вторник, 14 февраля 2017 г.

Эмпатия особый способ понимания другого человека

«ЭМПАТИЯ – ОСОБЫЙ СПОСОБ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА» (информация к беседе)
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?
              В.Маяковский

Подобные вопросы, в той или иной форме, задаёт себе и окружающим каждый подрастающий ребёнок. Какие поступки считать хорошими и благородными, а какие – нет, и на что при этом ориентироваться? Что такое справедливость, честность, порядочность?


С психологической токи зрения мораль – это убеждения о допустимости и недопустимости различных видов поведения, мыслей и чувств. Она включает такие способности:
Различать, что правильно, а что неправильно, какое поведение является допустимым, а какое – нет;
Управлять своими действиями на основе этого различия. Морален и порядочен не тот, кто умеет красиво рассуждать, «что такое хорошо и что такое плохо», а тот, кто на основе этих рассуждений ещё и ведёт себя  соответствующим образом;
Реагировать на соблюдение либо нарушение моральных норм, испытывая гордость или, наоборот, вину и стыд (именно это реагирование называется совестью). И, естественно, руководствуясь этим в своём поведении.

В качестве порядочного и морального поведения рассматривается то, что позволяет сделать приятно окружающим людям, принести им пользу. Люди руководствуются нравственным правилом «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Например, рассуждают так: «Воровать нельзя: ведь это так больно и неприятно тому, кого обворовали… Представь, что с тобой самим так поступили, и подумай, каково оказаться жертвой кражи!» «Нужно помочь другу: ему это будет приятно, а друзей надо радовать»

Есть одно важное различие между суждениями детей и взрослых о порядочности и справедливости. Дети судят об этом думая, в первую очередь, о тех последствиях, к которым привело поведение. А взрослые о том, какими намерениями оно вызвано. Кто заслуживает более строгого наказания: то ребёнок который разбил пять чашек, помогая маме мыть посуду, или тот, кто разбил всего одну чашку, когда без разрешения полез в сервант за вареньем?

Дети обычно считают, что первый, ведь он учинил куда больший разгром. Взрослые обвиняют второго: с их точки зрения, дело не в том чего и сколько он в конечном счёте расколошматил, а в том чем он при этом руководствовался: стремлением помочь или сделать что-то вопреки запрету.

Практически все люди считают себя порядочными и моральными вне зависимости от того, каково их реальное поведение. Ведь крайне редко кто считает себя аморальным, подлым и непорядочным.

Взрослея, молодые люди  начинают применять сами к себе те же критерии оценки порядочности/непорядочности поведения,  что и к окружающим. И ждут, соответственно, что и окружающие будут подходить к оценке поведения самих себя и других людей с одинаковых позиций.

При взрослении начинается осознание своего места в жизни. В раннем подростковом  возрасте – это подражание взрослым (родителям, учителям), ориентация на их ценности и признание их авторитетов.
Потом происходит переориентация на сверстников.
Наступление взрослости знаменует отказ от поиска готовых объектов для подражания. 

При идентификации (уподобления себя другому) мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнёра по общению.  Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы Вы на моём месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун походить в его мокасинах».

В широком смысле, формировать свою идентичность – значит набирать и осмысливать жизненный опыт, превращая его в своё «Я».
Когда идентичность сформирована, человек приобретает некое внутреннее «ядро» - твёрдые убеждения, принципы, взгляды, жизненные цели. Он знает, кто он и чего хочет добиться в жизни, и поэтому его поведение целенаправленно и настойчиво. Но одновременно с этим он способен проявлять и гибкость, менять своё поведение с учётом требований той ситуации, в которой он оказался.

Иногда развитие происходит таким образом, что у человека идентичность формируется как будто «со знаком минус».  Он начинает воспринимать себя в негативном свете и отторгать любые попытки повлиять на себя. Формируется негативизм: склонность вести себя противоположно тому, что является принятым, одобряемым, желательным с точки зрения окружающих, активное отрицание любого внешнего влияния. 

Такой подросток напоминает ребёнка трёхлетнего возраста, которому всё время требуется идти не важно, куда именно, но… обязательно в сторону, противоположную той, куда его ведут родители. При ярком проявлении отрицательной идентичности подросток демонстрирует открытое презрение ко всем ценностям окружающих, ведёт себя откровенно вызывающе, а на любую попытку положительно повлиять на него реагирует по принципу «с точностью наоборот».

При неблагоприятном развитии подросток начинает особенно враждебно относиться к тем людям, которые обладают тем, чего хотелось бы достигнуть ему, но не удалось. Это может проявляться по-разному: от банальной зависти к сверстникам до так называемого «кризиса авторитетов».  В такой ситуации те, чьим мнением молодой человек раньше столь дорожил и на кого стремился быть похожим, вдруг начинают вызывать неприязнь, а то и агрессию. Это происходит тогда, когда подросток понимает, что не может достигнуть успехов их уровня.

Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением - эмпатией. ЭМПАТИЮ также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идёт об ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЧУВСТВОВАНИИ ИЛИ СОПЕРЕЖИВАНИИ ДРУГОМУ, а не о рациональном осмыслении его проблем. 

Переживание человека не остаётся незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, соучастие) являются одной из важных характеристик личности. Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. 

В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен.

Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, много повидавшие на своём веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.

Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами – не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ставим себя на место другого человека, это значит, что мы ведём себя так же, как обычно ведёт себя этот другой.

В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступать можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. 
Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнёру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни.
Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям собеседника. 

Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). 

Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с человеком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно оказывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им в подготовке к приёму гостей.

Это высшая форма эмпатии – действенная – характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребёнка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.

В том случае, когда познание партнёра по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об АТТРАКЦИИ. Аттракция  (дословно – привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных чувств партнёров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугороднего автобуса скорее поймёт проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающие их взрослые.

Для того чтобы правильно понять партнёра по общению, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять о, как он воспринимается партнёром по общению, получила название РЕФЛЕКСИИ. Понятие «рефлексия»   возникло очень давно. Ещё Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется ещё и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего, его личностные особенности, умственные способности и эмоциональные реакции.

Когда одна группа людей стремится понять, как она оценивается другими, то рефлексия называется групповой. Данное умение особенно важно для руководства предприятиями, политических партий, так как от этого будет зависеть их авторитет. Именно для этого социологические службы проводят многочисленные опросы общественного мнения. Лишь учитывая его, можно строить свои дальнейшие планы, видеть перспективу.

Стремясь познать другого человека, верно оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определённую систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т.е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие  поступки вашего партнёра. 
(Информация из книг:
- Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2007. – 224с.
- Рогов Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 335с.)

 …Сострадание часто смешивают с жалостью… Жалость предполагает отделение нас от того, кого мы жалеем, расстояние между нами. Сострадании же – это страдание совместно, это совместное сопереживание боли, разочарований, трагедий наших близких…

…Снова и снова, каждый раз, мы должны противопоставлять тревожным мыслям наше понимание, осознание того, что подобные мысли приходят к нам из подсознания, что в подавляющем большинстве разного рода страхи и беспокойства – это плод нашего воображения, что такие мысли переменчивы и иллюзорны,  лишены реальности, а реально лишь то, что постоянно присутствует здесь и теперь – Радость и Безмятежность, к которым надо только подключиться…

Устранению привычных отрицательных эмоций и выработке доброжелательного, любовного отношения к людям, к жизни может помочь и такой метод: как только Вы вспомнили о ком-либо, точнее, как только Вы осознали, что вспомнил о ком-либо, направьте на мысленный образ этого человека из духовного сердца энергетический поток любви.

Его легко направлять на тех, кого мы любим, о ком нам приятно вспоминать. Но очень сложно направлять поток любви на тех, о ком мы вспоминаем с обидой, с горечью, с тревогой, со стыдом, ещё сложнее направлять поток любви на наших «врагов». А если мы сумеем как бы пропускать энергию любви сквозь ощущение отрицательной эмоции в середине груди, через  щемящую боль в духовном сердце и при этом не уходить от этой боли, то мы придём к трансформации негативных эмоций в Радость, Безмятежность и Любовь.

Воздействие наших мыслей, нашей энергии на мысленный образ какого-либо человека может быть почти столь же реально как и наше воздействие на человека, которого мы видим непосредственно. Подобный мысленный образ какого-либо  объекта в науке называется в последние годы «фантомом». 

Страдания и сострадание необходимы человеку на любой стадии его развития для продолжения духовной эволюции, которая бесконечна… Сострадание особенно благодетельно для нас, т.к. в отличие от собственных скорбей, тоски и болезней, истинное сострадание не сопровождается энергетическим истощением, унынием, отчаянием.

Сострадание очищает нас гораздо более гармонично, чем страдание. Очищение через сострадание можно сравнить с физиотерапией, тогда как очищение через страдание похоже на работу хирурга.

Человек очищается через сострадание тогда, когда у него появляется понимание и ощущение единства всех живых существ. В это отличие сострадания от жалости из чувства долга или от эгоистического ожидания взаимности… И поистине благодетельно для нас самих, если мы как можно чаще будем ставить себя на место страдающего ближнего и даже страдающего незнакомого нам дальнего существа… («Очищение через любовь» ленинградский учёный В.Немцович, Статья в журнале «Путь к себе» № 13, стр. 7-9).

Другие статьи  на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
«Самопознание»   http://qoo.by/2aKx

И в других рубриках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий