ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА |
РУССКИЙ ЯЗЫК 3. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ. Познавательная игровая программа для людей пожилого возраста
Мой верный друг,
Мой
враг коварный,
Мой
царь,
Мой
раб –
Родной
язык!
В.Брюсов
Повелитель
многих языков, язык Российский не токмо обширностию мест, где он господствует,
но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в
Европе. (М. В. Ломоносов.)
Язык
возник в глубокой древности из потребностей общения людей. Он помогал им
понимать друг друга, объединяться для добывания средств существования, для
организации производства и борьбы с силами природы. Развитие языка позволило
людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в
поколение, что содействовало не только совершенствованию орудий труда и способа
добывания всего необходимого, но и повышению материального уровня жизни,
прогрессу науки, техники, культуры, т. е. развитию человеческого общества.
Родственные,
близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему
словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне
говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из
общего языка-основы, или общеславянского языка. Изучая историю отдельных
славянских языков: русского, украинского, белорусского, болгарского, польского
и др., — мы узнаём, как эти языки образовались и развивались под влиянием
своеобразных для каждого народа экономических, политических, географических
условий.
Русский
язык является одним из распространённых на земном шаре. Вместе с украинским и
белорусским языками он входит в группу восточнославянских языков. Общие черты
их словарного состава обусловлены одинаковыми функциями языка, общностью
происхождения и истории, например: существительные — русский белок, украинский билок, белорусский бялок,
прилагательные — русский белый,
украинский билий, белорусский белы, глаголы — русский белеть, украинский билити, белорусский белець.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
«Может быть, это...».
Это
слово есть почти во всех славянских языках, но в сербском и словенском оно имеет
значение «хороший урожай», в польском — «семья». Какое это слово?
а) родина;
б) хозяйство;
в) дом.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Наибольшее
сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки. Эти языки
находятся в особенно близком родстве и составляют особую группу славянских
языков — восточнославянскую. Близость восточнославянских языков объясняется
исторически: до XIV века предки русских, белорусов и украинцев представляли
собой единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке.
Русский
язык — родной язык русского народа. Он является государственным языком на
территории Российской Федерации, т. е. это не только язык, обслуживающий
потребности людей в быту и на работе, но и официальный язык государства, язык
науки, производства и, конечно, культуры.
В
различных автономных образованиях Российской Федерации наряду с русским языком
государственными являются и языки коренных народов, населяющих эти автономии.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
СХОДНЫЕ
ПОСЛОВИЦЫ.
У многих народов есть свои пословицы,
похожие по смыслу на русские. Вспомните
наш аналог пословицы.
ü Медли обещать, торопись делать. (Не давши слов,
крепись, а давши слово, держись.)
ü Укушенный змеёй боится червя. (Обожжёшься на молоке,
станешь дуть и на воду.)
ü Неучи похожи на барабан, который производит большой
шум лишь благодаря своей пустоте. (От пустой бочки звону много.)
ü К дому друга дорога никогда не бывает длинной. (Для
милого друга 7 вёрст не околица.)
ü Много поваров плохой суп сварят. (У семи нянек дитя
без глаза.)
ü Осёл останется ослом, даже если его нагрузить золотом.
(Нарядом пень похвалялся, а всё пнём остался.)
ü Не сажай пса на цепь из сосисок. (Не верь козлу в
огороде, а волку в овчарне.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Важную
роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык. Это язык древних
богослужебных книг и памятников письменности. Создателями первой славянской
азбуки в IX веке были великие просветители — братья Кирилл и Мефодий. Их
заслуги в истории культуры огромны. Именно создание славянской азбуки положило
начало широкому развитию славянской письменности.
За
основу славянской азбуки, получившей впоследствии название кириллицы,
Константин (монашеское имя Кирилл) взял греческий алфавит, в который пришлось
добавить несколько букв, обозначавших отсутствовавшие в греческом языке звуки
(например, ц, ч, ш, ъ и ь, ю, я и др.). Создав славянский алфавит, братья
Кирилл и Мефодий занялись переводом на славянский язык богослужебных книг.
Позднее
старославянский язык стал литературным языком Древней Руси.
Письменность
на Руси появилась в конце десятого века. В то время книги писали от руки.
Слова
в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть
текста от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он
рисовал красной краской или несколькими красками первую букву. Он делал её
гораздо больше, чем остальные.
Строка
с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной
строки.
В
шестнадцатом веке на Руси появилось книгопечатание. В книгах продолжали делать
отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали.
Однако по-прежнему строку с отступом называли красной строкой. Позже появилось
и слово «абзац», которым стали обозначать и отступ, и часть текста.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Прочитайте
строки из стихотворения, вставив гласные буквы.
(Крупно на
плакате или медиа-экране.)
ДТ БЧК, КЧТС,
ВЗДХТ Н ХД:
ВТ, ДСК КНЧТС, -
СЙЧС ПД!
(Идёт
бычок качается, Вздыхает на ходу: «Вот доска кончается, - Сейчас я упаду!»)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Среди
устных произведений всегда существуют такие, по которым можно судить о значении
фольклора в жизни народности и нации. У русского народа это — былины. С ними
стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и
сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако и
пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются
торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все
эти качества передаются емким греческим словом «эпос»: это и повествование, и
речь, и стих.
Исполнение
былин некогда сопровождалось игрой на гуслях. Мягкий звук гуслей, не заглушая
слов певца, располагал к восприятию эпического рассказа.
Эпос
— живое художественное свидетельство о помыслах, чувствах, стремлениях и
надеждах людей, творивших и певших былины. Сказитель-певец предстает перед нами
лицом, кровно заинтересованным в своем рассказе. Ему есть дело до всего, о чем
заходит речь. Он славит героев, обличает врагов, судит и рядит о делах и
событиях, в основу рассказа о которых легла не выдуманная, а реальная жизнь,
история, прошлое.
Русский
эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и
Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович, и Микула
Селянинович, и Вольга Святославович, и многие другие герои. Как бы ни
отличались они происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным
положением — все они учат нас, каким быть человеку: как жить в эпоху, когда
пахарю можно мирно обрабатывать пашню, а купцу — торговать, и как вести себя в
годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Былины не следует читать так, как читают
современные стихи. Ритм особенный, напевный, протяжный; торжественный,
величавый,…
Итак, кто хочет попробовать себя в роли «сказителя», «певца-баяна»?
выходите. Прочитайте фрагменты из былин «с чувством, с толком, с расстановкой»…
Самый смелый начинает, остальные готовятся.
1 ПЕРВЫЕ ПОДВИГИ
ИЛЬИ МУРОМЦА
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Из
того ли-то из города из Муромля,
Из
того села да с Карачарова
Выезжал
удаленький дородный добрый молодец;
Он
стоял заутреню во Муромли,
А
и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,
Да
и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У
того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А
и черным-черно, как черна ворона;
Так
пехотою никто тут не похаживат,
На
добром кони никто тут не проезживат,
Птица
черный ворон не пролетыват,
Серый
зверь да не прорыскиват.
А
подъехал как ко силушке великоей,
Он
как стал-то эту силушку великую,
Стал
конем топтать да стал копьем колоть,
А
и побил он эту силу всю великую.
2 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И
КАЛИН-ЦАРЬ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Там
перинушки, подушечки пуховые.
Одеяла
снесены там теплые,
Ествушка
поставлена хорошая,
А
одежина на нем да живет сменная.
Ён
берет его за ручушки за белые,
За
его за перстни за злаченые,
Выводил
его со погреба холодного.
Приводил
его в палату белокаменну,
Становил-то
он Илью да супротив себя,
Целовал
в уста его сахарние.
Заводил
его за столики дубовые,
Да
садил Илью-то ён подли себя,
И
кормил его да ествушкой сахарнею,
Да
поил-то питьицем да медвяныим,
И
говорил-то он Илье да таковы слова:
«Ай
же старый казак да Илья Муромец!
Наш-то
Киев-град нынь в полону стоит,
Обошел
собака Калин-царь наш Киев-град
Со
своима со войскамы со великима.
А
постой-ко ты за веру, за отечество,
И
постой-ко ты за славный Киев-град,
3 ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ,
ЕГО ЖЕНА И АЛЕША ПОПОВИЧ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Добрынюшка
тот матушке говаривал,
Да
Никитинич-от матушке наказывал:
«Ты,
свет государыня да родная матушка,
Честна вдова Офимья Александровна!
Ты
зачем меня, Добрынюшку, несчастного спородила?
Породила,
государыня бы родна матушка,
Ты
бы беленьким горючим меня камешком,
Завернула,
государыня да родна матушка,
В
тонкольняный было белый во рукавчичек,
Да
вздынула, государыня да родна матушка,
Ты
на высоку на гору Сорочинскую
И
спустила, государыня да родна матушка,
Меня
в Черное бы море во турецкое, —
Я
бы век бы там, Добрыня, во мори
лежал,
Я
отныне бы лежал да я бы до веку,
Я
не ездил бы, Добрыня, по чисту полю,
Я
не убивал, Добрыня, неповинных душ,
Не
пролил бы крови я напрасная,
Не
слезил Добрыня отцей, матерей,
Не
вдовил бы я, Добрынюшка, молодых жон,
Не
спущал бы сиротать да малых детушок».
4 АЛЁША ПОПОВИЧ И
ЗМЕЙ ТУГАРИН
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Мало
время позамешкавши,
Несут
Тугарина Змеевича
На
той доске красна золота
Двенадцать
могучих богатырей.
Сажали
в место большое,
И
подле его сидела княгиня Апраксевна.
Тут
повары были догадливы.
Понесли
ества сахарные и питья медяные,
А
питья все заморские.
Стали
тут пить, есть, прохлажатися,
А
Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест —
По
целой ковриге за щеку мечет,
Те
ковриги монастырские;
И
нечестно Тугарин питья пьет —
По
целой чаше охлестовает,
Котора
чаша в полтретья ведра.
И
говорил втапоры Алеша Попович млад:
«Гой
еси ты, ласковый сударь Владимир-князь!
Что
у тебя за болван пришел,
Что
за дурак неотесанный?
Нечестно
у князя за столом сидит,
Ко
княгине он, собака, руки в пазуху кладет,
Целует
во уста сахарные,
Тебе,
князю, насмехается.
5 ВОЛЬГА И МИКУЛА
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Едут-то
туда его дружинушка,
И
все тридцать молодцов да без единого,
И
подходят они к сошке кленовоей
И
сошку за обжи кругом вертят,
А
и сошки от земли поднять нельзя,
И
не могут они сошки с земельки повыдернуть,
Из
омешиков земельки повытряхнуть,
А
и бросить этой сошки за ракитов куст.
И
говорит оратай-оратаюшко:
«Ай
же ты, Вольта да Святославгович!
А
не мудрая дружинушка хоробрая твоя, —
А
не могут они сошки с земельки повыдернуть,
Из
омешиков земельки повытряхнуть.
Бросить
этой сошки за ракитов куст».
А
и этот оратай-оратаюшко
И
он подъехал на кобылке соловоёй
А
ко этой ко сошке кленовоёй,
Брал-то
он сошку одной рукой,
Сошку
с земельки повыдернул,
Из
омешиков земельку повытряхнул,
Бросил
эту сошку ён одной рукой,
Бросил
эту сошку за ракитов куст.
6 СТАВЁР ГОДИНОВИЧ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Во
стольном было городе во Киеве,
Да
у ласкова князя Владимира,
Было
пированьицо — почестный пир
А
на многих князей да на бояров,
Да
на всех тых гостей званых браныих,
Званых
браных гостей, приходящиих.
Вси-то
на пиру да наедалися,
Вси-то
на честном да напивалися,
Вси
на пиру да порасхвастались.
Иный
хвалится есть молодец добрым конем,
Иный
хвастает да шелковым портом,
Иный
хвалит села со приселками,
Иный
хвалит города да с пригородками,
Богатый
хвастат золотой казной,
Умный
хвастат родной матушкой,
А
безумный хвалится молодой женой.
7 ИВАН ГОСТИНЫЙ СЫН
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
И
выговариват Ивану таковы слова:
«Ох
Иван, Иван Гостиный сын!
Ты
продай-ко мне добра коня,
Маленького
да Бурушка косматого».
Да
Иван Гостиный сын
Говорил
он князю такою! слова:
«Ох
ты, князь Владимир ведь!
Я
не хочу злата взять за добра коня,
Ежли
желаешь, даром ти отдам».
Как
услышал Бурушко косматенький таковы слова,
Как
он рыкнул по-змеиному,
Ай
свистнул он по-саловьиному,
Да
и вылетел в полтерема да златоверхого,
Да
ударил ён о сыру землю, —
И
мать сыра земля покулубалася,
А
напитки на столах расплескалися,
8 САДКО
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
А
как ведь во славноём в Новеграде
А
й как был Садке да гусельщик-от,
А
й как не было много несчётной золотой казны,
А
й как только ён ходил по честным пирам,
Спотешал
как он да купцей, бояр,
Спотешал
как он их на честных пирах.
А
й как тут над Садком топерь да
случилося, —
Не
зовут Садка уж целый день да на почестей пир,
А
й не зовут как другой день на почестей пир,
А
й как третий день не зовут да на почестей пир.
А
й как Садку топерь да соскучилось,
А
й пошел Садке да ко Ильмень он ко
озеру,
А
й садился он на синь на горюч камень,
А
й как начал играть он во гусли во яровчаты,
А
играл с утра как день топерь до вечера.
Рассказали
мы про дела старые,
Что
про старые, про бывалые,
Чтобы
море синее успокоилось,
Чтобы,
добрые люди послушались,
Чтобы
молодцы призадумались,
Что
века не меркнет слава русская!
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Искусство
слова достигает особенного развития в ХII веке. Большинство
древнерусских письменных произведений ХII
века до нас не дошло в результате истребления врагами, пожарами; но даже то
немногое, что сохранилось, свидетельствует об обей высокой литературной
культуре ХII века, о наличии нескольких литературных школ, о многочисленности жанров,
о самой потребности в литературе, о привычке к литературному чтению. Летопись в
это время ведётся почти в каждом городе, во многих монастырях, нередко – при
дворе местного князя.
Около
восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» -
гениальное произведение древней русской литературы. Протекшие столетия не
приглушили его поэтического звучания и не уменьшили интереса к нему.
«Слово
о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и
сильным чувством любви к Родине. Это чувство сказывается и в том душевном
волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как
он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине
русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Призыв «Слова» к защите
Родины, к охране мирного труда её народа звучит и сейчас с неослабеваемой
силой.
Значение
«Слова» особенно велико для нас её и потому, что оно является живым и
непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности и её
народности.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Давайте
чуть-чуть коснёмся этого легендарного произведения, всего лишь два отрывочка … и прочтут их нам ______________
СЛОВО О ПОЛКУ
ИГОРЕВЕ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
…
и увидел воинов своих
тьмою
прикрытых.
И
сказал Игорь-князь
дружине
своей:
«О
дружина моя и братья!
Лучше
ведь убитым быть,
чем
плененным быть;
сядем
же, братья,
на
борзых коней
да
посмотрим хоть
на
синий Дон».
Ум
князя уступил
желанию,
и
охота отведать Дон великий
заслонила
ему предзнаменование.
«Хочу,
— сказал, — копье преломить
на
границе поля Половецкого;
с
вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
либо
шлемом испить из Дону».
СЛОВО О ПОЛКУ
ИГОРЕВЕ
И
половцы непроложенными дорогами
побежали
к Дону великому:
кричат
телеги в полуночи,
словно
лебеди распущенные.
А
Игорь к Дону воинов ведет!
Уже
несчастий его подстерегают птицы
по
дубам;
волки
грозу подымают
по
оврагам;
орлы
клектом на кости зверей зовут;
лисицы
брешут на червленые щиты.
О
Русская земля! уже ты за холмом!
Долго
ночь меркнет.
Заря
свет уронила,
мгла
поля покрыла.
Щекот
соловьиный уснул,
говор
галок пробудился.
Русичи
великие поля червлеными щитами перегородили
ища
себе чести, а князю — славы.
Спозаранок
в пятницу
потоптали
они поганые полки половецкие
…
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Диалектизмы
— Сходи-ка, внучек, на огород, принеси
бураков для борща.
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А это что такое?
— Ну, у нас так свёклу называют.
Почему мальчик не
понял бабушку?
А называют ли у вас
свёклу каким-либо другим словом?
Слово
свёкла общеупотребительное, оно известно всем, говорящим по-русски. Слово бурак
используется только в речи жителей определённой местности. Это диалектное слово
(диалектизм).
Некоторые
наиболее употребительные в разных произведениях диалектные слова включаются в
толковые словари русского литературного языка. При них даётся помета обл. (т.
е. областное). Существуют специальные диалектные словари, или словари русских
народных говоров. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира
Ивановича Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах нашей
Родины.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
ВЯТСКИЙ ГОВОР
(Две бабки, два платочка, 2 экземпляра
текста сценки. Таблички с крупно написанными словами вятского говора
показываются всем в соответствии с текстом сценки, или медиа-экран.)
Сценка
«НОВЫЕ РУССКИЕ ВЯТСКИЕ БАБКИ»
МАТРЁНА:
Эй,
Цветочек, ты чё так-то прибастилась? Куда это тебе приспичило?
ЦВЕТОЧЕК:
А
ты чё, не чуяла, к Лявонихе сваты понаехали! Гостинцев притарабанили…
МАТРЁНА:
Этта,
призарилась! Иди-иди, шкондыбай! Коль под горячую руку сподобиться хочешь…
ЦВЕТОЧЕК:
Чёй-то
не вразумлю, чем это я могла ишшо протрафиться? Отродясь я худого не хаяла.
МАТРЁНА: Чуешь, бають-то про девку непутяшшо:
брюхата она… Заварзала себя. Лявониха-то, ох, уж и причитала-причитала,
журила-журила её, отполысала вичами-то…
ЦВЕТОЧЕК:
А
сваты-то, сваты-то чё?
МАТРЁНА:
Дык,
как спознали, жених-то и заёрничал, дебоширить начал, ивкать шире-дале,
дековаться, что мол, все девки в нашей деревне спорчены…
ЦВЕТОЧЕК:
Э,кой,
паскуда, уж, я бы паздырнула его завориной-то за таки слова… оплеух бы
навешала, оттузила бы…
МАТРЁНА:
Э,нта,
разухарилась – тебе бы только перешерстить всех, перепужаешь ты кого-то,
баралесина…
ЦВЕТОЧЕК:
И-и,
прогаланила с тобой, промызгала время! Посапала я, глядишь-ко, ишшо успею на
жениха поглазеть.
МАТРЁНА:
Их,
как завихоривает, только держись! Ну и я почапала, чё зря шшолычить-то?!
Мало-ле штё шебенькают, а за Цветочком проследить надо бы…
Прибаститься – нарядиться,
Приспичить – дойти до крайности, до
необходимости,
Чуять – слышать,
Притарабанить – принести, притащить много,
Призариться – польститься, размечтаться,
Шкондыбать – хромать,
Сподобиться – попасть,
Вразумлять – понимать, учить,
Протрафиться – провиниться,
Худое – плохое,
Хаять – говорить плохое, оговаривать,
Баять – говорить,
Непутяшшо – дурное поведение,
Ишшо – ещё,
Заварзать – испачкать,
Причитать – приговаривать,
Журить – ругать,
Отполысать – высечь,
Вичами – вицами, ветками, розгами, хлыстом,
Ёрничать – вздорничать, не соглашаться,
Дебоширить – производить беспорядок,
буянствовать,
Ивкать – кричать,
Дековаться – издеваться, глумиться,
Паздырнуть – ударить,
Заворина – жердь,
Оплеуха – пощёчина,
Разухарилась – разошлась, осмелела,
Перешерстить – переругать, разогнать
находящихся в сборе,
Перепужать – испугать,
Баралесина – худой, длинный человек,
Прогаланить – упустить время,
Промызгать – потерять время,
Посапать – побежать,
Завихоривать – быстро убегать,
Почапала – пошла,
Шшолычить болтать, беседовать,
Шебенькать – пропускать молву.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Диалектные
слова используются иногда в литературных произведениях для передачи
особенностей речи жителей определённой местности.
Отрывок
из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», найдите диалектное слово в речи крестьянского мальчика. Какое
общеупотребительное слово соответствует ему?
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда
дровишки? — «Из лесу, вестимо*,
Отец,
слышишь, рубит, а я отвожу».
(ВЕСТИМО
– конечно, разумеется.)
• Какие диалектные
слова употребляются в той местности, где вы живёте?
Послушайте историю.
По
серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый
тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от
холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская
форма греет плохо.
Ямщик
тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью,
басит, утешая:
— Замолаживает...
— То есть как «замолаживает»? — Мичман*
смотрит недоумённо.
— Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик. — К
теплу.
Мичман
вытаскивает из глубокого кармана записную книжку,
карандашик,
долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
«Замолаживать
— иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками,
говоря о небе, клониться к ненастью».
Этот
морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На
пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь.
Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы
после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого
великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был
Владимир Иванович Даль.
(По
М. Булатову и В. Порудоминскому.)
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
ЗАМЕНИТЕ в словах один согласный звук. Вот так:
КОРЖ-МОРЖ. (Плакат с крупно написанными
словами, или медиа-экран.)
НОГТИ, |
БУЛКА, |
ЛАПКА, |
ЗУБЫ, |
|
КИСКА, |
ПЕСОК, |
ГАЛКА, |
НОРКА, |
|
ФОРТ, |
ПОЛЕНО, |
РАМОЧКА, |
КЛИН. |
|
(Например:
когти, миска, порт, будка, лесок, колено, лавка, палка, мамочка, губы, корка,
блин.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Устаревшие
слова
В
отличие от грамматики и фонетики лексика нашего языка с течением времени
меняется довольно быстро. Одни слова выходят из общего употребления, другие,
наоборот, появляются в нём. Так среди обиходных появляются слова устаревшие и
новые.
Слова,
вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими.
Устаревшие слова могут быть двоякого рода. Одни выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. Такие устаревшие слова называются историзмами (см. на картинке: кафтан, веретено, треуголка).
Другие слова выходят из употребления в силу того, что вытесняются словами, с точки зрения говорящего, более точными и удобными: ветрило (парус), чело (лоб), рыбарь (рыбак), глас (голос) и т. д. Такие устаревшие слова называются архаизмами. В отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы.
Художника попросили нарисовать древнерусского воина. По рассеянности он кое в чём перепутал прошлое и настоящее. Какие ошибки допустил художник? Что он должен был нарисовать? Какие устаревшие слова вы употребили в своём ответе?
Вот стихи,
написанные влюблённым Петрушей Гринёвым в XVIII веке. Автор А.С. Пушкин
использует устаревшие слова, вкладывая в уста своего героя. Знаете ли вы
значения этих слов?
Мысль
любовну истребляя,
Тщусь
прекрасную забыть,
И
ах, Машу избегая,
Мышлю
вольность получить!
Но
глаза, что мя пленили,
Всеминутно
предо мной;
Они
дух во мне смутили,
Сокрушили
мой покой.
Ты,
узнав мои напасти,
Сжалься,
Маша, надо мной,
Зря
меня в сей лютой части,
И
что я пленён тобой.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И ДИАЛЕКТИЗМЫ
Кто у нас ещё не
участвовал, не получал заданий? В следующих отрывках найдите устаревшие слова и
диалектизмы, что они обозначают? (Карточки.)
I.
За счастье на русской родной земле решил Степан Тимофеевич биться. Объявил он
войну боярству... Однако Разин не торопился. Знал он, что сверху по Волге
движется на стругах к Царицыну большое стрелецкое войско. У стрельцов пушки,
мушкеты, пищали. Ратному делу стрельцы обучены. (С. Алексеев.)
Струг
– старинное речное деревянное плоскодонное судно.
Стрелец
– военнослужащий особого постоянного войска в Русском государстве 16-17вв.
Мушкет
– старинное ружьё крупного калибра с
фитильным замком.
Пищаль
– старинная пушка или тяжёлое ружьё.
Ратное
дело – военное, боевое.
II.
— А слыхали вы, ребятки, — начал Илюша,— что намеднись у нас на Варнавицах
приключилось?
— На плотине-то? — спросил Федя.
— Да, да, на плотине... Кругом всё такие
буераки, овраги, а в оврагах казюли водятся. (И. С. Тургенев.)
Намедни
– совсем недавно, на днях.
Буераки
– небольшой овраг.
Казюли
– змеи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Исконно
русские и заимствованные слова
Словарный
состав языка постоянно пополняется. Возникают в нашей речи всё новые исконно
русские слова. Эти вновь появляющиеся новые исконно русские слова сливаются с
известными ранее, унаследованными от наших предков.
Но
пополнение словарного запаса родного языка осуществляется и за счёт
заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут
жить обособленно. Между ними возникают торговые, культурные, политические
связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы
личного и домашнего обихода, орудия труда, машины, оружие, предметы искусства,
научные понятия и т. п. Одновременно усваиваются и называющие их слова. В языке
появляются заимствованные слова. Иноязычные слова иногда так прочно
усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении.
Знаете
ли вы, что у слов с буквой «Ф» французское происхождение?!
Слова,
вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Рассмотрите рисунки. Какую мысль о происхождении слов русского языка они иллюстрируют? Судя по одежде изображённых людей, определите, из каких языков заимствованы данные слова.
Сундук,
колчан, башмак, барабан, скамья – с востока.
Кровать,
кукла, свекла – Греция.
ВОССТАНОВИ ПОРЯДОК
(Крупно написанные слова показываются всем. Или на
медиа-экране.) Что это за слова, в которых поменялись местами слоги, буквы:
МАБУГА (бумага), БЕНИЧКУ (учебник), ТРАДЕТЬ
(тетрадь),
АРЬВОСЛ (словарь), КИНМУ (умник), ВАКОРО (корова),
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Римские императоры
и календарь
Некоторые
месяцы календарного года древние римляне называли именами богов и императоров.
В честь полководца и государственного деятеля Древнего Рима Юлия Цезаря, при
котором была проведена первая реформа календаря, седьмому месяцу дали имя юлиус.
Восьмой месяц был назван в честь первого римского императора Октавиана. Сенат
присвоил ему звание августус, что значит «великий», и месяц получил название
августус. Названия этих месяцев попали в греческий язык, а из него их
заимствовали наши предки в форме июль, август.
В
латинском языке слово ветус (корень
вет) обозначало «старый». Каким
заимствованным словом с этим корнем называют старых участников войн, революций,
людей с большим трудовым стажем? (ВЕТЕРАН)
Словом
вентус (корень вент-) в латинском
языке называется ветер. Каким
заимствованным словом называют прибор, предназначенный для проветривания
помещений? (ВЕНТИЛЯТОР)
Аква в латинском языке
обозначает «вода». В каких заимствованных
словах встречается эта основа? (АКВАРИУМ, АКВАЛАНГ, АКВАМАРИН, АКВАНАВТ,
АКВАПАРК, АКВАРЕЛЬ, АКВАТОРИЯ, АКВЕДУК)
В
латинском языке есть слово фоне,
которое обозначает «источник» (родник). В
каком заимствованном слове встречается часть этого слова? (ФОНТАН)
Слово
бумага заимствовано в четырнадцатом
веке из итальянского языка. Первоначально на Руси это слово обозначало название
ткани, которую делали из хлопкового волокна. Позже слово бумага стало
обозначать и писчую бумагу. Оно принадлежит к очень частотным словам, вросло в
нашу речь настолько, что иноязычное происхождение совершенно не чувствуется.
Сейчас
очень часто иностранные слова употребляются без какого-либо чувства меры, без
всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык. Они употребляются даже
тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо
бороться.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
ЗАИМСТВОВАННЫЕ
СЛОВА
Замените исконно
русскими словами заимствования. (В случайном порядке предлагаются карточки со
словами. Ответ сразу же. При заминке могут помочь все желающие.)
Презентация
- представление
коммуникабельный
- общительный
интегрировать
- объединять
шоу - зрелище
позитивный
- положительный
имидж
- облик
консенсус - согласие
менталитет - обычаи-привычки
санкция
- разрешение-указание
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Среди
многочисленных вопросов, на которые отвечает наука, изучающая язык, есть и
такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе? Попробуйте
внимательнее присмотреться к разным словам, и вы увидите, что в одних случаях
ответить на вопрос об их происхождении можно без особого труда, а в других —
происхождение названий совершенно непонятно. Например, каждому знающему русский
язык ясно, как произошли слова лётчик,
подоконник, свисток. Но вот слова лопата,
ложка, окно не могут быть объяснены так же просто: ни одно из них не имеет
достаточно очевидных связей в русском языке, как, например, в случае летать —
лётчик или окно — подоконник. Объяснением происхождения слов занимается наука этимология. Этимология — один из
наиболее увлекательных и интересных разделов науки о языке. Никто ещё не знает
того скрытого тысячелетними напластованиями значения, которое имело слово во
время своего
возникновения.
И только кропотливый труд первооткрывателя — этимолога позволяет объяснить
происхождение слова.
С
самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов.
Однако вопрос о том, почему соха
называется сохой, а галка галкой, интересует не только
детей, но и людей более старшего возраста — вплоть до убелённых сединами
учёных. И дело здесь не в праздном любопытстве. Этимология представляет собой
важный раздел истории языка, не зная который мы можем лишь описывать факты.
Наука же не только описывает факты, но и систематизирует и объясняет их.
Кроме
того, этимология может прийти вам на помощь в трудных орфографических случаях.
Например, если знать, что слово «обоняние» произошло от слова «вонь», которое в
старину обозначало «любой запах», «запах вообще», а не «плохой, неприятный», как
сейчас, то легко запомнить букву о в
корне слова. Не случайно в наше время очень приятный запах называют словом «благовоние», а в чешском языке духи
называются словом «вонявка». И
похожее на «обоняние» слово «обаяние» не станешь путать с первым,
если узнаешь, что «баять» в старину
обозначало «говорить», а «обаять» значит «околдовать словами». Так что букву а в слове «обаяние» тоже
можно проверить словом «баять».
Знать
этимологию слов не только интересно, но и полезно.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
Найдите общее
слово для тех, которые за скобками
/число точек равно числу букв/. (Плакат или
медиа-экран.)
§ Не сданный экзамен /ХВОСТ/ это потерял ослик Иа.
§ Дерево /..../ подделка. /ЛИПА/
§ Числительное /.../ глагол. /ТРИ/
§ Часть дерева /. . . . ./ денежная единица некоторых стран. /КРОНА/
§
Код /. . . ./ приложение к замку. /КЛЮЧ/
§
Осадки/. . . ./ населенный пункт. /ГРАД/
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Лаконичная речь — хорошая
речь, уж поверьте. Лаконизм речи —
одно из главных ее достоинств. Лаконичный, лаконично, лаконизм...
Откуда
сами эти слова — вот в чем вопрос. И хорошо бы нам на этот вопрос ответить, а
то некоторые предполагают — кроме шуток! — что лаконизм как-то связан с
маникюром. А что, здесь лак и там лак.
Чтобы
понять истоки лаконизма и лаконичного, нам придется для начала уйти немного в
сторону, а точнее, в глубь веков.
Итак,
в VII и VIII веках до нашей эры город — государство Спарта на юге Греции
постоянно сражался со своими соседями. В конечном счете Спарта взяла над ними
верх и стала господствовать на полуострове Пелопоннес.
Но
будущее спартанцев было не слишком радужным. Покорённые города и их жителей
надо было удерживать от любых восстаний — иначе Спарта погибла бы. И спартанцы
стали культивировать новый, соответствующий обстоятельствам образ жизни:
большую часть времени они посвящали военным упражнениям, в живых оставляли
только сильных и здоровых младенцев. В возрасте семи лет всех мальчиков селили
в казармах, где они оставались до двадцати лет. Их учили стойко переносить
голод и холод, подчиняться приказам, умирать, но не сдаваться. Такое суровое
воспитание до сих пор называют спартанским.
А
еще, еще спартанских юношей учили говорить четко и кратко, ведь на поле боя
многословию не место. И вообще они должны были больше действовать, а не
говорить. Если говорить все-таки приходилось, они должны были следовать
правилу: чем меньше скажешь, тем лучше.
Надеюсь,
вы поняли, что мы уже у цели. Спартанцы говорили кратко, четко, были
немногословными, то есть... лаконичными! Почему же именно лаконичными?
А
потому, что второе название Спарты — Лакедемон, это государство располагалось в
древней области Лакония. Вот откуда это слово —лаконичный. Конечно, в русский
язык оно пришло не напрямую из греческого, а через французский, но истоки
понятны.
Самый
знаменитый пример лаконичной речи напоминает Айзек Азимов в книге «Слова в
истории». Он относится к 338 году, когда Македония покорила всю Грецию и только
Спарта оставалась непокоренной. Македонский царь Филипп II отправил туда гонца
с посланием: «Если я войду в Лаконию, я сотру Спарту с лица земли». Ответом
было одно слово: «Если!»
Филипп
не стал вторгаться в Лаконию.
И
если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным
человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и
экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не
красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном.
ИГРОВОЙ
МОМЕНТ
На большом плакате
написаны колонки слов. Все желающие могут подойти и, назвав слово, вычеркнуть
его части маркером.
Соедините
половинки так, чтобы получилось по 8 слов в каждой колонке.
МЕД |
КОСТЬ |
ПЛАСТ |
ЕЦ |
ТРИ |
ГАН |
ПАР |
КЛОН |
ФАРТ |
ШОК |
КАР |
ЙНА |
ПА |
АД |
ПАЛ |
ЛЯР |
УРА |
ВЕДЬ |
НА |
МИДА |
ПАР |
УК |
ГИТ |
КЕТ |
ПА |
БУНА |
ПИРА |
ТИНА |
ГОР |
СТА |
ФУТ |
АРА |
/Медведь, трибуна, фартук, паста, ураган,
парад, пакость, горшок;
Пластина, паркет, картина, палец, наклон,
гитара, пирамида, футляр/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный
русский литературный язык – это общенародный русский язык в его обработанной
форме, служащий средством общения и обмена мыслями во всех областях жизни и
деятельности. Словарный состав русского литературного языка нашей эпохи богат и
сложен: он является продуктом многовекового развития русского языка и отражает,
следовательно, изменения, которые происходят в языке в связи с развитием общества,
его духовной культуры, науки и техники.
Русский
язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен. (А. Куприн.)
ИСТОЧНИКИ:
-
Учебники русского языка разных лет.
- Лихачёв
Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с., ил.
-
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. –
Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1966.
-
Былины / Послесл. В. Аникина. — М.: Худож. лит., 1986. — 300 с. (Классики и
современники. Поэтич. б-ка).
-
Русские богатыри. былины в пересказе для детей И.В.Карнауховой. изд. 5-е. Рис.
Н.Кочергина. Оформление Т.Цимберг. Л.: Дет.лит., 1974. - 127 с. с илл.
(Школьная библиотека)
-
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка
им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
-
Материалы для объяснительного областного словаря вятскаго говора.
Н.М.Васнецова. издание Губернскаго Статистическаго Комитета. – Вятка: Губерская
типография, 1907. Переиздание по заказу ТО «ПРОМИЗДАТ». – Киров: Отпечатано в
типографии МИНЬОН ВМП и «АВИТЕК», 1995 г.
- Синицина Е. Умные слова. – М.: 1999.
- Игры из слов, снов и слонов. – М.: 1997.
-
Дополнительная образовательная программа «Мир живой природы». Приложение.
- «Лаконичный».
Марина Королёва, обозреватель «Эхо Москвы».
Н.С.Пасынкова
Познавательные игровые программы:
- РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ БОГАТЕЙШИХ
ЯЗЫКОВ В МИРЕ. https://clck.ru/aoiru
- РУССКИЙ ЯЗЫК 2. ВСЁ
ДОСТУПНО НАШЕМУ ЯЗЫКУ. https://clck.ru/aoijf
- РУССКИЙ ЯЗЫК 3. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ. https://clck.ru/aoj7L
- РУССКИЙ ЯЗЫК 4. В НЁМ ВСЯ ПОЮЩАЯ
РУССКАЯ ДУША. https://clck.ru/aojEi
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Прочитайте
строки из стихотворения, вставив гласные буквы.
ДТ БЧК, КЧТС,
ВЗДХТ Н ХД:
ВТ, ДСК КНЧТС, -
СЙЧС ПД!
БЫЛИНЫ
1 ПЕРВЫЕ ПОДВИГИ
ИЛЬИ МУРОМЦА
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Из
того ли-то из города из Муромля,
Из
того села да с Карачарова
Выезжал
удаленький дородный добрый молодец;
Он
стоял заутреню во Муромли,
А
и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,
Да
и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У
того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А
и черным-черно, как черна ворона;
Так
пехотою никто тут не похаживат,
На
добром кони никто тут не проезживат,
Птица
черный ворон не пролетыват,
Серый
зверь да не прорыскиват.
А
подъехал как ко силушке великоей,
Он
как стал-то эту силушку великую,
Стал
конем топтать да стал копьем колоть,
А
и побил он эту силу всю великую.
2 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И
КАЛИН-ЦАРЬ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Там
перинушки, подушечки пуховые.
Одеяла
снесены там теплые,
Ествушка
поставлена хорошая,
А
одежина на нем да живет сменная.
Ён
берет его за ручушки за белые,
За
его за перстни за злаченые,
Выводил
его со погреба холодного.
Приводил
его в палату белокаменну,
Становил-то
он Илью да супротив себя,
Целовал
в уста его сахарние.
Заводил
его за столики дубовые,
Да
садил Илью-то ён подли себя,
И
кормил его да ествушкой сахарнею,
Да
поил-то питьицем да медвяныим,
И
говорил-то он Илье да таковы слова:
«Ай
же старый казак да Илья Муромец!
Наш-то
Киев-град нынь в полону стоит,
Обошел
собака Калин-царь наш Киев-град
Со
своима со войскамы со великима.
А
постой-ко ты за веру, за отечество,
И
постой-ко ты за славный Киев-град,
3 ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ,
ЕГО ЖЕНА И АЛЕША ПОПОВИЧ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Добрынюшка
тот матушке говаривал,
Да
Никитинич-от матушке наказывал:
«Ты,
свет государыня да родная матушка,
Честна вдова Офимья Александровна!
Ты
зачем меня, Добрынюшку, несчастного спородила?
Породила,
государыня бы родна матушка,
Ты
бы беленьким горючим меня камешком,
Завернула,
государыня да родна матушка,
В
тонкольняный было белый во рукавчичек,
Да
вздынула, государыня да родна матушка,
Ты
на высоку на гору Сорочинскую
И
спустила, государыня да родна матушка,
Меня
в Черное бы море во турецкое, —
Я
бы век бы там, Добрыня, во мори
лежал,
Я
отныне бы лежал да я бы до веку,
Я
не ездил бы, Добрыня, по чисту полю,
Я
не убивал, Добрыня, неповинных душ,
Не
пролил бы крови я напрасная,
Не
слезил Добрыня отцей, матерей,
Не
вдовил бы я, Добрынюшка, молодых
жон,
Не
спущал бы сиротать да малых детушок».
4 АЛЁША ПОПОВИЧ И
ЗМЕЙ ТУГАРИН
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Мало
время позамешкавши,
Несут
Тугарина Змеевича
На
той доске красна золота
Двенадцать
могучих богатырей.
Сажали
в место большое,
И
подле его сидела княгиня Апраксевна.
Тут
повары были догадливы.
Понесли
ества сахарные и питья медяные,
А
питья все заморские.
Стали
тут пить, есть, прохлажатися,
А
Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест —
По
целой ковриге за щеку мечет,
Те
ковриги монастырские;
И
нечестно Тугарин питья пьет —
По
целой чаше охлестовает,
Котора
чаша в полтретья ведра.
И
говорил втапоры Алеша Попович млад:
«Гой
еси ты, ласковый сударь Владимир-князь!
Что
у тебя за болван пришел,
Что
за дурак неотесанный?
Нечестно
у князя за столом сидит,
Ко
княгине он, собака, руки в пазуху кладет,
Целует
во уста сахарные,
Тебе,
князю, насмехается.
5 ВОЛЬГА И МИКУЛА
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Едут-то
туда его дружинушка,
И
все тридцать молодцов да без единого,
И
подходят они к сошке кленовоей
И
сошку за обжи кругом вертят,
А
и сошки от земли поднять нельзя,
И
не могут они сошки с земельки повыдернуть,
Из
омешиков земельки повытряхнуть,
А
и бросить этой сошки за ракитов куст.
И
говорит оратай-оратаюшко:
«Ай
же ты, Вольта да Святославгович!
А
не мудрая дружинушка хоробрая твоя, —
А
не могут они сошки с земельки повыдернуть,
Из
омешиков земельки повытряхнуть.
Бросить
этой сошки за ракитов куст».
А
и этот оратай-оратаюшко
И
он подъехал на кобылке соловоёй
А
ко этой ко сошке кленовоёй,
Брал-то
он сошку одной рукой,
Сошку
с земельки повыдернул,
Из
омешиков земельку повытряхнул,
Бросил
эту сошку ён одной рукой,
Бросил
эту сошку за ракитов куст.
6 СТАВЁР ГОДИНОВИЧ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
Во
стольном было городе во Киеве,
Да
у ласкова князя Владимира,
Было
пированьицо — почестный пир
А
на многих князей да на бояров,
Да
на всех тых гостей званых браныих,
Званых
браных гостей, приходящиих.
Вси-то
на пиру да наедалися,
Вси-то
на честном да напивалися,
Вси
на пиру да порасхвастались.
Иный
хвалится есть молодец добрым конем,
Иный
хвастает да шелковым портом,
Иный
хвалит села со приселками,
Иный
хвалит города да с пригородками,
Богатый
хвастат золотой казной,
Умный
хвастат родной матушкой,
А
безумный хвалится молодой женой.
7 ИВАН ГОСТИНЫЙ СЫН
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
И
выговариват Ивану таковы слова:
«Ох
Иван, Иван Гостиный сын!
Ты
продай-ко мне добра коня,
Маленького
да Бурушка косматого».
Да
Иван Гостиный сын
Говорил
он князю такою! слова:
«Ох
ты, князь Владимир ведь!
Я
не хочу злата взять за добра коня,
Ежли
желаешь, даром ти отдам».
Как
услышал Бурушко косматенький таковы слова,
Как
он рыкнул по-змеиному,
Ай
свистнул он по-саловьиному,
Да
и вылетел в полтерема да златоверхого,
Да
ударил ён о сыру землю, —
И
мать сыра земля покулубалася,
А
напитки на столах расплескалися,
8 САДКО
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
А
как ведь во славноём в Новеграде
А
й как был Садке да гусельщик-от,
А
й как не было много несчётной золотой казны,
А
й как только ён ходил по честным пирам,
Спотешал
как он да купцей, бояр,
Спотешал
как он их на честных пирах.
А
й как тут над Садком топерь да
случилося, —
Не
зовут Садка уж целый день да на почестей пир,
А
й не зовут как другой день на почестей пир,
А
й как третий день не зовут да на почестей пир.
А
й как Садку топерь да соскучилось,
А
й пошел Садке да ко Ильмень он ко
озеру,
А
й садился он на синь на горюч камень,
А
й как начал играть он во гусли во яровчаты,
А
играл с утра как день топерь до вечера.
СЛОВО О ПОЛКУ
ИГОРЕВЕ
(ударение в слове
падает на выделенную букву)
…
и увидел воинов своих
тьмою
прикрытых.
И
сказал Игорь-князь
дружине
своей:
«О
дружина моя и братья!
Лучше
ведь убитым быть,
чем
плененным быть;
сядем
же, братья,
на
борзых коней
да
посмотрим хоть
на
синий Дон».
Ум
князя уступил
желанию,
и
охота отведать Дон великий
заслонила
ему предзнаменование.
«Хочу,
— сказал, — копье преломить
на
границе поля Половецкого;
с
вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
либо
шлемом испить из Дону».
СЛОВО О ПОЛКУ
ИГОРЕВЕ
И
половцы непроложенными дорогами
побежали
к Дону великому:
кричат
телеги в полуночи,
словно
лебеди распущенные.
А
Игорь к Дону воинов ведет!
Уже
несчастий его подстерегают птицы
по
дубам;
волки
грозу подымают
по
оврагам;
орлы
клектом на кости зверей зовут;
лисицы
брешут на червленые щиты.
О
Русская земля! уже ты за холмом!
Долго
ночь меркнет.
Заря
свет уронила,
мгла
поля покрыла.
Щекот
соловьиный уснул,
говор
галок пробудился.
Русичи
великие поля червлеными щитами перегородили
ища
себе чести, а князю — славы.
Спозаранок
в пятницу
потоптали
они поганые полки половецкие
Сценка
«НОВЫЕ РУССКИЕ ВЯТСКИЕ БАБКИ»
МАТРЁНА:
Эй,
Цветочек, ты чё так-то прибастилась? Куда это тебе приспичило?
ЦВЕТОЧЕК:
А
ты чё, не чуяла, к Лявонихе сваты понаехали! Гостинцев притарабанили…
МАТРЁНА:
Этта,
призарилась! Иди-иди, шкондыбай! Коль под горячую руку сподобиться хочешь…
ЦВЕТОЧЕК:
Чёй-то
не вразумлю, чем это я могла ишшо протрафиться? Отродясь я худого не хаяла.
МАТРЁНА: Чуешь, бають-то про девку непутяшшо:
брюхата она… Заварзала себя. Лявониха-то, ох, уж и причитала-причитала,
журила-журила её, отполысала вичами-то…
ЦВЕТОЧЕК:
А
сваты-то, сваты-то чё?
МАТРЁНА:
Дык,
как спознали, жених-то и заёрничал, дебоширить начал, ивкать шире-дале,
дековаться, что мол, все девки в нашей деревне спорчены…
ЦВЕТОЧЕК:
Э,кой,
паскуда, уж, я бы паздырнула его завориной-то за таки слова… оплеух бы
навешала, оттузила бы…
МАТРЁНА:
Э,нта,
разухарилась – тебе бы только перешерстить всех, перепужаешь ты кого-то,
баралесина…
ЦВЕТОЧЕК:
И-и,
прогаланила с тобой, промызгала время! Посапала я, глядишь-ко, ишшо успею на
жениха поглазеть.
МАТРЁНА:
Их,
как завихоривает, только держись! Ну и я почапала, чё зря шшолычить-то?!
Мало-ле штё шебенькают, а за Цветочком проследить надо бы…
Прибаститься – нарядиться,
Приспичить – дойти до крайности, до
необходимости,
Чуять – слышать,
Притарабанить – принести, притащить много,
Призариться – польститься, размечтаться,
Шкондыбать – хромать,
Сподобиться – попасть,
Вразумлять – понимать, учить,
Протрафиться – провиниться,
Худое – плохое,
Хаять – говорить плохое, оговаривать,
Баять – говорить,
Непутяшшо – дурное поведение,
Ишшо – ещё,
Заварзать – испачкать,
Причитать – приговаривать,
Журить – ругать,
Отполысать – высечь,
Вичами – вицами, ветками, розгами, хлыстом,
Ёрничать – вздорничать, не соглашаться,
Дебоширить – производить беспорядок,
буянствовать,
Ивкать – кричать,
Дековаться – издеваться, глумиться,
Паздырнуть – ударить,
Заворина – жердь,
Оплеуха – пощёчина,
Разухарилась – разошлась, осмелела,
Перешерстить – переругать, разогнать
находящихся в сборе,
Перепужать – испугать,
Баралесина – худой, длинный человек,
Прогаланить – упустить время,
Промызгать – потерять время,
Посапать – побежать,
Завихоривать – быстро убегать,
Почапала – пошла,
Шшолычить болтать, беседовать,
Шебенькать – пропускать молву.
ЗАМЕНИТЕ в
словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ-МОРЖ.
НОГТИ, |
БУЛКА, |
ЛАПКА, |
ЗУБЫ, |
|
КИСКА, |
ПЕСОК, |
ГАЛКА, |
НОРКА, |
|
ФОРТ, |
ПОЛЕНО, |
РАМОЧКА, |
КЛИН. |
|
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И ДИАЛЕКТИЗМЫ
I.
За счастье на русской родной земле решил Степан Тимофеевич биться. Объявил он
войну боярству... Однако Разин не торопился. Знал он, что сверху по Волге
движется на стругах к Царицыну большое стрелецкое войско. У стрельцов пушки,
мушкеты, пищали. Ратному делу стрельцы обучены. (С. Алексеев.)
II.
— А слыхали вы, ребятки, — начал Илюша,— что намеднись у нас на Варнавицах
приключилось?
— На плотине-то? — спросил Федя.
— Да, да, на плотине... Кругом всё такие
буераки, овраги, а в оврагах казюли водятся. (И. С. Тургенев.)
ВОССТАНОВИ ПОРЯДОК
МАБУГА БЕНИЧКУ ТРАДЕТЬ
АРЬВОСЛ КИНМУ ВАКОРО
ЗАИМСТВОВАННЫЕ
СЛОВА
Замените исконно
русскими словами заимствования.
презентация коммуникабельный интегрировать
шоу
позитивный имидж
консенсус менталитет санкция
Найдите общее
слово для тех, которые за скобками
/число точек равно числу букв/.
§ Не сданный экзамен /. . . . ./ это потерял ослик Иа.
§ Дерево /..../ подделка. /ЛИПА/
§ Числительное /.../ глагол. /ТРИ/
§ Часть дерева /. . . . ./ денежная единица некоторых стран. /КРОНА/
§
Код /. . . ./ приложение к замку. /КЛЮЧ/
§
Осадки/. . . ./ населенный пункт. /ГРАД/
Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии
мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Большинство
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий