по предмету и целям труда.
Климов предложил классификацию профессий по целям
труда. Выделил 5 типов профессий по предмету их объективных систем.
В каждом типе профессий выделил 3 класса по целям труда.
Пять типов
профессий по предмету труда:
Человек-человек (предмет: люди,
группы, коллективы).
Человек-техника (предмет: машины,
механизмы, механические системы).
Человек-природа (предмет: животные,
растения, биологические и микробиологические процессы).
Человек-знаковая система (предмет:
тексты, цифры, чертежи, усовные знаки, коды и т.д.).
Человек-художественный образ (предмет:
литература, живопись, искусствоведение).
Каждый из типов
подразделяется на подтипы:
Человек-человек:
1)медицинское
обслуживание; 2)воспитание и обучение; 3)бытовое обслуживание; 4)защита
общества и государства.
Человек-техника:
1)монтаж,
сборка технических устройств; 2)эксплуатация технических устройств; 3)ремонт
технических устройств.
Человек-природа:
1)изучение,
исследования, анализ состояний условий жизни растений и животных; 2)уход за
растениями и животными; 3)заболевания животных и растений, борьба с
вредителями.
Человек-знаковая система:
1)тексты
на родном и иностранном языках; 2)цифры, формулы, таблицы; 3)чертежи, карты,
схемы; 4)звуковые сигналы.
Человек-художественный образ:
1)создание,
проектирование, моделирование художественных произведений;
2)воспроизведение,
реализация, изготовление по образу или эскизу; 3)воспроизведение, копирование
художественных произведений в массовом производстве.
Требования к подтипу:
Человек-человек:
1)общение
с людьми всё рабочее время; 2)выдержка и спокойствие; 3)доброжелательность;
4)эмпатия.
Человек-техника:
1)пространственное
представление; 2)техническое мышление (методика Бинетта); 3)комплекс
психологических навыков; 4)моторная координация.
Человек-природа:
1)выносливость
и воля; 2)динамика мыслительных процессов, способности.
Человек-знак:
1)усидчивость
и терпение; 2)устойчивость и сосредоточенность внимания; 3)быстрота и точность
движений; 4)склонность к работе в одиночестве.
Человек-художественный образ:
1)развитый
художественный вкус; 2)художественные способности; 3)яркость наглядно-образных
представлений; 4)склонность к творчеству.
3 класса по целям труда:
1)гностические профессии (знание) –
дегустатор, контролёр, социолог, корректор, искусствовед;
2)преобразующие профессии – учитель,
мастер, животновод, токарь, бухгалтер, цветовод-декоратор;
3)изыскательные профессии –
лётчик-наблюдатель, инженер-конструктор, воспитатель, программист, композитор.
2. Методика проведения
профориентационных игр.
3 этапа:
1)игры-«заигрывания» используются для
налаживания контакта (тренинг, психотерапия);
2)игры – моделирование профессиональной
деятельности:
Цель: знакомство учащихся с
конкретной профессией (когда профессия уже выбрана, когда необходимо уточнить
либо перепроверить свой выбор);
3)моделирование самого процесса выбора
профессии:
· игра-ассоциации:
Цель: выявить отношения учащихся к
различным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
Условия: количество учащихся – весь класс; время на
одно проигрывание – 15 минут, последнее – 5-7 минут.
Процедура: а)объявляется название игры,
выбираются 3 игрока;
б)условия
игры – сейчас 3 человека выйдут из помещения, а остальные загадают
какую-нибудь профессию. Когда они зайдут, то должны её отгадать с помощью
ассоциативных вопросов (например, какого цвета эта профессия?; какого запаха?;
какая мебель используется?);
в)ведущий
даёт инструкцию отгадывающим.
Инструкция:
каждый из
вас может задать 3 вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут
продумайте свои вопросы. Когда будете их задавать, указывайте кому именно.
После этого каждый имеет попытку отгадать профессию;
г)
ведущий предупреждает, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к
правильным но ненавязчивым ответам;
д)
ведущий приглашает из коридора учащихся и начинает кратко записывать вопросы и
ответы;
е)
ведущий предлагает в течение 1 минуты продумать свой ответ. В этот момент
классу предлагается посмотреть на доску, чьи ответы на вопросы были неудачными;
ж)
ответы могут не совпадать с угадывающейся профессией. Право определить отгадали
учащиеся профессию или нет, должно быть предоставлено классу.
Обсуждение игры. Обсуждается правильность
каждого ответа на вопросы. Если учащиеся не согласны с ответом, можно спросить
ученика – почему он так ответил. При выявлении неудачных ответов, учащимся
предлагается придумать ответы более соответствующие данной профессии.
Диагностические возможности: игра позволяет выявить
эмоциональное отношение к разным профессиям. Ведущий получает информацию о
классе в целом и об отдельных учащихся.
3. Роль темперамента
в трудовой деятельности.
Темперамент
рассматривается как сочетание устойчивых свойств личности, определяющих
динамику психических процессов, поведения и деятельности; быстроту движений и
скорость протекания мыслительных процессов, скорость возникновения и протекания
эмоций, их силу и устойчивость.
1.
определяет такие черты как активность, эмоциональную возбудимость, ригидность
(стремление к сохранению привычных состояний, инертность), утомляемость,
общительность или замкнутость.
4 типа: сангвиник (сильный,
уравновешенный, подвижный); флегматик (пассивный, спокойный, малоподвижный);
холерик (сильный, активный, беспокойный); меланхолик (слабый, тихий, необщительный.
малоподвижный).
Психолог должен помочь школьнику принять
решение о будущей профессии, учитывая всё о темпераментах, потому что если
профессия соответствует индивидуальным особенностям человека, тогда он
справляется с работой и меньше устаёт, получает от работы больше
удовлетворения.
Так для работы в сфере «Ч-Ч», которая
связана с постоянным общением с людьми (сфера обслуживания, педагогические,
медицинские, юридические специальности), желательно наличие эмоциональной
стабильности и общительности.
Оказалось, что замкнутые и необщительные
продавцы больше устают и неудовлетворены работой, чем их коллеги другого типа
темперамента. Но это качество является нужным в сфере деятельности «Ч-З» (телеграфист,
библиограф, переводчик, бухгалтер).
Профессии оператора пульта управления
автоматизированной системы, лётчика, водителя и др., где деятельность связана с
постоянным напряжением, риском, возникновением непредвиденных ситуаций –
требуют от человека высокой эмоциональной устойчивости, активности (здесь лучше
будут справляться люди с сильным типом нервной системы).
Люди, со слабым типом нервной системы
обладают чувствительностью, эмоциональностью, способностью к сопереживанию,
хорошей устойчивостью к монотонной деятельности. Для них подойдут профессии из сферы
«Ч-Х», такие как настройщик муз. инструментов, ювелир, актёр, швея, садовод
и др.
Большое значение имеют особенности
психомоторного развития подростка (умелость рук, выносливость, общее физическое
развитие). Эти особенности наибольшее значение имеют при различных профессий
типа «Ч-Т системы», в которых работнику приходится иметь дело с
техническими объектами (машинами, механизмами и т.п.).
Изучение темперамента.
1методика «Выявление типа темперамента» (опросник
Айзенка – подростковый вариант).
4.Методы и методики сбора
эмперических
данных изучения
профессиональных интересов.
Изучение интересов, способностей учащихся
можно осуществлять различными способами – от простого наблюдения за их успехами
в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников.
Использование данной методики («Карта интересов») позволяет
предварительно проанализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности
(Климов и соав., 1969).
После
исследования проводится индивидуальная беседа с учащимися.
5. Выявление и оценка
профессиональных склонностей.
Подготовка учащегося к профессиональному
самоопределению без учёта его склонностей немыслима, так как в место правильно
сформированных интересов будут развиваться интересы, не соответствующие
реальным возможностям ребёнка. Кроме того, профнаправленность личности
определяет взаимосвязь и взаимообусловленность склонностей, интересов, способностей.
Способности развиваются на базе задатков, именно в результате проявления
склонностей дети готовы заниматься тем, что вызывает их интерес. То есть склонность
– это устойчивое стремление к занятиям определённого рода, которые
привлекают личность не столько результатом, сколько самим процессом. Склонности
не всегда совпадают с способностями. У творческих личностей способности
развиваются на основе склонностей, а не наоборот. В целом склонности и интересы
можно выразить словом «хочу», способности – «могу». То есть склонности,
интересы и способности проявляются и развиваются в деятельности.
Одной из самых распространённых методик для
выявления склонностей и интересов является ДДО (дифференциально-диагностический
опросник), разработанный Климовым. И методика ОПГ (определение профессиональной
готовности) Климова.
ДДО: перед испытуемым ставится задача
– дать, не задумываясь ответы на 20 пар вопросов. При этом ответы должны быть
дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится – 2
плюса (+ +), а если очень нравится – 3 плюса (+ + +). Если скорее не нравится,
чем нравится – 2 минуса (- -), а если очень не нравится – 3 минуса (- - -).
Результаты
ответов (количество плюсов и минусов) подсчитывается по каждой колонке листа
ответов ДДО. Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и
будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил
испытуемого.
ОПГ: в основу опросника,
разработанного Л.Н. Кабардовой, положен принцип самооценки испытуемого
одновременно своих возможностей в реализации определённых задаваемых опросником
умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального,
пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения,
возникшего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своих
предпочтений или нежелания иметь описываемые виды деятельности в своей будущей
профессии.
Ход
работы:
· Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и вы должны дать 3 ответа
и оценить их в баллах (от 0 до 2).
· В опроснике ОПГ – 50
вопросов.
Все
выводы и гипотезы должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью
других методических средств, используемых в практике профориентационной и
профконсультационной работы.
6. Изучение мышления и его
роли
в профессиональной деятельности.
Для профессионального и нравственного
формирования человека большое значение имеет общее развитие мыслительных
процессов и соотношение практического и теоретического мышления. Значение этих
особенностей личности важно при определении области (гуманитарная,
естественная, техническая) профессиональной подготовки.
При изучении мышления исследуются:
разный уровень глубины и широты мышления, самостоятельность и критичность,
логичность и сообразительность. Например, в сфере деятельности «Ч-Ч» -
это построение образа ситуации при прогнозе поведения другого человека; «Ч-Т»
- создание образа обрабатываемой детали или технической конструкции в целом; «Ч-П»
- использование пространственных представлений при разработке
природопользовательных технологий; «Ч-З система», «Ч-Х образ» -
опора на пространственные представления как условия творческого познавательного
процесса.
При изучении мышления исследуют:
гибкость ума и стереотипизацию (стереотип – относительно устойчивый, упрощённый
образ объекта, складывается из-за дефицита информации). Гибкость ума и
стереотипизация важны в таких профессиях как художник-модельер, сборщик на
конвейере.
Мыслительный процесс может протекать в
различных формах: словесной и образной. Образное мышление вносит
некоторую специфику в процесс познания. Переход от образного мышления к
понятийному идёт через формирование образных схем как переходного звена от
представления к понятиям.
Движущей силой формирования понятий и
понятийного мышления служит практическая деятельность, которая включает
различные формы взаимодействия с окружающей средой. Так как мышление нацелено
на выяснение связей между предметами, а лучший способ понять их – это
возможность изменять эти связи и наблюдать результаты; значит, изменения,
производимые в процессе труда, - необходимая предпосылка развития мышления.
В различных видах трудовой деятельности
преобладают разные формы мышления. Так в работе с людьми («Ч-Ч») необходимо
образно представлять будущую ситуацию (для врача – предвидеть поведение больного).
А представление форм, схемы и методов лечения выражается с помощью
словесно-логического мышления.
Методики для изучения мышления.
1) Методика
«Логико-количественные отношения».
Испытуемым предлагается решить 20 задач на
выяснение логико-количественных отношений. В каждой из этих задач необходимо
определить, какая величина больше или меньше другой и результат записать под
чертой в виде соотношения между величинами «А» и «В». Решать задачи нужно
только в уме, как можно быстрее и без ошибок. На решение всех 20 задач отводится
10 минут. По истечении этого времени эксперимент прерывается и определяется
число правильно решённых задач за это время.
Оценка результатов: за каждую правильно решённую
задачу испытуемый получает 0,5 балла.
10
баллов – очень высокий уровень развития;
8–9
б. – высокий;
4–7
б. – средний;
2–3б.
– низкий;
0–1б.
– очень низкий.
2. Тест Айзенка.
Данный тест состоит из восьми субътестов, 5
из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития
человека, а 3 – для оценки степени развитости специальных способностей:
математических, лингвинистических и тех, которые важны для технической,
дизайнерской, художественно-изобразительной.
На решение одного субътеста отводится 30
минут, полное время работы – 4 часа.
Оценка результатов: исследования
производится при помощи графиков.
7.Изучение моторной скорости
при помощи
тейпинг-тестов, составление
графиков
работы способности и
выносливости.
Тейпинг-тесты
рассчитаны на определение динамики максимального темпа напряжения рук.
Движения рук обусловлены индивидуально- психологическими различиями, поэтому
тесты – это испытания на скорость моторной реакции, которая отражает функциональное
состояние двигательных центров нервной системы.
Оборудование: бланк, ручка.
Возраст: 6 – 60 лет.
Инструкция: по команде начали в
течение заданного времени поставить как можно больше точек на листе бумаги.
Работу закончить на слове «стоп». Время – 10 секунд.
Подсчитать количество точек. Результат даёт
оценку моторной реакции по шкале (50-60 точек – 3 балла (низкий); 61-75 точек –
4 балла (средний); более 75 точек – 5 баллов (наивысший результат)).
Второй тест.
Возраст: 9 – 11 класс до 60 лет.
Исходное положение перед началом работы:
бланк должен лежать в обычном положении для рукописной работы. Ручка может находиться
между большим и указательным пальцем, в упор перпендикулярно столу. Локоть с
ручкой приподнят над столом всё время работы.
Подготовить 2 таблицы.
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
® правая рука (один квадрат – 6 клеток)
® левая рука
По сигналу расставить точки в каждом
квадрате с максимальном темпе. Начинать в первом квадрате, закончить в восьмом.
Переходить по команде. Работать аптант должен 5 секунд, на основе данных
строится график работоспособности и выносливости нервной системы.
Графики (взять шпаргалку по трудовой психологии).
Опросник «Любимые виды
деятельности».
Инструкция: Внимательно прочитайте
опросник и у каждого номера поставьте бал: 0 – не нравится занятие; 1 –
безразлично; 2 – нравится; 3 – особое удовольствие.
Методика применяется с первого класса. Время
неограниченно, установка – работайте быстрее.
Список:
1) урок физики;
2) математика;
3) химия;
4) устройство электронно-бытовых
процессоров;
5) чтение о жизни разных
народов;
6) чтение о достижение техники;
7) чтение о жизни растений и
животных;
8) чтение об исторических
событиях;
9) чтение стихов;
10) украшать помещение к
праздникам;
11)посещать театры, музеи,
концерты;
12)чтение
об путешествиях;
13)помогать
решать трудные математические задачи;
14)слушать
оперную или симфоническую музыку;
15)разбирать
электроприборы;
16)делать
опыты по физике;
17)ухаживать
за животными и растениями;
18)организовывать
общественные мероприятия;
19)делать
перевязки;
20)выступать
на сцене;
21)шить
и вышивать;
22)готовить
доклад по истории;
23)изучать
и воспитывать детей;
24)изучать
работу разных органов человеческого тела;
25)постоянно
встречаться с интересными людьми.
Обработка:
1) технический (1, 2, 3, 4, 6, 13, 15, 16);
2) естественнонаучный (8, 19, 24);
3) общественно-исторический (5, 9, 12, 18, 22, 23, 25);
4) эстетический (7, 10, 11, 14, 20, 21).
В каждом цикле можно выделить практический и
теоретический аспект.
Практический
(10, 15, 16, 17, 18, 19, 21).
Теоретический
(остальные 18 номеров).
По каждому циклу суммируются баллы. И
считаем средний коэффициент. Преобладание склонности по величине коэффициента.
8. Изучение ригидности
психомоторной
и мыслительной.
Методика Лачинса А.С.
Ригидность – затруднённость вплоть до
полной неспособности в изменении намеченной субъектом программы деятельности в
условиях перестройки.
Виды ригидности:
1) когнитивная (в сфере познания) – трудность в перестройке своих взглядов;
2) аффективная – косность откликов на изменяющиеся объекты, эмоции;
3) мотивационная – тугоподвижность перестройки системы мотивов;
4) психомоторная – затруднения в изменении моторики.
Методика (автор Лачинс А.С.)
Время работы: 6 минут (360 сек), т.е.
4 этапа по 90 секунд.
Возраст: от 12 до 60 лет.
Инструкция: напишите в максимально
возможном для вас темпе как можно больше фраз одного содержания – «В поле уж
таял снег».
Задание выполняется 4-мя способами:
1) обычным почерком;
2) печатными большими буквами
(заглавными);
3) чередование больших прописных
и маленьких печатных букв в одном слове;
4) обычным почерком, но каждую
букву повторять дважды.
Работать нужно непрерывно от способа к
способу. Неважно, в каком способе вы закончили фразу, продолжать не
останавливаясь. Переспрашивать нельзя. Писать построчно, но не друг под другом
(т.е. не каждое предложение с новой строки).
Обработка: подсчитывается количество
знаков в каждом способе.
М фоновая
= количество знаков обычным способом;
М1 =
количество знаков вторым способом;
М2 =
количество знаков третьим способом;
М3 =
количество знаков четвёртым способом
Мср = М1 + М2 + М3
3
КР Мср.
Коэффициент ригидности =
Мф
График.
Р 0,5 П
0 норма 1
¬
® Человек
Человек пластичный
ригидный
9. Классификация
профконсультационных
ситуаций.
В ходе практической работы у психолога
возникает проблема классификации профконсультационных ситуаций. Единого подхода
к этой проблеме сегодня нет. Приемлема систематика, предложенная
Санкт-Петербургскими учёными (Балашов, Безбородко, Коровина и др.).
В основе принцип – мотива обращения.
Достоинства: реализуется принцип
активности субъекта.
5 мотивов обращения:
1 – неопределённости (нулевой вариант);
2 – мотив альтернативного выбора;
3 – есть мотив и есть потребность
подтверждения (альтернативный вариант);
4 – мотив с препятствием (конфликтный
вариант – ситуации из которых аптант не может выйти);
5 – мотив самопознания.
5 – мотив самопознания.
Нулевой вариант.
Важна первичная консультация, где
выясняется:
1) серьёзные медицинские
противопоказания;
2) личности у которых не
выражены интересы, склонности и нет явных предпочтений;
3) личности у которых нет
профплана, а интересы и склонности выражены во многих областях.
Альтернативный вариант.
1) позиция аптанта;
2) позиции и мотивы родителей;
3) изучение индивидуальных
особенностей личности.
Подтвердительный вариант.
1) выяснить ценностные
ориентации личности;
2) определить специальные
способности, общий уровень развития;
3) социальную зрелость.
Конфликтный вариант.
Причины: несогласие родителей;
личность не верит в свои силы; высокий уровень притязаний; проблемы в общении.
Конфликты бывают внутриличностные и внешние. Внешние
разногласия разрешаются по альтернативному варианту. Конфликты внутриличностные
свидетельствуют о высоком развитии личности (Розенцвейг, Кеттел, Равен).
Самопознание.
Аптант обращается с целью разобраться в себе
– это зона трудности в общении (методики используются индивидуальные с учётом
проблем личности).
Также может возникнуть вопрос об учебном
заведении: причина обращения – инфантильность аптанта, позиция
родителей, сверстников, учителей.
Если интерес школьника связан с поступлением
в ВУЗ, то необходимо выявить особенности интеллектуальной сферы (методика ШТУР,
Векслера, Козловой на интеллектуальную лабильность, на работу внимания, памяти,
логического мышления).
В случае обучения в ПТУ, колледже – работа с
«Картой интересов», выяснение индивидуальных особенностей по методикам для
выявления невербального интеллекта (матрицы Равена), особенностей психомоторики
(тейпинг-тесты).
В пользу обучения в 10 кассе говорят
следующие факторы:
1) выраженный познавательный
интерес;
2) интерес в обучении в вузе;
3) хорошая успеваемость по любым
предметам и достаточная по остальным;
4) стремление заниматься
факультативно.
Вывод: профконсультирование и
профинформирование – это важнейшие слагаемые профориентации, направленные на
формирование профессионально самоопределения личности.
10. Изучение и формирование у
личности
мотивов выбора профессии.
Для отечественной психологии характерно:
1)обращение к деятельности, как движущей силе психологического развития;
2)положение о единстве психологии и деятельности.
Категория деятельности используется при
изучении различных областей психики, в том числе и мотивации. Деятельность
исходит из мотивов, они определяются задачами, в которые включается человек.
Для психолога важно решить вопрос о мотивах
– побуждения учиться и мотивах – выбора профессии.
Мотивы – выбора профессии зависят от
возраста ребёнка. Существенная задача психолога и учителя заключается в том,
чтобы найти на каждом этапе развития наиболее адекватные для учащегося мотивы.
В выборе профессии выделяются следующие этапы:
1) «фантастический» выбор (от 6
до 11 лет);
2) пробный выбор (от 12 до 16
лет);
3) реалистический выбор (16
лет);
Изменения в мотивах, характеризующие ход
профессионального самоопределения, сложные и имеют свою структуру:
1) формирование основы действий
по решению задачи выбора профессии;
2) формирование склонностей,
действительных интересов, приводящих к успеху выбора;
3) появление новых качественных
синтезов, способностей, операционных возможностей;
4) формирование новых образов
самосознания (образ «Я», самооценка, притязания в отношениях будущих
достижений).
Для изучения мотивов выбора профессии
используются ряд методик:
Например,
методика «Мотивы выбора профессии».
Инструкция: ниже приведены
утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере
каждое из них повлияло на ваш выбор профессии.
Шкала
оценок: 5 – очень сильно повлияло; 4 – сильно; 3 – средне; 2 – слабо; 1 –
никак не повлияло.
Следующая методика «Изучение профессиональных намерений старшеклассников».
Метод позволяет определить готовность к
выбору профессии, что характеризуется внутренней осознанностью самого факта
выбора и определённостью профессиональных интересов, осведомлённостью учащегося
и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и
психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия.
Методика состоит из 27 вопросов.
Затем идёт качественный анализ ответов.
11. внимание и его изучение
в профессиональной
деятельности.
Важнейшим человеческим качеством для самых
разнообразных видов деятельности является внимание. В разных видах
деятельности требуются разные характеристики внимания: объём,
переключение, избирательность, устойчивость, концентрация.
Например: педагог должен уметь
распределять своё внимание на уроке между всеми учениками класса, постоянно
переключать его с одного вида деятельности на другой (например, с опроса на
объяснение), а также держать в поле зрения всё происходящее в классе. Для этого
необходим большой объём внимания.
Высокий уровень устойчивости внимания нужен
во многих видах профессиональной деятельности (корректоры, машинисты, операторы
ЭВМ, наборщики и т.п.).
Изучение внимания:
1.
Методика Мюнстенберга «Оценка внимания».
Методика направлена на определение
избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и
помехоустойчивости.
Инструкция: среди буквенного текста
имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее
просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова (дать пример слова).
Время работы с бланком – 2 минуты.
Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных
ошибок.
2.
Корректурная проба.
Методика используется для изучения
индивидуальных особенностей и переключения произвольного внимания.
Проведение: даются 1-2 бланка
корректурной пробы, карандаши, секундомер.
Например: в первой серии испытуемому
надо вычеркнуть – «К» и «Р»; во второй – чередуются двумя способами выполнения
задания (например, «Л» и «С»).
Время проведения 5 – 10 минут (через
30 секунд – «черта»).
Обработка результатов.
3.
Методика «Счёт по Крепелину».
Цель: методику можно использовать для
изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания, умственной
работоспособности и психического темпа.
Время проведения: от 3 до 10 минут.
Инструкция.
Обработка результатов.
· проверить правильность
выполнения сложения;
· подсчитать количество
правильных сложений и количество ошибок за каждые 30 секунд работы;
· строится график устойчивости
внимания. Ошибки отмечаются в виде заштрихованных столбиков.
12. Понятие об общих
и специальных способностях.
Способности – это совокупность свойств
личности, которые определяют успешность в умственной и практической
деятельности. Способности не сводятся к ЗУНам, которые уже есть у
человека, но их наличие обеспечивает лёгкость и быстроту приобретения ЗУНов, а общие
способности приводят к успеху во многих областях деятельности. Когда успех
проявляется в одной сфере, говорят о специальных способностях. В основе
природы способностей лежат задатки. Человек рождается с благоприятными и
неблагоприятными задатками.
В качестве задатков выступают:
1) индивидуальные свойства
нервной системы – от них зависит скорость образования нервных связей, их
прочность, умственная работоспособность и стрессоустойчивость;
2) индивидуальные особенности
строения анализаторов;
3) отдельные области коры
головного мозга (чаще всего говорят о лево- и правополушарности).
Существует компенсация способностей, т.е.
возмещение недостающих качеств за счёт особых способов действий.
Классификация способностей
Классификация
способностей
общие специальные
конструктивные
способность
способности
к труду, активность
(оперативные:
психомоторные и
гностические -
работоспособность,
творческие).
устойчивость чувств
и воли
умственные
способности
интесоциальные способности
(коммуникативные, организаторские)
Исходя из классификации способностей, можно
сделать их «набор» или профессиограмму.
Педагогические способности:
а)
высокий уровень умственного развития;
б)
волевые качества;
в)
способность управлять вниманием;
г)
эмпатия;
д)
способность использовать речь, как средство воздействия на людей;
е)
способность с большей степенью вероятности предвидеть поведение и развитие
учащихся (т.е. высокий уровень интуиции).
Литературно-лингвинистические
способности:
а)
способность к овладению языками;
б)
развитая речь, богатый словарный запас;
в)
богатство ассоциаций;
г)
наблюдательность.
Технические способности:
а)
интерес к технике;
б)
стремление работать на машинах и с инструментами;
в)
развитое пространственное воображение, хорошее понимание графического материала
(схем, таблиц, чертежей);
г)
успешное освоение физико-математических дисциплин;
Способность к искусству:
а)
эмоциональная нестабильность;
б)
творческое воображение;
в)
образное мышление (для музыкантов – развитый музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память; для художников – яркость зрительного восприятия, зрительная
и образная память, чувство формы и цвета);
Способности к руководству:
а)
умение входить в контакт;
б)
стремление стать лидером;
в)
психологические знания о другом человеке;
г)
быстрота ориентировки в ситуации;
д)
умение выслушать других;
е)
умение распределять работу между людьми;
ж)
умение влиять на людей.
Причины отрицательно влияющие
на формирование способностей:
1) физиологические особенности
личности;
2) состояние опорно-двигательного
аппарата;
3) заболевание внутренних
органов (в первую очередь – сердце, желудок);
4) отклонения в нервной и
дыхательной системе;
5) нарушения зрения и слуха;
6) слабый общий уровень
физического развития.
Задача
психолога подобрать такую профессию, где человек почувствует себя на
своём месте.
При болезни внутренних органов не
рекомендуется деятельность при высоком атмосферном давлении, духоте,
запылённости, загазованности, нерегулируемой температуре.
При нарушении опорно-двигательного
аппарата не рекомендуется деятельность, где неизбежна работа с тяжёлыми,
длительными стояниями на ногах.
При нарушении нервной системы
исключается деятельность, связанная с высокой и там, где сказывается дрожание
рук (часовщик, ювелир).
При нарушении слуха не рекомендуется
деятельность врача, учителя.
При нарушении зрения не рекомендуется
деятельность где требуется заострённое зрение (водитель, ремонтники техники).
Изучение способностей:
1. Айзенк «Проверьте свои способности». В
ней заостряется внимание на важной характеристике способностей – скорость
протекания умственных процессов.
2. Кроме Айзенка, в психологии стали
использоваться и другие тесты. При их использовании важно учитывать уровень
развития способностей (например, методика ШТУР).
Измерение способностей – это
выявление сугубо личных особенностей, проявление психических функций (память,
внимание, мышление, нейродинамика, психомоторика).
При изучении способностей обычно исследуются:
1)
психические качества – в них анализируются интересы, склонности, которые
определяют психический облик личности. Но психические качества и психические
процессы рассматриваются в единстве, и те и другие развиваются в деятельности и
постоянной тренировке.
2)
диагностика внимания: виды внимания, свойства внимания. Особенно актуально
внимание для учителя, водителя, диспетчера, оператора
3)
диагностика памяти: объём памяти и способы запоминания и воспроизведения;
4)
мышление: разный уровень глубины и широты мышления; самостоятельность и
критичность; логичность и сообразительность.
Наиболее
точная методика – Платонова; на техническое мышление – Бине.
Опросник для выявления готовности
школьников к выбору профессии
(подготовлен профессором
В.Б.Успенским)
Цель: определение готовности учащихся к выбору
профессии.
Ход проведения: вам предлагается
прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие
с ними ответами «да» или «нет».
1.
Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
2.
Основной мотив выбора – материальные интересы.
3.
В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
4.
Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться
Ваши друзья.
5.
Вы выбираете место работы (учёбы) потому, что оно недалеко от дома.
6.
Если вам не удастся получить избранную профессию, то у Вас есть запасные
варианты…
7.
Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8.
Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9.
Не важно, кем работать, важно, как работать.
10.Вы
думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить
аттестат.
11.Вам
известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам
не достаёт.
12.вы
занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13.Согласны
ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14.Учителя
одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15.Вы
знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16.Вам
удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17.Вы
консультировались о выборе профессии у врача.
18.Главное
в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное
заведение.
19.Вы
знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20.Вам
известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21.Вы
уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
22.Вы
знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
23.Если
не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
24.Для
правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка
и интерпретация результатов. Поставьте полученные варианты ответов в два столбца
следующим образом:
1
2
1.…
2. …
3.…
4. …
6.…
5. …
7.…
9. …
8….
10. …
11.…
13. …
12.….
15. …
16….
18. …
17…. 21. …
19….
24. …
20….
22….
23….
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов
«да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень
готовности к выбору профессии по следующей шкале:
0
– 6 баллов – неготовность;
7
– 12 баллов – низкая готовность;
13
– 18 баллов – средняя готовность;
19
– 24 балла – высокая готовность.
Опросник «Любимые виды
деятельности».
Инструкция: Внимательно прочитайте
опросник и у каждого номера поставьте бал: 0 – не нравится занятие; 1 –
безразлично; 2 – нравится; 3 – особое удовольствие.
Методика применяется с первого класса. Время
неограниченно, установка – работайте быстрее.
Список:
1) урок физики;
2) математика;
3) химия;
4) устройство электронно-бытовых
процессоров;
5) чтение о жизни разных
народов;
6) чтение о достижение техники;
7) чтение о жизни растений и
животных;
8) чтение об исторических
событиях;
9) чтение стихов;
10) украшать помещение к
праздникам;
11)посещать театры, музеи,
концерты;
12)чтение
об путешествиях;
13)помогать
решать трудные математические задачи;
14)слушать
оперную или симфоническую музыку;
15)разбирать
электроприборы;
16)делать
опыты по физике;
17)ухаживать
за животными и растениями;
18)организовывать
общественные мероприятия;
19)делать
перевязки;
20)выступать
на сцене;
21)шить
и вышивать;
22)готовить
доклад по истории;
23)изучать
и воспитывать детей;
24)изучать
работу разных органов человеческого тела;
25)постоянно
встречаться с интересными людьми.
Обработка:
5) технический (1, 2, 3, 4, 6, 13, 15, 16);
6) естественнонаучный (8, 19, 24);
7) общественно-исторический (5, 9, 12, 18, 22, 23, 25);
8) эстетический (7, 10, 11, 14, 20, 21).
В каждом цикле можно выделить практический и
теоретический аспект.
Практический
(10, 15, 16, 17, 18, 19, 21).
Теоретический
(остальные 18 номеров).
По каждому циклу суммируются баллы. И
считаем средний коэффициент. Преобладание склонности по величине коэффициента.
· Игра-ассоциации:
Цель: выявить отношения учащихся к
различным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
Условия: количество учащихся – весь класс; время на
одно проигрывание – 15 минут, последнее – 5-7 минут.
Процедура: а)объявляется название игры,
выбираются 3 игрока;
б)условия
игры – сейчас 3 человека выйдут из помещения, а остальные загадают
какую-нибудь профессию. Когда они зайдут, то должны её отгадать с помощью
ассоциативных вопросов (например, какого цвета эта профессия?; какого запаха?;
какая мебель используется?);
в)ведущий
даёт инструкцию отгадывающим.
Инструкция:
каждый из
вас может задать 3 вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут
продумайте свои вопросы. Когда будете их задавать, указывайте кому именно.
После этого каждый имеет попытку отгадать профессию;
г)ведущий
предупреждает, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к
правильным но ненавязчивым ответам;
д)ведущий
приглашает из коридора учащихся и начинает кратко записывать вопросы и ответы;
е)ведущий
предлагает в течение 1 минуты продумать свой ответ. В этот момент классу
предлагается посмотреть на доску, чьи ответы на вопросы были неудачными;
ж)ответы
могут не совпадать с угадывающейся профессией. Право определить отгадали
учащиеся профессию или нет, должно быть предоставлено классу.
Обсуждение игры. Обсуждается правильность
каждого ответа на вопросы. Если учащиеся не согласны с ответом, можно спросить
ученика – почему он так ответил. При выявлении неудачных ответов, учащимся
предлагается придумать ответы более соответствующие данной профессии.
Диагностические возможности: игра позволяет выявить
эмоциональное отношение к разным профессиям. Ведущий получает информацию о
классе в целом и об отдельных учащихся.
Методика
«Дифференциально-диагностический опросник»
(ДДО)
Методика предназначена для отбора на
различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий
Е.А.Климова.
Содержание методики: испытуемый
должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один
вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после
соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось
выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Над вопросами не следует долго задумываться
и на выполнение задания требуется 20-30 минут.
Возможно использование
методики индивидуально и в группе.
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными или
|
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
|
|
2а. Помогать больным или
|
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для
вычислительных машин
|
|
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов,
художественных открыток, грампластинок или
|
3б. Следить за состоянием, развитием растений
|
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл,
пластмассу и т.п.) или
|
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать,
продавать
|
|
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или
|
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
|
|
6а. Выращивать молодняк (животных, какой-либо породы) или
|
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении
каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
|
|
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные
инструменты) или
|
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или
транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.
|
|
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в
справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или
|
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в
подготовке пьес, концертов)
|
|
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
или
|
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах,
рисунках
|
|
10а. Лечить животных или
|
10б. Выполнять вычисления, расчёты
|
|
11а. Выводить новые сорта растений или
|
11б. Конструировать, проектировать новые виды
промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
|
|
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать,
разъяснять, наказывать поощрять или
|
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять,
уточнять, приводить в порядок)
|
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
или
|
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
|
|
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы,
аппараты или
|
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях,
ушибах, ожогах и т.п.
|
|
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые
и представляемые) или
|
15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых
явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
|
|
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или
|
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними,
назначать лечение
|
|
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность
изделий или
|
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин,
приборов
|
|
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в
театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или
|
18б. Играть на сцене, принимать участие в
концертах
|
|
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины,
одежду), строить здания или
|
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
|
|
20а. Вести борьбу с болезнями леса, сада или
|
20б. Работать на клавишных машинах )телетайпе, наборной машине,
компьютере и др)
|
Лист ответов
1а
|
1б
|
2а
|
2б
|
3а
|
3б
|
4а
|
4б
|
5а
|
5б
|
6а
|
6б
|
7а
|
||
7б
|
8а
|
8б
|
||
9а
|
9б
|
|||
10а
|
10б
|
|||
11а
|
11б
|
12а
|
12б
|
13а
|
13б
|
14а
|
14б
|
15а
|
15б
|
16а
|
16б
|
17а
|
||
17б
|
18а
|
18б
|
||
19а
|
19б
|
|||
20а
|
20б
|
Лист ответов сделан так,
чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов.
Каждый из 5-ти столбцов соответствует определённому типу профессий. Испытуемому
рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное
количество знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
1. «человек-природа» - все профессии,
связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. «человек-техника» - все
технические профессии;
3. «человек-человек» - все профессии,
связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. «человек-знак» - все профессии,
связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и
музыкальные специальности;
5. «человек-художественный образ» -
все творческие специальности.
Методика
«Карта интересов»
Инструкция: «У Вас есть возможность
продолжить учёбу или поступить на интересную работу.
Для того, чтобы помочь Вам выбрать
профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем, как ответить на
каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
Если Вы не раз убеждались, что очень любите
или Вам нравится то, о чём мы спрашиваем, то в листе ответов в графике под тем
же номером, что и номер вопроса, поставьте 2 плюса; если просто нравится
(любите) – 1 плюс; если не знаете, сомневаетесь – ноль; если не нравится (не
любите) – минус; если очень не нравится – 2 минуса.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни
одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения
листа ответов не ограничивается».
Вопросы: любите ли Вы, хотели бы
Вы, нравится ли вам?
1. Уроки по физике.
2. Уроки по математике.
3. Уроки по химии.
4. Читать книги ил статьи по
астрономии.
5. Читать об опытах и животных.
6. Читать о жизни и работе
врачей.
7. Читать о сельском хозяйстве,
о растениях и животных.
8. Читать о лесе.
9. Читать произведения
классиков мировой литературы.
10. Читать газеты, журналы,
слушать радио, смотреть телевизор.
11. Уроки истории.
12. Посещать театры, музеи,
художественные выставки.
13. Читать литературу о
геологических экспедициях.
14. Читать о различных странах,
их экономике, государственном устройстве.
15. Организовывать товарищей на
выполнение общественной работы и руководить ими.
16. Читать о работе милиции.
17. Читать о моряках, лётчиках.
18. Читать о работе воспитателя.
19. Знакомиться с устройством и
работой станков.
20. Заботиться о красоте
помещения, в котором Вы учитесь, живёте, работаете.
21. Читать о достижениях
техники.
22. Знакомиться с устройством
бытовых электро- и радиоприборов.
23. Читать научно-популярную
литературу об открытиях и физике.
24. Читать научно-популярную
литературу о математике.
25. Узнавать о новых достижениях
в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).
26. Смотреть телепередачи о
космонавтах.
27. Изучать биологию.
28. Интересоваться причинами и
способами лечения болезней.
29. Изучать ботанику.
30. Проводить время в лесу.
31. Читать
литературно-критические статьи.
32. Активно участвовать в
общественной жизни.
33. Читать книги об исторических
событиях.
34. Слушать симфоническую
музыку.
35. Узнавать об открытиях новых
месторождений полезных ископаемых.
36. Узнавать о географических открытиях.
37. Обсуждать текущие дела и
события.
38. Устанавливать дисциплину
среди сверстников или младших.
39. Путешествовать по стране.
40. Давать объяснения товарищам,
как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.
41. Знакомиться с различными
инструментами.
42. Уроки домоводства.
43. Узнавать о новых достижениях
в области строительства.
44. Посещать фабрики.
45. Знакомиться с устройством
механизмов, машин.
46. Читать статьи в
научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
47. Разбираться в теории
физических явлений.
48. Решать сложные
математические задачи.
49. Ставить опыты по химии,
следить за ходом химических реакций.
50. Наблюдать за небесными
светилами.
51. Вести наблюдения за
растениями.
52. Делать перевязки, оказывать
первую помощь при ушибах и т.д.
53. выращивать животных и ухаживать
за ними.
54. Собирать гербарий.
55. Писать рассказы и стихи.
56. Наблюдать за поведением и
жизнью людей.
57. Принимать участие в работе
исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях
прошлого.
58. Декламировать, петь в хоре,
выступать на сцене.
59. Собирать минералы,
интересоваться их происхождением.
60. Изучать природу родного
края.
61. Организовывать общественные
мероприятия в школе.
62. Обращать особое внимание на
поведение людей.
63. Посещать кружок
автолюбителей, обслуживать автомобиль.
64. Проводить время с маленькими
детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
65. Изготавливать различные
детали и предметы.
66. Организовывать питание во
время походов.
67. Бывать на стройках.
68. Шить одежду.
69. Собирать и ремонтировать
механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п.
70. Ремонтировать бытовые
электро- и радиоприборы.
71. Заниматься в физическом
кружке.
72. Заниматься в математическом
кружке.
73. Готовить растворы,
взвешивать реактивы.
74. Посещать планетарий.
75. Посещать кружок биологии.
76. Наблюдать за больными,
оказывать им помощь.
77. Наблюдать за природой и
вести записи наблюдений.
78. Сажать деревья и ухаживать
за ними.
79. Работать со словарём и
литературными источниками, библиографическими справочниками.
80. Быстро переключаться с одной
работы на другую.
81. Играть на музыкальных
инструментах, рисовать или резать по дереву.
82. Выступать с докладами на
исторические темы.
83. Составлять описания
минералов.
84. Участвовать в географических
экспедициях.
85. Выступать с сообщениями о
международном положении.
86. Помогать работникам милиции.
87. Посещать кружок юных
моряков.
88. Выполнять работу
воспитателя.
89. Уроки труда.
90. Давать советы знакомым при
покупке одежды.
91. Наблюдать за работой
строителя.
92. Знакомиться со швейным
производством.
93. Делать модели самолётов,
планеров, кораблей.
94. Собирать радиоприёмники и
электроприборы.
95. Участвовать в олимпиадах по
физике.
96. Участвовать в математических
олимпиадах.
97. Решать задачи по химии.
98. Участвовать в работе
астрономического кружка.
99. Проводить опыты на животных.
100. Изучать функции организма
человека и причины возникновения болезней.
101. Проводить опытную работу с
целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
102. Быть членом общества охраны
природы.
103. Участвовать в диспутах,
читательских конференциях.
104. Анализировать явления и
события жизни.
105. Интересоваться прошлым нашей
страны.
106. Проявлять интерес к теории и
истории развития искусства.
107. Совершать длительные и
трудные походы, во время которых приходится напряжённо работать по заданной
программе.
108. Составлять географические
карты и собирать другие географические материалы.
109. Изучать политический строй
различных стран.
110. Работа юриста.
111. Посещать кружок юных
космонавтов.
112. Работа учителя.
113. Бывать на заводах.
114. Оказывать людям различные
услуги.
115. Принимать участие в
строительных работах.
116. Знакомиться с изготовлением
промышленных товаров.
117. Разбираться в технических
чертежах и схемах.
118. Пользоваться точными
измерительными приборами и производить расчёты по полученным данным.
119. Проводить опыты по физике.
120. Выполнять работы, требующие
знания математических правил и формул.
121. Ассистировать преподавателю
при проведении опытов по химии.
122. Собирать сведения о других
планетах.
123. Читать о деятельности
известных биологов.
124. Быть активным членом
санитарных дружин.
125. Выполнять работу по уходу за
сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
126. Знакомиться с ведением
лесного хозяйства.
127. Изучать происхождение слов и
отдельных словосочетаний.
128. Вести дневник, писать
заметки.
129. Изучать историческое прошлое
других стран.
130. Неоднократно смотреть в
театре одну и ту же пьесу.
131. Читать о жизни и
деятельности известных геологов.
132. Изучать географию нашей
страны.
133. Изучать биографии выдающихся
политических деятелей.
134. Правильно оценивать поступок
друга, знакомого, литературного героя и т.д.
135. Читать книги о средствах
передвижения.
136. Обучать и воспитывать детей.
137. Наблюдать за действиями
квалифицированного рабочего.
138. Постоянно общаться со
многими людьми.
139. Проектировать строительные
объекты.
140. Посещать выставки лёгкой
промышленности.
141. Выполнять чертежи,
проектировать машины.
142. Разбираться в радиосхемах.
Обработка результатов сводится в каждой строке бланка для ответов
количества знаков «+» и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким
образом, получается 24 цифры со знаком «+» или «-», которые соответствуют 24
видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее
количество знаков «+».
Лист
ответов
Фамилия И.О.
+
|
-
|
|||||||
1
|
25
|
49
|
73
|
97
|
121
|
|||
2
|
26
|
50
|
74
|
98
|
122
|
|||
3
|
27
|
51
|
75
|
99
|
123
|
|||
4
|
28
|
52
|
76
|
100
|
124
|
|||
5
|
29
|
53
|
77
|
101
|
125
|
|||
6
|
30
|
54
|
78
|
102
|
126
|
|||
7
|
31
|
55
|
79
|
103
|
127
|
|||
8
|
32
|
56
|
80
|
104
|
128
|
|||
9
|
33
|
57
|
81
|
105
|
129
|
|||
10
|
34
|
58
|
82
|
106
|
130
|
|||
11
|
35
|
59
|
83
|
107
|
131
|
|||
12
|
36
|
60
|
84
|
108
|
132
|
|||
13
|
37
|
61
|
85
|
109
|
133
|
|||
14
|
38
|
62
|
86
|
110
|
134
|
|||
15
|
39
|
63
|
87
|
111
|
135
|
|||
16
|
40
|
64
|
88
|
112
|
136
|
|||
17
|
41
|
65
|
89
|
113
|
137
|
|||
18
|
42
|
66
|
90
|
114
|
138
|
|||
19
|
43
|
67
|
91
|
115
|
139
|
|||
20
|
44
|
68
|
92
|
116
|
140
|
|||
21
|
45
|
69
|
93
|
117
|
141
|
|||
22
|
46
|
70
|
94
|
118
|
142
|
|||
23
|
47
|
71
|
95
|
119
|
143
|
|||
24
|
48
|
72
|
96
|
120
|
144
|
|||
Ключ
1. физика
13. геология
2. математика
14. география
3. химия
15. общественная работа
4. астрономия
16. право
5. биология
17. транспорт
6. медицина
18. педагогика
7. сельское хозяйство 19. рабочие специальности
8. лесное хозяйство 20. сфера
обслуживания
9. филология
21. строительство
10. журналистика 22.
лёгкая промышленность
11. история
23. техника
12. искусство
24. электротехника
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ
Инструкция:
«На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не
раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером».
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
1.
Любишь ли ты шум и суету возле себя?
2.
Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые
могли бы тебя поддержать?
3.
Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя
о чём-нибудь просят?
4.
Бывает ли так, что ты раздражён чем-нибудь?
5.
Часто ли у тебя меняется настроение?
6.
Верно ли, что тебе легче и приятнее с
книгами, чем с ребятами?
7.
Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8.
Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9.
Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10.
Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным,
хотя для этого не было настоящей причины?
11.
Можешь ли ты сказать о себе, что ты весёлый,
живой человек?
12.
Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в
школе?
13.
Верно ли, что ты часто раздражён чем-нибудь?
14.
Нравится ли тебе всё делать в быстром темпе
(если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
15.
Ты переживаешь из-за всяких страшных событий,
которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?
16.
Тебе можно доверить любую тайну?
17.
Можешь ли ты без особого труда внести
оживление в скучную компанию сверстников?
18.
Бывает ли так, что у тебя без всякой причины
(физические нагрузки) сильно бъётся сердце?
19.
Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы
подружиться с кем-нибудь?
20.
Ты когда-нибудь говорил неправду?
21.
Ты легко расстраиваешься, когда критикуют
тебя и твою работу?
22.
Ты часто шутишь и рассказываешь смешные
истории своим друзьям
23.
Ты часто чувствуешь себя усталым?
24.
Ты всегда сначала делаешь уроки, а всё
остальное потом?
25.
Ты обычно весел и всем доволен?
26.
Обидчив ли ты?
27.
Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28.
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о
помощи по хозяйству?
29.
У тебя бывают головокружения?
30.
Бывает ли так, что твои действия и поступки
ставят других людей в неловкое положение?
31.
Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь
надоело?
32.
Любишь ли ты иногда похвастаться?
33.
Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда
попадаешь в общество незнакомых людей?
34.
Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь
усидеть на месте?
35.
Ты обычно быстро принимаешь решения?
36.
Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет
учителя?
37.
Тебе часто снятся страшные сны?
38.
Можешь ли ты дать волю чувствам и
повеселиться в обществе друзей?
39.
Тебя легко огорчить?
40.
Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41.
Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь
быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42.
Если оказываешься в глупом положении, то
потом долго переживаешь?
43.
Тебе очень нравятся шумные и весёлые игры?
44.
Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45.
Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о
чём-нибудь просят?
46.
Ты любишь часто ходить в гости?
47.
Бывают ли такие моменты, когда тебя о
чём-нибудь просят?
48.
Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49.
Считают ли тебя ребята весёлым и живым
человеком?
50.
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51.
Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь
активное участие в общем веселье?
52.
Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных
мыслей?
53.
Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь
справиться с делом, которое должен выполнить?
54.
Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55.
Ты стесняешься заговорить первым с новыми
людьми?
56.
Ты часто спохватываешься, когда уже поздно
что-нибудь исправить?
57.
Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты
тоже кричишь в ответ?
58.
Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя
весёлым или печальным без всякой причины?
59.
Ты считаешь, что трудно получить настоящее
удовольствие от оживлённой компании сверстников?
60.Тебе часто приходится
волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав.
Занятие по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий