КТО КОГО НАКАЗАЛ?
«Труд души — это значит страдать, болеть страданиями и болями человека — прежде всего, матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий — они благодарны. Пусть девятилетний сын ночь не спит у постели заболевшей матери или отца, пусть чужая боль заполняет все уголки его сердца. Одна из самых мучительно трудных вещей в педагогике — это учить ребенка труду любви.
Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство
души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем... В сказке
черпаются первые представления о справедливости и несправедливости...»
В. Сухомлинский
То, что я расскажу, произошло не очень
давно. Ах, в какую великолепную педагогическую калошу села я тогда при всем
немалом опыте и «теоретической подкованности»! Правда, я сумела- таки из нее
выбраться (опыт даром не пропал), но ведь попала же!
Дело было так. Моя пятилетняя дочь, в
общем-то ласковая и покладистая девчушка, после одного моего вроде бы
невинного замечания вдруг подскочила ко мне со сжатыми кулачками, топнула ногой
и, сверкая глазенками, отчаянно выпалила мне в лицо:
—
Ты дура! Дура! Дура! — и громко,
безудержно разрыдалась.
Я остолбенела. Я не слышала от детей
ничего подобного с тех самых пор, как меня впервые назвали мамой. Я даже не
нашлась, что сделать и сказать, покраснела до слез и выскочила на крылечко. В
комнате начался переполох: старшие сестры, слышавшие наш разговор, накинулись
на малышку с упреками:
—
Как ты могла! Маму обидела! Ты плохая.
—
Да, я плохая,— слышу я тонюсенький
всхлипывающий голосок,— а зачем мама сама меня обидела? А-а-а...
В первый момент я была словно оглушена и
не могла ничего сообразить. Что могло привести дочку к такой нелепой, дикой
выходке?
Я всего-навсего сказала, правда весьма
раздраженным тоном:
—
Ну, тогда ты не пойдешь со мной на
работу! - А почему я так сказала? Вспомнила: она расшалилась с братишкой и на
мою просьбу: — Кончайте, ребятки, пора спать,— ответила весело:
—
А мне не хо-о-чется!
А перед этим?.. И тут я поняла: что же я
наделала!
Всего за пять — десять минут до скандала
состоялся очень серьезный разговор между мною и всеми младшими, во время
которого мы договорились, что завтра все они пойдут в библиотеку и помогут мне
перенести старые журналы, а потом каждый выберет себе любую книжку, чтобы
взять домой почитать. Возбужденные предстоящим удовольствием (пойти со мной в
библиотеку для них всегда очень приятно), гордые доверием (они же пойдут
помогать!), малыши, вместо того чтобы побыстрее улечься спать, разыгрались,
расшалились... А было уже так поздно, а у меня на вечер оставалось еще столько
дел...
Раздражение — плохой советчик, и я, забыв
о только что состоявшемся договоре, уже не понимаю, почему ребятишки так
возбуждены, и... вот, пожалуйста:
—
Ты не пойдешь завтра со мной на работу!
Да это же настоящее самодурство: хочу — казню, хочу
— милую. И все это ни с того ни с сего, когда человек не только не чувствует
никакой вины, но даже, наоборот, ощущает себя наиболее счастливым и гордым.
Какая пощечина самолюбию и достоинству! И обиднее всего, что от мамы...
Милая моя девочка, а ведь твой внезапный
бунт — не нелепая, дикая выходка, а настоящий протест против
несправедливости... Но маме сказать «дура» — это же невозможно, это просто немыслимо.
Что же делать? Теперь, разобравшись во всем, я уже могу искать выход. Отступают
растерянность и обида, я даже улыбаюсь сквозь слезы:
— Как же это я впросак-то попала,
ай-яй-яй!
Ну а там, где улыбка, там и скорый конец
всем конфликтам, это я уже давно знаю. Но до вздоха облегчения еще далеко:
дочурка плачет неутешно, я тоже всхлипываю на своем крылечке. Но обе уже
чувствуем себя не столько обиженными, сколько виноватыми. Обеим уже хочется
примирения, но... как же начать? Я не выдерживаю первая ,зову ее тихонько по
имени, она приходит ко мне, и мы, перемежая слова всхлипами и вытиранием
носов друг другу, признаемся в том, что обе поступили очень, очень плохо и что
постараемся больше так не делать...
Как же нам было хорошо после промчавшейся
бури посидеть вдвоем на крылечке и видеть и слышать, как вечер превращается в
ночь и все стихает, стихает кругом, словно успокаивается перед сном...
После подобных взаимных уроков мне все
чаще и чаще поневоле думалось: а почему, собственно, мы, взрослые, так уверены
в своем праве карать и миловать, поощрять и наказывать?
Опасно этим правом пользоваться
неумелому, неопытному, а еще опаснее — жестокому, холодному. Как легко здесь
и пересолить, и недосолить, и вообще сделать совсем не то.
А вот попытка разобраться в себе и
ребенке, в мотивах и причинах его поступков и в собственном поведении никогда
к плохому не приведет. Тут даже ошибка на пользу пойдет — многому научит,
потому что будет пережита и осознана. Вот так и накапливается опыт, который
позволяет поступать не «как принято», а как единственно можно и нужно в данный
момент.
Вот, допустим, правильно ли, что я первая
пошла на примирение с дочкой, не заставила ее сначала извиниться передо мной?
Может быть, мне следовало бы подождать? Мой опыт подсказал мне иное: если
виноваты оба (а чаще всего так и бывает), именно взрослому надо первому идти
навстречу. Добиваться от ребенка, чтобы тот извинился в то время, когда он
чувствует вину и за взрослым, жестоко. Для него такой шаг к примирению всегда
связан с унижением, а для взрослого — с великодушием. Огромная разница! Ведь
на стороне взрослого сила.
Л. Никитина
Папа с сыном очень
Этот несложный тест, заняться которым
можно вместе с ребенком, поможет оценить ваше умение абстрактно мыслить и
определить, насколько легко вы делаете логические обобщения. А способность
логически мыслить необходима в любом возрасте и во всех жизненных ситуациях.
Перед вами 14 рядов слов. Каждый из них
включает по пять слов, четыре из которых можно объединить по общему для них
признаку, а одно этим требованиям не соответствует. Найдите его (например, в
ряду слова: «Василий, Федор, Семен, Петр, Иванов»; первые четыре — имена, а
последнее — фамилия, поэтому исключать надо слово «Иванов»).
—
Дряхлый, старый, изношенный, маленький,
ветхий.
—
Смелый, храбрый, отважный, злой,
решительный.
—
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
—
Скоро, быстро, поспешно, постепенно,
торопливо.
—
Лист, почка, кора, дерево, сук.
—
Дом, сарай, постройка, изба, хижина.
—
Ненавидеть, презирать, негодовать,
возмущаться, наказывать.
—
Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
—
Гнездо, нора, муравейник, курятник,
берлога.
—
Неудача, крах, провал, поражение,
волнение.
—
Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
—
Минута, секунда, час, вечер, сутки.
—
Грабеж, кража, землетрясение, поджог,
нападение.
—
Успех, победа, удача, спокойствие,
выигрыш.
Правильные ответы: 1 — маленький, 2 — злой, 3 — сало, 4 — постепенно, 5 — дерево, 6 — постройка,
7 — наказывать, 8 — голубой, 9 — курятник, 10
— волнение, 11 — гвоздь, 12 — вечер, 13 — землетрясение, 14 — спокойствие.
Если вы ошиблись более одного раза, это
значит, что вы не всегда поступаете логично при разрешении жизненных ситуаций
и проблем.
Считалки
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит — выходи!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
девять, десять,
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Фото Е. Виноградовой,
Э. Лаповка,
С. Сухорукова
«НАСТОЛЬНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ», 91
«Труд души — это значит страдать, болеть страданиями и болями человека — прежде всего, матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий — они благодарны. Пусть девятилетний сын ночь не спит у постели заболевшей матери или отца, пусть чужая боль заполняет все уголки его сердца. Одна из самых мучительно трудных вещей в педагогике — это учить ребенка труду любви.
Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство
души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем... В сказке
черпаются первые представления о справедливости и несправедливости...»
В. Сухомлинский
То, что я расскажу, произошло не очень
давно. Ах, в какую великолепную педагогическую калошу села я тогда при всем
немалом опыте и «теоретической подкованности»! Правда, я сумела- таки из нее
выбраться (опыт даром не пропал), но ведь попала же!
Дело было так. Моя пятилетняя дочь, в
общем-то ласковая и покладистая девчушка, после одного моего вроде бы
невинного замечания вдруг подскочила ко мне со сжатыми кулачками, топнула ногой
и, сверкая глазенками, отчаянно выпалила мне в лицо:
—
Ты дура! Дура! Дура! — и громко,
безудержно разрыдалась.
Я остолбенела. Я не слышала от детей
ничего подобного с тех самых пор, как меня впервые назвали мамой. Я даже не
нашлась, что сделать и сказать, покраснела до слез и выскочила на крылечко. В
комнате начался переполох: старшие сестры, слышавшие наш разговор, накинулись
на малышку с упреками:
—
Как ты могла! Маму обидела! Ты плохая.
—
Да, я плохая,— слышу я тонюсенький
всхлипывающий голосок,— а зачем мама сама меня обидела? А-а-а...
В первый момент я была словно оглушена и
не могла ничего сообразить. Что могло привести дочку к такой нелепой, дикой
выходке?
Я всего-навсего сказала, правда весьма
раздраженным тоном:
—
Ну, тогда ты не пойдешь со мной на
работу! - А почему я так сказала? Вспомнила: она расшалилась с братишкой и на
мою просьбу: — Кончайте, ребятки, пора спать,— ответила весело:
—
А мне не хо-о-чется!
А перед этим?.. И тут я поняла: что же я
наделала!
Всего за пять — десять минут до скандала
состоялся очень серьезный разговор между мною и всеми младшими, во время
которого мы договорились, что завтра все они пойдут в библиотеку и помогут мне
перенести старые журналы, а потом каждый выберет себе любую книжку, чтобы
взять домой почитать. Возбужденные предстоящим удовольствием (пойти со мной в
библиотеку для них всегда очень приятно), гордые доверием (они же пойдут
помогать!), малыши, вместо того чтобы побыстрее улечься спать, разыгрались,
расшалились... А было уже так поздно, а у меня на вечер оставалось еще столько
дел...
Раздражение — плохой советчик, и я, забыв
о только что состоявшемся договоре, уже не понимаю, почему ребятишки так
возбуждены, и... вот, пожалуйста:
—
Ты не пойдешь завтра со мной на работу!
Да это же настоящее самодурство: хочу — казню, хочу
— милую. И все это ни с того ни с сего, когда человек не только не чувствует
никакой вины, но даже, наоборот, ощущает себя наиболее счастливым и гордым.
Какая пощечина самолюбию и достоинству! И обиднее всего, что от мамы...
Милая моя девочка, а ведь твой внезапный
бунт — не нелепая, дикая выходка, а настоящий протест против
несправедливости... Но маме сказать «дура» — это же невозможно, это просто немыслимо.
Что же делать? Теперь, разобравшись во всем, я уже могу искать выход. Отступают
растерянность и обида, я даже улыбаюсь сквозь слезы:
— Как же это я впросак-то попала,
ай-яй-яй!
Ну а там, где улыбка, там и скорый конец
всем конфликтам, это я уже давно знаю. Но до вздоха облегчения еще далеко:
дочурка плачет неутешно, я тоже всхлипываю на своем крылечке. Но обе уже
чувствуем себя не столько обиженными, сколько виноватыми. Обеим уже хочется
примирения, но... как же начать? Я не выдерживаю первая ,зову ее тихонько по
имени, она приходит ко мне, и мы, перемежая слова всхлипами и вытиранием
носов друг другу, признаемся в том, что обе поступили очень, очень плохо и что
постараемся больше так не делать...
Как же нам было хорошо после промчавшейся
бури посидеть вдвоем на крылечке и видеть и слышать, как вечер превращается в
ночь и все стихает, стихает кругом, словно успокаивается перед сном...
После подобных взаимных уроков мне все
чаще и чаще поневоле думалось: а почему, собственно, мы, взрослые, так уверены
в своем праве карать и миловать, поощрять и наказывать?
Опасно этим правом пользоваться
неумелому, неопытному, а еще опаснее — жестокому, холодному. Как легко здесь
и пересолить, и недосолить, и вообще сделать совсем не то.
А вот попытка разобраться в себе и
ребенке, в мотивах и причинах его поступков и в собственном поведении никогда
к плохому не приведет. Тут даже ошибка на пользу пойдет — многому научит,
потому что будет пережита и осознана. Вот так и накапливается опыт, который
позволяет поступать не «как принято», а как единственно можно и нужно в данный
момент.
Вот, допустим, правильно ли, что я первая
пошла на примирение с дочкой, не заставила ее сначала извиниться передо мной?
Может быть, мне следовало бы подождать? Мой опыт подсказал мне иное: если
виноваты оба (а чаще всего так и бывает), именно взрослому надо первому идти
навстречу. Добиваться от ребенка, чтобы тот извинился в то время, когда он
чувствует вину и за взрослым, жестоко. Для него такой шаг к примирению всегда
связан с унижением, а для взрослого — с великодушием. Огромная разница! Ведь
на стороне взрослого сила.
Л. Никитина
Папа с сыном очень
Этот несложный тест, заняться которым
можно вместе с ребенком, поможет оценить ваше умение абстрактно мыслить и
определить, насколько легко вы делаете логические обобщения. А способность
логически мыслить необходима в любом возрасте и во всех жизненных ситуациях.
Перед вами 14 рядов слов. Каждый из них
включает по пять слов, четыре из которых можно объединить по общему для них
признаку, а одно этим требованиям не соответствует. Найдите его (например, в
ряду слова: «Василий, Федор, Семен, Петр, Иванов»; первые четыре — имена, а
последнее — фамилия, поэтому исключать надо слово «Иванов»).
—
Дряхлый, старый, изношенный, маленький,
ветхий.
—
Смелый, храбрый, отважный, злой,
решительный.
—
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
—
Скоро, быстро, поспешно, постепенно,
торопливо.
—
Лист, почка, кора, дерево, сук.
—
Дом, сарай, постройка, изба, хижина.
—
Ненавидеть, презирать, негодовать,
возмущаться, наказывать.
—
Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
—
Гнездо, нора, муравейник, курятник,
берлога.
—
Неудача, крах, провал, поражение,
волнение.
—
Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
—
Минута, секунда, час, вечер, сутки.
—
Грабеж, кража, землетрясение, поджог,
нападение.
—
Успех, победа, удача, спокойствие,
выигрыш.
Правильные ответы: 1 — маленький, 2 — злой, 3 — сало, 4 — постепенно, 5 — дерево, 6 — постройка,
7 — наказывать, 8 — голубой, 9 — курятник, 10
— волнение, 11 — гвоздь, 12 — вечер, 13 — землетрясение, 14 — спокойствие.
Если вы ошиблись более одного раза, это
значит, что вы не всегда поступаете логично при разрешении жизненных ситуаций
и проблем.
Считалки
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит — выходи!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
девять, десять,
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Фото Е. Виноградовой,
Э. Лаповка,
С. Сухорукова
«НАСТОЛЬНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ», 91
Комментариев нет:
Отправить комментарий