суббота, 26 октября 2019 г.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ "ПО МИФАМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" Методическая рекомендация для работы с учащимися 6-9 классов

фото из интернета

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ "ПО МИФАМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" Методическая рекомендация для работы с учащимися 6-9 классов
(Областная детская библиотека имени А.С.Грина. Киров, 1994.)

С мифами Древней Грации и историей Древнего мира учащие­ся знакомятся в 6 класса на уроках литературы и истории.

Цель данных рекомендаций: помочь библиотекарям в работе с различными переложениями мифов Древней Грации и произведени­ями литературы и искусства, в которых используются мифологи­ческие сюжеты и образы.

Предложенные игры помогут учащимся запомнить трудные имена греческих богов и героев, хорошо ориентироваться в мифологических сюжетах.

Материал содержит рекомендации к:
1.            литературной игре "Узнай с первого раза" (для читате­лей 12-14 лет)
2.            КВН "В мире мифов " (для читателей 11-14 лет)
3.            игра "Счастливый случай" (для читателей 12-14 лет)
4.            игра "Что? ГДЕ? Когда? (для читателей 12-14 лет)


литературная игра «УЗНАЙ С ПЕРВОГО РАЗА»
(список литературы к играм в коне материала)
(Для читателей 12-14 лет)
Игра проводится по принципу телепередачи "Любовь с первого взгляда". В отличие от телеигры в литературной иг­ре участвуют девочки и мальчики в образе героев и героинь мифов Древней Греции:
1 пара: Афина и Арес (богиня справедливой войны и бог коварной, вероломной войны и разрушения)
2 пара:     Артемида и Аполлон (сестра и брат - близнецы)
3 пара:     Гера и Зевс (божественные супруги)

В начале игры каждый из участников знает только какого героя представляет он, но не знает, кого представляют другие участники игры. Состоит игра из двух  туров. В пер­вом туре участники должны угадать своего партнёра по игре в парах. Если они свою пару не узнают, то во втором туре уже не играют. Во втором туре, играя парами, участники рассказывают друг другу о себе, отвечая на вопросы. За каждый правильный ответ на вопрос игроки получают очки.

В конце игры каждый участник в зависимости от суммы очков получает приз. Для приобретения призов рекомендуем привлечь спонсоров.

Проводит игру ведущий.

Оформление зала:
Для создания атмосферы эпохи Древней Греции можно изгото­вить, если есть возможность, декорации с изображением гре­ческого пейзажа: синее море, яркое солнце, зелёные луга, бе­лые мраморные колонны греческих храмов, горы Олимп и Парнас, где обитают боги-олимпийцы, вулкан Этна, где находилась кузница Гефеста и т.д.
На свободной площадке перед зрителями стоят по три стула под номерами: слева – девочки, справа - для мальчиков.

Ход игры:
Звучит весёлая музыка.
Ведущий:  Здравствуйте, взрослые и дети!
Сегодня на литературной игре "Узнай с первого раза" мы с вами встретимся с героями мифов Древней Греции.
Давайте познакомимся с участниками игры.
(Ведущий представляет сначала девочек, затем мальчиков - фамилия, имя, класс. Участники выходят на площадку и занимают свои моста)

Ведущий: Мы познакомились с участниками игры, но не знаем, в роли, каких героев они сегодня выступают. Каждый из ребят знает только, кого представляет он. Игра состоит из двух туров, в течение которых участники должны выяснить, кто каких героев мифов Древней Греции изображает, ближе познакомиться друг с другом.

Итак, начинаем первый тур. Ребята, сейчас я кратко, в общих чертах, не называя имён героев, конкретных эпизодов, расскажу о каждом. Кроме того, каждый из вас добавит кое-что о своём герое, отвечая на мои вопросы. Ваша задача при отве­те - не "выдат ь" себя.

Прослушав внимательно все рассказы и ответы, вы должны угадать с одного раза с кем каждому предстоит играть в паре. Пары нами составлены следующим образом: отношения между партнёрами необязательно дружеские. Они могут быть и сопер­никами, но непременно являются участниками одного мифа.

Будьте внимательны! Ваш партнёр не тот, кто вам больше нра­вится, а тот, с кем герой или героиня сталкивался в каком-то определённом мифе. Вы оба были главными действующими лицами конкретных событий. По моему сигналу, одновременно, поднимите номер, под которым, как вы считаете, ваша пара "прячется". А теперь я раздам вам по три номера.

Ребята, все поняли условие первого тура? Внимание, мальчики, представляю ваших героинь.

(Афина) Героиня под номером один искусна во всех ремёслах, особенно в ткачестве. Проводила время, не жалея сил, за ра­ботой, чтобы одеть и обуть весь Олимп. Её особым расположением пользовались художники, скульпторы, ремесленники, врачи, учителя, искусные рукодельницы, поэты и музыканты. Из музыкальных инструментов особенно любила духовые инструменты. У неё глаза совы. Кроме того, что она искусная ткачиха, она могучая воительница, и обычно её изображают в полном вооружении, в шлеме и с острым копьём и щитом, который называется  эгидой. Её священными животными считались сова и змея, а свя­щенным деревом - маслина.

Наша уважаемая гостья, разреши задать тебе вопрос:
ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ТЫ НЕ ЛЮБИШЬ В ЛЮДЯХ?

(Ответ: Я не люблю, когда люди пытаются соперничать со мной в тех ремёслах, которым научились от меня. Люблю порядок и закон и не люблю неуважения к богам Олимпа)

(Гера) Под номером два - это богиня, героиня многих мифов славится тяжёлым обидчивым характером. Жестока, мстительна, хитра, ревнива, но в то же время покровительница женщин и семейной жизни. Даёт всегда разумные советы. У неё коровьи глаза, лицо обрамлено двумя блестящи­ми косами, любит сильно пахнущие благовония: эти запахи наполняют небо и землю. Она носит драгоценные камни величиной с ягоду ежевику. Её священными птицами считаются: пав­лин, ворон, кукушка, а из растений - гранат. Это высокая, стройная женщина с величавой осанкой и строгим взглядом, в венце или диадеме.

Уважаемая богиня, позволь нам задать тебе вопрос?
О ЧЁМ ТЕБЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРОСЯТ ЛЮДИ?
(Ответ: О благоприятной погоде, дождях, урожаях. Просят счастья в семейной жизни.)

(Артемида) Богиня под номером три изображалась всегда юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной, с копьём в руках, рядом - лань. Всегда в окружении нимф и собак. Она считается покровительницей сельских жителей, цветущих полей, зелёных рощ и лесов, живот­ных. Её священные животные - лань, медведица. Обладает реши­тельным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за использованием уста­новленных обычаев.

Позволь, уважаемая богиня, задать тебе вопрос.
НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ТЫ ВОЕВАЛА ВО ВРЕМЯ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ?
(Ответ: На стороне троянцев.)


А теперь, девочки, представляю ваших партнёров по игре.

(Аполлон) Персонаж под номером один не переносит ни насмешек, ни замечаний. Изображается высоким, стройным, безбородым юношей. Его атрибут - лира и охотничий лук, лавровый венок. Его священные животные - волк, дельфин, ястреб, мышь. Его растения - лавр, пальма. Он славился как пастух и охранитель стад, был искусным врачом и музыкантом. Лучший способ добиться расположения этого бога - устраивать в честь него праздненства, где бы множество мальчиков и девочек пели и плясали вокруг его алтарей.

КАКОЙ ЕЩЁ ТВОЙ ТАЛАНТ Я НЕ НАЗВАЛА, ЛУЧЕЗАРНЕЙШИЙ?
(Ответ: Ещё я обладаю даром предсказания буду­щего и наделяю этим даром понравившихся мне людей)

(Арес) Яростный и неукротимый участник игры под номером два издавна считается символом мужественности. Еще он - символ гибели, разрушения и кровопролитий. Его называют самым ненавистным из богов. Одно его имя вызывало у греков ужас, хотя в его облике не было ничего внушающе­го отвращения. Атрибуты этого бога - копьё, горящий факел, собака, коршун. Его священное животное - волк, птица – дятел.

Любые битвы для тебя, мужественнейший, приятны, но ответь нам, ВСЕГДА ЛИ ПОБЕДА СОПУТСТВОВАЛА ТЕБЕ?
(Ответ: Нет, не всегда. Очень часто мне прихо­дилось терпеть поражение)

(Зевс) Участник игры под номером три живёт высоко в го­рах, это бог неба и солнечного света, бог погоды, всех небесных явлений. Он ведает правильной сме­ной времён года, распределяет добро и зло. Дал людям законы, учредил царскую власть, покровительствовал народным собраниям и советам, следил за соблюдением клятв, исполнением древних обычаев и религиозных обрядов. Облачение его всё золотое: и плащ, и скипетр, и бич, и всё остальное. Его священные животные: бык и орёл.

Справедливейший, многие смертные тебя боятся и стараются всячески умилостивить. Но ведь и любят тебя не менее сильно.
ЗА ЧТО, КАК ТЫ ДУМАЕШЬ?
(Ответ: Наверное, за то, что я ещё и бог дома, защищающего от непогоды, бог очага, и не люблю, жестоко наказываю нарушителей обычаев гос­теприимства.)

Итак, ребята, я вас друг другу представила. Теперь, как только я сосчитаю до трёх, вы одновременно поднимаете номер, под которым, вы считаете, сидит ваша пара. Ра, два, три!
(Участники поднимают номера)

Покажите номера зрителям. А теперь проверим, правильно ли вы узнали друг друга. Пусть каждый подойдёт к своей паре. Настало время назвать свои имена.
(Участники называют имена героев, которых они изображает. Участники, неправильно назвавшие свою пару, выбывают из игры. Второй тур игры описывает тот случай, когда все участники пра­вильно разобрались по парам, хотя в реальной игре это может и не произойдёт.)

Ребята, чтобы зрители не путали вас и знали - кто есть кто, прошу пройти за кулисы и надеть костюмы.
(Участники уходят переодеваться. Если есть сложности с костюмами, можно просто приколоть участникам визитки с крупно написанным име­нем героя мифа. Стулья ставятся по два вместе или полукругом)

Ведущий:  (под бодрую музыку) Игра продолжается…
Встречайте участников второго тура. (Зрители  аплодируют. Участники в костюмах выходят и садятся парами лицом к зрителям)

Ведущий: Афина и Арес, Артемида и Аполлон, Гера и Зевс,
в первом туре вы узнали друг друга, а во втором туре вы будете ближе знакомиться. Послушайте условия вто­рого тура: Теперь мы будем играть парами.

Сначала я буду задавать вопросы девочке о её партнёре в игре. Если ответ правильный, то мальчик подтверждает его, а если неправильный, то он сам отвечает на вопрос о себе. Затем маль­чик отвечает на вопросы о героине, которую изображает его  партнёрша. Девочка также либо подтверждает его ответ, либо даёт свой ответ. Каждый из вас за правильные ответы о своей паре получит очки. Каждый правильный ответ - 5 очков.

А вас, зрители, просим поддержать правильные ответы аплодисментами.

ПЕРВАЯ ПАРА - АФИНА И АРЕС.
У тебя, достойнейшая Афина, я буду спрашивать об Аресе, а потом у тебя, мужественный Арес, я спрошу об Афине.

Вопросы  АФИНЕ:
1.           Как известно, в Троянской войне Арес был твоим противником и потерпел поражение, в столкновении с тобой. Вспомни, кем был ранен Арес в той битве?
(героем Диомедом, который, кстати, был сыном Ареса)

2.           У Ареса есть две постоянных спутницы. Назови их, светлоокая дочь Зевса.
(Богиня раздора Эрида и одна из граций Энио)

3.           Гомер наделил Ареса романтическими чертами. В его поэме "Одиссея" Арес влюбился в самую красивую и нежную бо­гиню. Как её звали?
(Афродита)

Вопросы АРЕСУ:
1.           Неукротимый Арес, назови нам мифологических героев, которым покровительствовала богиня Афина.
(Одиссей, Ахилл, Ясон, Геракл)

2.           Напомни нам, как звали девушку, которою Афина превратила в паука в наказание за то, что она осмелилась состязаться с ней в искусстве ткать покрывало?
(Арахна)

3.           Могучий Арес, назови известнейшие, уникальные творения человеческих рук, которые люди без помощи Афины, наверное, не построили бы?
(корабль "Арго", деревянный троянский конь)

Теперь играет вторая пара: АРТЕМИДА и АПОЛЛОН.

Вопросы АРТЕМИДЕ:
1.           Какое чудовище убил Аполлон?
(дракона Пифона или в других мифах Дельфиния)

2.           Кто изобрёл и передал Аполлону музыкальный инструмент лиру?
(Гермес)

3.            В память о ком Аполлон носит на голове лавровый венок?
(Аполлон влюбился в нимфу Дафну, которая спасаясь от его преследования, преврати­лась в лавр)

Вопросы АППОЛОНУ:
1.           Калидонский царь Ойней забыл принести жертву пленительной богине Артемиде. Какого зверя наслала на Калидонию в на­казание Артемида?
(Артемида наслала на Калидонию вепря, который опустошал страну)

2.           Как звали девушку, которую Агамемнон дал обет принести в жертву твоей сестре Артемиде, чтобы искупить вину за застреленную лань?
(Ифигения)

3.           Какие созвездия Северного полушария ты можешь назвать, связанные с мифами, где участвует Артемида?
(Большая Медведица, Орион)

А теперь в игру вступает третья пара - ГЕРА и ЗЕВС.

Вопросы ГЕРЕ:
1.           Как звали юную красавицу, которую похитил Зевс в образе
быка? Этим именем в последствии была названа часть све­та?
(Европа)

2.           У каждого бога своё окружение, своя свита. А кто входит в свиту Зевса, волоокая Гера?
(Ника - крылатая богиня победы,
Фемида - богиня права и справедливости,
Оры - весёлые богини времён года,
Геба - богиня вечной юности,
Ганимед - мальчик - виночерпий,
Мойры - богини судьбы и рока)

3.           У Зевса было 2 брата. Царственная Гера, скажи, как их звали?
(Посейдон и Аид)

В о п р о с ы ЗЕВСУ:
1.           Всемогущий Зевс, как была наказана Гера своим сыном
Гефестом, за то, что сбросила его новорожденного в пропасть?
(Изготовили золотое чудесное кресло, в котором Гера оказалась прочно при­кована и не могла освободиться без помощи Гефеста)

2.           Зевс чернооблачный, что сделала Гера, чтобы погубить твоего сына Геракла ещё в колыбели?
(Гера на болоте выбрала двух самых страшных змей и послала к колыбели, но младенец Геракл задушил их)

3.           Как известно, Троянская война началась из-за спора между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой, за звание Прекраснейшей. Решить спор должен был Парис. Каждая из богинь старалась склонить юношу на свою сторону. Афина предла­гала ему мудрость и военную славу, Афродита - красивей­шую женщину в жёны. А что, Верховный Владыка, предложила Гера?
(Власть и богатство)

Подведём итоги второго тура.
(Ведущий объявляет, сколько очков набрал каждый участник или каждая пара, и в зависимости от суммы очков каждый участник получает приз. Ведущий благодарит всех за участие. В заключение библиотекарь сообщает об интересных мероприятиях, которые будут проходить в библиотеке в ближайшее вре­мя)

КВН "В МИРЕ МИФОВ".
(для читателей - детей II—14 лот)
В КВН участвуют два команды. В каждой выбирается капи­тан, придумывается название. За неделю командам даётся домашнее задание:
Как известно, Аполлона сопровождали 9 муз:
Каллиона - муза эпической поэзии,
Мельпомена - муза трагедии,
Талия - муза комедии,
Терпсихора - муза танцев,
Эвтерпа - муза лирики,
Эрато - муза любовных песен,
Полигимния - муза священных гимнов,
Клио - муза истории,
Урания - муза астрономии.

Выберите из 9 греческих муз ту, от имени которой вы бу­дете рассказывать об искусстве, которому она покровительству­ет. Форма изложения по вашему усмотрению.

В назначенный день и час, после короткого вступительного слова библиотекаря и представления жюри, начинается игра.

1-й конкурс "РАЗМИНКА".
Командам по очереди называются мифические чудовища. Необходимо коротко и быстро описать их. На обдумывание каждого ответа даётся по 10 секунд. Если команда не даёт правильного ответа, вопрос передаётся другой команде.
За каждый правильный ответ даётся по 2 очка. За описание двух последних чудовищ - по 4 очка.

Гидра (гигантская змея с девятью головами, одна из них бессмертна)
Кентавр (получеловек, полуконь; верхняя половина -
человек, нижняя - конь)
Минотавр (чудовище с туловищем человека и головой быка.)
Ехидна (прекрасная дева с телом змеи)
Сирена (крылатое существо с головой и грудью женщины и птичьими ногами)
Сфинкс (крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины)
Тифон (чудовище с сотней драконьих голов, человеческим туловищем до бедер и извивающимися змеями вместо ног. У него были равные голоса: голос богов, рычанье льва, лай собаки, шипенье змей)
Тритон (человеческое туловище с дельфиньим хвостом вместо ног, шероховатые, как поверхность раковин, руки, зелёные волосы, жабры у ушей, человечес­кий нос, широкий рот со звериными  зубами)

2-й конкурс “БЛИЗНЕЦЫ".
Командам предлагаются 4 карточки (по две - каждой, на которых записаны слова - омонимы, т.е. слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Одно из значений - мифологическое - оно в карточке пропущено. Необходимо вписать его и сдать жюри. Правильный ответ в каждой карточке - 2 очка. Команда в этом конкурсе может набрать 4 очка.

Карточки для I-й команды:
1
ГРИФ - деревянная рукоятка струнных музыкальных инстру­ментов.
ГРИФ - печать о изображением чьей-то подписи.
ГРИФ - ? (ответ: чудовище с львиным туловищем и орлиной головой)

2
ГИПНОЗ - состояние, похожее на сон, вызываемое внушением. ГИПНОЗ - ? (Ответ: бог сна, изображаемый крылатым маль­чиком, с головой мака в руках и жезлом)

Карточки для 2-й команды:
1
ТИТАН - серебристо-белый металл, химический элемент.
ТИТАН - электроприбор, большой Электрокипятильник для воды.
ТИТАН - ? (Ответ: гиганты, дети Урана и Геи, вступившие в борьбу с олимпийскими богами)

2
ХИМЕРА - нечто нереальное, плод воображения, фантасти­ческие замыслы, басплодные мечты.
ХИМЕРА - ? (Ответ: чудовище с туловищем козы, головой льва и хвостом змеи)

3-й конкурс - конкурс капитанов "КТО УБИЛ ЧУДОВИЩЕ?"
Капитанам выдаётся сетка небольшого кроссворда  со вписанным по вертикали словом «Геракл»:
Описание: C:\Users\Наталья\Pictures\IMG_20191023_0075а.jpg
1.   Кто убил Каледонского Вепря? (Мелеагр)
2.   Кто убил Минотавра? (Тезей)
3.   Кто убил Медузу-Горгону? (Персей)
4.   Кто убил Пифийского дракона? (Аполлон)
5.   Кто убил сына Араса - Дракона, а затем из его зубов, засеяв ими землю, вырастил целое войско?  (Кадм)
6.   Кто убил Химеру? (Беллерофонт)

Время для разгадывания кроссворда - 7 минут. Каждое угаданное слово оценивается в 2 очка, весь кроссворд - 12 очков. Команды в это время готовятся к показу домашнего задания.

А ведущий проводит
4-й конкурс для болельщиков "ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ?»
Каждый правильный ответ оценивается в 2 очка. Болельщик может отдать заработанные очки любой команде, какой пожелает.
1. Что означает выражение "прокрустово ложе"? (мерка, под которую пытаются подогнать что-то или кого-то)
На дороге между Мегарами и Афинами путников подстерегал разбойник по прозвищу "Прокруст". Захваченных странников он укладывал на ложе: если ложе было им большое, он вытягивал их рост, если маловато, обрубал им ноги. Это продолжалось до тех пор, пока Тезей не отрубил разбойнику голову).
2.   Что означает выражение "нить Ариадны?" (Нить, показывающая дорогу)
Ариадна была влюблена в Тезея, обреченного на съедение Минотавру в лабиринте. Ариадна вручила Тезею клубок ниток и кинжал. Тезей убил Минотавра и с помощью нити, прикреплённой к входу, сумел выбраться из лабиринта.)
3.   Что означает выражение "ахиллесова пята"? (Уязвимое место, слабая сторона)
Ахилл был сыном морской богини Фетиды. Чтобы тело сына было неуязвимым, Фетида ещё младенцем окунула его в воды Стикса - реки в царстве мёртвых. И лишь пятка, за которую мать держала сына, опуская в подземную реку осталась уязви­мым местом Ахилла)
4.   Что означает выражение "авгиевы конюшни?" (Запущенное, очень грязное помещение? беспорядок в делах)
Элидийский царь Авгий владел огромным стадом быков, которые были так велики и свирепы, что ни один человек не мог войти в их стойла. 30 лет конюшни не чистились. Седьмой подвиг Геракла состоял в том, что он за один день очистил конюшни от нечистот, изменив русло протекавшей неподалеку реки).
5.   Что означает выражение "ящик Пандоры"? (Хранилище всех несчастий, болезней и бед)
Пандора - женщина, созданная Гефестом, чтобы наказать людей за украденный Прометеем огонь. Каждый из богов ода­рил Пандору чем мог: красотой, хитростью, красноречием и т.д. Зевс отдал Пандору замуж за брата Прометея, а в качества приданого дал ящик, который запретил открывать. Но любопыт­ная Пандора открыла ящик, и оттуда вылетели все болезни и бе­ды, от которых до сих пор страдают люди).
       
5-й конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (См. начало игры)
Максимальная оценка этого конкурса 10 баллов. Оценивается
здесь оригинальность исполнения, полнота содержания, артистизм.
Жюри подводит итоги и поздравляет победителей.

Игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» ПО МИФАМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(для читателей - детей 12-14 лет)
Игра проводится по принципу телеигры "Счастливый слу­чай".
Играют 2 команды, в каждой по 4-5 участников.
Игра состоит из трёх геймов:
1й гейм:    "Гонка за лидером"
2й гейм: "Ты - мне, я - тебе".
3й гейм: "Блиц"
Болельщики тоже могут принять участие в игре, отвечая на вопросы, на которые не смогли ответить игроки команд.
Лучший знаток мифов среди болельщиков в конце игры отмечает­ся или награждается, решением жюри.

1 гейм: "Гонка за лидером".
Каждой команде задаётся по 6 вопросов, которые опреде­ляются с помощью волчка и круглого поля, разделённого на 3 сектора: зелёный, красный и жёлтый. Зелёный сектор - вопро­сы по теме "Превращения"», красный сектор - "Узнай героя", жёлтый - "Герои мифов в изобразительном искусстве".

Определить вопросы можно и с помощью мешочка с номерами, как в игре (домашнее лото). В этом случае всем вопросам присваивается свой номер, и ведущий зачитывает тот вопрос, номер которого вытащил капитан или один из игроков.

Вопросы для зелёного сектора «ПРЕВРАЩЕНИЯ»
1.   Как появились цветы - гиацинты? Какому герою греческих мифов они посвящены?
Ответ: Гиацинт (Гиакинф) был любимец Аполлона. Однажды Гиацинт и Аполлон состязались в метании бронзового диска, и Аполлон нечаянно попал диском в голову своего друга и убил его. Из крови Гиацинта выросли алые цветы, которые в память о нём люди зовут гиацинтами.
2.   Как звали героя греческих мифов, который был превращен в оленя? Расскажите, за что он был наказан.
Ответ: Антеон - охотясь, увидел купающуюся Артемиду. Раз­гневанная богиня охоты превратила Актеона в оленя, и его растерзали собственные собаки.
3.   Белые нарциссы часто называют цветами смерти. В честь кого они растут и что случилось о этим героем древних мифов?
Ответ: Нарцисс отверг любовь Нимфы Эхо и за это был наказан любовью к своему отражению в воде, от этой любви он и умер, а на месте его смерти выросли нарциссы.
4.   Какие превращения произошли с Филемоном и Бавкидой?
Ответ: Однажды Зевс и Гермес решили испытать гостеприимство жителей селения, где жили Филемон и Бавкида. Но ни в один  дом их не пустили, кроме хижины Филемона и Бавкиды. Боги покарали всех жителей, затопив водой их дома. Только хижина Филемона а Бавкиды уцелела и превратилась в великолепный храм. Супруги жили долго и умерли одновременно. После смерти были превращены в деревья. Филемон - в дуб, Бавкида - в липу.
5.   Как случилось, что у царя Мидаса выросли ослиный уши?
Ответ: Мидас был судьёй на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном и признал Аполлона побеждённым. За это Аполлон наделил Кидаса ослиными ушами.

Вопросы для красного сектора «УЗНАЙ ГЕРОЯ»
1.           Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос. Будит в сердцах богов и смертных любовь. Её священные животные - заяц, дельфин, птицы - голубь, воробей, растения - мак, роза, мирт, яблоко. (Афродита)
2.           Богиня домашнего очага и огня в очаге, покровительница государства. Ей не ставили статуи в храме. Вместо этого зажигали вечный, неугасимый огонь. Разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек. (Гостия)
3.           Бог подземного огня, искуснейший кузнец, покровитель ре­месленников и ювелиров. Некрасивый, бородатый и хромой, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей, покрытый потом, весь чёрный от пыли и копоти, волосы на го­лове повязаны ремешком. Единственный из олимпийских богов, занимавшийся физическим трудом. Приветливый, добродушный, даёт тепло и радость. Но может быть и грозным. (Гефест)
4.           Покровитель дорог и путников, купцов. Быстрый вестник бо­гов, провожает души умерших в подземное царство Аид, за­ботится о стадах и заблудившихся овцах. Хитёр, ловок, изво­ротлив. Украл ещё ребёнком стадо коров у Аполлона, а однажды украл у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Ареса - меч, у Аполлона - лук и золотые стрелы. Защищает интересы покупателей от обмана торговцев. Изобрёл весы, гири и меры веса. Научил людей искусству счета. (Гермес)
5.           Этого бога древние греки очень часто изображали похожими на Зевса - могучим мужчиной, восседающем на троне с дву­зубцем или жезлом в руке. Сходство о Зевсом не случайно.
Этот бог - брат Зевса, но отличался от него бледным цветом лица, так как редко был на солнце. У ног его обычно лежал свирепый трёхглавый пёс. В жертву ему при­носили чёрных быков. Этот бог обладал волшебным шлемом, который делал его невидимым. Назовите имя этого бога. (Аид)

Вопросы для жёлтого сектора «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1. Статуя какого бога работы скульптора М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 году в Санкт-Петербурге в качест­ве памятника генералиссимусу А.В.Суворову? (Статуя бога войны Ареса или Марса, а площадь где она воздвигнута, с тех пор называется Марсовым полем)
2.   /Демонстрируется картина М.Врубеля "Пан" (Дмитриева Н. Михаил Врубель.- 1988.- с.76 цв.)/ Бог, изображённый на картине, изображён с бородой и хвостом. Обычно это очень весёлый бог, он любит бродить по горам и лесам, плясать с Нимфами, играть на изобретённой им свирели. Но иногда уединяет­ся и тогда не любит, чтобы его тревожили. Именно таким и изобразил его художник Михаил Врубель. На нарушителей своего покоя он нагоняет внезапный, сильный страх. Кто изображён на картине? (Пан)
3.   /Демонстрируется репродукция французской шпалеры 17 века "Гибель детей Ниобеи" (Буслович Д., Персианова О., Руммель Е.)/ Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа,- Л.:,1978.- с.46)
Миф о Ниобе – один из самых трагичных в древнегреческой мифологии. Кто уничтожил детей Ниобии и за что? (Ответ: Фикская царица Ниоба (Ниобея) имела семерых сыновей и семь дочерей. Она так гордилась своими детьми, что считала себя достойнее богини Латоны, у которой было лишь двое детей - Аполлон и Артемида, и смеялась над ней. Латона решила отомстить и  велела Аполлону и Артемиде уничтожить детей Ниобеи. На глазах у матери боги сразили стрелами всех её детей.)
4.    /Демонстрируется фотография скульптуры А.Кановы "Отчаяние Орфея" (Буслович Д. и другие. Мифологич., литерат., и историч.,_ сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа,- Л.,1978.-с.94)
Орфей - сын музы Каллиопы - своим чудесным пением очаровал не только богов и людей, но даже диких зверей, деревья и скалы. Почему Орфей впал в отчаяние? Что за эпизод из древнегреческого мифа изобразил скульптор А.Канова?
(Орфей нежно любил нимфу Эвридику, которая умерла, ужаленная змеёй. Орфей отправился за ней в Аид. Растроганная Персефона позволила Эвридике следовать за мужем, но с условием, что Орфей не будет оглядываться, прежде чем достигнет земли. У врат Аида Орфей не устоял перед соблазном оглянуться, и Эвридика исчезла навсегда. В отчаянии Орфей бро­сил лиру и убежал из царства Аид.)
5.    /Демонстрируется картина А.А.Иванова "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции.- М.,1986.-с.140.)
Кто такие Приам, Гектор и Ахиллес? Как называется поэма Гомера, которая заканчивается описанием похорон Гектора? (Приам - отец Гектора, предводителя троянцев во время Троянской войны. Гектор убил друга Ахилла - Патрокла. Ахилл клянется отомстить за смерть друга и в сражении с троянцами уби­вает Гектора. Приам умолил Ахилла отдать ему за выкуп тело сына для погребения. Похоронами Гектора заканчивается поэма "Илиада")

2-й гейм: «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»
Во время этого гейма каждый участник команды задаёт свой вопрос участнику противоположной команды о мифах Древний Греции.

3-й гейм: «БЛИЦ» 
За 2 минуты командам предлагается ответить на максималь­ное количество вопросов. За правильные ответы начисляются очки.
Вопросы:
1.   Священная гора древних греков в северной Фессалии, местопребывание богов. (Олимп)
2.   Греческий бог растительности, покровитель виноградарства. (Дионис)
3.   Богиня, родившаяся из морской пены. (Афродита)
4.   Троянская пророчица, предсказаниям которой никто не верил. (Кассандра)
5.   Мучитель Ио. (Овод)
6.   Имя нимфы, которая семь лет держала Одиссея в плену у себя  на острове, но так я не заставила его забыть родину. (Калипсо)
7.   Учредитель Олимпийских игр (Геракл)
8.   Создатель Лабиринта, куда был помещён Минотавр (Дедал)
9.   Греческая богиня победы (Ника)
10.               Напиток богов, дающий бессмертие и вечную молодость. (Нектар, амброзия)
  1. Место обитания Аполлона и муз. (гора Парнас)
  2. Сколько лет длилась осада Трои? (десять лет)
  3. Крылатый конь поэтов, сын Посейдона. (Пегас)
  4. Как назывался корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном? (Арго)
15.               Кому досталось яблоко с надписью "Прекраснейшей"? (Афродите)
16.               Сколько было Плеяд? (семь сестёр)
17.               Греческий великан, черпавший силы от соприкосновения с землёй. Его победил Геракл. (Антей)
18.               Греческая богиня утренней зари, сестра Гелиоса. (Эос)
19.               Отец Прометея. (титан Япет)
20.               Сын и постоянный член свиты бога войны Ареса, его имя означает “страх". (Фобос)
21.               Исполин, держащий на своих плечах небесный свод. (Атлант)
22.               Дочь кавказского царя, помогавшего аргонавтам. (Медея)
23.               Кому посвящён расположенный на Акрополе храм Парфенон? (Афине)
24.               Греческий бог, покровитель мореплавания. (Посейдон)
25.               Самая знаменитая река Аида, дочь Океана. (Стикс)
26.               Имя перевозчика душ умерших через реки Аида. (Харон)
27.               Одноглазые чудовища, ковавшие молнии для Зевса. (Циклопы)

После третьего гейма жюри подводит итоги и г р ы, награждает победителей.

Литературная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Для читателей 12-14 лет.
В игре участвует насколько команд, в каждой по 6 человек.
С помощью игрового поля, разделённого на 10 секторов и волчка определяется вопрос, на который необходимо дать ответ. Время на обдумывание - 2 минуты. Поднятая рука капитана - знак 1 готовности ответа. Право первой отвечать на вопрос полу­чает та команда, чей капитан раньше других поднял руку. По­бедителем оказывается команда, которая первая правильно отве­тила на вопрос. В том случае, если команды не могут дать пра­вильного ответа на поставленный вопрос, ведущий игры обращается за помощью к зрителям. В конце игры наиболее активным из них вручаются поощрительные призы. Приз получает также команда-победительница.

1.   3а 2 минуты вспомните и перечислите в любой последовательности 12 подвигов Геракла.  
Ответ:
1)   Задушил своими руками Немейского льва.1
2)   Истребил Лернейскую гидру,
3)   Поймал Керинейскую лань.
4)   Поймал Эриманфского вепря.
5)   Убил Стимфалийских птиц.
6)   Добыл пояс царицы амазонок Ипполиты.
7)   Очистил конюшни Авгия.
8)   Осилил Критского быка, изрыгающего пламя.
9)   Одолел царя Диомеда и его коней.
10)       Похитил коров Гериона и победил Антея.
11)       Добыл золотые яблоки Гесперид.
12)       Доставил Кербера на землю из Аида.

2.   В стихотворении А.С.Пушкина "Прозерпина" есть строки:
Плещут волны Флегетона
Своды Тартара дрожат:
кони бледного Плутона
из Аиды бога мчат.
Объясните слова "Флегетон", "Тартар", "Пелион".
(Ответ: Флегетон - одна из рек подземного мира;
Тартар - нижняя часть Аида, царства мёртвых;
Пелион - гора в Греции, здесь в пещере жил кентавр Хирон, наставник многих героев греческих мифов.)

3.   Как известно, крылатое чудовище Сфикс загадывало проходя­щим загадку, и те, кто  не сумел разгадать, были убиты.
Загадку разгадал Эдип, после чего Сфинкс бросился со скалы. Загадка звучит так: "Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?" Что ответил Эдип?
(Ответ: Это человек в младенческом, зрелом и старческом возрасте.)

4.   Какой герой мифов Древней Греции мог бы повторить строки Владимира Высоцкого:
"Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Умоляю вас вскачь не лететь.
Но что за кони мне попались привередливые.
Мне дожить не успеть..."
Как погиб этот герой?        '
(Ответ: Фаэтон, сын Гелиоса. Он умолил отца дать ему на один день управление солнечной колес­ницей. Юноша не сумел справиться с конями и вы­ронил вожжи. Колесница сбилась с пути и помча­лась слишком близко к Земле. Чтобы спасти погибающую в огне землю, Зевс поразил Фаэтона молнией, а огнедышащих, быстроногих коней вернул Гелиосу.)

5.   О каком олимпийском боге нам рассказывают такие строки поэта Николая Заболоцкого:
…Дух, полный разума и воли,
Лишённый сердца и душа,
Кто о чужой не страждет боли,
Кому все средства хороши.
(Ответ: Бог войны у греков - Арес, у римлян - Марк.)

6.   Каким образом связаны между собой созвездия Северная Корона и героиня древнегречеcких мифов Ариадна?

7.   Очень известное стихотворение Фёдора Тютчева заканчивается такими строками:
... Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Какое явление природы описано поэтом? Подсказкой является само название стихотворения, которое вы должны хорошо знать.
(Ответ: Гроза. Стихотворение называется "Весенняя гроза". ("Люблю грозу в начале мая...")
8.   Хорошо известно выражение "панацея от всех бед", что означает "спасение", хорошее лекарство". Панацея - кто это? Чья дочь и чья внучка?
(Ответ: Панацея - дочь бога врачевания Асклепия.
А так как Асклепий - сын Аполлона, то Панацея - внучка Аполлона.)
9.   Греки поселили на Олимпе 12 богов, у римлян эти боги имели другие имена, кроме Аполлона, у которого осталось то же са­мое имя. Сейчас вы получите два списка богов - греческих и римских. Ваша задача за 2 минуты каждому греческому богу дать римское имя.
12 греческих богов: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Арес, Афро­дита, Артемида, Гефест, Гостия, Гермес, Деметра, Аполлон.
12 римских богов: Венера, Юнона, Нептун, Юпитер, Марс, Веста, Церера, Меркурий, Аполлон, Минерва, Диана, Вулкан.
(Ответ:
Зевс - Юпитер
Гера - Юнона
Посейдон - Нептун
Афина - Минерва
Арес - Марс
Афродита - Венера
Артемида - Диана
Гефест - Вулкан
Теория - Веста
Гермес - Меркурий
Деметра - Церера
Аполлон- Аполлон)
10.               На некоторых героев древнегреческих мифов, оскорбивших богов, были наложены проклятья. Назовите имя любимца бо­гов, который был удостоен великой чести для смертного: он посещал собрания и пиры богов на Олимпе. Но был нака­зан за то, что похитил со стола нектар и амброзию и угощал ими людей. Наказание, которому он подвергался, можно описать словами: "Видит око, да зуб неймёт". Расскажите коротко об этом наказании.
(Ответ: Этот любимец богов - Тантал, был низверг­нут в Аид и в подземном царстве стоял по горло в воде и терзался жаждой: вода отступала, когда он собирался сделать глоток. Над несчастным висели ветви с плодами, но когда Тантал протягивал за ними руку, они отодвигались.)

Литература: для читателей - детей     12-14 лет                   
1.   Арский Ф. В стране мифов,- М,:Мол.гвардия,1968.- 223с.
2.   Артамонов С.Д. Литература древнего мира; Книга для чтения учащихся старших классов.- М.: просвещение, 1988,- 256с.
3.   Буслович М. Мифологические литературные сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа,- М.-Л.,Сов.худож­ник, -1966.- 286с.
4.   Герои Эллады: Из мифов Древней Греции / Рассказала В.Смирнова,- М.: Сов.писатель, - ,1992,- 96с.
5.   Голосовкер Я. Сказание о кентавра Хироне. - М.:Датгиз, 1961,- 128с.
6.   Голосовкер Я. Сказания о титанах. – М: Нива России,1993.-268с.
7.   Гомер. Иллада / Пар. Н.И. Гнедина / Любое издание/
8.   Гомер. Одиссея /Пер. с древнегреч. В.Жуковского. - М.: Худож. лит., 1986. - 270с. /Классики и современники/  или любое из­дание.
9.   Двенадцать подвигов Геракла. – Ставрополь: Книжное издательство, 1990.- 64с.
10.               Древняя Греция: Книга для чтения/ Под. ред. С.Л.Утчеико.- М: Просвещение, 1974./ 271с.
11.               Золотое руно: Мифы Древнем Греции /Пересказ В. и Л.Успенских - М.: НПС «Рали», 1992.- 80с.
12.               Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхард. - М.: Правда, 1990, - 574с.
13.               Любимов Л. Искусство древнего мира.- М.: Просвещение, 1971.- 320 с.
14.               Мифы Древней Греции / Сост. И.С.Яворская - Л.: Лениздат, 1990.-366с.
15.               Мифы народов мира: энциклопедия. В 2-х т./ Гл.ред. С.А.Токаре­ва - М.: Сов.энциклопедия, 1987. -88с.
16.               Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. - Мт/Л., Наука, 1966, - 135с.    
17.               Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.- М.: Просвещение, 1992.- 319с.
18.               Парандовский Я. Мифология. Верования и легенды греков и рим­лян.- М.: Дет.лит., 1971.- 272с.
19.               Успенский В.В. и Л.В. Мифы Древней Греции. - Л.: Дет.лит., 1989.- 191с.
Литератypa для руководителей детского чтения:
1.   Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учи­телей. - М.: Просвещение, 1975, - 464с.
2.   Мифологический словарь: Книга для учителей/ М.H.Ботвинник, Б.М. Коган и другие. – М.: Просвещение, 1985, - 176с.
3.   Шамаева С.Е. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах, - М.: Просвещение, 1989.

Материал к печати подготовила ведущий методист БУШУЕВА Е.В.
Ответственный за выпуск - директор ХЛЮПИНА Л.A.

Использован материал Красноярской краевой детской библиотеки.

Сценарии выступлений «Агитбригады 70-80х», разработки мероприятий для детей, сценки, сатирические стихи и песни и др. в рубрике «АГИТБРИГАДА 70-80х лет. ПЕДОТРЯД. ШЕФСКАЯ РАБОТА.» https://urlid.ru/bt2a

ПРИЛОЖЕНИЕ к сценариям: сценки, стихи, песни… https://urlid.ru/bt29

Разработки некоторых занятий, тесты, игры для детей в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

И в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» - http://qps.ru/z3NEQ, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога: 
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

Комментариев нет:

Отправить комментарий