пятница, 31 января 2025 г.

КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

картинка из газеты
 КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ  (русская пословица)

Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

Уход в мир иной считается вторым по важности событием в жизни человека после рождения. Ничего удивительного, что со смертью связано такое количество ритуалов и верований. Смерть сама по себе выглядит впечатляюще. Но человек, всегда испытывавший страх перед ней, превратил похороны и вовсе в экстраординарное событие.

 

Простому человеку смерть не победить. Но попытки осмыслить её, придать ей особое значение, предпринимались человечеством всегда и везде.

 

Смысл похоронных обрядов с энергетической точки зрения

Не будем сейчас вдаваться в подробности научных изысканий и читать формулы… Результат исследований в нескольких примерах.

Древний человек тщательно оберегал свое жилище от вторжения чего-нибудь недоброго, «нездешнего». Умерший дол­жен пребывать где-то в особом месте (у одних народов — под землей, у других — на небесах, у третьих — кочевать из од­ного живого существа в другое), но только не среди живущих «на свете белом» лю­дей. Очевидно, древние люди чувствова­ли, что глаза умершего могут излучать нечто такое, что потом позволит бродить умершему по своему бывшему жилищу, беспокоя живых людей. И чтобы избавить себя от такого явления, люди стремились закрыть глаза умершему.

В течение первых 4 мин после смерти биополя живых людей (родных и близ­ких) и покойника наиболее сильно взаи­модействуют друг с другом. В данный мо­мент свободная энергия, выходящая из организма умершего, наименее активно рассеивается в пространстве-времени. И в этот момент умерший ор­ганизм наиболее интенсивно излучает инфракрасные волны.

Этот поток, несомненно, влияет на окружающие объекты. Энергия этого потока может возбудить атомы кри­сталлической решетки металла, где воз­никают определенные возмущения, кото­рые потом затухают. Если зеркало сделано из серебра, то здесь может пол­учиться нечто вроде фотографии, в зеркале возникнут определенные изобра­жения.

В древности зеркала делали из хорошо отполированных пластин серебра. Поэто­му следует предположить, что подобные эффекты не могли не породить суеверий. Потому и возник обычай, передаваемый из поколе­ния в поколение, — закрывать зеркала, когда в доме умер человек.

Этика поведения на похоронах предписывает, в частности, ок­ружающим не вести отвлеченных разго­воров; быть одетыми как можно менее броско, т.е. не должно быть на живых яр­ких расцветок (отсюда v одних народов принято на похоронах быть в черном, у других — в белом); принято вспоминать о покойном только хорошее — «не помнить зла», так как сердящийся человек из­лучает больше энергии, чем человек в спокойном состоянии.

 

Таким образом, установленные вековыми традициями нормы поведения на похоро­нах как бы ограждают покой усопшего в минуты последнего контакта с теми, кто остается жить. С той же целью в доме, где находится покойник, останавливают ча­сы, чтобы свободная энергия, исходящая от покойника, не смешивалась с освобож­денной Энергией пружины часов. Нельзя также открывать окна, иначе волны, ис­ходящие от усопшего, могут оказаться «сбитыми» какими-либо посторонними колебаниями.

 

Итак, свободная энергия должна выхо­дить из умершего организма постепенно. Если же этого не происходит, то волны окажутся деформированными, а значит, возможна их дифракция, благодаря кото­рой в доме может завестись призрак.

Не исключено, что многие слышали когда-либо о случаях, когда умерший несколько месяцев назад чело­век вдруг является во сне к близким и просит передать определенную вещь «на тот свет» с покойником, который нахо­дится по такому-то адресу. Приснивший­ся умерший точно называет адрес, утром кто-то из близких идет по этому адресу с вещью, которую нужно «передать», и все совпадает — в указанном доме похороны. Вещь кладется в гроб умершего. А потом ночью снова сон: покойник благодарит своего близкого за «гостинец».

 

Это верное доказательство того, что энергия, которая когда-либо находилась в человеке, нику­да не исчезла, а сконцентрировалась в пространстве-времени (а более правиль­но — занимает определенное положение в общемировой массе Вселенной), со­храняя всю информацию о некогда жив­шем человеке (впрочем, с животными происходит то же самое).

На этом хватит научных изысканий.

Продолжит тему ______________________________

ОБЫЧАИ. «ЛЕГКО НАДО ЖИТЬ» (Ефим Шифрин «Юмор, юмор, юмор» От 23 дек. 2023 г. https://yandex.ru/video/preview/16451191823400348687 )

«Один за всех и все за одного» - обычай такой. У китайцев, у американцев, у нанайцев. У нас свои обычаи. Вот дядя Коля когда помер, дай Бог ему здоровья, каждому так – опился на радостях. Только он помер, мы сразу выпили с горя - обычай такой. Никто не помнит: почему надо обязательно выпить, но все помнят, что обязательно надо. Обычай древний… Выпили. Тут гроб привозят. Тоже вот обычай – в гробах хоронить. А гроб – это обновка. Не знаю – откуда пошло обновки обмывать? Ну да, обычай такой. Купит на тыщу – обмоет на сто. Ну, сидим, обмываем это, родственников ждём. Кстати, жара была, градусов 30. Дядя Коля даже не протух. А у нас в роду все так.

Вот дядя Федя когда помер лютой смертью - он всё время один и тот же сон видел: будто бы в магазине водка кончается, и он вот едва-едва последнюю бутылку поспевает купить. А вот в тот раз видно не успел. Так и помер во сне лютой смертью. Вот тёть Клава было зайдёт в комнату, а от него уже за версту несёт. И она на него: «Опять ты с утра надрался!» Вот   она месяц к нему заходила, или два… Веришь, не в Мавзолее лежал, а как вечно живой.

Ну вот, и тогда съехалась вся родня дяди Колина, тронулись на кладбище. Впереди двое венок несут «От жены, от детей». Всё по обычаю. Тронулися, пошли, с километр прошли… Хоп! Гроб забыли! Возвращаться нельзя – удачи не будет. Ну, обычай. Отрядили шесть человек. Через скоко-то они бегут с гробом. Только опять тронулися, свадьба навстречу. Это ж обычай – всё! Кто свадьбу повстречает на своём пути, должен обязательно выпить за здоровье молодых. Обязательно! Это обычай такой. У нас все выпили по обычаю. Даже дядя Коля выпил, из гроба встал. Ну что! Он ни за что не пропустит!

Ну, приехали на кладбище и выпили. Жена сразу заголосила: «Ой, заройте меня вместе с ним…» Обычай такой. Но зарывать-то не обязательно… И когда землю стали бросать, она сама отошла побыстрее.

Ну, это у нас был случай… Это… хоронили дядю Витю, а зарыли дядю Сашу. Он подскользнулся… А все ж на поминки торопилися. Почему торопилися?  А другой случай был… Когда дядя Серёжа в городе помер, в буфете. Его в морг, жене телеграмму. Та корову продала, чтоб поминки справить, стол накрыла. Поехали все в город. А дядя Серёжа продышался в морге, через окошко сиганул и всё. Приезжает домой, никого нет, полон стол выпивки. А он три дня не пивши. Ну вот потому мы и торопились на поминки дяди Колины, мало ли чего…

Пришли, дяди Коли нет. Слава Богу! Стали поминать его добрым словом. Тоже вот обычай. Считается, что чем больше ты пьёшь, чем тебе хуже, тем ему там на том свете будет лучше. Помянули, стали разъезжаться. Тут надо «на посошок» выпить. Тоже вот обычай. Обычай да! Вот если не выпьешь, до дому не доберёшься. Если выпьешь, может, доберёшься. Все выпили. Дядя Петя не стал, он помер. Ну как, зеркало поднесли к губам, не понять. Поднесли стакан водки, не берёт, значит, помер. Сразу мы и выпили с горя. Сели родню ждать. Тут гроб привозят… Ну, это уже другая история. А эта… эта… эта история закончилась. Как говорится: с окончаньицем вас! Тоже вот обычай. На окончаньице пить. У нас много хороших обычаев-то этих.

Аплодисменты ______________________________

Похороны

Из всех традиций России, сложившихся в связи со смертью человека, православный обряд погребения наиболее распространен. Он совершается последовательно, по правилам:

·        омовение покойника после смерти, сопровождаемое чтением специальных молитв;

·        облачение умершего в одежды;

·        положение тела в гроб;

·        укладывание рядом с покойным креста или иконы;

·        чтение Псалтири в течение трех дней;

·        вынос гроба с телом из дома на третий день ногами вперёд, т.е. лицо умершего обращают к выходу;

·        церковное отпевание души покойного, при котором гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают светильники;

·        погребение: в могилу усопшего кладут лицом к востоку, как при молитве;

·        поминальная трапеза родственников и друзей.

 

Существует много языческих обычаев, сопровождающих православный обряд. Самые известные:

·        класть в гроб к покойному его любимые вещи;

·        ставить на подоконник стакан воды, накрытый хлебом, чтобы душа умершего могла попить и поесть;

·        ставить на поминках для усопшего рюмку водки с хлебом;

·        приносить на могилу еду и оставлять на надгробии.

 

Обычаи, не связанные с верованиями, — нести венки на похороны, размещать фотографию на кресте или памятнике.

 

Омовение

Омовению умершего наши предки предавали магическую направленность. Покойного кла­ли на солому, у порога избы, ногами к печи. Обмывали теп­лой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли усопшего, считалась «мер­твой», ее выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтоб живой человек не мог на нее наступить.

 

То же самое делали с водой, которой мыли посуду после по­минок. Глиняный горшок для омовения уносили подальше от деревни и оставляли в овраге или в яме. Мыло хранили дома и подавали для умыва­ния злым мужьям, что­бы их «злоба за­мирала», а девушки мыли этим мылом руки, чтоб кожа на них не дрябла.

 

Омывали усопших вдовцы и старые девы, не имеющие интимных отношений. Девушку, не выходящую замуж, пугали, что она будет «мыть покойников».

Мать не должна омывать умершего ребенка. Потому что в это время она непременно будет плакать, а по христианс­кому учению, ребенок обретает райскую жизнь, и его оплаки­вать не надо. И  вообще, омове­ние умерших должны произво­дить люди, не состоящие с ними в родстве.

 

Омовение - это обряд очис­тительный, умерший должен предстать перед Господом с чистой душой и чистым телом.

 

Одеяние

В прошлом погребальная одежда была как бы не настоящей, а ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Её шили обязательно на руках, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед – иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью.

 

Имитацией была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. В случаях, когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали. Онучи, одевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Это, опять же для того, чтобы покойный не мог вернуться в дом.

 

Позднее умерших стали хоронить в новой, еще не носившейся одежде. Новизна одежды умерших - синоним чистоты, безгрешности души, которая должна явиться на тот свет чистой. По­жилые люди заранее готовили себе «смертный наряд», «смёртно». Молодых, незамужних деву­шек, принято хоронить в белом свадебном наряде. На безымян­ный палец правой руки надевали обручальное кольцо.

 

Покойный в доме

В прежние времена гроб с по­койным до похорон стоял дома. В доме завешивались все зеркала. Зеркало - отражение души, двой­ник человека. Разбитое зеркало - расколовшаяся жизнь.

 

Укладывая в гроб, тело покой­ного брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу посто­янно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб. Лицо усопшего, лежа­щего в гробу, должно быть обра­щено к иконам.

 

Сразу после смерти на полочку к иконам ставили стакан воды, на­крытый куском хлеба. На поми­нальном обеде подобным обра­зом оставляли рюмку водки, так же накрытую хлебом. Рюмка эта стояла у того места, где всегда сидел умерший, до 40-го дня.

 

Раньше 12-ти часов дня и после захода солнца покойного из дому выносить нельзя. А при отправле­нии на кладбище усопшего в гро­бу выносят всегда ногами вперед, стараясь не задеть за дверные косяки, чтобы (по поверью) покойный не возвратился по своему сле­ду. Табуретки или стулья, на кото­рых стоял гроб, переворачивают вверх ногами. До недавних пор существовал обычай: класть в пе­редний угол избы камень, полено или ставили квашню - сразу по выносу покойного, чтобы он не смог вернуться обратно.

Иногда, чтобы «запутать след», гроб выносили через окно - ведь усопший может вернуться в дом только известным ему путем - че­рез дверь.

 

В последний путь

Обычай нести гроб с покой­ным на руках возник сравни­тельно недавно. Еще в прошлом веке гроб обычно несли на по­лотенцах, на жердях или на но­силках. Или везли на конных санях, причем даже летом. Сани потом либо сжигали, либо ос­тавляли до 40-го дня лежать кверху полозьями.

 

Первому человеку, который попадался навстречу похорон­ной процессии, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. С той целью, чтобы этот встреч­ный помолился за умершего. А умерший, в свою очередь, пер­вым встретит человека, приняв­шего хлеб, на том свете, когда тот умрет.

По дороге до кладбища учас­тники процессии разбрасывали по сторонам дороги зерно - для кормления птиц.

 

Погребение

До сих пор сохранился обычай бросать в могилу с гробом покойного металлические деньги. Это как бы выкуп места на кладбище. Если не откупить место - «хозяин» подземного мира погонит усопшего из могилы, и тот будет являться по ночам к родным.

 

Иногда в могилу бросают «слезовой» платочек - которым утирали слезы во время проща­ния с покойным. На могилу ус­танавливают крест с таким рас­четом, чтобы он стоял в ногах покойного. Раньше чем через год постоянный памятник на могиле не ставится.

 

Поминки

Поминальная трапеза всегда начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи. По последовательнос­ти блюд поминальная трапеза носила и носит форму обеда. После кутьи положено подавать похлебку, щи или суп, лапшу. На второе - каша, иногда жаре­ный картофель. Закуски - рыба, студень, к столу также подава­лись овсяный кисель и мед.

 

Поминки покойному устраива­ют на 9-й, 40-й день, на годовщи­ну смерти. Описание их требует большей газетной площади. Мы же пока ограничимся тем, что написано выше. Если будет же­лание читателей - редакция мо­жет продолжить описание обря­дов, связанных с похоронами, а также венчанием, крещением, рождением ребенка.

 

В Троицу же, идя на могилу к родственникам, можно взять с собой несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоки, конфеты - для того, чтобы оставить на мо­гилке или на столике около нее. Стаканчик спиртного также при­нято оставлять на могильном холмике.

 

В Троицу принято ремонти­ровать, подкрашивать крест, па­мятник, оградку, украшать мо­гилу первыми цветами. Наши предки в Троицу развешивали на крестах и оградках венки, сплетённые из берёзовых веток.

 

А теперь вместе вспомним приметы, связанные со смертью. Отвечаем хором…

 

- Если комнатный цветок, который никогда не цвел, вдруг расцвел - это указывает на близкую смерть кого-либо из семьи.

- Зуб во сне выпадет - к убыли в семье.

- Увидишь во сне бревно из стены выпало или ты вымел сор из избы - к покойнику.

- Копать во сне землю - к покойнику.

- Увидеть во сне, что отвалились каблук или подметка, - кто-либо из родных умрет.

- Видеть во сне яйца - к покойнику.

 

Приметы, связанные с похоронами:

-  Не делай гроб больше покойника - другой покойник будет.

-  Если забудут дома мерку с гроба умершего - к новому покойнику в семье.

- Если больной умирает на закате солнца - скоро быть еще покойнику.

-  Две смерти во дворе - будет третья.

- Если кто умрет с открытыми глазами, скоро будет еще один покойник.

- «покойник глазами глядит - еще выглядит».

-  Если найдешь на дороге нож или пояс и возьмешь с собой, это предвещает смерть от ножа или повешения.

-  Встретить похороны на улице к счастью.

-  Избу в два веника … не метут.

 

Приметы, связанные с болезнью

- Если больной во время болезни поворачивается лицом к стене - умрет.

- Если больной смотрит в потолок – умрет.

- Если дым из трубы идет прямо - больной не умрет;

если дым сначала стелется, а потом идет вверх - душа покойного попадет в рай.

 

Знаете ли вы, что существуют …

Гадания, связанные с болезнью

- Взять в левую руку вербены лекарственной и спросить больного, как он себя чувствует. Если ответит, что ему лучше, - поправится, в противном случае - умрет.

- Положить на голову больному траву чистотел. Будет петь - перед смертью, плакать - перед выздоровлением.

- Положить в мочу больного на 24 часа свежую крапиву: если почернеет - это признак близкой смерти, а останется зеле­ной - к выздоровлению.

- Потереть кусочком свинины подошвы больного и дать ее собаке, если съест - больной выздоровеет.

- Во время болезни зажигают свечу: если горит ровно - больной поправится, если пламя колышется - к смерти.

 

Спасибо всем, кто активно участвовал, не испугался и отвечал.

 

В татарских деревнях соблюдают старый обычай не готовить пищу в доме покойного в течение трех дней после смерти. В эти дни семью умершего соседи поочередно приглашают к себе на обед и на ужин.

 

У вепсов, живущих в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях есть обычай «веселения покойника», распространенный на тех умерших, которые не успели вступить в брак. Похороны похожи на веселый праздник: нарядные люди пляшут и поют.

 

Погребальная традиция в Осетии. Прощание с покойным в осетинских семьях проходит по-особенному. Умершего одевают в новую одежду и раскрывают в домах ворота. К гробу подходят на коленях, а женщины обязательно громко оплакивают покойного. Принято, также проводить различные состязания, победителям которых достаются ценные вещи умершего.

 

В Белоруссии отмечают Радоницу в первое воскресенье после Пасхи. Родственники посещают могилы, неся с собою поминальные блюда. Их должно быть нечетное число. Кушанья ставят на рушник, положенный прямо на могиле.

 

Смерть любимого человека каждый переживает по-разному. Племя Дани (или Ндани) - коренные народы, населяющие плодородные земли долины Балием в Западной Папуа - Новой Гвинее. Члены этого племени отрезают пальцы, чтобы показать свое горе на погребальных церемониях. Наряду с ампутацией они также намазывают лица пеплом и глиной в знак печали. Дани отрезают пальцы руки, чтобы выразить чувства к тому, кого они очень любят. Когда умирает человек из племени, то его родственник (чаще всего, жена или муж) отрезает себе палец и хоронит его вместе с мертвым телом своего мужа или жены, как символ любви к нему.

 

Со смертью связано множество любопытных явлений. Например, в самом центре Европы находится пре­красная страна Австрия, где смерть буквально возведена в культ.

 

Похороны здесь не просто чтут - их обожают! Каждый доб­ропорядочный австриец подроб­но описывает в завещании, где и как он хочет быть похоронен, за­ранее заводит счёт в банке «на похороны» и покупает приглянув­шееся место на кладбище. В вос­кресные дни вся семья ходит ту­да гулять и дедушка с радостью показывает внукам место, где со­бирается упокоиться.

 

Сами же похороны превра­щаются в торжественный обряд. Обязательный хор, поющий рек­вием, море цветов, дети в костю­мах ангелов и благостные выра­жения на лицах родственников... Для австрийцев смерть - всего лишь переход души в новое со­стояние, начало нового этапа в существовании человека.

 

Этот культ складывался многие века. Причём похоронны­ми обрядами занимались лично императоры Габсбурги. Напри­мер, одно из самых экстрава­гантных новшеств в конце XVIII века ввёл император Иосиф II. Пышные погребения он назвал «реакционными», запретил их на­всегда и велел использовать многоразовые гробы с откидным дном. Гроб доносили до могилы, нажимали защёлку и выбрасыва­ли покойного прямо в сырую зем­лю, после чего гроб можно было снова использовать. Экономия и немецкая практичность.

 

Но кладбища в Австрии на­ходились в центре городов, и это новшество привело к антисани­тарии. Так что вскоре захороне­ния перенесли на окраины, а «многоразовые гробы» теперь можно увидеть только в Музее гробов в Вене.

 

В том же музее можно уви­деть гробы со встроенными ко­локольчиками. Такое приспособ­ление позволяло впавшему в ле­таргический сон и очнувшемуся в могиле человеку поднять тревогу и привлечь к себе внимание. До­статочно было шевельнуться, чтобы колокольчик зазвенел. Кстати, во избежание подобных воскрешений заботливые родственники иногда просили служащих прокалывать сердце усоп­шего, чтобы окончательно убе­диться в его смерти.

 

В крипте собора Свя­того Стефана похороне­но более 16 тысяч граждан, скончавшихся в основном во время чумы. Сначала гробы в специальных углублениях в стенах ставили на пол. Позднее, когда места стало не хватать, - друг на друга. Но умерших было больше, чем помещений. И тог­да гробы стали разбивать, а ске­леты вываливать на землю, за­сыпать песком и хорошенько ут­рамбовывать. Так делали из го­да в год. Так что теперь пол в этих катакомбах состоит из ут­рамбованных костей.

 

А многослойные «утрамбо­ванные» захоронения можно най­ти и в Чехии на еврейских клад­бищах. В одной и той же семей­ной могиле один над другим ле­жат покойники, умершие в раз­ное время. Между ними клали плиты, отделявшие скончавших­ся ранее от новопреставленных. Причиной тому была всё та же проблема дефицита «жилплоща­ди» и дороговизна земельных участков.

 

В Сингапуре по той же при­чине покойников и в наши дни хо­ронят вертикально, в положении «стоя». А через пять лет, когда те­ло успевает разложиться, кости выкапывают, чтобы освободить место для новых усопших.

 

Многоразовые гробы - не единственное чудо ритуальных услуг. В Гане, например, гробы для покойников создают в виде предмета, символизирующего его профессию при жизни. Если вы были лётчиком, то вашим род­ственникам предложат похоро­нить вас в гробу-самолёте. Са­пожников здесь хоронят в гробу, выполненном в форме огромной туфли, спортсмена-атлета - в массивной кроссовке.

 

Бывают случаи, когда уми­рают гинекологи, ведь они тоже не вечны. Гинекологов и акуше­ров на Гане хоронят в гробу, вы­полненном в виде матки. Ну, а представителей ещё одной жиз­нелюбивой профессии - виноде­лов - в огромной бутылке. Если же покойный был покорителем морей и океанов (а мореплавате­лей в Гане предостаточно), то ему уготован гроб в форме лодки или корабля. Большому кораблю - большое плавание!

 

Давайте отвлечёмся. Прошу всех встать в круг.

ОДИН, ДВА - ИМЯ

Все участники становятся в круг и начинают по очереди считать: один, два, ГАЛИНА, четыре, пять, ОЛЬГА... (Вместо цифры 3 или чисел, содержащих или делящихся на 3, называют свои имена.) Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Игра позволяет познакомиться и помогает выявить самых внимательных.

МОЛОДЦЫ! Аплодисменты самым внимательным!

И мы продолжаем разговор о похоронных традициях и обрядах.

В современной христиан­ской традиции осквернение мо­гил и извлечение останков счита­ется кощунством и святотатст­вом. А вот древние считали ина­че. Они не только вытаскивали из земли останки, но и перемывали их. В этом заключалась забота добропорядочного гражданина о своих предках.

 

Так поступали в глубокой древности сербы. Согласно язы­ческой традиции того времени, кости выкапывали из могилы че­рез семь лет после смерти, а за­тем промывали их в вине. Затем по цвету костей определяли, был ли покойник при жизни свет­лым человеком или связал свою душу с нечистой силой и обра­тился в упыря. Древние сербы считали, что, промыв кости в ви­не, они снимали заклятие с по­койного. Затем кости вновь хоро­нили.

Считалось, что этот ритуал пробуждает добрые воспомина­ния об умершем. О человеке го­ворили, его жизнь обсуждали...

 

Аналогичные традиции бы­ли свойственны не только сер­бам, но и большинству народов Балканского региона. Нечто по­добное описывал и древнегрече­ский поэт Гомер. Так что поговор­ка «перемыть косточки» вовсе не образная - она описывает впол­не реальный, физический ритуал.

 

Похожий обычай существо­вал и у древних индусов. Соглас­но обрядам, где бы ни усоп человек, из его тела выбирали 33 кости. Это число неслучайно: индусы считали, что тело человека со­стоит из 33 частей. Затем кости везли в то место, где усопший ро­дился, и хоронили отдельно от тела. В Индии вплоть до XIII века считалось, что нельзя привозить на родину останки знатного чело­века, умершего вдали от страны. Сначала кости надо очистить, за­тем поместить в ларец и только потом вернуть на родину для за­хоронения.

 

В ряде восточных стран в древние времена и в средневе­ковье труп оставляли в пустын­ном месте так, чтобы он касался земли, воды и растений. Тогда он не успевал разлагаться, его объ­едали дикие звери и склёвывали птицы. Когда от усопшего оста­вались одни кости, их собирали и хоронили. Кости надо было сложить правильно, по схеме. Например, в Древнем Египте правильное сложение костей в захоронении считалось симво­лом будущего воскрешения, вос­соединение плоти и воскресшего духа.

 

Те же верования существо­вали у многих индоарийцев. Они считали, что кости надо сохра­нять для воскрешения в День Су­да. Причём для воскрешения до­статочно именно костей. Унич­тожь кости усопшего - и он ни­когда не обретёт вечной жизни. Так, например, считали в Месопотамии, где одним из самых су­ровых посмертных наказаний за провинность было размалывание костей. Это символизировало превращение покойного в «пол­ное ничто», в пыль, и считалось самым большим позором не только для самого умершего, но и для всего рода. Из истории известно, что так поступали леген­дарные ассирийские цари с ос­танками своих врагов.

 

Малагасийцы (Мадагаскар) уверены: человек существует вечно. Лишь в какой-то момент он уходит от живых, но не умирает, а перемещается в мир предков. И то не навсегда — когда-нибудь он вновь вернется на землю. Случится это вместе с рождением по­томка. Оттого появление новой жизни для малага­сийца радостно вдвойне.

 

Неудивительно, что живые без страха ждут своего последнего часа — ведь они возвращаются в лучший из миров, где им уготована чудесная роль — роль приближенного у самого бога. Недаром на Ма­дагаскаре говорят: смерть — это путь стать богом. Конечно, сказано громко. Тем не менее, в утвержде­нии есть немалая доля правды: праотцы, по пред­ставлениям малагасийцев, представляют на небе­сах особый класс — привилегированный.

 

Однако пращуры — разана — не взирают равнодушно на землян с высоты своего поло­жения. Напротив! Они как могут покровительст­вуют живым собратьям. Любой островитянин знает: от умерших родичей зависит, каков бу­дет в этом году урожай риса, в чей дом войдет радость, а в чей — печаль... Поэтому малагаси­ец, будь он в самой большой нужде, никогда не продаст вещь, принадлежавшую разана, — в противном случае не видать ему небесной за­щиты как собственных ушей. По той же причине больше кары господней он боится быть похоро­ненным вдали от могил предков: тогда он ни­когда не сумеет стать разана.

 

На Та­не Бе существует уникальный обряд — фамадихана (буквально «переворачивание трупа»). Этот обычай — дело первостепенной важности для каждого малагасийца, даже для самого главы го­сударства. И вот пример. Один из высоких чи­новников как-то отложил все дела и попросил отпуск на несколько дней. Зачем? Без тени сму­щения уважаемый депутат изложил свою причи­ну Национальному конгрессу: «Умершая бабуш­ка пожаловалась сестре во сне, что про нее за­были: саван ее истлел, и ей очень холодно в зем­ле». И что же? Депутат был незамедлительно от­пущен. Его семья сразу начала лихорадочную подготовку к церемонии. По-другому и быть не может: в случае пренебрежения просьбой умершего на род, даже самый знатный, ложится несмываемое пятно позора.

 

Сам день церемонии обычно устанавливает астролог или знахарь, но проводится он исключи­тельно в холодное время года — с июня по сен­тябрь. Получив санкцию властей и заплатив опре­деленный налог, потомки оповещают о готовя­щемся торжестве близкую и дальнюю родню, дру­зей, знакомых.

 

В канун знаменательного дня, на закате, не­сколько близких родственников отправляются в путь — на кладбище. На Мадагаскаре погосты на­ходятся на значительном удалении от населенных пунктов и обязательно на плодородных землях. По местному поверью, «голодная» почва и близость кладбищ к живым «возбуждают аппетит смерти».

К могиле родичи идут обходными путями, делают немыслимые зигзаги — путают следы, дабы смерть не нашла дорогу к живым.

 

Придя на погост, все дружно отодвигают ог­ромную плиту, закрывающую вход в склеп — мрач­ный зал, на трех стенах которого подвешены ряды полок, и на каждой — останки мертвых. Погребаль­ная камера выложена из гранитных плит шириной в один, длиной — в два метра.

 

Старейшина клана входит в склеп и по законам неписаного этикета, извиняясь за все и вся, начи­нает торжественную речь, в которой сообщает «собравшимся», кого из них ждет церемония пе­реворачивания. При этом «глашатай» не забывает подчеркнуть, что предстоящая процедура — знак уважения ко всем без исключения усопшим, поко­ящимся на полках. Так что пусть, мол, остальные не обижаются, придет и их черед.

 

На следующий день, с первыми лучами солнца, у дома главы рода собирается боль­шая толпа нарядно и ярко одетых людей. Они не только бойко переговариваются между со­бой, но еще танцуют и поют под звуки флейты и бой барабана.

 

Это очень светлый и веселый праздник в честь усопшего. Вспоминая его, у малагасийцев не принято лить слезы и печалиться. Ведь бед­няжке покойнику и так пришлось долго лежать в четырех стенах без всякой радости. Так пусть он хоть в день фамадиханы порадуется вместе с живыми!

 

В дом прах вносить запрещено. Его родные перекладывают останки раза­на в новое домотканое полотнище — цихи и водружают на помост, сколоченный в северо-восточном углу двора. А вокруг уже толпятся родные, друзья, сосе­ди, случайные люди, забредшие на фамадихану. Но кем бы ни доводились присутствующие усоп­шему, все как один обязаны раскошелиться, вне­сти свою лепту, которая тут же скрупулезно под­считывается.

 

Между тем столы уже ломятся от яств — там и вареный рис на подносах, и мясо, приготовленное на пару, и хлебные лепешки, и сласти, и крепкий ром. Под оживленные разговоры, шутки и прибаут­ки гости сметают еду со столов, желая лишь одно­го — ободрить, развеселить разана.

 

Порой бедные семьи собирают на фамадихану деньги всю жизнь. Да и склепы положено обставлять как можно богаче.

 

Между тем члены семьи поочередно берут на колени череп и кости предка, «нянчат» их, рассказывают новости, радуясь, что могут по­быть с родным человеком. Их чувства искрен­ни и неподдельны, ведь они свято верят: родич на несколько часов вернулся к ним... При этом опять-таки ни одного грустного лица: плакать во время обряда большой грех.

 

Близкие родственники танцуют с телами усопших. (Одна из этих церемоний проводится раз в семь лет.)

 

Ближе к вечеру прах спрыскивают водой — «моют». Затем завертывают в новые полотнища из местного алого шелка — ламбамена. Каждая ветвь родни приносит свою ламбамена, показывая ее разана. Полотнища навертывают одно на другое. Затем обернутые останки скрепляют шнурами, ко­торых непременно должно быть нечетное число — 5 или 7, но не больше.

 

Затем разгорается жаркий спор — кому нести разана. Но перепелка больше наиграна – чтобы и тут польстить прародителю. Наконец, «приодето­го» в новые одежды и туго запеленатого, его под­брасывают вверх — веселят напоследок. Потом выбирают несколько человек, которые понесут прах к могиле. Так как это — великая честь, то ве­зунчики тащат останки, светясь от счастья. Толпа, конечно, опять путает следы...

 

Счастливые после свидания с предком, родст­венники только в сумерках возвращаются домой. Мужчины к тому же наблюдают «бои без правил»: женщины сходятся в решительной потасовке за право обладания простыней, на которой несли прах. Полотнище буквально рвут на клочки, крепко держа в памяти: если проглотить хотя бы крошеч­ный кусочек ламбамена, твоей семье обеспечено многочисленное потомство...

 

Сейчас в праздни­ке нередко участвуют автомашины, играют радио­лы, транзисторы. Но основа основ ритуала — все та же, что и столетия назад.

 

Устали слушать? Устали сидеть?

Предлагаю поиграть…

 

Игра «ЦВЕТА»

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом: красный, чёрный, зелёный, синий, белый, оранжевый, фиолетовый, …. Побеждает оставшийся последним.

 

Всем спасибо!

 

Согласно древним летопи­сям славян, о чём упоминает ис­торик Ключевский, на Руси по­койника сжигали, предваритель­но совершив над ним тризну. За­тем кости собирали в малую по­судину и ставили на столбе на распутье дорог, где скрещивают­ся пути, то есть там, где сходятся межи разных владений. Придо­рожные столбы, на которых стоя­ли сосуды с прахом предков, счи­тались межевыми знаками, охра­нявшие границы родового поля. Вот откуда, по мнению Ключев­ского, возник суеверный страх перед распутьем и перекрёстка­ми дорог. За пределами родного поля, как считал историк, наших предков охватывала неуверен­ность в своей судьбе.

 

Кости не только сжигали - в некоторых странах их употребля­ли в пищу! Существует легенда об Арфемизии, жене одного из древних царей. Арфемизия так сильно любила своего мужа, что, когда он умер, превратила тело его в порошок, растворила в воде и выпила.

 

Нечто подобное присутст­вует в традициях племени ин­дейцев яномани, живущих в Ве­несуэле. Индейцы яномани до­бавляют пепел и измельчённые кости умершего в пищу родст­венникам. Пепел смешивают с соком маниоки, сладкого бата­та и сахарного тростника. Полу­чается напиток, от которого на­ступает лёгкое опьянение. Та­ким образом жизнь покойного якобы переходила в тела его родственников и соплеменни­ков. У многих народов пепел, по­лученный из костей усопшего, признавался веществом, обла­дающим чудодейственными свойствами, источником плодо­родия.

 

...Христианство и ислам не­гативно рассматривают любые подобные действия с останками усопших. Почтение, которое каж­дый верующий человек испыты­вает к мёртвым, является стиму­лом к тому, чтобы прожить до­стойную жизнь и оставить о себе добрую память. Уход за могила­ми предков, поминание и молит­ва - лучшее, что мы можем сде­лать для тех, кто ушёл за черту.

 

И вот, мы сегодня выяснили, ни один обряд не ли­шен смысла и, уж конечно, не возник просто так. В настоящее время человече­ство все глубже и глубже проникает в тайны материи, находя объяснения ра­нее неведомому.

 

Будьте здоровы! Живите долго! На следующих встречах мы продолжим знакомиться с традициями и обычаями русского народа и народов мира.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Рецепт блюд к поминальному столу

                  Кутья поминальная (коливо)

Взять: 1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соеди­нить с рисом, подсластить медом, предварительно разве­денным в небольшом количестве кипяченой воды.

                  Блины красные

Для опары: 300 г муки, 25 г дрожжей, 1/2 литра молока.

Для теста: 5 яичных желтков, 150 г сливочного масла, 300 г муки, соль и сахар по вкусу, 5 белков.

Приготовить опару из муки, теплого молока и дрожжей, поставить на 1-1,5 часа в теплое место для выбраживания. Когда опара поднимется, добавить растертое добела сли­вочное масло с желтками, сахаром и солью, просеять муку и замесить однородное тесто. Поставить в теплое место. Ког­да тесто поднимется вторично, ввести в него взбитые в стойкую пену белки, осторожно перемешать сверху вниз и через 10-15 минут печь блины.

                  Клюквенный кисель

Взять: 1 л воды, 0,5-1 стакан клюквы, 3/4 стакана сахарно­го песка, 3 ст. ложки крахмала.

Клюкву перебрать, промыть, выжать из нее сок и убрать его в закрытой посуде в холодильник.

Выжимки залить горячей водой, сварить, а затем проце­дить. Добавить в отвар сахар, довести до кипения и ввести при помешивании разведенный в холодной кипяченой воде крахмал. Снова довести до кипения, снять кастрюлю с огня, добавить отжатый сок. Кисель размешать.

                  Овсяный кисель

Взять 1 стакан овсяных хлопьев, 6 стаканов воды, 1 столо­вую ложку сахара, 1 чайную ложку соли.

Хлопья залить холодной водой, посолить и варить 10 минут на небольшом огне, непрерывно помешивая. Процедить через сито. Добавить сахар и остудить.

 

ИСТОЧНИКИ:

- «Традиции России: прошлое и настоящее» https://travelask.ru/russia/traditsii-rossii-proshloe-i-nastoyaschee

- «О традициях народов России» https://clck.ru/3FG74T

- «СКОРО, СКОРО ТРОИЦА…» .«Завалинка» №6(010), июнь 1998 год.

- «САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ПОХОРОННЫЕ РИТУАЛЫ».  Виолетта БАША. «МОЯ СЕМЬЯ» №14, апрель 2008.

- «ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК  ЧЕРЕПА И КОСТЕЙ». Маргарита ЛОМУНОВА. «Ступени Оракула».

- «ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ ДРЕВНИХ ОБРЯДОВ». Ж. «ЗНАНИЕ».

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ на блоге:

1.   КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

2.   ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

3.   МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого возраста

4.   МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с игровыми моментами

 

5.   ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,  обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей пожилого возраста

6.   СЛАВЯ ПАСХУ СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста

7.   ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике  Пасхе, сакральном значении яйца, кулича,  приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

8.   ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия об истории Пасхального праздника,  о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста

 

9.   ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

10.       В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

11.       ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми моментами для людей пожилого возраста

12.       КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)   Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

13.       КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)  Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

14.       МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ -  ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

15.       НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

16.       ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами

17.       СУЖЕНА-РЯЖЕНА НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о свадебных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

18.       ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных традициях с игровыми моментами

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Часть сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Список всех тем мероприятий на странице блога «Список тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

                                             Н.С.ПАСЫНКОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий