(информация к занятию из книги
Дженет Рукерт СПб: Питер Паблишинг, 1997. – 192 с.)
Животные – психотерапевты от природы. Эти ласковые, отзывчивые, непривередливые существа дарят нам тепло и ласку, которых так не хватает в нашем быстро меняющемся и вечно куда-то спешащем мире. Наши домашние питомцы – неиссякаемый источник теплоты, нежности и преданной любви.
Именно такой – нежной, всепрощающей любовью окружали нас в детстве родители. Однако, более чем вероятно, что с тех пор вам так и не пришлось больше ощутить этих чувств. Животные же с их инстинктивной привязанностью напоминают нам об этом блаженном состоянии. Рядом с ними мы снова чувствуем себя любимыми и защищёнными.
Они также дают нам ощущение собственной нужности, помогают расслабиться, побуждают заниматься физическими упражнениями, позволяют нам сбросить все защитные маски.
Согласно исследованию английского ветеринара Брюса Фогля, владельцы домашних животных считают своих подопечных полноправными членами семьи. Они полностью доверяют своим любимцам и убеждены, что те, в свою очередь, чувствуют настроение хозяев и хорошо понимают их.
Научные исследования, проведенные в Центре изучения животных при Пенсильванском университете, подтвердили, что владельцы домашних животных действительно «очеловечивают» своих питомцев. По мнению учёных, это положительно влияет на самооценку человека и, в конечном счёте, на его здоровье.
Согласно данным исследования, 94% разговаривают с животными, «как с человеком», а 81% убеждены, что их питомцы понимают их и чувствуют настроение своих хозяев.
Исследователи подчёркивают важность общения с животными для улучшения здоровья человека. Установлено, что присутствие в доме животного благотворно сказывается на самочувствие человека, в частности, на работе сердца. К примеру, когда вы просто поглаживаете своего любимца, вы успокаиваетесь, у вас снижается давление.
Кроме того, замечено, что владельцы домашних животных гораздо меньше подвержены стрессу. Наши «меньшие братья» отвлекают от беспокойных мыслей, заставляют смеяться и чувствовать свою нужность.
Ещё одно исследование было посвящено влиянию домашних животных на процесс восстановления после перенесённых тяжёлых сердечно-сосудистых заболеваний. Уровень смертности больных, общающихся с животными, гораздо ниже, чем у остальных.
Животное в доме – источник постоянных сюрпризов и смеха. Как правило, у их хозяев хорошее чувство юмора, а все домочадцы чаще пребывают в хорошем настроении. Непредсказуемые выходки энергичных домашних животных дают ежедневную дозу удовольствия и радости. А ведь известно, что «смехотерапия» – лучшее лекарство от плохого настроения, депрессии и болезней.
Жёсткий и напряжённый ритм современной жизни становится источником постоянного стресса, отрицательно сказывается на состоянии нашей психики и организма в целом. В этих условиях очень важно уметь сохранять внутреннее равновесие, иметь положительный эмоциональный настрой.
У всех нас ежедневно возникают какие-то проблемы, но стресс не станет привычным состоянием, если мы научимся распознавать причины и снимать его. Нужно взять на себя ответственность за своё здоровье. И первыми помощниками в этом могут стать наши четвероногие друзья.
Иметь дома животное – это всё равно что жить вместе со специалистом по релаксации. Наблюдение за ним и игры, ласковое поглаживание, разговоры с домашним животным благотворно сказываются на вашем самочувствии.
Имитация движений животных.
Это занятие доставит немало радости и удовольствия. Оно поможет снять нервное напряжение и стресс. Кроме того, вы вдоволь повеселитесь и насмеётесь. Если нет собаки или кошки, возьмите их на время у друзей.
1. Лягте на коврик рядом с собакой или кошкой. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и попробуйте ощутить, как напряжение покидает ваш организм.
2. Откройте глаза, посмотрите, какую позу приняла ваша собака или кошка и попробуйте скопировать её. Если вы подражаете кошке, поскребите, вытянувшись всем телом, коврик когтями. Возьмите подушку и представьте, что это ваш коврик для «царапанья». Теперь вообразите, что вы – дикий кот в поисках добычи, и обойдите на четвереньках, крадучись, этот коврик – представьте, что находитесь в джунглях. Ощутите босыми ногами мягкую поверхность коврика, почувствуйте «землю» под вами… Потянитесь всем телом и помяукайте.
3. Вообразите себя собакой, шаловливым щенком, всё разнюхивающим, бегающим за мячиком. Лягте на спину и поболтайте в воздухе ногами и руками. Полайте.
4. Наслаждайтесь ощущением лёгкости и свободы, возможностью, не стесняясь, посмеяться и покривляться.
5. Попробуйте скопировать, как ваше животное расслабляется – найдите самое удобное местечко и свернитесь в клубок.
Умение приспособиться к переменам и мужественно переносить невзгоды даётся нелегко. Потому что нам так нужна поддержка тех, кого мы любим. В подобные нелёгкие периоды четвероногий любимец способен оказать необходимую поддержку, причём иногда даже большую, чем родные или друзья – возможно, потому, что его любовь и преданность не зависят ни от чего, ведь наши домашние питомцы принимают нас такими, какие мы есть.
Кроме того, животные побуждают к дополнительной физической активности. С возрастом гораздо легче отыскать причины, чтобы не утруждать себя дополнительной нагрузкой. К счастью, собаки не принимают никаких отговорок. Ежедневные утренние и вечерние прогулки не только благоприятно сказываются на самочувствии, особенно пожилого человека, но и предоставляют прекрасную возможность для общения с соседями, друзьями, у кого тоже есть собаки, а также дают шанс познакомиться с новыми людьми.
Исследования, проведённые сотрудниками ветеринарного института Калифорнийского университета, подтвердили, что домашние животные не увеличивают уровня шума и травматизма и не являются основной причиной повреждения имущества в доме. У большинства квартиросъёмщиков очень мало жалоб на животных, которые живут в их доме. Напротив, многими было отмечено, что присутствие в доме животного помогает снимать напряжение и стресс от шумной городской жизни.
Каждый из нас может обзавестись домашним «психотерапевтом». Именно они – наши четвероногие друзья, всегда готовы «выслушать» и оказать безмолвную поддержку: дружески повилять хвостом или нежно потереться спиной о ноги, выражая таким образом свою привязанность.
Присутствие этих ласковых существ, умеющих сохранять природное равновесие и спокойствие, помогает расслабиться и обрести душевный покой. А это, в свою очередь, необходимое условие для того, чтобы спокойно поразмышлять, разобраться в себе и своих проблемах, трезво оценить свои возможности.
Наши питомцы принимают нас такими, какие мы есть, поддерживают в моменты отчаяния, когда вдруг возвращается детское ощущение беспомощности, дарят любовь и ласку.
Восстановите уверенность в себе.
Умение решать жизненные проблемы и строить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и потребностями, в конце концов, формирует нашу собственную самооценку. Поэтому очень важно не ошибиться, выбирая жизненные приоритеты, важно вовремя понять собственные потребности, отличив их от родительских надежд и ожиданий. Для этого полезно на некоторое время перенестись мысленно в детство с тем, чтобы переоценить, уже с нынешних позиций, свой прошлый жизненный опыт; вспомнить детские ощущения тепла, любви и заботы.
1. Найдите тихое, уютное местечко, где можно расположиться рядом со своим четвероногим любимцем, например, на природе.
2. Сядьте рядом со своей собакой или кошкой, ласково её обнимите. Погладьте её, дайте животному ощутить, какое удовольствие это вам доставляет.
3. Поговорите со своим питомцем, скажите ему, как он для вас важен. Похвалите его, угостите его лакомством.
4. Попробуйте сами прочувствовать ту теплоту и любовь, которую вы передаёте своему животному. Закройте глаза и, продолжая его поглаживать, представьте, что вы одновременно обращаетесь с ласковыми словами к самому себе, к живущему внутри каждого из нас ребёнку.
5. Теперь попробуйте вспомнить какое-либо приятное событие из своего детства, либо просто попытайтесь восстановить в памяти ощущение лёгкости и свободы той счастливой поры.
6. А теперь постарайтесь выразить вслух эти ощущения своему четвероногому другу.
Ощущения тепла возвращают нас в детство. Потребность в прикосновении, в ласке есть у каждого человека. Именно таким образом мать впервые сообщает любовь своему младенцу. Гладя свой животное и разговаривая с ним, вы одновременно успокаиваете этим самого себя, воссоздавая в памяти детские ощущения.
В трудные моменты животные не лезут с советами или обвинениями – они просто дают нам поддержку, помогают преодолеть раздражение и тревогу. Их преданность и бескорыстная любовь помогают нам научиться доверять своим способностям, самим делать выбор и позволяют поверить в то, что мы действительно заслуживаем любви и успеха.
Одной из причин, в силу которых людям бывает трудно добиться успеха в жизни, может быть недостаток уверенности в себе и смирение со сложившимися обстоятельствами.
Родители и учителя из самых добрых побуждений иногда поощряют в детях пассивное поведение, хваля их за то, что они слушаются и не своевольничают. Такой ребёнок привыкает подчиняться чужой воле, со всем соглашается и вырастает неспособным добиться желаемого. Он просто боится принимать ответственные решения.
Приспособленческий характер и желание «не высовываться» проистекают из страха утратить свою безопасную нишу. Не зная, какова будет реакция окружающих на действия наперекор интересам другим, мы всё же стремимся избегать конфликтов и конфронтаций.
Поведение собаки формируется при помощи системы поощрений и наказаний. Подчинение хозяину поощряется или хвалебным возгласом, ил и похлопыванием по шее, а неподчинение – строгим «нельзя!» или «фу!». В ходе этого процесса у хозяина тоже формируется определённая модель поведения – он учится концентрировать своё внимание, отдавать чёткие, ясные команды. Хозяин и собака учатся вместе: она – выполнять команды, то есть «хорошему» поведению, а хозяин привыкает к ощущению своей силы и власти, обретает уверенность в себе.
Одной из моих пациенток, восстановившей уверенность в себе при помощи дрессировки своей собаки, была Линда – двадцатишестилетний научный работник. В жизни она никогда не умела занять в чём-либо твёрдую позицию. Её зарплата не соответствовала той работе, которую она выполняла, так как она боялась завести разговор о повышении. Когда нужно было остаться подольше, всегда просили Линду, потому что она не умела отказать. Общаясь с мужчинами, она также старалась подчиняться всем их желаниям, а потом удивлялась, почему никто больше ей так и не звонил.
Росла Линда в семье, где поощряли её «неэгоизм» и способность подчиняться старшим. Родители были вечно заняты своими делами, так что любви и ласки детям явно не хватало.
Постепенно Линда выработала в себе способность быть «удобной» для всех, пытаясь хотя бы так заслужить похвалу и одобрение, которых ей не хватало в семье. Её отец, уделявший дочери больше внимания, чем мать, поощрял эти её качества, он учил Линду быть любезной, уважительной к родителям. Она любила своего отца и восхищалась им, непроизвольно «встраивая» в своё поведение его идеалы. Увы, в 26 лет она обнаружила, что ей недостаёт счастья, что она не может добиться того, чего хочет. Линда всегда говорила ровно, и иногда было невозможно понять, что именно она подразумевает.
Занявшись по совету психолога дрессировкой собаки, Линда постепенно начала понимать, почему она не умела добиться желаемого. Она сама отрекалась от ответственности , а потом удивлялась, почему этой не удавалось иметь то, что хотелось. Занятия с собакой помогли открыть в себе новые качества. Со временем Линда выработала в себе новое для неё ощущение уверенности, которое затем перенеслось и на другие ситуации, где её нужно было утвердить себя. Она вдруг обнаружила, что можно поступать так, чтобы её уважали и ценили – причём действуя не в угоду другим, а отстаивая собственные интересы.
Когда вы говорите «да», на самом деле не желая этого, тем самым вы обманываете себя, наивно полагая, что вас за это будут ценить, любить или уважать. Следование подобной пассивной, «несопротивленческой» модели поведения может помешать вам добиться своих целей в жизни. Это может привести к тому, что вас не будут уважать так, как вы этого заслуживаете.
Людям бывает трудно выразить свои чувства. Этому можно поучиться у животных, которым совсем не сложно выказать свою потребность во внимании – они знают КАК попросить то, чего им хочется в данный момент.
Ребёнок и домашнее животное образуют естественную пару. Исследования показывают, что более чем в половине американских семей, где есть дети, живут домашние животные, одно или несколько, которые являются источником радости и хорошего настроения.
С момента появления в доме четвероного любимца он становится лучшим другом ребёнка. Играя и разговаривая с ним, ребёнок лучше развивается. Привыкнув общаться со своим домашним любимцем, он гораздо легче находит общий язык со своими сверстниками, более уверенно чувствует себя в обществе, в школе.
Нет лучшей возможности укрепить физическое здоровье ребёнка, чем прогулки и игры с собакой на свежем воздухе. И нет, пожалуй, лучшего средства оградить его от одиночества, непонимания, замкнутости, чем присутствие рядом животного.
Как показывают наблюдения, в семьях, где есть животные, дети вырастают более открытыми, раскованными и отзывчивыми. Они с малолетства привыкают заботиться о другом живом существе и отвечать за него. Сами став родителями, такие дети переносят опыт ухаживания за питомцем на своего ребёнка. Таким образом, четвероногие друзья оказываются ещё и отличными воспитателями.
Если ребёнок ещё маленький, не стоит брать только что родившегося котёнка, так как он будет требовать не меньше заботы, а также отвлекать ваше внимание от ребёнка, что тот сразу же почувствует. Если семья выбирает собаку, то заниматься ею, ухаживать и дрессировать её придётся каждому члену семьи.
1. не приближаться к животному первым,
2. не разнимать дерущихся животных,
3. при встрече с собакой протягивать ей руку ладонью вверх – этот жест показывает собаке, что ребёнок настроен дружески и не представляет для неё угрозы,
4. не приближаться к животному, когда оно ест или спит.
Четвероногий друг поможет старшему ребёнку привыкнуть к тому, что часть своей любви родители переносят на малыша. Собака или кошка восполняют недостающее ребенку тепло и внимание. Ребенок обычно сближается с животным, ведет долгие беседы и играет с ним.
Домашние животные также помогают ребенку осваивать навыки общения, развивать вежливость и уважение к окружающим. Используя в качестве примера свою собаку или кошку, вы можете объяснить ребенку, что все живое нужно уважать. Расскажите малышу, что не следует обижать животное. Установите четкие границы того, что можно, а чего нельзя делать с животным. Научите его разговаривать в спокойном тоне – ребенок должен знать, что животные чувствуют интонации разговора. Такие приобретенные в самом раннем возрасте навыки общения помогают ребенку легче осваиваться в жизни.
Маленькой Санни – ей было два с половиной года – нужно было научиться правильно вести себя с жившим в семье лабрадором. Научившись ходить, она стала с ним груба, дергала за хвост и тянула за уши. Мама девочки вовремя заметила эти проявления грубости и начала учить дочку быть вежливой с собакой. После нескольких спокойных напоминаний со стороны матери Санни прекратила свои попытки причинить собаке боль и даже была очень горда тем, что научилась хорошо себя вести.
Ребенок часто начинает относиться к животному так же, как относятся к нему самому. Он часто имитирует родителей: «Ты плохая киска!» или «Хорошая собачка!». Высказывая свои чувства другому живому существу, он получает возможность лучше разобраться в самом себе. Это, в свою очередь, сказывается и на его развитии.
1. Разрешите ребенку самому выбрать себе домашние обязанности, которые он хотел бы выполнять.
2. Как можно точнее определите круг этих обязанностей, естественно, принимая во внимание возможности ребенка.
3. Позаботьтесь о том, чтобы у него были все условия успешно их выполнять.
4. Удостоверьтесь, что ваш ребенок знает, когда и как нужно выполнять ему работу.
5. Установите испытательный срок, предусмотрев возможность изменить ваши договоренности, если, например, обязанности окажутся слишком трудными.
6. Не выполняйте за ребенка его обязанностей! Если у него постепенно исчезает интерес к их выполнению, подумайте о том, как сделать эти задачи более привлекательными, или предложите определенное ежемесячное вознаграждение.
7. Не забывайте хвалить ребенка за хорошее выполнение его обязанностей. Это очень важно для воспитания в нем чувства гордости за свою работу.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ?
1. Постарайтесь, чтобы ребенок проводил побольше времени с вашим домашним животным, играя с ним. Если животное постоянно будет рядом с ребенком, ему будет легче справиться со своими тревогами и страхами.
2. Приучите ребенка рассказывать о своих страхах и опасениях своему животному. Если он сумеет выразить страх словами, он пройдет гораздо быстрее. Главное, не упрекайте ребенка в том, что он боится всяких пустяков.
3. Убедите ребенка, что если вас какое-то время не будет рядом, животное останется и вдвоем им будет веселее.
КАК РАЗВИТЬ У РЕБЕНКА ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ?
Для ребенка очень важно воспитать уверенность в себе. Психологи считают, что этот фактор является определяющим в будущем взрослом успехе данного ребенка. Чтобы выработать уверенность в себе, ребенок должен чувствовать, что его любят и ценят. Ребенок также должен быть уверен, что он этого заслуживает, давая повод к одобрению своими поступками.
Любовь – единственное и самое необходимое условие для того, чтобы воспитать в ребенке уверенность и правильную самооценку. Когда родители показывают малышу свою радость, свою любовь, то он начинает чувствовать свою нужность. В нем воспитывается чувство самоуважения. Если малыш ощущает себя любимым, то и ведет себя соответствующе. Такой ребенок начинает верить в то, что он заслуживает любви, и в то, что он может достичь в жизни успеха.
С другой стороны, если родители чаще критикуют своего ребенка, вместо того чтобы поощрять все его попытки творческого самовыражения, то он начинает сомневаться в своих способностях. Он может стать чрезмерно самокритичным, предъявлять к себе завышенные требования и бояться всего нового.
Одно из дополнительных преимуществ присутствия в доме животного – то, что благодаря ему дети приобщаются к природе, животному миру. Так, на примере кошки или собаки, только что воспроизведших потомство, ребенок получает представление о тайне появления живых существ на свет. То же можно сказать и о смерти. Утрата любимого четвероного друга дает ребенку первый печальный, но необходимый опыт, готовя его к будущим неизбежным утратам.
Маленькая Тэмми была единственным ребенком в семье. Она была очень привязана к своему пуделю и забеспокоилась, когда начала замечать, что собака кажется ей усталой. Однако вскоре выяснилось, что собака не больна, а просто у нее появятся щенки, чему Тэмми очень обрадовалась. Она с удовольствием ходила с мамой к ветеринару, задавая кучу вопросов. Врач дал ей послушать, как бьются сердечки щенят в животе у собаки, и объяснил Тэмми сам процесс рождения. Девочка почти по-матерински заботилась о малышах и даже кое-что прочитала об уходе за новорожденными. В общем, новый опыт стал для нее очень полезным.
В случае смерти своих любимцев дети ведут себя по-разному. Все зависит от их возраста и опыта. Маленький карапуз может даже не заметить отсутствия своего товарища по играм, но ребенок постарше наверняка спросит, куда исчезли его собака или кошка, и ответ может нанести ему серьезную травму.
Дети переживают утрату домашнего животного так же тяжело, как и взрослые, причем с не менее сильной грустью. У них могут проявляться такие симптомы, как ночные кошмары, бессонница, а также чувство вины. Если вовремя не устранить эти симптомы, то могут возникнуть более серьезные проблемы.
1. Предложите ребенку выразить свои чувства в словах. Это может оказаться непросто, но для здоровья ребенка очень важно выплеснуть свои эмоции.
2. Попросите ребенка нарисовать портрет этого животного или создать альбом из его фотографий.
3. Повспоминайте с ребенком о его любимце, пусть он выскажет те положительные впечатления, которые сохранились у него от общения с домашним животным. Это поможет ему как бы попрощаться с животным и более реалистично воспринять сам факт утраты.
4. Пусть ребенок напишет стихотворение или рассказ о своем любимце. Тем самым он найдет конструктивный, творческий выход своему ощущению горя, что будет способствовать его эмоциональному исцелению.
Когда ребенок справится с горя (период выжидания может быть самым разным в зависимости от конкретного ребенка), может приобрести новое домашнее животное, чтобы восполнить образовавшуюся после ушедшего друга пустоту. Иногда ребенок может попросить собаку той же породы, но другого окраса, а иногда он может попросить совершенно другое животное. В любом случае выслушивайте пожелание ребенка.
Ребенку очень трудно объяснить такие понятия, как рождение и смерть. Однако на примере домашних животных знакомство с этими сторонами жизни происходит быстрее и естественнее.
За последние 15 лет сама суть семьи сильно изменилась. Стало гораздо больше одиноких матерей. Как правило, они вынуждены много работать, так что дети надолго остаются дома одни. Если в доме есть животное, то оно может составить ребёнку неплохую компанию. Дети делятся со своими любимцами самым сокровенным, разговаривают, гуляют, кормят и даже спят с ними, общение с четвероногим другом занимает самое важное место в их жизни. Зачастую животные, по мнению детей, оказываются лучшими слушателями, чем родители, которым порой трудно сосредоточиться на проблемах ребёнка из-за большого количества забот.
Внутренняя дисциплина – это то, что придаёт силу, помогает организовать жизнь. Родители обычно с малых лет устанавливают детям определённые границы, в надежде, что те научатся со временем делать это сами. Однако иногда ребёнок сопротивляется родительским усилиям и не желает подчиняться никаким правилам, которые ему навязывают.
Десятилетнего Кайла мама привела к психотерапевту, обеспокоенная тем, что он завоевал в школе прочную репутацию хулигана. Его постоянные пререкания с учителями на уроках и нежелание подчиняться общепринятым правилам стали сказываться на успеваемости. То же самое происходило и дома. Независимо от того, каким тоном мать выражала свои требования, он отказывался их выполнять, не прибирал за собой в комнате, не помогал в работе по дому, в общем, постоянно находился в состоянии борьбы, встречая в штыки любое, даже самое разумное предложение.
Родители развелись, когда Кайлу было семь лет. Мама старалась быть мягкой, но потом, когда сын подрос, она решила, что надо быть с ним пожёстче, а Кайл, естественно, воспротивился этой перемене. В беседе с психологом выяснилось, что мальчику не хватало внимания.
Кайлу всегда хотелось иметь собаку. Он сам выбрал себе друга и сразу начал заботиться и ухаживать за ней. Он и сам стал постепенно дисциплинированнее, у него не возникало проблем с учителями, и его успеваемость улучшилась.
Возложение на ребёнка школьного возраста обязанностей по дрессировке домашнего животного имеет две положительные стороны: во-первых, у вас будет воспитанный домашний питомец, но самое главное, ребёнок приучится к дисциплине. Для родителей эти занятия с собакой тоже полезны, так как они тоже учатся быть настойчивыми и требовательными по отношению к своим детям.
Дело в том, что многие принципы дрессировки собак заимствованы из теории психологии человека. Ведь собака с вами не спорит, для неё существует только «да» или «нет», «хорошо» или «плохо»! Если не соблюдать эти правила дрессировки, то скоро вы увидите, что собака вам не подчиняется.
То же самое можно сказать и о вашем ребёнке. Если родители слишком добры и нетребовательны, то это не способствует воспитанию дисциплинированности у ребёнка. Ребёнку надо дать понять, чего вы от него добиваетесь.
Ребёнок, достигший «трудного» возраста, по-прежнему нуждается в поддержке и внимании, чтобы суметь справиться со всеми трудностями, связанными с этим возрастом.
Одной из главных и характерных для подростка особенностей в этом возрасте является стремление к общению. Страх неприятия другими, страх стать непохожим на сверстников давит на подростка. Дети в подростковом возрасте испытывают сильную потребность в выражении своих чувств. Родители стараются помочь ребёнку, но именно в этот период подросток стремится к максимальной независимости от своих родителей и поэтому не видит в них особо доверенных для себя лиц.
Подростки нередко затрудняются, в какой форме выражать свои чувства. Детские проявления любви к родным и близким уже кажутся им глупыми и неприемлемыми – гораздо лучше приласкать и погладить своего четвероногого друга.
Животное оказывается особенно полезным в период «трудного» возраста. Четвероногие друзья дают свою любовь, составляют компанию, а также приучают к ответственности, которая является одним из критериев «взрослости».
ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА: КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ?
1. Найдите возможность выслушать сына или дочь, причём воздержитесь от советов.
2. Вслушайтесь в сказанное и постарайтесь понять, а не выносить сразу свой приговор.
3. Дайте подростку понять, что вы верите в его способность разрешить возникшую проблему, что вы уверены в правильности его суждений, не навязывайте своего мнения.
4. Поделитесь с сыном или дочерью своими воспоминаниями, связанными с этим возрастом.
5. Уважайте самостоятельность и право на личную жизнь ребёнка – это касается его комнаты, разговоров по телефону, ведения дневника или секретов, высказанных «на ушко» четвероногому другу.
6. Учитывайте особую чувствительность и внимание ребёнка к своему внешнему виду и физиологическим изменениям в его организме, постарайтесь быть деликатным в этих вопросах.
7. Не критикуйте друзей сына или дочери.
8. Если ваш ребёнок ощущает одиночество, брошенность сверстниками, сконцентрируйте внимание на развитие его собственной личности. Избегайте сравнений.
9. Поошряйте его привязанность к домашнему животному, которое может послужить своего рода «жилеткой» и выступить в этот период стрессов и изменений в роли четвероногого целителя.
«Трудный» возраст пережить можно! Положитесь на своё чувство юмора. Кроме того, помните, что это всего лишь один из этапов развития личности.
Домашние животные служат человеку уже тысячи лет. Ещё древние греки верили, что собачий язык обладает лечебными свойствами и использовали собак для лечения больных. В настоящее время врачи и педагоги продолжают изучать и развивать способы лечения с использованием четвероногих помощников.
В 1792 г. английская лечебница для душевнобольных в Йорке стала первым учреждением, где начали использовать животных, которые жили в лечебнице, а пациентам рекомендовали ухаживать за ними. Это стало первым случаем, когда люди использовали домашних животных для лечения душевнобольных.
В 1867 г. начали применять животных в немецкой лечебнице Бетель для помощи больным эпилепсией. Те жили в небольшом поселении, в окружении сельскохозяйственных животных.
Первые попытки применения животных в лечебных целях в Америке были предприняты в Нью-Йоркском госпитале ВВС в 1942 г. Выздоравливающим после ран и психических травм участникам войны рекомендовали ухаживать за домашними животными, изучать рептилий и дикую природу. Для них в качестве реабилитационной терапии организовывались «бега» черепах и соревнования лягушек в прыжках.
В настоящее время медицинское сообщество, включая психологов и терапевтов, признало ценность домашних животных для лечения людей, страдающих различными заболеваниями.
В 1981 г. были опубликованы данные исследования в Колфилдской клинике для престарелых (Мельбурн, Австралия), согласно которым всеобщая любимица собака по кличке Хони дала стимул к выздоровлению для 60 клиентов клиники. Своими забавными выходками она вызывала смех, что способствовало улучшению настроения пациентов.
Появление в доме престарелых «четвероногого целителя» помогает пожилым людям восполнить ту пустоту, которую они испытывают после переезда из знакомой домашней обстановки в новую среду. Кормление, прогулки и разговоры с животными снимают те ощущения одиночества и изоляции, которые пациенты часто испытывают в подобных учреждениях.
Собаки – поводыри для слепых. Во время первой мировой войны собак специально тренировали для передачи сообщений и для участия в спасательных работах. После войны в Германии дрессировали собак специально в качестве поводырей для ослепших ветеранов войны и гражданских лиц. Было обнаружено, что такие собаки-поводыри давали инвалидам по зрению возможность вести независимый образ жизни, и сегодня подобные центры подготовки собак существуют во всём мире.
Отношения, складывающиеся с четвероногим другом, дают слепому человеку ощущение полноценности – ведь собака не высказывает никаких замечаний относительно его инвалидности. Кроме того, владельцу такой собаки удобнее полагаться на своего пса, чем обратиться за помощью к другому человеку.
Собаки – «уши для глухих».
По статистике, в США слабослышащих в три раза больше, чем слепых. Приученные помогать глухим, собаки предупреждают владельцев о разных звуковых сигналах, требующих особого внимания.
Эти собаки, например, умеют предупреждать слабослышащего отца или мать, что их маленький ребёнок плачет. Они могут будить своего хозяина при звонке будильника, предупреждать находящегося за рулём автомобиля, что ему кто-то сигналит, а также сообщать о срабатывании пожарной сигнализации. Некоторые собаки приучены реагировать на звонок телефона, причём каждый звуковой сигнал как бы «включает» различные типы поведения: при звонке в дверь, например, пёс бегает между входной дверью и хозяином, а в случае срабатывания пожарной сигнализации собака ложится перед владельцем, сообщая тем самым об опасности.
Собаки –помощники людям с физическими недостатками. Собак можно приучить открывать двери и помогать преодолевать лестничные проёмы, включать свет, выполнять различные поручения – принести или отнести что-либо, нажимать кнопки в лифте, брать с полок магазинов необходимые товары и даже доставлять письма. Для человека-инвалида такая собака сберегает время и силы, а сэкономленную энергию можно использовать для других целей, например, на занятия в учебном заведении или выполнение посильной работы.
Инвалиды гораздо больше подвержены опасности нападения или ограбления, а служебная собака обучена защищать своего хозяина. В её присутствии человеку-инвалиду легче заговорить с незнакомыми людьми, которые в другом случае могли бы пройти мимо или проигнорировать его. Исследователи подсчитали, что инвалиды со служебными собаками вступают в общение с незнакомыми людьми в пять раз чаще, чем инвалиды без собак. Другими словами, собака расширяет мир человека с физическими недостатками.
Езда верхом для людей с физическими недостатками или психическими отклонениями является и полезным физическим упражнением на свежем воздухе, и удовольствием, и психотерапией. Во всём мире большое число инвалидов учится сидеть в седле. Так они получают возможность вырваться из своего ограниченного болезнью мирка. Для них это – лечение и тела и души.
Для детей-инвалидов верховая езда может стать интересным и увлекательным занятием, в ходе которого они получают удовольствие от общения с другими детьми и животными. Согласно данным специалистов, дети, занимающиеся верховой ездой, быстрее развиваются и лучше учатся. Слабовидящие овладевают новыми двигательными навыками, а у подростков с нарушениями психики наступает видимое улучшение. Кроме того, верховая езда помогает детям преодолеть так называемый «синдром неудач».
«Гиппотерапия», лечение при помощи лошади, - это одна из форм использования езды верхом для психотерапии. Пациент просто сидит в седле и приспосабливается к ходу лошади.
Одна такая прогулка длится от 20 до 30 минут, однако положительное эмоциональное воздействие несоизмеримо больше. Такие занятия способствуют улучшению кровообращения, развитию мускулатуры, стимулируют дыхание, улучшают осанку и координацию движений, способствуют развитию подвижности суставов, а также помогают научиться лучше контролировать положение тела в пространстве. Таким образом, человеку предоставляется возможность вылезти из инвалидной коляски.
Подростки с задержкой вы умственном развитии в ходе подобной психотерапии добиваются прекрасных результатов. Обычно дети с расстройствами психики способны лишь к краткой концентрации внимания. Обучение верховой езде помогает им концентрироваться и развивать самоконтроль, а также улучшить свои разговорные навыки. Эмоциональное удовлетворение становится мощным стимулом к выздоровлению.
Исследования свидетельствуют, что животные способствуют скорейшему выздоровлению госпитализированных пациентов. «Посещение» больных домашними животными благотворно сказывается на их самочувствии. Разговоры с четвероногим «целителем» и наблюдение за ним в больничной палате повышает настроение больного, что помогает ему побороть депрессию и способствует выздоровлению. В настоящее время более 25 американских клиник уже применяют подобную «терапию» с четвероногими помощниками в своих курсах лечения.
К «работе» с детьми допускаются только здоровые, специально обследованные взрослые собаки. Во избежание распространения шерсти и перхоти все собаки облачены в специальные «медицинские халаты».
Родите, персонал клиники и волонтёры (сопровождающие собак) сообщают о положительных результатах подобных посещений. В тех отделениях, где побывали четвероногие «целители», у пациентов отмечалось существенное улучшение самочувствия, снятие стресса и выход из состояния замкнутости и подавленности. Ни для кого не стало открытием, что животным порой удаётся установить с детьми такой контакт, которого не всегда достигают взрослые.
Визиты четвероногих «целителей» с успехом применяются и медслужбой армии США.
В реабилитационных программах для детей из неблагополучных семей, а также детей с эмоциональными расстройствами в настоящее время используются и с\х животные. Уход за ними приучает детей к ответственности. Работа на ферме даёт городскому ребёнку знания о совершенно ином образе жизни, а также учит его заботиться не только о себе, но и о других. Ребёнок привыкает уважать потребности живого существа, учится общаться и приспосабливаться к жизни.
Животные, хорошо чувствующие любовь. Отвечают детям привязанностью и преданностью. Ребёнок рядом с ними чувствует, что он любим и нужен кому-то другому, привыкает к ответственности за живое существо. Для ребёнка, который раньше видел только отрицательные стороны жизни, подобный опыт может оказаться поворотной точкой. Забота о животном позволяет ему применить свою энергию, вместо того, чтобы тратить её впустую или обращать против других людей. Так дети учатся работать и любить.
Чем-то напуганные и ушедшие в себя дети часто не хотят или не могут выразить свои чувства взрослым. Психотерапевты и врачи, использующие домашних животных в курсе лечения таких детей, убедились, что четвероногие «целители» помогают детям сделать уверенный шаг к преодолению своих недугов и полному выздоровлению.
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с
животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий