Притча. Однажды деспотичный правитель, живший на Востоке, тяжело заболел. Все целители сбились с ног, пытаясь ему помочь, но никто не мог достичь успеха. В конце концов, вызвали опального целителя, который до этого был унижен и обижен правителем. Он сказал, что вылечит его, но потребовал оставить их наедине.
Когда это требование было выполнено, целитель захохотал и стал издеваться над царём. «Наконец-то я могу тебе отомстить», - ликовал он. Потом он плюнул ему в лицо и в довершение всего расстегнул штаны и помочился на него. Взрыв возмущения и ярости у правителя был такой, что, когда он увидел, что целитель убегает, он зашевелился и его паралич стал проходить. К нему вернулись силы и энергия, правитель вскочил на коня и помчался догонять обидчика.
И вдруг неожиданно рассмеялся, осознав, что выздоровел. На первый взгляд больного вылечила ярость и ненависть, на самом же деле его спасла энергия, направленная на защиту. Только потом она трансформировалась в ярость и ненависть.
Другая история. У одной женщины умирал ребёнок, больной полиомиелитом. Врачи сказали матери, что ребёнку осталось жить три дня. Мать рыдала, а мальчик лежал в постели и смотрел в окно. Ему очень хотелось увидеть закат, но высокий сундук, стоявший у окна, ему мешал. Мальчик попросил женщину сдвинуть сундук. Полдня она возилась, пытаясь передвинуть сундук.
Сын ей ничего не объяснял. Он не хотел отказываться от желания жить. Он хотел быть счастливым. Он хотел увидеть закат. И его матери вместо того, чтобы впасть в депрессию и уныние, пришлось возиться с сундуком, отдавая физическую и нервную энергию. Потом мальчик потерял сознание и три дня находился в коме. После этого он выздоровел и стал помогать другим людям. Это был известный американский психолог Милтон Эриксон.
Он понял, что главная задача – разбудить в человеке внутреннюю энергию, помочь ему отбросить всё, что мешает этой энергии свободно реализовываться и преобразовывать окружающий мир.
История из книги. Во время войны в госпиталь привезли умирающего лётчика. Врачи после осмотра решили операцию не делать, оставили лётчика в коридоре умирать. Раненый непрерывно стонал и просил пить. Проходившая мимо медсестра сжалилась над ним и принесла ему из операционной стакан воды.
Раненый лётчик жадно выпил воду, а затем начал говорить медсестре комплименты и даже поглаживать её с явным желанием продолжить знакомство. Потом стал требовать, чтобы ему сделали операцию, потому что он хочет жить. Операция закончилась успешно, лётчик выжил. Позже выяснилась причина такой жизнерадостности умирающего. Медсестра перепутала и дала ему выпить вместо воды стакан спирта.
Алкоголь приводит к выбросу энергии, поэтому у выпившего человека появляется ощущение эйфории и радости. Принятие алкоголя может на короткое время задействовать высшие ресурсы организма. Если же алкоголь употребляют часто, он, наоборот, может иссушить и обесточить организм. В случае с умирающим лётчиком алкоголь сыграл роль пускового механизма: заблокировал боль и активизировал желание выжить. Открылся источник внутренней энергии. Энергия пошла, и это привело к спасению.
Вывод простой. Здоровым человеком является тот, кто не убивает свою внутреннюю энергию унынием, плохими мыслями о себе и своей судьбе. Здоровым человеком является тот, кто не давит свои желания и не отказывается от своей мечты. Здоровым человеком является тот, кто не давит высшую энергию любви осуждением, обидами, страхами и унынием.
Оказывается, причиной многих заболеваний и несчастий может быть неумение конфликтовать. Но развитие без конфликта невозможно. Любое общение между двумя людьми – это всегда конфликт, потому что их интересы на внешнем уровне никогда не совпадают. У них разные тела и разные желания.
При общении накапливаются обиды и осуждение. Появляется непереносимость стрессов при унижении духовности, благородства, идеалов.
Например, друг проявляет эгоизм, невнимание, амбиции повышенные, он постоянно должен кого-то прессовать, чтобы поднять свой статус, часто опаздывает и его приходится подолгу ждать.
Считается, что благородство и порядочность – это однозначно хорошо. Но здесь есть и большие минусы. Эти минусы заключаются в том, что человек духовный, нравственный и порядочный гораздо чаще осуждает других, потому что считает себя правым. Перед Богом нет правых и виноватых.
Взять двух человек: хамоватого и эгоистичного и порядочного и принципиального. У хамоватого здоровье лучше, он энергию любви не давит, не останавливает. У него эта энергия просто неотёсанная. Он ещё не научился ею правильно управлять. А порядочный и принципиальный отказывается от любви и теряет высшую энергию. Это приводит к болезням.
Как же себя вести с непорядочным и эгоистичным?
Итак, есть конфликт – пошло развитие.
Первая модель поведения: человек злится, обижается, раздражается, и это подталкивает его к активным действиям.
Вторая модель: человек злится, обижается, но ничего не делает. И если в первом случае у него растёт ненависть к другим, то во втором – вспыхивает ненависть к себе, наваливается уныние, нежелание жить, начинается депрессия.
Есть и третья модель поведения: уход от конфликта. Человек не злится, не обижается и ничего не делает.
Четвёртая модель поведения: человек не злится и не обижается, но предпринимает активные действия для изменения ситуации.
Пятая модель поведения: человек понимает, что сразу ситуацию изменить невозможно, поэтому в первую очередь он начинает менять себя.
Самая лучшая модель поведения – это активные действия по изменению окружающего мира при внутреннем добродушии. При плоскостном мышлении мы можем выбирать только из двух позиций: либо обидеться на хамоватого человека и подавить его, защищая себя и отстаивая свои интересы, либо подчиниться ему и уступить, постепенно лишая себя сил и энергии.
Чтобы воспитывать другого, нужно усвоить всего несколько главных принципов:
1. Всегда сохранять любовь. Воспитание подразумевает изменение человека. А изменение без любви невозможно. Если нет любви и добродушия в воспитательном процессе, то жестокость быстро превращается в уничтожение.
2. Человек не может измениться сразу. Поэтому в воспитании необходимо терпение и многократное повторение попыток. Рано или поздно любой человек изменится.
3. Перед тем как ругать, надо всегда похвалить. Если начинать с упрёков и претензий, то мгновенно вспыхивает оборонительная реакция, и тогда человек меняться уже не будет.
Есть две схемы воспитания. Первая – первобытная, на уровне животного, - пытаться воспитывать, ругая и наказывая за ошибки, за плохое. Это подавляет внутреннюю энергию и делает минимальной возможность развития. Вторая модель – более высокого уровня. Вместо того чтобы ругать за плохое, нужно хвалить за хорошее.
Сварливые, постоянно всем недовольные жёны – это просто неудачные воспитатели. Но их неумение конфликтовать может обернуться болезнями и несчастьями для их детей. В законах Ману, которые существуют в Индии с древних времён, говорится о том, что, если жена бесплодна, через несколько лет можно завести вторую жену; если у жены рождаются дети, которые умирают, через десять лет можно жениться ещё раз; если жена сварливая, заводить вторую жену можно немедленно.
Есть японская мудрость, которая гласит: в конфликте нужно быть не камнем, а водой. Вода может меняться, а камень – нет. Ощущение значимости, незыблемости, превосходства – это суть камня, и он будет её отстаивать. У камня есть одна схема поведения, один способ взаимодействия с окружающим миром, а у воды их сотни и тысячи. Поэтому вода всегда победит камень.
Поклонение будущему, то есть принципам, идеалам, справедливости, превращает человека в камень. То, чему мы поклоняемся, должно быть единственным. Человек панически начинает бояться краха этой модели и ненавидеть любого, кто может нарушить эти планы. Происходит падение энергии и потеря будущего.
Нужно проявлять оптимизм и терпение и предпринимать множество разных попыток разрешения конфликта.
Когда мы хотим видеть и сделать другого совершенным, когда мы завышаем планку возможностей и требуем от другого немедленных изменений, мы теряем любовь и наполняемся презрением и ненавистью. Поэтому в воспитании необходимы снисходительность и терпение. За недостаток нельзя презирать, осуждать или пытаться его уничтожить. Недостаток нужно помочь преодолеть. Снисходительность, в которой скрыта любовь, - одно из главных правил педагогики.
Желание подавить, ударить, обмануть проявляется в конфликте с другим человеком тем сильнее, чем меньше мы чувствуем единство с ним. Если, пытаясь воспитывать другого, мы сохраняем чувство превосходства, педагогика сразу же превращается в подавление и демонстрацию своей силы.
Искренность исключает ощущение превосходства над другим. Искренность – это полная беззащитность души.
Очень тяжело бывает принять потерю денег, сгоревшую дачу, разрушенное благополучие. Ещё тяжелее принять крах духовных ценностей, когда рушатся надежды, терпят крах сознание, способности, воля и талант. Ещё труднее сохранить любовь, когда плюнули в душу, когда вольно или невольно оскорбляют близкие и любимый человек.
Древнеиндийская философия за много тысяч лет до Моисея утверждала, что любое событие, происходящее в мире, не исчезает бесследно, оно фиксируется в мировом эфире. Каждый поступок человека фиксируется и приводит к положительным или отрицательным результатам, то есть своим поведением и эмоциями человек формирует свою судьбу и события, которые с ним произойдут.
Накопление грехов приводит к болезням не только взрослых людей, но и детей, а также к вырождению и угасанию рода, племени и целого государства. Умение избавляться от грехов позволяло сохранять здоровье. Одним из лучших средств было наказание тех, кто нарушал нравственные законы.
Наказание или болезнь останавливали опасную тенденцию и давали шанс на выживание и очищение. Наказание позволяло остановить человека в самом начале его заблуждения. Если же его не наказывали люди, то рано или поздно неотвратимо и безжалостно, приходили болезни, несчастья и гибель потомков.
Много тысяч лет тому назад люди осознали, что убийство, воровство и насилие, скорее всего, будет совершать тот, кто невоздержан в еде и сексе, не уважает своих родителей, не может сдержать своих желаний, является рабом своих инстинктов. Аскетизм, отрешённость, воздержание, щедрость положительно влияли на человека. У таких людей была крепкая семья, многочисленные потомки и всё, что называется благоденствием.
(из книги С.Н.Лазарева «Человек будущего. Воспитание родителей». Первая часть.)
(из книги С.Н.Лазарева «Человек будущего. Воспитание родителей». Первая часть.)
Другие статьи на моём блоге в рубриках:
"Советы
мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы
психологов" http://qoo.by/U0U
И в других рубриках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий