фото из интернета |
РУССКИЙ ЯЗЫК 4. В НЁМ ВСЯ ПОЮЩАЯ РУССКАЯ ДУША Познавательная игровая программа для людей пожилого возраста
В нём — вся поющая русская душа: эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...
И.
Ильин.
1) Летят журавли высоко
Под
куполом светлых небес,
И
лодка, шурша осокой,
Плывёт
по каналу в лес.
И
холодно так, и чисто,
И
светлый канал волнист,
И
с дерева с лёгким свистом
Слетает
прохладный лист.
2) В минуты музыки печальной
Я
представляю жёлтый плёс,
И
голос женщины прощальный,
И
шум порывистых берёз.
3) Вода недвижнее стекла,
И
в глубине её светло,
И
только щука, как стрела,
Пронзает
водное стекло.
4) Но вечно пусть будет всё это,
Что
свято я в жизни любил:
Тот
город, и юность, и лето,
И
небо с блуждающим светом
Неясных
небесных светил.
(Н.
Рубцов.)
Спасибо
за прекрасные строки, которые прочитали ____________
Сегодня
мы заканчиваем разговор о русском языке. И, как и прежде, будем осваивать новые
знания; развивать интеллект: логику, сообразительность; восхищение красотой и
возможностями нашего русского языка; память, познавательный интерес, … и
общительность, коллективизм, взаимовыручку…
Готовы?
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Фрагмент статьи
известного русского философа XX в. И. Ильина.
Ещё
один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В
нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных
возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота,
и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
В
нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые
шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и
щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески
чуть слышные. В нём — вся поющая русская душа: эхо мира и стоны человеческие, и
зерцало божественных видений...
Это
язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык
волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых
прозрачностей и вечных глаголов.
Это
язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший
этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую
зовёт его язык.
Горе
нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в
его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего
правописания. Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу
Родину.
(И.
Ильин.)
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Слово
- одежда всех фактов, всех мыслей. (Максим Горький)
Ответьте на
несколько вопросов:
·
Самое
опасное, по мнению испанского драматурга Кальдерона, оружие, ибо рана от меча
залечивается легче, чем рана от этого. (Слово)
·
Третья
буква славянской азбуки, название которой связано со «знанием». (Веди)
·
Источник
жизни человека по «Ветхому Завету». (Разум)
·
Эта
«книга книг» считалась в мире древнейшей, пока археологи не обнаружили и не
прочли шумерскую поэму о приключениях героя Гильгамеша, где рассказано и о
сотворении человека из глины, и о древе познания добра и зла, и о всемирном
потопе, и о ковчеге, где было «каждой твари по паре». (Библия)
·
Маршак
сказал: «Чтобы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится
умный и верный помощник - … Кто? (Книга)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Язык
литературы важное орудие производства для писателя. (Николай Островский)
Литературный
язык, письменный и устный, — это язык радио и телевидения, газет и журналов,
государственных и культурных учреждений.
Русский
литературный язык делится на ряд стилей в зависимости от того, где и для чего
он используется. Так, в быту при общении с близкими людьми мы часто употребляем
такие слова и предложения, которые не употребим в официальных деловых бумагах,
и наоборот. Например, в заявлении, в объяснительной записке вполне уместна
такая фраза: За неимением необходимого
количества автотранспорта разгрузка прибывших вагонов со стройматериалами была
задержана на одни сутки. При обращении же к товарищам по работе эту же
мысль выражают, например, так: Сегодня
было мало машин. На день задержались с разгрузкой вагонов.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Найдите общее определение к каждой группе из трех существительных
клен малыш парик /кудрявый/ |
дорога воля дисциплина /железная/ |
зебра тигр тельняшка /полосатые/ |
пирог поцелуй сон /сладкий/ |
деревня тетеря старушка /глухая/ |
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Русский
язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно
созданным для выражения тончайших оттенков. (П. Мериме.)
Особое
место в литературном языке занимает стиль художественной литературы. В
художественном произведении слово не только несёт определённую информацию
(сообщает о чём-то), но и служит для эстетического воздействия на читателя при
помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он
воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимые в каждом случае
слова, писатели создают яркие и запоминающиеся образы родной природы и народной
жизни, рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всём её
своеобразии.
Но
что же стоит за определениями богатая и бедная, когда они прилагаются к словам речь и язык?
Ответить
на этот вопрос нам помогут две цифры. В сочинениях Пушкина было употреблено
около 21.000 разных слов (повторные применения одного и того же слова этой
цифрой не обозначены). Психологи утверждают, что хорошо образованный человек
нашего времени применяет 6—8 тысяч слов.
