пятница, 31 января 2025 г.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ – СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

 

картинка из газеты
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ – СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица)

Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

Русские традиции

Традиций русских на Руси

Так много добрых и прекрасных –

Святые праздники, посты

И много всяческих соблазнов.

 

Не спорь с историей своей,

А изучить, понять старайся

Князей эпохи и царей.

Сегодня жизнью наслаждайся.

 

У нас своя культура, дом

И творчество своё родное.

Кто так частушки запоёт,

Красиво хороводы водит?

 

Из блюдечка чаёк испить

Стаканов эдак восемнадцать.

Парную баньку истопить

И водочкой побаловаться.

 

На тройке лихо пролететь.

А русское гостеприимство?

Фольклор народный хором спеть,

Ну, иногда… поматериться.

 

Резные ставни и дома,

Настои, травы от хворобы,

Тончайших нитей кружева.

И пахари, и хлеборобы.

 

Обряды, таинства храним.

Важна духовная поддержка.

Мы хлебом-солью дорожим,

Красивой русскою одеждой.

 

Русь-матушка, моя страна!

Не видно ни конца, ни края.

Традиций дедовских полна,

Ты для меня всегда святая!

Чуйко Людмила

Атеистические бури в нашей стране разрушили почти «до основанья» веру в Бога, нрав­ственные заповеди, а также мудрую, оздоровительную рег­ламентацию повседневной жизни. В давние времена каж­дая религия, завоевывая но­вые сердца и земли, не только обогащала жизнь людей чем-то особенным, но и впи­тывала местные обычаи. Так, язычество вплелось в православие масленицей, яблочным и медовым спасами. Большую роль при этом сыграл климат. Именно он определил разные сроки и продолжитель­ность постов в католицизме, православии, исламе. Поводырем при этом был здравый смысл, а основой — здоровый образ жизни верующих.

 

Например, ислам запрещает есть свини­ну. Нарушителей заповеди Бог карает ча­сто тяжкой болезнью и смертью. А дело в том, что мудрые и наблюдательные люди еще в те времена, когда не было микроско­пов, смогли выявить связь: жаркий кли­мат — свинина — глистные болезни.

 

Еще пример: у православных вплоть до яблоч­ного спаса запрещено есть эти плоды. Ну, а тех, кто соблазнится — поест незрелых яблок, как правило, ждет наказание — же­стокое расстройство желудка.

 

К сожалению, обычаи, правила и навыки наших дедов и прадедов — основа здоро­вого образа жизни — почти полностью уте­ряны и забыты. Не пора ли нам по крупи­цам собрать их и вернуть людям?

 

Попробуем проанализировать обыден­ные привычки, к которым приучали наших прабабушек их мамы. Начнем с раннего утра.

 

• Вроде бы проста - процедура умывания? Все знают, это очищает и освежает кожу. И все? Не так просто. Вспомните, как в детстве мама спрашивала вас: «Уши вы­мыл? А за ушами?» Будьте благодарны требовательным мамам — они отодвигали ваши болезни и старость. Л. Н. Толстой в дневниках не раз писал, как благотворно обмывать холодной водой уши и за ушами: возвращаются энергия, бодрость, силы. Согласно восточной медицине, на ушной раковине, по форме напоминающей ребен­ка, лежащего в утробе матери головкой вниз, множество активных точек, влияю­щих на энергетику почти всех органов тела. А, кроме того, под ушами вдоль шеи проходят сонные артерии. Потому-то утром полезно не только мыть уши и шею, но и растирать их махровым полотенцем, мас­сировать. Кстати, массаж ушных раковин входит в комплекс тибетского и корейско­го целительства, как общеукрепляющий ме­тод.

 

• Наших дедушек и бабушек родители учили и руки вытирать, тщательно, масси­руя каждый палец в отдельности. У ногтей пальцев рук начинаются и кончаются энер­гетические каналы, регулирующие работу сердца, легких, кровообращения, теплооб­разования, толстого и тонкого кишечника. Гармонизация их работы очень важна. Кро­ме того, вы уже знаете, что целители на Востоке по гибкости пальцев рук опреде­ляли степень «захламленности» всего ор­ганизма и в качестве одного из способов очищения предлагали массаж пальцев рук. Если вы не станете лениться и выработае­те привычку при любом мытье рук тща­тельно вытирать каждый палец, вам не понадобится делать специальные очисти­тельные восточные упражнения. Восполь­зуйтесь обычаями русских прабабушек. Кстати, не будет ни заусенцев, ни цыпок.

 

• Наши бабушки даже в послереволюци­онную голодную разруху не выпускали детей утром из дома на пустой желудок, а заставляли их съесть кусочек хлеба, ложку пшенной без масла и сахара каши, выпить воды. Зачем? Ответ неожиданно находим у йогов. Делая утренние упражне­ния, и в начале и во время асан (поз), они обязательно пьют воду. При этом актив­ность организма гармонизируется (включа­ются и желудочно-кишечный тракт и выде­лительная система).

 

• Теперь коснемся забытых вечерних ри­туалов. Перед сном не только в России, но и на Востоке принято было мыть ноги. Считается, что вода смывает не только грязь, усталость, но и обрывки чужих, не всегда добрых, биополей, а также вырав­нивает течение энергии в шести кончаю­щихся и начинающихся на стопах энергети­ческих каналах — мочевого пузыря, почек, селезенки и поджелудочной железы, пече­ни, желчного пузыря и желудка.

 

• В давние времена на Руси крепостные «чесали пятки» своим господам, располо­жившимся ко сну. Крестьянам «чесали пят­ки» их дети. У нас нет крепостных, а дети далеки от евангельских заповедей. Поэто­му каждый из нас сам перед сном может промассировать свои ступни. Еще полезнее втирать при этом в кожу стоп растительное масло, содержащее естественный анти­оксидант — витамин Е, витамин омоложе­ния. Кстати, в давние времена сельские красавицы, не слыхавшие о витамине Е, мазали конопляным, льняным или подсол­нечным маслом не только стопы, руки, но лицо и шею. Проверьте рецепт наших бабу­шек на себе. Если вы регулярно станете перед сном мыть ноги, массировать и сма­зывать их растительным маслом или рас­твором витамина Е, то дня через три-четы­ре почувствуете прилив сил, а мозоли на ваших ногах — сигналы неблагополучия — начнут смягчаться.

 

• Еще совет: перед сном сядьте напротив зеркала и минут десять расчесывайте во­лосы неметаллической щеткой или гребен­кой, Расчесывайте, отбросив все мысли или думая о чем-то приятном. Так готови­лись ко сну не только в России, но и в Ан­глии (перечитайте Голсуорси), и в Америке. В Америке это называли массажем головы, способствующим росту волос. А в Англии, как и у нас, так делали женщины и мужчи­ны, чтобы снять дневные заботы, рассла­биться, как бы на время превращаясь сно­ва в ребенка, которого гладит и гладит по головке любящая мама или сестра.

 

А теперь обратим внимание на интерьер жилых комнат. Как ни странно, наши пред­ки старались округлить помещение. Иконы висели в красном углу, а не плоско на стене. И шкафы они ставили так, чтобы срезать углы, Кстати, форма большинства культовых помещений округлая. Подмече­но, что четкие, прямые углы мебели, ква­дратные и прямоугольные помещения угне­тающе действуют на психику. Люди же, занимающиеся космической энергетикой, биополями, утверждают, будто в овальных и округлых помещениях космическая энер­гия эффективнее подпитывает человека. Не потому ли американские президенты для решения важных государственных за­дач удаляются в овальный кабинет Белого дома?..

 

• Еще одна загадка — традиционные про­гулки по аллеям в усадьбах. А почему не среди клумб, ароматных цветов? Оказыва­ется, не только современные пенсионеры, которые ходят в лес подышать свежим воздухом, полюбоваться зеленью, а глав­ное, подлечиться биополем деревьев, но и наши предки знали, что деревья к людям неравнодушны. Даже поговорка была: «В сосновом лесу молиться, в березовом весе­литься, в еловом удавиться». Экстрасенсы утверждают, что сосна и береза наиболее гармонично подпитывают человека энерги­ей (не с переизбытком, как дуб), а ель, осина, тополь отбирают ее. По нынешним данным, радиус биополя у здорового дере­ва 2—3 метра. У больного — гораздо мень­ше. Аллеи сажали по определенному пла­ну, так что наши предки, гуляя по ним, получали энергию от здоровых деревьев. Ведь больное дерево или не поможет, или навредит. Вспомните, кто-то из вас навер­няка чувствовал головокружение в густом лесу, собирая грибы. И наклоны тут ни при чем. Для здоровья полезнее гулять по про­секам или редколесью.

Кстати, не чурайтесь ели, осины, топо­ля — они не вампиры! Эти деревья хорошо снимают боль при воспалительных процес­сах, то есть удаляют избыток энергии, ско­пившейся в каком-то органе.

 

• Много полезных приемов знали наши бабушки и для аварийных ситуаций. Кое-что мы помним, например, как поступать при ожоге, но большинство незаслуженно забыто. Ну, кто помнит, что при кровотече­нии из носа надо ниткой несколько раз потуже перетянуть средний палец левой руки (по нижнему краю ногтя) — и кровь остановится? Чушь? Вовсе нет. Согласно восточной медицине, именно здесь нахо­дится активная точка канала кровообра­щения, которая регулирует работу сосудов и сердца.

 

Вспомнив забытое и вчерашнее, мы сегодня станем немного богаче.

 

Как забываются постепенно, с каждым новым поколением уходят в небытие старинные обряды, обычаи, сакральные знания… так забываются, становятся немодными наши старинные русские народные песни…

 

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать… Но в определённом порядке: я читаю вопрос и называю того, кто будет отвечать. Названный человек отвечает, и когда я озвучу следующий вопрос, он определяет ответчика, а тот следующего и т.д. И каждый раз, когда песня угадана, все поют куплет и припев или всю песню – по настроению. (Тексты песен в ПРИЛОЖЕНИИ.)

Итак:

1 Сетует милая девушка:

Не хаживати,

Мне мила дружка за рученьку

Не важивати.

А где не хаживати-то?

 

Уж как, знать-то, мне по сеничкам

Не хаживати, …

«АХ ВЫ, СЕНИ, МОИ СЕНИ»

 

2 Она их не чешет, она их не гладит, —

Только волосы дерет.

Кто чего или кого не чешет, дерёт?

 

Доставались кудри, доставались русы

Старой бабе расчесать.

«ВДОЛЬ ДА ПО РЕЧКЕ»

 

3 Весть нерадостну не пером писал,

Не пером писал, не чернилами, —

Чем же весть написана?

 

Пишет милый мой горючьми слезьми

Горючьми слезьми молодецкими

«ВДОЛЬ ПО ПИТЕРСКОЙ»

 

4 Но одна только песнь в память врезалась мне,

Это — песня рабочей артели:

Так какую песню поёт рабочая артель?

 

«Ухни, дубинушка, ухни!

Ухни, березова, ухни!

Ух!..»

«ДУБИНУШКА» Слова В. Богданова

 

5 Говорит, не плачь, забудешь, -

Хочет мама пригрозить.

О чём предупреждает мама, от чего хочет оградить, что говорит?

 

Говорит, кататься любишь,

Люби и саночки возить.

«ЗА ОКОШКОМ СВЕТУ МАЛО»

6 Тихую, милую, скромную,

Как мне тебя называть?

Какими именами называет кавалер свою милую?

 

Я назову тебя зоренькой,

Только ты раньше вставай,

Я назову тебя солнышком,

Только везде успевай!

 

Я назову тебя реченькой,

Только ты дальше теки,

Я назову тебя звездочкой,

Только ты дольше свети!

 

Я назову тебя радугой,

Только ты ярче гори,

Я назову тебя радостью.

Только ты дальше зови!

«ЗОРЕНЬКА» Слова В. Бокова

 

Молодцы! Спасибо всем знатокам старинных народных песен! АПЛОДИСМЕНТЫ!

 

И продолжаем…

 

В 1768 году английский море­плаватель Джеймс Кук после по­сещения тихоокеанского остро­ва Тонга записал в своем дневни­ке: "У жителей Полинезии суще­ствует такое понятие, как "табу", в переводе означающее "мече­ный". Под ним подразумевается запрет на некоторые продукты питания, на предметы, до кото­рых нельзя дотрагиваться, и на брачные отношения с родственни­ками. Главный же объект табу - вождь племени, который якобы наделен божественным могущест­вом, из-за чего простым туземцам строжайше запрещено смотреть ему в лицо. Считается, что тот, кто нарушит табу, нанесет тягчай­шее оскорбление неким сверхъес­тественным силам, которые на­кажут нарушителя неизлечимой болезнью или смертью. То есть табу для туземца почти то же, что грех для христианина".

 

Слово "табу", ставшее популярным в среде западных ученых благодаря днев­никам Кука, вошло в повседневную жизнь более чем через сто лет - после того, как вышла книга "Тотем и табу", написанная "отцом психоанализа” Зигмундом Фрей­дом.

 

Однако понятие "высшего запрета" существовало на Западе задолго до Ку­ка и Фрейда. Ведь именно с его помощью в древности удавалось поддерживать по­рядок, беречься от болезней, управлять народом, держать под контролем энерге­тические и продовольственные ресурсы. Далеко не случайно под табу подпадали три основные аспекта человеческой жиз­ни: пища, деторождение, иерархия. Лю­бопытно, что убийство человека никогда не было запрещено. И неудивительно: уничтожив врага, можно было захватить власть, земли и рабов.

 

Табу означает некий "божественный запрет", безоговорочно принимаемый всем обществом. Испокон веков нарушение табу воспринималось как пренебрежение к общечеловеческим законам, как полное отсутствие со­вести и чувства вины, а также как наплева­тельское отношение к мнению своих соп­леменников. А вот тот, кто соблюдал табу, подтверждал таким образом свою принад­лежность к какому-либо сообществу.

 

Табу существует не только среди при­митивных племен, но и в современном цивилизованном обществе. Например, нормального человека приведет в ужас сама мысль о жарком из кошатины, хотя все мы с удовольствием едим мясо яг­ненка или кролика. Современные табу от­личаются от древних. Еще совсем недав­но вполне приемлемым считалось есть немытые продукты грязными руками. А в ближайшем будущем под "высшим за­претом" могут оказаться клонирование и эвтаназия. В кастовых обществах табу позволяет сохранять барьеры, воздвигну­тые между социальными группами. До сих пор в некоторых странах запрет рас­пространяется и на некоторые народы - на цыган, евреев, негров и, конечно, на эмигрантов. Понятие этнической и соци­альной чистоты всегда было и будет.

 

Табу с сильными социальными корня­ми характерно для Индии, где запрещено вступать в брак с представителями другой касты. На окраине Бомбея проживает низ­шая каста "неприкасаемых". Представи­телям других каст запрещено даже дотра­гиваться до них, в противном случае они станут такими же париями, как и "непри­касаемые". Соблюдение табу "обособ­ленности" означает принадлежность к ка­кой-либо конкретной группе, то есть чело­век имеет пусть даже низкое, но зато оп­ределенное место в обществе.

 

 

У каждого народа свои понятия о за­претах. Например, в Европе человека, свистящего на улице, сочтут просто невос­питанным. А в некоторых мусульманских странах прилюдно свистеть строжайше запрещено: считается, что посредством свиста колдуны насылают злые чары.

 

Если в цивилизованном мире психи­чески больных людей испокон веков по­мещали в дом сумасшедших или, в луч­шем случае, обходили их стороной, то североамериканские индейцы считают безумие вполне нормальным состоянием человека.

 

У многих народностей запрещалось прикасаться к умершим. Да и сама смерть считалась табу, так как люди не могли ни докопаться до ее истинных причин, ни победить ее. Например, у маори, коренных жителей Новой Зеландии, тот, кто дотра­гивался до покойного, должен был на дли­тельное время покинуть свое племя. Бо­лее того, ему запрещалось брать руками пищу. А во многих африканских, индийс­ких и австралийских племенах, равно как и у древних жителей Сибири, нельзя бы­ло даже произносить имя покойного.

 

Австралия. Меланезия. Племя намба. Многие из своих табу и за­претов намба не могут и даже не пытаются объяс­нить: они их просто неукос­нительно выполняют — и все. Например, каждая за­мужняя женщина больших намба носит на голове свер­нутую накидку, сплетенную из листьев пандануса. Ока­зывается, старший брат му­жа не имеет права видеть ее лицо. И если они слу­чайно встретятся, женщина ловким жестом опускает накидку. Однако на все вопросы — а что же про­изойдет, если брат мужа увидит лицо? — большие намба отвечали: ничего не будет, просто нельзя.

 

 

 

В древности у многих народностей та­бу почему-то распространялось на близ­нецов. Например, в проживавшем на Аляске племени тлингитов их появления на свет боялись как огня - считалось, что близняшки приносят несчастье. Поэто­му, чтобы не навлекать бедствий на пле­мя, обоих новорожденных тут же убива­ли. В Уганде же до сих пор к родителям близнецов относятся с почтительным страхом: существует поверье, что они на­делены мощной колдовской силой.

 

Табу имело и практический смысл, например, если в Африке запрещалось брать воду из питьевого ис­точника, то только потому, что таким обра­зом пытались спасти его от высыхания. А если какие-либо предметы или продукты объявлялись табу, то, значит, вожди племен хотели их приберечь для себя (разумеется, те, кто находились у власти, сами устанав­ливали запрет на тот или иной вид пищи). И наоборот, продукты, которые были в изо­билии или не нравились вождям, называ­лись "ноа", то есть "нейтральными".

 

Подобную же попытку запретить прос­тонародью некоторые виды пищи сделал в XVI веке медик из Болоньи Бальта­зар Пизанелли. "От мяса фазана, - писал он в своем трактате, - сельские жители способны заболеть грудной жабой. Та­кую пищу могут есть только благород­ные господа, так как у них желудок уст­роен иначе. То же касается ананасов и трюфелей".

 

Почти во всех первобытных цивилиза­циях существовали универсальные табу, которые распространялись на инцест, экскременты, женщин во время месяч­ных, трупы, храмы, божества и вождей. В современном обществе к табу относятся нагота, грязь и сумасшествие.

 

Новозеландские маори были уверены, что даже случайное нарушение табу об­рекало преступившего священный за­прет на медленную смерть - в его тело вселялись разгневанные духи, которые грызли внутренности несчастного.

 

Распространению табу в современ­ном обществе во многом способствова­ла Англия викторианской эпохи. Британ­цы, напичканные сводами строгих пра­вил, хорошими манерами и различными запретами, насаждали их в своих колони­ях, чтобы подчинить народы примитив­ной цивилизации и гарантировать себе привилегированное положение в под­властных им странах.

 

Устали слушать? Поиграем…

«Земля—вода—небо»

Другое название игры — «Зверь—рыба—птица». Здесь каждый заметит соответствие: где небо — там птица, где во­да — рыба, где земля — зверь. Чтобы успешно участвовать в игре, надо знать много видов птиц, зверей, рыб.

Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В центре круга ведущий с мячом, рукавицей или связанным узлом шарфом и т. п. Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот дол­жен поймать мяч и назвать соответствующее животное, на­пример медведя или волка на слово «зверь» («земля»). Потом надо вернуть ведущему мяч. Если игрок не успел на­звать, или неправильно назвал животное, или не сумел по­искать мяч, то он получает штрафное очко или отдаёт фант (любой мелкий предмет).

Ведущий кидает мяч все новым игрокам в разных сторонах от центра, стараясь всех дер­жать «в игре» — в ожидании мяча и необходимости быстро назвать подходящее животное. Можно дважды подряд ки­нуть мяч одному игроку, но лучше, если будет охвачено по­больше разных. Когда накопится целая группа участников, имеющих штрафные очки или отданные фанты, игру пре­рывают, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое зада­ние: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т. п. Затем иг­ру можно продолжить, выбрав нового ведущего.

Правила: 1. Нельзя называть уже названное кем-то жи­вотное. 2. Ведущий может кидать мяч или указывать рукой на любого игрока, только произнеся уже слово «земля» и т. п. 3. Мяч надо кидать прямо в руки или, во всяком случае, так, чтобы его можно было поймать.

Варианты: Разновидности этой игры могут придумы­вать ее участники. Например, добавляют новые задания. Так, в игре «Земля-вода-воздух-огонь» на слово «огонь» все должны хлопать поднятыми над головой руками (мяч не кидают никому). Можно играть без мяча. Тогда ведущий идет по кругу и, называя одну из стихий («вода», «воздух» и т. п.), жестом руки приглашает любого из играющих на­звать соответствующее животное.

 

Всем активным игрокам спасибо! Молодцы!

 

Сегодня запрет на каннибализм су­ществует почти во всем мире, однако лю­доеды пока еще не перевелись. Полгода назад в Камбодже произошел жуткий слу­чай. Два служащих крематория были взя­ты с поличным, когда они лакомились труп­ным мясом, запивая его вином. Из поли­цейского участка людоеды вышли на сво­боду - по камбоджийским законам антро­пофагия не является преступлением.

 

Европа - дело другое. Там был арес­тован и приговорен к пожизненному за­ключению "за убийство при отягчающих обстоятельствах" 42-летний немецкий инженер-компьютерщик Бернд Брандес. Этот человек убил и съел своего прияте­ля, причем заснял леденящую душу сце­ну каннибализма на видеокамеру.

 

Отношение к употреблению в пищу мяса себе подобных всегда было неоднозначным. Ацтеки, как и древние жители Антильских островов - карибы, считали человечину "мясом богов". Ритуальная антропофагия вплоть до недавнего вре­мени была распространена среди корен­ного населения Новой Зеландии, в Ин­донезии и в некоторых регионах Африки и Меланезии. Сегодня людоедство офи­циально зафиксировано только в племе­ни короваев, обитающем в Новой Гвинее. Правда, короваи едят не кого попало, а только своих врагов, мясо которых, по их мнению, обладает магической силой.

 

Ученые утверждают, что тяга к канни­бализму вызвана гормональным рас­стройством. Однако бывают случаи, ког­да абсолютно здоровые люди в борьбе за выживание вынуждены питаться чело­вечиной. Именно так произошло в 1972 го­ду, когда пассажиры самолета, совер­шившего вынужденную посадку в Андах, оказались отрезанными от внешнего ми­ра. Чтобы не умереть от голода, они пи­тались мясом своих погибших товари­щей. О злоключениях пассажиров вышла книга, которая так и называется - "Табу".

 

Мало кто знает, почему в Индии коро­вы считаются священными животными. Дело в том, что индийцы, весьма практич­ный народ, утверждают, что живая корова гораздо полезнее, чем убитая: она дает молоко, а ее навоз служит отличным удоб­рением. К тому же не слишком приверед­ливые в еде индийцы успешно заменяют го­вядину другими продуктами. У евреев и арабов в глубокой древности появился за­прет на употребление в пищу мяса свиней, так как далеко не у каждого были средства их приобретать и содержать. Ведь свинь­ям требуется большое количество воды и корма, а на Ближнем Востоке часто быва­ет засуха. Что касается диких кабанов, то их тоже "не любили", поскольку их было практически невозможно одомашнить, а кроме того, они вытаптывали посевы.

 

У католиков тоже были свои табу. На­пример, в 732 году папа Григорий III за­претил конину, употребление в пищу ко­торой он назвал "грязным и отвратитель­ным занятием”. Его слово было для католиков законом. Однако мало кто знал, что папа ввёл этот запрет из-за того, что в те времена постоянно шли войны и лошади были нужны для армии.

 

 

Во всех цивилизациях большинство табу касались сексуальной сферы. На­пример, в Европе еще в античную эпоху считалось, что нагота способна спрово­цировать супружескую неверность и, ху­же того, инцест, от которого могут ро­диться неполноценные дети. Фрейд счи­тал, что запрет на инцест лежит в основе всех морально-этических табу. Интерес­но, что в израильских кибуцах выросшие вместе, но чужие по крови мальчики и де­вочки никогда не вступают в брак между собой. По мнению историков, запрет на брачные отношения между родственни­ками, появившийся в первобытные вре­мена, был вызван, прежде всего, необхо­димостью налаживания контактов и ус­тановления дружеских отношений с дру­гими кланами и племенами.

 

В европейских странах педофилия ни­когда не поощрялась и считалась грехом, хотя официально ее объявили вне закона только пару веков назад. Однако в антич­ной Греции и Риме к сожительству зрелых мужчин с юношами относились вполне тер­пимо. А дикари одного из племен Новой Гвинеи до сих пор уверены, что юноша смо­жет обрести детородную функцию только после соития со "старшим товарищем".

 

Ученые уверяют, что в табу могут про­изойти некоторые послабления, но пол­ностью они никогда не исчезнут. Каждо­му обществу свойственны определенные запреты. Нам кажется немыслимым то, что другие народы считают вполне нор­мальным. В отличие от африканских ди­карей мы не будем есть червяков, умы­ваться мочой буйвола и ходить на людях обнаженными. И сама мысль о блюдах из кошек и собак бросает нас в дрожь, пото­му что для нас они, прежде всего, друзья, а не мясо, как, например, для жителей Юго-Восточной Азии.

 

Отвлечёмся немного от мрачной информации, поиграем…

БОЛЬШОЙ МЯЧ Русская народная игра

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в сере­дине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

 

Правила: 1. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами. 2. Играю­щие не бьют ногами по мячу, а только останавливают его. – Тоже, своего рода, Табу.

 

Страдания исцеляют душу.

Средневековая поговорка

Мазохизм и все, что с ним связано, чаще всего ассоциируется у обы­вателя с грязным, порочным и бо­гохульным сексом. Но понятие “мазо” включает в себя не только отношения между полами, но и другие аспекты, а именно — мистичес­кий мазохизм, или своеобразный садизм, об­ращенный против себя самого.

 

Такой вид мазохизма в настоящее время в Европе практически не встречается, но все еще сохранил свой облик в Юго-Восточной Азии и Африке. Европейцу трудно понять людей, которые без видимых причин терзают свою плоть металлическими крючьями и прон­зают ее спицами. Такие картины нередко вызывают отвращение, которое прямо про­порционально возрастает при виде улыбок на лицах самих мазохистов. Подобные эмоции вызываются, прежде всего, невежеством и внутренним неприятием чужой культуры, чу­жой веры, чужого быта. А ведь не так давно элементы самоистязаний были широко рас­пространены и в цивилизованных странах.

 

Стоит лишь приоткрыть пару столетий, и мы увидим бичующих себя прутами во избавле­ние от греховных мыслей послушников, юро­дивых во Христе, монахов-отшельников, аске­тов, монахов-несмешников, монахов-молчальников и т.д. Можно припомнить и строки Еван­гелия, в которых говорится, что Бог Отец по­слал Своего Сына единородного на мучени­ческую гибель, а Последний взошел на крест, повинуясь воле Родителя. Почему-то эти дей­ствия не вызывают обвинений в принадлеж­ности к “садо” первого лица, ведь Бог Отец мог бы и Сам снизойти с небес, тем более что именно Он посадил в Эдемском саду то злосчастное дерево, и к “мазо” второго. Од­нако примерно те же эпизоды у нехристианс­ких народов расцениваются как святотатство и порождают бурное проявление протеста со стороны служителей христианского культа.

 

Часто, чтобы показать дикость языческих верований, ссылаются на кровавые ритуалы ацтеков и майя, рисуя жрецов некими мани­акальными извращенцами, жаждущими зава­лить алтари своих богов вырванными челове­ческими сердцами. Приводятся многочислен­ные свидетельства, иллюстрирующие их жес­токий нрав и безумные обычаи, но в этих описаниях почти всегда отсутствует одна не­маловажная деталь, а именно — на алтари, воздвигнутые в честь Солнца, не тащили сил­ком, конечно, если это были не враги, кото­рым не улыбалась перспектива быть прине­сенными в жертву чужому божеству, а шли добровольно и даже с радостью, поскольку чести умереть у ног Бога удостаивались лишь самые-самые. Иногда к этой церемонии гото­вились месяцами, годами и даже всю жизнь... И все это время на “обреченного” взирали с трепетом и скрытой завистью, ведь когда-то и боги так же жертвовали собой во имя... жиз­ни и просветления.

 

Так в чем же загадка самопожертвования в целом и какова цель мисти­ческого мазохизма в частности? На первую часть вопроса ответить дос­таточно легко, если вспомнить пригвоздивше­го себя копьем к дереву скандинавского бога Одина, который посредством этого получил “знание рунического письма”, распятого Хрис­та, юкатанского Пернатого Змея — Кетцалькоатля и других героев прошлого. Ответ на вторую часть можно уловить в “Огне изнутри” К.Кастанеды, который пишет, что любой чело­век, у которого есть хоть на йоту гордости, лопнуть готов, когда его заставляют чувство­вать себя полнейшим ничтожеством. Вот это-то качество — чувство собственной важности и значимости — и стараются свести на нет странствующие монахи и йоги-самоистязатели. Они пытаются прийти к познанию Бога через самоуничижение и страдания, которые кажутся не посвященному в таинства мисти­ческого мазохизма омерзительными и проти­воречащими здравому смыслу.

 

Иногда мазохизм носит лишь легкий отте­нок в виде надеваемой христианскими мона­хами на голое тело колючей рубахи — влася­ницы или многодневной молитвы — покаяния, но случается, когда он становится смыслом всей жизни, как у индийских факиров, вечно балансирующих на переброшенной через про­пасть доске. По этому поводу небезынтерес­но привести здесь небольшую выдержку из книги доктора Батайля “Дьявол в XIX столе­тии”, в которой он, в изложении М.А. Орлова, описывает увиденное им в одном из храмов в Пондишери:

 

“Это было подземелье какого-то обшир­ного, давно уже заброшенного индусского хра­ма. Оглядевшись вокруг, Батайль увидел ужа­сы неимоверные. Оказалось, что это святи­лище служило местом заключения факиров-самоистязателей. С потолка свешивались фи­гуры, возбуждавшие невольное содрогание. Это были живые люди, подвешенные к потолку за руки. Разумеется, все они пришли в состояние скелетов, обтянутых кожей. Висе­ли они с полной неподвижностью, не изда­вая ни стона, ни звука. Иные из них лишь по временам тихо поворачивались, быть может, от скручивания и раскручивания веревок, на которых были повешены.

 

Но еще ужаснее было зрелище замурованных факиров. Дело в том, что в стенах святилища были сделаны 33 ниши: одиннадцать на западной стороне, одиннадцать на южной и одиннадцать на се­верной. Двадцать ниш были пусты, осталь­ные же тринадцать были заняты. В первое мгновение могло показаться, что в них были вставлены статуи каких-нибудь туземных бо­жеств. Но Батайль скоро убедился, что это были не статуи, а живые люди. Так как фи­гуры ниш были разные, то и позы этих лю­дей были тоже различны. Они были вставле­ны, втиснуты в эти ниши совершенно подоб­но тому, как ювелиры вставляют в футляры браслеты, брошки, кубки и т.д. Только разни­ца в том, что у ювелиров футляр делается по вещи, а тут было наоборот: человеческое тело приспособлялось к нише и принимало ее форму”.

 

Далее в своей книге М.А. Орлов описы­вает внешность трижды святого факира-заклинателя Мак-Бенака, что на местном язы­ке означает “Плоть, покинь кости”:

“Все тело этого человека было изъеде­но крысами; ноги его представляли одну сплошную язву; они гноились, их, видимо, уже начал пожирать процесс омертвения тканей, они были в полном разложении, и от них несло трупным смрадом. Но всего ужаснее было лицо этого человека. Окруж­ность одного из глаз была объедена крыса­ми. Глазное яблоко выпало из своей впа­дины и, держась на какой-то жилке, висело около самого рта. Но лицо было не только спокойно, а хранило даже выражение како­го-то блаженства".

Фу-у! Надо поменять настроение! Играем! Все встаём!

Игра «КАПКАНЧИКИ»

Примерно пятая часть играющих выбирается быть в ро­ли «ворот», называемых на этот раз «капканчиками». Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки. «Капканчики» расставлены по кругу равномерно. Они открыты, пока играет музыка. Не­ожиданное прекращение музыки или другой сигнал (гром­кий хлопок, свисток и т.д.) — и «капканчики» закрываются, т.е. опускают руки, задерживая оказавшихся между рук. Игра повторяется до тех пор, пока не останется всего двое-трое не пойманных. Их чествуют как самых «неуловимых», быстрых и ловких. Отмечают и самый большой, удачливый «капканчик».

 

Правила: 1. Пойманные берутся за руки с участниками «капканчика», образуя кружок из трех-четырех человек. 2. Цепочка из игроков, бегающая по кругу, пробегает обяза­тельно через «капканчики».

 

Молодцы! Веселье, задор! Щёки покраснели, глаза заблестели!

 

Продолжайте слушать и попутно отдыхать, или наоборот…

 

Само собой разумеется, что храмы йогов-самоистязателей сохранились и по сей день, и не только в джунглях Пондишери. Мазохические традиции распространены по всему буддистскому и индуистскому миру, но только на своей исконной “родине" эти ритуалы совершаются практически откры­то, на глазах у изумленных туристов. Что-то очень похожее есть и в мусульманс­кой Африке, где пророчества Магомета сильно переплелись с местными шаманс­кими культами.

 

Так, свадебный ритуал “Шаро” включает в себя многочасовое би­чевание, дабы утвердить победу духа над тленной материей, правда, последнее вре­мя это действие подчас сопровождается применением наркотических средств, ко­торые уменьшают степень тяжести нане­сенных ранений.

 

Интересны и обрядовые практики сабинов, которые включают в себя сцены поджигания своих собствен­ных ступней; и филиппинских флангелистов, терзающих свою плоть перед посев­ными работами; и казахстанских мисти­ков, удаляющих у себя зубы; и последо­вателей культа Кадарагмы, которые укла­дываются на утыканное шипами ложе; и североамериканских шеванезов, в ритуал посвящения в мужчины которых входит разрывание кожи на ступнях и груди спе­циальными крючьями; и бразильских аборигенов, погружающихся в муравейник для проверки супружеской верности...

 

У многих народов есть праздники, фестивали, на которых люди добровольно подвергают себя мучениям, рискуют жизнью и здоровьем. Например, всем известная коррида, или скатывание на бревне с горы, …

 

Индия. Сакральный пирсинг

В Индии, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, Мьянме  — везде, где проживают тамильские диаспоры — празднуют Тайпусам в полнолуние месяца тай (январь-февраль). По легенде, в этот день жена Шивы Парвати передала богу войны Муругану копье, которым он заколол демона Сурападмана. Индуисты благодарят Муругана и просят его о защите и помощи посредством экспрессивного танца кавади с прокалыванием различных частей тела. Верующие пронизывают себе языки, щеки, руки и ноги, не боясь ни боли, ни крови, ни последствий.

Наиболее масштабные шокирующие празднества проходят в Палани (Тамил-Наду) и Куала-Лумпуре.

 

В Индии разбивают кокосы о головы людей

У жителей Южной Индии есть интересный способ выразить свою благодарность богам. Последователи индуизма в южной части Индии собираются в храмах и разбивают о свои головы кокосы. Возможно, это боги даруют свое благословение участникам, но о травмах сообщений практически не было.

 

Вануату, Меланезия. Прыжки с лозы-тарзанки

На протяжении 15 веков жители архипелага Вануату в Меланезии каждый апрель сооружают 100-метровые деревянные башни. С их высоты не любуются окрестностями, а сигают вниз, прицепив к ноге веревку из виноградной лозы. Участники сего действа — взрослые и мальчишки от 5 лет, и чем выше они взбираются и чем ближе к земле долетают, тем большую порцию благословения получают от местных божеств.

Прыжки улучшают здоровье и приносят удачу при сборе ямса, если, конечно, смельчаки не калечатся — статистика форс-мажоров неутешительна.

 

В Юконе, Канада, проходит международный конкурс по замораживанию волос

В то время как другие терпеть не могут зимний сезон, жители Юкона, Канада, развлекаются в это время года следующим образом: они окунают головы в горячие источники, а потом ждут, пока их волосы замерзнут и на них образуются сосульки. При температуре -30 по Цельсию это одна из самых странных, но и самых крутых традиций.

Я ду­маю, этот перечень можно продолжать до бесконечности, поскольку почти в каждой культуре найдется своя мазохистская стра­ничка.

 

Эти и другие традиционные ритуалы других стран кажутся нам диковатыми, но, ведь, сколько на свете культур — столько и оригинальных обычаев. Кстати, все вышеперечисленное вытворяется исключительно на удачу: как бы ни различались традиции, стремление к счастью объединяет всех на планете.

 

В любом случае нельзя осуждать кого-то, чьи духовные ценности отличаются от общеприня­той морали, тем более, если эти люди победи­ли одного из злейших врагов человеческого рода — демона гордыни. Как говорится, “пути Господни неисповедимы”, но и дороги к Нему идут из разных направлений. И если какой-то из путей кого-то не устраивает, то это лишь его точка зрения, которая не может считать­ся достаточно веским основанием для выне­сения объективного приговора.

 

Поблагодарим Бога, что мы родились в эту эпоху и в этой стране, а не где-нибудь в Новой Гвинее, или в саванне Африки,…

 

И до новых встреч!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

АХ ВЫ, СЕНИ, МОИ СЕНИ

Ах, вы, сени, мои сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решетчатые.

 

Уж как, знать-то, мне по сеничкам

Не хаживати,

Мне мила дружка за рученьку

Не важивати.

 

Выходила молода

За новые ворота,

За новые, дубовые,

За решетчатые.

 

Выпускала сокола,

Из правого рукава:

«Полети ты, мой сокол,

Высоко и далеко,

 

И высоко, и далеко

На родиму сторону.

 

На родимой на сторонке

Грозен батюшка живет,

Он грозен, сударь, грозен,

Да не милостив ко мне:

 

Не велит поздно гулять,

С холостыми мне играть.

Я не слушаю отца,

А потешу молодца.

 

Я за то его потешу,

Что один сын у отца,

Что один сын у отца,

Уродился в молодца».

ВДОЛЬ ДА ПО РЕЧКЕ

Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке

Сизый селезень плывет.

Вдоль да по бережку, вдоль да по крутому

Добрый молодец идет.

Чешет он кудри, чешет он русы

Частым гребнем-гребешком.

Сам он со кудрями, сам он со русыми

Разговаривает:

«Кому мои кудри, кому мои русы

Достанутся расчесать?»

 

Доставались кудри, доставались русы

Старой бабе расчесать.

Она их не чешет, она их не гладит, —

Только волосы дерет.

 

Доставались кудри, доставались русы

Молодой вдове чесать.

Она их не чешет, она их не гладит, —

Только слезы свои льет.

 

Доставались кудри, доставались русы

Красной девушке чесать.

Она их и чешет, она их и гладит,

Волос к волосу кладет.

ВДОЛЬ ПО ПИТЕРСКОЙ

Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской,

По Тверской-Ямской, по дороженьке

                                                            

Едет мой милой, мил на троечке,

Мил на троечке с колокольчиком.

 

Мил на троечке с колокольчиком,

С колокольчиком, со бубенчиком...

 

Пишет мой милой ко мне грамотку

Ко мне грамотку — весть нерадостну,

 

Весть нерадостну не пером писал,

Не пером писал, не чернилами, —

 

Пишет милый мой горючьми слезьми

Горючьми слезьми молодецкими:

 

«Не сиди, Дуня, поздно вечером,

Поздно вечером под окошечком;

 

Ты не жги, не жги воскову свечу,

Воскову свечу воску ярого;

 

Ты не жди, не жди дорога гостя,

Дорога гостя, дружка милого!..»

 

Вот идет-идет дружок миленький,

Он идет-идет, низко кланя(е)тся:

 

«Здравствуй, милая, расхорошая,

Моя прежняя полюбовница!

 

Я не гость пришел, не гоститися,

Я пришел к тебе распроститися,

 

За твою любовь поклонитися.

Ты позволь, позволь мне женитися!»

 

«Ты женись, женись, разбессовестный,

Разбессовестный дружок миленький!

 

Я не чаяла в тебе этого,

Не ждала того я словечушка,

 

Испужал мое ты сердечушко.

Ты возьми, возьми саблю вострую,

 

Ты разрежь, разрежь мою белу грудь,

Посмотри мое ретиво сердце:

 

Не белей оно черна бархата...»

«Не печалься-ка, моя милая,

 

Моя прежняя полюбовница!

Я любить буду пуще прежнего,

 

Я ходить стану чаще старого!»

«Не обманывай, дружок миленький!

 

Ты ходить будешь, всё расспрашивать,

Молодой жене всё рассказывать!

 

Молодая жена будет сердиться,

На меня, младу, будет гневаться.

 

Пойдем в садичек, разгуляемся,

Мы подарочкам(и) разменяемся:

 

Ты возьми, возьми золото кольцо,

Ты отдай, отдай мой тальянский платок!

 

Тебе тем кольцом обручатися,

А мне тем платком жениха дарить!»

ДУБИНУШКА

Слова В. Богданова

Много песен слыхал я в родной стороне,

Как их с горя, как с радости пели,

Но одна только песнь в память врезалась мне,

Это — песня рабочей артели:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!

Ухни, березова, ухни!

Ух!..»

 

За работой толпа, не под силу ей труд,

Ноет грудь, ломит шею и спину...

Но вздохнут бедняки, пот с лица оботрут

И, кряхтя, запевают дубину:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!..» и т. д.

 

Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь,

Вымышлял за машиной-машину;

Ухитрились и мы: чуть пришлося невмочь,

Вспоминаем родную дубину:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!..» и т. д.

 

Да, дубинка, в тебя, видно, вера сильна,

Что творят по тебе так поминки,

Где работа дружней и усердней нужна,

Там у нас, знать, нельзя без дубинки:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!..» и т. д.

 

Эта песня у нас уж сложилась давно;

Петр с дубинкой ходил на работу,

Чтоб дружней прорубалось

в Европу окно, — И гремело по финскому флоту:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!..» и т. д.

 

Прорубили окно... Да, могуч был напор

Бессознательной силы... Все стали

Эту силу ценить и бояться с тех пор.

Наши ж деды одно напевали:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!..» и т. д.

 

И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям

Эта песня пошла по наследству,

Чуть на лад что нейдет, так к дубинушке там

Прибегаем как к верному средству:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!..» и т. д.

 

Эх, когда б эту песню допеть поскорей!

Без дубины чтоб спорилось дело

И при тяжком труде утомленных людей

Монотонно б у нас не гудело:

 

«Ухни, дубинушка, ухни!

Ухни, березова, ухни!

Ух!..»

ЗА ОКОШКОМ СВЕТУ МАЛО

За окошком свету мало:

Белый снег валит-валит.

А мне мама, а мне мама

Целоваться не велит.

 

Говорит, не плачь, забудешь, -

Хочет мама пригрозить.

Говорит, кататься любишь,

Люби и саночки возить.

 

Говорит серьезно мама,

А в снегу лежат дворы.

Мне немало лет, немало

Миновало с той поры.

 

За окошком свету мало:

Белый снег опять валит.

И опять кому-то мама

Целоваться не велит.

ЗОРЕНЬКА

Слова В. Бокова

Часто сижу я и думаю:

Как мне тебя величать?

Тихую, милую, скромную,

Как мне тебя называть?

 

Я назову тебя зоренькой,

Только ты раньше вставай,

Я назову тебя солнышком,

Только везде успевай!

 

Я назову тебя реченькой,

Только ты дальше теки,

Я назову тебя звездочкой,

Только ты дольше свети!

 

Я назову тебя радугой,

Только ты ярче гори,

Я назову тебя радостью.

Только ты дальше зови!

 

ИСТОЧНИКИ:

- «Русские традиции». Чуйко Людмила https://poembook.ru/poem/1825379-russkie-traditsii

- «ПОСЛУШАЕМСЯ ПРЕДКОВ». Ирма ДЕНИСОВА, Сергей МАТВЕЕВ, «Работница» №3—4, 1992.

- «ЛЮДОЕДЫ ЕДЯТ ТОЛЬКО СВОИХ ВРАГОВ». Ольга Жеребцова, «Тайная сила».

- «МИСТИЧЕСКИЙ МАЗОХИЗМ». Олард ДИКСОН, Из газеты.

- «КОМАНДИРОВКА В КАМЕННЫЙ ВЕК». КЭЛ МЮЛЛЕР, американский этнограф,  «ВОКРУГ СВЕТА» №10,72.

- «ТАИНСТВЕННЫЙ МИР. ВСЁ О САМЫХ СТРАННЫХ ОБЫЧАЯХ И МУЗЕЯХ ЕВРОПЫ».

- «55 традиций со всего мира, от которых у туристов глаза округляются. А местным — норма» https://clck.ru/3FUmGH

- «Топ 16 традиций разных стран мира: смешных, абсурдных и жутковатых» https://clck.ru/3F5Ub8

- ЧТОБ ПЕСНЯ ПО СВЕТУ ЛЕТЕЛА... Песенник. – Киров: ГИПП «Вятка», 1999.

- Застольные песни для русской души. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — 512 с.

- Песни русской души (песенник). – Москва: Евро пресс, 2002.

- Застольные песни / О. Афанасьева - С.-Пб. ООО “Издательство “Тритон", 2010. — 384 с

 

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ на блоге:

1.   КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

2.   ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

3.   МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого возраста

4.   МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с игровыми моментами

 

5.   ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,  обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей пожилого возраста

6.   СЛАВЯ ПАСХУ СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста

7.   ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике  Пасхе, сакральном значении яйца, кулича,  приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

8.   ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия об истории Пасхального праздника,  о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста

 

9.   ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

10.       В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

11.       ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми моментами для людей пожилого возраста

12.       КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)   Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

13.       КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)  Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

14.       МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ -  ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

15.       НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

16.       ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами

17.       СУЖЕНА-РЯЖЕНА НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о свадебных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

18.       ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных традициях с игровыми моментами

 

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Часть сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Список всех тем мероприятий на странице блога «Список тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

Н.С.ПАСЫНКОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий