(материал к занятию «Звери за партой» или «Опыт жизни» по теме «Приспособленность животных», 2-й год обучения)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Животные на старте жизни.
2. Врождённое поведение.
3. Необходимость учиться даже насекомым.
4. Теплокровные животные: неприспособленность новорождённых и способность к обучению.
5. Период запоминания.
6. Учителя и самообучение.
7. Использование спец.средств.
8. Родительские заботы: как найти пропитание и избежать опасности.
9. Проверочные карточки «Звери за партой».
10. Д\и по картинкам «Кто учится?».
11. ИГРА – УТВЕРЖДЕНИЕ «ЗВЕРИ ЗА ПАРТОЙ» – правильно, не правильно.
Вы уже знаете, что многие животные появляются на свет с готовыми знаниями, кто-то только с инстинктами… Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом занятии:
1. Что такое инстинкт? (сложное, наследственно передаваемое поведение, характерное для особей вида при определённых условиях).
2. Как называется наука об инстинктах, основателем которой стал Николас Тинберген, лауреат Нобелевской премии, голландец по происхождению? (этология).
3. У многих животных в первые часы жизни реализуется инстинкт следования за матерью. Как его назвал один из основателей этологии Конрад Лоренц – знаменитый австрийский учёный? (запечатление).
4. Сравните поведение птенцов выводковых птиц и птенцовых. (у птенцовых птиц птенцы вылупляются из яиц голыми, слепыми, способными только раскрывать клюв и просить пищу, выбираются они из гнезда, лишь обретая способность летать, стратегия выживания состоит в том, чтобы первые два-три дня «на свободе» не попадаться никому на глаза, сидеть тихо, и по возможности, без движения – это врановые, воробьиные, дуплогнездники (дятлы, совы,…), стрижи, голуби, попугая и др.; у выводковых птиц молодь, покинув яйцо и обсохнув, уже способна следовать за матерью, понимать призывные крики – это глухари, тетёрки, коростели, перепёлки, чибисы, утки, гуси, домашние куры,…).
5. Приведите примеры животных, у которых детёныши появляются на свет незрелорождающимися. (мыши, крысы, кролики, ежи, кенгуру и многие-многие другие).
6. Примеры зрелорождающихся детёнышей. (копытные: олени, лоси, коровы, лошади,…; морские свинки).
7. Появляются на свет с готовыми знаниями и обходятся без опеки родителей …(рыбы, змеи, черепахи, насекомые, паукообразные, хотя и среди них встречаются заботливые родители, например: рыба-колюшка, паук-волк…).
8. Есть ли шанс спастись черепашонку, по воле случая, вылупившемуся рядом с гнездом крокодилицы? (инстинкт материнства заставит крокодилицу перенести к воде наравне со своими вылупившимися крокодильчиками и черепашонка).
9. Зачем животные играют? (отрабатывают движения для охоты, защиты, соперничества, развивают силу и ловкость).
10. Почему, пока маленькие, могут дружить котята и щенки, волчата и зайчата, а когда вырастут (в своих семьях) становятся врагами? (родители «объяснят», что волки на зайца должны охотиться,…).
Мир животных, с нашей, человеческой, точки зрения, устроен удивительно. Все низшие существа, медузы и морские звезды, всевозможные черви, моллюски, насекомые, раки и даже рыбы, лягушки, черепахи, крокодилы рождаются на свет с готовыми знаниями, необходимыми им в жизни. Эти знания передаются по наследству от родителей точно так же, как размер и форма тела, цвет шерсти или рисунок на крыльях. В крохотном мозгу насекомых и раков заложены десятки сложных программ поведения.
Самые мудрые пчелы, пауки, муравьи и другие насекомые все умеют делать, едва появившись на свет. Они почти не учатся, совершенно не понимают смысла действий и никогда не думают об их результате. Ученые убеждались в этом тысячи раз. Особенно красивый эксперимент поставил знаменитый французский ученый Жан Фабр.
Врожденное поведение гусениц соснового шелкопряда состоит в том, что в поисках пищи они ползут на вершину дерева друг за дружкой, как поезд: голова каждого следующего «вагончика» упирается в хвост предыдущего. Фабр сделал из цепочки кольцо, сомкнув голову передней гусеницы с хвостом задней, и они стали кружить на одном месте – по краю вазы, в которую учёный насыпал им корм. День кружили гусеницы, второй, третий. Неделю кружили они в поисках пищи, пока совсем не обессилили от голода; но никто не додумался выйти из «хоровода» – подкрепиться лежавшей рядом пищей. Врожденное поведение оказалось сильнее их разума.
Пчелу никто не учит находить цветущие растения, собирать нектар и пыльцу, «сообщать»членам своей семьи о местонахождении цветущих растений и понимать подобные сообщения, строить соты, ухаживать за личинками и маткой, убирать улей, увлажнять его в сухую погоду, согревать соты в холод и охлаждать в жару, наконец, стеречь и защищать свой общий дом. Все эти знания и умения закодированы в клетках ее нервной системы.
Не подумайте, что низшие животные не способны обучаться или учиться им ни к чему. Когда наступает лето, оса бембекс где-нибудь на голой, лишенной растительности поляне роет в сыпучем песке глубокую норку. Сооружать норку и заботиться о детях осу никто не учит. Все эти программы поведения в её мозгу заложены от рождения. Одного только там нет и не может: сведений местонахождении вырытой норки. Оса сама должна запомнить место, где она соорудила жилье для своей личинки, и выучить дорогу к нему.
Любой букашке может потребоваться краткосрочный курс обучения. Муравей, например, должен запомнить запах своей семьи. Без этого он не сможет найти дорогу в муравейник.
Насекомым приходиться учиться, когда с ними происходит что-нибудь непредвиденное. Тараканы – страшные чистюли, хотя вызывают у нас справедливую брезгливость. Даже самый неряшливый из них на свой туалет и прихорашивание тратит времени больше любой взятой модницы. Свои антенны он чистит всегда передними лапками. Видимо, эта реакция у тараканов врожденная. Однако, если нашему усачу в своих тараканьих баталиях случится лишиться передних ног, он некоторое время будет ходить с помощью второй пары ног. Полный курс обучения занимает у него 12 дней.
Низшие животные отличаются от высших не только объёмом знаний, которыми им проходится овладевать, но, и это очень важно, способом обучения. У низших животных нечасто бывают настоящие учителя. Они всем овладевают самостоятельно. Примитивные животные редко живут семьями, и взрослые, опытные, просто не имеют возможности передавать накопленные знания молодому поколению. Это обстоятельство очень своеобразно отразилось на эволюции животных нашей планеты.
Проделав огромный путь развития от примитивных одноклеточных организмов до крокодилов и черепах, животные несчетное количество раз меняли внешний облик, приобрели всевозможные приспособления для жизни в воде и на суше. Вместе с другими органами тела менялся и их мозг. От достаточно беспорядочно разбросанной группы нервных клеток, какой является нервная система даже современных актиний, был пройден огромный путь до сравнительно большого и хорошо развитого мозга крокодилов.
У каждого вида животных формировались и закладывались в мозг свои особые программы поведения. В процессе эволюции их было создано несметное количество. Лишь одна функция мозга – способность обучаться – совершенствовалась очень медленно. Каким бы полезнейшим навыкам ни научилось животное, вид в целом от этого мало выигрывал. Ведь, погибая в старости, низшие животные ни с кем не могут поделиться своими знаниями.
Все изменилось, когда на Земле появились теплокровные животные: птицы и млекопитающие. Их потомство требовало систематического ухода. Малышей надо было постоянно согревать и кормить. Теперь дети могли учиться у родителей, и накопленный опыт стал передаваться из поколения в поколение.
Из-за своей полной неприспособленности новорожденные должны с первых часов жизни хорошо учиться. Но для того, чтобы успешно учиться, нужно иметь хороший мозг. И у высших животных именно мозг стал совершенствоваться быстрыми темпами – от крохотного, плохо развитого мозга землеройки до сложно устроенного большого мозга дельфина, шимпанзе, наконец, человека.
Птицы и млекопитающие – способные ученики, и все же множество необходимых для жизни знаний они получают по наследство так же, как пчелы и муравьи.
Врожденных знаний и навыков у птиц много. В конце мая, в июне первые выводки птенцов начинают покидать гнезда. В это время в скверах и пригородных рощах постоянно попадаются крохотные глупые воробышки, с трудом перепархивающие по низким кустикам дроздята, молоденькие скворцы. Первые дни после вылета из гнезда птенцы этих птиц летают плохо. Во многих книгах, написанных любителями птиц, можно прочитать о том, как родители учат летать молодых. Еще недавно и ученые думали, что большинству птиц требуется хотя бы несколько дней, чтобы научиться владеть своими крыльями.
Однако есть птицы, например стрижи, которые выпадают из общего правила. У стрижей очень длинные крылья и маленькие ножки. Даже взрослые птицы не могут взлететь с ровной поверхности. Если бы их птенцы учились летать, вряд ли это занятие кончалось для них благополучно. Стрижата свободно обходятся без предварительной подготовки. В один прекрасный день они выбрасываются из гнезда и, отлично владея крыльями, уносятся в бескрайнее небо.
Пример стрижей не давал ученым покоя. Они решили проверить, не могут ли и другие птицы хорошо летать без предварительного обучения. Для этого они разделили голубят одного возраста на две партии. На одних натянули детские чулочки, прорезав в них дырки для головы и лапок. В таком обмундировании голубята не только что летать, крыльями двигать не могли. Других оставили на свободе. Когда вольные голубята завершили курс обучения и полностью овладели летным мастерством, со второй партии голубят сняли чулочки. Оказалось, что птенцы обеих групп летали одинаково хорошо. Правда, чтобы противостоять ветру или выполнять сложные витражи, следуя за стариками, надо хорошо потренироваться, но это уже курс «высшего пилотажа».
Птицы очень много знаний получают по наследству без специального обучения. И все же всего предусмотреть природа не смогла. Как узнать, например, птенцу, кто из соседей друг, а кто враг? Этому нужно учиться. Молодые особи многих видов птиц боятся всех живых существ или вообще двигающихся объектов и только постепенно обучаются, кого не следует бояться. Напротив, молодые галки ни перед кем не испытывают страха. Первые дни после вылета из гнезда родители внимательно следят за безопасностью галчат. Если в небе появляется ястреб или за забором крадется кошка, они издают особый скрежещущий звук – сигнал опасности. Одного урока бывает достаточно, чтобы молодые птицы запомнили своих врагов на всю жизнь.
Высшим животным, чтобы хорошо приспособиться к жизни, нужно приобрести немало знаний. В младших классах они учатся узнавать своих родителей. Казалось бы, такие знания выгоднее было бы получать по наследству, чтобы дети появлялись на свет прямо с портретом своей мамы в мозгу. Однако такой путь рискованный. Если мать перепачкается, получит травму, немного меняющую ее внешний вид, или «охрипнет», новорожденные, не узнавшие ее, обречены на гибель.
Особенно важно запомнить родителей птенцам колониальных видов птиц. Если птенчикам, выведшимся в гнезде сороки, не первых порах достаточно уметь отличать взрослых сорок от ястребов, ворон, грачей, галок, скворцов, то птенцу чайки нужно научиться узнавать именно своих родителей среди десятков или даже сотен тысяч таких же взрослых чаек, живущих в одной колонии. Не по внешнему виду, а по голосу. У птенцов чаек, например, на это уходит около четырех дней. Какая от малыша требуется работа ума, какое напряжение памяти, чтобы безошибочно найти одну-единственную птицу среди сотен тысяч снующих вокруг и очень на нее похожих! В старших классах школы птенцам придется познакомиться с членами своей стаи и запомнить, кто и каким влиянием и уважением пользуется в их сообществе.
Уверяю вас, научиться узнавать голос своих родителей среди многих тысяч очень похожих голосов или отличить утку-мать от десятка схожих с ней уток не так просто. Люди вряд ли справились бы с подобной задачей. К счастью, природа облегчила малышам процесс обучения. Их мозг устроен так, что они усваивают многие навыки только в определенные периоды, когда уроки запоминаются молниеносно.
Цыплята, утята, гусята сразу, как вылупятся из яйца, способны активно двигаться. Естественно, чтобы не потеряться, им нужно запомнить, как выглядит мать. Малыши от рождения умеют бежать вслед за любым подвижным предметом. Первый подвижный предмет, встретившийся им в жизни, они запоминают, и считают его своей матерью. Причем происходит это через 10-15 часов после вылупления, а потом способность запоминать утрачивается. Детенышам таких животных, как антилопы, козы, бараны, верблюды, которые также после рождения способны ходить и бегать, тоже нужно быстро запомнить мать. У них период обучения растянут на месяц, но совсем не потому, что они глупее птиц. Природа зарезервировала немного времени, чтобы в случае гибели собственной матери малыш мог обзавестись приемной.
Каждое высшее животное немало умений и знаний приобретает только в особый чувствительный период. Человекообразные обезьяны шимпанзе каждый день с приближением темноты строят на ночь высоко в кронах деревьев гнездо. Это не прихоть: в массивном гнезде из свежесобранных веток гораздо теплее, чем в ночном лесу. Малыши приобретают строительные навыки в первые два года жизни. Бывает, шимпанзе ловят для зоопарка совсем юными. В этом случае они никогда не научаться возводить для себя жилье, даже если потом вернутся на волю.
Родители обучают своих детей по-разному. Иногда они дают уроки сразу всему семейству, а то занимаются с каждым ребенком в отдельности. Второй способ преподавания принят у муравьев. В теплую погоду муравьи-фуражиры не успевают таскать в муравейник падь – сладкие выделения тлей. Им обязательно нужны помощники. И фуражиры обучают молодежь. Работа учителя тяжелая в прямом значении этого слова.
Дело в том, что процесс обучения протекает своеобразно. Учитель взваливает себе на плечи ученика и несет его в колонию тлей. Там ученик знакомится с муравьиными «коровками», напивается до отвала вкусной пади и, наполнив зобик, вместе с товарищами бежит в муравейник, запоминая дорогу. После этого он может самостоятельно вернуться в колонию и приступить к выполнению обязанности фуражира. Одного урока бывает достаточно. Нор если у ученика нет способностей, его принесут в колонию и второй и третий раз. Пока не научат.
К сожалению, даже в самой хорошей школе овладеть всем объемом знаний ученики не успевают. Приходится немало работать самостоятельно, выполнять «домашние задания». Молодой бельчонок разгрызет любой орех, но сделает это неумело и провозится сравнительно долго. Но, повторив это упражнение несколько раз, юная белка будет грызть орехи так же быстро и ловко, как и ее мать.
Животные, которые живут стаями, пользуются коллективными формами обучения. Такой способ обучения мы видим в рыбьих стаях. Насколько он эффективен, удалось убедиться в лаборатории. Аквариум с рыбками разделили прозрачным стеклом на две части. В одну половину на отдельных ниточках опустили три бусинки и стали обучать рыб дергать за ту, против которой был помещен нарисованный желтый квадратик, и не дотрагиваться до тех бусинок, около которых находились другие картинки. За правильное поведение рыбы получали вкусного червяка. Когда обучение закончилось и рыбки успешно «сдали экзамены», их удалили из аквариума и, вынув разделительное стекло, устроили «контрольную работу» для рыб, находившихся во время обучения за прозрачной перегородкой. И хотя эти ученики специально ничему не обучались, они получили вполне приличные оценки.
В курс высшего образования входит несколько программ. Одна из главных задач обучения – научить малыша добывать корм. Этот цикл занимает у животных несколько недель, месяцев, а у некоторых даже несколько лет.
Чомги, обучая птенцов ловить рыбу, подбрасывают им уже немного помятых мальков. Если малыши не хватают их тотчас, родители дают рыбешке немного отплыть, снова ее ловят и опять бросают птенцам, пока те не поймут, что от них требуется.
Важная часть меню дарвиновых вьюрков – личинки насекомых, живущие в гнилой древесине. Внимательно прислушавшись к звукам, исходящим из старого трухлявого сука, птица начинает проделывать отверстие в коре, пока не вскроет ход личинки. Затем вьюрок отыскивает остренькую палочку или отламывает от соседнего кактуса подходящую иглу и, ловко орудуя ею в ходе личинки, накалывает личинку или выгоняет наружу.
Птенцы вьюрков с раннего детства любят «играть» острыми палочками, охотно шарят ими в щелях, но добыть личинку, даже если ее и видят, пока не обучаться, не пытаются. А учатся они долго, наблюдая за родителями. Сначала они должны научиться отличать мягкие травинки от твердых палочек, острые от тупых, короткие от длинных. Затем наступает время учиться изготавливать и овладевать орудиями охоты. Иглу от кактуса нужно отломить, слишком длинную палочку укоротить. Когда птенец все это усвоит, остается овладеть самой техникой охоты.
Пользоваться различными подсобными средствами могут многие животные, даже беспозвоночные. Например, некоторые муравьи используют кусочки листьев, игл, комочки грязи и другие предметы для того, чтобы переносить в муравейник прилипавшие к ним кусочки пищи или капельки воды.
Другие насекомые пользуются орудиями в иных целях. Например, роющая оса, засыпав песком вход в свою норку, куда она только что отложила яйцо с запахом корма для будущей личинки, тщательно его утрамбовывает. Для этого она пользуется камешком, зажатым в челюстях,
А муравьиный лев (есть такое насекомое) использует песчинки, чтобы «стрелять» ими в насекомых, которые приближаются к краю сделанной им норки.
Но, разумеется, использование орудий более характерно для позвоночных – млекопитающих и птиц.
Попытки манипулировать палочками и прутиками появляются у шимпанзе в самом раннем детстве, но без помощи старших и без тренировки здесь не обойтись. Поэтому детеныши, постоянно находясь рядом с матерью, внимательно приглядываются к ее действиям и «мотают на ус», как и что надо делать. Так что это как раз инстинкт, который нужно долго «шлифовать», подражая старшим и тренируясь самостоятельно.
Львы, тигры, пантеры сначала просто берут на охоту детей, чтобы те видели и запоминали. Когда детеныщи подрастают, родители начинают приучать их ко взрослой пище. Хищники приносят зверенышам полузадушенную жертву, и те получают возможность поучиться сами с ней управляться, совершенствуя врожденные задатки. Затем постепенно малышей втягивают в охоту, как в увлекательную игру. Наконец, когда дети подрастают, родители только выводят их на след и наблюдают за результатами учебы. Сходным образом ведут обучение хищные птицы: орлы, беркуты, соколы. А вот чомга, которая питается рыбой, начинает обучение с того, что подсовывает птенцам чуть помятых мальков.
Родительские уроки необходимы прежде всего юным хищникам из семейства кошачьих и собачьих. Мы уже писали о том, что каждая кошка от рождения знает, как убить добычу, но вот как ее выследить и догнать – этому котят терпеливо учит мать. Поэтому кошка и приносит котятам полузадушенных мышей, чтобы те знали, как выглядит добыча, и могли потренироваться.
Не только домашние, но и дикие кошки учат детей. Во время охоты им иногда удается подогнать отделенного от стаи молодого или более слабого зверя прямо к логову, чтобы молодежь могла довести дело до конца.
У хищных зверей, живущих группами, молодое поколение находится под опекой не только родителей, но и других взрослых членов стаи.
Вот как наблюдатель описал реакцию стаи гиеновых собак на впервые вышедших из норы детенышей. «Появившиеся на поверхности щенки и опомниться не успели, как взрослые собаки налетели на них всем скопом. Ни пососать, ни поиграть не дадут! Щенки, спотыкаясь, ковыляли, кто куда, а взрослые собаки следовали за ними как приклееные, то и дело поддевая какого-нибудь щенка носом и молниеносным движением морды опрокидывая его на спину. Пока старшие вылизывали им брюшко, щенки некоторое время лежали, а потом кое-как выворачивались и улепетывали. Случалось, что одного крохотного щенка тыкали носами и вылизывали разом трое, а то и четверо взрослых.
Я видел, как доминирующая самка стаи, Ведьма, на ходу просунула нос под задние лапки бегущего щенка, так что малыш, еще секунду пробежав на передних лапках, опрокинулся. Но стоило ему подняться и заковылять прочь, как его перехватил резвый самец Баскервиль. Он сунулся к щенку носом, припав на передние лапы и задрав кверху зад с неистово виляющим хвостом…»
Второй важнейший курс – обучение технике безопасности. Каждый звереныш должен знать, кого ему нужно бояться, какие опасности его могут подстерегать и как вести, чтобы избежать неприятностей. Так, горные козлята обучаются скакать по кручам, не сваливаясь в пропасть, и отыскивать укромные ниши, где не будут страшны зимние ветры, камнепады, снежные лавины. Они учатся заранее распознавать приближение волков, снежных барсов, человека, чтобы не стать их добычей. Козлята запоминают тропинки, по которым можно улизнуть от врагов, места, где можно спрятаться или перепрыгнуть через ущелье.
За время обучения самка калана знакомит своего детеныша со всеми опасными для него существами и учит, от каких врагов нужно искать спасения на дне океана, а от каких – в густых зарослях морских водорослей – ламинариях, на мелководье или даже на прибрежных скалах.
Кроме общей программы обучения, многие животные проходят спецкурсы.
Как это не покажется странным, но новорожденный детеныш серого кита совершенно не умеет плавать. Брошенный на произвол судьбы, он судорожно работает своим хвостом, но от этого только скорее погружается на дно. Мать и нянька, обычно помогающая пестовать малыша, постоянно поддерживают его и внимательно следят, чтобы китенок не набрал в легкие морской воды. Серые киты давно бы перестали существовать, если бы на Земле исчезли тихие, заброшенные человеком морские лагуны, хорошо защищенные от океанской волны.
Зоологи давно и пристально изучают, как и чему животные обучают своих детей. Это не праздное любопытство. Подобные знания позволят взять под контроль многие процессы, происходящие в природе, и принесут немалую пользу народному хозяйству.
Рыбьи мальки, например, проведя раннее детство в тепличных условиях, не получают никакого образования. Попав в природный водоём, они не только не знают, кого им надо бояться, но и вообще толком опасаться никого не умеют. Обычно эти знания малыши получают, когда видят других рыб в зубах хищника и ощущают запах крови. Такие знания легко усваиваются в раннем детстве.
Чаек, ворон, многих других птиц привлекают просторные поля аэродромов. Но именно здесь птицы наименее желанные гости. Несколько лет назад учёные научились записывать сигнал птичьей тревоги и, транслируя его через десятки репродукторов, изгоняли птичьи стаи за пределы аэродромов. Увы, этот метод имел лишь временный успех. Постепенно птицы понимали, что их обманывают, и обучились отличать сигнал тревоги, переданный через репродукторы, от истинного сигнала опасности. Теперь взрослые птицы учат молодёжь не поддаваться на коварные замыслы человека. Хорошо бы помешать работе подобных птичьих школ, но как?
Итак, делая первые шаги в жизни, птенцы и зверята ещё не знают, чего нужно бояться. Эту науку они постигают по поведению родителей, по издаваемым звукам опасности. Те, кто сигналы родителей плохо понимают или медленно усваивают, то есть неспособные ученики, рискуют погибнуть. Не менее важно научиться у родителей и тому, какой пищей следует питаться, а какой – ни в коем случае.
Думаете, когда звери и птицы выросли, учёба прекращается? Как бы не так! И дальше всю жизнь они продолжают учиться, совершенствоваться, набираться знаний. Замечено, например, что чем старше птицы, тем они быстрее и добротнее строят гнёзда. И совсем не случайно в стаях волков, стадах горных туров или слонов все подчиняются старому и опытному собрату. С годами животные успешнее добывают пищу, лучше избегают опасностей, борются с врагами.
В биологии ещё масса нерешённых проблем. Их хватит на много поколений учёных. Выяснить, чему обучаются животные в звериных школах и университетах, - одна из важнейших задач биологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.Сергеев (доктор биологических наук) «Звери за партой» в журнале «Юный натуралист».
2. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Я познаю мир: Дет.энц.:Поведение животных.- М.:ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2000.
1. Примеры видов животных, рождающихся с готовыми знаниями. (низшие существа, медузы, морские звёзды, черви, моллюски, насекомые, раки, рыбы, лягушки, черепахи, крокодилы…).
2. Пример обучения молодого муравья (старый муравей-пастух тлей носит молодого муравья на спине на берёзу и обратно в муравьиную кладовую).
3. Могут ли голубята летать без обучения? (Да)
4. Какими инструментами могут пользоваться животные при добывании пищи? (Обезьяны – палками, ветками; каланы, орлы – камнями; птицы – шипами растений; муравьи – кусочками листьев, комочками грязи; муравьиный лев – песчинками…)
5. Чему шимпанзе обучаются лишь в первые два года жизни? (Строить гнездо).
6. Сколько времени требуется птенцу чайки, чтобы «познакомиться» с сородичами? (4 дня).
7. Почему детёнышам антилопы, козы, верблюда для запоминания матери природа отводит целый месяц? (Чтобы в случае гибели матери малыш мог «привязаться» к приёмной матери).
8. Обучаются ли рыбы? Можно ли их дрессировать? (Да).
9. Кроме распознавания полезного корма чему родители обучают детёнышей? (Распознавать опасность, хищников, ядовитые растения…).
10. Зачем играют животные? (В процессе игры отрабатываются приёмы охоты, защиты, спасения в бегстве, ухаживания…).
11. Чему таракану приходится учиться после битвы? (При утере передней лапки таракан учится умываться следующей парой лапок в течение 12 дней).
12. Зачем кошка приносит котятам живых мышей? (Чтобы котята знали, как выглядят мыши, как она двигается, могли потренироваться в охоте).
13. Нужно ли новорождённому серому киту учиться плавать? (Да, мать и нянька придерживают малыша, чтобы он не набрал в лёгкие морской воды).
ИГРА – УТВЕРЖДЕНИЕ «ЗВЕРИ ЗА ПАРТОЙ» – правильно, не правильно.
1. Рыбы, морские моллюски, черви, насекомые, Лягушки, черепахи и крокодилы рождаются на свет с готовыми знаниями. (Пр.)
2. Низшие животные, в том числе насекомые, не способны обучаться. (Не пр.)
3. Птицы и млекопитающие множество необходимых для жизни знаний получают по наследству так же, как пчёлы и муравьи. (пр.)
4. Врождённые навыки называют Инстинктом, к ним относятся: инстинкт сосания, цепляния за шерсть, замирания,…(Пр.)
5. Птицы способны летать и без предварительного обучения. (Пр.)
6. У выводковых птиц (цыплят, гусят, утят) есть способность запоминать родственников в течение всей жизни. (Нет)
7. Узнавание своих родителей заложено у млекопитающих генетически. (Не пр.)
8. Если малыша шимпанзе отпустить на волю из зоопарка совсем юным, то он никогда не научится возводить для себя жильё, т.е. строить из веток гнездо. (Пр.)
9. Рыбы способны обучаться просто глядя на действия своих собратьев. (Пр.)
10. Серым китам, как и дельфинам, каланам… приходится учить своих детёнышей плавать. (Пр.)
11. Выросшие в неволе детёныши, например: рыбы и зверята, на воле никого не боятся. (Не пр.)
12. Таракан, потерявший передние лапки, которыми он умывается, остаётся инвалидом и «грязнулей» на всю жизнь. (Не пр.)
13. Прилетевшая с рыбкой чайка кормит первого попавшегося птенца, так как невозможно найти своего среди тысячной колонии чаек на берегу. (Не пр.)
14. Птенцы выводковых птиц (куриные, гуси) могут следовать, как за мамой, за любым движущимся, даже невоодушевлённым, предметом, если он был первым в их поле зрения. (Пр.)
15. Некоторые птицы, например: вьюрок, способны использовать в охоте орудия труда: шипы растений, тоненькие палочки. (Пр.)
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий