среда, 29 ноября 2017 г.

КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? Вводное занятие в тему

«КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? 

ВВЕДЕНИЕ.»

Занятие для детей младшего и среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования

ЦЕЛЬ занятия: 
выявление базовых знаний о животных, живущих с человеком и рядом с человеком (домашних и синантропных животных); 
о значении этих животных для человека.


НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- табло с прозрачными карманами для картинок
- картинки – изображения животных, о которых будут вопросы, с номерами.

Для первого тура: 1. свинья  2. Корова  3. Кошка  4. Коза  5. Мышь, крыса    6. Верблюд    7. Собака   8. Олень   9. Конь, лошадь

Для второго тура: 1. Скворец   2. Воробей   3. Паук   4. Петух, курица    5. Ласточка    6. Сорока   7. Утка   8. Пчела   9. Гусь

- карточки с крупными цифрами от 1 до 9 для каждого участника мероприятия, размером примерно 3 на 6 см
- конфеты или любые другие небольшие сувениры
- жетоны – картонные карточки размером примерно 3 на 3см (пуговицы, всё, что подойдёт по количеству – много)
- грамоты за 1-е, 2-е, 3-е,… место
Например, такие:


В конкурсе-эрудиционе
«КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ?»
За ______ место
награждается
__________________________
«Живой уголок»
_____________



ХОД ЗАНЯТИЯ:
Сегодня, ребята, мы начинаем изучение новой темы: «Кто с человеком живёт?».

Кого из животных, живущих с человеком, вы знаете?
Кошка, собака, лошадь, корова, коза, овца, курица, индюк, гусь, утка, … верблюд,… - как называют этих животных?         ДОМАШНИЕ.

Но с нами рядом живут и мыши, крысы, тараканы, мухи, пауки, блохи, вши, постельные клопы, клещи, … моль платяная, муравей комнатный, крот, …  Как назовём этих животных?  Вредители?... Паразиты?...

Хорошо! А паук? Какой вред паук наносит человеку? Ну, кроме  того, что паутина портит внешний вид нашего жилья? …. Кстати, для чего пауку паутина? …. Так, что же получается? Паутина тоже нам на пользу? …
Представьте себе! Паук приносит неоценимую помощь в животноводстве! В коровниках на фермах под потолком делают специальные арки, чтобы было больше паутины! Пауки ловят паутиной мух, которые очень раздражают коров. А чем меньше мух, тем коровы спокойнее, и тем больше они дают молока.

Кстати, и про муху мы узнаем много интересного, но в другой раз.

А пока вспомните, кого из животных вы видите на улицах нашего города?
Кошка, собака,… воробей, ворона, сорока, синица, галка, голубь, ласточка, стриж, скворец, грач, снегирь, свиристель, дрозд, … дятел, щегол, чечётка, овсянка, … аист, … на Севере северный олень…
Они тоже живут рядом с человеком!

И у животных, которые приспособились жить «под боком» у человека, в жилище ли, на улице ли, (они поменяли свой образ поведения, среду обитания) есть специальное определение, таких животных называют СИНАНТРОПНЫМИ.

Разбираться  - кто из них полезен для человека, кто только вред приносит, раскрывать секреты приспособленности этих категорий животных мы будем на следующих занятиях. Вы узнаете историю появления этих животных рядом с человеком, их значение для человека, образ жизни в природе в сравнении с жизнью рядом с человеческим жильём,…

С темами и видами занятий вы можете познакомиться на стенде:
1.     Виды домашних животных, цель их содержания, условия; значение полезных и вредных животных по отношению к человеку. Альбом загадок «Кто с человеком живёт?». Определить животных по голосу (магнитофонная запись).
2.     «Непрошенные квартиранты» (мыши, крысы, тараканы, мухи, муравьи,…). Книга «Мирские захребетники». Кроссворд «Кто рядом с человеком живёт?».
3.     «Кошка, какая ты?». Альбомы «Всё о кошках». Д/и «Составь 10 названий домашних животных». Викторина «Всё о кошках».
4.     Экскурсия по городу «Как живёшь, бродячий друг?».
5.     «Самый верный друг человека – собака». Викторина о собаках. Альбом «Профессии собак», «Породы собак», «Друг, сирота, киллер». Рассказ о своём подопечном.
6.     Просмотр части в\ф «Собаки и их родичи». Обсуждение. Сравнение.
7.     «На коне через века». Д/и «Что мы знаем о тех, кто с человеком живёт?». Рисунки.
8.     Просмотр части в/ф «История человечества».
9.     «Наши кормилицы: коза и корова». Д/и «Рядом с нами», кроссворд «Рядом с нами». Д/и «От кого телеграмма?».
10. Экскурсия «Идём в гости к …» (корове, козе, курице,…). Обсуждение.
11. «Курица – не птица и другие птицы». Кроссворд загадок «Рядом с человеком», кроссворд «Кто с человеком живёт?» и др.
12. Конкурс-эрудицион «Кто с человеком живёт?». Подведение итогов по теме.

А вот что вы уже знаете об этих животных, мы попробуем сейчас выяснить. С помощью конкурса-эрудициона «Кто с человеком живёт? Введение.»

Напоминаю правила игры:
- на табло картинки тех животных, о ком будут вопросы в конкурсе, под номерами:
Тур 1.
1.   Свинья                             4. Коза                             7. Собака
2.   Корова                             5. Мышь, крыса                8. Олень
3.   Кошка                              6. Верблюд                       9. Конь

Перед вами на столах карточки с цифрами от 1 до 9.
После вопроса, молча, на счёт 1, 2, 3 – поднимаете карточку с цифрой соответствующего животного.
За правильный ответ – жетон.
По количеству жетонов, то есть правильных ответов, оцениваются ваши знания. за 1-е, 2-е, 3-е место – грамоты и небольшие призы.

Тур 2.
1.   Скворец                     4. Петух, курица                7. Утка
2.   Воробей                     5. Ласточка                        8. Пчела
3.   Паук                          6. Сорока                           9. Гусь

Примечание: вопрос слушаем внимательно – часто в словах вопроса подсказка к ответу.
              
ТУР 1. ЧАСТЬ 1. ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ – РАЗМИНКА. 
                            Вопрос                                           №       Картинка
                                                                             В ответе       
Глазищи, усищи, хвостище,                                         3        Кошка
А моется всех чище.                                                                          
Под полом таится, кошки боится.                                 5    Мышь, крыса
Не говорит, не поёт, а кто к хозяину придёт,                7       Собака
Она знак подаёт.
Пятак есть, а ничего не купит.                                     1        Свинья
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.                        2        Корова
Он и стройный, и красивый, у него густая грива,          9         Конь
Мчится он быстрее ветра – первый друг он человека.
Борода да рожки бегут по дорожке.                             4         Коза
Караван в песках идёт, зверь горбатый груз везёт.      6         Верблюд
Кто на своей голове лес носит?                                    8         Олень

            ТУР 1. ЧАСТЬ 2. ВИКТОРИНА «КТО ЭТО?»
У кого девять жизней?                                                 3         Кошка
Самое образованное животное, у которого может         7         Собака
быть много специальностей.
Из-за кого человеку пришлось приручить кошку?        5   Мышь, крыса
Какое животное называют хавроньей?                         1         Свинья
Продукт от этого животного продаётся во всех             2         Корова
продовольственных магазинах.
Кому при покупке в зубы смотрят?                               9         Конь
У кого берут и молоко, и шерсть, и шкуру, и мясо?       4         Коза
Кого достаточно кормить раз в месяц?                         6          Верблюд
Чей возраст можно определить по рогам? (2 вар.)      8, 2   Олень, Корова

ТУР 1. ЧАСТЬ 3. «КТО ЛИШНИЙ?»
По полезности человеку.                                             7   Мышь, крыса
По территории обитания (2 вар. ответа)                      6, 8 Верблюд, Олень
Кто нас НЕ одевает? (2 вар. ответа)                            3, 5    Кошка, Мышь
По внешнему виду.                                                     1         Свинья
                                                                                        (нос, шкура)   
По «обуви»: не копыта и не подушечки на лапах. 6 Верблюд                                                                                                                                                  (мозоленогий)

ТУР 1. ЧАСТЬ 4. «ПРИМЕТЫ ПО ПОВЕДЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ЖИВОТНЫХ»
Перед морозами спит, закрыв лапой нос.                      3         Кошка
Если катается по земле – будет дождь или снег.            5         Собака
За 2 недели до землетрясения уходят из дома, или        7   Мышь, крыса
покидают корабль.
Перед едой не набрасываются на еду, а лениво            1         Свинья
Ковыряются и расшвыривают по сторонам.
Перед бурей и грозой спешат в стойло.                         2         Корова
Перед бурей или грозой беспокоится, фыркает,             9         Конь
стучит ногами.
Перед песчаной бурей ложится на землю.                      6         Верблюд

ПЕРЕМЕНКА! ИГРА В «КОШКИ-МЫШКИ». (Смена картинок на табло)

ТУР 2. РАЗМИНКА – ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ, НАСЕКОМЫХ И ПАУКАХ.
Он в мундире ярком, шпоры для красы,                       4         Петух
Днём он – забияка, поутру – часы.
Вдоль по речке, по водице плывёт лодок вереница.     7         Утка
Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит,          9         Гусь
Лопатой ест.
Бела, как снег, черна, как жук,                                   6         Сорока
Вертится, как бес, повернулась – и в лес.
На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его…    1         Скворец
Маленький мальчишка, в сером армячишке,                 2         Воробей
По двору шныряет, крохи собирает,
По полям кочует – коноплю ворует.
Спереди – шильце, сзади – вильце,                             5          Ласточка
Сверху – чёрное суконце, снизу – белое полотенце.
Он сети, как рыбак готовит, но рыбу никогда не ловит.  3       Паук
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,               8         Пчела
Похлопочет над цветком – он поделится медком.

ТУР. 2. ЧАСТЬ 2. ВИКТОРИНА  «КТО ЭТО?»
Какие птицы участвуют в боях для развлечения           4         Петух
человека?

До какой птицы «доходит» на 7е сутки? (из поговорки) 7       Утка

Кто нам лекарство от простуды готовит?                        8         Пчела

Любимая птица деревенских жителей.                           5         Ласточка

Какая птица увлекается воровством блестящих              6         Сорока
предметов?

У какой птицы перья смазаны жиром?                            9          Гусь

Самая многочисленная птица около человеческого        2     Воробей            
жилья.   

Кого человек зря уничтожает, только из-за неприязни?  3      Паук

Для какой птицы человек дома строит?                          1      Скворец

ТУР 2. ЧАСТЬ 3. «КТО ЛИШНИЙ?»

Не птица и не насекомое.                                              3      Паук

Кто в доме с человеком живёт? (в комнате)                   3       Паук

Кто всегда молчит, т.е. кого мы совсем не слышим?       3       Паук

Кто приносит вред, разоряя птичьи гнёзда?                   6       Сорока

Когда их много, они уже могут быть опасны                   2       Воробей
для нашего сада, урожая.

Кто летать не умеет? (2 вар.)                                      4, 3     Петух, Паук

Кто дождя боится? (2 вар.)                                         4, 8    Петух, пчела


ТУР 2. ЧАСТЬ 4.  ПРИМЕТЫ….

Перед дождём прячется под крышу, сидит                   4   Курица, петух
нахохлившись.

Купаются в пыли, хлопают крыльями – жди дождя.     9          Гусь

Кричит, трещит, с места на место перелетает –            6         Сорока
дождь называет.

Перед плохой погодой в комочек сворачивается.         3         Паук

К дождю или холоду сидит на ветке нахохлившись.     2         Воробей

Если эти птицы летают низко – быть дождю.                5         Ласточка

Перед дождём радостное оживление.                           7         Утка

Перед дождём не летают, прячутся в свои дома.           8         Пчела


ТУР 3. СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗ ПОДСКАЗКИ-КАРТИНОК.

1.   Сколько пород кошек? (около 200)

2.   Какие специальности бывают у собак? (Сторож, охотник, пастух, рыболов, рудознатец, таможенник, пограничник, спасатель, ищейка, подрывник, космонавт, лекарь, «подопытный кролик», нянька, поводырь, … )

3.   Размеры самой маленькой собачки (из Книги рекордов Гиннеса). (высота 6,3см, длина 9,6см)

4.   В чём различие между крысой и мышью? ( внешне крыса больше мыши, хвост у крысы толще и покрыт «чешуйками», крыса медлительнее, агрессивнее и умнее,…)

5.   Русские породы кошек. (Архангельская голубая, сибирская, …)

6.   Какая польза человеку от голубя? (поедает семена сорных трав,  удобрение – гуано, есть мясные породы, почтовая связь, спортивные соревнования, «подопытные кролики», символ мира – беззлобная, доверчивая птица)

7.   Можно ли ворону назвать санитаром города? (да, они уничтожают отбросы на помойках, трупы животных, как, кстати, и мухи, вернее, их личинки)

8.   Кого мы называем паразитами? (живущих за счёт других существ – блохи, вши, постельные клопы, комнатные тараканы, комнатные мухи, комнатные муравьи, платяная моль, чесоточный клещ, домовые мыши и крысы,… - они оторваны от природы и не являются звеном, например, пищевой цепи) 


А теперь подсчитываем заработанные жетоны. (На доске пишутся имена участников занятия и количество баллов у каждого).

Грамоты за первые места получают ….

Все молодцы и умницы! Всем по конфетке!      

На следующем занятии узнаем, кого называют «непрошеными квартирантами».


ЗАДАЧИ:
- вспомнить животных, живущих рядом с человеком,
- правильно оценить полезность животных для человека (определение насекомых-паразитов)
- заинтересовать детей дальнейшим изучением темы
- понять, что любое живое существо – важное звено в природе

МЕТОДЫ: иллюстрационный (зрительная память + игра-конкурс)

ПРИЁМЫ: ситуация занимательности, стремление выиграть

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- активность детей
- правильное распределение животных по значимости для человека, для природы в целом

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- наглядно-иллюстрированный материал (картинки с видами животных)
- викторины о животных
- загадки
- приметы


  Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb


  

Комментариев нет:

Отправить комментарий