Сопоставление
этих двух цифр позволяет увидеть главный источник речевого богатства: чем
больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь,
тем свободнее и полнее выражает он свои мысли, чувства, настроения и желания,
тем реже (в среднем) он повторяет одни и те же слова, тем точнее выражает
сложные и тонкие оттенки логического, эмоционального, волевого и эстетического
содержания.
Богатство
русской литературной лексики изумительно. Достаточно сказать, что в
семнадцатитомном толковом словаре русского языка, изданном Академией паук, более
ста двадцати тысяч слов!
Когда
явления языка известны говорящему или пишущему плохо, когда активный их запас
меньше некоторой нормы, возникает речевое однообразие, монотонность, серость,
бедность. Используются одни и те же слова
и обороты, речь наполняется штампами, она лишается элементов новизны. Она
скучна и неинтересна.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
«ОТ КОГО ТЕЛЕГРАММА, СЛОВА КАКОГО ГЕРОЯ
СКАЗКИ?»
(В карточках по два «высказывания». Карточки раздаются
в случайном порядке. Получивший карточку сразу же читает и даёт ответ.
Раздаточные карточки в ПРИЛОЖЕНИИ.)
1
- Кири-ку-ку!
Царствуй лёжа на боку! (Петух. «Петушок –
золотой гребешок»)
- … иди на пир один, а я вслед за тобой
буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся!
(Лягушка. «Царевна-лягушка»)
2
- Вы лучше с волком приходите и
поклонитесь ему, принесите подарки. Ты принеси ему быка, а волк пускай принесёт
барана. (Лиса. «Кот и лиса»)
- Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой
водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка. (Волк.
«Иван-царевич и серый волк»)
3
- Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку! (Лиса. «Кот, петух и
лиса»)
- Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся… (Коза. «Волк и
коза»)
4
- Стара я стала, плохо слышу; сядь ко мне
на носок, да пропой ещё разок! (Лиса. «Колобок»)
- …не выглядывай в окошко, не верь лисе:
она съест тебя и косточек не оставит. (Кот «Кот, петух и лиса»)
5
- Ловись, рыбка, большая и маленькая!
(Волк. «Лисичка-сестричка и волк»)
- Несу косу на плечи, хочу лису посечи –
поди, лиса, вон! (Петух. «Лиса, заяц и петух»)
6
- Как выскочу, как выпрыгну – пойдут
клочки по закоулочкам. (Лиса. «Лиса, заяц и петух»)
- …я из сибирских лесов прислан к вам
воеводою! (Кот. «Кот и лиса»)
7
- Старикову дочь в злате, в серебре везут,
а старухину женихи не возьмут! (Собачка. «Морозко»)
- Битый небитого везёт, битый небитого
везёт! (Лиса. «Лисичка-сестричка и волк»)
8
- Несёт меня лиса за тёмные леса, кот и
дрозд, спасите меня! (Петух. «Кот, дрозд и петух»)
- Не бойся, девица! Потуши огонь да под
печь полезай, а я за тебя буду бегать и в колокольчик звенеть. (Мышь. «Дочь и
падчерица»)
9
- Отпусти ты меня в воду на свободу! Я
тебе со временем пригожусь… (Щука «Про Емелю-дурака»)
- Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше
спать, утро вечера мудренее. (Лягушка. «Царевна-лягушка»)
10
- Красная девица! Влезь ко мне в одно
ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано. (Коровушка.
«Крошечка-Хаврошечка»)
- Сказывайте, что стадо это Кузьмы
Скоробогатого, а то едут царь Огонь и царица Маланьица; они всех вас сожгут и
спалят. (Лиса. «Козьма Скоробогатый»)
11
- Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты
изнурился, жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня… (Волк.
«Иван-царевич и серый волк»)
- Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь
на бережок. Огни горят горючие, котлы кипят кипучие… (Козлик. «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»)
12
- Забодаю вас рогами, затопчу вас ногами.
Замету вас хвостом, вот и дело с концом! (Коза. «Коза-дереза»)
- Не плачьте, дед и баба! (Курочка.
«Курочка Ряба»)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Книга
- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца
юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых,
часовому, заступающему его место... Вся жизнь человечества последовательно оседала
в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла
вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы и
все страсти, потрясавшие сердца... Но в книге не одно прошлое, она составляет
документ, по которому мы вводим во владение настоящего, во владение всей суммы
истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она
программа будущего. Итак, будем уважать книгу.
(А.
Герцен.)
В
своих произведениях писатели изображают различные исторические эпохи; героями
художественных произведений могут быть представители разных классов и
социальных групп; действие может развёртываться в самых разных местах нашей
страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения
действительности, для того чтобы создать правдивые речевые характеристики
героев, вызвать у читателя более точные представления об определённой
исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют,
когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые,
диалектные и просторечные. Так, умелым использованием диалектизмов отличается
яркий и самобытный язык М. А. Шолохова. Рисуя жизнь донского казачества, автор
вместо литературных слов изба, дом
употребляет слово курень; место на дворе, огороженное для скота,
называет базом и т. д. В романе А. Н.
Толстого «Пётр I» для воссоздания исторической эпохи широко используются слова устаревшие,
например: челобитная (прошение), приказ,
сенат (правительственные учреждения), боярин и многие другие.
Широко
используют писатели и языковые средства разных стилей русского литературного
языка, в том числе и разговорного, например: Наконец под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик
сказал: — Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Найти ошибку в
кратком пересказе сказки.
Жил-был
старик со старухой у самого синего моря. Пошёл старик ловить рыбу. Закинул
невод. Вытащил невод с одною тиной. Второй раз закинул невод. Вытащил невод с
травою морокою. В третий раз закинул старик невод. Попалась в невод золотая
рыбка.
Взмолилась
рыбка: "пожалей ты меня*, старче, выпусти в пучину морскую, а за то сделаю
всё, что ни пожелаешь. Скажи лишь:
"По
щучьему велению, по моему прошению", и всё исполнится...
"Ничего
мне не надобно, плыви себе с миром», - сказал старик и отпустил рыбку. ("Сказка о золотой рыбке" А.С.Пушкин
+ "По щучьему велению, по моему прошению", и всё исполнится...
из народной сказки "Про Емелю-дурака")
Жил—был
мужик, ни богат, ни беден. Была у него дочь семилетка. Поспорил мужик с соседом
по одному делу. Пошли они к царю, чтобы тот спор их разрешил. Загадал им царь
три загадки: "Что на свете всего жирнее? Что на свете всего быстрее? и Что
на света всего милее?"
Пришёл
мужик домой опечаленный. Встречает его дочь-семилетка: "Что не весел,
буйну голову повесил, али горе какое приключилось?” Рассказал отец дочери про
загадки. А она его успокаивает: "Ложись-ка спать, утро вечера
мудренее." ("Семилетка" + А она его успокаивает:
"Ложись-ка спать, утро вечера мудренее." из сказки "Царевна-лягушка",
народные сказки.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
О
русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших
языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в.
лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя
верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Уметь
хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с
известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем
ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение
духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.
Но
как научиться писать? Если научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращая
внимание на речь свою и других, записывая иногда удачные выражения, точно
выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, — надо писать,
писать письма, дневники. (Дневники следует вести с юных лет, потом они будут
вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать — вы
невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы
поступили). Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на
велосипеде».
Замечали
ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые
читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке.
Литература
дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает
человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и
понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в
другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним
словом, делает вас мудрым. Но все это дается вам только тогда, когда вы
читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в
мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием.
Послушайте,
как красиво и поэтично можно рассказать о кусочке родного края …
Есть
на Алтае тракт — Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича,
стегнувшего по горам.
Много
всякой всячины рассказывается, поётся, выдумывается о нём. Все удалые молодцы,
все головорезы былых лет, все легенды, всё с Чуйского тракта.
Сёла
расположенные вдоль тракта издавна поставляли ему сперва ямщиков, затем
шофёров. Он, тракт, манит к себе, соблазняет молодые души опасным ремеслом,
сказками дивной красотой. Стоит разок проехать от Бийска до Ини, хотя бы
заглянуть вниз с перевала Чике-таман. Чик-атаман, как зовут его шофёры, и
жутковато станет, и снова потянет превозмочь страх и увидеть утреннюю нагую
красоту гор, почувствовать кожей целебную прохладу поднебесной выси...
И
ещё есть река на Алтае — Катунь. Злая, белая от злости, прыгает по камням, бьёт
в их холодную грудь крутой яростной волной, ревёт — рвётся из гор. А то вдруг
присмиреет в долине — тихо, слышно как утка в затоне пьёт за островом. Отдыхает
река. Чистая, светлая — каждую песчинку на дне видно, каждый камешек.
И
вот несутся они в горах рядом: река и тракт. Когда глядишь на них, думается
почему-то, что это брат и сестра, или, что это влюблённые, или, что это,
наоборот, ненавидящие друг друга Он и Она, но за какие-то грехи тяжкие
заколдованные злой силой быть вместе... Хочется очеловечить и дорогу и реку.
Местные поэты так и делают. Но нельзя превозмочь красоту земную словами.
(В.
Шукшин.)
ИГРОВОЙ МОМЕНТ
«ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРОКИ О ПРИРОДЕ». Чьи?
Прочитать в карточке четверостишие,
назвать автора.
1
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А.С.Пушкин «Зимний
вечер»)
2
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увязанье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А.С.Пушкин)
3
…Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.. (А.С.Пушкин)
4
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев
«Весенняя гроза»)
5
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа! (Ф.И.Тютчев)
6
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф.И.Тютчев)
7
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?...
(М.Ю.Лермонтов «Парус»)
8
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю.Лермонтов «Тучи»)
9
Ночевала тучка золотая
На груди утёса великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя; (М.Ю.Лермонтов
«Утёс»)
10
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.
Что оно горячим светом
По листам затрепетало; (А.А.Фет)
11
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. (А.А.Фет)
12
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути. (А.А.Фет)
13
Идёт-гудёт Зелёный Шум!
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится вдруг
ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, всё зелено –
И воздух, и вода! (Н.А.Некрасов «Зелёный
шум»)
14
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она. (Н.А.Некрасов
«Несжатая полоска»)
15
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
(Н.А.Некрасов)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
...Нет
слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого
сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
(Н.
В. Гоголь.)
Эмоционально
окрашенные слова
Слова
в русском языке можно разделить на следующие две группы: одни из них только
называют предметы, признаки, действия, количество, никак их не оценивая (лошадь, лгать, желать и т. д.), другие
одновременно выражают отношение к ним людей: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить
неправду, а говорить ее нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).
Слова,
выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называют эмоционально окрашенными. Эмоциональная
окраска может быть отрицательной (неодобрительной) и положительной
(одобрительной).
Вы помните, что А.
П. Чехов включает в письмо девятилетнего Ваньки Жукова, отданного в учение
сапожнику Аляхину, ряд грубых, просторечных слов (т. е. таких слов, которые
находятся за пределами литературного языка)?
...А
вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал
шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул.
А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она
взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.
Стихотворение
Д. Самойлова «Колорит».
Какие
изобразительные и выразительные средства языка использует поэт!
Рябины
лёгкое вино.
И
синий звук. И жёлтый отзвук.
И
всё во всём отражено,
И
всё объединяет воздух.
И
словно бы несовместимы
Сиена
и ультрамарин*.
Но
где-то в глубине картины
Цвет
слабой синькой растворим.
(* Названия красок в
живописи: сиена — тёмно-жёлтая краска; ультрамарин— ярко-синяя краска.)
Не
для того изобразила
Природа
образец холста,
Чтоб
ляпал на него мазила
Несовместимые
цвета.
Она
зовёт не к подражанью,
Создав
воздушную среду,
А
к озарённому дерзанью
И
кропотливому труду.
И
тут уж осень золотая
Легонько
постучит в окно,
Колебля
воздух и глотая
Рябины
лёгкое вино.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
РУССКИЙ ЯЗЫК. ПАРАД ГРАМОТЕЕВ.
(В случайном порядке участникам
мероприятия раздаются карточки с фразами «писателей». Надо прочитать и оценить.
Не обязательно использовать все фразы из перечисленных.)
Только тот, кто однажды испытал загреметь костями с
подъезда или в осклизлости двора, может понять, как надо разговаривать с
дворничихами: содержательно и кротко...
Кто не задумается, если ему, как широкоизвестному Корейке, придет телеграмма:
«Грызите апельсины бочками?»
Дверь два раза прозвонила моему соседу. Мне — три раза.
Такие были у меня размышления после наблюдения — уши шевелятся и встают дыбом.
Соседи — такая семья плодотворная — родили еще двух близнецов. А уж в таком
возрастe и не близнецы-то все одинаковые. Как они их различают?
Чем думать путем хождения из угла в угол, так лучше по
улице, чтобы еще и подышать воздухом.
Когда еще обучался на курсах шоферов, неизвестно как взявшийся из природы
зарослей бычок боднул меня в радиатор. Юмора тут, конечно, мало...
Рыбалка на щук всегда имела у меня большой успех.
Женщина перед ним устала, шевелила сумками, качалась, а он так и не уступил,
читая газету, чем вызвал у всех пассажиров сильный поток эмоций.
Сейчас человеку нужна разрядка от вышестоящего начальства и прочих жизненных
стрессов.
От моего замечания жена — в слезы, дочь — туда же. А я стою — смотрю на них,
как заяц на змею.
Как совсем он недавно пошел работать, а уже имеется новое «Жигули»...
Надев пальто, у меня явилась мысль, что забыл умыться. Пришлось идти так, как
встал.
Стоя у перрона, ее глаза были полны грусти и слез от непосильности переживания
души.
Если глянуть человеку в лицо при про стой лампочке, то оно изменится, чем, если
на дневном свете.
У сильных характеров порядочных людей не бывает двуличия во взглядах жизни.
Домком должен помочь жильцам искоренить эту плесень в подъездах, как надписи в
лифту, не боясь запачкать нежных рук.
Жених и девушка прошли через стол регистрации к машине с куклой и в лентах,
чтобы их дальнейшая дорога жизни стали одна-одинешенька.
Когда я сижу у кормила плиты, то вся семья довольная приготовлением, а когда
муж у плиты берет бразды, то все пересаливает.
Посылаю вам свое стихотворение не чтобы напечатать, а как взгляд на жизнь,
выраженный через мое восхищение стихами.
Сижу в декрете, смотрю в телевизоре технику приготовления вязаного шарфика.
Когда мы зашли, жена, как водится, раздела шубу и сапоги, оставаясь в шляпке.
Двумя задними лапами мышь обвисла на подоконнике, угрожающе глядя на нас в
упор.
Хочу найти себеподобную жену, способную на созидательную выдумку в регионе
быта.
Чтобы примерзнуть к ведре в такую теплую погоду, нужно хорошо выпить. Просто
тунгусский сюрприз какой-то для нашего местного общества. Или какой
сектант-гипнотизер над ним поработал...
Как выйдут замуж, так теряют опрятность и приобретают сумки для продуктов. А
надо больше следить за собой, чтобы не разваливались ячейки...
Покажите мои стихи только тем критикам, которые знают поэзию. Они поймут, что с
ними делать!
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Речь
культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой.
Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания; чем она красивее
и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя (читателя). Чтобы
говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики (последовательность,
доказательность) и нормы литературного языка. Нужно уметь выбрать из всего
языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, а также форму
предложения. Нужно соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о
благозвучии речи.
Общепризнано,
что хорошая речь должна быть простой, доступной, понятной. А ещё логичной,
выразительной, уместной. Простота речи характеризуется отсутствием усложненных,
затрудняющих понимание выражений, словосочетаний, оборотов речи, целых
предложений и их объединений. Простота речи невозможна без тщательного
обдумывания того, о чем мы говорим или пишем. Чем правильнее и глубже поняты
предметы и явления, тем проще и доступнее наша речь о них.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Чтобы наша речь была выразительной, образной,
разнообразной надо иметь большой словарный запас. А для этого можно много
читать художественной литературы или тренировать свой мозг, свою память играми
со словами, наподобие следующей …
Составьте анаграммы - новые слова,
которые получаются перестановкой букв.
(Всем желающим попробовать свои способности в составлении новых слов
раздаются карточки со словами и ручки. Приветствуется помощь соседей,
коллективное решение. Аплодисменты тем, у
кого получилось!)
БОКАЛ - колба
МЕТРИКА - материк
КАРАТ - карта
РОТОНДА - торнадо
КУЛОН - клоун
СПАНИЕЛЬ - апельсин
МИНОТАВР - норматив
ДОЗРЕВАНИЕ - раздвоение
СТАЦИОНАР - соратница
АВТОР - товар,
КОРШУН - шнурок
КИЛЬВАТЕР - вертикаль
РОСТ - трос, сорт
ТОРС - рост, трос
УРОН - руно
КОРСЕТ - сектор
АРАП - пара
ПОДВОДА - водопад
МОШКАРА - ромашка
КОБУРА - уборка
ЛАПОТЬ - пальто
ФУРА - фрау
СОЛЬ - лось
НИША - шина
ЛИГА - игла
СОХА - хаос
КОЛУН - клоун
УШАТ - туша
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Не
удивляйтесь, но сейчас вы услышите информацию не о русском языке, и не о
литературе. О памяти! Они очень тесно связаны. Письмо и чтение развивают
память. А без памяти невозможно интересно писать, красиво выражать свои мысли …
Память
— одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного,
просто человеческого...
Лист
бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки и, если вы сложите
его вторично, — часть складок ляжет по прежним следам: бумага «обладает
памятью»...
Памятью
обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его
происхождения и движения в ледниковый период, даже стекло, даже вода.
На
«памяти» древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина,
произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, —
дендрохронология.
Что
же сказать о так называемой «генетической памяти», заложенной в генах и
передающейся из поколения в поколение?
Сложнейшими
формами родовой памяти обладают птицы, она позволяет, например, новым поколениям
птиц совершать перелеты в обычном для них направлении к обычному месту их
обитания. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только загадочные
«навигационные» приемы и способы, которыми пользуются птицы, находя пути к цели
своих полетов. Важнее всего память, заставляющая их искать и находить зимовья и
летовья всегда в одних и тех же местах. Об этом еще писал и удивлялся этому на
грани XI и XII вв. Владимир Мономах в своем «Поучении».
Память
вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно
творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается иногда постепенно. С
помощью памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются
трудовые, бытовые навыки, семейный уклад, общественный институт... Память активна.
Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и
сердцем человека.
Стихотворение А. С.
Пушкина.
Что
в имени тебе моём?
Оно
умрёт, как шум печальный
Волны,
плеснувшей в берег дальный,
Как
звук ночной в лесу глухом.
Оно
на памятном листке
Оставит
мёртвый след, подобный
Узору
надписи надгробной
На
непонятном языке.
Что
в нём? Забытое давно
В
волненьях новых и мятежных
Твоей
душе не даст оно
Воспоминаний
чистых, нежных.
Но
в день печали, в тишине,
Произнеси
его тоскуя;
Скажи:
есть память обо мне,
Есть
в мире сердце, где живу я.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
ЗАГАДАННОЕ СЛОВО.
Задумано имя существительное из 4х букв. (Можно упростить игру – изначальное слово
называется, а потом игроки меняют слово по букве, чтобы получились другие
слова.)
Измените в этом слове 1ю букву и вы
получите женское имя.
Если вы измените 2ю букву, образуется
название крупного притока Волги.
Можно превратить задуманное слово в
судоходную реку Франции; для этого нужно изменить Зю букву.
А при замене 4й буквы появится простое
сельскохозяйственное орудие, оно у нас почти вышло из употребления. Какое это
слово? (СЕРА; Вера, Сура, Сена, серп).
1е - большая возвышенность.
2е - река на Кавказе.
Зе - домашнее животное.
4е - специальная площадка для игры в теннис.
(КОРА; гора, Кура, коза, корт).
1е - материал для обуви.
2е - небольшая ямка, заполненная водой
после дождя.
Зе - длинный гибкий прут.
4е - деревянная часть ружья.
(ЛОЖА; кожа, лужа, лоза, ложе).
1е - крупная птица, которая часто
гнездится возле жилья.
2е - лапа моржа или тюленя.
Зе - подъёмная машина в многоэтажном доме.
4е - хищное животное.
(ЛИСТ; аист, ласт, лифт, лиса).
1е - крупный хищник.
2е - напиток из фруктов или ягодного сока.
Зе - культурное растение, разновидность
кукурузы.
4е - название месяца.
(МАРС; барс, морс, маис, март).
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Память
— это преодоление времени, преодоление смерти.
В
этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это, прежде всего,
человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой-то мере
неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Так
думал Родион Раскольников: убьет никому не нужную старуху-процентщицу,
облагодетельствует человечество, а само убийство забудется и им самим, и
окружающими.
Совесть
— это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка
совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и
оценки. Без памяти нет совести.
Память
о прошлом, прежде всего, «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она
воспитывает эстетически. Она обогащает человека.
Каждое
обращение к старому в новых условиях было всегда новым и порождало новое на
глубокой основе. Обращение к старому — это не отказ от нового, это новое
понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая
приверженность к старому, а скачок вперед.
Можно
было бы широко показать эстетическую и нравственную роль памяти на примере
поэзии Пушкина.
Поэтическая
роль воспоминаний прослеживается, начиная с детских, юношеских стихотворений,
из которых важнейшее «Воспоминания в Царском Селе». Но и в дальнейшем роль
воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и в «Евгении Онегине»,
в «Медном всаднике».
Когда
необходимо внесение лирического момента, — Пушкин прибегает к воспоминаниям. Свои
исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти.
Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра
Великого» — тоже предок — Ганнибал.
Память
удивительна тем, что она способна поэтизировать прошлое. Даже для детей прошлое
становится поэтичным, сказочным, интригующим. Не случайно дети так часто
обращаются к старшим: «расскажи, как ты был маленьким». Рассказы про войну, про
блокаду Ленинграда дети слушают со сладким ужасом, не менее захватывающим, чем
светлые воспоминания о детских шалостях старших.
Из
рассказов о прошлом, каким бы оно ни было, — дурным или хорошим, — извлекается
опыт.
Два
чувства дивно близки нам —
В
них обретает сердце пищу —
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь
к отеческим гробам.
Животворящая
святыня!
Земля
была б без них мертва.
Развивайте
свою память, интеллект, логику … Играйте с нами!
ИГРОВОЙ
БЛОК
ПРИЕХАЛ КУТУЗОВ БИТЬ ЗУЛУСОВ
/путаница с пословицами/. Как правильно?
Ум хорошо, а два лишку.
В руках было, да застыло.
Кто раньше встает, тот раньше устает.
На безрыбье и рак свистнет.
Дуракам закон полезен.
Старый ворон задаром каркнет.
Что сходит с рук ворам, за то детишек
бьют.
Приехал Кутузов бить зулусов.
Без доллара рубля не бывает.
Чего нельзя, того и не надо.
Ответы:
Ум хорошо, а два лучше.
В руках было, да уплыло.
Кто раньше встает, тот дольше живёт.
На безрыбье и рак рыба.
Дуракам закон не писан.
Старый ворон даром не каркнет.
Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют.
Приехал Кутузов бить французов.
Без копейки рубля не бывает.
Чего нельзя, того и хочется. (Журнал
"Куча мала" № 4, 1998)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вернейший
способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его
характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Итак,
есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как
показатель его личных качеств, — качеств человека, который пользуется языком
народа.
Стихотворение Я.
Смелякова «Русский язык».
У
бедной твоей колыбели,
ещё
еле слышно сперва,
рязанские
женщины пели,
роняя,
как жемчуг, слова.
Под
лампой кабацкой неяркой
на
стол деревянный поник
у
полной нетронутой чарки,
как
раненый сокол, ямщик.
Ты
шёл на разбитых копытах,
в
кострах староверов горел,
стирался
в бадьях и корытах,
сверчком
на печи свиристел.
Ты,
сидя на позднем крылечке,
закату
подставя лицо,
забрал
у Кольцова колечко,
у
Курбского занял кольцо.
Вы,
прадеды наши, в недоле,
мукою
запудривши лик,
на
мельнице русской смололи
заезжий
татарский язык.
Вы
взяли немецкого малость,
хотя
бы и больше могли,
чтоб
им не одним доставалась
учёная
важность земли,
Ты,
пахнущий прелой овчиной
и
дедовским острым кваском,
писался
и чёрной лучиной,
и
белым лебяжьим пером.
Ты
— выше цены и расценки —
в
году сорок первом, потом
писался
в немецком застенке
на
слабой извёстке гвоздём.
Владыки
и те исчезали
мгновенно
и наверняка,
когда
невзначай посягали
на
самую суть языка.
Язык,
которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу
имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не
уступает. (М. В. Ломоносов.)
Знайте,
уважайте, любите, восхищайтесь, гордитесь нашим русским языком, на котором
говорили и творили великие умы человечества!
ИСТОЧНИКИ:
-
Учебники русского языка разных лет.
-
Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.,
ил.
-
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. –
Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1966.
-
Синицина Е. Умные слова. – М.: 1999.
- Игры из слов, снов и слонов. – М.: 1997.
-
Дополнительная образовательная программа «Мир живой природы». Приложение.
Н.С.Пасынкова
Познавательные
игровые программы:
- РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ БОГАТЕЙШИХ
ЯЗЫКОВ В МИРЕ. https://clck.ru/aoiru
- РУССКИЙ ЯЗЫК 2. ВСЁ
ДОСТУПНО НАШЕМУ ЯЗЫКУ. https://clck.ru/aoijf
- РУССКИЙ ЯЗЫК 3. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ. https://clck.ru/aoj7L
- РУССКИЙ ЯЗЫК 4. В НЁМ ВСЯ ПОЮЩАЯ
РУССКАЯ ДУША. https://clck.ru/aojEi
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1) Летят журавли высоко
Под
куполом светлых небес,
И
лодка, шурша осокой,
Плывёт
по каналу в лес.
И
холодно так, и чисто,
И
светлый канал волнист,
И
с дерева с лёгким свистом
Слетает
прохладный лист.
2) В минуты музыки печальной
Я
представляю жёлтый плёс,
И
голос женщины прощальный,
И
шум порывистых берёз.
3) Вода недвижнее стекла,
И
в глубине её светло,
И
только щука, как стрела,
Пронзает
водное стекло.
4) Но вечно пусть будет всё это,
Что
свято я в жизни любил:
Тот
город, и юность, и лето,
И
небо с блуждающим светом
Неясных
небесных светил.
«ОТ КОГО ТЕЛЕГРАММА, СЛОВА КАКОГО ГЕРОЯ
СКАЗКИ?»
1
- Кири-ку-ку!
Царствуй лёжа на боку!
- … иди на пир один, а я вслед за тобой
буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся!
2
- Вы лучше с волком приходите и
поклонитесь ему, принесите подарки. Ты принеси ему быка, а волк пускай принесёт
барана.
- Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой
водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка.
3
- Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
- Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся…
4
- Стара я стала, плохо слышу; сядь ко мне
на носок, да пропой ещё разок!
- …не выглядывай в окошко, не верь лисе:
она съест тебя и косточек не оставит.
5
- Ловись, рыбка, большая и маленькая!
- Несу косу на плечи, хочу лису посечи –
поди, лиса, вон!
6
- Как выскочу, как выпрыгну – пойдут
клочки по закоулочкам.
- …я из сибирских лесов прислан к вам
воеводою!
7
- Старикову дочь в злате, в серебре везут,
а старухину женихи не возьмут!
- Битый небитого везёт, битый небитого
везёт!
8
- Несёт меня лиса за тёмные леса, кот и
дрозд, спасите меня!
- Не бойся, девица! Потуши огонь да под
печь полезай, а я за тебя буду бегать и в колокольчик звенеть.
9
- Отпусти ты меня в воду на свободу! Я
тебе со временем пригожусь…
- Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше
спать, утро вечера мудренее.
10
- Красная девица! Влезь ко мне в одно
ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано.
- Сказывайте, что стадо это Кузьмы
Скоробогатого, а то едут царь Огонь и царица Маланьица; они всех вас сожгут и
спалят.
11
- Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты
изнурился, жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня…
- Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь
на бережок. Огни горят горючие, котлы кипят кипучие…
12
- Забодаю вас рогами, затопчу вас ногами.
Замету вас хвостом, вот и дело с концом!
- Не плачьте, дед и баба!
«ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРОКИ О ПРИРОДЕ». Чьи?
Прочитать в карточке четверостишие,
назвать автора.
1
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
2
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увязанье,
В багрец и в золото одетые леса…
3
…Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась..
4
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
5
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
6
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
7
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?...
8
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
9
Ночевала тучка золотая
На груди утёса великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
10
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
11
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
12
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.
13
Идёт-гудёт Зелёный Шум!
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится вдруг
ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, всё зелено –
И воздух, и вода!
14
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
15
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
РУССКИЙ ЯЗЫК. ПАРАД ГРАМОТЕЕВ.
Только тот, кто однажды испытал загреметь костями с
подъезда или в осклизлости двора, может понять, как надо разговаривать с
дворничихами: содержательно и кротко...
Кто не задумается, если ему, как широкоизвестному Корейке, придет телеграмма:
«Грызите апельсины бочками?»
Дверь два раза прозвонила моему соседу. Мне — три раза.
Такие были у меня размышления после наблюдения — уши шевелятся и встают дыбом.
Соседи — такая семья плодотворная — родили еще двух близнецов. А уж в таком
возрастe и не близнецы-то все одинаковые. Как они их различают?
Чем думать путем хождения из угла в угол, так лучше по
улице, чтобы еще и подышать воздухом.
Когда еще обучался на курсах шоферов, неизвестно как взявшийся из природы
зарослей бычок боднул меня в радиатор. Юмора тут, конечно, мало...
Рыбалка на щук всегда имела у меня большой успех.
Женщина перед ним устала, шевелила сумками, качалась, а он так и не уступил,
читая газету, чем вызвал у всех пассажиров сильный поток эмоций.
Сейчас человеку нужна разрядка от вышестоящего начальства и прочих жизненных
стрессов.
От моего замечания жена — в слезы, дочь — туда же. А я стою — смотрю на них,
как заяц на змею.
Как совсем он недавно пошел работать, а уже имеется новое «Жигули»...
Надев пальто, у меня явилась мысль, что забыл умыться. Пришлось идти так, как
встал.
Стоя у перрона, ее глаза были полны грусти и слез от непосильности переживания
души.
Если глянуть человеку в лицо при про стой лампочке, то оно изменится, чем, если
на дневном свете.
У сильных характеров порядочных людей не бывает двуличия во взглядах жизни.
Домком должен помочь жильцам искоренить эту плесень в подъездах, как надписи в
лифту, не боясь запачкать нежных рук.
Жених и девушка прошли через стол регистрации к машине с куклой и в лентах,
чтобы их дальнейшая дорога жизни стали одна-одинешенька.
Когда я сижу у кормила плиты, то вся семья довольная приготовлением, а когда
муж у плиты берет бразды, то все пересаливает.
Посылаю вам свое стихотворение не чтобы напечатать, а как взгляд на жизнь,
выраженный через мое восхищение стихами.
Сижу в декрете, смотрю в телевизоре технику приготовления вязаного шарфика.
Когда мы зашли, жена, как водится, раздела шубу и сапоги, оставаясь в шляпке.
Двумя задними лапами мышь обвисла на подоконнике, угрожающе глядя на нас в
упор.
Хочу найти себеподобную жену, способную на созидательную выдумку в регионе
быта.
Чтобы примерзнуть к ведре в такую теплую погоду, нужно хорошо выпить. Просто
тунгусский сюрприз какой-то для нашего местного общества. Или какой
сектант-гипнотизер над ним поработал...
Как выйдут замуж, так теряют опрятность и приобретают сумки для продуктов. А
надо больше следить за собой, чтобы не разваливались ячейки...
Покажите мои стихи только тем критикам, которые знают поэзию. Они поймут, что с
ними делать!
Составьте анаграммы - новые слова,
которые получаются перестановкой букв.
БОКАЛ -
МЕТРИКА -
КАРАТ -
РОТОНДА -
КУЛОН -
СПАНИЕЛЬ -
МИНОТАВР -
ДОЗРЕВАНИЕ -
СТАЦИОНАР -
АВТОР -
КОРШУН -
КИЛЬВАТЕР -
РОСТ -
ТОРС -
УРОН -
КОРСЕТ -
АРАП -
ПОДВОДА -
МОШКАРА -
КОБУРА -
ЛАПОТЬ -
ФУРА -
СОЛЬ -
НИША -
ЛИГА -
СОХА -
КОЛУН -
УШАТ -
Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии
мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Большинство
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий