суббота, 30 апреля 2022 г.

ПОЭЗИЯ СТАНОВИЛАСЬ ЖИВЫМ ДОКУМЕНТОМ, СВИДЕТЕЛЬСТВОМ УЧАСТНИКА И ОЧЕВИДЦА. Сценарий мероприятия ко Дню Победы о поэтах–фронтовиках для людей пожилого возраста

 

картинка из книги

ПОЭЗИЯ СТАНОВИЛАСЬ ЖИВЫМ ДОКУМЕНТОМ, СВИДЕТЕЛЬСТВОМ УЧАСТНИКА И ОЧЕВИДЦА.
Сценарий мероприятия ко Дню Победы о поэтах–фронтовиках для людей пожилого возраста

ДВЕ СТРОЧКИ

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке.

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела,

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал,

Да лед за полу придержал...

 

Среди большой войны жестокой,

С чего — ума не приложу, —

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый,

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Александр Твардовский

 

С первых дней войны вся советская поэзия вступила на солдатскую дорогу. От Демьяна Бедного до самых юных, от тех, которые уже обрели славу, до тех, которых она еще ждала. Все они стали воинами, проявили себя как истинные патриоты социалистической Отчизны, кровно связанные с народом. Именно поэтому голос их музы, как сказал наш великий русский поэт, «звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

 

Война для поэтов фронтового поколения – не музейные окаменелости. Война – это гигантский разворот  событий, та историческая схватка двух миров, которая для участников была и остаётся не только школой жизни, но и школой политики, школой интеллектуального, нравственного возмужания. Основы мировоззрения и мировосприятия поэтов-фронтовиков закладывались именно тогда, в годы войны.

 

Война требовала незамедлительных ответов на главные вопросы: что такое человек на войне, как соотносятся искусство и война, поэзия и фронтовая действительность? Поэзия становилась живым документом, свидетельством участника и очевидца.

 

Люди делились радостью, им хотелось, чтобы радость от восприятия поэзии пережил и другой, близкий человек.

 

«Жди меня» К. Симонова потрясло со страниц газеты всю Россию. Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось с эстрады, звучало по радио.

 

Сегодня мы вспомним нескольких поэтов и прочитаем их стихи - это: Павел Шубин, Николай Тихонов, Степан Щипачёв, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Александр Твардовский. (Стихи заранее выбирают и читают по ходу рассказа участники мероприятия – активная группа.)

 

1

Кому из побывавших на войне незнакомо ощущение  смертельной опасности, мучительное сознание страха смерти? Кто не боролся сам с собою, преодолевая эту душевную слабость? Об этом «тайная тайных» человеческого сердца ПАВЕЛ ШУБИН написал стихотворение «Полмига». В этих стихах нет ни рассуждений о долге, ни высоких клятв в любви к Родине. Но что другое могло заставить бойца приподняться под кинжальным пулемётным огнём и бросить ручную гранату?

 

ПОЛМИГА

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век бы хотел свой продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

 

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо;

Чтоб пылью осел он в траву!

...Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

Август 1943 г.

 

Творчество Павла Шубина убеждает, что возникший литературный спор о словах «великих» и словах «простых» - это зряшный спор, воистину спор о словах. Когда всё: и жизнь, и смерть, и успех боевой операции – решается в каких-то «полмига», тогда неуместны, странны общие рассуждения, как бы они ни были верны.

 

Но великие чувства патриотизма, верности воинскому долгу, народу жили в сердце бойца, метнувшего гранату,  лётчика, бросившего горящий самолёт на танковую колонну врага, девушки-комсомолки, умершей под пытками, но не сказавшей ни слова. Они, эти чувства, волновали и волнуют советских людей!

 

И как бы ни  была тяжела военная обстановка, советский человек оставался человеком, и в его сердце всегда находилось место веселью, радости, острой тоске, раздумьям о доме, о Родине, короче, всем тем чувствам, которые составляют внутренний мир человека и, в конце концов, возвышают его над механическим исполнителем чужой воли. На войне нравственная убеждённость была не менее необходима, чем физическая закалка. Она тоже определяла боеспособность бойца. А нравственная убеждённость немыслима без полноты мироощущения.

 

Пережитое на передовой, там, где «две коротких перебежки и штыку – ориентир», конечно, не прошло бесследно. В стихах поэтов фронтового поколения заметна не то, что душевная скованность, но внутренняя подтянутость. В лирических размышлениях о том, что же сделала с душой человека война, что такое жизнь и смерть, в чём смысл их жертв и лишений, эти поэты стремятся быть предельно конкретными. А ведь самое трудное в искусстве – это выразить то, что все чувствуют, что, как говорится, носится в воздухе. И поэт должен уметь выражать эти чувства.

 

ПАВЕЛ ШУБИН

* * *

Утешителям не поверишь,

А молиться ты не умеешь;

Горе горем до дна измеришь,

Не заплачешь — окаменеешь.

 

Злее старости, горше дыма,

Горячее пустынь горячих

Ночь и две проклубятся мимо

Глаз распахнутых и незрячих.

 

Все — как прежде: стена стеною,

Лампа лампою, как бывало...

Здесь ты радовалась со мною,

Молодела и горевала.

 

А отныне все по-иному:

День дотлеет, и год промчится,

Постоялец прибьется к дому,

Да хозяин не постучится.

Ноябрь 1944 г.

 

ПАВЕЛ ШУБИН

В СЕКРЕТЕ

В романовских дубленых полушубках

Лежат в снегу — не слышны, не видны.

Играют зайцы на лесных порубках.

Луна. Мороз... И словно нет войны.

 

Какая тишь! Уже, наверно, поздно.

Давно, должно быть, спели петухи...

А даль чиста. А небо звездно-звездно.

И вкруг луны — зеленые круги.

 

И сердце помнит: было все вот так же.

Бойцы — в снегу. И в эту синеву —

Не все ль равно, Кубань иль Кандалакша? —

Их молодость им снится наяву.

 

Скрипят и плачут сани расписные,

Поют крещенским звоном бубенцы,

Вся — чистая, вся — звездная Россия,

Во все края — одна, во все концы...

 

И в эту даль, в морозы затяжные,

На волчий вой, на петушиный крик

Храпят и рвутся кони пристяжные,

И наст сечет грудастый коренник.

 

Прижать к себе, прикрыть полой тулупа

Ту самую, с которой — вековать,

И снежным ветром пахнущие губы

И в инее ресницы целовать.

 

И в час, когда доплачут, досмеются,

Договорят о счастье бубенцы,

В избу, в свою, в сосновую вернуться

И свет зажечь...

 

В снегу лежат бойцы.

Они еще свое не долюбили.

Но — Родина, одна она, одна! —

Волнистые поляны и луна,

Леса, седые от морозной пыли,

Где волчий след метелью занесен...

Березки, словно девочки босые,

Стоят в снегу. Как сиротлив их сон!

На сотни верст кругом горит Россия.

Декабрь 1942 г.

 

 

2

НИКОЛАЙ ТИХОНОВ

Семья, в которой прошло детство Николая Семёновича Тихонова, жила скромными повседневными заботами и делами петербургских разночинцев, делами, далёкими от искусства и науки. Тем удивительная неутомимая,  «марсианская» жажда знать, творить, странствовать, которая пробудилась в подростке очень рано.

 

С первых сборников Николай Тихонов заявил о себе как первоклассный мастер стиха. И в жизни, и в поэзии он познал  горечь утрат, «бешеный ветер восторга», холодок одиночества, смертельные бури, с которыми ему довелось встречаться много раз.

 

Николай Тихонов был наделён особым даром: он чрезвычайно точно чувствовал атмосферу времени. «Мы не понимали, - писал Тихонов о гусарской юности, - что к чему. Мы не знали, как ступать в мире, переполненном оружием, грязью, лошадьми и начальством».  Но даже в годы мировой войны, в грохочущем и взрывающемся аду, жила в нём отвага, «та, которой нет названья и не понять, зачем она была».  Запаса этой отваги, этих впечатлений, этих горестных и страстных замет души с избытком хватило на будущие книги стихов и прозы. Их хватило вплоть до Великой Отечественной войны, перед величием, трагизмом и гигантским разворотом событий которой померкли воспоминания юношеских лет.

 

Поразительная вещь случалась в предвоенные годы. Когда тень от пожарищ всё ближе подползала к рубежам нашей страны, наряду с маршами, походными песнями, гражданскими и публицистическими стихами наши поэты, в прошлом участники гражданской войны, как будто торопясь сказать то, что часом позже уже нельзя будет сказать, создали проникновенные циклы стихов о любви…

 

Поэт признавался в одном из стихотворений предвоенных лет: «Мой век меня вниманьем не обидел, я многое могу порассказать». И когда разорвались первые снаряды на лугах за Бугом, когда упали первые фашистские бомбы на гранитные набережные Невы, в стихах Тихонова загремела державинская медь:

 

Домов затемнённых громады

В зловещем подобии сна,

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина.

 

«В железных ночах Ленинграда…» В эпитете «железный» Тихонов сконцентрировал всю волю героических защитников города. Он шёл к нему от юношеских стихов, когда был брошен в век «железный», когда был «вкован» в ночь первой мировой, когда ощутил, проснувшись, после фронтовой ночи, не ледоруба сталь, а «винтовки ствол морозный», когда с солдатской прямотой сказал: «Мне юности не жаль, мне изменяться поздно…». Поздно было меняться, да и не зачем, ибо, поднявшись на гребень эпохи, он выучился словам «прекрасным, горьким и жестоким».  

 

Давно были сказаны такие замечательные строки: «Поседелый, как сказанье, и как песня, молодой», - это о человеческом и творческом облике Тихонова.

 

Особенно дорог молодым поэтам был Николай Тихонов. Сдержанное мужество, привязанность к простым земным радостям, культ преданности и чести, ощущение долга — это мироощущение стало священным. Слишком все, что мы пережили, было всерьез, слишком многое было оплачено кровью.

 

НИКОЛАЙ ТИХОНОВ

ЛЕНИНГРАД

Петровой волей сотворен

И светом ленинским означен —

В труды по горло погружен,

Он жил — и жить не мог иначе.

 

Он сердцем помнил: береги

Вот эти мирные границы,—

Не раз, как волны, шли враги,

Чтоб о гранит его разбиться.

 

Исчезнуть пенным вихрем брызг,

Бесследно кануть в бездне черной

А он стоял, большой, как жизнь,

Ни с кем не схожий, неповторный!

 

И под фашистских пушек вой

Таким, каким его мы знаем,

Он принял бой, как часовой,

Чей пост вовеки несменяем!

1941—1943

 

НИКОЛАЙ ТИХОНОВ

МОГИЛА КРАСНОАРМЕЙЦЕВ НА ПЛОЩАДИ В БЕЛГРАДЕ

Им, помнившим Днепр и Ингулец,

Так странно — как будто все снится

Лежать между радостных улиц

В земле придунайской столицы.

 

Смешались в их памяти даты

С делами, навек золотыми;

Не в форме советской солдаты,

Как братья, стояли над ними.

 

И женщины в черном поспешно

Цветами гробы их обвили

И плакали так безутешно,

Как будто сынов хоронили.

 

И юные вдовы Белграда

Над ними, рыдая, стояли,

Как будто бы сердца отраду —

Погибших мужей провожали.

 

Страна приходила склоняться

Над их всенародной могилой,

И — спящим — им стало казаться,

Что сон их на Родине милой,

 

Что снова в десантном отряде,

Проснутся и в бой окунутся,

Что снится им сон о Белграде,

И трудно из сна им вернуться.

1947

 

3

СТЕПАН ЩИПАЧЁВ

Родился Степан Петрович Щипачёв 7 января 1899 года в бедной крестьянской семье. Отца почти не помнил, тот умер рано. Ещё подростком  Щипачёв пробует писать обо всём, что его волнует и тревожит: о войне, о родной деревне, о раненых солдатах, вернувшихся с фронта.

 

Лирика Щипачёва – лирика вечных, общечеловеческих тем – впитала в себя и его собственную биографию, и биографию его поколения.

Наибольшую известность среди читателей, даже тех, кто стихами интересуется мало, получила миниатюра «Любовью дорожить умейте» (1939):

 

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

 

Всё будет слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню не легко сложить.

 

Эта афористичная концовка затем вошла в разговорную речь, стала современным присловием.

 

Я, может, сам такой любви не стою,

Но, принимая бури и ветра,

Живёт, сияет чистой красотою

Любовь – высоким помыслам сестра.

 

Эта высота помыслов в любви, труде, размышлениях об огромном мире и снискала поэту признательность читателей. В автобиографических заметках поэт делится: «Я понял, что лирический поэт не может раскрыть духовный мир человека, не раскрывая себя. Я понял: чем больше поэт доверяется людям в своих самых сокровенных чувствах и мыслях, тем нужнее, ближе он становится своему читателю,…» Он сумел увидеть приметы доброго мира и одновременно объединить людей чувством взаимной признательности и благодарности. Он думал о людях, которые и для него «Хлеб сеяли, тесали камни», он с особым пристрастием задаёт себе вопрос: «Что сделал я? Чем людям я полезен?»

 

В годы Великой Отечественной войны Степану Петровичу довелось принимать участие в боевых действиях, работать во фронтовой газете. В 1942-1944 годах Степаном Щипачёвым был создан большой цикл лирических стихотворений о верности и стойкости в любви и дружбе. Он понимал, что война вмешалась в жизнь его героев, людей «не на виду»,  что она на долгие годы разлучила их с родными и близкими, испытывала крепость чувств разлукой, была проверкой самых сокровенных человеческих отношений. Он должен был сказать этим людям слово одобрения и поддержки, убедить их, что любовь преодолеет всё.

 

Сегодня бой, и завтра будет бой.

Течёт песок в землянке от обстрела.

Мы за войну не виделись с тобой, -

Наверно, изменилась, постарела.

 

Нет, и сейчас передо мною ты

Встаёшь красивая и молодая.

Люблю тебя – и годы, пролетая,

Не тронут в памяти твои черты.

 

Все трудные годы военного лихолетья поэт славил тех, чья «светлая любовь» прошла с «гордой строгостью солдаток». В прославлении такой любви он видел свой долг, своё призвание…

 

СТЕПАН ЩИПАЧЕВ

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

 

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

 

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

 

Я о другом не пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

1943

 

СТЕПАН ЩИПАЧЕВ

В ЗАСАДЕ

Под мокрым небом яблони озябли.

В саду засада наша. Враг — вблизи.

Тяжелый танк врыт между старых яблонь,

И он весь в листьях желтых и в грязи.

 

Еще грознее будет он, упорней

Стоять, свершая отомщенье, тут

За то, что яблоням мы подрубили корни

И что весной они не расцветут.

1943

 

 

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна — …

 

Узнаете строки? Да, это тот пример, когда стихотворение стало песней - Алексей Фатьянов «Соловьи». Все поём…

 

АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ

СОЛОВЬИ

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна —

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

 

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят...

 

Но что война для соловья —

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Ведь завтра снова будет бой,

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жен, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

 

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят...

 

Продолжаем разговор о поэтах…

4

ЛЕОНИД МАРТЫНОВ

Леонид Николаевич Мартынов родился в Омске в 1905 году в семье гидротехника-путейца. Его раннее детство прошло в служебном вагоне отца, переезжавшем с места на место или подолгу стоявшем среди прииртышских степей и пустынь. В раннем детстве мальчик обладал пылким воображением и был неутомимым книгочеем. В жажде путешествий и исканий он не знал предела.

 

Россия была дорога поэту неповторимостью исторического пути, многовековой борьбой народа за национальную независимость, дорога живой природой, искусством, живописью, литературой, обликом и душевным складом людей, населяющих её необъятные просторы.

 

Мартынов торопился рассказать о том, как богата жизнь чудесами, как всесильно искусство человеческого слова, он торопился уверить и себя и других в том, что

 

В грядущем – потому и ждёшь его! –

Мы существуем временами.

 

Непрерывно экспериментируя, отыскивая слово, которое способно передать все оттенки такого сложного и такого необычайного видения мира и философствующего чувства, поэт, в конце концов, всегда улавливал этот «голос яви»…

 

ЛЕОНИД МАРТЫНОВ

НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастерки их были в пыли

И от пота еще солоны

В эти дни бесконечной весны.

 

Возвращались солдаты с войны,

И прошли по Москве точно сны, —

Были жарки они и хмельны,

Были парки цветами полны.

В зоопарке трубили слоны, —

Возвращались солдаты с войны!

 

Возвращались с войны старики

И совсем молодые отцы –

Москвичи, ленинградцы, донцы…

Возвращались сибиряки!

 

Возвращались сибиряки –

И охотники, и рыбаки,

И водители сложных машин,

И властители мирных долин, -

Возвращался народ-исполин…

 

Возвращался?

Нет!

Шёл он вперёд,

Шёл вперёд

Победитель-народ!

1945

 

 

5

ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ

Вероятно, в современной поэзии нет художника более сложной биографии. После каждого перепада в своей судьбе он, словно птица феникс из пепла, воскресал вновь, начинал печататься…

 

Ярослав Васильевич Смеляков родился в 1915 году в городе Луцке в семье весовщика железнодорожной станции. В трудные двадцатые годы вместе с семьёй  он оказался в Москве, где четырнадцатилетним подростком познал не только тяжёлый труд, но и безработицу. Потом стал печатником в типографии.

 

Народ-герой, народ-победитель, народ-труженик – вот триединство, которое выражало суть его самосознания.

 

ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ

СУДЬЯ

Упал на пашне у высотки

суровый мальчик из Москвы,

и тихо сдвинулась пилотка

с пробитой пулей головы.

 

Не глядя на беззвездный купол

и чуя веянье конца,

он пашню бережно ощупал

руками быстрыми слепца.

 

И, уходя в страну иную

от мест родных невдалеке,

он землю теплую, сырую

зажал в коснеющей руке.

 

Горсть отвоеванной России

он захотел на память взять,

и не сумели мы, живые,

те пальцы мертвые разжать.

 

Мы так его похоронили —

в его военной красоте —

в большой торжественной могиле

на взятой утром высоте.

 

И если, правда, будет время,

когда людей на Страшный суд

из всех земель с грехами всеми

трикратно трубы призовут, —

 

предстанет за столом судейским

не бог с туманной бородой,

а паренек красноармейский

пред потрясенною толпой,

 

держа в своей ладони правой,

помятой немцами в бою,

не символы небесной славы,

а землю русскую, свою.

 

Он все увидит, этот мальчик,

и ни йоты не простит,

но лесть — от правды,

боль — от фальши

и гнев — от злобы отличит.

 

Он все узнает оком зорким,

с пятном кровавым на груди,

судья в истлевшей гимнастерке,

сидящий молча впереди.

 

И будет самой высшей мерой,

какою мерить нас могли,

в ладони юношеской серой

та горсть тяжелая земли.

1945

 

ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ

МИЛЫЕ КРАСАВИЦЫ РОССИИ

В буре электрического света

умирает юная Джульетта.

 

Праздничные ярусы и ложи

голосок Офелии тревожит.

 

В золотых и темно-синих блестках

Золушка танцует на подмостках.

 

Наши сестры в полутемном зале,

мы о вас еще не написали.

 

В блиндажах подземных, а не в сказке

наши жены примеряли каски.

 

Не в садах Перро, а на Урале

вы золою землю удобряли.

 

На носилках длинных под навесом

умирали русские принцессы.

 

Возле, в государственной печали,

тихо пулеметчики стояли.

 

Сняли бы бушлаты и шинели,

старенькие туфельки надели.

 

Мы еще оденем вас шелками,

плечи вам согреем соболями.

 

Мы построим вам дворцы большие,

милые красавицы России.

 

Мы о вас напишем сочинения,

полные любви и удивленья.

1946

 

6

АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ

На хуторе, называемом Загорьем, в 1910 году в семье кузнеца родился Александр Трифонович Твардовский. Семья была большая. Иногда вечерами Трифон Гордеевич охотно читал вслух стихотворения Лермонтова, Некрасова, Никитина, А.К.Толстого, а то пел «Коробейников» или припоминал на память всего «Конька-Горбунка». В этой атмосфере бережного, любовно-уважительного отношения к печатному слову и вырос Александр Твардовский.

 

Образы родной смоленской стороны играют в творчестве Твардовского первостепенное значение. Чувства людей сельского мира, переживавших всемирно-исторический процесс ломки прежних устоев, мучительно-трудное, отягощённое ошибками вызревание нового общественного уклада, период коллективизации,… и… запахи, звуки, краски деревенского детства, поры морозных, ясных утренников – всё это в раздумьях о судьбах родной стороны.

 

В период Великой Отечественной войны главной идеей поэмы «Василий Тёркин», ставшей «энциклопедией фронтовой жизни», стала идея  человеческого в человеке в борьбе за независимость своей Отчизны. Главным же нравственно-эстетическим  достоинством – «душевная красота» рядового бойца Советской Армии, его мужество, стойкость, обаяние, отзывчивость на чужую радость и беду, доброта, неиссякаемый оптимизм. Твардовский по личному опыту знал, что на войне нельзя прожить минуты «без хорошей поговорки или присказки какой». Ёмкость, броскость, поэтичность пословиц была сродни его собственной натуре, его складу ума и характера.

 

Находясь с 1942 года в войсках Западного фронта, Твардовский стал сотрудником газеты. Всё испытанное самим поэтом, все мысли и чувства, пережитые на войне, судьбы солдат и офицеров действующей армии, потерявших в ходе войны близких и родных, потерявших «малую родину», каким было для поэта его родное Загорье, всё это в стихах Александра Твардовского.

 

«Личность автора в её главных и решающих чертах, - писал А.Твардовский, - обязательно сказывается в его творениях, и читатель обязательно это чувствует.  В поэзии нельзя притвориться взволнованным, если не взволнован по-настоящему, чувствующим так-то, если не чувствуешь так на самом деле. Такие чудеса невозможны…».

 

Когда над изгибом тропинки

С разлатых недвижных ветвей

Снежинки, одной порошинки,

Стряхнуть опасается ель.

 

Вдумайтесь в эту трепетную строку – «стряхнуть опасается ель», и вы поймёте, чем жил поэт в минуту, когда ему бывало так «больно и одиноко», - ведь эта заснеженная тропинка уводила его в страну детства, где бежал деревенский мальчик в смазанных дёгтем сапожонках, помахивал школьной сумкой, удивлялся тому, что впереди за лесом, за далью выросло медным кустом весеннее солнце.

 

АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Все, все у сердца на счету,

Все стало памятною метой.

Стояло юное, в цвету,

Едва с весной расставшись, лето;

Стояла утренняя тишь,

Был смешан с медом воздух сочный;

Стекала капельками с крыш

Роса по трубам водосточным;

И рог пастуший в этот час,

И первый ранний запах сена...

Все, все на памяти у нас,

Все до подробностей бесценно:

 

Как долго непросохший сад

Держал прохладный сумрак тени;

Как затевался хор скворчат —

Весны вчерашней поколенья;

Как где-то радио в дому

В июньский этот день вступало

Еще не с тем, о чем ему

Вещать России предстояло;

Как у столиц и деревень

Текло в труде начало суток;

Как мы теряли этот день

И мир — минуту за минутой;

Как мы вступали за черту,

Где труд иной нам был назначен, —

Все, все у мира на счету,

И счет доныне не оплачен.

 

Мы так простились с мирным днем,

И нам в огне страды убойной

От горькой памяти о нем

Четыре года было больно.

Нам так же больно и теперь,

Когда опять наш день в расцвете,

Всей болью горестных потерь,

Что не вернуть ничем на свете.

У нас в сердцах та боль жива,

И довоенной нашей были

Мы даже в пору торжества

Не разлюбили, не забыли.

Не отступили ни на пядь

От нашей заповеди мира:

Не даст солгать вдова иль мать,

Чьи души горе надломило...

 

Во имя счастья всех людей

Полны мы веры непреклонной —

В годах, в веках сберечь наш день,

Наш мирный день, июнь зеленый.

1950

 

Ещё одно стихотворение Алексея Фатьянова …

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои…

 

Правильно! Поём..

 

АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ

ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ?

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои...

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

 

Я хожу в хороший час заката

У тесовых новеньких ворот,

Может, к нам сюда знакомого солдата

Ветерок попутный занесет?

 

Мы бы с ним припомнили, как жили,

Как теряли трудным верстам счет.

За победу б мы по полной осушили,

За друзей добавили б еще.

 

Если ты случайно не женатый,

Ты, дружок, нисколько не тужи:

Здесь у нас в районе, песнями богатом,

Девушки уж больно хороши.

 

Мы тебе колхозом дом построим,

Чтобы было видно по всему:

Здесь живет семья российского героя,

Грудью защитившего страну.

 

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои...

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

 

Военные годы научили поэтов, что дружба, братство, товарищество, коллективизм – надёжная опора для каждого человека.

 

В предсмертном стихотворении поэта-фронтовика Георгия Суворова есть замечательные строки: «Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей». Это светлое толкование жизни как «жизни для людей» полно и сокровенно выражает нравственные позиции поэтов – участников Отечественной войны.

 

АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ

9 МАЯ

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

 

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям, павшим и живым,—

Салют!

 

И пусть его услышат

Те, что не рады торжеству,

Что кровью мира пакты пишут,

Войну поют, войною дышат,

Войною бредят наяву.

 

Два слова к ним по существу.

 

Я волен речь вести свободно,

Как тот солдат, с кем был в бою,

С кем пыль глотал в страде походной

И чьим поэтом состою.

 

Ему, творцу бессмертной были,

Что не уйдет во мглу времен,

Вы славу издали трубили,

Когда гроза брала разгон.

 

Когда вам ужас веял в души,

А он, солдат, свой начал путь

На море, воздухе, на суше,

Врага встречая грудь на грудь.

 

Вы полагали, он не ведал,

Покуда шла еще война,

Кому, зачем была победа

И по какой цене нужна?

 

Но вряд ли вы считали сами,

Рядясь под цвет его друзей,

Что вас считает он друзьями

В душе бесхитростной своей.

 

Еще тогда, играя в прятки

И грея руки близ войны,

Вы не ошиблись в той догадке,

Что он — солдат своей страны.

 

И не вложить вам миру в уши

Враньем речей, газет, витрин,

Что с моря, воздуха и суши

Грозит вам тот, кто брал Берлин.

 

Кто городов и сел руины

Вновь оживил в родном краю

И, как на штурм ходил Берлина,

На штурм стихий идет в строю.

 

И с неизменною отвагой

В труде, обязанном уму,

Творить свой день себе во благо

И человечеству всему.

 

Себе хозяйскою рукою

Он начертал свой план, свой путь,

И тем лишает вас покоя,

Что не боится вас ничуть.

 

Он столько вынес и изведал,

Таких больших исполнен сил,

Что страх душе его неведом,

Откуда кто бы ни грозил.

 

Вам стоит помнить:

День Победы

Он в честь нее провозгласил.

1950

 

С ПРАЗДНИКОМ ВАС! С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

ЛИТЕРАТУРА:

- Дементьев В. Грани стиха: О патриотич. лирике сов. поэтов: Кн. для  учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.: ил.

- ПОЭЗИЯ. Альманах. Вып. 22, М,: Мол. гвардия, 1978. — 223 с.: ил.

- Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет /Сост. В. М. Курганова; Вступ. от. Е. М. Винокурова; Под общ. ред. Е. М. Винокурова,— М.: Сов. Россия, 1990, — 272   с. — (Школьная б-ка).

Н.С.Пасынкова

СПИСОК СЦЕНАРИЕВ Ко ДНЮ ПОБЕДЫ:

В рубрике «АГИТБРИГАДА …» https://urlid.ru/bt2a:

- ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ

- ДЕНЬ ПОБЕДЫ, КАК ОН БЫЛ ОТ НАС ДАЛЁК

 

В рубрике «Сценарии мероприятий для пожилых людей» http://qoo.by/U0X:

1.   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СТИХАХ И ПЕСНЯХ

2.   ВОЕННОЙ ПЕСНИ НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

3.   ЗА КРАЙ РОДНОЙ

4.   И ВСПОМНИМ МЫ ПОБЕДНЫЙ МАЙ

5.   И ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ

6.   РАДИ ПАМЯТИ, РАДИ ЖИЗНИ

7.   А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ

8.   ЗА КРАЙ РОДНОЙ…

9.   ПОБЕДА В СЕРДЦЕ КАЖДОГО ЖИВЁТ

10.               Сценарий праздника, посвящённого ДНЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.

11.               НА РОДНУЮ МОЮ НА СТОРОНКУ Я УМРУ, НО ВРАГА НЕ ПУЩУ… Познавательная программа ко Дню Победы о подвиге кировчан для людей пожилого возраста

12.               ИЗ ГНЕВА ПЛАВИЛСЯ МЕТАЛЛ И СЛЁЗЫ ПРЕВРАЩАЛИСЬ В ПОРОХ Познавательная программа ко Дню Победы о подвиге кировчан в тылу для людей пожилого возраста

13.               И ЛОМАЛА ВОЙНА И ТАРАНИЛА… Праздничная программа ко Дню Победы для людей пожилого возраста

14.               ВОЙНОЙ ПРОВЕРЕННЫЕ НА ИЗЛОМ Сценарий мероприятия ко Дню Победы о героях кировчанах для людей пожилого возраста

15.               БЕССОННЫХ МОЛОТОВ НАБАТ Познавательная программа ко Дню Победы о подвиге кировчан в тылу для людей пожилого возраста

16.               …ДО КОНЦА ВОЙНЫ НЕ ДНИ, А ЧЕТЫРЕ ОГРОМНЫХ ГОДА Сценарий мероприятия ко Дню Победы о военном творчестве Эдуарда Асадова для людей пожилого возраста

17.               ВОЙНОЮ ПРЕРВАННЫЕ СТРОКИ Сценарий мероприятия ко Дню Победы о поэтах, не вернувшихся с полей сражений

18.               ПОЭЗИЯ СТАНОВИЛАСЬ ЖИВЫМ ДОКУМЕНТОМ, СВИДЕТЕЛЬСТВОМ УЧАСТНИКА И ОЧЕВИДЦА. Сценарий мероприятия ко Дню Победы о поэтах–фронтовиках для людей пожилого возраста

19.               ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ ИЗ-ПОД ОБСТРЕЛА ВЫНЕС НА РУКАХ (С.Орлов) Сценарий мероприятия ко Дню Победы о молодых поэтах – участниках Великой Отечественной войны для людей пожилого возраста

20.                

 


Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy  

Комментариев нет:

Отправить комментарий