ПО
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОЗНАЙ
СЕБЯ!»
(Для детей
12-17 лет, рассчитана на 3 года обучения)
ЧАСТЬ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1.
Техническое обеспечение:
·
Кабинет
(пока нет).
2.
Кадровое обеспечение:
·
Психолог,
·
Социальные
педагоги,
·
Педагоги-организаторы.
3.
Дидактическое обеспечение по
изучаемым темам:
·
Учебная,
познавательная, научно-популярная, художественная литература по психологии, о
взаимоотношениях людей, о нравственных ценностях…
·
Раздаточный
дидактический материал – карточки с заданиями.
·
Магнитофонные
записи с классической музыкой, звуками природы.
4.
Методическое обеспечение:
·
Методическая,
учебная литература, газеты, журналы (библиотека).
5.
ТСО:
·
Магнитофон.
6.
Диагностики, анкеты, тесты.
4.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
1.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с
подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 217с.
2.
Асеев
В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158с.
(БДТ)
3.
Барлас Т.В. Популярная психология:
От конфликтов к обретению «Я». – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 160
с. (Б)
4.
Бестужев-
Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. – М.:
Просвещение, 1988. – 112 с. (Б Д/Т)
5.
Бестужев-Лада
И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах
молодёжи. – М.: Политиздат, 1984. – 207 с. (Б Д/Т)
6.
Биркенбиль
Ф. Вера Коммуникационный тренинг: Наука общения для всех / Пер. с нем. Н.
Чупеева. – М.: ФАИР_ПРЕСС, 2002. – 352 с. – (Поп.психология) (М)
7.
Болховитинов
В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. Твоё свободное время. Занимательные задачи,
опыты, игры. – М.: «Дет. Лит.», 1975. – 464 с. (БН)
8.
Бондаревский
В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.:
Просвещение, 1985. – 144с. (БДТ)
9.
Бороздина
Г.В. Психология делового общения: Уч. Пос. – М.: ИНФРА-М, 2000.– 224с.(БН)
10.
Буянов
М.И. Размышления о наркомании. – М.: Просвещение, 1990. –80с. (БДТ)
11.
Быховский
А.В. Гигиена повседневного быта. – М.: Знание, 1985. – 96с. (БДТ)
12.
Варга
Д. Дела семейные: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986. – 160с. (БДТ)
13.
Васильева
О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. Эталоны, представления,
установки: Уч. Пос. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 352 с. (БН)
14.
Винокурова
Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей
и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.
15.
Воспитание
нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя. – М.:
Просвещение, 1989. – 96с. (БДТ)
16.
Воспитать
человека/ Составитель и предисловие Н.И. Монахова. – М.: Молодая Гвардия, 1989.
– 157с. (БДТ)
17.
Горбатов
Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Уч. Пос. – Самара: ИД
БАХРАХ-М, 2006. – 272с. (БН)
18.
Гребенников
И.В. Школа и семья. – М.: Просвещение, 1985. – 176с. (БДТ)
19.
Грецов А.Г. Практическая психология
для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с. (БН)
20.
Грецов А.Г. Тренинг общения для
подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.: ил
21.
Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя.
Психологические тесты для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
22.
Григорович
Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Уч. Пос. – М.: Гардарики,
2001. – 480 с. (БН)
23.
Гринина-Земскова
А.М. Гражданин и семьянин. – М.: Просвещение, 1967. – 288с. (БДТ)
24.
Гусева
Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики
злоупотребления ПАВ / под научн. ред. А.М.Шипицыной. – СПб. : Речь, 2005. – 256
с.
25.
Дорохов
А.А.Это стоит запомнить.Изд.5-е.Рис.Ю.Киселёва–М.:«дет.лит.»,1972–127 с. (БН)
26.
Жикаренцев
В.В. Путь к свободе: взгляд в себя. – СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант»,
1999. – 272 с. (БН)
27.
Запорожченко
В.Г. Образ жизни и вредные привычки. – М.: Медицина, 1984. – 32 с. (Б Д/Т)
28.
Иванов
И.П. Два подхода к воспитанию и проблемы
воспитательных отношений. – Киров, - 48с. (БДТ)
29.
Игры – обучение, тренинг, досуг… /
Под ред. В.В. Петрусинского/ в четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368
с. (Б – Д/Т)
30.
Ильин
А.А. Женское счастье от А до Я: Рук-во к действию. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс,
2001. 384с (БН)
31.
Именем
закона /Сост. С.Семанов. – М.: Молодая Гваврдия, 1980. – 128с. (БДТ)
32.
Каган
В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991. – 256с. (БДТ)
33.
Каган
В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков. – Л.: Худож. Лит.; РПК
«ЛИК», 1990. – 63 с. (Б Д/Т)
34.
Кичанова
И.М. Конфликт: за или против. – М.: Молодая Гвардия, 1978. – 224с. (БДТ)
35.
Климов
Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 160с. (БДТ)
36.
Климов
Е.А. Психология профессионального самоопределения: Уч. Пос. 2-е изд. испр. –
М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 304 с. (БН)
37.
Кобылецкая
В., Ячевский А. О мальчиках и девочках /Пер. с польск. – М.: Профиздат, 1991. –
128 с. (Б Д/Т)
38.
Коваленко
Р.М. и др. Добрая сила доверия. – М.: Политиздат, 1982 с. – 224 с. (Б Д/Т)
39.
Ковалёв
С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые
игры: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с. (Б Д/Т)
40.
Козлов
И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя. – М.: Просвещение,
1987. 159 с. (БДТ)
41.
Козлов
Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС,
2000. – 480 с. (М)
42.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и
к людям, или Практическая психология на каждый день /4-е изд., перер. и доп. –
М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 336 с. (М)
43.
Колесов
Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.:
Просвещение, 1986. – 80с. (БДТ)
44.
Кон
И.С. Психология старшеклассника. – М.:Просвещение, 1982. – 207с. (БДТ)
45.
Коростелев
Н.Б. От А до Я. – М.: Медицина, 1987. – 288с. (БДТ)
46.
Ксенофонтов
В.В. А если в семье телевизор… и дети? – М.: Знание, 1973. – 96с. (БДТ)
47.
Кулаченко
С.И. и др.Тысяча и одно правило хорошего тона.–Мн.:Полымя,1995.–284с. (БН)
48.
Лазарев
С.Н. Диагностика кармы. – СПб., 2004. (Серия из 11 книг) (Н)
49.
Лейте
Н.С. Способности и одарённость в детские годы. – М.: Знание, 1984. – 80с. (БДТ)
50.
Макаренко
А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с. (Б Д/Т)
51.
Марьенко
ИМ.С. Нравственное становление школьника. – М.: Педагогика, 1985. – 104с. (БДТ)
52.
Матвеев
В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.:
Просвещение, 1987. – 96с. (БДТ)
53.
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа
практических занятий. Методическое пособие. –СПб.: Изд. «Речь», 2005. – 176 с.
54.
Маюров
А.Н. Антиалкогольное воспитание: Пос. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. –
189с. (БДТ)
55.
Маюров
В.Ф., Гройсман, А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.:
Просвещение, 1987. (БДТ)
56.
Мельникова
Э. Почему они совершают преступления. – М.: Молодая Гвардия, 1974. – 128с.
(БДТ)
57.
Микляева А.В. Я – подросток. Встречи
с самим собой. Программа уроков психологии (8 кл.). – СПб.: Изд. «Речь», 2003.
– 119 с.
58.
Микляева А.В. Я – подросток. Мир
эмоций. Программа уроков психологии (7 класс). – СПб.: Издательство «Речь»,
2003. – 110 с.: ил.
59.
Микляева А.В. Я – подросток. Я среди
других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство
«речь», 2003. – 118 с.
60.
Мудрик
А.В. О воспитании старшеклассников: кн. Для классных руководителей. – 2-е изд.,
доп. И переаб. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с. (Б Д/Т)
61.
Мулдашев
Э.Р. От кого мы произошли? 2-е изд. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2004.–480с. (БН)
62.
Наш
дом, наш быт. – М.: Знание, 1992. – 128с. (БДТ)
63.
Немов Р.С. Практическая психология:
Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.
64.
Немов
Р.С. Психология: Учебник для студентов. Высш. пед. уч. Заведений: В 3 кн.: Кн.
3: Экспериментальная педагогическая психология и психо-диагностика. – М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512с. (БН)
65.
Нечаева
А.М. Брак, семья, закон. – М.: Наука, 1984. – 144с. (БДТ)
66.
Новосельцева
Н.А., Фёдоров В.В. Наши подростки. – М.: Изд. Полит. Лит., 1989. – 128с. (БДТ)
67.
Обязан
и имею право…: Диалоги о воспитании. Альманах № 1. – М., 2003. – 268с. (БДТ)
68.
Овчарова
Р.В. Психология родительства. Уч. Пос. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 368
с. (БН)
69.
Овчарова
Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. пос. для студ. вузов и
практич. раб-в. – М.: ТЦ Сфера и «Юрайт-М», 2001. – 448 с. (Б)
70.
От
Я до Мы: Азбука семейной жизни /Сост. С.В. Ковалёв. 2- изд., доп. – М.:
Педагогика, 1990. – 336 с. (Б Д/Т)
71.
Петрунек
В.П. Возраст тревог. – М.: Знание, 1973. – 96с. (БДТ)
72.
Полозова
Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 1990. – 256с. (БДТ)
73.
Поляков
С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели современного воспитания.
Личностно-ориентированное коллективное творческое дело: Учебно-методич. Пос. –
Ульяновск, 1996. – 28 с. (Б Д/Т)
74.
Попова
С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М.:
Центр «Педагогический поиск», 2005. – 176 с.
75.
Поройков
Ю. От 14 до 17… - М.: Знание, 1973. – 96с. (БДТ)
76.
Пряжников
Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:
ВАКО, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление.).
77.
Психологические
тесты. Ахмеджанов Э.Р. Составление,
подготовка текста, библиография. – М.: Лист, 1996. – 320 с. (Б)
78.
Психологическое
самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. – М.:
Школа-Пресс, 1992. – 112 с. (Б Д/Т)
79.
Психология
для всех и каждого / Сост. В.Б. Шапарь. – Харьков: Торсинг; Ростов н/Д: изд-во
«Феникс», 2002.
80.
Радов
А. Порядок и порядочность. – М.: Изд. Полит. Лит., 1988. – 270с. (БДТ)
81.
Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога: Учебн. Пособие: В 2-х кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 384 с. и 480 с.
82.
Рогов Е.И. Психология общения. – М.:
Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 335с.
83.
Рувинский
Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986. –
144с. (БДТ)
84.
Руденский
Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,
«Сибирское соглашение», 1999. – 224 с. (Б)
85.
Садакова
Л.Г. Проблемы социализации подростков. – Киров, 1995. – 120с. (БДТ)
86.
Семья:
500 вопросов и ответов/ Ред.-сост. Л.В. Прошина. – М.: Мысль, 1992. – 717 с.
(М)
87.
Сёстры
Сорины. Имидж женщины и одежды. – Ростов: Н/Д Феникс, 2004. – 448с. (БН)
88.
Синельников
В.В. Сила намерения. В 5-ти кн. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. (Н)
89.
Сухомлинский
В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика комм.Восп.).Пед. наследие /
Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с. (Б Д/Т)
90.
Тайна
интеллекта: Размышления о возможностях человеческого разума. – Харьков: РИП
«Оригинал»; Фортуна-Пресс, 19996. – 589 с. (Б Д/Т)
91.
Тайчинов
И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. –
160с. (БДТ)
92.
Тейлор
К. Психологические тесты и упражнения для детей. Пер. с англ. Е.Рыбиной. – М.:
Апрель Пресс. Изд. ЭКСМО, 2002. – 224 с. (БН)
93.
Тетенькин
Б.С. Психологическая служба школы. – Киров, 1991. – 86с. (БДТ)
94.
Тимощенко
Л.Н. Воспитание старшеклассниц: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп. И перераб. –
М.: Просвещение, 1990. – 191 с. (Б Д/Т)
95.
Титова
Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. Для
учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. (БДТ)
96.
Томашкова
Я. Как сделать себя красивой. – М.: Светотон, 1993. – 368 с. (М)
97.
Трофименко
В., Волгин А. Поговорим об этикете.–Изд. Московская правда,1991.–96с. (БН)
98.
1000
заданий для умников и умниц. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 336с.
99.
Федин
С.Н., Болотина Ю.А. Игры нашего детства /С.Н.Федин, Ю.А.Болотина. – М.:
Айрис-пресс, 2005. – 144 с.
100. Фитцпатрик Д.Г. Диалог с ребёнком /
Сост., «От редактора» В.Я. Дольников – М.: «Аквариум», 1996. – 400 с. – Пер. с
англ. З. Зафировой. (Н)
101. Флоренская Т.А. Я – против «я». –
М.: Знание, 1985. – 80 с.
102. Харламов И.Ф. Нравственное
воспитание школьников: Пос. для классных руководителей. – М.: Просвещение,
1983. – 160 с. (Б Д/Т)
103. Хилтунен В.Р. Скорость взросления (О
формировании общественной активности старшеклассников). – М.: Знание, 1978. –
96 с.
104. Ходаков М. Как не надо себя вести. –
М.: Молодая Гвардия, 1972. – 127 с. (Б Д/Т)
105. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.
Девочка-подросток-девушка: Пос. для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
(Б Д/Т)
106. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В Мальчик –
подросток – юноша. – М.: Просвещение, 1982. – 207с. (БДТ)
107. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. – М.:
Просвещение, 1995. – 62с. (БДТ)
108. Шохин З. Мальчики из чужого
подъезда. – М.: Знание, 1974. – 96с. (БДТ)
109. Шубов В.М. Красота силы. – М.:
Советский спорт, 1990. – 59с. (БДТ)
110. Щуркова Н.Е. Программа воспитания
школьника. – М., 1998. – 48с. (БДТ)
111. Энциклопедия для маленьких
джентльменов. – СПб.: ТОО «Диамант», АОЗТ «Золотой век», 1998. – 608 с. (Н)
112. Статьи из газет: «Моя семья»,
«Комсомольская правда», «Для вас»,
«Чудеса и приключения», «НЛО», «Водолей», «Новый Водолей», «Наш
вариант», «КП на Вятке», «Ведунья»,
«Морфей», «Долгожитель», «Жизнь», «Труд» и др.
113. Статьи из журналов: «Ваш
талисман», «За пределами вероятного»,
«Путь к себе», «Вокруг света», и др.
4.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ КЛУБА «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
1.
Аасамаа И. Как себя вести. – Таллин: «Валгус», 1976. – 208
с. (БДТ)
2.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с. (Б Д/Т)
3.
Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент IQ. Пер. с англ.
Н.Кириленко. – СПб.: ООО Изд-во «Северо-Запад» - Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Изд-во
«Феникс», 2005. – 24с.
4.
АлланПиз
Язык телодвижений. – С-П: Издательский дом Гутенберг, 1997. – 248с. (Б,Н)
5.
Арнольд
О.Р. Хвостатые психотерапевты. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 384 с.
6.
Беллер
Г.А. Экзамен разума. – М.: Мысль, 1988. – 251с. (БДТ)
7.
Белов
А.В. Улыбка дракона: Очерки о суевериях. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 112 с. (М)
8.
Бестужев-
Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. – М.:
Просвещение, 1988. – 112 с. (Б Д/Т)
9.
Болховитинов
В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. Твоё свободное время. Занимательные задачи,
опыты, игры. – М.: «Дет. Лит.», 1975. – 464 с. (БН)
10.
Бороздина
Г.В. Психология делового общения: Уч. Пос. – М.: ИНФРА-М, 2000.– 224с.(БН)
11.
Брагина
А.А. Русское слов в языках мира. – М.: Просвещение, 1978. 191с.
12.
Бутинова
М.С. Как возникла религия. – М.: Советская Россия, 1977. – 144с. (БДТ)
13.
Бушелева
Б.В. О культуре поведения. – М.: Знание, 1974. – 96с. (БДТ)
14.
Буянов
М.И. Размышления о наркомании. – М.: Просвещение, 1990. –80с. (БДТ)
15.
Быховский
А.В. Гигиена повседневного быта. – М.: Знание, 1985. – 96с. (БДТ)
16.
Вагапова
Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Изд. 2-е, стереотипное. –
М.: Цитадель, 2001. – 460 с. (М)
17.
Вайсбах
Х., Дак У. Эмоциональный интеллект. – М.: Лик пресс, 1988. – 160с. (Н-В)
18.
Величко
Ф.К. Драгоценные камни в вашей судьбе. – М.: Светотон, 1993. – 192 с. (М)
19.
Винокурова Н. Лучшие тесты на
развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.
20.
Вислоцкая
М. Искусство любви: Пер. с польск. /Предисл. И.С.Кона. – М.: Физкультура и
спорт, 1990. – 256 с. (М)
21.
Войскунский
А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. – 2-е изд., дораб. И
доп. – М.: Знание, 1990. – 240 с. (Б Д/Т)
22.
Головин
Б.Н. Как говорить правильно. – Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1966. –
207с. (БДТ)
23.
Гоникман
Э.И. Одежда и камни, которые лечат. – М.: ИД МСП, 2000. 336с. (БН)
24.
Горин
С.А. НЛП: Техники россыпью. – М.: Изд-во «КСП+», 2003. – 560 с. (М)
25.
Гороскоп
для двоих. – М.: Студенческий меридиан, 1995. – 224 с. (БН)
26.
Горюхина
Э.Н. В эти юные годы. – М.: Знание, 1986. – 96с. (БДТ)
27.
Грецов А.Г. Практическая психология
для девочек. – СПб.: Питер, 2006. – 220 с.
28.
Грецов А.Г. Практическая психология
для мальчиков. – СПб.: Питер, 2006. – 170 с.
29.
Грецов А.Г. Практическая психология
для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с. (БН)
30.
Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя.
Психологические тесты для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
31.
Гурьев
Д. Бог, Адам и общество. – М.: Государственное издательство политической
литературы, 1962. – 120с. (БДТ)
32.
Деларю
В.В. Губительная сигарета. – М.: Медицина, 1987. – 80с. (БДТ)
33.
Дорохов
А.А.Это стоит запомнить.Изд.5-е.Рис.Ю.Киселёва–М.:«дет.лит.»,1972–127 с. (БН)
34.
Дунцова
К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. – М.: Экономика, 1990. – 78с. (БН)
35.
Дусавицкий
А.К. Формула интереса. – М.: Педагогика, 1989. – 176 с. (Б Д/Т)
36.
Жикаренцев
В.В. Путь к свободе: взгляд в себя. – СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант»,
1999. – 272 с. (БН)
37.
Загляните
в мамины глаза… (сценарии и стихи). – Киров, 1996. – 40с. (БДТ)
38.
Запорожченко
В.Г. Образ жизни и вредные привычки. – М.: Медицина, 1984. – 32 с. (Б Д/Т)
39.
Зверев
Н.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.:
Просвещение, 1978. – 239с. (БДТ)
40.
Ильин
А.А. Женское счастье от А до Я: Рук-во к действию. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс,
2001. 384с (БН)
41.
Именем
закона /Сост. С.Семанов. – М.: Молодая Гваврдия, 1980. – 128с. (БДТ)
42.
Имя
– судьба: Кн. Для родителей и крёстных. Сост. А.Боброва. – М.: Современный писатель,
1993. – 240 с. (БН)
43.
Карнеги
Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично/
пер. с англ. Семёнова Ю.В. – Душанбе, Кооператив Ветеран, 1990.
44.
Карнеги
Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Экология, 1991. –
688с. (БН)
45.
Кастанеда
К. Огонь изнутри. Сила безмолвия. Искатель сновидений. – М.: Изд. ЭКСМО-П.: К.
София, 2002. – 738 с. (БН)
46.
Климов
Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 160с. (БДТ)
47.
Климов
Е.А. Психология профессионального самоопределения: Уч. Пос. 2-е изд. испр. –
М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 304 с. (БН)
48.
Кобылецкая
В., Ячевский А. О мальчиках и девочках /Пер. с польск. – М.: Профиздат, 1991. –
128 с. (Б Д/Т)
49.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и
к людям, или Практическая психология на каждый день /4-е изд., перер. и доп. –
М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 336 с. (М)
50.
Колбаско
И.И. Учащимся о самообразовании. – Минск: Народная асвета, 1976. – 157с. (БДТ)
51.
Кон
И.С. Психология юношеской дружбы. – М.: Знание, 1973. – 93 с. (Б Д/Т)
52.
Коростелев
Н.Б. От А до Я. – М.: Медицина, 1987. – 288с. (БДТ)
53.
Кулаченко
С.И. и др.Тысяча и одно правило хорошего тона.–Мн.:Полымя,1995.–284с. (БН)
54.
Леонтьев
А.А. Путешествие по карте языков мира: Кн. Для внекл. Чтения 5-7 кл. – М.:
Просвещение, 1990. – 143с. (БДТ)
55.
Лиллиан
Ту Основы фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми,
здоровья и благополучия. Пер.санглИ.Митрофанова.–К.:София, 2000.–208с. (БН)
56.
Мизун
Ю.Г. Магнитные бури и здоровье. – М., 1990. – 48с. (БДТ)
57.
Митасова
И. Как стать настоящей леди. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1999. – 224с. (БН)
58.
Мудрик
А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для
учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. (Б Д/Т)
59.
Мулдашев
Э.Р. В поисках города Богов: Т. 3: В объятиях Шамбалы. – СПб.: Изд-й Дом
«Нева», 2004. – 528 с. (БН)
60.
Мулдашев
Э.Р. От кого мы произошли? 2-е изд. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2004.–480с. (БН)
61.
Наш
дом, наш быт. – М.: Знание, 1992. – 128с. (БДТ)
62.
Немов Р.С. Практическая психология:
Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.
(Н)
63.
Нечаева
А.М. Брак, семья, закон. – М.: Наука, 1984. – 144с. (БДТ)
64.
Норбеков
М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. – СПб.: ИД
«Весь», 2001. 316 с. (М)
65.
От
Я до Мы: Азбука семейной жизни /Сост. С.В. Ковалёв. 2- изд., доп. – М.:
Педагогика, 1990. – 336 с. (Б Д/Т)
66.
Павлова
Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. Для учащихся старших классов средней школы.
– М.: Просвещение, 1991. – 127 с. (Б Д/Т)
67.
Паунггер
И., Поппе Т. Всё в нужный момент: Использование лунного календаря в
повседневной жизни/пер. снем. А.А.Козловской. – ЗАО Весь, 1999. – 204с. (БН)
68.
Попов
А.Е. Сам себя воспитать должен. – М.: Знание, 1980. – 96с. (БДТ)
69.
Поройков
Ю. От 14 до 17… - М.: Знание, 1973. – 96с. (БДТ)
70.
Поройков
Ю. Трудная пора взросления. – М.: Знание, 1980. – 96с. (БДТ)
71.
Пояркова
Р.С. Мужество, храбрость, доброта! – М.: Знание, 1984. – 80с. (БДТ)
72.
Правдина
Н.Б. Худеем вместе с феей. Моё прекрасное тело. – СПб.: Изд-й Дом «Нева», 2005.
– 160 с. (М)
73.
Правдина
Н. Я привлекаю деньги. – ИК «Невский проспект». – СПб.: 2004. – 192 с. (М)
74.
Пряжников
Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:
ВАКО, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление.).
75.
Психология для всех и каждого /
Сост. В.Б. Шапарь. – Харьков: Торсинг; Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
76.
Рогов Е.И. Психология общения. – М.:
Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 335с.
77.
Рувинский
Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986. –
144с. (БДТ)
78.
Рувинский
Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986. –
144с. (БДТ)
79.
Свияш
А. Карма. Исправляем ошибки. – СПб: Изд. Пита, 1999. – 160с. (БН)
80.
Секреты
знахарей (лечение без лекарств). – Киров, 1990. 63 с.
81.
Семёнова
И.Н. Разговор один на один (гигиена, физиология…). – М.: Молодая Гвардия, 1989.
– 126с. (БДТ)
82.
Семья:
500 вопросов и ответов/ Ред.-сост. Л.В. Прошина. – М.: Мысль, 1992. – 717 с.
(М)
83.
Сёстры
Сорины. Имидж женщины и одежды. – Ростов: Н/Д Феникс, 2004. – 448с. (БН)
84.
Синельников
В.В. Сила намерения. В 5-ти кн. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. (Н)
85.
Соловей
П.С. Вес рабочего диплома. – М.: Знание, 1980. – 96с. (БДТ)
86.
Соломонов
О. Искусство управлять людьми. Простые решения сложных проблем. – М.: ЗАО
Центрополиграф, 2003. – 283 с. (БН)
87.
Сорокин
Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника… - М.: Советский спорт, 1990. – 64с.
(БДТ)
88.
СпиллейнМ.Имиджженщины.Пер.сословацк.–Изд-воЛекс
Пресс,1998.–158с. (БН)
89.
Судьба
и звёзды. – СПб Изд-во Диля, 2002. – 352с. (БН)
90.
Супрун
А., ФилановскийГ. Почему мы так одеты. – М.: Молодая Гвардия, 1990. – 190с.
(БДТ)
91.
Тайна
интеллекта: Размышления о возможностях человеческого разума. – Харьков: РИП
«Оригинал»; Фортуна-Пресс, 19996. – 589 с. (Б Д/Т)
92.
Тейлор К. Психологические тесты и
упражнения для детей. Пер. с англ. Е.Рыбиной. – М.: Апрель Пресс. Изд. ЭКСМО,
2002. – 224 с. (БН)
93.
Толкователь
снов. (Репринтное воспроизведение издания 1896 года). – М-Рига, 1990. – 112с.
(БДТ)
94.
Томашкова
Я. Как сделать себя красивой. – М.: Светотон, 1993. – 368 с. (М)
95.
Торнболл
В. Личный и лечебный магнетизм. – М.: «Келвари ЛТД», 1996. – 112с. (БДТ)
96.
Трофименко
В., Волгин А. Поговорим об этикете.–Изд. Московская правда,1991.–96с. (БН)
97.
1000 заданий для умников и умниц. –
М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 336с.
98.
Флоренская
Т.А. Я – против «я». – М.: Знание, 1985. – 80 с.
99.
Ходаков
М. Как не надо себя вести. – М.: Молодая Гвардия, 1972. – 127 с. (Б Д/Т)
100. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.
Девочка-подросток-девушка: Пос. для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
(Б Д/Т)
101. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В Мальчик –
подросток – юноша. – М.: Просвещение, 1982. – 207с. (БДТ)
102. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. – М.:
Просвещение, 1995. – 62с. (БДТ)
103. Чего на свете не бывает?
(занимат.Игры). – М.: Просвещение, 1991. – 64с. (БДТ)
104. Шнейдер Л.Б. Психология семейных
отношений. – М.: Апрель-Пресс. Издат-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с. (БН)
105. Шохин З. Мальчики из чужого
подъезда. – М.: Знание, 1974. – 96с. (БДТ)
106. Шубов В.М. Красота силы. – М.:
Советский спорт, 1990. – 59с. (БДТ)
107. Щеголев И. Тайны почерка. СПб:
Питер, 2004. – 128с. (БН)
108. Энциклопедия для маленьких
джентльменов. – СПб.: ТОО «Диамант», АОЗТ «Золотой век», 1998. – 608 с. (Н)
5.
ПРИЛОЖЕНИЕ К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
(Для
детей 12-17 лет, рассчитанной на 3 года обучения):
1.1.
Психолого-педагогический словарь.
1.2.
Мониторинг. Тесты и методики.
Для первого года обучения:
ü
«Ценностные
ориентации» (Барлас),
ü
«Определите
уровень общительности» (В.Ф.Ряховский),
ü
«Определите
уровень эмпатии» (Рогов),
ü
Логичность»
(Из книги Немова)
ü
«Новейший
тест на интеллект» (С.Крылов),
Для второго года обучения:
ü
«Оцените самоконтроль в общении»
(М.Снайдер),
ü
«Изучение стратегий преодоления жизненных
проблем» (Д. Амирхан, А.Г. Грецов),
ü
«Дифференциально-диагностический опросник»
(ДДО) (Е.А.Климов),
ü
«Личностный дифференциал» (Анн Л.),
ü
«Семантический дифференциал» (Немов Р.С.).
Для
третьего года обучения:
ü
«Определение
направленности личности» (Б.Басс, А.Г.Грецов),
ü
«Потребность
в одобрении окружающих» (С.Марлоу-Краун, А.Г.Грецов),
ü
«Объективность
суждений о людях» (А.Г.Грецов),
1.3.
«Насколько
ты уверена в себе?» (Журнал «Лиза girl», ноябрь, 2008). Итоги диагностики (1-3й год обучения).
5.4.
Материал к некоторым занятиям:
-
«Зачем
мы здесь собрались?»,
-
«Мы –
команда?!»,
-
«Наши
сходства и различия»,
-
«Сплочение
и доверие».
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ (карточки
для проверки)
|
Автоматизмы
|
2.
Автономия – независимость, способность
человека вести самостоятельно и принимать решения, соответствующие его
взглядам и убеждениям. (Н)
|
Автономия
|
|
Авторитарность
|
|
Агрессия
|
|
Адаптация
|
6. Актуализация
личности
–
знание об индивидуальных,
возрастных и психологических
особенностях подростка и создание
условий для его быстрого включения
в жизнь детского коллектива на
базе
положительных проявлений его
характера, способностей и опыта
поведения,
отношений и общения.
|
Актуализация
личности
|
7. Акцентуации характера – чрезмерно сильное развитие, явное выделение каких-либо черт
характера человека на фоне остальных. (Н)
|
Акцентуации
характера
|
|
Альтруизм
|
Альтруизм – черта характера
человека, проявляющаяся в потребности делать добро для людей, оказывать им
помощь, поддержку, причём бескорыстно, иногда в ущерб себе и собственным
интересам. Наиболее известной формой общего у человека и животных
альтруистического поведения является родительское.
|
|
|
Амбивалентность
|
|
Амнезии
|
|
Анализ
|
12. Аномия – один из видов амнезий,
проявляющийся в трудностях запоминания и припоминания имён людей, а также
названий вещей. (Н)
|
Аномия
|
13. Антиподы – люди, прямо противоположные друг
другу по взглядам, убеждениям, интересам, чертам характера, формам поведения.
(Н)
|
Антиподы
|
14. Антисемитизм–одна из форм национальной
нетерпимости, предубеждённости, выражающаяся во враждебном отношении к
евреям. (Н)
|
Антисемитизм
|
15. Апатия – психологическое
состояние эмоционального безразличия, равнодушие; отсутствие у человека
интереса к себе и к окружающему миру. Апатия выступает как типичное следствие
физической или психологической усталости, стресса, фрустрации, может быть
вызвана тяжёлой, трудноизлечимой болезнью. (Н)
|
Апатия
|
16. Апперцепция–зависимость восприятия от
особенностей личности человека, его прошлого опыта, профессии, интересов.(Я)
|
Апперцепция
|
17. Астенические эмоции – слабые отрицательные
эмоциональные переживания, снижающие общий настрой или тонус организма, его
активность и работоспособность, например – разочарование, отчаяние, грусть,
тоска, подавленность. (Н)
|
Астенические
эмоции
|
18. Астральное тело – понятие, используемое
в некоторых древних и современных религиозных и психологических мистических
учениях. В них А.т. означает второе, нематериальное тело, якобы существующее
наряду с привычным физическим телом человека. Утверждается, что А.т. способны
ощущать лишь отдельные люди, наделённые особым даром. (Аура).(Н)
|
Астральное тело
|
19. Аттракция (дословно
– привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении
к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от
простой симпатии до глубокой любви. (Н)
|
Аттракция
|
20. Аутизм–нарушение нормального, логического
мышления. Аутизм отличается нелогичной, случайно возникающей последовательностью
не связанных друг с другом мыслей. Такое нарушение может быть следствием
общего низкого уровня интеллектуального развития человека, результатом
болезни, следствием воздействия на организм психотропных средств: лекарств,
наркотиков, алкоголя и т.п. Аутизмом иногда называют уход человека от
реальности в мир фантазий и грёз.(Н)
|
Аутизм
|
21. Аффект – кратковременное, но
достаточно сильное эмоциональное переживание, отчётливо проявляющееся во
внешне видимых телесных движениях: мимике, жестах, пантомимике. (Н)
|
Аффект
|
22. Аффект неадекватности – устойчивый комплекс
сильных отрицательных эмоциональных переживаний, связанных у человека с
осознанием своих недостатков, мешающий ему в достижении важных жизненных
целей. При частых неудачах в жизни, сопровождается игнорированием этих
неудач. Без анализа причин. Один из защитных механизмов, позволяющий человеку
сохранять высокую самооценку.(Н)
|
Аффект
неадекватности
|
|
Аффилиация
|
|
Барьер смысловой
|
|
Барьеры
психологические
|
|
Вербальный
|
27. Взаимодействие социальное – форма социальной
коммуникации или общения по крайней мере двух лиц или общностей, в которой
систематически осуществляется их воздействие друг на друга, общность в
понимании ситуации, смысла действий и определённая степень солидарности или
согласия между ними. (Р)
|
Взаимодействие
социальное
|
|
Вытеснение
|
|
Графология
|
30. Гуманизм – мировоззрение,
основанное на признании ценности
человека как личности, его Права на
свободное развитие и
проявление своих способностей, утверж-
дение блага человека как категории
оценки общественных отношений. (Я)
|
Гуманизм
|
|
Девиантное
поведение
|
32.
Дегенерация – заметное снижение
уровня умственного развития и общей культуры социального поведения
человека.(Н)
|
Дегенерация
|
33. Дедукция (от
лат. deeductio– выведение) - один
из методов познания; переход от общего знания о предметах данного класса к
единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; способ рассуждения
от общего суждения к частому суждению, познание отдельных фактов и явлений на
основании знания общих законов и правил.(Я)
|
Дедукция
|
34. Деликатность, тактичность - умение не навязывать своего
общества, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит
в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая
высказать своё мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами и
действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник
всё, что он хотел, готов ли выслушать вас.
|
Деликатность,
тактичность
|
35. Деловая игра -
метод моделирования
различных реальных и нереальных
жизненных ситуаций в целях обучения и
развития подростков, т.е. в целях
приобретения ими способов
жизнедеятельности и принятия решений.
|
Деловая игра
|
36. Деперсонализация – обезличивание, утрата человеком психологических особенностей
личности, высших форм социального
поведения.(Н)
|
Деперсонализация
|
37. Депрессия–состояние душевного
психологической и поведенческой актив-ности. Д. может быть вызванаусталостью, неприятностями, возникнуть вследствие болезни. Человек чувствует себя беспомощным, неспособным к активным действиям.(Н) |
Депрессия
|
38.
Дискомфорт – неприятное,
неудобное состояние человека, вызывающее отрицательные эмоции и желание
изменить сложившееся положение дел на более удобное, комфортное.(Н).
|
Дискомфорт
|
39. Дистресс–особое психологическое состояние
человека, сопровождаемое напряжённостью и неприятными эмоциональными
переживаниями. Дистресс обычно возникает под влиянием стресса и разрушающе
действует на психику, разумное поведение и здоровье.(Н)
|
Дистресс
|
40. Дружба – форма межличностных
отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности. Дружба
предполагает необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг
другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и
переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.(Я)
|
Дружба
|
|
Задатки
|
|
Замещение
|
43.
Заражение(в социальной
психологии) – процесс передачи эмоциональногосостояния от одного
индивида другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно
смыслового воздействия или дополнительно к нему. (Р)
|
Заражение
|
44. Заторможенность–общая замедленность протекания
психических процессов и поведенческих реакций человека. Заторможенность может
быть вызвана разными причинами: усталостью, болезнью, воздействием
транквилизаторов, замедляющих органические
процессы, отрицательными эмоциональными состояниями типа стресса,
подавленности, печали, апатии.(Н)
|
Заторможенность
|
45. Идеал – эмоционально положительно окрашенное
представление, мысль человека о чём-то или о ком-то, что рассматривается как
самое желанное, самое лучшее для него. Идеал определяет смысл и цель жизни
человека, его стремления, поведение и мышление, меняющиеся с возрастом.(Н)
|
Идеал
|
|
Идейность
|
|
Идентификация
|
|
Идеомоторика
|
49. Иллюзии–явления, связанные с
восприятием, воображением, мышле-
нием и памятью человека. И. – то, что
существует только в голове человека
и не соответствует никакому
реальному объекту.(Н)
|
Иллюзии
|
|
Имидж
|
51.
Импульсивность – черта характера
человека, проявляющаяся в его склонности к быстрым, необдуманным действиям и
поступкам, управляемым не разумом, а сиюминутными желаниями и эмоциями.(Н)
|
Импульсивность
|
52. Индивид(от лат.
individuum –
неделимое, особь) – человек как
целостный неповторимый
представитель рода сегопсихо-
физиологиическими свойствами,
выступающими в качестве
предпосылки развития личности и
индивидуальности.(Я)
|
Индивид
|
53. Индивидуализм – тип мировоз-
зрения и поведения человека среди
людей, согласно которому высшую
ценность представляют только
данный человек, его индивидуаль-
ные интересы без согласования их с
интересами других людей.(Н)
|
Индивидуализм
|
54.
Индивидуальность определяется
теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают
людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, но связаны со
спецификой работы нервной системы и потому проявляются с самого рождения.
|
Индивидуальность
|
|
Инертность
|
|
Инициатива
|
|
Инсинуация
|
|
Инстинкт
|
|
Интерференция
|
60.
Интуиция – общая умственная
способность человека, проявляющаяся в том, что без длительной подготовки,
долгих, пространных и тщательно логически выверенных рассуждений он способен
находить правильные решения задач, хорошо ориентироваться в непростых
жизненных ситуациях.(Н)
|
Интуиция
|
61.
Инфантилизм – детскость,
проявляющаяся в психологии и поведении взрослого человека.(Н)
|
Инфантилизм
|
62. Истерия–душевная болезнь типа невроза,
отличающаяся специфическими нарушениями психики и поведения человека. повышенная эмоциональная
возбудимость, капризность, изменчивое настроение, непредсказуемость
поступков, рассчитанных на привлечение внимания окружающих людей, на
изменение их отношения: (в плаче, крике, падении, иногда – во временной
потере сознания).(Н)
|
Истерия
|
|
Когнитивное измерение
|
64. Коммуникативные умения и навыки – умения и навыки
человека, проявляющиеся в его общении с людьми. К.у. и н. Включают в себя
способности, связанные с использованием различных, вербальных и невербальных
средств общения для достижения взаимопонимания и оказания влияния на людей.(Н)
|
Коммуникативные
умения и навыки
|
65. Компенсация – психологический
защитный механизм, посредством которого человек практически или только в
своём воображении избавляется от имеющихся у него недостатков и связанных с
ними неприятных переживаний, за счёт осознания и развития тех своих
достоинств, которые способные данные
недостатки заменить.(Н)
|
Компенсация
|
66. Комплекс неполноценности – один из
распространённых комплексов, выражающийся в осознании человеком
недостаточности уровня своего умственного развития или отсутствия каких-либо
важных для него способностей. Люди с сильно выраженным к.н. обычно ведут себя
как невротики. (Н)
|
Комплекс
неполноценности
|
67.
Конверсия – существенное
изменение точки зрения или взгляда человека, переход к прямо противоположному
мнению или точке зрения по соответствующему вопросу.(Н)
|
Конверсия
|
|
Конфликт
|
|
Конформизм
|
|
Конфронтация
|
|
Концепция
|
|
Коэффициент
интеллектуального развития
|
|
Кризис возрастной
|
74. Либидо – психоаналитический
термин, обозначающий особую жизненную энергию, в частности сексуального
плана, которая на бессознательном уровне управляет психологией и поведением
людей. (Н)
|
Либидо
|
75. Личность – человек как субъект отношений и сознательной
деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию;
продукт общественного развития и
включения индивидов в систему
социальных отношений посредством
активной деятельности и общения. Индивид
становится личностью в процессе освоения
социальных функций и развития самосознания,
то есть осознания своей самотождественности и
индивидуальности, но именно в качестве члена
общества. (Я)
|
Личность
|
|
Мазохизм
|
|
Маниакально-депрессивный
психоз
|
78. Манипулятивное общение - сходно с императивным. Цель его – оказать
воздействие на партнёра по общению. Но здесь
достижение своих намерений осуществляется скрыто, как и императив,
манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого
человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых
отношений.
|
Манипулятивное
общение
|
79. Мания–ненормальное, болезненное
психологическое состояние человека, связанное с навязчивыми идеями, мыслями,
постоянно преследующими его, от которых он не в состоянии избавиться.
Существует много разновидностей мании: пиромания – патологическое влечение к
совершению поджогов; клептомания – неуёмное стремление к совершению краж;
мания величия – некритическое принятие человеком себя за важную персону;
мания преследования – состояние, в котором человеку кажется, что его
постоянно кто-то преследует, эксплуатирует, угнетает. (Н)
|
Мания
|
80. Маргинальный человек – человек, который по
своей психологии и поведению не
принадлежит полностью ни к одной социальной группе по культуре, занимая как
бы промежуточное положение между ними. При этом в нём причудливым образом
сочетаются свойства и признаки разных социальных групп. Маргинальными людьми
являются, например, те, кто долго жил в одной стране, а затем надолго, до
конца жизни переехал жить в другую страну с существенно отличной культурой.
(Н)
|
Маргинальный
человек
|
81. Меланхолик–человек, обладающий
меланхолическим типом темперамента, для которого характерно преобладание
процессов торможения над процессами возбуждения, причём первые являются
намного более сильными, чем вторые.(Н)
|
Меланхолик
|
82. Ментальность— образ,
способ мышления личности или общественной
группы, а также присущая им
духовность, склад ума, умственный настрой, мировосприятие.
|
Ментальность
|
|
Мнемотехника – (мнемоника)
|
|
Мнительность
|
|
Мораль
|
86.
Мотивы (от лат. movere – приводить в движение, толкать) –
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности;
осознаваемые причины, которые обуславливают выбор действий и поступков;
предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий. (Я)
|
Мотивы
|
87.
Моторика – разнообразные
движения организма и его частей, мышечная активность. (Н)
|
Моторика
|
|
Навязчивые
состояния
|
89.
Невербальные средства общения – разнообразные
средства общения, кроме речи и языка. К н.с.о. относятся, например, жесты,
мимика, пантомимика, а также так называемые паранлингвистические компоненты
речи (см. Паралингвистика). (Н)
|
Невербальные
средства общения
|
90.
Неврастения – функциональное
заболевание нервной системы человека, проявляющееся в повышенной
раздражительности, утомляемости, неспособности к длительному умственному и
физическому напряжению.
91.
Неврозы – группа
функциональных психических расстройств, вызванных длительным воздействием
неблагоприятных условий жизни на человека. При неврозах человек обычно
сохраняет разум и критическое отношение к своей болезни, а также способность
сознательно управлять своим поведением. (Н)
|
Неврастения
Неврозы
|
92.
Негативизм – эпатажное
поведение; демонстративное отрицание человеком всего, что ему говорят;
активное противодействие любым, в том числе разумным, советам и
рекомендациям. (Н)
|
Негативизм
|
93.
Нравственность – совпадение
общественных и общечеловеческих требований с внутренними мотивами человека,
область внутреннего самопринуждения благодаря личнойсамосознательности. (Я)
|
Нравственность
|
|
Общение
|
95. Одарённость – значительное по сравнению
с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное
развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других)
детей. (Я)
|
Одарённость
|
96. Одержимость – постоянное пребывание
человека во власти определённых чувств и идей; неуёмное стремление к
некоторым целям, многократное повторение попыток достижения этих целей,
несмотря на повторяющиеся неудачи; особая значимость соответствующих целей
для человека. (Н)
|
Одержимость
|
97. Одиозный – пользующийся дурной
славой, крайне неприятный, непорядочный человек, вызывающий у большинства
людей отрицательное к себе отношение. (Н)
|
Одиозный
|
98. Олигофрения – слабоумие, низкий
уровень развития умственных
способностей. О. относится к группе
заболеваний, имеющих врождённый
или приобретённый характер.
Она часто возникает в раннем
детстве в результате органического
поражения мозга. (Н)
|
Олигофрения
|
|
Оптимизм
|
|
Ореола эффект
|
|
Ортодоксальный
|
|
Пантомимика
|
|
Паралингвистика
|
|
Парапсихология
|
105. Педантизм – излишний
формализм,
мелочная
точность в чём-либо, чрезмер-
ная
строгость в соблюдении каких-
либо
норм и правил; приверженность к
внешнему
порядку, опускающаяся до
мелочности,
в ущерб интересам дела
и
здравому смыслу. (Н)
|
Педантизм
|
|
Перенос
|
107.
Пессимизм – особое
мироощущение, индивидуальное мировоззрение, проникнутое чувствами уныния,
безнадёжности, неверия в существование
в мире добра и разумного начала. (Н)
|
Пессимизм
|
108.
Перцептивная сторона общения - восприятие одним человеком другого. Важная и обязательная
составная часть общения.
|
Перцептивная
сторона общения
|
109.
Пессимизм – особое
мироощущение, индивидуальное мировоззрение, проникнутое чувствами уныния,
безнадёжности, неверия в существование
в мире добра и разумного начала. (Н)
|
Пессимизм
|
110.
Пиктография – особый вид
письма, пользуясь которым люди изображают свои образы, чувства и мысли в виде
рисунков – пиктограмм. (Н)
|
Пиктография
|
111.
Пластичность – качество
связано с быстротой переключения от одной деятельности к другой, от одного
настроения к другому.
|
Пластичность
|
112.
Платонизм – (в человеческих
отношениях) – чисто духовная связь между людьми, влечение к человеку
противоположного пола, не сопровождаемое эротическими чувствами. (Н)
|
Платонизм
|
113.
Побуждение – внутреннее
влечение человека; стимул, заставляющий его совершать какие-либо действия,
поступки. (Н)
|
Побуждение
|
114.
Подражание– это
социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство
одним человеком определённых образцов поведения (манер, действий, поступков),
которые имеют определённую эмоциональную окраску.
|
Подражание
|
115.
Полемика – острая дискуссия,
сор между людьми; обсуждение каких-либо вопросов и проблем на высоком
эмоциональном уровне с использованием крайних, нелицеприятных суждений.
Полемика обычно ведётся в форме, провоцирующей оппонента на аналогичные ответные
действия. (Н)
|
Полемика
|
|
Пралогическое
мышление
|
|
Прана
|
|
Принципиальность
|
|
Приоритетный
|
|
Проекция
|
|
Прострация
|
|
Протекция
|
|
Психоанализ
|
|
Психологическая
защита
|
|
Психологическая
совместимость
|
|
Психотропные
средства
|
|
Пуберантный
|
|
Радикализм
|
129. Ранжирование — это расположение
по значимости /по рангу/ предлагаемой
педагогом группы людей.
Для этого
в качестве критерия берется какая-то
одна черта человеческой личности или
характера /доброта, инициатива,
авторитет среди товарищей,
организаторские способности/.
|
Ранжирование
|
130. Реабилитация – восстановление
чего-либо, например, нормального
психологического состояния
человека в результате психотерапии
или психокоррекции. (Н)
|
Реабилитация
|
131. Реакционер – человек с
непрогрессивными, направленными
против интересов
людей, взглядами,
противодействующий прогрессу. (Н)
|
Реакционер
|
132.
РРелаксация–психическое или
физическое
расслабление, снятие
излишней
напряжённости. Релаксация –
один из широко
используемых приёмов
в индивидуальной
и групповой
психотерапии и
психокоррекции,
способствующий
нормализации
психологического
состояния
человека. (Н)
|
Релаксация
|
133. Референтный – выступающий в
качестве объекта,
факта или события,
на которое
ссылаются в подтвержде-
ние некоторых
идей; служащий
источником этих
идей, образцом для
подражания. (Н)
|
Референтный
|
134. Рефлекс–осуществляемое с
помощью центральной
нервной
системы ответное
действие
организма на
раздражение. (Я)
|
Рефлекс
|
|
Рефлексия
|
136.
Реципиент – человек,
который якобы способен непосредственно воспринимать мысли, образы и чувства
других людей. Термин реципиент используется, в частности, в парапсихологии.
(Н)
|
Реципиент
|
137.
Ригидность – недостаточная
гибкость в мыслях, чувствах и действиях. (Н)
|
Ригидность
|
|
Садизм
|
|
Самобичева
ние
|
|
Самодовольство
|
|
Сангвиник
|
|
Сарказм
|
|
Сентенция
|
|
Сентиментальность
|
|
Симуляция
|
|
Скептик
|
|
Снобизм
|
|
Солипсизм
|
|
Сомнамбулизм (лунатизм)
|
|
Софизм
|
151.
Социализация
– это процесс обучения культурным нормам и освоение
социальных ролей. Очень важно сохранить нравственные законы, нормы, правила
поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых
невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.
|
Социализация
|
152.
Социальная роль
– это модель поведения, объективно заданная социальной
позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Всякий
раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко
представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему
и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с
ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как
надо».
|
Социальная роль
|
|
Социально-психологическая
компетентность
|
|
Спонтанный
|
|
Стенические
эмоции
|
156.
Стереотип–устойчивый
(и в то же время упрощённый) образ какого-либо явления или человека,
складывающийся в условиях нехватки информации. Стереотип – как бы уже привычный нам
взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением.
Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при
оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.
|
Стереотип
|
|
Стресс
|
|
Сублимация
|
|
Субординация
|
160.
Тезаурус – полный набор слов
со всеми их значениями и смыслами, которые активно использует человек в
общении с людьми. (Н)
|
Тезаурус
|
|
Темперамент
|
|
Толерантность
|
|
Тотем
|
164.
Трансакция – это
действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения.
|
Трансакция
|
165.
Третировать – пренебрежительно
обращаться с кем-либо, не считаться с ним, оскорблять, унижать его. (Н)
|
Третировать
|
166.
Тривиальный–упрощённый,
лишённый оригинальности, избитый. (Н)
|
Тривиальный
|
|
Узурпация
|
|
Утилитарный
|
|
Фаворит
|
|
Фанатизм
|
|
Фарисейство
|
|
Фатализм
|
|
Фашизм
|
|
Феминизация
|
|
Фетиш
|
|
Фигуральный
|
177.
Физиогномистика
(от греч.Physis- природа, gnomon – знающий) – учение о
связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определённому
типу людей; наука, построенная на
стереотипности восприятия людей.
|
Физиогномистика
|
178. Флегматик – тип
темперамента человека, отличающегося спокойствием, невозмутимостью,
уравновешенностью, общей замедленностью действий и реакций. (Н)
|
Флегматик
|
179. Флирт – кокетничанье,
ухаживание, любовная игра. (Н)
Ф
|
Флирт
|
180. Фобии – навязчивые
состояния страха, возникающие при некоторых формах психозов. (Н)
|
Фобии
|
181.
Фрустрация, т.е. барьер,
вставший на пути реализации потребности.
|
Фрустрация
|
182. Харизма–божья милость,
благодать,
исключительная
одарённость кого-либо
чем-либо;
способность, данная от Бога;
наделённость от
рождения человека
какими-либо
ценными,
положительными
качествами. (Н)
|
Харизма
|
183. Холерик–тип темперамента
человека,
отличающегося
повышенной
эмоциональной и
длительной
возбудимостью,
неуравновешенностью
с преобладанием
возбуждения над
торможением. (Н)
|
Холерик
|
|
Ценностные
ориентации личности
|
|
Цинизм
|
|
Честолюбие
|
|
Шизофрения
|
|
Шовинизм
|
|
Эгоцентризм
|
|
Эдипов комплекс
|
|
Эзотерический
|
|
Эйдетизм
|
|
Эйфория
|
|
Экзальтация
|
|
Эксклюзивный
|
|
Экспансивный
|
|
Эксплицит
ный
|
|
Экстаз
|
|
Экстравагантный
|
|
Экстраверсия
|
201.
Экстремизм – приверженность к
крайним взглядам, поступкам и действиям, находящимся на грани нарушения
правовых и моральных норм. (Н)
|
Экстремизм
|
202.
Эксцентричный – странный,
непредсказуемый в своём поведении, из ряда вон выходящий. (Н)
|
Эксцентричный
|
203.
Эксцесс – излишество,
воздержанность, крайнее проявление чего-либо; столкновение людей; нарушение
общественного порядка. (Н)
|
Эксцесс
|
|
Эмпатия
|
|
Эпатаж
|
|
Эпилепсия
|
|
Эскапизм
|
|
Этика
|
|
Этнический
|
Пояснение:
(Н) – из книги Немова Р.С.
https://urlid.ru/bonh ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
https://urlid.ru/boni ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonk ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.
https://urlid.ru/bonm ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий