ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
(Для детей 12-17 лет, рассчитана на
3 года обучения)
ЧАСТЬ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пасынкова
Наталья Сергеевна
Педагог
дополнительного образования
1
квалификационная категория
Педстаж
12 лет
Г. Киров
2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
1.1. Идеи социальной педагогики. Соц.-пед.
обоснование….. стр.4
1.2. Цели и задачи………………………………………………………………………..
стр.6
1.3. Актуальность программы………………………………………………………
стр.7
1.4. Идеи программы…………………………………………………………………….
стр.8
1.5. Особенности данной программы:
1.5.1.
Принцип
построения программы……………………. стр.9
1.5.2.
Методы,
формы и принципы программы……….. стр.10
1.5.3.
Режим
занятий…………………………………………………... стр.14
1.5.4.
Результативность
программы:
·
Ожидаемый
результат,……………………………………… стр.14
·
Формы
подведения итогов,………………….………….. стр.14
·
Сохранность
контингента…………………………………. стр.15
2.
ПРОГРАММА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ:
2.1. Первый год обучения.
2.1.1.
Учебно-тематический
план 1 года обучения… стр.16
2.1.2.
Содержание
программы………….……………………….. стр.19
2.1.3.
Перечень
ЗУН……………………………………………………… стр.22
2.1.4.
Проверка
знаний………………………………………………… стр.23
2.2. Второй год обучения.
2.2.1.
Учебно-тематический
план 2 года обучения.. стр.25
2.2.2.
Содержание
программы……………………………………. стр.28
2.2.3.
Перечень
ЗУН…………………………………………………….. стр.32
2.2.4.
Проверка
знаний……………………………………………….. стр.33
2.3. Третий год обучения.
2.3.1.
Учебно-тематический
план 3 года обучения… стр.34
2.3.2.
Содержание
программы………….……………………….. стр.37
2.3.3.
Перечень
ЗУН………….…………………………………………. стр.40
2.3.4.
Проверка
знаний…………….…………………………………. стр.40
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……….………………… стр.41
4.
БИБЛИОГРАФИЯ:……….……………………………………………… стр.41
4.1.
Основная
литература, используемая для реализации программы «Познай себя!».
4.2.
Список
литературы для самопознания воспитанников клуба «Познай себя!».
5.
ПРИЛОЖЕНИЕ:………………………………………………………….. стр.52
5.1.
Психолого-педагогический словарь…………………………………… стр.53
5.2.
Мониторинг. Тесты и методики……………………………………………. стр.98
Для первого года
обучения:
·
«Ценностные
ориентации» (Барлас),………………………………………….. стр.98
·
«Определите
уровень общительности»» (В.Ф.Ряховский),….…
стр.99
·
«Определите
уровень эмпатии» (Рогов Е.И.),………………………….. стр.101
·
«Логичность»
(Из книги Немова Р.С. («Интеллектуальная лабильность» (Ахмеджанов Э.Р.)).….………………………….……………………………………….
стр.104
·
«Новейший
тест на интеллект» (С.Крылов),……….…………….……... стр.107
Для второго года
обучения:
·
«Оцените
самоконтроль в общении» (М.Спайдер),………….………. стр.111
·
«Изучение
стратегий преодоления жизненных проблем» (Д.Амирхан, А.Г.Грецов),………………………………………………………………………………………
стр.111
·
«Дифференциально-диагностический
опросник» (ДДО) (Е.А.Климов),..113
·
«Личностный
дифференциал» (Анн Л.),……………………………………… стр.116
·
«Семантический
дифференциал» (Немов Р.С.)…………………………. стр.118
Для третьего года
обучения:
·
«Определение
направленности личности» (Б.Басс, А.Г.Грецов),.. стр.120
·
«Потребность
в одобрении окружающих» (С.Марлоу-Краун, А.Г.Грецов),
………………………..………………………………………………………………………………. стр.123
·
«Объективность
суждений о людях» (А.Г.Грецов),…………………. стр.125
·
«Насколько
ты уверена в себе?» (Журнал «Лиза girl», ноябрь, 2008).
……………………………………………………………………………………………………….. стр.126
5.3. Итоги
диагностики (1-3й год обучения)……(ЗДЕСЬ НЕ БУДЕТ)
5.4. Материал
к некоторым занятиям:
-
«Зачем
мы здесь собрались?»,…………………………………………………… стр.133
-
«Мы –
команда?!»,………………………………………………………………………. стр.138
-
«Наши сходства
и различия»……………….……………………………………. стр.143
-
«Сплочение
и доверие»……………………………………………….……………….стр.148
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
«Самое плодотворное
и естественное
упражнение нашего
ума, по-моему, -
беседа.» (Мишель
Монтень)
1.1. ИДЕИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Личностно-ориентированный подход в
воспитании – одно
из направлений современной педагогики, рассматривающие ребёнка как активного
субъекта воспитательного процесса, своей жизнедеятельности, как основной смысл,
цель и результат любой воспитательной системы, построенной на принципах
гуманистической педагогики. Первые теоретические посылки личностноориентированного
воспитания были заложены в трудах Платона, Аристотеля, Ж.Ж.Руссо,
Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского и других. Теоретическое обоснование
личностно-ориентированного подхода дают С.И.Гессен, В.М.Библер, П.Флоренский.
На сегодняшнем этапе развития педагогики
обоснование личностно-ориентированного подхода в воспитании можно найти в
научных публикациях Е.В. Бондаревской, В.П.Бедерхановой, О.С.Газмана,
П.Шадрикова, Н.Е.Щурковой и других. На основе полученных ими выводов,
личностно-ориентированный подход в воспитании определяется как педагогически
управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой
самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребёнка в
культуру, в жизнь социума, развитие его творческих способностей и возможностей.
Педагогическое управление развитием ребёнка осуществляется в формах
педагогической помощи, психолого-педагогической коррекции индивидуального
развития, стимулирования саморазвития.
Педагогику ненасилия пропагандировал
замечательный педагог ХХ века В.А.Сухомлинский. Вера в ребёнка, любовь к детям
были основными в его педагогической практике.
Идея ненасилия, идея сотрудничества
чётко прослеживается в практике педагогов-новаторов (И.П.Волков, Е.Н.Ильин,
С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, Т.И.Гончарова, Ш.А.Амонашвили).
Самосознание является результатом
познания, для которого, по выражению С.Л.Рубинштейна, требуется осознание
реальной обусловленности своих переживаний. Т.о., самосознание складывается из
осознания («я плох») и опознания («чем я плох, и от чего это зависит»).
Познание самого себя не проявляется сразу, внезапно. Человек учится познавать
себя в процессе овладения знаниями, в процессе общения с людьми, в процессе
деятельности. Чем больше он познаёт человеческие характеры, мотивы поведения
людей, чем больше наблюдает за людьми в разнообразных жизненных ситуациях, чем
больше изучает окружающих его людей, исторических личностей, героев
художественных произведений, тем глубже
может проникнуть и в свою сущность.
Существуют и другие точки зрения.
Так, например, Л.И.Рувинский считает, что процесс самовоспитания нельзя связывать только с формированием в
человеке положительных качеств. По его мнению, не любое самовоспитание есть
улучшение личности. Так, например, самовоспитание у некоторых людей может
привести к формированию и нежелательных
качеств (лицемерие, высокомерие, грубость и т.п.), следовательно, в период
активного формирования потребностей самовоспитания личности необходимо
стремиться так организовывать руководство этим процессом, чтобы оно давало
положительные результаты, способствовало бы формированию активной жизненной
позиции с высокими идеалами, побуждающими человека к постоянному
самосовершенствованию.
Современная гуманистическая
концепция воспитания соотносится с положением Выготского Л.С. о необходимости
ориентироваться «на зону ближайшего
развития».
В гуманистической традиции развитие
личности рассматривается как процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в
двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность
«на других»). И если внутренний план развития
личности характеризуется психофизической индивидуальностью и проявляется
в саморегуляции, самоорганизации и самопознании,
то внешний (социальный) план формируется и определяется глубиной и темпами
приобщения личности к социальным ценностям, уровнем приобретённых на их основе
личностных качеств в процессе самореализации и самоутверждения.
Определённое сочетание
взаимосвязанных внутреннего и внешнего планов составляет личностную гармонию, которая
и является целью гуманистического воспитания, в качестве модели которого
выступает идеал всесторонне и гармонистично развитой личности. Создание условий
для развития и саморегуляции через построение идеально Я и движение к такому
идеалу – задача гуманистического воспитания.
Л.С.Выготский и Л.И.Божович,
доказывая ведущее значение переживания в формировании личности, считали, что
оно является единицей в социальной ситуации развития, соединяя две стороны
психической сферы – аффективную и интеллектуальную, и определяет взаимодействие
внутреннего душевного мира человека с внешней средой.
Переживания, так же как и другие
эмоциональные процессы, тесно связаны с личностными смыслами и мотивами. При
этом мотивы открываются сознанию только объективно, путём анализа динамики
деятельности.
Если ученик научился сопереживать,
то у него, говорил Сухомлинский, в душе словно появляется аленький магнит,
который притягивает его к другим людям, делает его чувствительным,
восприимчивым к словам, поучениям.
Выработать нравственные ценности,
утвердить их в своей душе нелегко. Это требует много времени, активной духовной
деятельности, внутренней работы мысли и сердца.
Пустая душа – причина
правонарушений. Как правило, проступки совершают дети, у которых низкий
интеллектуальный уровень.
Очень важно учить старшеклассников восприятию окружающих людей. Надо, чтобы
юноши и девушки учились присматриваться к людям, наблюдать их в различных ситуациях, чтобы они овладели умением
определять настроение окружающих, внутреннее состояние, характер. Умение читать
экспрессию поведения человека, психологически верно его истолковывать позволяет сопереживать людям, давать им более правильную оценку. Всё это
помогает найти правильный стиль и тон общения с каждым конкретным человеком в
каждом конкретном случае, правильно использовать и такие средства общения, как мимику и пантомимику.
Всему этому надо учить юношей и
девушек и теоретически, и на практике, ибо «способность интуитивно определять
состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нём как о личности,
развивается у индивидуума по мере накопления опыта общения и совместной
деятельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Всё
это важнейшие предпосылки формирования у юношей и девушек уважения к людям, понимания
их.
1.2. ЦЕЛЬ: жизненное самоопределение;
формирование нравственных ценностей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: формирование знаний о
-
культуре общения, вербальном и невербальном общении,
-
сильных и слабых сторонах характера,
-
способах управления своими эмоциями, чувствами, поведением,
-
способах преодоления своих комплексов.
Развивающие:
развитие
-
памяти и интеллекта,
-
логического и образного мышления,
- рефлексии скрываемых
чувств и последующего их выражения с помощью вербальных и невербальных средств,
-
способности понять внутреннее состояние другого человека, его проявления.
Воспитательные:
воспитание
-
нравственных ценностей, качеств характера,
-
чувства собственного достоинства,
-
коммуникативности,
- бережного отношения
друг к другу, уважения и учёта мнения каждого, эмпатии и толерантности.
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
С древнейших времён
человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой
представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей,
способен ли он стать господином своей судьбы или обречён быть её слепым
орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук,
составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.
Опыт психотерапевтической
работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на
самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его
восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценивают те, пусть и
небольшие, возможности изменениям собственной жизни или ситуации вокруг них,
которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных
перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать
ответственность на себя, требуют поиска.
Одним из важнейших моментов в развитии
личности в подростковом возрасте является развитие самосознания,
самооценки. Углубляется интерес к себе, увеличивается потребность
сравнить себя с другими, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Это
период интенсивного развития рефлексивных способностей.
Нередко подростковый возраст сопровождается
возникновением внутренних конфликтов, обусловленных различием между
объективным статусом в группе и субъективными
притязаниями.
Поэтому так важно увлечь детей
разнообразными делами, поощрять и развивать их способности, стремление к
общению. В дополнительном образовании дети находят поддержку и утешение.
В каждой школе, в каждом Доме
творчества необходим психолог, который не только будет проводить обязательные,
часто формальные исследования, а ещё и заниматься с детьми, подростками
психологическими тренингами, помогая им разобраться в себе, адаптироваться в
социуме, самореализоваться…
Занятия в объединении «Любители
природы» посвящены самопознанию подростков, помощи в ориентации в социуме,
определению нравственных ценностей, воспитанию нравственных качеств,
формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, пониманию
значения межличностных отношений, эмпатии, толерантности, самоопределению в
жизни…
1.4. ИДЕИ ПРОГРАММЫ:
«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу;
оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей
веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым
железом, и комьями грязи. Человеческое слово оборачивается самыми неожиданными
поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание.
Там, где необходимо острое, прямое, честное
слово, иногда мы видим позорное молчание: это самый гнусный поступок –
предательство. Бывает наоборот: предательством слово становится тогда, когда
оно должно молчать, храня тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость,
глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду.
Словом можно убить – и оживить, ранить – и
излечить, посеять сомнение и безнадёжность – и одухотворить, рассеять сомнения
– и повергнуть в уныние, сотворить улыбку – и вызвать слёзы, породить веру в
человека – и заронить неверие, вдохновить на т руд – и привести в оцепенение
силы души.
Одна из граней педагогической мудрости
заключается в том, чтобы учить человека говорить, когда нужно, воспитывать так,
чтобы его было смелым. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может
оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и
почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты
говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал». (Сухомлинский В.А. О
поступках. – Сов. Пед-ка, 1970, № 11, с. 31).
1. Развитие ребёнка и коллектива через
самопознание.
2. Идея поиска: что делать, как делать,
с кем делать, где найти?
3. Воспитание гуманности через
сострадание, сопереживание «В жизнь другого живого существа изнутри» (В.
Сухомлинский).
4. Идея игры, романтики, фантазии –
удивление, восхищение:
·
Красотой
и разнообразием природы;
·
Богатством
и бесконечным разнообразием внутреннего мира каждого человека;
·
Практически
неограниченными возможностями человеческого ума и тела;
·
Интересными,
необыкновенными, сверхестественными
историями из жизни людей, животных, природы.
5. Идея сотрудничества: в коллективе –
сила!
1.5. ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:
Программа
социально-педагогической направленности рассчитана на 3 года обучения для
подростков в возрасте 12-17 лет.
1.5.1. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Первый год обучения
Часть
1. «Познай себя» - изучение своего характера, типа темперамента, способов восприятия
мира, возможностей человеческого организма (сентябрь-март);
Часть
2. «Зеркало души – зеркало здоровья» - наш организм и его проблемы, опасные для
здоровья увлечения, опасности от людей, самозащита (апрель-май).
Второй год обучения
Часть
1. «Воспитай в себе человека!» - психология и физиология мужчины и женщины,
роль мужчины и женщины в истории человечества, искусство общения,
профориентация (сентябрь-февраль);
Часть
2. «Что такое хорошо и что такое плохо?» - нравственные ценности, нравственные
качества, пороки воспитания и поведения (мат, алкоголизм, агрессия, …)
(март-май).
Третий год обучения
Часть
1. «Межличностные отношения» - мужской и женский тип, дружба и любовь,
психология семейных отношений, родительство, лишние дети (сентябрь-апрель);
Часть
2. «За пределами вероятного» - истории мифов и религий, обычаи, обряды, гадания
(май).
Кроме
специальной психолого-педагогической литературы на занятиях используются статьи
из газет и журналов с историями из жизни людей на тему занятия. Обсуждаются
нравственные понятия и поступки людей, сравнение своих качеств с героями
историй.
Особенностью
данной программы является непосредственное обучение и воспитание подростков в
тот период их жизни, когда происходит становление их характера, начинает проявляться
отношение к жизненным ценностям, выбор
своей будущей профессии.
В
программу входят:
-
проведение
игр, упражнений, тренингов,
-
изучение
этики,
-
развитие
умения общаться с людьми,
-
развитие
наблюдательности,
-
развитие
логического и образного мышления,
-
приобретение
навыков выступления перед группой,
-
преодоление
комплексов,
-
самопознание,
самооценка…
Программа
может корректироваться:
с
учётом появления нового материала;
с
учётом состава группы и пожеланиями воспитанников.
1.5.2. МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Методы педагогической деятельности - способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение воспитательных задач,
Приём - способ реализации
какого-то метода педагогической деятельности. В современной педагогике
принято различать 4 группы методов педагогической деятельности:
1
группа - методы формирования сознания личности ребенка;
2 группа - методы организации деятельности, общения,
отношений и общественного поведения;
3 группа -
методы стимулирования мотивации деятельности и
поведения,
4 группа - методы контроля, самоконтроля, самооценки
деятельности и поведения.
Профилактическими
методами являются:
Метод эмпатии основан на технике вчувствования во
внутренние переживания другого человека.
Метод
творчества позволяет
превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из неё
максимальную выгоду. Он состоит в превращении проблемы в задачу. Основан на
творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо
научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений.
Метод
позитивного самоутверждения основан
на стратегии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путём
нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путём «Я-высказываний»,
отражающих суть события потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.
Метод
совместной власти основан
на партнёрских отношениях: «власть с …», а не «власть над …». Позволяет добиться наиболее желательных для личности
результатов, одновременно создавая ценности для другого человека.
Метод
управления эмоциями основан
на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их
передавать другому. Это становится возможным при выработке умений самоконцентрации,
безопасной разрядки эмоций и выработке стремления к улучшению отношений.
Метод
анализа конфликтных ситуаций с
помощью стратегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить
разнообразные варианты решения проблемы с выгодой для обеих сторон.
Метод
социально-психологического тренинга, позволяющий
развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового
взаимодействия.
Метод
интуиции, используемый
в индивидуальной или групповой формах работы.Основан на принятии решений в
объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном
знании, сколько на опыте и интуиции.
Метод
воображения, помогающий
развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнёра по
общению и свои собственные реакции, и др.
Исследовательские
методы:
-
социально-психологическое
наблюдение,
-
анкетирование,
-
интервьюирование,
-
беседа,
-
тестометрия,
Методы
социально-психологического тренинга:
-
тренинг
социальной чувствительности,
-
дискуссионный
тренинг,
-
игровой
тренинг,
Тренинг – это групповая форма работа, когда
проблема решается самими участниками.
Цель социально-психологического тренинга – развитие социального
интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы
расширяются знания о том, как их
воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие – неприятие и
осуждение у окружающих.
Эффекты тренинга:
1. Самодиагностика:
А) получение конкретных сведений о
себе;
Б) выяснение, каким человек
предстаёт в глазах других;
В) выяснение степени
самодеятельности идеального «Я».
2. Диагностика:
А) развитие самоанализа;
Б) развитие умений дифференцировать
чувства, чётко и ясно выражать себя;
В) осознание того, что открытие «Я»
возможно лишь в контакте с другими.
3. Проверка установок на образы других:
А) развитие понимания позиции другого;
Б) формирование чувствительности к
невербальным формам их проявления;
В) развитие умения слушать и
понимать другого;
Г) психотерапевтическое воздействие.
-
В ходе
реализации программы предполагается проведение психологического изучения
участников группы, для того чтобы отследить изменения, происходящие как внутри
группы, так и у каждого её участника: первичная диагностика до занятий и
вторичная в конце курса. Используется самодиагностика
и самоанализ.
-
Беседы, лекции, упражнения, игры,
тренинги направлены
на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на
выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное в
окружающем мире, опираться на него в своей жизни.
-
Релаксация, «Я»-высказывание,
заполнение дневников, выполнение домашних заданий и рисунков.
Чтобы
ответы воспитанников в анкетах и тестах были более искренни и достоверны на
бланках тестов не указываются ни фамилия, ни имя. У каждого участника клуба
(при помощи анонимного вытягивания номерка) есть свой идентификационный номер.
Этот номер испытуемые пишут на бланке тестов. Результаты тестов и анкет
помещаются в личную папку с соответствующим номером.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Индивидуальная
– тестирование, анкетирование, задания на логическое мышление, работа с
литературой.
Групповая
– упражнения, ролевые игры, психологические игры.
Коллективная
– дискуссии, обсуждения, анализ, экскурсии.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ:
1. Правило «Здесь и теперь»: главным
сейчас является то, что происходит в данное время, какие чувства каждый из
участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные
переживания, через групповой опыт человек может познать себя.
2. Правило «Я-высказывание»: в группе
важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего
имени, о своих мыслях и чувствах.
3. Правило искренности: говорить
следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые бы успокоили, оправдали
или, наоборот, обидели и унизили. Если давать партнёру по общению искажённую
обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения
как о себе, так и других.
4. Правило не навязывать свое: пусть
даже необходимый и правильный совет, трудно выполним, но не потому, что он
плохой или нереальный, а потому, что совет – это, во-первых, индивидуальный
способ действия, не подходящий для другого человека, а во-вторых, совет - это ограничение свободы личности, что может
вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
5. Правило запрета на диагнозы или
оценку: оценка поступка также есть ограничение личностной свободы, порождающие
тревогу по поводу возможной оценки, что таким образом может привести к
«закрытости» членов группы или стремлению поступать исходя из принципов
социальной желаемости.
6. Правило личной ответственности за
всё, что происходит с каждым конкретным участником группы, за свои слова и
поступки.
7. Правило уважения и деликатности.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
-
Принцип природосообразности – изучение задатков и способностей
ребёнка и содействие в их развитии.
-
Принцип народности – учёт национальной культуры, традиций
и родного языка.
-
Принцип гуманности – признание индивидуальности каждого
ребёнка, его физического, духовного, эмоционального, социального и
нравственного развития, милосердия и поддержки в кризисной ситуации.
Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи
ребёнку в самореализации в семье, в школе…
-
Принцип субъектности – человеческое общение присуще только людям, как действительное отношение
одного Я к другому, в результате чего возникает новая система – общность, Мы.
-
Принцип полисубъектности, демонстрирующий межличностное
общение как основу для взаимодействия на групповом, межгрупповом,
массово-групповом и других уровнях.
-
Принцип деятельностного опосредования – общение рассматривается как
своеобразная коммуникативная деятельность. (Концепция деятельности,
разработанная А.Н.Леонтьевым и развиваемая в работах А.В.Запорожца и
Д.Б.Эльконина).
-
Принцип системности. (Б.Ф.Ломов).
-
Принцип сочетания общечеловеческих и
реальных культурных ценностей в организации деятельности воспитанников, который предполагает:
·
Признание
личности ребёнка с её достоинством и потенциалом в качестве самоцели;
·
Подготовка
воспитанников к ориентации в системе проблемных жизненных ситуаций и их
разрешению;
·
Упрочение
норм уважительного отношения к другим людям, к их труду и его результатам;
·
Предоставление
подростку или группе внутри коллектива права и возможности в отстаивании своего
мнения;
·
Реализацию
потребностей самоуважения, самоактуализации;
·
Воспитание
ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленное на
приобретение социального опыта, отвечающего их возрастным особенностям и
возможностям, обеспечивающего защиту каждого члена коллектива от негативных
проявлений социума, охрану их жизни и здоровья;
·
Создание
ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия коллективного решения,
осознанного исполнения этих решений;
·
Формирование
чувства ответственности за общественный выбор, принятое решение.
-
Принцип творческого развития – создание такой атмосферы, при
которой все достижения подростка были бы замечены и поощрены как окружающими
людьми, так и «внутренним голосом» самого подростка. Создание условий для
реализации существующих интересов подростков, пробуждение новых интересов.
1.5.3. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год: 65 – Т. и 151 – ПР.).
Комбинированный
тип занятий:
1-й
час – беседа, дискуссия – обсуждение новой темы, выявление проблемы, которую
надо решить;
2-й
час – упражнения, ролевые игры, знакомство с дополнительным печатным материалом
(статьи из газет, журналов), анкеты, тесты на
тему занятия;
3-й
час – расшифровка тестов, обсуждение результатов тестов, анализ, выводы,
индивидуальное консультирование.
Специального
отбора воспитанников для занятий в объединении «Познай себя!» нет. Состав детей
может быть переменным (при соблюдении участниками клуба принятых коллективом
правил клуба).
Наиболее
эффективной формой проведения занятий является работа в малых группах – 8-12
человек. В такой группе человек чувствует себя наиболее комфортно, каждый имеет
возможность активно проявить себя, высказаться, быть услышанным и может адекватно воспринимать
других.
1.5.4. ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-
адекватная
самооценка,
-
формирование
здорового образа жизни;
-
активизация
личностных ресурсов у подростков,
-
профилактика
вредных привычек (курение, употребление наркотиков …),
-
толерантность
и эмпатийность по отношению к другим людям и окружающему миру в целом.
ФОРМЫ
ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Тесты на самопознание, отношение к
нравственным ценностям (тексты в
приложении):
-
«Определите
уровень эмпатии» (Рогов),
-
«Определите
уровень общительности» (В.Ф.Ряховский),
-
«Ценностные
ориентации» (Барлас),
-
«Новейший
тест на интеллект» (С.Крылов),
-
«Интеллектуальная
лабильность» (Ахмеджанов Э.Р.),
-
«Логичность»
(Из книги Немова),
-
«Определение
направленности личности» (из книги А.Г.Грецов, А.А.Азбель «Узнай себя!»),
-
«Потребность
в одобрении окружающих» (из книги А.Г.Грецов, А.А.Азбель «Узнай себя!»),
-
«Объективность
суждений о людях» (из книги А.Г.Грецов, А.А.Азбель «Узнай себя!»).
В решении личных проблем
воспитанников (индивидуальное консультирование), расшифровке психологических тестов
непосредственное участие принимает психолог.
Так как программа находится в
процессе составления, ещё точно не определен вид оформления результатов обучения.
СОХРАННОСТЬ
КОНТИНГЕНТА:
На окончание первого года обучения
от первоначально записавшихся в объединение 13ти подростков осталось 8 человек
(трое юношей из ПТУ и впоследствии две девушки, учащиеся 11-го класса, не стали
посещать занятия объединения, мотивируя это тем, что им не понравилось, что
занятия стали проводиться в помещении «Живого уголка» из-за нехватки кабинетов
– неприятный запах и невозможность сосредоточиться из-за посторонних звуков).
https://urlid.ru/bonh ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
https://urlid.ru/boni ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonk ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.
https://urlid.ru/bonm ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий