«НЕ ХОДИТЕ, ДЕВКИ, ЗАМУЖ ЗА ИВАНА КУЗИНА...»
Эротика
в фольклоре и обрядах Древней Руси
Современного человека, мало знакомого с традиционной культурой, возможно, удивляют некоторые книги, появляющиеся на прилавках магазинов и у уличных торговцев. Скажем, сборник А.Н. Афанасьева «Русские заветные сказки» может просто ошарашить своей откровенностью. Впрочем, удивляться порой приходится даже специалистам-участникам фольклорно-этнографических экспедиций. Ну вот, например, приходите вы к старенькой бабушке и просите ее спеть вам старинные частушки, а в ответ слышите: «Не ходите, девки, замуж за Ивана Кузина...», а далее такое, что и в краску бросить может.
Я
уж но говорю об анекдотах, слишком большая вольность которых хорошо известна
всем.
Как
же к этому относиться? - спросите вы. Во всяком случае, не как к невежеству или
невоспитанности. Сексуально-эротические вольности в фольклоре объясняются не
распущенностью и необразованностью, а древнейшими традициями: ведь на ранних
стадиях развития человеческие представления были во многом иными, чем теперь.
Славяне-язычники считали, что их поведение в значительной степени влияет на
происходящее в природе, во Вселенной. До принятия христианства на Руси
сексуально-эротическая сфера была в значительной степени сакрализована. Древние
боги требовали от человека совсем иного почитания, чем Святая Троица.
С
принятием христианской религии Русь не освободилась от своих древних верований.
У восточных славян сложилась система представлений, которую принято именовать
двоеверием: она сочетает в себе элементы язычества и христианства; в
традиционных обрядовых действах, в фольклоре на протяжении многих столетий
сохраняется то, что отличало поведение наших праиндоевропейских предков.
Особенно
изобиловал сексуально-эротическими элементами календарно-обрядовый комплекс. На
протяжении всего года человек активно пытался способствовать земному
плодородию. Еще среди зимы, на святки, молодежь начинала развлекаться
непристойными, с точки зрения нашего современника, игрищами. Очень популярной была
игра в воскресающего «покойника». Кто-то из парней изображал умершего, а
остальные несли его в дом, где были посиделки. Там ребята требовали, чтобы
девушки вначале отпевали мнимого покойника, голосили по нему. А потом с
«умершим» начинали прощаться: парни ловили девушек и каждую из них подтаскивали
к «покойнику» - целовать его, и не только в губы... Возбужденный молодой
человек должен был неожиданно «воскреснуть» и помчаться за понравившейся ему
девушкой, приставая к ней с поцелуями.
На
посиделках были, разумеется, и более скромные игры. Но если мнимый покойник
символизировал собой смерть и воскресение природы (игра должна была помочь
Космосу при переходе от зимы и смерти к лету и жизни), то скромные поцелуйные
игры с песнями, в которых участвовали будущие женихи и невесты, больше помогали
в житейском - создании новых семей.
С
приходом весны обрядовые действа сексуально-эротического характера значительно
активизировались. Так, например, в некоторых местах на Руси на Алексея Теплого
(30 марта) было принято «греть солому», приближая тем самым приход весны и
лета: молодежь собиралась на совместную ночевку к одной из одиноких женщин; в
сени или на поветь натаскивали солому и ложились вповалку спать. Рассказывая о
таком обычае, старики подчеркивают, что парни тискали и валяли по соломе девок,
но «греха» при этом не было.
Аналогичный
вариант обряда осуществлялся обычно и в более позднее время - на Юрия или на
Троицу, когда семьями ходили смотреть взошедшие посевы и «качаться» на меже
(обычно по земле катались, обнявшись, молодые супружеские пары). Считалось, что
это было необходимо для повышения плодородящей силы земли.
В
сексуально-эротическом отношении выделялась ночь на Ивана Купалу - «макушка
лета», когда силы природы достигали своего апогея. Купальская ночь, совпадавшая
со временем летнего солнцеворота, должна была демонстрировать всю магическую и
сексуальную силу земли, человека, природы в целом. Именно потому полагали, что
в самую короткую ночь открываются клады, можно добыть волшебный цветок
папоротника, даривший всезнание и всемогущество, а купальская ночь была ночью
разгула. Кстати, она связывалась с ведьмовством, ведь ведьмы не просто
колдуньи, но и особенно сильные в сексуальном отношении существа, активные и
похотливые. Сексуальная активность, по древним представлениям, - несомненная
прерогатива Дьявола, с которым ведьмы периодически вступали в половые
отношения.
Совершенно
естественно, что сексуально-эротическая тематика переполняла свадебную
обрядность. Проводы молодых к брачной постели сопровождались непристойными
песнопениями, а время их пребывания там
– не менее срамными действами. Непристойные шуточки отпускались и при выходе
смущённых молодых из спальни. Гости наперебой начинали нахваливать новоявленных
супругов. В случае же, если выявлялось половое бессилие молодого, свадьба принимала несколько иной
характер, как и в ситуации «нечестности» молодой. Разумеется, не всегда и не
везде на подобные вещи обращалось столь серьёзное внимание; кроме того, некогда
существовала традиция дефлорации невесты старшим родственником жениха.
Восстановление
сексуальной силы, по представлениям наших предков, было необходимо и
обязательно не только для жизни конкретной супружеской пары, но и для регуляции
гармонии мира в целом. Для этого обращались к знахарям и колдунам, которые,
используя заклинания, специальные снадобья, избавляли мужчин от «нестоихи».
Интересно,
что, согласно преданиям, у наших пращуров любовными партнёрами могли быть и
иномирные существа. Например, к тоскующим вдовам часто прилетали огненные змеи,
принимавшие в доме облик бывшего супруга. Для избавления от подобной страсти
втыкали в порог и во все щели избы траву мордвинник, а потом говорили:
«Как
во граде Лукорье лете змей по приморию, града царица им прельщалася, от тоски
по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна её умалялася, сердце
тосковалося, одному утешению предавалася – как змей прилетит, так её и
обольстит. Тебя, змей, не боюся, Господу Богу поклонюся, преподобной Марии
Египетской уподоблюся, во узилище заключуся. Как мёртвому из земли не вставать,
так и тебе ко мне не летать, утробы моей не распаляти, а сердцу моему не
тосковати. Заговором я заговариваюсь,
железным замком запираюся, каменным тыном огораживаюсь, водой ключевой прохлаждаюся,
пеленой Божьей Матери покрываюся; аминь».
В.ХАРИТОНОВА, кандидат филологических наук (РИА «Новости»). «Вятский край», № 97 (619) •
25 мая 1993 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий