фото из интернета |
ВСЯ ЖИЗНЬ ПОТЕКЛА ПО ВЕСЕННИМ
ЗАКОНАМ …
Познавательная
программа про фильмы о весне для людей пожилого возраста
(Звучит песня «ВСЁ СТАЛО ВОКРУГ ГОЛУБЫМ И ЗЕЛЁНЫМ»)
Освободи пространство
для весны!
Открой окно – впусти весёлый ветер.
Растают в первом мартовском рассвете
Последние заснеженные сны.
Освободи пространство для мечты,
Дай ей расправить радужные крылья.
И душу отряхни от снежной пыли,
И веру в чудо снова обрети!
Освободи пространство для любви,
Не заставляй её стоять у двери.
Поверь в себя - и мир в тебя поверит!
Счастливым будь и радостью живи!
Евгения
Ренар
Поговорим
сегодня снова о Весне… И не просто о весне, а вспомним фильмы о весне… Наша
программа называется «ВСЯ ЖИЗНЬ ПОТЕКЛА ПО ВЕСЕННИМ ЗАКОНАМ» и, заходили вы в
этот зал под песню о весне, из которой взята строка для названия нашей встречи.
Кто узнал, – из какого фильма эта песня? («Сердца четырёх»)
Какие фильмы о весне вы ещё знаете?
Ø «Весна» 1947г
Ø «Весна на заречной
улице» 1956г
Ø «Семнадцать мгновений
весны» 1973г
Ø «Весенний призыв»
Ø «Девичья весна»
Ø «Весна в Москве» 1976г
Ø «Шестнадцатая весна»
1962г
Ø «Весна надежды»
Ø «Сердца четырёх» 1941г
Ø «Девушка
без адреса»
Ø «Я шагаю
по Москве»
Ø «Весна двадцать
девятого»1975г
Ø «Тени забытых предков» 1964г
Ø «Весенние надежды» 2012г
Ø «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» 2003г
Ø …
Советские кинорежиссеры не могли не снимать
о весне — времени, когда пробуждается и природа,
и человек. Эльдар
Рязанов создал весеннюю лирическую комедию
«Девушка без адреса» о судьбоносном знакомстве в поезде, Георгий
Данелия в фильме «Я шагаю
по Москве» рассказал о юности, первой влюбленности и забавных
приключениях в столице,
а лента Григория Александрова «Весна» считается лучшим творением Режиссера и Актрисы.
Он переполнен атмосферой любви, весны и пробуждения. В 1947 году люди,
пережившие войну, мечтали о мирной жизни, о смягчении политического режима и
наступлении перемен к лучшему.
Сегодня
подробнее мы вспомним три культовых фильма.
1
И
первый из них – это советский кинофильм в жанре музыкальной комедии с элементами научной фантастики. Сюжет заключается в том, что девушки
очень похожи, а значит, их ждёт масса случайных совпадений и недоразумений,
которые в итоге, помогут каждой из них найти свою любовь.
Узнали? О каком фильме речь? («ВЕСНА»)
ВИКТОРИНА ПО ФИЛЬМУ «ВЕСНА»:
1.
Кто главные героини фильма и как их
звали? (Актриса театра Вера Шатрова, как близнец, похожа на
свою героиню — учёную института Ирину Никитину.)
2.
Назовите актрису, исполняющую главные
роли? (Любовь Орлова)
3.
В результате какой операции в фильме
происходит множество приключений? (Героини меняются местами: актриса крутится в
среде учёных, а учёная знакомится с киносредой.)
4.
Вспомните сцену гримирования Ирины
Никитиной. Чем была возмущена мнимая актриса? (Тем, что в фильме учёные
показаны «сухарями», увлечёнными только своей работой, не умеющими любить и
чувствовать.)
5.
Первый вариант сценария, по рассказам самого Александрова, был
готов 20 июня 1941 года — за два дня до начала войны — и за 6 лет, которые
прошли с того момента до премьеры картины, претерпел немало изменений. Можете
сказать – какие изменения? (Изменения касались, например, области деятельности
Ирины Никитиной — одной из двух героинь, сыгранных в фильме Орловой. Изначально
она занималась условными рефлексами в институте физиологии,
позднее превратилась в физика и специалиста по взрывчатым веществам, а в
итоге стала добывать энергию Солнца. Всего на бумаге Никитина сменила
профессию восемь раз.)
6.
Детали фильма указывают на то, что действие происходит в послевоенном Советском Союзе. Опыты
Никитиной, к примеру, только с одной стороны можно считать фантастическими. С
другой, работа с солнечной энергией — явный ответ на американские атомные
испытания. В каком эпизоде прозвучала политическая подоплёка фильма? (Диалог:
— И
так будет со всяким, кто вздумает шутить с ядерной энергией!
—
Не с ядерной, с солнечной!)
7.
Фильм заявлен, как музыкальная комедия? Кто же создаёт комедийную
составляющую фильма? (В основном героиня Фаины Раневской, экономка
Никитиной по имени Маргарита Львовна. Именно она произносит большинство фраз,
ставших впоследствии крылатыми, например «Красота — это страшная сила!».
Другую классическую реплику произносит в картине завхоз института Солнца
Бубенцов (Ростислав Плятт): «Где
бы ни работать, только бы не работать!» или «Пифагоровы штаны на все стороны
равны».)
8.
Кому принадлежит фраза: «Никитина не может
покусывать карандаш! Покажем зрителю, что Никитина бережет карандаш как орудие
своего производства.» И кто исполнитель этой роли? (Аркадий Михайлович Громов, кинорежиссёр, и
Николай Черкасов.)
9.
Сами персонажи называют случившееся с ними историей о
пробуждении весны в душе человека. Как кардинально меняются взгляды основных
действующих лиц в фильме? (Даже суровый режиссёр Громов в исполнении Черкасова
признаёт в какой-то момент, что изначальная идея его фильма о Никитиной —
поверхностна и лишена жизни, а на актёров, как и на людей в целом, нельзя
смотреть свысока. Те же изменения происходят и с надменной Ириной Никитиной, которую
увлекает общее настроение.)
10.
В 1947 году «Весна» участвовала в основном
конкурсе Венецианского кинофестиваля — картина была удостоена Международной
премии за оригинальный сюжет и режиссуру. Но эта кинокартина известна её одним
знаменательным событием. Каким? (В заставке к фильму впервые появился логотип
«Мосфильма» со скульптурой «Рабочий и колхозница».)
11.
Фильм «Весна» не случайно был отмечен на
кинофестивале в Венеции за режиссуру. В том фильме есть новшество, которое
изобрёл Григорий Александров. В чём это новшество? (К несомненным новшествам
киноискусства с полным правом можно отнести съемки двойников, когда в одном
кадре появлялись две Орловых, точнее, две героини в исполнении одной актрисы.
Этот прием был впервые применен в советском кино именно Григорием Александровым
еще в фильме «Светлый путь», но именно в «Весне» технология двойных съемок была
доведена до совершенства.)
12.
Картина стала последней крупной и, возможно, самой
лучшей работой Любови Петровны Орловой. В чём особенность роли в этом фильме по
отношению к актрисе? (Впервые с начала своей кинематографической карьеры она
сыграла не «девушку из народа» или иностранку, а образованную, умную,
интеллигентную даму и талантливую актрису. Ей наконец-то представилась
возможность быть в меру естественной и продемонстрировать свое актерское
мастерство во всем блеске и разнообразии. Она поет, бьет чечетку, танцует на
пуантах. И это в 45 лет! Этот фильм закрепил за ней имидж вечно молодой звезды,
которому ей пришлось соответствовать до конца ее дней.)
13. В этом фильме многое — биографично. По отношению к кому? (Верочка (Веры
Георгиевны) Шатрова — актриса Музыкального театра. Приходит на киностудию по
протекции своего дяди Лени и показывает режиссеру свой эстрадный номер. Именно
с такими синтетическими эстрадными номерами, соединяющими в себе пение, вокал и
танцы, начинала свою концертную деятельность молодая актриса Музыкального
театра под руководством В.И. Немировича-Данченко Любовь Петровна Орлова.)
14.
Насколько реальна героиня кинокартины - Ирина
Никитина, крупный ученый, руководительница Института солнца? (Ирина Петровна
Никитина имеет реально существовавший прототип — это доктор химических наук
З.В. Ершова.)
15.
Любовь Орлова в этом фильме играла две роли. С
одной стороны, красавицу, а с другой стороны — очкарика-интеллектуала.
Кинематографически это было тогда довольно занятно, забавно. Это было не так
часто. В ту пору еще и техника не позволяла. Любовь Орлова сыграла это с
блеском. Как был отмечен талант актрисы?
(Любовь Орлова на Венецианском кинофестивале в 1947 году получила приз
за лучшее исполнение женской роли (разделила его с Ингрид Бергман).)
Можно сказать, что «Весна» — это признание
Александрова в любви к победившей стране, советскому кинематографу и своей
любимой актрисе. Ситуации, фразы и песни фильма разлетелись по стране и стали
крылатыми.
ПРОДОЛЖИТЕ «КРЫЛАТУЮ» ФРАЗУ…
·
Алло, скорая помощь? Помощь… скорая…
Белая горячка… Горячка белая… Кто больной? Я больной, ….. (…Маргарит Львович…
пардон, Лев Маргаритыч… Выезжайте МОМЕНТАЛЬНО…)
·
Где бы ни работать, …. (… только бы
не работать!)
·
— А что вам больше всего во мне
нравится? …
(…— Жилплощадь!.. Я хотел сказать, глазки!)
·
Средняя пухлость, …. (…сексапил номер
четыре!)
·
— С кем это она там разговаривает? —
Сама с собой. — А я с кем разговариваю? — Тоже сама с собо-о-о-ой. — Значит, …
(…всё в порядке? — В порядке. — Спокойной ночи. — Спасибо.)
·
И это ничтожество … (…я почти
любила!)
·
Я сделала перманент... Я покрасилась
… (…красным стрептоцидом…)
·
— Простите... Не скажете ли вы,
который час? …
(…— Сорок пять часов двенадцать минут.)
·
Ничего особенного… (…Я сошла с ума…)
·
Погорел… (…Как швед под Полтавой…)
Ещё
одно явление, сделавшее этот фильм любимым зрителями… «Весна», вышедшая в послевоенные годы,
подарила советским зрителям знаменитую композицию «Журчат ручьи». Давайте же мы
все её споём…
ВЕСНА ИДЕТ
(Из
к/ф «Весна»)
Музыка:
И. Дунаевский Слова: М. Вольпин
По
бульварам чистым шел прохожий,
Птицы
пели трели про апрель.
Нес
прохожий толстый чернокожий
Многоуважаемый
портфель.
Шел
мужчина чинно и солидно,
Презирая
птичий перезвон.
По
лицу мужчины было видно,
Что
весну не одобряет он
Что
вся эта весна ни к чему….
И
песня не нужна никому…
И
вешняя вода ерунда..
Да!
Да! Ерунда!
Журчат
ручьи,
Кричат
грачи,
И
тает снег, и сердце тает.
И
даже пень
В
апрельский день
Березкой
снова стать мечтает.
Веселый
шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат
задорные веселые скворцы,
Кричат
скворцы
Во
все концы:
«Весна
идет — весне дорогу!»
«Фильм
''Весна'' останется на всю жизнь у нашего поколения и навсегда в истории
советского кинематографа и советской ментальности. Этот фильм связывался с моментом
победы, с концом войны, со спасением от верной гибели, с окончанием этого
невероятного трудного трагического периода нашей истории. Фильм пронизан
светом, пронизан ощущением высвобождения.
2
Второй
фильм. В город, где расположен крупный металлургический комбинат, приезжает выпускница пединститута Татьяна
Сергеевна Левченко. В городском отделе образования она получает направление в вечернюю школу, где учатся молодые
рабочие комбината и среди них — сталевар, ударник труда Александр Савченко. История его непростых чувств
к молодой учительнице является основой сюжета картины.
Итак, что
это за фильм? («Весна́ на Заре́чной
у́лице»)
«Весна на Заречной улице» — одна из самых популярных
отечественных мелодрам. Фильм «Весна на Заречной улице»
был «балом дебютантов». Это первая работа сценаристов и режиссёров Марлена
Хуциева и Феликса Миронера, оператора Радомира Василевского, актрисы
Валентины Пугачёвой. Первые большие роли в фильме сыграли выпускники ВГИКа Юрий
Белов, Николай Рыбников, Геннадий Юхтин. Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла
непрофессиональная актриса Нина Иванова.
Все в съемочной группе были примерно одного возраста, прекрасно понимали
друг друга, и работа шла легко и весело.
В 1956 году картина стала лидером проката.
Что мы знаем об этом лиричном, сентиментальном, полном любви фильме?
КИНОВИКТОРИНА:
1.
Какие годы Советского периода освещены в фильме
"Весна на Заречной улице"? (Действие фильма "Весна
на Заречной улице" происходит в 1950-е годы в небольшом
рабочем поселке.)
2.
Главный герой фильма, Саша, привыкший к легким победам, недоумевает от равнодушия молодой
учительницы, и его заинтересованность вскоре сменяется обидой. К какому выводу
приходит герой фильма? (Чувствуя себя уязвленным, Савченко решает,
что образованная и интеллигентная Татьяна с презрением относится к нему,
простому парню, работяге-сталевару, окончившему семь классов, и считает его
недостойным своего внимания: «Замараться боитесь?».)
3.
Какой награды удостоился фильм? (В 1957 году
фильм «Весна на Заречной улице» получил Бронзовую
медаль Московского МКФ, проходившего в рамках Всемирного
фестиваля молодежи и студентов в Москве.)
4.
Фильм был колоризирован. Была полная реставрация изображения и звука. Когда зрители
увидели обновлённую кинокартину? (В 2010 году компания
"Крупный план" завершила работу по колоризации
фильма "Весна на Заречной улице". На телеэкраны колоризированный фильм вышел 17 декабря на украинском
канале СТБ и 7 марта 2011 года на российском Первом канале. Через руки реставраторов фильма прошло 120 тысяч
кадров! В этом деле приняли участие около ста профессионалов трех десятков
специальностей.)
5.
Какая улица стала прототипом места действия
картины? (В 1956 году в Запорожье не было Заречной улицы. Название улицы придумал автор сценария Феликс Миронер.
После того, как фильм посмотрело более 30 млн зрителей, а песни
и цитаты ушли в народ, Заречные улицы появились сначала
в Запорожье и Одессе, потом в Москве, а сейчас улица
с таким названием есть более, чем в 30 городах бывшего СССР.)
6.
Каким образом увековечена память о
полюбившемся всем фильме «Весна на Заречной улице»? (В городе, где проходили съёмки фильма, есть два памятника
сталевару Саше Савченко и один учительнице Татьяне Сергеевне.)
7.
Николая Рыбникова на роль Саши
Савченко взяли не сразу — директор картины настоял
на утверждении другого актёра. Благодаря кому мы видим в роли главного
героя замечательного актёра Николая Рыбникова? (На защиту Рыбникова встал
Марлен Хуциев, у которого актёр снимался в дипломной работе —
он настоял на повторных пробах. Рыбникова вызвали ещё раз и дали
ему сыграть сцену признания в любви. Директор картины проникся и дал
добро.)
8.
Нина Иванова, сыгравшая учительницу,
не была актрисой — она училась на врача и не думала
связывать жизнь с кино. Каким образом девушка оказалась в кинофильме? (По дружбе
она согласилась сыграть в дипломной короткометражке знакомого студента
ВГИКа. Эту работу увидел режиссёр Марлен Хуциев, и позвал Иванову
на съёмки «Весны на Заречной улице».)
9.
Снимать фильм о сталеварах
уехали в Запорожье, где были знаменитые на весь СССР металлургические
комбинаты. Как актёру Николаю Рыбникову удалось так правдоподобно сыграть
рабочего-сталевара? (Перед началом
работы Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь. Обучал его 23-летний
сталевар Григорий Пометун, который к тому времени уже получил звание
почётного металлурга. У мартеновских печей актёр провёл полторы недели,
отрабатывая полноценный рабочий день.) Рыбников сдружился со своим
наставником и после съёмок они общались много лет.
10. В Запорожье съёмочная группа приехала поздней осенью.
Планировалось снять несколько сцен со снегопадом, но погода
подводила — в городе было сухо…
И вдруг начался сильный снегопад. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть
съёмочной группе, чтобы «создать» метель? (Для того, чтобы снять метель,
в парке сгребли весь снег и лопатами кидали его на крутящийся
винт специально пригнанного самолёта-«кукурузника».)
11. Кто помогает Татьяне устроиться с жильём: «Ну, вот у тебя и есть
собственная комната. Есть, куда письма писать. Есть, где гостей принимать.»? (Старый
знакомый Татьяны — работающий на металлургическом
комбинате инженером Николай Крушенков (Геннадий Юхтин)
помогает Тане снять комнату и знакомит с будущими
учениками.)
12. «— Саша, вот хорошо, что я тебя встретил.
— Встретил… Ничего, сейчас мы тебя встретим.» Почему такая агрессия в
ответном приветствии? (Первая фраза принадлежит Николаю, другу Татьяны, а
отвечают Саша и его приятель Юра Журченко.
Дружбу Татьяны с Николаем Саша
по ошибке принимает за романтические отношения, досадует и ревнует.)
13. Какими действиями сопровождались слова: «Учительница! У
такой учительницы одному поучиться — как хлопцев отбивать!» (Девушка Зина,
влюблённая в Сашу, дочь хозяйки комнаты, которую снимала Таня, выставляет вещи
Тани на улицу, выселяет.)
14. «Ну, ничего, обратно ещё лучше повезу, с ветерком!»
Кто произносит эти слова и в какой ситуации? (Водитель самосвала, приятель Саши Юра Журченко, в исполнении Владимира
Гуляева, обращается к Татьяне, которую с чемоданами подсаживает в машину,
радуясь, что она уезжает.)
15.
Что говорит Татьяна о своих
великовозрастных учениках? («Разве я думала, что мои ученики будут варить
сталь, рожать, пить водку, отращивать усы?!»)
Лейтмотивом фильма
является песня «Когда
весна придёт, не знаю» (стихи Алексея Фатьянова, музыка Бориса Мокроусова), которую исполняет Николай
Рыбников. После выхода фильма песня приобрела
большую известность, став одной из самых широко известных советских песен из
кинофильмов. Песня стала популярной в исполнении в домашнем кругу, застолье;
выступает символом малой родины, любви к родному очагу и дому, своему краю,
своей профессии.
Споём?
КОГДА ВЕСНА
ПРИДЁТ...
Муз.
- Б.Мокроусов
Сл.
- А.Фатьянов
Когда
весна придет, не знаю.
Пройдут
дожди... Сойдут снега...
Но
ты мне, улица родная,
И
в непогоду дорога.
На
этой улице подростком
Гонял
по крышам голубей.
И
здесь, на этом перекрестке,
С
любовью встретился своей.
Теперь
и сам не рад, что встретил,
Моя
душа полна тобой...
Зачем,
зачем на белом свете
Есть
безответная любовь...
Когда
на улице Заречной
В
домах погашены огни,
Горят
мартеновские печи,
И
день, и ночь горят они.
Я
не хочу судьбу иную.
Мне
ни на что не променять
Ту
заводскую проходную,
Что
в люди вывела меня.
На
свете много улиц славных,
Но
не сменяю адрес я.
В
моей судьбе ты стала главной,
Родная
улица моя!
Кроме того, в фильме звучит фокстрот Артура Полонского «Цветущий
май» и 2-й фортепианный концерт
Рахманинова (его слушает по радио главная
героиня).
Предлагаю всем встать и станцевать фокстрот…
«Весна́ на Заре́чной у́лице» —
советский художественный фильм, снятый режиссёрами Феликсом Миронером и
Марленом Хуциевым, одна из самых популярных отечественных мелодрам. В
кинопрокате 1956 года фильм занял 9 место, его посмотрели 30,12 млн
зрителей.
Режиссёр картины Марлен
Хуциев сказал про своё произведение: «Почему
картина так долго живет? Потому что она просто говорит о живых чувствах, о том,
что нормальному человеку близко, она очень демократична, в ней много юмора...»
3
Третий фильм – это военная драма о советском разведчике, внедрённом в
высшие эшелоны власти нацистской
Германии.
Действие фильма разворачивается с 12
февраля по 24 марта 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне.
Какой фильм сейчас мы будем вспоминать? («СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ»)
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ:
«Мне,
человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о
Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в
Германии. Из немецких уст было высказано уважение к маленькой черноглазой
женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив
врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками.
Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся
покорить весь мир. И в этом объективном взгляде неоспоримая заслуга Татьяны
Лиозновой — выдающегося мастера российского экрана».
Олег Табаков, народный артист СССР
Режиссёру Татьяне Лиозновой удалось привлечь к съёмкам целый ряд ведущих советских актёров. По
количеству актёров, удостоенных звания народного артиста СССР (до или после выхода
картины), этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино. Из
тех, кто снимался в фильме, этого звания были удостоены: Леонид Броневой (1987), Николай Гриценко (1964), Лев Дуров (1990), Евгений Евстигнеев (1983), Владимир Кенигсон (1982), Василий Лановой (1985), Ростислав Плятт (1961), Вячеслав Тихонов (1974), Олег Табаков (1988), Ефим Копелян (1973,
голос за кадром).
По романам Юлиана Семёнова известно, что «Максим Максимович Исаев» —
тоже один из псевдонимов, настоящее имя персонажа — Всеволод Владимирович
Владимиров. Однако в фильме этот факт не упоминается.
Создателей сериала про Штирлица консультировал
реальный эсэсовец. — 45 лет назад, в августе 1973 года, страна впервые увидела
на телеэкранах «Семнадцать мгновений весны». Сегодня «Комсомолка» впервые
рассказывает о секретном консультанте знаменитого сериала, чья фамилия не
указана в титрах. В 1971 году со съёмочной группой режиссёра Татьяны Лиозновой
в Берлине работал бывший оберштурмфюрер СС Хайнц Фельфе.
Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой. Леониду
Куравлёву не давался характер персонажа. Чтобы помочь ему, Лиознова придумала
эту яркую деталь: «сразу появилась биография».
Мюллер — кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную
известность. У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В
результате образ шефа гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым,
весьма далёк от оригинала. У Юлиана Семёнова Мюллер лет на десять старше
Штирлица, это ясно из его реплик. На самом деле Мюллер родился в 1900 году, и в
1945 году ему было 45 лет, как и вымышленному Штирлицу. Вячеслав Тихонов и
Леонид Броневой — ровесники (оба 1928 года рождения), и на момент выхода
фильма на экраны в 1973 году им тоже было по 45 лет. Реальный Мюллер был
высоким худощавым горбоносым брюнетом, а не низеньким пухлым человеком с
лысиной и добродушным лицом, как в фильме. Характерное движение головой,
которое появляется у Мюллера в минуты раздражения, придумали прямо на съёмочной
площадке: у рубашки Броневого оказался слишком тесный воротник.
Олег Табаков, напротив,
оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после
выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы
Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно
пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».
В романе нет фрау Заурих. Её придумала Татьяна Лиознова, чтобы «очеловечить»
образ Штирлица. Лиознова сначала приглашала на эту роль Фаину Раневскую, но та,
просмотрев наброски сочинённых для неё Ю. Семёновым сцен, наотрез отказалась. В
итоге фрау Заурих сыграла Э. Мильтон, а эпизоды с ней пришлось сочинять
режиссёру, порой импровизируя перед камерой. Лиознова вспоминала об этой работе
с Эмилией Мильтон: «…мне так жалко было её отпускать, что я тут же садилась за
сценарий и писала продолжение их встреч».
Сценарий фильма был написан в 1968 году, когда ещё не вышла в
свет книга-первооснова Юлиана Семёнова. Съёмки фильма начались в павильонах
Киностудии им. М. Горького в 1970 году, велись в Москве, Риге и Грузии, в 1971
году съёмочная группа выехала в ГДР, где работала в Берлине и Майсене, а всего
съёмки продолжались более трёх лет.
Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Кэтрин Кин и
Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.
Работы по колоризации длились три года с 2006 по 2009 год. Всего
колоризация обошлась в 3000 долларов за минуту экранного времени.
Художники выбирали ключевые кадры каждой сцены (всего около 1500 штук),
колористы разрисовывали их вручную, после чего они служили образцами. В работе
принимали участие 600 специалистов из разных стран (Россия, США, Республика
Корея, Китай, Индия). Параллельно был переработан звук, добавлены звуковые
эффекты (немецкие голоса, звук ветра, шум мотора).
В процессе колоризации фильм был подвергнут перемонтажу и в
итоге был частично урезан за счёт сокращения начальных и финальных титров
(которые в этой версии были заменены на новые), а также отдельных сцен, пауз и
диалогов (в итоге каждая серия была уменьшена примерно на 25 %). Звуковая
дорожка с голосом Ефима Копеляна (текст
от автора), в новой версии проигрывалась немного быстрее, во многих репликах
были убраны паузы. Все вставки текста из досье на сотрудников РСХА, как и
титры, были заменены на новые.
В начале 1980-х годов картину посмотрел генеральный секретарь СССР Брежнев, которому картина очень понравилась, после чего он
распорядился наградить участников съёмочной группы, а также писателя Юлиана
Семёнова правительственными наградами и званиями: так, Тихонов получил
звание Героя Социалистического Труда, а
Лиознова получила орден Октябрьской Революции.
Считается, что большая часть публики отождествляет звёзд с
персонажами. Наиболее известным реципиентом такого типа являлся Леонид Ильич Брежнев, которому очень
понравился фильм «Семнадцать мгновений весны», и он решил наградить Штирлица, радистку Кэт и ещё кого-то там, потому что воспринимал
персонажей как живых людей. Об этом есть в воспоминаниях Микаэла
Таривердиева. А сам Таривердиев, несмотря на сверхпопулярную музыку к этому
фильму, не был выдвинут на Государственную премию, потому что он «всего лишь»
автор, у которого не было наглядного воплощения на экране.
Фильм получил следующие награды:
1976 — Государственная
премия РСФСР имени братьев Васильевых
1978 — Премия
КГБ СССР
После того как фильм был впервые показан на советском
телевидении, а аудитория первого показа
оценивается в 50—80 млн зрителей, режиссёр Татьяна Лиознова получила от
зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма.
После выхода фильма появилось множество анекдотов с участием
героев фильма «Семнадцать мгновений весны», наряду с Чапаевым.
А цитаты из фильма ушли в народ.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?
(Тихо звучит музыка к фильму, композитора Микаэля Таривердиева)
— Ясность — это одна из форм полного тумана. (Мюллер, 10
серия)
— Так они могут опознать только
рейхсфюрера. Ваша форма их сбивает.
— Какая форма?
— Ваша генеральская форма.
— Ничего, не собьёт. Что мне, голым, что ли, сидеть здесь?! (Штирлиц —
Мюллер, 10 серия)
— Штирлиц! (пауза) А вас я попрошу
остаться. Еще на одну минуту. (Мюллер — Штирлицу, 10, 11 серия)
— Воистину: куришь американские
сигареты — скажут, что продал Родину. (Шелленберг, 4 серия)
— Вы слишком много знаете. Вас будут
хоронить с почестями после автомобильной катастрофы. (Шелленберг, 9 серия)
— Контрразведчик должен знать всегда,
как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому
себе. Мне — можно. (Мюллер, 9 серия)
— Адъютант очень нужен. Он вроде
красивой охотничьей собаки. И поговорить можно между делом, и, если хороший
экстерьер, другие охотники завидуют. (Шелленберг, 4 серия)
— Когда о нас, математиках, говорят
как о сухарях — это ложь! В любви я — Эйнштейн! (Дама с лисой, 12
серия)
— Я люблю молчунов. Если друг —
молчун, так это друг, а если враг, так это враг. Я уважаю их. (Мюллер, 3
серия)
— Что вы такой сердитый?
— Это ли я сердитый? Вы же знаете, я сердитый гораздо мрачнее. (Штирлиц —
Шелленберг, 4 серия)
— Они все фантазёры, наши шефы. Им
можно фантазировать, у них нет конкретной работы. А давать руководящие указания
может даже дрессированная шимпанзе в цирке. (Мюллер, 3 серия)
— Как там у Пушкина было? «Ай да
Пушкин, ай да сукин сын»? Ай да Штирлиц. (Штирлиц)
— Умирать страшно в одиночку.
Скопом — пустяки, даже пошутить можно. (Генерал в вагоне, 7 серия)
— …И отдайте себе отчет в том, как я вас перевербовал: за
пять минут и без всяких фокусов. Хе-хе-хе! (Мюллер, 11 серия)
— Что случилось за те двое суток, что меня не было?
Перевернулся мир? На землю сошёл бог? Кальтенбруннер женился
на еврейке? (Штирлиц, 8 серия)
— Не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском
преферансе. Я игрок, а не болван. (Штирлиц — Мюллеру, 11 серия)
— Человек, который отсутствует, всегда неправ… Никто так
быстро не теряет профессионализма, как политик, лишенный власти. (Краузе, 11
серия)
— Поклянись!
— Чтоб я сдох! Иди, начерти пару формул. (Женщина в ресторане —
Штирлиц, 12 серия)
— Среди рабов нельзя быть свободным. Так не лучше ли быть
самым свободным среди рабов? (Клаус, 2-я серия)
— Отказ от своего мнения всегда дурно пахнет. (Мюллер,
9-я серия)
— Очень легко советовать другим — будь честным. А поодиночке каждый старается свою
нечестность вывернуть честностью. (Мюллер, 3-я серия)
— Из всех людей на планете я больше всех люблю стариков и
детей. (Штирлиц, 6-я серия)
— Критиковать и злобствовать всегда легче. Выдвинуть
разумную программу действий — значительно труднее. (Штирлиц, 1-я серия)
— Нет, он не болван. Тогда почему же он не искренен? Он
или никому не доверяет, или чего-то боится, или что-то затевает и хочет быть
кристально чистым. (Кальтенбруннер, 2-я серия)
— Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный.
Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел.
(из характеристики)
Музыка к фильму написана композитором Микаэлом
Таривердиевым, слова песен — поэтом Робертом
Рождественским. Из двенадцати, специально
написанных к фильму песен, в фильм вошли две из них — героическая
«Мгновения» и лирическая «Песня о далёкой Родине».
Какую споём?
ПЕСНЯ О ДАЛЁКОЙ
РОДИНЕ
муз.Микаэл
Таривердиев,
сл.Роберт
Рождественский
Я
прошу, хоть ненадолго,
Боль
моя, ты покинь меня.
Облаком,
сизым облаком
Ты
полети к родному дому,
Отсюда
к родному дому.
Берег
мой, покажись вдали
Краешком,
тонкой линией.
Берег
мой, берег ласковый,
Ах,
до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть
бы хотя б когда-нибудь.
Где-то
далеко, где-то далеко
Идут
грибные дожди.
Прямо
у реки, в маленьком саду
Созрели
вишни, наклонясь до земли.
Где-то
далеко, в памяти моей,
Сейчас,
как в детстве, тепло,
Хоть
память укрыта
Такими
большими снегами.
Ты,
гроза, напои меня,
Допьяна,
да не до смерти.
Вот
опять, как в последний раз,
Я
все гляжу куда-то в небо,
Как
будто ищу ответа...
«Семнадцать мгновений весны» …
Его мгновения весны протекают в
Германии, время действия - канун Победы в Великой Отечественной войне и летят
они, и правда, «как пули у виска». Человек при исполнении, на которого
возложена столь опасная и важная миссия, помнит и ценит каждую возможность,
когда он смог глотнуть свежего воздуха, хоть немного побыть собой и просто
оглянуться вокруг. Этот многосерийный телефильм Татьяны
Лиозновой, снятый по роману Юлиана Семёнова, вот
уже почти 50 лет пользуется невероятной любовью зрителя.
В заключение
программы звучит песня из к/ф «Семнадцать мгновений весны» …
МГНОВЕНИЯ
муз.Микаэл
Таривердиев
сл.Роберт
Рождественский
Не
думай о секундах свысока.
Наступит
время, сам поймешь, наверное, -
Свистят
они, как пули у виска,
Мгновения,
мгновения, мгновения.
Мгновения
спрессованы в года,
Мгновения
спрессованы в столетия,
И
я не понимаю иногда,
Где
первое мгновенье, где последнее.
У
каждого мгновенья свой резон,
Свои
колокола, своя отметина.
Мгновенья
раздают - кому позор,
Кому
бесславье, а кому бессмертие.
Из
крохотных мгновений соткан дождь -
Течет
с небес вода обыкновенная.
И
ты порой почти полжизни ждешь,
Когда
оно придет, твое мгновение.
Придет
оно, большое, как глоток,
Глоток
воды во время зноя летнего...
А
в общем, надо просто помнить долг
От
первого мгновенья до последнего.
Не
думай о секундах свысока.
Наступит
время, сам поймешь, наверное, -
Свистят
они, как пули у виска,
Мгновения,
мгновения, мгновения,
Мгновения...
Весна - это не просто время года, это метафора
состояния человеческой души. И поэтому мы сегодня вспомнили фильмы, где
показано пробуждение природы, в которых теплится то самое желанное всеми
весеннее настроение. Смена времён года и долгожданный приход солнечной весны в
нашей стране, в силу её климата, ощущаются особенно остро и ярко.
Состояния в
душе человека сродни состояниям природы и только истинный мудрец может
оставаться собой, когда вокруг все течёт и изменяется.
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
ИСТОЧНИКИ:
- Википедия. О всех
трёх фильмах.
- «Весна». История одного фильма https://aif.ru/culture/movie/vesna_istoriya_odnogo_filma
- Весна»
(1947) - Любовь Орлова: Кино и театр. Писатель,
литературный критик Лев Александрович Аннинский. Источник: http://www.lubov-orlova.ru/roles/vesna.html
- Подробнее на
Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/909/song/
- Художественный фильм «Весна
на Заречной улице» https://www.1tv.ru/movies/statyi/hudozhestvennyy-film-vesna-na-zarechnoy-ulice
- 8 интересных фактов о фильме «Весна на Заречной улице» https://www.domkino.tv/news/16426
- Сюжет фильма Весна на Заречной улице https://www.vokrug.tv/product/show/vesna_na_zarechnoi_ulitse/
Н.С.Пасынкова
СЦЕНАРИИ
О ВЕСНЕ:
1.
Вся жизнь потекла по весенним законам. Познавательная
игровая программа.
2.
А в садах бушует май … Литературно-музыкальная программа.
3.
Когда-то всё на Руси начиналось с весны.
Познавательная игровая программа.
4.
Весна потом умывается, честному народу в пояс
кланяется, на красно лето из-под белой ручки глядит. Познавательная игровая программа.
5.
Весна пробуждения жизни. Познавательная
игровая программа.
Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии
мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Большинство
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий