воскресенье, 25 сентября 2022 г.

ИЗОБЛИЧАЮЩАЯ НАСМЕШКА - ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК САТИРЫ Познавательная игровая программа ко Дню юмора для людей пожилого возраста

 

картинка из интернета

ИЗОБЛИЧАЮЩАЯ НАСМЕШКА - ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК САТИРЫ
Познавательная игровая программа ко Дню юмора для людей пожилого возраста

Сатира (от лат. satira) - литературный жанр, который в поэтической форме обличает и высмеивает явления общественной жизни при помощи различных комических приемов - сарказма, аллегории, гротеска, иронии и т.д

«Этo opyжиe oчeнь cильнoe, — гoвopил Щeдpин, — ибo ничтo тaк нe oбecкypaживaeт пopoкa, кaк coзнaниe, чтo oн yгaдaн и чтo пo пoвoдy eгo yжe paздaлcя cмex».

Сатира при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира как жанр возникла в римской литературе. Стихотворная сатира возникла в Древнем Риме.

В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. И как писал В.А.Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" «сатиры … представляют собой галерею портретов носителей порока».

В России в XVIII веке сатирическая стихия разлилась бурно и неудержимо, — пороки, лица, общество и государство критиковались, высмеивались, бичевались в стихотворных сатирах, баснях, эпиграммах, пародиях, прозаических сочинениях, сатирических журналах (Н. И. Новикова, Н. И. Страхова, И. А. Крылова и других).

Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И.А.Крылова, сатирические стихи Г.Р.Державина. Потом А.С.Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н.В.Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России. Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н.А.Некрасова ("Размышления у парадного подъезда", "Современная ода " и др.).

Сатира получила высшее выражение в произведениях Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Салтыков дает полное разложение, всесторонне показывает негодность, а главное вредность своего Иудушки Головлева. Его лучшие произведения – гениальные гротески "Господа Головлевы", "История одного города" и "Помпадуры и помпадурши" – необычайны по своей силе и меткости изобличения самодержавия, бюрократической тупости и глупости, крепостнического варварства и самодурства, либерального благодушия. Бессмертным образом Иудушки Головлева Щедрин дал великий символ вырождения всей системы.

Typгeнeв пиcaл: «Я видeл, кaк cлyшaтeли кopчилиcь oт cмexa пpи чтeнии нeкoтopыx oчepкoв Caлтыкoвa. Былo чтo-тo пoчти cтpaшнoe в этoм cмexe, пoтoмy чтo пyбликa, cмeяcь, в тo жe вpeмя чyвcтвoвaлa, кaк бич xлeщeт ee caмoe».

Сказки Щедрина – произведения иносказательные. Сам писатель свою манеру писать называл «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа.

ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ (сокращено) Но мы не будем просто читать произведение, мы его будем показывать.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

АВТОР: _______________________________

1Й ГЕНЕРАЛ: __________________________

2Й ГЕНЕРАЛ: __________________________

МУЖИК: ______________________________

АВТОР: Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, вижу, будто живу я на необитаемом острове...

АВТОР: Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

ГЕНЕРАЛЫ (вместе):        Господи! да что ж это такое? где мы?

АВТОР: Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру. …

2Й ГЕНЕРАЛ:   Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем. …

АВТОР: Сказано — сделано. Пошел один генерал направо и видит — растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть — ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.

«Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» — подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

Зашел генерал в лес — а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Господи! еды-то! еды-то!

АВТОР: Сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?

2Й ГЕНЕРАЛ:   Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей» и больше ничего!

АВТОР: Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?

2Й ГЕНЕРАЛ:   Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

1Й ГЕНЕРАЛ:   Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить... Только как все это сделать?

2Й ГЕНЕРАЛ:   Как все это сделать? …

АВТОР: И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...

1Й ГЕНЕРАЛ:   А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?

2Й ГЕНЕРАЛ:   То есть как же... мужика?

1Й ГЕНЕРАЛ:   Ну да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

2Й ГЕНЕРАЛ:   Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

1Й ГЕНЕРАЛ:   Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

АВТОР: Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было. Накинулись они на него

1Й ГЕНЕРАЛ:   Спишь, лежебок!  

2Й ГЕНЕРАЛ: — Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

АВТОР: Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелину; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!»

МУЖИК: Довольны ли вы, господа генералы?

ГЕНЕРАЛЫ (вместе): —       Довольны, любезный друг, видим твое усердие!

МУЖИК: Не позволите ли теперь отдохнуть?

1Й ГЕНЕРАЛ:   Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

АВТОР: Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются. …

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Чаще и чаще стали они припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку даже поплакивали. …

И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую! И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало! …

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

ГЕНЕРАЛЫ (вместе): —       Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас! —

МУЖИК: Будьте покойны, господа генералы, не впервой!

АВТОР: Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!

АПЛОДИСМЕНТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯМ!

Вот так Салтыков-Щедрин высмеивал беспомощность и никчемность генералов, тунеядцев и нахлебников… 

Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи и др.

Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д.Бедного, сатирах В.Маяковского, новеллах М.Зощенко, сатирических романах И.Ильфа и Е.Петрова, драматических сказках Е.Шварца, очерках и фельетонах М.Кольцова, комедиях А.Безыменского.

Сатирики обличают всё, что губит Россию: глупость, беспорядок, хаос. … Поэтическая сатира оказывала большое воздействие на общество, борясь с пороками, утверждая светлые, добрые идеалы, гражданскую и личную «добродетель» (как тогда говорили). Лучшие русские поэты отдали этому жанру  свою дань.

Лирическая поэзия учит глубоко и тонко чувствовать, а сатира, если взять её с дидактической стороны, учит широте взгляда, заставляет человека думать о своём месте в мире, в стране, отрицать зло, идти высоконравственным путём. А в области высшей нравственности один ли рационализм? Пусть нельзя средствами сатиры исправить порочного, пусть он посмеётся над сатириком, но сколько читателей окажутся способными воспринять уроки!...

…Подчас прими её свисток,

Рази, осмеивай порок,

Шутя, показывай смешное

И, если можно, нас исправь.

А.С.Пушкин

У Пушкина, например, чисто сатирических стихов немного (есть элементы сатиры в оде «Вольность», в элегии «Деревня» и во многих других его стихотворных произведениях). Первая яркая и смелая его сатира «Сказки» (1818), стихотворение в жанре ноэля  (французский жанр пародии на рождественские песни), - это сатира  на лицо, а именно на Александра 1, которого он здесь называет «кочующим деспотом». «Послание цензору» (1822), «Сказали раз царю, что наконец…» (1825), «Французских рифмачей суровый судия…» (1833), «На выздоровление Лукулла» - вот почти и все сатиры Пушкина.

 

Сказки Noel

Александр Пушкин

ИСПОЛНЯЕТ ____________________________

Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
А с ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, сударь:
Вот бука, бука — русский царь!».
Царь входит и вещает: «Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский и австрийский
Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я ел, и пил, и обещал —
И делом не замучен.

Узнай еще в прибавку,
Что сделаю потом:
Лаврову [1]  дам отставку,
А Соца [2]  — в желтый дом;
Закон постановлю на место вам Горголи [3],
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли» [4].

От радости в постеле
Распрыгалось дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки:
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки».

1818

 

Стихотворение написано в традицоннной во Франции форме сатирических рождественских куплетов, называвшихся «иоэль» (от фр. Noel) — рождество).

[1] Директор исполнительного департамента в министерстве юстиции.
[2] Цензор.
[3] Петербургский обер-полицеймейстер.
[4] Имеется в виду речь Александра I при открытии сейма Царства Польского в марте 1818 г., в которой он обещал «даровать» РОССИИ конституцию.

 

АПЛОДИСМЕНТЫ!

И мы сегодня будем шутить… Продолжаем …

По Пушкину …

«У ЛУКОМОРЬЯ»

ИСПОЛНЯЕТ _____________________

У Лукоморья Дуб зеленый 

шумел когда-то, но потом 

пропал с русалкою влюблённой, 

златою цепью и котом.

Исчезли дядька Черномор, 

а с, ним и витязи.

Но до сих пор

блаженствуют под небом юга, 

где волн сверкают жемчуга, 

и леший, и Кащей-хапуга, 

и баба с прозвищем Яга.

«Там, - шепчет леший, - на дорожках 

следы приезжих» дикарей», 

я сдал без окон и дверей 

избушку им на курьих ножках.

И вот куриное жилище 

даёт мне сказочную пищу.


«И я, - вот хвастается кот, -

То ж не сижу без каш и щей, 

лафа – пируй, да загорай, 

спёр цепь я золотую,  а из дуба я сколотил 

подобье сруба, назвав его «Бахчисарай».

В нём в три ряда наставил коек, 

на свалке найденных, на коих 

спят 33 богатыря,

мне злато-серебро даря.»


Яга хихикнула:

«Неглупо у вас обстряпаны дела!

А я на три сезона ступу 

молодожёнам отдала.»

Русского давно уж духа нет в помине, 

и витязей не видно тут.

А эти нечисти поныне 

вольготно-весело живут.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

Сценка «СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД.»  

ИСПОЛНЯЮТ:

ВЕДУЩИЙ _______________________________

1я СТАРУШКА _________________________________

2я СТАРУШКА _________________________________

3я СТАРУШКА _________________________________

Три старушки под окном 

толковали вечерком.

Говорили по секрету, 

что за дива есть на свете.

Кто развёлся, кто женился, 

кто на днях в кого влюбился, 

кто с соседскою супругой 

отдыхать уехал к югу, 

ладно за морем иль худо, 

и какое в свете чудо.


- Слышьте, милые подружки, - 

говорит одна старушка, -

- Тут у нас автобус есть, - 

да в него непросто сесть.

Вот идёт молва правдиво:

вздуется толпа бурливо, 

закипит, подымет вой, 

хлынет враз в салон пустой, 

забуксует на подножке, 

поднатужится немножко, 

разбежится во весь дух, 

на сиденье с ходу бух…

И сидят, как жар горя,

33 богатыря.

Все красавцы молодые, 

ловкачи да удалые.

Все внимают равнодушно, 

как в дверях теснятся дружно, 

лезут бабки, лезут дедки, 

и пищат забавно детки.

Можно молвить справедливо, 

это диво, так уж диво.


Ей подружка говорит:

- Кто нас этим удивит?

На работе по утрам проверяют

тут и там.

Мастер – в цехе,

В проходной –

стоит грозный часовой.

Кто в автобус попадёт, 

на завод как ваз придёт.

Будут пять минут в резерве, 

и нетрёпанными нервы.


А чудес довольно в мире, 

я слыхала: есть квартира, 

до того пышна, богата, 

словно царская палата. 

Гарнитуры все не наши, 

и один другого краше.

В потолке хрусталь горит, 

а кругом коврит, коврит.

В туалете и прихожей 

устлано коврами тоже.

А в серванте клад хрустальный, 

да сундук хранится в спальной, 

сделан весь из серебра, 

полон всякого добра.

До краёв забит мехами, 

чернобурыми лисами, 

с бриллиантом там серёжки, 

позолоченные ложки.

Кольца-тоже не простые. 

Ободочки золотые.

Камни – чистый изумруд.

Да ещё хранятся тут 

одеяла, покрывала, 

и отрезов там немало. 

Столько простыней да мыла. 

Вам бы на сто лет хватило. 

5 замков у них в дверях,

3 собаки на цепях. 

Непонятно всему свету, 

где берут они монету, 

правду бают или лгут, 

что «нечистым пахнет тут.”


- Расскажу я вам, подружки,

Третья молвила старушка, - 

как недавно, верьте слову, 

удивили нас в столовой.

Там на диво всю неделю, 

чистота кругом блестела. 

Чисты ложки и стаканы, 

словно в лучшем ресторане. 

Нa столах увидишь ты

и салфетки, и цветы.

Песни радио поёт, 

быстро очередь идёт.

Все с улыбкой отвечают, 

поварихи предлагают: 

«Может, печень или беляш, 

есть жаркое и гуляш”, 

и салат, и винегрет 

да чего там только нет!

Не решишься даже сразу, 

Взять ромштексы или зразы, 

и такой парок «летит», 

поднимая аппетит.

Все столовую ту хвалят, 

поварих чудесных славят. 

Можно молвить справедливо: 

это диво так уж диво.


Тут твердит одна старушка:

- Говорили мне, подружки, 

к вам из центра, наконец, 

проверять прибыл гонец.

И сберёг желудки ваши, 

и от мойвы, и от каши.


Три старушки под окном, 

толковали вечерком.

Стали сумерки сгущаться, 

стали бабки собираться. 

Сговорились завтра вместе 

посидеть на том же месте.

И про новости опять 

вечерком потолковать.

Кто услышит тот рассказ, 

просим сообщить мы вас.

Г.Блинова (корреспондент заводской газеты)

АПЛОДИСМЕНТЫ!

Один из старинных жанров – это БАСНЯ. Басней даже анекдоты бывают.  Басни – притчи.

Кто из нас не помнит детской басни «Стрекоза и Муравей»? Кажется, что может быть прозрачнее положенного в ее основу сюжета:

 

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

ИСПОЛНЯЕТ _______________________________________

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.   

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» -

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». –

«А, так ты...» - «Я без души

Лето целое все пела». –

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

АПЛОДИСМЕНТЫ!

 

То, что перед нами аллегория и под насекомыми подразумеваются люди, - мы понимаем. Но вот задумаемся, такое ли уж страшное преступление совершила Стрекоза? Ну - пела, плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей, трудолюбивый, чинный, справедливый, рассудительный - положительный во всех отношениях герой, оказывается по отношению к Стрекозе невероятно жестоким. За легкомыслие, пустозвонство, недальновидность «попрыгуньи» он наказывает ее неизбежной смертью!

 

Вот вам и «добродушный дедушка Крылов»!

 

В чем же дело? Почему коллизия труда и безделья решается Крыловым так безжалостно и категорично? Почему за разговором, внешне дружелюбным, кумы и кума (так называют друг друга Муравей и Стрекоза) встает извечный неразрешимый антагонизм?..

 

Да потому, что для Крылова в облике порхающей Стрекозы воплощены отнюдь не простое легкомыслие и беззаботность резвушки, у которой «в мягких муравах» «голову вскружило». Вся его басня направлена против тунеядства и паразитизма определенных слоев общества как социально-политического явления.

Всеобщее признание как мастера басни и писателя, выразившего народные взгляды на Отечественную войну 1812 года, Крылову принесли его басни «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», «Щука и Кот», «Раздел», «Кот и Повар», «Крестьянин и Змея», которые стали навсегда предметом особого внимания читателей, особой страницей в истории русской литературы и общественной мысли в России. Поддержка стратегии Кутузова и пренебрежительное отношение к Александру I и своекорыстному дворянству характерны для этих басен.

 

Самая известная из них, «Волк на псарне», - о том, как Наполеон, пытаясь спасти от окончательного разгрома свою армию, вступил в переговоры с Кутузовым о немедленном заключении мира. Крылов, написав басню, отправил ее Кутузову, и тот прочитал ее вслух после сражения под Красным окружившим его офицерам. При словах «ты сер, а я, приятель, сед» он, как передают очевидцы, снял фуражку и обнажил свою седую голову, показывая, что если ощерившийся Волк - это Наполеон, то мудрый Ловчий, знающий волчью натуру, - это он сам.

 

Губительность самодержавия в любой его разновидности, просвещенной или варварской, - сквозная тема всего басенного творчества Крылова. Идя по пути обличения самовластья более последовательно и самоотверженно, чем множество его современников, Крылов с неизбежностью наталкивался на препятствия, воздвигнутые царской цензурой и в ряде случаев оказавшиеся непреодолимыми. Басню «Пестрые овцы» царская цензура вообще не пропустила. Другие басни приходилось многократно переделывать в соответствии с требованиями цензуры.

Картина общества, воссозданная Крыловым в его баснях, носит отчетливый классовый характер. Если речь идет об Овцах, то рядом с ними - как бы специально для того, чтобы прекратить их существование, - живут Волки и другие хищники («Пестрые Овцы», «Волки и Овцы», «Овцы и Собаки» и др.). Если заходит разговор о Лещах, то бок о бок с ними размножаются Щуки, причем барин, в пруду которого и водились Лещи, специально напускает к ним Щук, объясняя это тем, что он вовсе не «охотник до Лещей» («Лещи»). Отношения сильных и слабых, хищников и их жертв непримиримы. Жестокая борьба за существование идет не на жизнь, а на смерть.

Повсеместное разложение царского чиновничества показано в баснях. «Лисица и Сурок», «Зеркало и Обезьяна».

ЛИСИЦА И СУРОК

ИСПОЛНЯЕТ _______________________________________

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» -

Лисицу спрашивал Сурок.

«Ох, мой голубчик-куманек!

Терплю напраслину и выслана за взятки.

Ты знаешь, я была в курятнике судьей,

Утратила в делах здоровье и покой,

В трудах куска не доедала,

Ночей не досыпала:

И я ж за то под гнев подпала;

А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:

Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?

Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,

Чтоб этому была причастна я греху?

Подумай, вспомни хорошенько». –

«Нет, кумушка; а видывал частенько,

Что рыльце у тебя в пуху».

___________

Иной при месте так вздыхает,

Как будто рубль последний доживает:

И подлинно, весь город знает,

Что у него ни за собой,

Ни за женой, -

А смотришь, помаленьку

То домик выстроит, то купит деревеньку.

Теперь, как у него приход с расходом свесть,

Хоть по суду и не докажешь,

Но как не согрешишь, не скажешь:

Что у него пушок на рыльце есть.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

Воссоздавая средствами басни звериные нравы и обычаи современного ему общества, Крылов дает понять своему читателю, что даже в тех случаях, когда царская власть и ее администрация действуют как будто бы «из благих побуждений», ничего хорошего для народа из этого обычно не получается - в результате нераспорядительности, невежественности, чванства, несоответствия своему назначению, а то и просто - глупости. Об этом идет речь в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Осел и Мужик», «Слон на воеводстве».

Сюжеты и характеры, мотивы и образы басен Крылова универсальны. И не только потому, что в них раскрываются «вечные проблемы» добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и малодушия в их отвлеченных проявлениях. Своими баснями Крылов вошел в повседневную речь, в быт народа.

Сегодня в нашей жизни не осталось и следа от тех исторических явлений, которые явились непосредственным поводом для написания той или иной конкретной басни И. А. Крылова. Но басенное творчество писателя переросло конкретно-исторические границы эпохи.

И вы, конечно же, со школьных лет знаете басни Крылова. Познакомимся с другим потом-сатириком…

Литературные пародии нашего современника поэта-сатирика Михаила Сточика отличают злободневность, меткость сатирических характеристик.

В данном случаем мы познакомимся с пародиями на басни Крылова. Вспоминайте басни Крылова и сравнивайте! (Ещё пародии на басни Крылова в ПРИЛОЖЕНИИ.)

ЛЕБЕДЬ. РАК И ЩУКА

ИСПОЛНЯЕТ _______________________________________

Случилась вот какая штука:

Однажды

Лебедь, Рак и Щука

Наряжены были втроем

Стеречь колхозный водоем,

Где рыбья молодь обреталась.

 

Все шло по-доброму, казалось,

И ведал мир

Со слов Стрижа,

Что неусыпны сторожа.

Мол, пролетая,

В миг единый

Такую он узрел картину:

Рак мелководьем

Знай все бродит,

А где поглубже,—

Щука ходит Кругами,

Словно ворожит.

А Лебедь белая кружит

Над водной гладью

Вертолетом —

Такая, знать,

У ней работа...

 

А на поверку вышло так:

Глотала Щука молодь

Без оплошки.

И, кстати,

Что касается рыбешки,—

Тут Рак

Был тоже не дурак.

А Лебедь,

Не смутясь нимало,

Ворюг

Крылами прикрывала.

 

Сидят в тюрьме

И Рак и Щука,

А их пример —

Другим наука!

Вот Лебедь за решетку

Не попала,

Поскольку... высоко летала.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

СЛОН И МОСЬКА

ИСПОЛНЯЕТ _______________________________________

Сдружился как-то с Моськой

Слон.

Что в ней нашел такого он —

Не в том,

Как говорится,

Суть да дело.

А в том, что наша Моська

Обнаглела,

Расположеньем друга польщена:

На всех и вся

Рычит теперь она.

«Ух, рр-разор-ррву-уу! —

От злости сатанеет.—

Вот цапну ррр-раз я —

И прр-рривет!»

С досады тут

И Заяц озвереет,

А задираться с Моськой

Смысла нет:

А если вдруг Слон затрубит сердито —

Отбросишь враз

И лапы

И копыта!

 

И, в силу собачонки веря,

В расстройстве

Восклицали звери:

«Ай, Моська!

Знать, она сильна...»

Но вдруг турнули

С должности Слона,

И Моська

Разом подобрела.

. . . . . . . .

Ума не приложу я,

В чем тут дело?!

АПЛОДИСМЕНТЫ!

МАРТЫШКА И ОЧКИ

ИСПОЛНЯЕТ _______________________________________

В свою звезду имея веру,

Мартышка

Делала карьеру.

Мартышкин ум

На пакости горазд,

Любому досадить

Найдет причину:

Кого предаст,

Кому пинком поддаст —

Глядишь,

И выше стала чином,

Допущена

До самых важных дел,

Орудует

И смело и умело.

А темные очки,

Видать, она надела

Лишь для того,

Чтоб стыд глаза не ел.

Теперь —

Гляди, какие туши! —

Внимают ей Слоны,

Развесив уши...

 

Эх, кабы знать

Мартышкины изъяны,

Я б не произошел

От обезьяны!

АПЛОДИСМЕНТЫ!

Из статьи Жуковского: «Насмешка сильнее всех философических убеждений опровергает упорный предрассудок и действует на порок: осмеянное становится в глазах наших низким».

Так называемая песня-переделка стала на эстраде очень популярна. Что значит песня-переделка? Берётся известная песня, текст которой переделывается в юмористической стилистике про какие-то реалии сегодняшнего дня жизни, и получается интересненько.

Смеёмся над собой, над жизнью, чтобы выдохнуть из себя весь негатив.

НА ПОЛУСТАНОЧКЕ

ИСПОЛНЯЮТ _______________________________________

Стоит на полустаночке

Мой милый после пьяночки,

Опохмелиться уже хочется ему.

А пьяницы, как водится,

У магазина сходятся

И сбор ведут по рваному рублю.

 

А водочка столичная,

На вкус она отличная.

Да денег не хватает на неё.

Так купим разливушечку

И успокоим душечку.

И будет нам приятно и тепло.

 

Стою на полустаночке

Во рваном полушалочке.

Жду, когда мой миленький придёт.

Смотрю, идёт качается,

Как кляча спотыкается,

И пьяного товарища ведёт.

 

Домой придёт, ругается

Т всё ему не нравится,

А от получки нет уж ни черта.

Как пьянка начинается,

Всё сразу забывается –

Жена ему уж больше не нужна.

 

Стоит он у скамеечки,

Считает все копеечки,

А мимо пробегает наш сосед.

А сердце так колотится,

Хоть на чатушку сброситься,

Да времени четырнадцати нет.

 

Стоит он у скамеечки,

В кармане ни копеечки,

А мимо бочку с пивом провезли.

А сердце так колотится,

Так выпить ему хочется,

Ах, где же вы, пропитые рубли.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

О политической сатире. В советские времена появлялись всевозможные политические куплеты, пародии, песенки…  Частушка никогда не оставалась и не остаётся в стороне от протекавших в стране политических и социальных процессов, поскольку они прямо касались судьбы самого народа. Своё отношение ко всему происходящему он выражал, складывая обличительные частушки, нередко с острым подтекстом.

Высмеивались нелепость заведённых порядков, обман, показуха, самоуправство.

 

ЧАСТУШКИ

ИСПОЛНЯЮТ _______________________________

Бригадирова жена 

Не рабатывала,

Каждый день трудодень 

Выхохатывала.

 

Всю пшеницу – за границу,

а картошку – на вино.

Голопузому колхознику –

Бесплатное кино!

 

Мама выкупила мыло,

Кое-что себе помыла.

Мне – головку, папе – кончик –

Вот и кончился талончик!

 

Не хватает спичек, мыла,

В дефиците маргарин.

Отдадим за чай – Курилы,

А за спички – Сахалин!

 

Прижимал парторг к стене,

Требовал взаимности.

Тяжело придётся мне

При многопартийности!

 

Цены скачут, люди плачут,

Цены жмут до потолка.

Скоро пенсии не хватит

На пакетик молока!

 

Я смотрела на весы

И глазами хлопала –

На полпалки колбасы

Пенсию ухлопала!

 

Никогда не унывали,

Ни сегодня, ни вчера:

Купим свеклу на базаре –

Вот и красная икра!

 

Бабка в очередь стояла

За российской колбасой.

Когда цены увидала —

Сразу сделалась косой!

 

Нынче годики худые:

Хлебы не родятся;

У нас девушки играют:

Бога не боятся!

 

Мой сосед живет неделю

Без воды - вот чудеса!

Две недели - и без пищи,

А без водки - три часа!

 

За окном растет малина,

На столе — бутылка.

Вилы где-то потеряли,

В дело пошли вилки.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

 

Ещё частушки… Наши местные…

ЧАСТУШКИ

ИСПОЛНЯЮТ _______________________________________

Мы споем частушки вам

Да про нашу улицу.

Если плохо пропоем,

То подарим курицу.

 

По Крутихе все мы шли,

Свой мы след оставили:

Во дворе собаки лают,

Замолчать заставили.

 

Обещают нам давно

Пустить по улице авто.

Очень хочется увидеть,

Не видал пока никто.

 

Остановочку построить

Обещают нам давно,

А пока на этом месте –

Толька мусор да бревно.

 

Наш Андрюша – гармонист,

Музыкален и плечист,

Так играет на гармошке –

Разбегаются все кошки.

 

На Проектной было б скучно,

Меньше было бы утех.

Где гармошка - там частушки.

Где частушка - там и смех.

 

Вы послушали напев,

Улицы простые.

Не пора ли расходиться –

Пусть гармонь остынет.

 

Мы частушки вам пропели,

Очень мы старалися.

Пусть продёрнули кого-то,

Чтоб не обижалися.

 

Ох, гармошка, ты как

В жизни той суетной.

До свиданья и до встреч,

Поклонники Проектной.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

Сатирические произведения – замечательное художественное единство, нравственная школа для читателя на все времена.

Социальная функция смеха и Сатиры заключается в действенной борьбе с комически изображаемым объектом. В этом отличие Сатиры от юмора и иронии. От всех форм комического сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью. Смех всегда содержит отрицание. Наряду со смехом в Сатире звучат, поэтому, не менее сильно негодование и возмущение. Иногда они так сильны, что почти заглушают смешное, оттесняют его на задний план.

Давайте подытожим: Caтиpичecкий cмex пpизвaн быть цeлитeлeм, cpeдcтвoм нpaвcтвeннoгo иcпpaвлeния людeй.

С чем вас и поздравляю! Будем все здоровы! И физически и нравственно!

До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ (сокращено)

АВТОР: Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, вижу, будто живу я на необитаемом острове...

АВТОР: Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

ГЕНЕРАЛЫ (вместе):        Господи! да что ж это такое? где мы?

АВТОР: Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру. …

2Й ГЕНЕРАЛ:   Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем. …

АВТОР: Сказано — сделано. Пошел один генерал направо и видит — растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть — ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.

«Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» — подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

Зашел генерал в лес — а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Господи! еды-то! еды-то!

АВТОР: Сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?

2Й ГЕНЕРАЛ:   Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей» и больше ничего!

АВТОР: Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

1Й ГЕНЕРАЛ:   Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?

2Й ГЕНЕРАЛ:   Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

1Й ГЕНЕРАЛ:   Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить... Только как все это сделать?

2Й ГЕНЕРАЛ:   Как все это сделать? …

АВТОР: И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...

1Й ГЕНЕРАЛ:   А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?

2Й ГЕНЕРАЛ:   То есть как же... мужика?

1Й ГЕНЕРАЛ:   Ну да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

2Й ГЕНЕРАЛ:   Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

1Й ГЕНЕРАЛ:   Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

АВТОР: Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было. Накинулись они на него

1Й ГЕНЕРАЛ:   Спишь, лежебок!  

2Й ГЕНЕРАЛ: — Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

АВТОР: Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелину; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!»

МУЖИК: Довольны ли вы, господа генералы?

ГЕНЕРАЛЫ (вместе): —       Довольны, любезный друг, видим твое усердие!

МУЖИК: Не позволите ли теперь отдохнуть?

1Й ГЕНЕРАЛ:   Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

АВТОР: Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются. …

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Чаще и чаще стали они припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку даже поплакивали. …

И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую! И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало! …

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

ГЕНЕРАЛЫ (вместе): —       Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас! —

МУЖИК: Будьте покойны, господа генералы, не впервой!

АВТОР: Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!

 

По Пушкину …

«У ЛУКОМОРЬЯ»

У Лукоморья Дуб зеленый 

шумел когда-то, но потом 

пропал с русалкою влюблённой, 

златою цепью и котом.

Исчезли дядька Черномор, 

а с, ним и витязи.

Но до сих пор

блаженствуют под небом юга, 

где волн сверкают жемчуга, 

и леший, и Кащей-хапуга, 

и баба с прозвищем Яга.

«Там, - шепчет леший, - на дорожках 

следы приезжих» дикарей», 

я сдал без окон и дверей 

избушку им на курьих ножках.

И вот куриное жилище 

даёт мне сказочную пищу.


«И я, - вот хвастается кот, -

То ж не сижу без каш и щей, 

лафа – пируй, да загорай, 

спёр цепь я золотую,  а из дуба я сколотил 

подобье сруба, назвав его «Бахчисарай».

В нём в три ряда наставил коек, 

на свалке найденных, на коих 

спят 33 богатыря,

мне злато-серебро даря.»


Яга хихикнула:

«Неглупо у вас обстряпаны дела!

А я на три сезона ступу 

молодожёнам отдала.»

Русского давно уж духа нет в помине, 

и витязей не видно тут.

А эти нечисти поныне 

вольготно-весело живут.

 

Сценка «СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД.»  

Три старушки под окном 

толковали вечерком.

Говорили по секрету, 

что за дива есть на свете.

Кто развёлся, кто женился, 

кто на днях в кого влюбился, 

кто с соседскою супругой 

отдыхать уехал к югу, 

ладно за морем иль худо, 

и какое в свете чудо.


- Слышьте, милые подружки, - 

говорит одна старушка, -

- Тут у нас автобус есть, - 

да в него непросто сесть.

Вот идёт молва правдиво:

вздуется толпа бурливо, 

закипит, подымет вой, 

хлынет враз в салон пустой, 

забуксует на подножке, 

поднатужится немножко, 

разбежится во весь дух, 

на сиденье с ходу бух…

И сидят, как жар горя,

33 богатыря.

Все красавцы молодые, 

ловкачи да удалые.

Все внимают равнодушно, 

как в дверях теснятся дружно, 

лезут бабки, лезут дедки, 

и пищат забавно детки.

Можно молвить справедливо, 

это диво, так уж диво.


Ей подружка говорит:

- Кто нас этим удивит?

На работе по утрам проверяют

тут и там.

Мастер – в цехе,

В проходной –

стоит грозный часовой.

Кто в автобус попадёт, 

на завод как ваз придёт.

Будут пять минут в резерве, 

и нетрёпанными нервы.


А чудес довольно в мире, 

я слыхала: есть квартира, 

до того пышна, богата, 

словно царская палата. 

Гарнитуры все не наши, 

и один другого краше.

В потолке хрусталь горит, 

а кругом коврит, коврит.

В туалете и прихожей 

устлано коврами тоже.

А в серванте клад хрустальный, 

да сундук хранится в спальной, 

сделан весь из серебра, 

полон всякого добра.

До краёв забит мехами, 

чернобурыми лисами, 

с бриллиантом там серёжки, 

позолоченные ложки.

Кольца-тоже не простые. 

Ободочки золотые.

Камни – чистый изумруд.

Да ещё хранятся тут 

одеяла, покрывала, 

и отрезов там немало. 

Столько простыней да мыла. 

Вам бы на сто лет хватило. 

5 замков у них в дверях,

3 собаки на цепях. 

Непонятно всему свету, 

где берут они монету, 

правду бают или лгут, 

что «нечистым пахнет тут.”


- Расскажу я вам, подружки,

Третья молвила старушка, - 

как недавно, верьте слову, 

удивили нас в столовой.

Там на диво всю неделю, 

чистота кругом блестела. 

Чисты ложки и стаканы, 

словно в лучшем ресторане. 

Нa столах увидишь ты

и салфетки, и цветы.

Песни радио поёт, 

быстро очередь идёт.

Все с улыбкой отвечают, 

поварихи предлагают: 

«Может, печень или беляш, 

есть жаркое и гуляш”, 

и салат, и винегрет 

да чего там только нет!

Не решишься даже сразу, 

Взять ромштексы или зразы, 

и такой парок «летит», 

поднимая аппетит.

Все столовую ту хвалят, 

поварих чудесных славят. 

Можно молвить справедливо: 

это диво так уж диво.


Тут твердит одна старушка:

- Говорили мне, подружки, 

к вам из центра, наконец, 

проверять прибыл гонец.

И сберёг желудки ваши, 

и от мойвы, и от каши.


Три старушки под окном, 

толковали вечерком.

Стали сумерки сгущаться, 

стали бабки собираться. 

Сговорились завтра вместе 

посидеть на том же месте.

И про новости опять 

вечерком потолковать.

Кто услышит тот рассказ, 

просим сообщить мы вас.

 

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.   

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» -

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». –

«А, так ты...» - «Я без души

Лето целое все пела». –

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

 

ЛИСИЦА И СУРОК

ИСПОЛНЯЕТ _______________________________________

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» -

Лисицу спрашивал Сурок.

«Ох, мой голубчик-куманек!

Терплю напраслину и выслана за взятки.

Ты знаешь, я была в курятнике судьей,

Утратила в делах здоровье и покой,

В трудах куска не доедала,

Ночей не досыпала:

И я ж за то под гнев подпала;

А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:

Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?

Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,

Чтоб этому была причастна я греху?

Подумай, вспомни хорошенько». –

«Нет, кумушка; а видывал частенько,

Что рыльце у тебя в пуху».

___________

Иной при месте так вздыхает,

Как будто рубль последний доживает:

И подлинно, весь город знает,

Что у него ни за собой,

Ни за женой, -

А смотришь, помаленьку

То домик выстроит, то купит деревеньку.

Теперь, как у него приход с расходом свесть,

Хоть по суду и не докажешь,

Но как не согрешишь, не скажешь:

Что у него пушок на рыльце есть.

 

Литературные пародии поэта-сатирика Михаила Сточика

ЛЕБЕДЬ. РАК И ЩУКА

Случилась вот какая штука:

Однажды

Лебедь, Рак и Щука

Наряжены были втроем

Стеречь колхозный водоем,

Где рыбья молодь обреталась.

 

Все шло по-доброму, казалось,

И ведал мир

Со слов Стрижа,

Что неусыпны сторожа.

Мол, пролетая,

В миг единый

Такую он узрел картину:

Рак мелководьем

Знай все бродит,

А где поглубже,—

Щука ходит Кругами,

Словно ворожит.

А Лебедь белая кружит

Над водной гладью

Вертолетом —

Такая, знать,

У ней работа...

 

А на поверку вышло так:

Глотала Щука молодь

Без оплошки.

И, кстати,

Что касается рыбешки,—

Тут Рак

Был тоже не дурак.

А Лебедь,

Не смутясь нимало,

Ворюг

Крылами прикрывала.

 

Сидят в тюрьме

И Рак и Щука,

А их пример —

Другим наука!

Вот Лебедь за решетку

Не попала,

Поскольку... высоко летала.

СЛОН И МОСЬКА

Сдружился как-то с Моськой

Слон.

Что в ней нашел такого он —

Не в том,

Как говорится,

Суть да дело.

А в том, что наша Моська

Обнаглела,

Расположеньем друга польщена:

На всех и вся

Рычит теперь она.

«Ух, рр-разор-ррву-уу! —

От злости сатанеет.—

Вот цапну ррр-раз я —

И прр-рривет!»

С досады тут

И Заяц озвереет,

А задираться с Моськой

Смысла нет:

А если вдруг Слон затрубит сердито —

Отбросишь враз

И лапы

И копыта!

 

И, в силу собачонки веря,

В расстройстве

Восклицали звери:

«Ай, Моська!

Знать, она сильна...»

Но вдруг турнули

С должности Слона,

И Моська

Разом подобрела.

. . . . . . . .

Ума не приложу я,

В чем тут дело?!

МАРТЫШКА И ОЧКИ

В свою звезду имея веру,

Мартышка

Делала карьеру.

Мартышкин ум

На пакости горазд,

Любому досадить

Найдет причину:

Кого предаст,

Кому пинком поддаст —

Глядишь,

И выше стала чином,

Допущена

До самых важных дел,

Орудует

И смело и умело.

А темные очки,

Видать, она надела

Лишь для того,

Чтоб стыд глаза не ел.

Теперь —

Гляди, какие туши! —

Внимают ей Слоны,

Развесив уши...

 

Эх, кабы знать

Мартышкины изъяны,

Я б не произошел

От обезьяны!

 

КВАРТЕТ

Льву был заказ доверен

Важный —

Построить дом многоэтажный.

И приданы на сей предмет

Льву,

Как начальнику,

Мартышка,

Осел,

Козел

И косолапый Мишка —

Других, сказали, кадров нет.

 

Лев речь держал:

— Мои друзья,

Крылова басню знаю я.

Мы ж

По-иному станем строить дело!

 

И вот

Работа закипела.

 

Осел

Траншеи что есть сил

Рыл механическим копытом.

Козел

Крепил фундамент деловито,

А Мишка

Стены возводил.

Мартышка

Тоже не зевала —

Умело фонды выбивала.

 

И вот —

Свидетельствую лично —

Был сдан объект

И в срок и на «отлично».

 

Пусть каждый

Льву хвалу воздаст:

Он понял,

Кто на что горазд!

 

СОРОКА И КУРИЦА

Упрекала Курицу Сорока:

— В той жизни, что ведешь ты,

Мало прока.

Со мной тебе тягаться —

Не резон.

Про то давно

В лесном известно мире,

Что у меня и кругозор

Пошире,

И — в смысле голоса —

Ди-а-па-зон!

Возьмем хотя бы новости —

И те

Доступны были б

Птичьему народу,

Когда б их не носила

На хвосте

В любое время года

И погоду?

И тем известна я

На сотни верст окрест.

А твой удел —

Кормушка да насест...

Пыталась Курица

Свое сказать словцо,

Сороке, может, возразить хотела,

Но недосуг:

Пора приспела

Очередное ей снести яйцо

Да и цыплят высиживать

Садиться...

Оно известно:

Курица — не птица.

 

ОСЕЛ И ЖИЛЕТКА

Ты правдой иль враньем

Считай мои слова,

Но было так:

Фантазии в угоду

Или затем,

Чтоб переплюнуть моду,

Пришил Осел

К жилетке рукава.

Ну, как судить

Портняжку моего?

Все говорят,

Он не был шарлатаном.

Жилетка же

Не стала оттого

Ни пиджаком,

Ни Тришкиным кафтаном.

Одно достоинство —

Нет ей теперь износа,

Поскольку на нее

Нет и не будет спроса.

 

Жаль,

Что у этого Осла

Нет подражателям числа...

 

СОЛОВЬИНАЯ ПЕСНЯ

Меня превратно не поймите,

Читая строки басни сей...

 

В «Музлес»

Явился Соловей.

Был он

Не очень «громкий» сочинитель,

Но от иных не отставал

И, говорят,

Надежды подавал.

     Ах, — Соловья приветил сразу

Дятел. —

Мы рады вам

И песня ваша кстати.

Вот сборник издаем «Фьюить-фьюить» —

Там ей и быть!

 

Ну повезло герою моему!

Отдали песню тотчас

Козодою,

Поскольку опекал он

Племя молодое

И знал отлично —

Что к чему.

     Вот здесь, — сказал он, —

Уберем фиоритуру,

А тут

(Я знаю Филина натуру)

Слегка коленце

Подогнем.

А эту трель — перевернем.

Как видите,

Поправок очень мало...

 

Быть соловьиной

Песня перестала.

 

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

В лесу,

Прилежно и добротно,

Плотину строили Бобры.

Стучали мерно топоры

И ствол к стволу

Ложился плотно.

 

Но стройку посетил Медведь

И начал на Бобров

Реветь:

— Чего вы тянете резину?

Где производственный накал?!

Зря, что ли,

Льву я обещал

Через неделю сдать плотину!!

Вы ж не торопитесь, гляжу...

Да я вас премии лишу!

 

И разгулялись топоры —

Летят по лесу только щепки!

И не стволы уже,

А ветки

Суют в плотину в те поры.

Чтоб скрыть грехи,

Поверх заплота

Ствол пообхватистей кладут,

И Льву победный рапорт шлют:

«Ура! Завершена работа!»

 

А вслед за рапортом —

Беда:

Напор не выдержав,

Плотина

Прогнулась

Словно хворостина,

Меж веток хлынула вода...

 

Вот так бывает,

Коль Медведь иной

Ревет:

«Дава-аай!

Любой ценой!!»

 

ПРЕМУДРЫЙ КАРАСЬ

Со знаньем дела,

А не наугад

Иной гурман

Доказывать вам станет,

Что Щука обожает-де томат,

Карась же

Любит жариться в сметане.

К тройной ухе

Питает Стерлядь страсть,

Судак — к желе,

И дальше в том же свете...

Но вот однажды

Не стерпел Карась

И так в сердцах

Гурману он ответил:

— Прошу, — сказал он, —

Объявить везде,

Чтоб впредь не принимали

За болвана, —

Я рыбой чувствую себя

В воде —

Не на сковороде!

На кой мне ляд

Сдалась твоя сметана!..

 

Я критиков иных

В виду имею тут

(Как водится,

Имен я называть не стану) —

Порой такой ярлык

Тебе пришьют,

А ты люби их,

Как Карась сметану.

 

ОЛЕНЬ И ЗМЕЯ

На водопой спеша

В какой-то день,

Змею копытом зацепил

Олень.

Но тут же он остановился

И перед ней

Раз десять извинился.

 

— Шшш-шалишь! —

Шепнула зло Змея, —

Ужо тебя достану я,

Из-за угла-то

Мне способней жалить.

Меня навек теперь запомнишь ты!..

 

К Слону тут анонимки

Зашуршали,

Наполненные ядом клеветы.

В них некий аноним

Доносит,

Что вор Олень,

Неверный муж

И, в дополнение к тому ж, —

Да-да, не смейтесь, —

Ро-го-но-сец!

 

И принял Слон решение свое:

Он сразу сто комиссий

Не назначил,

А раскусил змеиное вранье

И поступил совсем иначе —

Он, говорят,

Под суд отдал Змею...

 

За что купил,

За то и продаю!

 

ЛАСКОВЫЙ КОТ

Сойдясь душевно,

Человек и Кот

Дружили уж который год.

Кот с Человеком ласков был —

Видать,

И впрямь его любил.

К ноге прижмется

И потрется,

И только что не улыбнется.

 

А Человек

Добром платил за то:

Он тоже ласков был с Котом.

И я не разглашу

Секрет интимный,

Коль так скажу:

Любовь была взаимной.

И свято верил Человек,

Что не иссякнуть ей вовек.

 

Но только раз

Кота задел он —

А люди говорят, за дело —

Кот Человека — цап!

Да в кровь...

И — вся любовь!

 

Так не гляди,

Что ласков Кот,

Будь осторожен:

Все же — скот!

 

ПРО ПОПУГАЯ

Покуда Волк

Его начальством был,

И Попугай тогда

По-волчьи выл.

 

Потом стал Конь

Начальником его,

И Попугай заржал:

«Иго-го-го!»

 

Пришел Осел

В высокий кабинет,

Но Попугай не растерялся,

Нет.

Скрипит:

«Да мы с Ослом —

Одна семья.

Как он, могу:

«Ия-ия-ия!..»

 

Для ясности

Добавлю под конец,

Что не дурак тот Попка,

А мудрец!

 

НУ, ЗАЯЦ!..

Однажды некою Лисой

В лесу

Обижен был Косой.

И, не снеся обиду эту

(А не затем,

Чтоб затевать скандал),

Решил он

Притянуть Лису к ответу

И жалобу

Медведю написал.

 

Медведь ворчал, читая:

— Чудеса-аа!

Ну, Зайцы!..

Нет докучливей народца...

Косого кто обидел-то?

Ли-са!

Так вот пускай

Сама и разберется!..

 

Ну а Лиса,

Поскольку дали власть,

С Косым по-свойски

И разобралась...

 

Где тут мораль?

Даю ответ:

Мораль-то есть,

Да Зайца... нет.

 

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Читатель,

Ты не хмурь бровей:

До чертиков-де басни надоели!..

Все было так и в самом деле:

Однажды в зимний вечер Муравей

Из дома вышел —

В тишине

Решил он прогуляться при луне.

Снежок под лапками хрустит,

Округа голубеет

В лунном свете...

И вдруг он в отдалении приметил:

Лесной тропинкой кто-то семенит.

Не Стрекоза ль, подумал Муравей,

Походкой «от бедра»

Идет, как пишет?

Сейчас он, разумеется, услышит:

«Голубчик, прокорми и обогрей!»

Тут ей и выдаст от души:

«Ты пела? Так пойди же попляши!»

Но что это?

Он трет глаза,

На попрыгунью смотрит удивленно:

В сапожках модных,

В шубке из мутона

Пред ним и вправду — Стрекоза!

И говорит с ухмылкою ему:

«Салют, Мураш!

Что смотришь очумело?

Все правильно — плясала я и пела

Беспечно на Кавказе и в Крыму.

Хоть я и пропорхала лето.

Зато к зиме обута и одета,

К тому ж, не прикладая рук,

Не натрудив нимало плечи.

Всем, что ты видишь,

Обеспечил

Меня один любвеобильный Жук,

Даря мне за обновою обнову...

 

Вот так, читатель,

Верь теперь Крылову!

 

ЕСЛИ БЫ ЗВЕРИ УМЕЛИ ЧИТАТЬ

Ах, если бы басни,

Которых не счесть,

Сумели бы звери лесные прочесть,

То, верно б,

Свои изменили повадки,

В лесу завелись бы

Иные порядки.

 

Баран, скажем,

Лучше бы кадрами ведал,

И Волку

В овчарне он места бы не дал.

И пакостить всем

Перестали б Мартышки,

Слоновий оклад

Не платили б Зайчишке,

И дуги бы гнул

Так, что любо смотреть,

Отлично освоивший дело Медведь.

А Мышь —

За намек попрошу я прощенья —

Иным не служила 6

Козлом отпущенья,

А сами Козлы —

Ненадежный народ

С успехом могли б

Охранять огород.

И стала в лесу бы

Не жизнь — благодать...

 

Ах, если бы звери

Умели читать!

 

песня-переделка

НА ПОЛУСТАНОЧКЕ

Стоит на полустаночке

Мой милый после пьяночки,

Опохмелиться уже хочется ему.

А пьяницы, как водится,

У магазина сходятся

И сбор ведут по рваному рублю.

 

А водочка столичная,

На вкус она отличная.

Да денег не хватает на неё.

Так купим разливушечку

И успокоим душечку.

И будет нам приятно и тепло.

 

Стою на полустаночке

Во рваном полушалочке.

Жду, когда мой миленький придёт.

Смотрю, идёт качается,

Как кляча спотыкается,

И пьяного товарища ведёт.

 

Домой придёт, ругается

Т всё ему не нравится,

А от получки нет уж ни черта.

Как пьянка начинается,

Всё сразу забывается –

Жена ему уж больше не нужна.

 

Стоит он у скамеечки,

Считает все копеечки,

А мимо пробегает наш сосед.

А сердце так колотится,

Хоть на чатушку сброситься,

Да времени четырнадцати нет.

 

Стоит он у скамеечки,

В кармане ни копеечки,

А мимо бочку с пивом провезли.

А сердце так колотится,

Так выпить ему хочется,

Ах, где же вы, пропитые рубли.

ЧАСТУШКИ

Бригадирова жена 

Не рабатывала,

Каждый день трудодень 

Выхохатывала.

 

Всю пшеницу – за границу,

а картошку – на вино.

Голопузому колхознику –

Бесплатное кино!

 

Мама выкупила мыло,

Кое-что себе помыла.

Мне – головку, папе – кончик –

Вот и кончился талончик!

 

Не хватает спичек, мыла,

В дефиците маргарин.

Отдадим за чай – Курилы,

А за спички – Сахалин!

 

Прижимал парторг к стене,

Требовал взаимности.

Тяжело придётся мне

При многопартийности!

 

Цены скачут, люди плачут,

Цены жмут до потолка.

Скоро пенсии не хватит

На пакетик молока!

 

Я смотрела на весы

И глазами хлопала –

На полпалки колбасы

Пенсию ухлопала!

 

Никогда не унывали,

Ни сегодня, ни вчера:

Купим свеклу на базаре –

Вот и красная икра!

 

Бабка в очередь стояла

За российской колбасой.

Когда цены увидала —

Сразу сделалась косой!

 

Нынче годики худые:

Хлебы не родятся;

У нас девушки играют:

Бога не боятся!

 

Мой сосед живет неделю

Без воды - вот чудеса!

Две недели - и без пищи,

А без водки - три часа!

 

За окном растет малина,

На столе — бутылка.

Вилы где-то потеряли,

В дело пошли вилки.

АПЛОДИСМЕНТЫ!

 

ЧАСТУШКИ

Мы споем частушки вам

Да про нашу улицу.

Если плохо пропоем,

То подарим курицу.

 

По Крутихе все мы шли,

Свой мы след оставили:

Во дворе собаки лают,

Замолчать заставили.

 

Обещают нам давно

Пустить по улице авто.

Очень хочется увидеть,

Не видал пока никто.

 

Остановочку построить

Обещают нам давно,

А пока на этом месте –

Толька мусор да бревно.

 

Наш Андрюша – гармонист,

Музыкален и плечист,

Так играет на гармошке –

Разбегаются все кошки.

 

На Проектной было б скучно,

Меньше было бы утех.

Где гармошка - там частушки.

Где частушка - там и смех.

 

Вы послушали напев,

Улицы простые.

Не пора ли расходиться –

Пусть гармонь остынет.

 

Мы частушки вам пропели,

Очень мы старалися.

Пусть продёрнули кого-то,

Чтоб не обижалися.

 

Ох, гармошка, ты как

В жизни той суетной.

До свиданья и до встреч,

Поклонники Проектной.

 

Сценарии На блоге:

С ЮМОРОМ ПО ЖИЗНИ

УРОКИ ЮМОРА

СМЕХ - ОСНОВНОЕ ОРУЖИЕ САТИРЫ

ИЗОБЛИЧАЮЩАЯ НАСМЕШКА - ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК САТИРЫ

СМЕЁМСЯ ВСЕ!!

МЫ ПОДАРИМ ВАМ УЛЫБКИ!

ИСТОЧНИКИ:

- Сатира как жанр. Публичная статья https://helperia.ru/a/satira-kak-zhanr

- Сатира: история и особенности жанра http://hallenna.narod.ru/satira.html

- Сатира русских поэтов первой половины XIX в.:  Антология/Подгот. текста, сост., вступ. ст. и примеч. В. Афанасьева; Худож. В. Юрлов.— М.: Сов. Россия, 1984.- 256 с., ил.— (Школьная б-ка).

- Крылов И. А.  Басни/Сост., авт. предисл. и коммент. А. В. Десницкий. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с., ил. - (Шк. б-ка).

- Сточик М. Я. Замеченные отпечатки: Сатирические стихи, басни, эпиграммы, литературные пародии. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. - 95 с.

- Ocoбeннocти caтиpы M. E. Caлтыкoвa-Щeдpинa https://www.textologia.ru/literature/literatura-rossii/saltikov-shedrin-m-e/osobennosti-satiri-m-e-saltikova-schedrina/6065/?q=471&n=6065

- ЮМОР! ЮМОР!! ЮМОР!!! Телевизионные выпуски 1-3.

Н.С.ПАСЫНКОВА

Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy  

Комментариев нет:

Отправить комментарий