понедельник, 20 ноября 2017 г.

"ОБИТАТЕЛИ "ЖИВОГО УГОЛКА" головоломки для закрепления полученных знаний на занятиях в дополнительном образовании для детей младшего школьного возраста

"ОБИТАТЕЛИ "ЖИВОГО УГОЛКА"
головоломки для закрепления полученных знаний на занятиях в дополнительном образовании для детей младшего школьного возраста


Часто закрепление изученного материала, а также  изучение нового, проходило в игровой форме. Детям особенно нравилось, когда у них была возможность самим выбирать себе задание, зарабатывать баллы и получать за них грамоты и конфеты. Игровые занятия проходили в разных вариантах, чтобы детям было интересно. 


Например, некоторые из вариантов: 

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- табло с прозрачными карманами,
- картинки синантропных животных, о которых будут задания, 

- задания, по желанию, делятся на два занятия, или берутся для выполнения частично, в зависимости от возраста воспитанников.
- таблички с крупно написанными названиями заданий: кроссворды, ребусы, головоломки, вопросы, вопросы с вариантами ответов, размышлялки, выберите правильные утверждения, утверждения «ДА» или «НЕТ»,
- ручки, 
- листы бумаги для черновиков.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
- в верхнем ряду карманов табло разложены картинки животных: мухи и комары, мыши и крысы, скворец, ворона и сорока, галка, голубь, воробей, ласточка и стриж, тараканы и сверчки, паук, летучая мышь.
- в вертикальных карманах слева карточки с названиями заданий,
- под картинками в соответствии с заданием и видом животного карточки с описанием задания,
- дети делятся на группы по 3-5 человек (в зависимости от количества участников), или задания могут выбираться и выполняться  индивидуально каждым воспитанником при небольшом коллективе,
- каждой группе выдаются ручки и листы бумаги,
- озвучивается цель занятия и правила Игры: командам раздаются одинаковые задания, ответы отмечаются на бланках с заданиями; при выполнении задания одной из команд, или по окончании оговорённого времени на выполнение, первое задание откладывается, команды переходят к  следующему и т.д. Когда одна из команд справится со всеми заданиями (или в соответствии со временем занятия), игра заканчивается. Команды меняются бланками с ответами. Идёт взаимопроверка с помощью ведущего.   Побеждает команда, которая больше правильно выполнит заданий. Можно для игроков заготовить грамоты за 1, 2, 3, 4… место в игре, т.е. игроки одной команды получают одинаковые грамоты, например, такие 

Грамоту с определённой картинкой (если несколько вариантов картинок по одной теме) дети выбирают сами.

***
ИЗ РАЗНЫХ ЗАНЯТИЙ:

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Плакаты по классификации животных.
2. Таблички с названиями классов животных: «Амфибии», «Рептилии», «Птицы», «Насекомые», «Млекопитающие», «Рыбы».
3. Картинки с изображением животных Вятского края, представителей разных классов.
4. Несколько картинок животных, обитающих в тропических и северных широтах.
5. Загадки о приспособленности животных к среде обитания. Дополнительные вопросы.
6. Плакат с изображением животных для составления пищевых цепей.
7. Таблички с написанными признаками классов животных: теплокровность, холоднокровность, когти, шерсть, крылья, икра, яйцо, перья, хитин, чешуя и т.д.
8. Номерки для жеребьёвки по группам с цифрами: от 1 до 18.
9. Жетоны за правильные ответы.
10. Листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры.

ХОД ИГРЫ:
1. Жеребьёвка по «классам животных» (1-18);
1. Выбор картинок животных по классам: амфибии, рептилии, птицы, насекомые, рыбы, звери. (2 минуты).
2. Взаимопроверка, дополнения, замечания. Кто лишний?
3. Выбор карточек с основными признаками классов (новый материал) – 3 минуты.
4. Повторение значения слов «холоднокровность», «теплокровность», «хитин», «млекопитающие»,…; новое «ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ» – Ехидна и Утконос;
5. Самопроверка и взаимопроверка;
6. Итог: основные признаки каждого класса;
7. Переменка: подвижные игры, герои которых животные Вятского края.
8. Загадки с видами приспособленности животных;
9. Практическое наблюдение за животными «Живого уголка» – виды приспособленности. (5 минут);
10. Отчёт о результатах наблюдений;
11. Взаимоконтроль, дополнения, замечания;
12. Зимующие животные (кто и почему «не бодрствует» зимой?), приспособления к выживанию;
13. Пищевые цепи на плакате. Провести линии  зависимости. (2 минуты.);
14. Вывод: значение каждого звена в экосистеме;
15. Дополнительные вопросы: самые-самые…;
16. Итог: существующие виды приспособленности животных к среде обитания;
17. Рефлексия;

18. Следующая тема.

***
Табло с прозрачными карманами.
В карманах картинки обитателей жарких стран и названия заданий с количеством баллов за правильный ответ.
Детям выдаются пары цветных карточек размером 3 на 6 см (или любого другого размера), например, зелёная и коричневая. Зелёная карточка поднимается, когда ответ "ДА", коричневая - ответ "НЕТ".
Дети по очереди сами выбирают категорию вопроса.

На доске каждому поимённо записываются заработанные баллы.
За наибольшее количество баллов выдаются грамоты.

О КОМ РЕЧЬ? Отгадай с подсказкой!
После 1-й подсказки – 3 балла;
после 2-й – 2;
после 3-й – 1 балл.

БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ? Используются двухцветные карточки. ...

Номерки с ответами и подсчёт жетонов за правильные ответы.

И тому подобные варианты.

ИТАК, ГОЛОВОЛОМКИ О ЖИВОТНЫХ "ЖИВОГО УГОЛКА"
Каждому ученику потребуются чистая бумага и ручка. 
           
ОТВЕТЫ:
1. Песчанки активны в светлое время суток.
2. Морские свинки - абсолютные вегетарианцы.
3. Мыши, крысы, хомяки, песчанки и морские свинки - это грызуны.
4. У нас есть представители пяти классов животных: моллюски, рыбы, рептилии, птицы и звери.
5. У хомяков есть защёщные мешки.
6. Попугай - Южная Америка и Австралия.
Канарейка - Азорские и Канарские острова.
Черепаха - Средняя Азия.
Хомяк - Сирия.
Морская свинка - Южная Америка.
Песчанка - Казахстан и Средняя Азия.
Кролик - Испания и Северо-Западная Африка.
7. На зиму ёж впадает в спячку.
8. Возраст черепахи определяется по бороздкам на панцире.
9. Хомяк зимой просыпается поесть.
10. Грызуны - наиболее многочисленный и широко распространённый отряд млекопитающих.
11. Нашим животным нужна забота. 

Проверка ответов - взаимопроверка: дети меняются листами, педагог зачитывает правильные ответы, ребята проверяют написанное и подсчитывают баллы.
Пусть это выглядит так...
 

РЕБУСЫ "ОБИТАТЕЛИ ЖИВЫХ УГОЛКОВ"
 
ОТВЕТЫ:
1. Крыса 2. Свинка  3. Хомяк  4. Кролик  5. Ёж  6. Голубь  7. Мышь  
8. Черепаха  9. Попугай  10. Канарейка  11. Рыбка  12. Хонорик
13. Белка  14. Курица  15. Петух  16. Ящерица

ГОЛОВОЛОМКА "НАЙДИ ОШИБКУ!"
      

Набравшим наибольшее количество баллов за правильные ответы выдаются грамоты за первые несколько мест, например:


За ______ место
в интеллектуальной познавательной игре
"Обитатели "Живого уголка"
награждается
__________________________
«Живой уголок»
_____________


"НАШИ ПИТОМЦЫ" ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА  (утверждения, вопросы, кроссворд о санитарно-гигиенических правилах  при общении и уходе за животными)     http://qoo.by/3GQv


Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий