воскресенье, 31 мая 2020 г.

КОГДА РАСЦВЕТАЕТ ПАПОРОТНИК... Русские магические обряды


картинка из газеты
КОГДА РАСЦВЕТАЕТ ПАПОРОТНИК...
Русские магические обряды
История любого народа на­полнена легендами о добрых и злых волшебниках, таин­ственных превращениях, загадоч­ных магических обрядах, при помощи которых осуществлялась связь между реальным и потусто­ронними мирами. Россия - не исключение.


Корни магических обрядов Древней Руси - в дохристианских языческих временах и верованиях древних славян. Пантеон славянских богов был многообразен: Дажьдбог, Стрибог, Хоре, Перун, Велес... Боги были грозны видом и суровы нравом, требовали жертв, нередко человеческих. Их жрецы - волхвы - обладали обширными оккуль­тными знаниями. После принятия христианства на Руси в X веке новая духовная доктрина стала пос­тепенно вытеснять древние верования, что заставляло служителей старых культов уходить в леса, глу­хие деревни, где они пытались сохранить свои знания и влияние.

Не в силах существенно влиять на дальнейшее духовное развитие нации, наследники древних зна­ний сосредоточились на приклад­ных задачах: целительстве, кол­довстве, прорицаниях. И, несмотря на то, что христианство довольно быстро укоренилось на русской земле, авторитет языческих веро­ваний и обрядов оставался доста­точно высоким. Часто новые церк­ви ставились на месте языческих капищ, по-прежнему почитаемых как святые места, практически все популярные в русском народе хрис­тианские праздники до сих пор несут в своих традициях обилие языческих ритуалов.

«Вначале было слово...» Для русских магических обрядов это буквальная истина, так как в них наиболее часто использовались различные словесные воздейст­вия: заговоры, заклинания, воро­жба. Сила слова, согласно тради­ционным поверьям, заключалась как в самом слове, так и во времени, когда оно было произнесено. Приготовление целебных отваров и трав сопровождалось заговора­ми и заклинаниями, часто они про­изводились на соль, воду, сахар: (обработанные силой слова, они могли нести исцеление или, на­оборот, - вред, порчу, в зависи­мости от целей колдуна. Разные вещества обладали специфичес­кими свойствами: уголь употреб­лялся для излечения от сглаза, соль - при лечении желудочно-кишечных заболеваний и т.д.
Почему соль, сахар, уголь? У всех этих веществ есть одно об­щее свойство - они имеют кристаллическую структуру и, следова­тельно, способны, если существу­ет механизм кодировки, «записы­вать» определенную информацию. Однако решающим фактором ос­тавалось слово. Многие в России и сейчас обращаются за помощью к различным «старухам» с целью излечить рожистое воспаление или «заговорить» пупочную грыжу у ребенка - и, как правило, с высо­ким эффектом. Причем если лече­ние взрослых можно попытаться объяснить классическим психоте­рапевтическим воздействием, то для новорожденных детей эта версия явно не срабатывает.

В последнее время появились оригинальные работы в области изучения старорусского языка. Оказалось, что все буквы старорусского алфавита имеют опреде­ленный числовой эквивалент, при котором слова-синонимы имеют одно и то же суммарное выраже­ние при совершенно разном написании. Древний русский язык не являлся абстрактным способом отражения реальности, а сам был реальностью, способной (при знании законов его построения) воз­действовать на объекты материального мира. И в наше время все обряды в Русской православной церкви ведутся на так называемом церковнославянском языке, а ведь заговоры колдунов и знахарей на­чали свою родословную задолго до принятия христианства на Руси!

Для тех, кто хочет сам испы­тать свои силы в искусстве чаро­действа, можно предложить поп­робовать при случае остановить кровь из порезанного пальца по древнему рецепту: сжать большим и указательным пальцами кожу вокруг раны и произнести три раза, не переводя дыхания: «Дерн, де­рись, земля, крепись, а ты, кровь, уймись!».

Много существует заговоров при разлуке, воинских заговоров от вражеского оружия и, наверное, более всего – любовных заговоров, приспособленных под все варианты этой области человечес­ких отношений.

Из арсенала черной магии рус­ских колдунов до нас дошли заго­воры или чары на ветер, на лед и прочее, применяемые для нанесе­ния кому-либо вреда или наказа­ния обидчика. Например, при вы­полнении «чар на ветер» колдун выходил ночью на дорогу, брал в руки горсть песка или снега и, дождавшись ветра по направле­нию к дому обидчика, подбрасы­вал горсть на ветер, говоря при этом свои «пожелания» недругу. Собственно, эта же технология может быть использована, очевид­но, с благими целями.

Также кол­дуны наносили порчу посредством подбрасывания заколдованных предметов, к которым мог случай­но прикоснуться объект их внима­ния. Считалось, что колдовство очень эффективно передается че­рез все предметы, имеющие отно­шение к конской утвари, оттого к царским лошадям под страхом смерти не подпускали никого из посторонних. Перенеся древние знания в сегодняшний день, мож­но было бы предупредить об осто­рожности при покупке запчастей к автомобилю у случайных людей.

Сильным по воздействию спо­собом являлось наведение порчи на след человека. Отметив отпеча­ток ноги недруга в земле или сне­гу, колдун аккуратно вырезал его, приносил домой и читал над ним тайные заговоры, после чего сжи­гал его в полночь в печи. Призна­ние некоей магической силы в ос­тавленном человеческом следе можно найти не только у русских колдунов. Традиция прикасаться или даже целовать следы святых или сильных мира сего для избав­ления от болезней существовала у многих народов мира, особенно на Востоке.

Один из распространенных способов защиты от колдовства на Руси - сплетение и заговаривание узлов на веревках. Им приписыва­ли силу, предохраняющую от раз­ного рода несчастий. Матери бра­ли у колдунов чародейственные узлы и навязывали их на детей, охраняя их здоровье, воины опле­тали ими оружие, чтобы придать ему твердость и нейтрализовать оружие врага. Так же, с помощью узлов, можно было предохранить­ся от нечистой силы. Одно из за­клятий на узлы звучит так: «Завя­жи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье на меня зла не мыслити. От чернца и черницы, от красной девицы, от беловолосого, от черноволосого, от русоволосо­го, от рыжеватого, от русобородо­го, от одноглазого, от разноглазо­го». Собственно, с тех времен идет в русском языке выражение «завя­зать» с чем либо, т.е. прекратить что-либо с помощью магической силы узлов.

Иногда заговоры говорились без каких-либо предметов, но чаще ворожили на питье и еду, сообщая им целительные или другие свой­ства. Вода играла в таких случаях главнейшую роль. Особенно если колдун считал, что причиной бо­лезни является чей-либо дурной глаз. Тогда, бросив в ковш с водой три уголька, колдун наговаривал заговор на исцеление больного от хвори, которая должна была уйти «в сыру землю» или «за дальние горы». Кроме исцеляющего свой­ства вода имела предохранитель­ные. Для этого советовали купать­ся в озерах во время грозы и в полнолуние, умываться с серебря­ной посуды, а потом встречать молодой месяц.

Особую роль у всех народов занимает предсказание будуще­го, ясновидение. Эти приемы, ве­ками трансформируясь, что-то те­ряют, в чем-то упрощаются и дохо­дят до наших дней как обычное гадание, которым приятно занять­ся с гостями на вечеринке, ближе к полуночи. В России наиболее подходящим временем для выяс­нения будущей судьбы были Свят­ки, период от 25 декабря до 5 января. Один из синонимов слова «колдун» - «кудесник» - происхо­дит от слова «Кудесы»: так называ­ли Святки в некоторых российских областях.

Способов гадания в России было множество. Среди них нема­ло обрядов, использующихся и в других странах. Так, очень попу­лярным было гадание на зеркалах. Два зеркала ставились друг про­тив друга, по бокам зажигались две свечи, взгляд устремлялся в образованный их взаимным отра­жением коридор. Постепенно в глубине коридора появлялась фигура или изображение, несущее ответ на поставленный перед на­чалом обряда вопрос. Через какое время возникало видение и возни­кало ли оно вообще, наверняка сказать невозможно. Многое за­висит от условий, умения концен­трироваться и т.п. Зеркала перед появлением изображения затуманиваются, свечи начинают гаснуть. Согласно поверью, «гостя» из За­зеркалья нельзя подпускать слиш­ком близко, иначе возможно не­желательное для человека взаи­модействие двух миров.

Часто гадали, выливая в воду воск свечи, расплавленное олово, яйцо и по возникающим фигурам пытаясь толковать свое будущее. Вода для этих целей использова­лась широко. И сейчас есть специ­алисты, которые, накрыв стакан воды платком, способны расска­зать о заинтересованном челове­ке много неожиданного и интерес­ного. Отсюда, кстати, и пословица «как в воду глядел» - то есть, как будто видел все собственными глазами.

Издревле существовал ориги­нальный способ гадания на бобах. 41 боб раскладывали на девять кучек по столу в определенном порядке. Четное или нечетное их количество в определенных кучках свидетельствовало о положитель­ном или отрицательном ответе на поставленные вопросы.
Огромное количество примет, гаданий было в арсенале девушек, которые во все времена и у всех народов настойчиво желали знать, когда они, наконец, выйдут замуж и каков будет суженый.

Перечислить все способы гадания в этом на­правлении практически невозмож­но. Однако вот один любопытный, чисто русский способ. Напарив­шись вечером в бане, которая обычно стояла на краю деревни, девушки приоткрывали немного дверь и выставляли в морозную русскую ночь... гм-м... некую часть тела, предлагая домовому или ино­му посланцу духов прикоснуться к ней. Если девушка чувствовала прикосновение мохнатой руки - жених будет богатый, холодной - бедный, шершавой - с тяжелым характером и так далее. Трудно сказать, насколько гадание было достоверным, но можно предпол­ожить, что довольны были все за­интересованные стороны: девуш­ки, посланцы иных миров и дере­венские парни, очевидно, нередко вышеназванных заменявшие.

Кроме Святок благоприятным периодом для совершения маги­ческих обрядов у славянских наро­дов является ночь на Ивана Купапу (24 июня). Здесь, как нередко уже было, произошло соединение язы­ческих и христианских традиций. 24 июня - Рождество Иоанна Пред­течи, Купало - языческий славянс­кий бог. В эту ночь ведьмы и кол­дуны собирали травы, необходи­мые для приготовления чудодей­ственных отваров, мазей, способ­ных превращать их в различных животных, нести по воздуху, от­крывать спрятанные в земле со­кровища, давать им другие свер­хнормальные силы. Считается, что в эту ночь люди наиболее подвер­жены угрозе нападения потусто­ронних темных сил. Соответствен­но, честные люди принимали все возможные меры предосторожнос­ти в этот период - собирались вмес­те на берегу реки, разводили кос­тры, устраивали вокруг них игры и танцы, прыгали через огонь, что способствовало снятию отрица­тельного воздействия, а наиболее подготовленные, входя в опреде­ленное состояние сознания, ходи­ли затем по углям костра босиком без какого- либо ущерба для себя. Причем мощный энергетический поток, возникающий в этот мо­мент, благотворно влиял не только на них. Часто им давали на руки больных детей, и дети выздорав­ливали.
Этот ритуал достаточно широ­ко распространен и поныне. Пара­нормальность его несомненна. По­пытки ученых ортодоксов свести все к самовнушенной нечувстви­тельности малосостоятельны, так как этим никак не объяснишь, по­чему кожа подошв не повреждает­ся при контакте с углями, темпера­тура которых достигает 300-400 градусов по Цельсию!

Ещё как средство противодействия колдовским силам в это время -прибивали над дверью убитую сороку. Любопытно, что точно такой же способ защиты от колдовства используется последователями известной карибо-африканской  секты вуду. По сути, это жертвоприношение для задабривания злых духов. И еще об одном жертвопри­ношении. Как защиту от злых сил в эту ночь использовали траву чер­нобыльник, которую вешали в до­мах, завязывали вокруг пояса, сжи­гали на костре, принося в жертву силам зла, чтобы они, наконец, на­сытились и оставили людей в по­кое.

Надо сказать, что занятия кол­довством ни к чему хорошему не приводили. Умирал колдун, как правило, долго и мучительно. При­чем и после смерти душа его покоя не знала, а бродила по земле, пугая добрых христиан. Чтобы об­легчить себе последние часы, обеспечить лучшую участь в за­гробном мире после смерти, кол­дуну было необходимо передать кому-либо свой дар. Все было в порядке при наличии учеников, однако редко находились желаю­щие принять столь сомнительный дар. Тогда беспринципные чер­нокнижники и служители духов старались обманным путем наградить своими способностями, подбра­сывая человеку какой-либо пред­мет (веник, трубку, тряпицу), спо­собный передавать их чары. Обла­датель нежданного дара через некоторое время начинал видеть странные сны, ощущал в себе не­обычные свойства и неистреби­мую тягу вредить честным людям. В русской христианской традиции избавиться от этого наваждения можно было только через религи­озные обряды, покаяние, молитву. При крайне запущенных случаях необходимо было прибегнуть к обряду изгнания злых духов.

Конечно, это далеко не все традиционные магические обряды России. Бесконечны рецепты на­родной медицины и фитотерапии, важной составной частью которых являются магические обряды. Легенды ходят о скрытых в земле сокровищах, охраняемых тайными чарами, и еще многое другое не может вместиться в размер корот­кой статьи. Что-то работает и се­годня, что-то остается нерасшиф­рованным, дожидаясь своего часа.
Леонид МАКАРОВ.
CONTINENT. За пределами вероятного. №44, 1993 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий