среда, 6 июня 2018 г.

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА». (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ)

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА».  (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ).
Опыт показывает, что учреждение дополнительного образования, в частности «Живой уголок», даёт большие возможности для нравственного и творческого развития личности, вырабатывания характера, настойчивости, кропотливости, ответственности за жизнь питомцев, за результаты своей деятельности.

Формированию таких качеств, в большей степени, способствует самостоятельная творческая, исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность детей – вид индивидуальной и групповой работы, которая способствует развитию у ребёнка активности и самостоятельности. Она ориентирована на регулярное самостоятельное изучение процессов, явлений в естественных и лабораторных условиях.
В условиях работы в «Живом уголке» наиболее приемлемы наблюдения и анализ полученных результатов или эксперимента (естественного или лабораторного); сравнительный анализ.
Наблюдения проводятся в «Живом уголке», за питомцами в домашних условиях и во время экскурсий за природными явлениями и животными.
Непосредственные наблюдения за природными явлениями способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и взаимозависимости в биосфере.
Детей интересует всё! Они задают тысячи вопросов, к тому же практически все слова педагога относительно поведения животных детям обязательно надо проверить на своём опыте. Поэтому, чтобы подтолкнуть их к исследовательской работе достаточно не отвечать подробно на вопросы, а предложить: «Проверь!», «Сделай так и посмотри, что будет!» и т.п.
В «Живом уголке» закрепление, проверку полученных знаний о животных дети проводят во время непосредственного, визуального наблюдения за поведением животных, анализа и сравнения, создания искусственных проблемных ситуаций, экспериментов, например:
·         Доминирование самцов крыс в группе (к занятию «Табель о рангах»);
·         Предпочтительный выбор морскими свинками какого-либо корма из предложенных (К занятию «О вкусах не спорят»);
·         Разница в поведении хомячков (самцов и самок) при помещении в лабиринт, который, кстати, дети сами делают из бутылок из-под напитка;
·         Предпочтение разными видами зверюшек (хомяков, крыс, мышей) определённого строительного материала для гнезда из предложенных;
·         Изменение поведения крысы, хомячка при появлении детёнышей;
·         Влияние нашего вмешательства на выведение потомства (хомяки, например, при малейшем беспокойстве съедают своё потомство. Не потому, что они кровожадны – а вот, что происходит в гнезде – это дети и должны выяснить сами;
·         Наблюдение за ростом детёнышей, за адаптацией их к среде, к коллективу, чему и как обучают детёнышей родители, соседи по клетке;
·         Как складываются отношения в коллективе животных и много других вопросов решается во время наблюдений.
Следующий вид самостоятельной работы – теоретико-исследовательская деятельность, или работа с литературой (художественной, научной, справочной).я ставлю проблему, т.е. предлагаю детям найти материал по данному вопросу – дети подбирают литературу. И результатом такой работы является:
·         Составление вопросов по статьям из газет, книг для изготовления проверочных карточек, дидактических игр;
·         Составление ребусов и кроссвордов по изучаемой теме;
·         Подбирание материала и оформление альбомов, помогающих в дальнейшей работе, например: «Наши верные друзья» (о собаках), «Советы ветеринара», «Лекарственные растения», «Переходный возраст» и многие другие;
·         Написание рефератов, например: «Сирийский хомячок», «Крокодилы», «Болезни, переносимые животными», «О разумности животных» и другие;
·         Сочинение экологических сказок, например: «Мешок яблок», «Хвосты», «Друзья по несчастью», «Тайное собрание» и другие.
·         Представление понравившейся книги о природе, найденного материала на занятиях в «Живом уголке», на школьных уроках;
·         Участие в конкурсах-эрудиционах, интеллектуальных играх.
Должна отметить, что написание заметок, сочинений, рефератов только на добровольной основе (пишут не все, индивидуально или группой, часто сами предлагая тему работы, т.е. – проблему). Я всего лишь предлагаю детям по изучаемой теме свои впечатления, мнения, наблюдения, находки в литературе оформить в виде реферата, или оставить память о себе, своей работе в «Живом уголке», впечатлении о походе, экскурсии в «Книге впечатлений», в «Летописи «Живого уголка».
·         Результаты своих наблюдений, рефераты дети представляют на занятиях в «Живом уголке», на школьных уроках;
·         Проверочные карточки, дидактические игры, альбомы используются на занятиях для закрепления и проверки знаний;
·         Сценарии экологических сказок посылаются на конкурсы в ЭБЦ; используются для показа в ЦДЮТ «Радуга» в дни эколого-биологического отдела, два раза выходили со сказкой в д\к № 216.

В результате организации самостоятельной творческой деятельности в клубе «Любители природы» дети овладевают следующими познавательными приёмами:
·         Формулировка познавательной задачи;
·         Поиск фактов, информации;
·         Формулировка выводов;
·         Кроме того приобретают навыки самостоятельной работы с литературой;
·         Умения выражать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Исследовательская работа стимулирует у ребёнка развитие как интеллектуальной и мотивационной, так и эмоциональной сфер личности.
Но следует учитывать реальные возможности воспитанника, наличие места для выполнения работы, оборудования, материалов и т.п.
Нашими проблемами на сегодняшний день являются:
·         Отсутствие материально-технической базы (реактивов, приборов);
·         Большая наполняемость группы, которая затрудняет исследовательскую деятельность (у детей разные интересы, разный возраст);
·         Отсутствие специальных знаний в проведении конкретных исследований, экспериментов, опытов;
·         Много практической работы по уходу за животными: заготовка корма (травы, веток, сена, собственно, варка корма), кормление животных, мытьё посуды; заготовка опила, чистка клеток, приборка помещения от опила (в каждой группе на эту работу 1,5 –2 часа; в день – 3-4 часа);
·         Не приспособленное помещение (в «Живом уголке» нельзя закрыться для длительного, подробного наблюдения за зверьками, т.к. через помещение ходит обслуживающий персонал, заходят посторонние дети; отсутствует вентиляция - в «Живых уголках» концентрация аммиака превышает допустимую норму примерно в 7 раз; постоянный полумрак – одно окно, электрического света недостаточно).

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий