воскресенье, 21 апреля 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» (Для детей 12-17 лет, рассчитана на 3 года обучения) ЧАСТЬ 5. МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
(Для детей 12-17 лет, рассчитана на 3 года обучения)
ЧАСТЬ 5. МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ.


5.4. МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ:
-          «Зачем мы здесь собрались?»,
-          «Мы – команда?!»,
-          «Наши сходства и различия».

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, А. Грецов


«ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ СОБРАЛИСЬ?»
Задачи:
  1. знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы;
  2. формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
Структура занятия:
  1. Водная беседа.
  2. Упражнение-разминка «Карандаши».
  3. Знакомство.
  4. Обсуждение и принятие правил работы.
  5. Подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон».
  6. Конкретизация ожиданий от тренинга.

 

Вводная беседа

  1. Чем нам здесь предстоит заниматься?
ü  Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но её смысл к этому не сводится, игра также даёт возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т.п.
ü  Беседами на интересные для нас темы, имеющими отношение к психологии.
ü  Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов.
  1. Какую пользу это нам принесёт?
ü  Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.
ü  Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
ü  Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.
ü  Наконец, мы просто хороши и весело проведём время!
3.   Вопросы.
ü  Кто такие психологи и чем они занимаются (Цукерман, 1997)?
ü  Что вы уже знаете о тренинге и чего ждёте от него?

 

Упражнение-разминка «Карандаши»

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Даётся задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встаёт в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
1.   Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2.   Вытянуть руки вперёд, отвести назад.
3.   Сделать шаг вперёд, два шага назад, шаг вперёд (сужение и расширение круга).
4.   Наклониться вперёд, назад, выпрямиться.
5.   Присесть, встать.

Усложнить и разнообразить упражнение:
ü  Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперёд – поднять руки).
ü  Использовать не указательные. А безымянные пальцы или мизинцы.
ü  Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
ü  Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.
Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется чёткая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учётом движений партнёров.
Обсуждение.
ü  Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для общения умения – например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций …).

 

Знакомство. Задачи:

ü  Познакомиться с группой.
ü  В ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге.
ü  Знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают и дополнительную информацию друг о друге.

«Имя-движение»
Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперёд, произносит своё имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением.  После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.
(Данная процедура не только даёт возможность участникам группы представиться и лучше узнать друг друга, но и способствует самопознанию каждого из них, поскольку позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на своё движение со стороны – в исполнении группы).

«Снежный ком».
Участники представляются по именам, каждый следующий участник должен повторить имена всех предшествующих и только после этого представиться сам. В одном из вариантов участник при забывании имени, сетуя на свою плохую память, говорит вместо него: «Баранья голова» (естественно, имея ввиду себя). Последним обычно представляется ведущий. Если ему удаётся безошибочно повторить все имена, это существенно повышает его престиж в глазах группы  (а если в своей памяти на имена ведущий не уверен, так и не надо браться за этот вариант упражнения!). Более простой и быстрый вариант, уместный в группах размером больше 12-15 человек, - произносить имена не всех предшественников, а только последних 4 человек.
В более сложном варианте участниками произносится и повторяется не только имя, но и какое-нибудь слово или короткая фраза (например, на тему «Моё самое большое достоинство», «Моё желание» и т.п.).  В таком варианте упражнение может использоваться не только для знакомства, но в качестве разминки перед началом каждого занятия (темы высказываний следует каждый раз менять).

«Представление с перекидыванием предмета».
Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик или мягкую игрушку, представляется: говорит своё имя + сообщает какой-нибудь факт о себе, после чего перекидывает предмет любому другому участнику. Тот ловит предмет, представляется, вновь перекидывает его другому участнику и т.д., пока предмет не побывает в руках у каждого. После этого перекидывание идёт в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по памяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет.

«Взаимное представление».
Участники разбиваются на пары и поочерёдно рассказывают партнёру о себе. Лучше, если план рассказа предложит ведущий.
  1. Как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге.
  2. Что я ожидаю от наших встреч.
  3. Мои любимые и нелюбимые качества в людях.
  4. Мои увлечения.
  5. Мои любимые способы проведения свободного времени.
  6. Моя мечта.
Время выполнения задания – 6-10 минут. После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко (0,5-1 минута) представляет своего партнёра на основании прослушанного рассказа.

Обсуждение и принятие правил работы

Правила целесообразно обсудить и принять на первой же встрече. Предлагается вариант готовых правил, дополнения и уточнения от участников.
За ведущим остаётся право отказать любому участнику в праве посещения тренинга в случае их регулярного нарушения.
Возможный свод правил.
  1. Приходить на занятия без опозданий.
  2. Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
  3. Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю».
  4. Слушать друг друга внимательно, не перебивая.
  5. Не обсуждать то, что происходит на занятиях, за пределами группы.
  6. Избегать оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний: не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…».
  7. Искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
  8. Не оспаривать высказывания других участников: «Этого не может быть!, «Он врёт» и т.п.
  9. _____________________________________________________________
  10. ___________________________________________________________
  11. ___________________________________________________________

Игра «Поворот в прыжках» («Шеренга»)
Описание игры. Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться,  договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Более сложный вариант – на момент каждого прыжка участники закрывают глаза. Можно выполнять упражнение и не открывая глаз, но тогда целесообразно разрешить тактильный контакт между участниками, иначе задание окажется почти невыполнимым, особенно в большой и не очень сплочённой группе.
Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую сплочённость (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его выполнения).
Психологический смысл игры. Подобное задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряжённость.
Обсуждение. Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это можно сделать?

Игра «Дракон ловит свой хвост»

Описание игры. Группа встаёт в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – это «голова», а конец – «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.
Психологический смысл игры. Активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.
Обсуждение. Достаточно короткого обмена чувствами.

Конкретизация ожиданий от тренинга

Анкетирование: оценить, насколько хотят заниматься теми или иными видами работ, беседовать на различные темы и т.п. Участникам раздаются бланки («термометры») для ответов. Ведущий читает вопросы, участники ставят номер каждого вопроса в той ячейке таблицы, которая соответствует их ответу. Обработка не требует много времени и может проводиться непосредственно по ходу занятия, общие результаты записываются на доске и обсуждаются.
Варианты ответов
№ вопроса
Совсем не хочу

Скорее не хочу

Не возражаю

Скорее хочу, чем нет

Очень хочу


Хочу ли я:
  1. лучше узнать самого себя?
  2. узнать о значении физического и нравственного здоровья?
  3. тренировать память и внимание с целью развития интеллекта?
  4. научиться более эффективно общаться?
  5. больше узнать про эмоции и чувства?
  6. узнать, почему возникают конфликты, и научиться достойно выходить из них?
  7. определить свои профессиональные наклонности?
  8. разобраться в  женской и мужской психологии, психологии отношений?
  9. познакомиться с разными точками зрения на устройство мира?
  10. узнать про психологию как науку?

Такую же технику можно использовать по ходу тренинга для получения обратной связи от участников на предмет их удовлетворённости работой в группе, оценки психологической атмосферы в группе и т.п.
В конце этого и всех последующих занятий происходит короткий обмен впечатлениями (заключительный шеринг). Участникам, сидящим в круге, предлагается высказаться по следующим темам.
ü  Что в прошедшем занятии запомнилось, что показалось важным и интересным?
ü  Какие чувства испытываются в данный момент?
ü  Что не понравилось на сегодняшней встрече?
ü  Пожелания к следующим занятиям.

Возможный свод правил.
1.   Приходить на занятия без опозданий.
2.   Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
3.   Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю».
4.   Слушать друг друга внимательно, не перебивая.
5.   Не обсуждать то, что происходит на занятиях, за пределами группы.
6.   Избегать оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний: не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…».
7.   Искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
8.   Не оспаривать высказывания других участников: «Этого не может быть!, «Он врёт» и т.п.
9.   _____________________________________________________________
10.       ___________________________________________________________
11.       ___________________________________________________________

«МЫ – КОМАНДА»

Задачи занятия:
  1. повышение заинтересованности подростков в посещении занятий,
  2. сплочение группы, формирование чувства команды.
Структура занятия:
  1. Разминки «Перетягивание каната» и/или «Циферблат».
  2. Упражнения «Узелок», «Связывание группы», «Совместный счёт».
  3. Групповая дискуссия «Факты о нас».
  4. Упражнение «Встреча взглядами».
На второй-третьей встрече ведущему следует сконцентрировать усилия на заинтересованности подростков занятиями.

Разминка 1. «Перетягивание каната»
Описание упражнения. Для упражнения нужно запастись прочным канатом диаметром не менее 10 мм и длиной не менее 5-6 м (вполне годится верёвка для буксировки автомобилей, которую можно позаимствовать у любого водителя). Участники делятся на две подгруппы, расстояние между которыми 1,5- 2 м, берутся за канат и по команде ведущего начинают его перетягивать. Выигрывает команда, которой удалось заставить соперников сдвинуться вперёд не менее чем на метр. Упражнение выполняется 3-5 раз, состав группы желательно менять. Требуется много свободного места (по технике безопасности, за спиной каждой из подгрупп должно быть не менее 3 м свободного пространства).
Психологический смысл упражнения. Энергетическая мобилизация, развитие умения координировать совместные действия. Такая разминка обычно вызывает высокую эмоциональную вовлечённость подростков, способствует формированию «чувства команды».
Обсуждение. Чем ещё, помимо физической силы, определяется выигрыш в этом упражнении?

Разминка 2. «Циферблат».
Описание упражнения. Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» - каждый участник соответствует определённой цифре. Проще всего, если участников 12 – тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе участников кому-то придётся изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придётся по 2 человека. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает – сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем – минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом – каждый из участников по кругу.
Психологический смысл  упражнения. Тренировка внимательности, включение участников в групповое взаимодействие в ситуации «здесь и сейчас».
Обсуждение. Достаточно короткими обмена впечатлениями.

Упражнение «Узелок»

Описание упражнения. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1, 5 м. На роль направляющих. Капитанов команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат (подойдёт и прочная бельевая верёвка), протянутый вдоль обеих колонн. Даётся задание – не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем группе подростков на это требуется 5-7 минут.
Психологический смысл упражнения. Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создаёт условие для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.
Обсуждение. Следует обратить внимание участников на то, что в выполнении данного упражнения удаётся добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно  придумав и обсудив  способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно ещё чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?»

Упражнение «Связывание» группы».
Описание упражнения. Вариант1: «Рулет». Группа стоит в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль группы канат.  Участникам даётся задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения группы, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения: 2-3 минуты. Если в группе 14 и более подростков, целесообразно организовать два «рулета» и устроить между ними соревнование на скорость.

Вариант 2: «Паучки». Участники делятся на подгруппы по 4-5 человек. Члены каждой подгруппы встают спинами вплотную друг к другу, и ведущий обвязывает их на уровне пояса верёвкой. Дальнейшие действия, как в варианте 1. Это более мягкий вариант упражнения, его имеет смысл проводить в менее сплочённых и не раскрепощённых группах, где существуют неявные запреты на тактильные контакты между участниками.

Психологический смысл упражнения. Данное действие сильно сближает группу в физическом смысле, что, как следствие, вызывает и психологический эффект сближения (здесь уместно провести параллель  с психофизиологической теорией эмоций Джеймса-Ланге: внешнее выражение эмоций ведёт  к возникновению соответствующего внутреннего переживания). Такое перемещение, особенно выполняемое на скорость, требует чёткой координации действий и создаёт ощущение совместного риска, что, как известно из возрастной психологии, также способствует сплочению подростковых групп.

Обсуждение. Если всё прошло без эксцессов, длительное обсуждение излишне – достаточно, чтобы желающие кратко обменялись впечатлениями. Если группа упала – это произошло случайно или кто-то хотел устроить «кучу-малу»? что чувствовали при этом другие участники?

Примечание. Возможно, у кого-нибудь из подростков подобное упражнение вызовет дискомфорт. Если это так, то нужно дать им высказаться: с чем именно, на их взгляд, это связано? (Варианты ответа «Плохое упражнение!» и т.п. не принимаются, нужно постараться конкретизировать, что именно вызывает дискомфорт в ситуации вынужденного физического сближения).

Упражнение «Совместный счёт»

Описание упражнения. Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до 10. хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой – «два» и т.д., договариваться же о порядке счёта нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счёт начинается сначала. В  простейшем варианте упражнение выполняется с открытыми глазами, в более сложном – с закрытыми (открывать их можно только между попытками). Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счёт в каждой из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а в рассыпную. Надо попытаться решить эту задачу без предварительной договорённости.
Психологический смысл упражнения. Развитие групповой сплочённости и умения координировать совместные действия.
Обсуждение. В чём причина того, что такое на первый взгляд простое задание не очень-то легко выполнить? А что можно сделать, чтобы выполнить его было легче? Интересно также обсудить динамику успешности выполнения этого упражнения по попыткам.
Каждая игра, вызвавшая заинтересованность участников, может повторяться в ходе тренинга 2-3 раза, желательно, с небольшими изменениями условий её проведения.

 

Групповая дискуссия «Факты о нас»

Описание. Участники делятся на 2-3 подгруппы, равные по числу участников и, желательно, с одинаковым соотношением мальчиков и девочек. Ведущий озвучивает адресованные подросткам вопросы. Подростки, которые могут положительно ответить на очередной вопрос, внутри своих подгрупп рассказывают об упоминаемых фактах более подробно: когда, где и при каких обстоятельствах имели место упоминаемые события, что конкретно они знают и умеют и т.п. После этого ведущий называет количество баллов, которыми оцениваются различные варианты ответов на вопрос, и внутри каждой из подгрупп подросток, выбранный на роль «счетовода», подсчитывает общую сумму баллов, набранную в подгруппе. Следует заранее предупредить участников, что это игра на честность, проверить в ней можно далеко не все варианты ответов.
Примерный перечень вопросов.
1.   Кто на каких музыкальных инструментах хорошо умеет играть? По одному баллу за каждый инструмент.
2.   Кто был на двух разных континентах – 1 балл. Кто был на трёх и более континентах – ещё по одному баллу за каждый континент (уточнение:Европу и Азию считать как разные континенты, граница проходит по Уральским горам).
3.   Кто был в Третьяковской галерее – 1 балл, если это произошло в течение последнего месяца – 2 (для жителей Москвы заменить на Эрмитаж).
4.   Кто когда-нибудь плавал на парусной лодке – 1 балл.
5.   Кто хотя бы раз в последний год близко видел пожар – 1 балл. Если когда-нибудь (не только в последний год) сам оказался в роли пострадавшего на пожаре – 2 балла.
6.   Кто и какой иностранный язык знает? Можешь объясниться на нём – 1 балл, разговариваешь свободно и читаешь без словаря – 2,  знаешь 2 или больше языков – 3.
7.   Кто уже самостоятельно зарабатывает деньги – 1 балл.
8.   Кто хотя бы раз за последний год катался на велосипеде – 1 балл, если упал – 2. Если это было катание с кем-нибудь вдвоём на одном велосипеде – 2 балла, упали – 3.
9.   Кто хотя бы раз за последний месяц был в театре – 1 балл.
10.        У кого за прошлый год все пятёрки – 3 балла, большинство пятёрок и нет троек – 2, большинство четвёрок и нет троек – 1 балл.
11.        Кто умеет кататься на роликовых коньках, скейте, сноуборде – по 1 баллу за каждый снаряд.
12.        Кто уже видел фильм «Гарри Поттер и кубок огня» - 1 балл.
13.        Кому когда-нибудь накладывали швы – 1 балл.
14.        Кто за последний месяц прочитал хотя бы одну книгу из тех, что не проходят в школе, - 1 балл.
15.        Кто уже был на психологическом тренинге помимо этого – 1 балл. Если был на двух и больше тренингах – 2.
На обсуждение каждого вопроса даётся в среднем 1-2 минуты, однако если он вызвал активную дискуссию – время целесообразно увеличить. Сначала вопросы задаются ведущим, потом имеет смысл дать каждой команде самостоятельно придумать и задать несколько вопросов.
 В конце дискуссии подсчитывается общая сумма баллов в каждой из команд,  подростки возвращаются в общий круг и делятся наиболее интересными фактами друг о друге, которые они узнали и запомнили на стадии работы в подгруппах.
Психологический смысл дискуссии. Подростки получают возможность более близко познакомиться, лучше узнать друг друга, рассказать о своих сильных сторонах и различных фактах из своего жизненного опыта.
Обсуждение. Когда подростки возвращаются в общий круг, их просят повторить наиболее интересные, на их взгляд, факты, которые они узнали друг о друге.

Упражнение «Встреча глазами»

Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача – встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило – кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение.
Возможна и противоположная постановка задачи – подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом.
Психологический смысл упражнения. Игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.
Обсуждение. На какие признаки ориентировались участники, выполняя это задание?

 

«НАШИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

Задачи:
  1. продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы.
  2. введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности её однозначного разделения на хорошую и плохую.
Структура занятия:
  1. Разминка «Построение круга».
  2. Упражнение «Поиск сходства».
  3. Психогеометрический тест.
  4. Упражнение «Запоминание позы».

 

Разминка  «Построение круга»

Описание упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчёлы (гудение позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подаёт повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удаётся, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.
Данное упражнение создаёт очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплочённости (может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время её построения.
Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Обсуждение. Что даёт эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виноватых, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

 

Упражнение «Поиск сходства»

Описание упражнения. Первый вариант. Группа встаёт в круг. Ведущий берёт в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т.п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние, потом – общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по  какому-либо вопросу и т.п.
Второй вариант. Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают. Если ведущий хочет оживить обстановку, можно не просто встать, а подпрыгивать с одновременным хлопком в ладони или совершать какое-либо подобное заметное движение. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются.  Можно выдвигать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например:«Встаньте все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»).
Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно  работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу.
Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо  больше, чем может показаться на первый взгляд.

Психогеометрический тест (Подробное описание теста: Алексеев, Громова, 1991. Идея проведения этого теста в движении позаимствована у И.Вачкова, 2000, с. 142-143). 
Также в рубрике "Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ" https://urlid.ru/bont ПСИХОГЕОМЕТРИЯ - – это практическая система анализа личности


Подросткам предлагается свободно перемещаться в пространстве под спокойную, размеренную музыку. Ведущий, сам перемещаясь вместе с ними, рассказывает, что разным людям удобно ходить по разным траекториям: кому-то по кругу, кому-то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому-то по незамкнутой траектории – зигзагом. По ходу рассказа ведущий сам показывает эти способы движения. Потом участникам даётся несколько минут для того, чтобы опробовать все эти траектории и выбрать наиболее удобную для себя. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует.
В принципе, после этого можно сразу перейти к обсуждению психологических характеристик людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. Однако  более эффективно использовать описанное выше упражнение не как самостоятельную диагностическую процедуру, а как прелюдию к проведению психогеометрического теста в его традиционном варианте. Участникам демонстрируются пять геометрических фигур и даётся инструкция:

 
 
 «Посмотрите на пять фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это – я!» Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на их изображение. Запишите её под №1.
Из оставшихся 4-х фигур опять выберите самую близкую вам и запишите её название под № 2.  И так  пронумеруйте все 5 фигур. Пожалуйста, постарайтесь обойтись без долгих раздумий!»
Далее ведущий, руководствуясь приведённой далее таблицей, рассказывает про психологические характеристики людей, предпочитающих различные геометрические фигуры. Участникам объясняется, что к ним в наибольшей степени применимы характеристики фигур, выбранных ими под номерами 1 и 2. что касается фигуры, оказавшейся на последнем месте, - это отвергаемые психологические свойства. Скорее всего, будет довольно сложно общаться с людьми, обладающими ими.
Данный тест основан на результатах серьёзных психологических исследований и несёт определённую психологическую информацию об индивидуально-психологических свойствах испытуемых. Но эта информация носит вероятностный характер (как, впрочем, и результаты любого другого психологического теста) – нельзя утверждать со 100%-ой точностью, что каждая из предложенных характеристик обязательно будет проявляться у каждого из испытуемых. «Чужая душа – потёмки», однако этот тест при всей внешней простоте и, возможно, нелогичности способен «попасть в точку» примерно в 80% случаев.
Следует обратить внимание подростков на тот факт, что в колонках «положительные свойства» и «отрицательные свойства» речь иногда идёт практически об очень сходных психологических характеристиках, просто выраженных разными словами (твёрдый в решениях – упрямый, щедрый – расточительный и т.д.). В самом деле, по сути эти психологические характеристики очень близки, а вот проявятся ли они как положительные или отрицательные – зависит от формы и условий их проявления. А ещё от того, как к ним относятся окружающие и сам человек.


фигура
Положительные психологические свойства
Отрицательные психологические свойства
К
В
А
Д
Р
А
Т
Организованный
Внимательный к деталям
Трудолюбивый
Рациональный
Благоразумный
Эрудированный
Упорный, настойчивый
Твёрдый в решениях

Терпеливый
Бережливый
Педант, дотошный, мелочный
Из-за деревьев не видит леса
Трудоголик
Холодный
Отчуждённый
Излишне осторожный
Не очень богатая фантазия
Упрямый, консервативный, сопротивляющийся
Выжидающий, затягивающий решения
Скупой
Т
Р
Е
У
Г
О
Л
Ь
НИК
Лидер, ведущий за собой
Принимающий ответственность Решительный
Сконцентрированный на цели
Ориентированный на суть дела
Конкурентный, нацеленный на победу
Уверенный в себе
Честолюбивый
Энергичный
Эгоцентричный, эгоистичный
Категоричный, не терпящий возражений
Нетерпеливый, прерывает других
Коварный, хитрый
Самонадеянный
Ориентированный на статус, карьеру
Неудержимый

ПРЯМО
У
Г
О
Л
Ь
Н
ИК
Возбуждённый, активный

Ищущий
Любознательный
Легко усваивающий новое
Чувствительный
Без лишних амбиций
Смелый
Напряжённый, в состоянии замешательства
Непоследовательный, непостоянный
Легковерный, внушаемый
Наивный
Эмоционально неустойчивый
С низкой самооценкой
Безрассудный
К
Р
У
Г
Дружелюбный, доброжелательный
Добродушный
Заботливый, поддерживающий, преданный
Сочувствующий
Великодушный
Щедрый
Способен убеждать других
Доверчивый
Спокойный
Рефлексивный (самоосознание)
Бесконфликтный
Нетребовательный, уступающий
Беспечный
Навязчивый
Болтливый, любит посплетничать
Склонность к самообвинениям
Расточительный
Играет на чужих чувствах
Легковерный
Ленивый
Не очень стремится к достижениям
Нерешительный
Слабый «политик»
З
И
Г
З
А
Г
Творческий подход к жизни
Теоретическая установка
Мечтательность, направленность в будущее
Интуитивность
Остроумие
Экспрессивность
Прямота
Стремление к новизне
Восторженность, воодушевлённость
Неорганизованность
Непрактичность
Нереалистичность

Нелогичность, непоследовательность
Эксцентричность
Несдержанность, непосредственность
Непостоянство настроения, поведения и отношений
Наивность

В психологическом консультировании широко используется приём «переклеивания ярлыков» - психологическое свойство, которое человек называет как негативное, просят назвать такими словами, чтобы оно предстало как позитивное, и наоборот, - что позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения. Такое упражнение представляется нам уместным в контексте данного занятия. Например, подростков можно попросить попробовать «переклеить ярлыки», связанные с такими качествами: послушный, прилежный, скупой, решительный, бесстрашный и т.д. При обсуждении обратить внимание на то, что каждое свойство характера может выступать и как положительное, и как отрицательное, зависит это от того, как сам человек им распорядится.

Упражнение «Запоминание позы»

Описание упражнения. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь  в своём положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде.  Иногда при  выполнении этого упражнения участники объединяются в подгруппы и строят настоящие «живые скульптуры».
Психологический смысл упражнения. Развитие наблюдательности по отношению к другим людям и отчасти тренировка памяти. В контексте данного занятия упражнение даёт возможность переключить внимание участников с абстрактных фигур и психологических характеристик на окружающих людей.
Обсуждение. Какие характеристики позы было легче запоминать?
Какие изменения в первую очередь бросались в глаза?


 

«СПЛОЧЕНИЕ И ДОВЕРИЕ»

Задачи занятия:
1.   продолжение работы по групповому сплочению,
  1. формирование доверительной обстановки.
На данном этапе работы уже можно рекомендовать включать упражнения, предъявляющие повышенные требования к взаимному доверию и умению координировать совместные действия. Это занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода.
Структура занятия:
  1. Разминка «Скалолаз».
  2. Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия» («Восковая свечка»), «Падение в пропасть», «На пальцах».

Разминка «Скалолаз»

Описание упражнения. Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперёд тел. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.
Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки – участники с одного конца «скалы» поочерёдно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в неё.
Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки телесного контакта и пластика движений. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.
Обсуждение. Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения?
Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

УПРАЖНЕНИЕ «Передача движений»

Описание. Участники встают в круг в затылок друг другу, чтобы расстояние между ними было 30-40см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди подростка (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника и т.д.). Тот делает такое же движение, касаясь следующего, и т.д., пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится следующий подросток, пускающий по кругу очередное движение. Когда в роли водящих уже побывали половина подростков, ведущий тренинга даёт команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движение в обратном направлении. Для выполнения этого упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы чередовались мальчики и девочки.
Психологический смысл упражнения. Развивается телесная чувствительность, происходит сплочение группы, возрастает эмпатия между участниками.
Обсуждение. Какие движение больше всего понравились?
Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после прохождения круга?
А может, кому-нибудь было неприятно?
 Если это так, то какие именно движения не понравились и с чем, на взгляд участников, это могло быть связано?

Упражнение «Маятник» (раскачивание третьего в парах)
Описание. Участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120-150 см, держа руки ладонями вперёд на уровне груди. Третий участник встаёт между ними, расслабляется и начинает свободно падать вперёд или назад на руки одного из двух. Их задача – мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, средний участник свободно и расслабленно раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый. Это упражнение, как и последующее, оставляет довольно широкий простор для творчества ведущего: можно менять расстояние между партнёрами (если кто-нибудь боится выполнять упражнение, то сначала расстояние должно быть минимальным, потом оно увеличивается), состав ловящих и т.д. Эффективность упражнения повышается, если оно проходит под спокойную, расслабляющую музыку, а ведущий уместными фразами создаёт соответствующее настроение.
Психологический смысл упражнения. Упражнение стимулирует развитие взаимного доверия участников. Кроме того, он развивает умение расслабиться, снять напряжение, создаёт возможности для тактильного контакта.
Обсуждение. Что вы чувствуете, когда к вам прикасаются руками?
Бывают руки мягкие и надёжные, их прикосновение приятно. Если же руки жёсткие, грубые – их прикосновение не радует. А какие руки у вас?
Кстати, а доверяете ли вы собственным рукам?

Упражнение «Круг доверия» («Восковая свечка»)
Описание. Упражнение похоже на предыдущее, но раскачивание происходит не в парах, а в небольшом плотном кругу. Диаметр круга около 1,5 м, водящий находится в центре. Оптимальной является ситуация, когда круг составляют 8 человек, юноши и девушки стоят через одного. Обмен впечатлениями происходит после каждого качания.
Необходимо следить, чтобы раскачивающие не применяли излишнюю физическую силу, так как это не только снижает эффективность упражнения, но и может привести к развалу круга. Упражнение ориентировано на проявление не физической силы, а взаимной ответственности и эмпатии.
Психологический смысл, обсуждение – как в упражнении «Маятник».

Упражнение «Падение в пропасть»

Описание. Участник забирается на возвышение (это может быть подоконник, предметы мебели и т.п.), становится спиной к его краю и падает спиной на руки ловящих его других членов группы. Ловят его 7 или 9 человек, 6 или 8 из которых образуют соответственно 3 или 4 пары (в парах участники находятся лицом друг к другу на расстоянии 60-70 см), а один стоит отдельно и страхует, чтобы падающий        не ударился головой. Ловящие вытягивают руки вперёд, пары могут сцепить их. Падающий участник должен обхватить себя руками за плечи (иначе он может ударить ловящих) и после команды ведущего: «Готово» свободно упасть на спину. При желании участников можно произвести модификации упражнения: падать лицом вперёд, вдвоём, обнявшись.
Для выполнения упражнения допустима высота 2,5 м. Желательно, чтобы среди ловящих была хотя бы одна пара физически крепких молодых людей, их целесообразно размещать в середине или ближе к голове. При малом количестве участников ловящих может быть всего пятеро, но тогда допустимы только одиночные падения, высота не более 1, 5 м. Следует строго соблюдать технику безопасности.
ü  Исключить возможность подвижки  или опрокидывания предметов, с которых производятся прыжки. Если для этого используется стул, поставленный на стол, или нечто подобное, то кто-то обязательно должен крепко держать это сооружение.
ü  Прыжки производить только после команды ведущего о готовности.
ü  Нужно следить, чтобы падающие в полёте не раскидывали руки в стороны.
Следует избегать применения этого упражнения в группах, участники которых склонны к непредсказуемым действиям или недостаточно подчиняются распоряжениям ведущего. Если в качестве возвышения используются предметы мебели, нужно заранее позаботиться о подстилке, чтобы не пачкать их обувью.
При проведении этого упражнения порой бывает сложно найти первого добровольца. В таких случаях обычно удаётся «купить» подростков на то, что упражнение описывается как очень сложное и ведущий выражает сомнение, что в данной группе его удастся провести. После этого провести его удаётся практически всегда. Обычно упражнение вызывает большую эмоциональную вовлечённость, многие участники желают повторить его. Чтобы избежать преждевременной потери интереса к нему, целесообразно давать каждому желающему не более 2 попыток за занятие.
Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие взаимного доверия; развитие навыков координации совместных действий; обеспечение эмоциональной вовлечённости участников в тренинг; снижение интенсивности страхов участников.
Обсуждение. Наверняка большинству участников было страшно участвовать в этом упражнении, хотя бы в первый раз. Как именно переживался этот страх?
Что помогло его преодолеть?
Можете ли вы привести примеры ситуаций, в которых подростки находят переживание страха приятным и специально «охотятся» за этой эмоцией?

Упражнение «На пальцах»

Описание. Доброволец ложится спиной на стол, вокруг него становятся 9-10 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы своих рук (руки при этом расположены ладонями вверх или в стороны, но только не вниз). По команде ведущего они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается в воздухе, лежа, в буквальном смысле, на пальцах своих товарищей. Его торжественно проносят кругом по помещению после чего аккуратно возвращают на место (проследите, чтобы участника несли вперёд головой, а не ногами, поскольку это вызывает у многих людей неприятные переживания, ассоциируясь с проводами в последний путь). Группа, даже состоящая преимущественно из девочек, без особого труда поднимает таким способом участников весом до 70-80 кг.
Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует повышению уровня взаимного доверия участников и ярко демонстрирует, как внешне трудновыполнимая задача легко выполняется с минимумом усилий, достаточно лишь чётко скоординировать усилия многих людей.
Обсуждение. Производится обмен чувствами, возникшими в процессе нахождения «на пальцах» (здесь уместно поговорить и о том, как подростки понимают смысл этой фразы). Обращается внимание на то, что при чёткой координации совместных усилий порой удаётся без особого труда выполнить и то, что внешне представляется чем-то из области фантастики (перед началом упражнения подростки, как правило, выражают серьёзные сомнения в его выполнимости).

Состояние доверия.  (Индивидуальная работа в тетради).
Изобразить состояние доверия на бумаге. Если останется время, рисунки можно показать друг другу и обсудить.

 


 https://urlid.ru/bonh ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

https://urlid.ru/boni ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonk ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.
https://urlid.ru/bonm ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonu ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 5. МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ.

 СОДЕРЖАНИЕ РУБРИКИ «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» (ссылки на статьи, тесты, методики, игры)


Разработки некоторых занятий, игр, конкурсов, тестов по программе «Познай себя» находятся в рубрике «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1  на моём блоге http://passna.blogspot.ru/

Информационный материал для бесед на нравственное воспитание Вы можете найти на моём блоге в рубрике «Статьи» http://qps.ru/qTVSu,
в рубрике «Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
и в рубрике «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH        А также в электронной книжке «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

Опыт работы "Формирование ценностных ориентаций воспитанников посредством эмпатии" (воспитание нравственных качеств через общение с животными) на странице "Профессиональный опыт. Образовательные программы по экологии и психологии для школьников" -    http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_85.html

Разработки некоторых занятий, игр, конкурсов, тестов по программе «Мир живой природы» Вы найдёте на моём блоге в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» по ссылке http://qps.ru/z3NEQ   

А также в электронной книжке «Программа по экологии «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

О моём блоге Вы можете прочитать здесь http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_10.html

Профессиональный опыт.
Образовательные программы для старшего поколения 
http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Образовательные программы по экологии и психологии для школьников http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_85.html


ТАК ЖЕ В МОЁМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ: 
Сценарии мероприятий для людей пожилого возраста находятся в рубрике блога http://qps.ru/Eaz4Bи в 10ти электронных книжках «Сценарии на каждый день» https://yadi.sk/i/BykGJ6qb3ExmmP

Сценарии занятий клуба для старшего поколения «Советская песня» Вы найдёте по ссылке http://qps.ru/HjlQ1и в электронной книжке «Советская песня. Сценарии.» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v

Мои впечатления о работе с этой категорией граждан Вы можете прочитать на моём блоге по ссылке http://qps.ru/mY0iy


Комментариев нет:

Отправить комментарий