|
УХЛЯБАТЬСЯ
|
Устать, притомиться
|
ВЁРКОЙ
|
Шустрый, подвижный
|
ЯКШАТЬСЯ
|
Знаться, водиться
|
ЛОПОТИНА
|
Верхняя одежда
|
МЕРЕКОСЪ
|
Шутник, забавник
|
ЛОПОТЬ
|
Обыденная, ежедневная одежда
|
КУЛЁМКА
|
Охапка, связка;
Туго набитый кошель, мешок;
Толстенький человек;
Тепло, туго одетый человек
|
ПЕСТРЯКЪ
|
Сарафан из бумажной материи
|
ЛЕДЕНЬ
|
Булыжник
|
ОТЕТЮЙ
|
Увалень, нескладный человек
|
ПОЧАТЫШЪ
|
Начало, почин
|
РАЗЗУЖИВАТЬ
|
Раздражать
|
СГЛЮЗДИТЬ
|
Отказаться от намеченного
|
ТАРАБАРИТ
|
Разговаривает
|
ЕДНОВА
|
Однажды
|
ЖАМКАТЬ
|
Сдавливать, выжимать
|
ЗЫБКА
|
Колыбель, люлька
|
ИСТОШНИК
|
Хитрый, остроумный
|
КУРЕНЬ
|
Росчистка в лесу, где вырубали лес и
выжигали уголь
|
Слова из источников:
-
Васнецов Н.М. Материалы для объяснительнаго областного словаря вятскаго говора.
– Вятка, Издание Губернскаго Статистическаго Комитета, 1907. (По заказу ТО
«ПРОМИЗДАТ». Отпечатано в типографии МИНЬОН ВМП «АВИТЕК». Г.Киров, 1995 г.).
Орфография в названии с корочки книги.
-
Головин Б.Н. Как говорить правильно. – Горький, Волго-Вятское книжное изд-во,
1966. – 207с.
-
Из газет «Российская газета», рубрика «Говорим по-русски».
Попались
тесты в журналах «Ридерс дайджест» (совсем не уверена в правильности написания
названия, сейчас у меня этих журналов нет), вот копии этих страничек:
А
почему бы не провести игру «Рюхи» с современными словами?...
И
вот:
«НОВЫЕ СЛОВА»
МИКШИРОВАТЬ
|
Смешивать (особенно в музыке)
|
ПРЕВАЛИРОВАТЬ
|
Преобладать, иметь перевес
|
ТРЕТИРОВАТЬ
|
Плохо общаться с кем-то, относиться
пренебрежительно
|
ФУМИГИРОВАТЬ
|
Дезинфицировать, избавляться от
вредителей
|
ЛЮСТРИРОВАТЬ
|
Производить опись имущества
|
БАРРАЖИРОВАТЬ
|
Патрулировать воздушное пространство
|
ТРИММИНГОВАТЬ
|
Придавать форму путём выщипывания,
подстригания
|
КВОТИРОВАТЬ
|
Устанавливать норму, определённое
количество
|
Тесты
из другого журнала подсказали, что мы часто не понимаем значение, смысл
современных словосочетаний. Надо с этим разобраться …
«СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»
Эти
сочетания слов я не буду перепечатывать, и так всё понятно.
А
вот другая подобная игра со словосочетаниями:
«СТАРЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»
ЖЕРТВА ЯБЕДЫ
|
Жертва письменной жалобы, заявления
|
БАРАШЕК В БУМАЖКЕ
|
Взятка
|
ЧАСТНЫЙ ДОМ
|
Полицейский участок
|
ТОВАРИЩ ПРОКУРОРА
|
Помощник, заместитель прокурора
|
ХЛЕБНАЯ СЛЕЗА
|
Водка
|
СТРАННЫЕ ЛЮДИ
|
Люди, постоянно меняющие место жизни,
странники
|
БРАННОЕ ЖИТЬЁ
|
Боевая военная жизнь
|
ЧЁРТОВА СВАДЬБА
|
Метель («венчание чёрта с ведьмой»)
|
ОСОБЫЙ СТИХ
|
Особый настрой, хорошее настроение на
что-либо
|
ПОДЛЫЙ ЧЕЛОВЕК
|
Человек неблагородного происхождения,
низкого сословия (у Даля – из черни)
|
ПОДБЛЮДНАЯ ПЕСНЯ
|
Обрядовая народная песня при святочном гадании
|
СВИНЦОВЫЙ МАТ
|
Тусклый налёт, отсутствие блеска (матовый
– современное)
|
УСТОЙЧИВОЕ ПРОЗЯБАНИЕ
|
Хороший рост, произрастание
|
БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ
|
Божья забота, попечение, старанье (Даль)
|
ПЫШНАЯ НЯНЯ
|
Воздушный пирог; няня – пирог с мясной и
крупяной начинкой
|
ЩЕПЕТИЛЬНАЯ ЛАВКА
|
Галантерейный магазин (щепет – наряд,
щепетить – наряжаться, щепетливы – щегольской) (Даль)
|
СОМНИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ
|
Пасмурный, сумрачный день
|
ЧЁРНЫЙ КРЕСТЬЯНИН
|
Плативший подати помещику
|
ЯМСКАЯ КАРЕТА
|
Наёмная карета (такси)
|
КРАСНАЯ ДЕВИЦА
|
Красивая девушка
|
Игра
«Рюхи» стала применяться и для закрепления знания экологических терминов:
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ»
ПИГМЕНТ
|
Окраска тканей организма
|
ПРАЙД
|
Львиная семья
|
ПЛАНКТОН
|
Организмы в толще воды, переносимые
течением
|
ОСТЬ
|
Остевые волосы – средний ярус мехового
покрова у млекопитающих
|
СИМБИОЗ
|
Совместное существование разноимённых
организмов
|
ФЛОРА
|
Совокупность различных растений
|
РЕГЕНЕРАЦИЯ
|
Восстановление утраченного органа
|
ЛАКТАЦИЯ
|
Выделение молока у кормящих самок
|
ЛОКОМОЦИЯ
|
Разновидность движений животных и
человека
|
МУТУАЛИЗМ
|
Форма симбиоза, то есть взаимовыгодных
отношений в среде живой природы
|
СИНАНТРОПЫ
|
Животные и растения, приспособившиеся к
человеку
|
ПРИМАТЫ
|
Обезьянообразные
|
МЕЛАНИЗМ
|
Появление тёмного пигмента на коже
|
МИМИКРИЯ
|
Подражательное свойство животных
|
ПОПУЛЯЦИЯ
|
Совокупность животных одного вида
|
ВАЖЕНКА
|
Молодая самка северного оленя
|
ХОРДА
|
Спинная струна, позвоночник
|
ХИТИН
|
Наружный скелет членистоногих
|
ФЕРОМОН
|
Запахи, выделяемые животными
|
БОДЯГ
|
Растение
|
ФАУНА
|
Животные, обитающие на определённой
территории
|
СИВУЧ
|
Взрослый самец морского котика
|
ПАНТЫ
|
Молодые рожки северного оленя
|
Таким же «манером» можно помочь запомнить
психологические термины:
Если
Вас заинтересуют психолого-педагогические термины, могу направить на мой блог,
где напечатаны карточки для проверки знания психологических терминов:
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
К
занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий