вторник, 10 января 2023 г.

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ ПО ТУРГЕНЕВСКИ Сценарий литературно-музыкальной программы ко Дню влюблённых для людей пожилого возраста

 

фото из  интернета

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ ПО ТУРГЕНЕВСКИ

Сценарий  познавательной литературно-музыкальной программы ко Дню влюблённых для людей пожилого возраста

 

В зале два плаката с высказываниями Тургенева:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Иван Сергеевич Тургенев

Тайны человеческой жизни велики, а любовь — самая недоступная из этих тайн.

Иван Сергеевич Тургенев

 

Сегодня мы поговорим о любви... Как это чувство описывает писатель Иван Сергеевич Тургенев, какие слова находит … И будем петь песни о любви и читать стихи о любви.

 

Вначале немного о самом писателе.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

1818—1883

«Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались... простотой и отсутствием аффектации....(Аффектация — неестественная возбужденность в поведении, речи.) Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей...»

П. А. Кропоткин

 

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Луниным, первым своим учителем. Под влиянием Лунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

 

Время учения Тургенева сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университетах было временем романтических привязанностей, увлечений, большого интереса к наукам, искусствам: молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о добре, красоте, истине. Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 году и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

 

Писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его героев.

Всесильная по отношению к человеку, ночь сама по себе лишь миг в живом дыхании космических сил природы, восстанавливающих в мире свет и гармонию:

 

«Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

 

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого, далекого неба. Тургенева поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. «Я не выношу неба, — говорит он, — но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю».

 

 Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жесткому ритму годового природного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ранней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под свист осеннего ветра или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова...

 

Человек в произведениях Тургенева подчинялся историческим обстоятельствам, своим чувствам и написанной на небесах судьбе, таинственно от него скрытой, но непосредственно влияющей на мотивы его поступков и на сами поступки.

(Заранее среди участников мероприятия распределены тексты фрагментов литературных произведений и стихов.

ПРИМЕЧАНИЕ: тексты сканированы и переведены в документ WORD с помощью программы FineReader. Перед печатью тексты необходимо проверить, возможно слияние слов. Тексты стихов и отрывков из литературных произведений раздаются заранее участникам мероприятия. Затраченное время, возможно, часа полтора, - зависит от «расторопности» участников.)

 

Повесть «АСЯ»

1

Отрывок из произведения Тургенева «АСЯ» прочитает ___________

«Старик поднял весла — и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и все любит... Нет! во мне зажглась жажда счастия. Я еще не смел назвать его по имени, — но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чем томился... А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами.

Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней, ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только с вчерашнего дня я узнал ее; до тех пор она отворачивалась от меня. И вот, когда она раскрылась наконец передо мною, каким пленительным светом озарился ее образ, как он был нов для меня, какие тайные обаяния стыдливо в нем сквозили...

Бодро шел я по знакомой дороге, беспрестанно посматривая на издали белевший домик; я не только о будущем — я о завтрашнем дне не думал; мне было очень хорошо.

Ася покраснела, когда я вошел в комнату; я заметил, что она опять принарядилась, но выражение ее лица не шло к ее наряду: оно было печально. А я пришел таким веселым! Мне показалось даже, что она, по обыкновению своему, собралась было бежать, но сделала усилие над собою — и осталась.»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «АСЯ».

 

БЛАГОДАРИМ ЧТЕЦОВ БУРНЫМИ АПЛОДИСМЕНТАМИ и сейчас и далее!

 

Стихотворение Александра Пушкина  прочитает __________________

 

ПРИЗНАНИЕ

Я вас люблю, — хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно — я зеваю;

При вас мне грустно — я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь — мне отрада;

Вы отвернетесь — мне тоска;

За день мучения — награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя, —

Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам мое несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоем,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

1826

Александр Пушкин

 

С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки» — Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности.

 

Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя образ «тургеневской любви». Все тургеневские герои проходят испытание любовью — своего рода проверку на жизнеспособность.

 

Тургенева интересуют разные по своим психологическим и нравственным качествам люди. В повести «Ася», например, писатель обратился к несходным по своему социально-психологическому облику персонажам. Их любовное свидание закончилось неудачно не только потому, что герой безволен и неспособен на решительный поступок, но и вследствие неодинаковости натур, темпераментов, жизненного опыта и отношения к такому ответственному чувству, как любовь. Он как типичный «лишний человек», который пасует всякий раз, когда жизнь требует от него решительного поступка. Герой невиновен в своем несчастье. Его погубила не душевная дряблость, а своенравная сила любви. В момент свидания он еще не был готов к решительному признанию — и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.

 

2

Ещё фрагмент из повести «АСЯ» зачитает ______________

«… лицо которой живо напомнило мне незабвенные черты... но я, вероятно, был обманут случайным сходством. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула.

Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод — и будущее, это короткое, быстрое будущее, казалось мне беспредельным. «Разве не может повториться то, что было», — думал я, и еще лучше, еще прекраснее?.. Я знавал других женщин, — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!

Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека.»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «АСЯ».

 

Стихотворение «В дороге» Ивана Сергеевича Тургенева  читает ___________________

В ДОРОГЕ

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

 

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

 

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Иван Тургенев

 

Прежде чем перейти к другому произведению Тургенева, давайте сделаем музыкальную паузу – вспомним песни о любви и споём, хотя бы куплет и припев.

ПЕРЕВЁРТЫШИ

Попробуйте угадать песню по «перевёрнутым строкам», то есть слова заменены на противоположные по значению – антонимы. (Тексты песен в ПРИЛОЖЕНИИ.) Итак:

·          И чтоб все знали, что эти стихи обо мне

(И чтоб никто не догадался,

Что эта песня о тебе.

«А ГДЕ МНЕ ВЗЯТЬ ТАКУЮ ПЕСНЮ»)

·          А дома у вас нет мальчишек много

(А у нас во дворе есть девчонка одна,

«А У НАС ВО ДВОРЕ...»)

·         Забудешь скудные, безучастные молчания

(Вспомнишь обильные, страстные речи,

«УТРО ТУМАННОЕ»)

·         Закат твой утренний

(Заря моя вечерняя,

«УСЛЫШЬ МЕНЯ, ХОРОШАЯ»)

 

Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и — падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может осуществиться в пределах земного, природного круга.

 

Повесть «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ»

3

С чувством первой любви из повести «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» нас познакомит _______________________

«Я воспользовался тем, что она не поднимала глаз, и принялся ее рассматривать, сперва украдкой, потом все смелее и смелее. Лицо ее показалось мне еще прелестнее, чем накануне: так все в нем было тонко, умно и мило. Она сидела спиной к окну, завешенному белой шторой; солнечный луч, пробиваясь сквозь эту штору, обливал мягким светом ее пушистые, золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь. Я глядел на нее — и как дорога и близка становилась она мне! Мне сдавалось, что и давно-то я ее знаю и ничего не знал и не жил до нее. На ней было темненькое, уже поношенное платье с передником; я, кажется, охотно поласкал бы каждую складку этого платья и этого передника. Кончики ее ботинок выглядывали из-под ее платья: я бы с обожанием преклонился к этим ботинкам... «И вот я сижу перед ней, — подумал я, — я с ней познакомился... какое счастие, боже мой!» Я чуть не соскочил со стула от восторга, но только ногами немного поболтал, как ребенок, который лакомится.

Мне было хорошо, как рыбе в воде, и я бы век не ушел из этой комнаты, не покинул бы этого места.

Ее веки тихо поднялись, и опять ласково засияли передо мною ее светлые глаза — и опять она усмехнулась.

— Как вы на меня смотрите, — медленно проговорила она и погрозила мне пальцем.

Я покраснел... «Она все понимает, она все видит, — …»

 

____________ прочитает стихотворение Александра Блока.

 

❖❖❖

Как день, светла, но непонятна,

Вся — явь, но — как обрывок сна,

Она приходит с речью внятной,

И вслед за ней — всегда весна.

 

Вот здесь садится и болтает.

Ей нравится дразнить меня

И намекать, что всякий знает

Про тайный вихрь ее огня.

 

Но я, не вслушиваясь строго

В ее порывистую речь,

Слежу, как ширится тревога

В сияньи глаз и в дрожи плеч.

 

Когда ж дойдут до сердца речи,

И опьянят ее духи,

И я влюблюсь в глаза и в плечи,

Как в вешний ветер, как в стихи, —

 

Сверкнет холодное запястье,

И, речь прервав, она сама

Уже твердит, что сила страсти —

Ничто пред холодом ума!..

20 февраля 1914.

Александр Блок

 

4

Ещё отрывок из повести «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» читает ___________

«Я присел на стул и долго сидел как очарованный. То, что я ощущал, было так ново и так сладко... Я сидел, чуть-чуть озираясь и не шевелясь, медленно дышал и только по временам то молча смеялся, вспоминая, то внутренне холодел при мысли, что я влюблен, что вот она, вот эта любовь. Лицо Зинаиды тихо плыло передо мною во мраке — плыло и не проплывало; губы ее все так же загадочно улыбались, глаза глядели на меня немного сбоку, вопросительно, задумчиво и нежно... как в то мгновенье, когда я расстался с ней. Наконец, я встал, на цыпочках подошел к своей постели и осторожно, не раздеваясь, положил голову на подушку, как бы страшась резким движением потревожить то, чем я был переполнен...

Я лег, но даже глаз не закрыл. … Я встал, подошел к окну и простоял там до утра...

О, кроткие чувства, мягкие звуки, доброта и утихание тронутой души, тающая радость первых умилений любви, — где вы, где вы?»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ».

 

Далее стихотворение «Молчание» Тютчева в исполнении _____________

 

SILENTIUM! (Молчание!)

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,—

Любуйся ими — и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,—

Питайся ими — и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, —

Внимай их пенью — и молчи!..

(Не позднее 1830 г.)

Ф. И. Тютчев

 

5

Продолжаем читать произведение «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ». «На сцене»_____

«Моя «страсть» началась с того дня. Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный. Я сказал, что с того дня началась моя страсть; я бы мог прибавить, что и страдания мои начались с того же самого дня. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней... Я изнывал... но в ее присутствии мне становилось не легче. Я ревновал, я сознавал свое ничтожество, я глупо дулся и глупо раболепствовал — и все-таки непреодолимая сила влекла меня к ней, и я всякий раз с невольной дрожью счастья переступал порог ее комнаты.

 

Зинаида тотчас же догадалась, что я в нее влюбился, да я и не думал скрываться; она потешалась моей страстью, дурачила, баловала и мучила меня. Сладко быть единственным источником, самовластной и безответной причиной величайших радостей и глубочайшего горя для другого — а я в руках Зинаиды был как мягкий воск. Впрочем, не я один влюбился в нее: все мужчины, посещавшие ее дом, были от ней без ума — и она их всех держала на привязи, у своих ног. Ее забавляло возбуждать в них то надежды, то опасения, вертеть ими по своей прихоти (это она называла: стукать людей друг о друга) — а они и не думали сопротивляться и охотно покорялись ей.

 

Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, — насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам.»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ».

 

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова читает ______________

 

***

Она поет — и звуки тают.

Как поцелуи на устах,

Глядит — и небеса играют

В ее божественных глазах;

 

Идет ли — все ее движенья,

Иль молвит слово — все черты

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты.

М.Ю.Лермонтов

 

6

И снова отрывок из повести «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» читает ___________

«Каждый из ее поклонников был ей нужен. Беловзоров, которого она иногда называла «мой зверь», а иногда просто «мой», — охотно кинулся бы за нее в огонь; не надеясь на свои умственные способности и прочие достоинства, он все предлагал ей жениться на ней, намекая на то, что другие только болтают.

Майданов отвечал поэтическим струнам ее души: человек довольно холодный, как почти все сочинители, он напряженно уверял ее, а может быть, и себя, что он ее обожает, воспевал ее в нескончаемых стихах и читал их ей с каким-то и неестественным и искренним восторгом. Она и сочувствовала ему и чуть-чуть трунила над ним; она плохо ему верила и, наслушавшись его излияния, заставляла его читать Пушкина, чтобы, как она говорила, очистить воздух.

Лушин, насмешливый, циничный на словах доктор, знал ее лучше всех — и любил ее больше всех, хотя бранил ее за глаза и в глаза. Она его уважала, но не спускала ему и — подчас с особенным, злорадным удовольствием давала ему чувствовать, что и он у ней в руках. «Я кокетка, я без сердца, я актерская натура, — сказала она ему однажды в моем присутствии, — а, хорошо! так подайте ж вашу руку, я воткну в нее булавку, вам будет стыдно этого молодого человека, вам будет больно, а все-таки вы, господин правдивый человек, извольте смеяться». Лушин покраснел, отворотился, закусил губы, но кончил тем, что подставил руку. Она его уколола, и он точно начал смеяться... и она смеялась, запуская довольно глубоко булавку и заглядывая ему в глаза, которыми он напрасно бегал по сторонам...»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ».

 

Стихотворение Лермонтова читает ______________

К***

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней,

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслию небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он? —

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец?

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец?

Я горд! — прости — люби другого,

Мечтай любовь найти в другом: —

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил —

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать! —

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал; —

Такой души ты знала ль цену? –

Ты знала: — я тебя не знал! —

М.Ю.Лермонтов

 

7

Повесть «ВЕШНИЕ ВОДЫ». Читает __________________

«Чуть не бегом возвратился Санин в свою квартиру. Он чувствовал, он сознавал, что только там, только наедине с самим собою, ему выяснится наконец, что с ним, что с ним такое? И действительно: не успел он войти в свою комнату, не успел сесть перед письменным столом, как, облокотись об этот самый стол обеими руками и, прижав обе ладони к лицу, — он горестно и глухо воскликнул: «Я ее люблю, люблю безумно!» — и весь внутренне зарделся, как уголь, с которого внезапно сдули наросший слой мертвого пепла. Мгновение... и уже он не в силах был понять, как он мог сидеть рядом с нею... с нею! — и разговаривать с нею, и не чувствовать, что он обожает самый край ее одежды, что он готов, как выражаются молодые люди, — «умереть у ее ног».

Последнее свидание в саду все решило. Теперь, когда он думал о ней, —  она уже не представлялась ему с развеянными кудрями, в сиянии звезд, — он видел ее сидящей на скамейке, видел, как она разом сбрасывает с себя шляпу — и глядит на него так доверчиво... и трепет и жажда любви перебегали по всем его жилам. Он вспомнил о розе, которую вот уже третий день носил у себя в кармане: он выхватил ее — и с такой лихорадочной силой прижал ее к своим губам, что невольно поморщился от боли. Теперь уже он ни о чем не рассуждал, ничего не соображал, не рассчитывал и не предвидел; он отделился от всего прошлого, он прыгнул вперед: с унылого берега своей одинокой, холостой жизни бухнулся он в тот веселый, кипучий, могучий поток — и горя ему мало, и знать он не хочет, куда он его вынесет, и не разобьет ли он его о скалу! Это уже не те тихие струи уландовского романса, которые недавно его баюкали... Это сильные, неудержимые волны! Они летят и скачут вперед — и он летит с ними!

Он взял лист бумаги — и без помарки, почти одним взмахом пера, написал следующее:

«Милая Джемма!

Вы знаете, какой совет я взял на себя преподать вам, вы знаете, чего желает ваша матушка и о чем она меня просила, — но чего вы не знаете и что я обязан вам теперь сказать, — это то, что я люблю вас, люблю со всею страстью сердца, полюбившего в первый раз! Этот огонь вспыхнул во мне внезапно, но с такой силой, что я не нахожу слов!! Когда ваша матушка пришла ко мне и просила меня — он еще только тлел во мне — а то я, как честный человек, наверное бы отказался исполнить ее поручение... Самое признание, которое я вам теперь делаю, есть признание честного человека. Вы должны знать, с кем имеете дело, — между нами не должно существовать недоразумений. Вы видите, что я не могу давать вам никаких советов... Я вас люблю, люблю, люблю — и больше нет у меня ничего — ни в уме, ни в сердце!!

Дм. Санин».»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «ВЕШНИЕ ВОДЫ».

 

На очереди стихотворение Тютчева, его читает ___________________

 

* * *

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной, везде, всегда,

Недостижимый, неизменный, -

Как ночью на небе звезда...

1848 г.     

Ф. И. Тютчев

 

Не пора ли что-нибудь спеть?!

А, может, и потанцевать.

Этот певец прославился благодаря композициям «Эти глаза напротив», «Восточная песня» и другим. В Советском Союзе артиста обожали, а его пластинки продавались миллионными тиражами.

Кто это? Валерий Ободзинский

Немного о певце.

Первых же его пластинок в 60х было продано 13 млн экземпляров. Певец получил за запись пластинки 10 рублей, государство заработало 13 млн. Его карьера на эстраде могла бы стать самой грандиозной. Как ни старалось министерство Фурцевой убрать с эстрады всё живое, лирическое, люди голосовали рублём. И западный стиль Ободзинского по тиражам и продажам бил все рекорды.

Он пел то, что ему нравилось. Он пел о любви. В нем всё было непривычно: кружева на рубашках, модный стиль. Он шёл чуть впереди своего времени.

Ободзинский, по мнению министра Фурцевой, был излишне популярен:  «дешёвая манера исполнения», «легковесность репертуара». Пластинки с его песнями было приказано размагнитить. Ему не позволяли выступать на Центральном телевидении, запрещали концерты: Разрешили выступать лишь в провинции.

От депрессии Ободзинский спасался алкоголем, который со временем усугублял его состояние, потом по совету «друзей» стал употреблять таблетки с кокаином. Жизнь пошла под откос. Певец несколько лет работал сторожем на галстучной фабрике и жил там же в подсобке.  В 1991 году он снова женился и вернулся на эстраду, но без былого успеха, его забыли, а голос перестал быть пронзительным и звонким. А через 6 лет его не стало.

 

Споём песни уникального исполнителя, «воспевателя» любви, Валерия Ободзинского…

- про глаза («Эти глаза напротив»),

- про снег и дождь («Восточная песня» - «Льёт ли тёплый дождь»),

- про три месяца по временам года («Вечная весна»)

- про поле и колосок («Русское поле»)

- про ожидание письма («Неотправленное письмо»)

 

Продолжим знакомиться с произведениями Тургенева, и его пониманием чувства любви, значением чувства любви в судьбах героев.

 

Роман «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»

Любовь, подобно природе, напоминает человеку о силах, стоящих над ним, и предостерегает от чрезмерной самоуверенности. Она учит человека готовности к самоотречению. «Дворянское гнездо» — это последняя попытка Тургенева найти героя времени в дворянской среде.

 

В облике главного героя Лаврецкого очень много автобиографического: рассказ о детских годах, о спартанском воспитании, о взаимоотношениях с отцом; раздумья повзрослевшего Лаврецкого о России, его желание навсегда вернуться на родину, осесть в своем гнезде и заняться устройством крестьянского быта — все это очень близко настроениям Тургенева тех лет. И даже в разрыве Лаврецкого с женой, русской парижанкой Варварой Павловной, есть отголосок серьезной размолвки, которая произошла у Тургенева с Полиной Виардо.

 

Начало жизненного пути Лаврецкого ничем не отличается от образа жизни людей дворянского круга. Лучшие годы тратятся впустую на светские удовольствия и развлечения, на женскую любовь, на заграничные путешествия.

 

Возрождающийся к новой жизни Лаврецкий вместе с заново обретаемым чувством родины переживает и новое чувство чистой, одухотворенной любви.

 

Живым олицетворением родины, народной России являете центральная героиня романа Лиза Калитина. Ее воспитывала нянюшка, простая русская крестьянка. Книгами ее детства были жития святых. Лизу покоряла самоотверженность отшельников, угодников, святых мучениц, их готовность пострадать и даже умереть за правду. Лиза религиозна в духе народных верований: ее привлекает в религии не обрядовая сторона, а высокая нравственная культура, пронзительная совестливость, терпеливость и готовность безоговорочно подчиняться требованиям сурового нравственного долга.

 

Любовный роман Лизы и Лаврецкого глубоко поэтичен. Лизе кажется, что такое счастье непростительно, что за него последует расплата. Она стыдится той радости, той жизненной полноты, какую обещает ей любовь.

 

8

Отрывок из романа «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» прочитает _________

«…он говорил только для Лизы. Друг другу они ничего не сказали, даже глаза их редко встречались; но оба они поняли, что тесно сошлись в этот вечер, поняли, что и любят и не любят одно и то же. В одном только они расходились; но Лиза втайне надеялась привести его к богу. Они сидели возле Марфы Тимофеевны и, казалось, следили за ее игрой; да они и действительно за ней следили, — а между тем у каждого из них сердце росло в груди, и ничего для них не пропадало: для них пел соловей, и звезды горели, и деревья тихо шептали, убаюканные и сном, и негой лета, и теплом. Лаврецкий отдавался весь увлекавшей его волне — и радовался; но слово не выразит того, что происходило в чистой душе девушки: оно было тайной для нее самой; пусть же оно останется и для всех тайной. Никто не знает, никто не видел и не увидит никогда, как, призванное к жизни и расцветанию, наливается и зреет зерно в лоне земли.

...

Стыдно, и горько, и больно было ей: но ни сомненья, ни страха в ней не было, — и Лаврецкий стал ей еще дороже. Она колебалась, пока сама себя не понимала; но после того свидания, после того поцелуя— она уже колебаться не могла; она знала, что любит, — и полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь — и не боялась угроз: она чувствовала, что насилию не расторгнуть этой связи.»

 

* * *

Я все еще его, безумная, люблю!

При имени его душа моя трепещет;

Тоска по-прежнему сжимает грудь мою,

И взор горячею слезой невольно блещет.

Я все еще его, безумная, люблю!

Отрада тихая мне душу проникает,

И радость ясная на сердце низлетает,

Когда я за него создателя молю.

1846 г.     

Ю. В. Жадовская

 

Но все же грустен финал тургеневского романа. Ведь одновременно с этим, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся жизнь героя. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: он «вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, — была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал»

 

9

Отрывок из этого литературного произведения прочитает ____________

«Лаврецкий не был молодым человеком; он не мог долго обманываться на счет чувства, внушенного ему Лизой; он окончательно в тот же день убедился в том, что полюбил ее. Не много радости принесло ему это убеждение. «Неужели, — подумал он, — мне в тридцать пять лет нечего другого делать, как опять отдать свою душу в руки женщины? Но Лиза не чета той: она бы не потребовала от меня постыдных жертв; она не отвлекала бы меня от моих занятий; она бы сама воодушевила меня на честный, строгий труд, и мы пошли бы оба вперед, К прекрасной цели.»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ  «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО».

 

Стихотворение Пушкина в исполнении ________________

 

К***

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться;

Нет, полно мне любить; но почему ж порой

Не погружуся я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое, чистое, небесное созданье,

Пройдет и скроется?.. Ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее на радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души, беспечные досуги,

Всё — даже счастие того, кто избран ей,

Кто милой деве даст название супруги.

1832

Александр Пушкин

 

«...Каждый из нас желает для себя счастья... Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово?». Соединяют людей слова: «родина», «наука», «справедливость». И «любовь», но только если она — не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

 

«РУДИН»

Главный герой романа «Накануне» во многом автобиографичен: это человек тургеневского поколения, сформировавшийся в конце 30-х — начале 40-х годов, один из лучших представителей культурного дворянства.

 

Рудин получил блестящее образование сначала в студенческом кружке Покорского (тургеневская дань благодарной памяти Н. В. Станкевича), а потом в Берлинском университете. В облике Рудина современники узнавали также друга Тургенева М. А. Бакунина — известного в будущем всему миру революционера-анархиста.

 

С первых страниц романа Рудин покоряет общество в салоне Ласунской блеском своего ума и красноречия. Это талантливый оратор; в своих импровизациях о смысле жизни, о высоком назначении человека он неотразим. …

 

Полные энтузиазма речи Рудина юная и неопытная Наталья принимает за его дела: «Она все думала — не о самом Рудине, но о каком-нибудь слове, им сказанном...» В ее глазах Рудин — человек подвига, герой дела, за которым она готова идти безоглядно на любые жертвы.

 

Но жизнь избранника Натальи достигла зенита и клонится к закату. Годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души. Перевес ума над сердцем особенно ощутим в сцене любовного признания. Еще не отзвучали удаляющиеся шаги Натальи, а Рудин предается размышлениям: «Я счастлив, — произнес он вполголоса. — Да, я счастлив, — повторил он, как бы желая убедить самого себя». В любви Рудину явно недостает «натуры». Герой не выдерживает испытания, обнаруживая свою человеческую, а следовательно, и социальную неполноценность, неспособность перейти от слов к делу.

 

Проявилась трусость Рудина, возникшее на его пути препятствие — нежелание Дарьи Михайловны выдать дочь за бедного человека — обусловило его отказ, его совет Наталье: «Надо покориться». Напротив, здесь скорее всего сказалось благородство героя, осознавшего, наконец, что Наталья приняла его не за того человека, каков он на самом деле.

 

Спустя несколько лет мы встречаем Рудина в тряской телеге, странствующим неизвестно откуда и неведомо куда. … «До чего ты, моя молодость, довела меня, домыкала, что уж шагу ступить некуда». Несчастной судьбе героя вторит скорбный русский пейзаж: «А на дворе поднялся ветер и завыл зловещим завыванием, тяжело и злобно ударяясь в звенящие стекла. Наступила долгая осенняя ночь. Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под кровом дома, у кого есть теплый уголок... И да поможет господь всем бесприютным скитальцам!»

Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года.

 

Рудину вторит Сергей Есенин в стихотворении «Моя жизнь».

Его прочитает _____________

 

МОЯ ЖИЗНЬ

Будто жизнь на страданья моя обречёна;

Горе вместе с тоской заградили мне путь;

Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,

От тоски и от ран истомилася грудь.

 

Будто в жизни мне выпал страданья удел;

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от горя.

 

Даль туманная радость и счастье сулит,

А дойду — только слышатся вздохи да слезы,

Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит

И разрушит волшебные, сладкие грезы.

 

Догадался и понял я жизни обман,

Не ропщу на свою незавидную долю.

Не страдает душа от тоски и от ран,

Не поможет никто ни страданьям, ни горю.

1911—1912

Сергей Есенин

 

Роман «НАКАНУНЕ»

Центральная героиня Елена Стахова стоит перед выбором, на место ее избранника претендуют молодой ученый, историк Берсенев, будущий художник, человек искусства Шубин, успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский и, наконец, человек гражданского подвига, болгарский революционер Инсаров. Социально-бытовой сюжёт романа имеет символический подтекст: Елена Стахова олицетворяет молодую Россию «накануне» предстоящих перемен. Кто всего нужнее ей сейчас: люди науки или искусства, государственные чиновники или героические натуры, люди гражданского подвига?

 

Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным, что она одухотворяется высшей целью. Но на протяжении всего романа Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?

 

Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком временами преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой.

Любовь и общее дело оказываются не вполне совместимыми.

 

Это роман о бесконечных исканиях человечества, о постоянном стремлении его к социальному совершенству, о вечном вызове, который бросает человеческая личность «равнодушной природе»:

 

10

Отрывок из романа «НАКАНУНЕ» прочитает ____________

«О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! «О боже! — думала Елена, — зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни... одни... а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти... О боже! неужели нельзя верить чуду?»

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ  «НАКАНУНЕ».

 

Стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева читает ________________

 

"Я шёл среди высоких гор..."

Я шёл среди высоких гор,

Вдоль светлых рек и по долинам..

И всё, что ни встречал мой взор,

Мне говорило об едином:

Я был любим! Любим я был!

Я всё другое позабыл!

 

Сияло небо надо мной,

Шумели листья, птицы пели...

И тучки резвой чередой

Куда-то весело летели...

Дышало счастьем всё кругом,

Но сердце не нуждалось в нём.

 

Меня несла, несла волна,

Широкая, как волны моря!

В душе стояла тишина

Превыше радости и горя...

Едва себя я сознавал:

Мне целый мир принадлежал!

 

Зачем не умер я тогда?

Зачем потом мы оба жили?

Пришли года... прошли года -

И ничего не подарили,

Что б было слаще и ясней

Тех глупых и блаженных дней.

Иван Тургенев

 

Танцами любви считаются «Танго» и «Вальс», но к творчеству Тургенева, вероятно, ближе «Вальс».

Какие вальсы вы знаете?

Например, старинные вальсы:

- М. Кюсс: Амурские волны (Оркестр Мино.

- Орхидея

- Голубая ночь (В.Агапкин)

- Дунайские волны (И.Ивановичи)

- Г.Китлер. Ожидание

- Лесная сказка

- Берёзка (Е.Дрейзен )

- П. Гапон: Оборванные струны (Оркестр М.

- На Сопках Манчжурии

 

Приглашаю всех встать танцевать вальс: «Амурские волны», «На Сопках Манчжурии», «Дунайские волны».

 

С 1881 по 1882 год Тургенев создал цикл небольших произведений (пятьдесят одно) – «Стихотворения в прозе».

Весь цикл «Стихотворений в прозе» — это лирические миниатюры, выполненные в виде элегических воспоминаний, снов, либо в форме философских и психологических размышлений. Каждая миниатюра отличается тщательностью художественной обработки — удивительной ритмичностью и музыкальностью фразы, точностью и заостренностью слова.

Как бы ни были грустны и тягостны личные переживания писателя, отразившиеся в некоторых из «Стихотворений в прозе», они не заслонили перед Тургеневым большой мир с его радостями, волнениями, борьбой. Преодолевая свое пессимистическое настроение, художник верил в силу жизни и в торжество прогресса на земле. Поэтому такие стихотворения, как «Воробей», «Мы еще повоюем!», «У-а... у-а...», овеяны гуманностью и оптимизмом.

«Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» — такова идея стихотворения «Воробей».

 

11

 «ВОРОБЕЙ» читает ________________

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробейкамнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

 

Верой в жизнь проникнуто стихотворение «У-а... у-а...». Крик новорожденного ребенка, раздавшийся в безлюдном месте, «где громоздятся одни мертвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рев водопадов»,— это голос жизни, торжествующей всюду, даже в мертвой пустыне.

 

12

«У-А... У-А...» прозвучит в исполнении _____________

Я проживал тогда в Швейцарии: я был очень молод, очень самолюбив и очень одинок. Мне жилось тяжело и невесело. Еще ничего не изведав, я уже скучал, унывал и злился. Все на земле мне казалось ничтожным и пошлым,— и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль... о самоубийстве. «Докажу... отомщу...» — думалось мне... Но что доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде... а мне казалось, что надо дать этому вину вылиться наружу, что пора разбить стесняющий сосуд... Байрон был моим идолом, Манфред моим героем.

Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, туда, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мертвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рев водопадов!

Что я намерен был там делать... я не знаю... Быть может, покончить с собою...

Я отправился...

Шел я долго, сперва по дороге, потом по тропинке, все выше поднимался... все выше. Я уже давно миновал последние домики, последние деревья... Камни — одни камни кругом,— резким холодом дышит на меня близкий, но еще невидимый снег,— со всех сторон черными клубами надвигаются ночные тени.

Я остановился, наконец.

Какая страшная тишина!

Это царство Смерти.

И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем и отчаяньем и презреньем... Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и не желающий жить. Тайный ужас леденил меня, но я воображал себя великим!..

Манфред — да и полно!

— Один! Я один! — повторял я ,— один лицом к лицу со смертью. Уж не пора ли? Да... пора. Прощай, ничтожный мир. Я отталкиваю тебя ногою!

И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною понятый, но живой... человеческий звук... Я вздрогнул, прислушался... звук повторился... Да это... это крик младенца, грудного ребенка!.. В этой пустынной, дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла, крик младенца!..

Изумление мое внезапно сменилось другим чувством, чувством задыхающейся радости... И я побежал стремглав, не разбирая дороги, прямо на этот крик, на этот слабый, жалкий и спасительный крик!

Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Я побежал еще скорее — и через несколько мгновений увидел низкую хижинку. Сложенные из камней, с придавленными плоскими крышами, такие хижины служат по целым неделям убежищем для альпийских пастухов.

Я толкнул полураскрытую дверь и так ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною.

На скамейке молодая женщина кормила грудью ребенка... пастух, вероятно, ее муж, сидел с нею рядом. Они оба уставились на меня. Но я ничего не мог промолвить... только улыбался и кивал головою...

Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и мое величье, куда вы все девались?..

Младенец продолжал кричать — и я благословлял и его, и мать его, и ее мужа...

О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!

Ноябрь, 1882

 

Трагические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту.

Живая любовь ко всему живому коренится в «природной мягкости и задушевности характера Тургенева».

 

 Ещё одно стихотворение Тургенева читает ______________

ТОЛПА

Среди людей, мне близких... и чужих,

Скитаюсь я — без цели, без желанья.

Мне иногда смешны забавы их...

Мне самому смешней мои страданья.

Страданий тех толпа не признаёт;

Толпа — наш царь — и ест и пьёт исправно;

И что в душе «задумчивой» живёт,

Болезнию считает своенравной.

И права ты, толпа! Ты велика,

Ты широка — ты глубока, как море...

В твоих волнах всё тонет: и тоска

Нелепая, и истинное горе.

И ты сильна... И знает тебя бог —

И над тобой он носится тревожно...

Перед тобой я преклониться мог,

Но полюбить тебя — мне невозможно.

Я ни одной тебе не дам слезы...

Не от тебя я ожидаю счастья —

Но ты растёшь, как море в час грозы,

Без моего ненужного участья.

Гордись, толпа! Ликуй, толпа моя!

Лишь для тебя так ярко блещет небо...

Но всё ж я рад, что независим я,

Что не служу тебе я ради хлеба...

И я молчу — о том, что я люблю...

Молчу о том, что страстно ненавижу, —

Я похвалой толпы не удивлю,

Насмешками толпы я не обижу...

А толковать — мечтать с самим собой,

Беседовать с прекрасными друзьями...

С такой смешной — ребяческой мечтой

Расстался я, как с детскими слезами...

А потому... мне жить не суждено...

И я тяну с усмешкой торопливой

Холодной злости — злости молчаливой

Хоть горькое, но пьяное вино.

Иван Тургенев

 

Сегодня мы с вами говорили о Любви, словами героев произведений Ивана Сергеевича ТУРГЕНЕВА.

По-настоящему любить все мы учимся постепенно, но, чтобы научиться, надо искать любви, жаждать ее, понимать, что без любви жизнь вялая и бесцветная. А кто внутренне соглашается с тем, что любить он не может, сам обрекает себя на жизнь без любви, неинтересную и некрасивую.

Во времена Тургенева люди воспитывались в старых традициях, семья была для них основным содержанием жизни. А сейчас вся жизнь намного изменилась, среди молодых часто отношений подлинных нет, они просто созрели для половой жизни. И не умеют они объяснить свои чувства, слов не находят…

Какой бы мы могли совет дать молодому поколению? … Читайте и перечитывайте произведения Тургенева, Карамзина, Алексея Толстого,… учитесь выражать свои чувства, учитесь понимать и верить настоящим чувствам! Учитесь любить!

А вам я желаю любить и быть любимыми!

 

Стихотворение Андрея Дементьева «ДУША НЕ ХОЧЕТ ПЕРЕМЕН»

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца...

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

 

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

 

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

А мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Дементьев А. Д.

 

До новых встреч!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ПЕРЕВЁРТЫШИ

А ГДЕ МНЕ ВЗЯТЬ ТАКУЮ ПЕСНЮ

Муз. Г. Пономаренко Сл. М. Агашиной

А где мне взять такую песню —

И о любви, и о судьбе,

И чтоб никто не догадался,

Что эта песня о тебе.

И чтоб никто не догадался,

Что эта песня о тебе.

 

Чтоб песня по свету летела,

Кого-то за сердце брала,

Кого-то в рощу заманила,

Кого-то в поле увела.

Кого-то в рощу заманила,

Кого-то в поле увела.

 

Чтобы у клуба заводского

И у далекого села,

От этой песни замирая,

Девчонка милого ждала.

От этой песни замирая,

Девчонка милого ждала.

 

То пойдет на поля за ворота.

То обратно вернется опять, —

Словно ищет в потемках кого-то

И не может никак отыскать.

 

Веет с поля ночная прохлада,

С яблонь цвет облетает густой...

Ты признайся, кого тебе надо,

Ты скажи, гармонист молодой.

 

Может, радость твоя недалеко,

Да не знает, ее ли ты ждешь...

Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,

Что ж ты девушкам спать не даешь?

А У НАС ВО ДВОРЕ...

Слова Л. Ошанина        Музыка А. Островского

А у нас во дворе есть девчонка одна,

Между шумных подруг неприметна она,

Никому из ребят неприметна она.

 

Припев:

Я гляжу ей вслед —

Ничего в ней нет.

А я все гляжу,

Глаз не отвожу...

 

Есть дружок у меня, я с ним с детства знаком,

Но о ней я молчу даже с лучшим дружком..

Почему-то молчу даже с лучшим дружком.

 

Припев.

 

Не боюсь я, ребята, ни ночи, ни дня,

Ни крутых кулаков, ни воды, ни огня...

А при ней словно вдруг подменяют меня.

 

Припев.

 

Вот опять вечерком я стою у ворот.

Она мимо из булочной с булкой идет...

Я стою и молчу, и обида берет!

 

Припев.

 

Или утром стучит каблучками она...

Обо всем позабыв, я слежу из окна

И не знаю, зачем мне она так нужна!

 

Припев.

 

УТРО ТУМАННОЕ

Романс «Утро туманное» написан на стихотворение И.С. Тургенева, которое было создано в 1843 году. Музыку сочинил Эраст Абаза.

Утро туманное, утро седое,      

Нивы печальные, снегом покрытые,     

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (2)

 

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первые встречи, последние встречи

Тихого голоса звуки любимые. (2)

 

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое. (2)

УСЛЫШЬ МЕНЯ, ХОРОШАЯ

Слова М. Исаковского Музыка В. Соловьева-Седого

Услышь меня, хорошая,

Услышь меня, красивая,

Заря моя вечерняя,

Любовь неугасимая.

 

Иду я вдоль по улице,

А месяц в небе светится,

А месяц в небе светится,

Чтоб нам с тобою встретиться.

 

Еще косою острою

В лугах трава не скошена,

Еще не вся черемуха

К тебе в окошко брошена.

 

Еще не скоро молодость

Да с нами распрощается.

Люби, покуда любится,

Встречай, пока встречается.

 

Встречай меня, хорошая,

Встречай меня, красивая,

Заря моя вечерняя,

Любовь неугасимая.

 

 

 

ИСТОЧНИКИ:

- Тургенев И. С. Первая любовь: Повести/Худож. Г. Метченко. — М.: Сов. Россия, 1989.— 336 с.

- И. С. ТУРГЕНЕВ ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО. МАРИЙСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. ЙОШКАР-ОЛА, 1973

- Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века: 2-я половина: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 228 с.

- СТИХИ ТУРГЕНЕВА Ивана Сергеевича https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-turgeneva

- - ЛИРИЧЕСКИЕ  ПЕСНИ. Песенник.– Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1965.

- ПЕСНИ МОЛОДОСТИ. Песенник. - Горький:  Волго-Вятское книжное издательство, 1968.

- ПЕСНЯ СКВОЗЬ ГОДЫ. – М.: Общество «ЗНАНИЕ» России, 1993.

- https://pesni.guru

- https://textlyrics.ru/

 

СЦЕНАРИИ О ЛЮБВИ:

1.   БЛАГОЧЕСТИВО ЖИВШИЕ И ПО СМЕРТИ НЕРАЗЛУЧНЫЕ Познавательная литературно-музыкальная программа ко Дню любви, семьи и верности для людей пожилого возраста

2.   ГЛАВНОЕ СЧАСТЬЕ -  ЭТО УМЕНИЕ ЛЮБИТЬ Познавательная программа для людей пожилого возраста1

3.   ДА БУДЕТ СЛАВЕН ТОТ, КТО ВЫДУМАЛ ЛЮБОВЬ Познавательная программа с игровыми моментами для людей пожилого возраста

4.   ЕСЛИ ЛЮБИШЬ, ТАК И СКАЖИ Сценарий познавательной программы о любви с игровыми моментами для людей пожилого возраста

5.   ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ ПО ТУРГЕНЕВСКИ Сценарий литературно-музыкальной программы ко Дню влюблённых для людей пожилого возраста

6.   ЛЮБОВЬ НЕ ВЗДОХИ НА СКАМЕЙКЕ Познавательная программа ко Дню влюблённых для людей пожилого возраста

7.   НЕ НАДО ЛЮБВИ НИКОГДА СТЫДИТЬСЯ Познавательная литературно-музыкальная программа для людей пожилого возраста

8.   О ЛЮБВИ НЕМАЛО ПЕСЕН СЛОЖЕНО Игровая программа ко Дню влюблённых для людей пожилого возраста

9.   ТАКАЯ РАЗНАЯ ЛЮБОВЬ Часть 1 Сценарий литературно-музыкального мероприятия о любви впредверии Дня влюблённых для людей пожилого возраста

10.               ТАКАЯ РАЗНАЯ ЛЮБОВЬ Часть 2 Сценарий литературно-музыкального мероприятия о любви впредверии Дня влюблённых для людей пожилого возраста

Н.С.Пасынкова

Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy  

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий