воскресенье, 22 ноября 2020 г.

КТО ПОГЛАДИТ МЕНЯ ПО ГОЛОВЕ...


КТО ПОГЛАДИТ МЕНЯ ПО ГОЛОВЕ...
 

Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это сло­во связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или ин­валидами. Но милосердие нужно и сильным, и моло­дым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благо­получием. Все равно нужно! 

...Нас в кабинете трое. Взрослые, солидные люди. Обсуждаем текущие рабочие дела, горячимся. И вдруг сотрудник говорит:

— Хоть бы кто-нибудь погладил меня сейчас по голове!

Мы посмеялись, продол­жали работать. Но фраза эта долго не давала мне покоя. У человека этого все хорошо: интересная ра­бота, квартира, любимая жена, он еще достаточно мо­лод, много читает, путеше­ствует; у него есть силы, чтобы быть постоянно на творческой волне. И вот та­кое желание — чтобы кто-то погладил по голове...

А потом я поняла. Многие из нас «закручены» до пре­дела. И когда этот предел наступает, мы вдруг за­мечаем, что устали, устали до отупения. 

И тело устало, и душа. Устала даже у тех, кого не подсиживают на работе, на кого не пишут анонимки, у кого не срываются диссер­тации, у кого послушные, благополучные дети и дом — полная чаша. Словом, в какой-то момент появляется потребность в ласковой руке, которая погладит по седой, много знающей голо­ве. Погладит — и придет успокоение, схлынет нервное напряжение. Да, жизнь — борьба: за то и за это, с тем и с этим, и с собой... А там, где борьба, там мало мило­сердия, потому что есть по­бедители и побежденные. В любом человеческом дея­нии, даже в очереди за колбасой. 

Вот почему, когда говорят о милосердии, мне хочется крикнуть: «Люди, будьте ми­лосердны друг к другу, будьте милосердны в семье! Ко всем рядом живущим. Маленьким и большим. Здо­ровым и больным». 

В семье милосердие раз­дают разными порциями. Больше всего его достается маленьким детям. Им — са­мое теплое, самое вкусное, им — тишина и покой, им — ласковые, нежные слова. Их берут на руки, гладят, рассказывают сказки, тер­пеливо сносят капризы, объ­ясняют, разъясняют, учат... 

Но ребенок растет, и с каждым днем порция мило­сердия для него уменьша­ется. Не все родители по­нимают, что ершистый под­росток, причудливо постри­женный, непослушный и непоседливый, очень ждет, чтобы кто-то погладил его по голове... Погладил, а не читал нотаций. Он нужда­ется в родительском мило­сердии больше, чем человек годовалый или двадцати­летний. Ведь первого защи­тит любой взрослый, второй постоит сам за себя; а в 13 — 15 лет особенно нужно милосердие! Вот кого немилосердие вышибает из родного дома. На улицу, в подворотню, в компанию таких же, возможно, еще более обойденных милосер­дием. 

Милосердие — это часть душевного богатства чело­века, его интеллигентности. Но не каждый ведь богат душевно! В этом трагедия сегодняшнего дня. Что бы мы там ни говорили об очере­дях, об однообразии про­дуктов в магазинах, о дороговизне рынков, в боль­шинстве своем люди у нас сыты, Я знаю, что сущест­вует скрытая бедность, она удел старых, получаю­щих маленькую пенсию, удел инвалидов, живущих в недостаточно обеспеченной материально семье. И все же... 

Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице — к нему тут же бегут, помогают подняться, могут вызвать «скорую по­мощь». Заблудился ребе­нок — и его обласкают, конфетку дадут. Где-то случится стихийное бед­ствие — деньги предложат, вещи отправят. 

Но это все милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведем себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить будущего гражданина душевной щед­рости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для мно­гих доброта к родным, к родителям, к детям дается с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребенка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей... Почему так получа­ется? 

...Поздним вечером мне почудился шорох у двери. На площадке мальчишка лет восьми, наш сосед. Его одежда промокла, лицо было разгоряченное, видно, набе­гался всласть.

             Тебя не пускают? — спросила я.

Он кивнул.

             Пойдем к нам. Я напою тебя чаем.

Но я знала: никуда он от своей двери не отойдет. Его не пускают домой — такое наказание придумали родители, если он приходит с гулянья не вовремя или грязный. Он как бы стоит в углу, но только — на лест­ничной площадке. Через какое-то время, не выдержав, я позвонила в его квартиру. Открыл отец.

             У вас сердце не бо­лит? — спросила я, кивая на мокрого ребенка.

             А у него?

На этом наш разговор закончился. 

«Когда у тебя будут дети,— учила меня мама,— не выставляй их за дверь». Теперь я понимаю, почему она твердила это так настойчиво. Разве можно закрывать перед ребенком двери родного дома? Что ж, в восемь — десять лет он бу­дет послушно стоять на лестничной площадке. Ну а потом? «Не пускаете? И не надо!» И он пойдет к другу, если тот примет, на вокзал и уедет сгоряча неизвестно куда — поездом, автобусом... 

Немилосердие начинается именно с атаки на родного человека — маленького ли, большого. Он нагрубил — что ж, и я нагрублю. Он хлеба не принес — и я не куплю. Он пришел позже на час — и я опоздаю... Когда говорят, что дурные примеры зарази­тельны, я удивляюсь: ведь каждому из нас дана голова! Дана для того, чтобы мы думали, прежде чем что-то сделать. Чтобы мы посту­пали не так, как кто-то, а так, как может сделать только Доброе сердце и Милосердная душа. 

Да, есть в этом что-то обидное: к тебе без вни­мания, а ты — само внима­ние! Трудно бороться с собой, трудно быть веж­ливым, если с тобой не­вежливы, трудно быть доб­рым, если это не ценят. Но помните: не оскудеет рука дающего. В это я верю. Как и в то, что доброта, отданная другим, обяза­тельно вернется к человеку, обогреет его, обогатит. 

У каждого из нас на этой земле должен быть хоть один человек, которому можно пожаловаться в лю­бой час дня и ночи и у кото­рого это не вызовет раздра­жения, кто не отмахнется, не заспешит по своим делам, не посочувствует скорого­воркой, дескать, у всех что-то болит, пройдет. И прекрасно, если этот милосердный человек есть в твоем соб­ственном доме. Тогда не страшны болезни, любые жизненные тайфуны и ка­таклизмы. 

Как-то у известной италь­янской актрисы Клаудии Кардинале советский жур­налист спросил, как она понимает слово «счастье». И она ответила: «Это спо­койствие и безмятежность, полное взаимопонимание между всеми членами моей собственной семьи и моими родителями. Близкие люди должны хранить в семье покой. В противном случае и творческая карьера обре­чена». 

Сейчас в нашей стране — ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чер­ствые, негуманные, жесто­кие, равнодушные». Но кто эти «все»? Это — мы! Так давайте и начнем с себя — будем милосердны по отно­шению ко всему живому и неживому, милосердны всег­да, каждый день, каждую минуту. 

Истинное милосердие ма­ло заметно. В юности я услышала от пожилой жен­щины: «Я своего мужа, когда он приходит с работы, накормлю, тапочки ему по­дам... А утром за калитку провожу и перекрещу, чтобы день у него сложился благо­получно». Тогда, помню, я возмутилась:       «Еще чего! Тапочки ему подавай, за калитку провожай!..» Теперь рассуждаю по-другому. Те­перь понимаю: в основе от­ношений людей должна лежать жалость, желание облегчить жизнь, взять на себя часть забот.

Думаю, особая услада жизни — одаривать родных людей своей нежностью, любовью. И милосердием.

Л. Прошина

Фото Т. Гриба,

А.     Суткуса,

Р. Ракаускаса

«НАСТОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ», 91

 

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

И в пяти частях (из-за трудности публикации большого объёма информации) в рубрике «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

https://urlid.ru/bonh ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

https://urlid.ru/boni ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 2. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.

https://urlid.ru/bonk ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.

https://urlid.ru/bonm ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.

https://urlid.ru/bonu ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 5. МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ.

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога: 

«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu

«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U

«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V

«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  

 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

Комментариев нет:

Отправить комментарий