пятница, 26 ноября 2021 г.

ЧЁРНЫЙ ВОРОН В НЕБЕ ВЬЁТСЯ… Министр культуры Фурцева и опальные артисты. Познавательная музыкальная программа для людей пожилого возраста

 

фото из интернета



 
ЧЁРНЫЙ ВОРОН В НЕБЕ ВЬЁТСЯ…

Министр культуры Фурцева и опальные артисты.

Познавательная музыкальная программа для людей пожилого возраста 

Сегодня мы поговорим о том, как личные симпатии и антипатии, личные амбиции, компетенция, зависть, ревность,…  могут ломать судьбы многих людей. Вспомним песни 60х лет. 

Что объединяет эти имена:

Аида Ведищева, Тамара Миансарова, Вадим Мулерман, Валерий Ободзинский, Клавдия Шульженко, Владимир Высоцкий, Мстислав Ростропович, Лариса Лужина, …?

Да! Певцы, композитор, артистка – люди искусства. 

У них есть ещё что-то общее… Все они были «репрессированы», подверглись гонениям одним человеком – министром культуры Екатериной Алексеевной Фурцевой.

И попробуем сегодня разобраться – как и почему так случилось.

Сначала выясним – что за личность: Екатерина Фурцева. Как она «дошла до жизни такой»? За что мстила известным талантливым людям?

 

1

Единственная в СССР женщина-министр Екатерина Фурцева вызывала у современников смешанные чувства.

 

Ткачиха, взобравшись на вершину, стала членом президиума и секретарем ЦК, а потом — хозяйкой всего культурного пространства страны. Она жила в семикомнатной квартире рядом с Кремлем, ездила за границу, покупала модные вещи и постоянно следила за своей фигурой. О жизни, как у Фурцевой, мечтали многие. Политик несколько раз выходила замуж, крутила романы со знаменитостями, но до конца жизни была несчастлива. Как ей удалось построить головокружительную карьеру?

 

Екатерина родилась в городке Вышний Волочек Тверской области в семье рабочего. Ее отец погиб в годы Первой мировой войны. Мать, Матрена, работала на ткацкой фабрике и воспитывала дочь одна. Окончив школу, девушка тоже пошла в ткачихи, а еще — вступила в ВЛКСМ. На бойкую комсомолку сразу обратили внимание: она стала стремительно делать карьеру, работала в разных городах, выучилась на инженера-химика. Она переехала в Крым и уже через год с момента переезда стала завотделом Крымского обкома комсомола в Симферополе. Многие связывают это с покровительством первого секретаря Крымского обкома партии Евгения Вегера.

 

Первым мужем Фурцевой стал летчик-инструктор Петр Битков. Говорили, что Екатерина увела его у подруги. По второй версии, она заставила его бросить жену с дочкой. Когда супруга отправили в Москву, Екатерина последовала за ним. В столице она начала работать в ЦК комсомола инструктором отдела студенческой молодежи. Когда мужа призвали на фронт, вместе с матерью она уехала в Куйбышев, где родила дочь Светлану. Во время войны брак с Битковым распался.

Женщина утверждала, что причиной тому стала измена супруга. Но в окружении Фурцевой ходили слухи, что это она не дождалась мужа с фронта и нашла себе покровителя — знаменитого секретаря Фрунзенского района Москвы Петра Богуславского, с которым познакомилась еще в Куйбышеве. Впоследствии, вернувшись в Москву, она заняла его место.

 

Но по-настоящему судьбоносная встреча произошла, когда она познакомилась с Никитой Хрущевым и стала его активной соратницей.

В 1956 году Фурцеву избрали в ЦК КПСС, а еще через год она стала членом Президиума ЦК КПСС — первой женщиной, которая достигла таких высот. Правда, продержалась на этом посту недолго: через три года ее сместили из-за межпартийных интриг. Она стала министром культуры СССР.

 

Ей приписывали многочисленные любовные связи. Некоторые злословили, что молодую активистку по карьерной лестнице активно двигали мужчины-начальники.

 

Говорили, что у Екатерины жесткий и своенравный характер, она сквернословила, не отставала от мужчин, участвовала в застольях, не разбиралась ни в музыке, ни в живописи, запрещала то, что было ей непонятно, даже если речь шла о шедеврах мировой культуры. Фурцева была далека от культуры — ей не хватало образования.

 

К тому она часто давала повод для насмешек. Она не раз с трибуны говорила, что профессиональное искусство вскоре полностью уступит место художественной самодеятельности.

Однажды разразился скандал, когда она услышала от кого-то из артистов слово «аборт». Она считала его крайне неприличным. А во время показа спортивного фильма английских документалистов на московском кинофестивале в 1961 году Фурцева чуть не остановила сеанс, услышав от одной из спортсменок с экрана слово «месячные». Она покинула зал и назвала фильм «порнографией».

 

В 1956 году Екатерина вновь вышла замуж с одобрения Хрущёва — на этот раз за дипломата Николая Фирюбина, хотя у него была жена и двое детей. У Фирюбина было много требований к женщинам — он любил молодых и красивых. Фурцева всеми силами старалась соответствовать его идеалу: ходила к косметологу, активно занималась спортом. Каждое утро она начинала с гимнастики, плавала, играла в теннис. Говорили даже, что она сделала подтяжку лица, постоянно следила за весом. Узнав, что во Франции выпускают препарат для похудения, чиновница раздобыла и его. Когда она вошла в Президиум ЦК КПСС, у нее появился личный стилист: костюмы для нее шил Вячеслав Зайцев.

 

Но, даже несмотря на старания Фурцевой выглядеть молодо, супруг вечно был недоволен ее внешностью. Друзья пары рассказывали, что Фирюбин был старше Екатерины на два года, но сам он постарел рано. Это не мешало ему делать замечания жене по поводу ее возраста. Дома часто вспыхивали скандалы. Подливало масло в огонь и то, что мужчина завел роман с молодой соседкой по даче.

Екатерина тоже не была верна мужу. Она встречалась с итальянцем Антонио Гирингелли, генеральным директором театра «Ла Скала».

 

Устали слушать? Давайте отвлечёмся: вспомним песни и певцов 60х лет. Кто вам больше нравился? … Кто был самым популярным? (Кристалинская Майя, Мондрус  Лариса, Миансарова Тамара, Воронец Ольга, Гвердцители Тамара, Герман Анна, Пьеха Эдита, Шульженко Клавдия, Ободзинский Валерий, Мулерман Вадим,Трошин Владимир, Погудин Олег, Бернес Марк, Высоцкий Владимир, Кобзон Иосиф, Магомаев Муслим, Хиль дуард, Захаров, …)

Какие песни вы любили петь? Какую сейчас споём? (Например: Лариса Мондрус  «Всё равно ты будешь мой», «Проснись и пой», «Ты погоди»; Аида Ведищева «Смешной паренёк», «Песенка о медведях»; Майя Кристаллинская  «Два берега»; Анна Герман  «Не спеши»; Владимир Высоцкий  «Песня о друге»; Олег Погудин «Московские окна», Тамара Миансарова «Зачем тебя я, милый мой узнала?»…

ПЕСНИ 60х ЛЕТ: «Песня о тревожной молодости», песни «Я люблю тебя, жизнь», «Огромное небо», «Красная гвоздика», «С чего начинается Родина?», «Течет Волга», «Русское поле», «Если бы парни всей земли», «Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны», «Пусть всегда будет солнце», «Голос земли», «Я верю, друзья», «И на Марсе будут яблони цвести», «Присядем, друзья, перед дальней дорогой», «Я — Земля», «Нежность», «До свиданья, мальчики»., «Баллада о солдате», «На безымянной высоте», «Журавли», «Алеша», …

«Главное, ребята, сердцем не стареть», «Письмо на Усть-Илим», «ЛЭП-500», «Девчонки танцуют на палубе», «Геологи», …

«Москов­ские окна», «Ночной разговор», «Перекресток», «В нашем городе дождь», цикл «А у нас во дворе», «Песня о любви», «Песня остается с человеком», «Песня о друге», песни «Голубые города», «Я шагаю по Москве», «А снег идет» «Песня о дружбе», «Мы с тобой два бере­га», «Песня об иве», «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»), «Не спеши», «Позови меня», «Озарение», «Свадьба», «Загадай желание», «Смотри, какое небо звездное!», «Стань таким», «Август», «На тебе со­шелся клином белый свет», «Старый клен», «Калина красная»,…)

 

фото из интернета


Продолжим разговор о Фурцевой.

На проблемы в личной жизни накладывались проблемы на работе.

Весной 1974 года Фурцева занялась строительством собственной дачи, и об этом тут же доложили Брежневу. В ходе проверки выяснилось, что министр культуры использовала материалы, которые предназначались для ремонта Большого театра, хотя она и покупала их за свои личные деньги. Строительство дачи ей не простили, это стало предлогом для Брежнева «убрать» Фурцеву.

 

Подруга Фурцевой Людмила Зыкина рассказывала, что министр культуры часто жаловалась ей на одиночество и непонимание. У мужа была любовница, возлюбленный итальянец оставался у себя на родине, дочь Светлана была занята своей жизнью.

Серьезным ударом стало для нее намерение властей снять ее с должности главы Минкульта.

 

К концу жизни она стала сильно выпивать. Особенно после смерти матери — та до последнего старалась держать дочь в ежовых рукавицах. Зыкина считала, что министра спаивали целенаправленно. На разных мероприятиях подходили артисты с бокалами, предлагали тосты, чтобы таким образом чего-нибудь от нее добиться. Екатерина пьянела мгновенно.

 

В последний день перед смертью во время совещания к ней пришли незнакомые люди и срезали правительственный телефон. Когда она решила поехать на служебную дачу, ей заявили, что она должна в течение 24 часов освободить помещение.

 

В ночь на 25 октября 1974 года Фурцева скончалась, не дожив месяц до 63-летия: официально — от острой сердечной недостаточности, по слухам — от намеренной передозировки снотворного. Такие предположения возникли не на пустом месте: однажды Екатерина уже пыталась наложить на себя руки — сразу после того, как Хрущев понизил ее в должности. Похоронили Фурцеву на Новодевичьем кладбище.

 

2

В народе к Фурцевой относились неоднозначно. Одни презрительно называли ее «ткачихой», другие — «Екатериной III», «хозяйкой Москвы», «первой леди СССР». При ней была жесткая цензура. Попав в черный список Фурцевой, артисты могли прощаться с карьерой.

Ей приходилось исполнять идеологические функции: душить всех, кого хотела душить система. Но большую роль играли и личные симпатии и антипатии.

 

В начале 60х эстрада не стояла в приоритете интересов Фурцевой. Она активно вмешивалась в жизнь театров и музеев, а эстраду всерьёз не воспринимала. Именно потому, что эстрада не была под пристальным контролем власти, и появилось столько талантливых, раскрепощённых исполнителей, которые в музыкальном плане ничуть не уступали своим европейским коллегам.

 

А теперь об артистах, которые не угодили министру культуры и подверглись гонениям с её стороны.

 




ТМ

Легендарная артистка, чье лирическое сопрано покоряло слушателей по всему миру. «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Рыжик», «Вальc расставания», «Летка-енка» — хороших песен в репертуаре исполнительницы было очень много.

Узнали исполнительницу? Конечно же, Тамара Миансарова.

 

фото из интернета
Какую песню Тамары Миансаровой будем петь? А может, станцуем под её песни? Засиделись, слушая про Фурцеву, …

Фонограммы песен: «Вальс расставания», «Багульник», «Молодость», «Назло», «Песня в небе пролетает», «Рыжик», «Это очень хорошо», «Летка-енка», …

 

Тамара Миансарова - одна из первых победительниц на международных конкурсах советских певцов. Поэтому и внимание к ней было особое. Впервые лицом к лицу певица и министр культуры встретились в Кремле, куда Миансарову вместе с другими знаменитыми людьми пригласили на встречу Нового года. Тамара оказалась в центре внимания. Она танцевала с Юрием Гагариным. За ней ухаживали члены политбюро, и даже Хрущёв лично пожелал ей успехов и чокнулся бокалом шампанского. Она была королевой бала. Тамара была улыбчива, доброжелательна, прекрасно сложена,…

 

Но не все на этом празднике смотрели на неё восторженно. Министр  Фурцева тоже внимательно  наблюдала за молодой певицей. И ни одна деталь от неё не ускользнула.

 

Фурцева сама была женщиной страстной, но не всегда имела успех. И поэтому она не очень любила тех артисток, которые пели про любовь, и имели этот успех. Песни Миансаровой были страстные. Именно в ту новогоднюю ночь певица получила «чёрную метку».

 

Внимательно изучив репертуар Миансаровой, Фурцева обратила внимание на то, что на своих концертах певица непозволительно много исполняет песен иностранных авторов, часто на языке оригинала. Но даже произведения советских композиторов не выдерживают никакой критики с точки зрения Фурцевой.  «Чёрный кот» Саульского – ведь это же твист, запрещённый в Советском Союзе.

 

Фурцева обвинила Миансарову в пропаганде чуждого западного образа жизни и запретила ей исполнять все те известные песни, ради которых люди приходили на её концерты. Отношение министра к Миансаровой уловили чуткие, услужливые чиновники на всех постах. Сначала её не стало на телевидении и радио, потом для Миансаровой закрылись столичные концертные площадки. Миансарову запрещали приглашать на концерты, ее выступления вырезали из эфиров, а позже звезду и вовсе уволили из «Москонцерта».

 

Тамара была подавлена, переехала в Донецк, с большим успехом выступала в филармонии в течение 12 лет. И если бы не её очень мягкий характер она сломалась бы. Но карьера была разбита министром Фурцевой. Когда в конце 60х Иосиф Кобзон встретил Тамару Миансарову, у неё уже не было той улыбки, которая всех заражала своим жизнелюбием.

 

И вся вина Миансаровой состояла в том, что однажды в новогоднюю ночь стареющая Фурцева позавидовала её молодости, жизненному азарту и внутренней свободе.

В репертуаре Тамары Миансаровой более 400 песен (на русском, украинском, польском языках), многие из которых стали шлягерами: «Ай-люли», «Аленький цветочек», «Багульник», «Давай никогда не ссориться», «Топ-топ»,

И ещё многие другие. Большинство записей были размагничены в хранилище в 1970-х гг. согласно указанию руководства.

 

Лишь в 80-е, спустя несколько лет после смерти Фурцевой, Тамара Григорьевна смогла вернуться к работе в Москве. Она так же много выступала и преподавала в ГИТИСе, принимала участие в работе международного конкурса песни в Сопоте, но вернуть 12 лет, прошедшие под эгидой запретов и ограничений, уже не могла. Зрители о ней забыли.

 

Министр не злой волшебник, и не может лишить артиста таланта, голоса и обаяния, но в её силах окружить артиста равнодушным презрением, отлучить от самого главного, ради чего живёт артист.

 



ВВ

фото из интернета

Под прицелом разящей иронии певца — хамство, не­вежество, грубость. Поэзия его нелицеприятна. Но зато, с какой глубиной, страстью и драматизмом повествует он о тех, кто оли­цетворяет в его песнях человеческое достоинство, гордость, мужскую честь и отвагу! Узнали? Конечно, это – Владимир Высоцкий.

Бард, поэт, заговоривший языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, поистине драматическое миро­ощущение. Песенные герои Высоцкого узнаваемы всегда. Герои Высоцкого действуют всегда в таких ситуациях, когда сразу становится ясно, «кто есть кто».

Фурцева прямо и недвусмысленно высказала своё мнение о Высоцком: антисоветчик, враг. То, что он делает – это не музыка, это безобразие, это позор.

Фурцева была верным солдатом партии. Именно партия вознесла деревенскую девочку, ткачиху, активистку до небывалых высот. С 17 лет её стихией были собрания, заседания, партактивы. А Высоцкий глумился над всем, что ей было дорого с детства, тем, что она строила с таким трепетом и чему посвятила жизнь.

Однажды Фурцевой принесли магнитофонные записи песен Высоцкого и среди них «Штрафные батальоны». Фурцева была решительна: пока я жива, диск с его песнями не увидит свет.

Давайте послушаем эту песню! «Штрафные батальоны».

Екатерина Алексеевна однажды при случайной встрече с артистом поинтересовалась его делами и обещала посодействовать в выпуске альбома. Женщина любезно дала Владимиру свой номер телефона и посоветовала звонить по любому возникающему вопросу. Однако каждый раз, когда тот пытался связаться с Фурцевой, он слышал от секретаря, что ее нет на месте.

Государственный деятель была уверена, что в текстах Высоцкого слишком много высказываний против советской власти, а композицию «Диалог у телевизора» и вовсе считала насмешкой в свой адрес.

Когда Высоцкий начал встречаться с француженкой Мариной Влади, Екатерина Алексеевна сделала все возможное, чтобы не выпустить его за рубеж. Несколько лет самому популярному артисту в стране приходилось собирать справки и доказывать, что после посещения Парижа он обязательно вернется домой. Влади и Высоцкий познакомились в 1967 году, в 70м поженились, и только в 73м за год до смерти Фурцевой, которая 14 лет руководила министерством, Высоцкий смог впервые выехать из СССР к жене.

Единственный прижизненный диск-гигант с песнями Владимира Высоцкого вышел в СССР в 1978 году, через 4 года после смерти Екатерины Фурцевой. Вместе со своей женой Высоцкий свободно выезжал за рубеж и не раз посетил Европу, Америку, Мексику, Таити и другие страны.

Фурцеву нисколько не интересовало душевное состояние артистов. Все эти сантименты и интеллигентские переживания не входили в круг её забот. Человек для неё, как и она сама, был частью коллектива, общества, страны.   

Когда она видела свободного художника, который вне системы, вне корпорации, она абсолютно терялась. И в лучшем случае она его не  трогала, оставляя на самотёк, но говорила: туда не пускать, сюда не показывать. А могла и задавить.



КШ

фото из интернета

Ярким примером творческой свободы и независимости была Клавдия Шульженко. К тому времени, когда Екатерина Фурцева стала министром культуры, Шульженко была на сцене уже более 30 лет, была очень популярна и любима зрителями. Именно поэтому она отказывалась обсуждать с государственными деятелями свой репертуар, в том числе и с Фурцевой, о чём конкретно сказала при свидетелях на одном из банкетов. Эта самостоятельность жутко раздражала Екатерину III.  Шульженко была королевой советской эстрады и вела себя по-королевски.

Давайте вспомним песни в исполнении легендарной Клавдии Шульженко… Куплет и припев песни (или всю) поёт одна сторона зала, другая сторона – другую песню, и т.д. по очереди. («Синий платочек», «Давай закурим», «Эх, Андрюша», «Синенький скромный платочек», «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «На тот большак», «Три вальса», «О, голубка моя», «Мы из Одессы моряки», «Бабье лето», «Любимый мой, родной», «Дядя Ваня», «Незабудка», …

 

Когда Шульженко выходила на сцену, Фурцева вставала и выходила из зала, возвращалась лишь после выступления певицы. Опытная аппаратчица Фурцева знала, как сделать больно обидчику, не разворачивая активных действий. Она собирала всё, что касалось Клавдии Шульженко: каждый неосторожный шаг, каждое необдуманное слово. директорам концертных площадок вменялось в обязанность сообщать о «выкрутасах» певицы.

Однажды за несколько часов до концерта любимая собачка певицы попала под машину, и Клавдия Ивановна не смогла выступать, концерт отменили. Вскоре вышел в свет фельетон, в котором очень нелицеприятно говорилось о том, что Шульженко променяла концерт перед рабочими на ухаживание за приболевшей собачкой. Слишком значимой была фигура Шульженко, чтобы кто-то отважился посмеяться над певицей без санкции министра культуры. Клавдия Ивановна была долго «выбита из колеи», а значит, Фурцева сумела отомстить высокомерной певице.

Однажды Клавдии Шульженко пришлось идти на приём к министру Фурцевой. После развода артистка осталась без жилья, обратилась к Хрущёву с просьбой – выделить ей квартиру, письмо переправили к Фурцевой. Приказ о выделении квартиры в центре Москвы был подписан. Но Клавдия Ивановна пришла на приём в министерство в брюках.  В то время – это был не просто вызов, это была пощёчина. Именно так расценила Фурцева. Прождав полтора часа в приёмной, разгневанная Шульженко сказала секретарше: «Передайте вашей начальнице, что она дурно воспитана.» И ушла, хлопнув дверью.

Через некоторое время Фурцева вызвала Шульженко, чтобы сказать ей, что выделить ей жилплощадь нет возможности, «у нас достаточно помимо Вас достойных людей». Также именно Фурцева назначила Клавдии Шульженко минимальную пенсию, чтобы дополнительно унизить ее. Конечно, полностью запретить выступления настолько влиятельной звезды она не могла, но все-таки подпортила ей жизнь.

Клавдия Шульженко приобрела небольшую кооперативную квартиру на собственные средства. После смерти Фурцевой певице всё-таки выделили большую квартиру, но Шульженко жить в ней отказалась и подарила единственному сыну.

Судьба артистов зависела не от степени их таланта, а от сиюминутного настроения Фурцевой и её личного представления о прекрасном. Эти представления часто не совпадали с тем, что любил народ.



ВО

фото из интернета

Этот певец прославился благодаря композициям «Эти глаза напротив», «Восточная песня» и другим. В Советском Союзе артиста обожали, а его пластинки продавались миллионными тиражами.

Кто это? Валерий Ободзинский. 

Первых же пластинок в 60х было продано 13 млн экземпляров. Певец получил за запись пластинки 10 рублей, государство заработало 13 млн. его карьера на эстраде могла бы стать самой грандиозной. Как ни старалось министерство Фурцевой убрать с эстрады всё живое, лирическое, люди голосовали рублём. И западный стиль Ободзинского по тиражам и продажам бил все рекорды.

 

Он пел то, что ему нравилось. Он пел о любви. В нем всё было непривычно: кружева на рубашках, модный стиль. Он шёл чуть впереди своего времени.

 

Споём песни уникального исполнителя Валерия Ободзинского…

- про глаза («Эти глаза напротив»),

- про снег и дождь («Восточная песня» - «Льёт ли тёплый дождь»),

- про три месяца по временам года («Вечная весна»)

- про поле и колосок («Русское поле»)

- про ожидание письма («Неотправленное письмо»)

 

Однажды во время экскурсии по заводу грампластинок Фурцева заметила, что во всех цехах выпускают только винил с песнями Ободзинского. Это настолько возмутило ее, что она потребовала тут же остановить работу и подумать о творчестве других исполнителей.

На пластику был наложен запрет. Песни было приказано размагнитить. Ему не позволяли выступать на Центральном телевидении, запрещали концерты: «дешёвая манера исполнения», «легковесность репертуара». Разрешили выступать лишь в провинции. В итоге появились слухи, что артист собирается уехать за рубеж и продолжить работу там.

 

От депрессии Ободзинский спасался алкоголем, который со временем усугублял его состояние, потом по совету «друзей» стал употреблять таблетки с кокаином. Жизнь пошла под откос. Певец несколько лет работал сторожем на галстучной фабрике и жил там же в подсобке.  В 1991 году он снова женился и вернулся на эстраду, но без былого успеха. А через 6 лет его не стало.

 

Ободзинскому не раз советовали пойти к Фурцевой, поговорить, покаяться, доказать, что он имеет  право на творческую жизнь. Но как и многие другие, чьей внутренней свободы так боялась министр Фурцева, он не смог пойти на сделку с совестью, унижаться перед женщиной, которая «ни черта не понимает» в искусстве…

 

В той среде, где Фурцева была до должности министра культуры, не было места ярким женщинам, утончённым мужчинам, открытым проявлениям чувств. Весь её предыдущий мир был миром строгих правил и чётких инструкций. А среди людей искусства Фурцевой срочно надо было соответствовать. Нужны уже не только пиджаки, но и платья и фигура. Екатерина Алексеевна быстро вошла во вкус и скоро внешне стала выглядеть не хуже звёзд мирового кино. Но проявления внутренней свободы считала непозволительным.

 



АВ

фото из интернета


В лицо её знают немногие, зато ее голос известен практически всем независимо от возраста и вкусов. Именно ее голосом мама медвежонка Умки поет свою колыбельную, а негритята – веселую «Чунгу-Чангу». На ее песнях выросло не одно поколение. В 1967 году, с выходом на экраны «Кавказской пленницы», «Песенку о медведях» в исполнении никому не известной девочки из Иркутска в одно мгновение выучила наизусть вся страна.

Кто же эта певица? …

И именно Аида Ведищева спела жгучее танго «Помоги мне» в фильме «Бриллиантовая рука».

 

Давайте послушаем и вместе споём эту песню … Или вам больше нравится «Песенка о медведях»?(фонограмма выбранной песни) А можете и потанцевать («Лесной олень»,  «Смешной паренёк»,  «Всё равно ты будешь мой», «Чунга-чанга»…)

 

Потом фильмы с песнями Аиды Ведищевой пошли чередой: это и «Белый рояль», и «Красное, синее, зеленое»… Голос певицы так и оставался за кадром – на экран ее не пускали. А ей так хотелось играть, она мечтала создать настоящий театр…

 

Министра культуры Екатерину Фурцеву очень возмущало ее творчество: ведёт себя вызывающе, …. Называла её распущенной и вульгарной.

После песни  «Помоги мне» в фильме «Бриллиантовая рука» Фурцева возненавидела артистку еще больше. Министр культуры была уверена, что эта песня подрывает моральные устои советского общества.

 

Затем был отдан приказ размагнитить все пленки с записями Ведищевой  и вычеркнуть ее имя из титров фильмов… В конце концов она попала в чёрный список неблагонадежных актёров. Творческой свободы тогда не существовало: система подавляла индивидуальность. 

 

Травля звезды не прекратилась и после смерти Екатерины Алексеевны. В 1980-м году Аида Соломоновна Вайс – это ее настоящая фамилия – вместе с матерью и сыном была вынуждена уехать в США, ведь ей буквально не давали работать дома. За рубежом артистка продолжила творческую карьеру, а на Родину возвращалась только иногда: ради встреч с поклонниками.

 

Фурцева имела чёткое представление на каждый случай жизни: что позволительно, а что непристойно. Если кто-то рисковал выйти за рамки приличий, как их себе понимала Екатерина Алексеевна, то его ожидала министерская кара.

 



ЛЛ

фото из интернета

В 1962 году на экраны вышел фильм режиссёра Станислава Ростоцкого  «На семи ветрах», который ждал большой международный успех. В Каннах картину представляла творческая делегация, где была и исполнительница главной роли Лариса Лужина. На вечеринке в честь премьеры один из гостей пригласил актрису станцевать твист. Она поначалу отказывалась, но потом все-таки вышла на паркет. Кто же знал, что этот поступок едва не будет стоить ей карьеры.

 

Снимок, на котором Лужина танцует твист, попал на обложку одного французского журнала под названием «Сладкая жизнь советской студентки». В тот же день экземпляр издания лежал на столе министра культуры - вот как проводят время во Франции. Фурцева была в гневе, она приказала не просто вычеркнуть артистку Лужину из всех дальнейших зарубежных поездок, но и потребовала отчислить её из ВГИКа за неподобающее поведение советской студентки.  

 

«Этот танец в Советском Союзе считался непристойным и запрещенным. В итоге кто-то из «доброжелателей» положил на стол министру культуры Екатерине Алексеевне это издание. Она разгневалась, сказала, что я вела себя неприлично и вычеркнула меня из списка актеров, которые могли выезжать за границу. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не Сергей Герасимов. Он пошел к Фурцевой, взял вину на себя, сказав: «Это я заставил Ларису танцевать, поэтому расправляйтесь со мной, а не с ней». Меня простили», — рассказывала Лариса Анатольевна.

 

После того конфликта Лужина была «на карандаше» у Фурцевой. Ее всегда со скрипом выпускали за рубеж, да и в очереди за квартирой артистке пришлось стоять подозрительно долго. При этом Лариса Анатольевна сыграла десятки ярких ролей, вошедших в историю советского кино.

 

А вы знаете, как танцуют твист? Помните кадр из фильма «Кавказская пленница», в котором герой Моргунова учил молодёжь давить носками обуви сигареты? Слабо под песню «Чёрный кот», Let's Twist Again - Chubby Checker, The Twist - Chubby Checker,  

 



РБ

Ролан Быков

фото из интернета

Это малоизвестный конфликт, который едва не стоил актеру жизни. В начале 70-х во МХАТе собирались ставить спектакль «Медная бабушка», а в роли Пушкина режиссер видел только Ролана Быкова. Артист с воодушевлением репетировал и буквально жил грядущей премьерой.

Однако Екатерина Фурцева рассудила, что Быков не сможет сыграть Пушкина. По мнению главы Минкульта, актер был низкорослым и некрасивым, поэтому его убрали из спектакля. Для Ролана Антоновича это стало настоящим ударом. Артист боялся, что после такого позора его карьера будет закончена.

 

Позднее супруга Быкова Елена Санаева вспоминала, что муж лишился сна, постоянно жаловался на плохое самочувствие и думал о смерти. От печального исхода Ролана Антоновича спасли другие творческие предложения. Он продолжил работать, но Пушкина так и не сыграл: «Медную бабушку» все же поставили с другим артистом в роли поэта.

 



МР

Мстислав Ростропович

фото из интернета


Гениальный музыкант долгое время был гордостью Советского Союза, но в конце 60-х он выступил в поддержку опального Александра Солженицына. Ростропович укрывал друга на своей даче, о чем вскоре узнали представители правящей партии. Для Фурцевой это было сигналом к действию: с подачи министра культуры концерты артиста начали отменять. Позже Мстислава Леопольдовича лишили возможности покидать страну.

 

Только благодаря протекции американского сенатора Эдварда Кеннеди композитору удалось получить право на выезд из СССР. Позднее в своих дневниках Фурцева признавалась, что перегнула палку в случае с музыкантом. «Не стоило действовать по отношению к Ростроповичу так резко. Нельзя было отлучать его от творчества», — делилась мыслями Екатерина Алексеевна.

 

В 1978 году Ростроповича и всю его семью лишили гражданства Советского Союза. Конечно, Мстислав Леопольдович был востребован за рубежом, но всегда мечтал вернуться на Родину. Ему удалось это сделать только после распада СССР. Приехав в Москву, композитор продолжил творческую деятельность, начал преподавать, а в 2002-м газета The Times назвала его величайшим из живущих музыкантов.

 

На похоронах Екатерины Алексеевны было много людей искусства, которые искренне любили своего министра, а потом долгие годы оправдывали её поступки и решения универсальной формулой: «Время было такое и по-другому было нельзя».

 Перед последней главой давайте отвлечёмся от мрачных мыслей и вспомним песню «Судьба» Вадима Мулермана, замечательного певца, который тоже пострадал, только уже от другого начальника.

(фонограмма песни «Судьба», все поют; «Последняя электричка», «Лада»)

В 1971 году по решению председателя Государственного комитета Совета Министров СССР С. Лапина, В. Мулерман был отстранён от эфира, ему также была запрещена концертная деятельность. Причиной конфликта явилось включение Мулерманом в репертуар нескольких еврейских песен на фоне политического противостояния СССР и Израиля и антисемитизма в СССР, а также некоторые неприятные моменты творческой деятельности певца, связанные с сомнительными путями распространения билетов и организации концертов. Впоследствии благодаря содействию министра культуры СССР Е. Фурцевой концертные выступления Мулерману были вновь разрешены, однако доступ к теле- и радиоэфиру вернуть не удалось. Записи телепрограмм и фонограммы его выступлений были изъяты и, по-видимому, уничтожены.

3


фото из интернета

Но нельзя судить однозначно, что Екатерина Фурцева – страшный беспощадный человек, монстр… Она многое сделала для своей страны.

Говоря о работе Фурцевой-министра, обычно вспоминают запрещенные концерты The Beatles, травлю Пастернака и разжалованных за укрывательство Солженицына Ростроповича с Вишневской. Она действительно была предана советской власти, была беспощадна к ее «врагам» и, по-своему искренне радела за сограждан. Еще на посту первого секретаря Московского горкома ВКП(б) она распекала своих подчиненных и коллег за недостаточную чистоту на городских улицах. Леонид Млечин, автор нескольких сценариев и книг о Фурцевой, цитирует ее высказывания на пленуме горкома: «Горчичников нет! Минеральной воды в аптеке не видно. Почему? Я скажу — вы проезжаете мимо этих учреждений на машинах, поэтому не знаете положения...»

 

Фурцева пользовалась практически неограниченной властью: один ее телефонный звонок мог решить судьбу картины или выставки — в ту или иную сторону. Так, к ней приходил Юрий Никулин (именно благодаря ей «Кавказская пленница» была выпущена в первоначальном виде) и Олег Ефремов (она лично разрешила спектакль «Большевики», запрещенный цензурой).

 

Благодаря ей был подписан документ о сотрудничестве между Большим театром и Ла Скала: труппы ездили друг к другу на гастроли, а советские артисты получили возможность стажироваться у итальянцев. Ее личный проект — прием в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, куда приехало 34 тысячи человек со всей планеты.

 

Именно Фурцева возродила и вывела на серьезный уровень Московский международный кинофестиваль, куда стали приезжать звезды первой величины (есть знаменитая фотография, где рядом стоят Фурцева, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен и Юрий Гагарин, посетивший ММКФ по личному приглашению министра культуры). Выставка Марка Шагала, куда художник приехал лично и подарил более 70 своих работ Пушкинскому музею — тоже ее заслуга. И конечно, приезд в Москву «Моны Лизы», которого Фурцева сначала долго добивалась, а потом вымаливала у руководства необходимую страховку, без которой картину отказывались привозить. 

 

Отношение к ней до сих пор остается противоречивым. Но более интересной женщины в советской политике — и более яркого министра культуры в России — пожалуй, нет и не было.

 ДИСКОТЕКА ПОД ПЕСНИ 60Х ЛЕТ.

ИСТОЧНИКИ:

- Документальный фильм «Список Фурцевой. Чёрная метка.»

- Статья из интернета «Черный список Екатерины Фурцевой: как министр культуры СССР портила жизни артистам» https://www.starhit.ru/novosti/chernyiy-spisok-ekaterinyi-furtsevoy-kak-ministr-kulturyi-sssr-portila-jizni-artistam-194681/

- Статья из интернета «Мне, как мужчинам, — водки». Екатерина Фурцева стала единственной женщиной-министром в СССР, но была несчастна в любви. https://lenta.ru/articles/2021/05/03/furtseva/

- Статья из интернета «Главная женщина СССР: Екатерина Фурцева.» ТЕКСТ: МУР СОБОЛЕВА

- Статьи из интернета: Лидия Иванова. СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ.

 Н.С.Пасынкова

Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

Комментариев нет:

Отправить комментарий