ЭГОИЗМ - РУГАТЕЛЬСТВО ИЛИ КОМПЛИМЕНТ?
Американский психолог Джон Пауэлл решил однажды провести маленький эксперимент, чтобы выяснить, как окружающие относятся к человеку с положительной самооценкой. Этот опыт он поставил не на людях с улицы, а на «продвинутой» аудитории — студентах-психологах из университета, в котором преподавал. Придя на вводное занятие, Пауэлл искренне рассказал будущим коллегам, что он очень хороший человек и прекрасный специалист, обладающий необходимым интеллектом, преподаватель с развитой интуицией, способный вызвать интерес к своему предмету. «Некоторые из студентов как-то нервно смеялись, недоумевая, насколько серьезно я все это говорю, в то время как другие уставились на меня, как бы спрашивая: «Что с ним делать? Спустить с лестницы или дать чем-нибудь тяжелым?».
«Много
позже, — пишет Пауэлл, — я пытался объяснить, что их реакция может рассказать
им кое-что о них самих, о нашем обществе и о том, как мы реагируем на
проявление человеком любви к самому себе».
«Надо
любить и принимать себя, чтобы быть психически здоровым и хотя бы относительно
счастливым», — убеждают психологи. «Нет ничего хуже эгоизма!» — отзывается
общественная мораль. А мы топчемся перед неразрешимой дилеммой. Или нет?
Эгоизм
— это любовь к себе? Нет. Как ни странно, это ее противоположность. Эгоист
сосредоточен на себе именно потому, что какие-то стороны собственной личности
его тревожат, раздражают, огорчают. Он не принимает себя, он собой недоволен, в
чем-то самого себя обвиняет. Следовательно — не любит.
Человек,
принявший себя, спокоен и самодостаточен. Чужие удачи не заставляют его
чувствовать себя хуже, он успешен, верит в свою способность совершенствоваться
и развиваться, доброжелателен. И люди тянутся к нему — будто он знает какую-то
тайну, которая им тоже интересна.
Защищенность
на собственной личности — это своего рода компенсация отсутствия основательной
любви к самому себе. Пустоту, на месте которой должно быть здоровое принятие
себя, эгоист по мере сил заполняет завистью, страхом, что его в чем-то обошли,
чего-то опять лишили — в общем, чувствами весьма разрушительными.
Обратите
внимание: любить себя, достойно оценивать собственные заслуги, быть собой
довольным, по нашим представлениям, — стыдно. Экий, дескать, эгоизм! А вот
завидовать, подозревать окружающих, обижаться — это мы почему-то себе
разрешаем.
Нас
учили, что любить надо других... Надо. Больше того, это заповедь. В Евангелии
со всей определенностью сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Если мы не любим себя — как нам удастся возлюбить ближнего, отношение к
которому прямо пропорционально нашему отношению к себе?! И религия, и
философия, и психология сходятся в одном: наши чувства к окружающим — всегда
проекция отношения к самим себе. Разве сможем мы принять ближнего, если не
принимаем самих себя? Сможем простить окружающим их несовершенства, их ошибки,
просчеты, уродливую или, наоборот, слишком привлекательную внешность? Простить
другим то, что не прощаем самим себе? Ну, уж дудки!
Вот
где закавыка: себя мы не любим и не принимаем, себе самим отказываем в праве
быть такими, какие есть. «А как принять себя? — скажете вы. — Мне слишком
многое в себе не нравится! Ну, может быть, потом, когда-исправлюсь...». Беда в
том, что пока не примем — не исправимся.
Нелюбовь
к себе имеет еще одну уродливую сторону: в ситуации внутреннего дискомфорта
человек стремится хотя бы извне получить что-то приятное. Он буквально требует
от окружающих проявлений любви и уважения, похвал, знаков внимания. Так что,
как ни парадоксально, самовлюбленность — верный признак нелюбви к себе.
Казалось
бы, если не любить себя — вредно, а любить — так хорошо и полезно, почему же мы
этого не делаем?
Во-первых,
нам мешает воспитание. Кого учили любить себя, хвалить себя? Приветствовалось
иное: смирение, скромность. Скромность, конечно, достоинство — но, хочу
заметить, не единственное! А уж человек, в котором эту самую скромность
усиленно развивали все детство напролет, и вовсе рискует утвердиться в мысли,
что постоянное самоунижение — именно то, чего ждут от него окружающие. Все
краски мира для такого несчастного сводятся к двум: сияюще-белой, которой
светится смирение, и черной, которой окрашены все остальные черты личности.
Есть
и вторая причина избегать любви к себе. Как просто и привычно сказать: «Я —
слабый человек, не требуйте от меня слишком многого. Пожалейте! Любите меня
таким, каков я есть». Это, конечно, ни в коем случае не любовь к себе, это
иное: не слишком уютная, но не лишенная своих плюсов жизненная позиция. Не
нужно прилагать усилия, к чему-то стремиться, стараться. Достаточно
подстроиться под авторитарную маму, начальника, общественное мнение и так
далее: вариантов масса! Скучновато, конечно, противненько — зато это гораздо
проще, чем поступить «эгоистично» и прожить жизнь по-своему.
Специалисты
установили, что в среднем человек реализует только 10 процентов своих
возможностей. Его разум охватывает лишь малую часть того, что мог бы узнать,
обдумать, понять. Его сердце испытывает лишь толику той любви, которую оно
могло бы испытывать. Человек умирает, зачастую так и не узнав, что такое
настоящая жизнь и настоящая любовь. Не правда ли, все это очень далеко от
полноты жизни?
«Слава
Божия — это человек, живущий полной жизнью», — сказал на заре тысячелетия
святой Ириней Лионский. Давайте сегодня его услышим.
Самира ПАВЛОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий