![]() |
картинка из газеты |
Сценарий познавательного мероприятия про погребальные
обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
Уход в мир иной считается
вторым по важности событием в жизни человека после рождения. Ничего
удивительного, что со смертью связано такое количество ритуалов и верований.
Смерть сама по себе выглядит впечатляюще. Но человек, всегда испытывавший страх
перед ней, превратил похороны и вовсе в экстраординарное событие.
Простому человеку смерть не победить. Но попытки осмыслить её, придать ей особое значение, предпринимались человечеством всегда и везде.
Смысл похоронных обрядов с энергетической точки зрения
Не будем сейчас вдаваться в
подробности научных изысканий и читать формулы… Результат исследований в
нескольких примерах.
Древний человек тщательно оберегал
свое жилище от вторжения чего-нибудь недоброго, «нездешнего». Умерший должен
пребывать где-то в особом месте (у одних народов — под землей, у других — на
небесах, у третьих — кочевать из одного живого существа в другое), но только
не среди живущих «на свете белом» людей. Очевидно, древние люди чувствовали,
что глаза умершего могут излучать нечто такое, что потом позволит бродить
умершему по своему бывшему жилищу, беспокоя живых людей. И чтобы избавить себя
от такого явления, люди стремились закрыть глаза умершему.
В течение первых 4 мин после смерти
биополя живых людей (родных и близких) и покойника наиболее сильно взаимодействуют
друг с другом. В данный момент свободная энергия, выходящая из организма
умершего, наименее активно рассеивается в пространстве-времени. И в этот момент
умерший организм наиболее интенсивно излучает инфракрасные волны.
Этот поток, несомненно, влияет на
окружающие объекты. Энергия этого потока может возбудить атомы кристаллической
решетки металла, где возникают определенные возмущения, которые потом
затухают. Если зеркало сделано из серебра, то здесь может получиться нечто
вроде фотографии, в зеркале возникнут определенные изображения.
В древности зеркала делали из хорошо
отполированных пластин серебра. Поэтому следует предположить, что подобные
эффекты не могли не породить суеверий. Потому и возник обычай, передаваемый из
поколения в поколение, — закрывать зеркала, когда в доме умер человек.
Этика поведения
на похоронах предписывает, в частности, окружающим не вести отвлеченных разговоров;
быть одетыми как можно менее броско, т.е. не должно быть на живых ярких
расцветок (отсюда v одних народов принято на похоронах быть в черном, у
других — в белом); принято вспоминать о покойном только хорошее — «не помнить
зла», так как сердящийся человек излучает больше энергии, чем человек в
спокойном состоянии.
Таким образом,
установленные вековыми традициями нормы поведения на похоронах как бы
ограждают покой усопшего в минуты последнего контакта с теми, кто остается
жить. С той же целью в доме, где находится покойник, останавливают часы, чтобы
свободная энергия, исходящая от покойника, не смешивалась с освобожденной
Энергией пружины часов. Нельзя также открывать окна, иначе волны, исходящие от
усопшего, могут оказаться «сбитыми» какими-либо посторонними колебаниями.
Итак, свободная энергия должна выходить
из умершего организма постепенно. Если же этого не происходит, то волны
окажутся деформированными, а значит, возможна их дифракция, благодаря которой
в доме может завестись призрак.
Не исключено,
что многие слышали когда-либо о случаях, когда умерший несколько месяцев назад
человек вдруг является во сне к близким и просит передать определенную вещь
«на тот свет» с покойником, который находится по такому-то адресу. Приснившийся
умерший точно называет адрес, утром кто-то из близких идет по этому адресу с
вещью, которую нужно «передать», и все совпадает — в указанном доме похороны.
Вещь кладется в гроб умершего. А потом ночью снова сон: покойник благодарит
своего близкого за «гостинец».
Это верное доказательство того, что
энергия, которая когда-либо находилась в человеке, никуда не исчезла, а
сконцентрировалась в пространстве-времени (а более правильно — занимает
определенное положение в общемировой массе Вселенной), сохраняя всю информацию
о некогда жившем человеке (впрочем, с животными происходит то же самое).
На этом хватит научных изысканий.
Продолжит тему
______________________________
ОБЫЧАИ. «ЛЕГКО НАДО ЖИТЬ» (Ефим Шифрин «Юмор, юмор, юмор» От 23 дек.
2023 г. https://yandex.ru/video/preview/16451191823400348687 )
«Один
за всех и все за одного» - обычай такой. У китайцев, у американцев, у нанайцев.
У нас свои обычаи. Вот дядя Коля когда помер, дай Бог ему здоровья, каждому так
– опился на радостях. Только он помер, мы сразу выпили с горя - обычай такой.
Никто не помнит: почему надо обязательно выпить, но все помнят, что обязательно
надо. Обычай древний… Выпили. Тут гроб привозят. Тоже вот обычай – в гробах
хоронить. А гроб – это обновка. Не знаю – откуда пошло обновки обмывать? Ну да,
обычай такой. Купит на тыщу – обмоет на сто. Ну, сидим, обмываем это,
родственников ждём. Кстати, жара была, градусов 30. Дядя Коля даже не протух. А
у нас в роду все так.
Вот
дядя Федя когда помер лютой смертью - он всё время один и тот же сон видел:
будто бы в магазине водка кончается, и он вот едва-едва последнюю бутылку
поспевает купить. А вот в тот раз видно не успел. Так и помер во сне лютой
смертью. Вот тёть Клава было зайдёт в комнату, а от него уже за версту несёт. И
она на него: «Опять ты с утра надрался!» Вот
она месяц к нему заходила, или два… Веришь, не в Мавзолее лежал, а как
вечно живой.
Ну
вот, и тогда съехалась вся родня дяди Колина, тронулись на кладбище. Впереди
двое венок несут «От жены, от детей». Всё по обычаю. Тронулися, пошли, с
километр прошли… Хоп! Гроб забыли! Возвращаться нельзя – удачи не будет. Ну,
обычай. Отрядили шесть человек. Через скоко-то они бегут с гробом. Только опять
тронулися, свадьба навстречу. Это ж обычай – всё! Кто свадьбу повстречает на
своём пути, должен обязательно выпить за здоровье молодых. Обязательно! Это
обычай такой. У нас все выпили по обычаю. Даже дядя Коля выпил, из гроба встал.
Ну что! Он ни за что не пропустит!
Ну,
приехали на кладбище и выпили. Жена сразу заголосила: «Ой, заройте меня вместе
с ним…» Обычай такой. Но зарывать-то не обязательно… И когда землю стали
бросать, она сама отошла побыстрее.
Ну,
это у нас был случай… Это… хоронили дядю Витю, а зарыли дядю Сашу. Он
подскользнулся… А все ж на поминки торопилися. Почему торопилися? А другой случай был… Когда дядя Серёжа в
городе помер, в буфете. Его в морг, жене телеграмму. Та корову продала, чтоб
поминки справить, стол накрыла. Поехали все в город. А дядя Серёжа продышался в
морге, через окошко сиганул и всё. Приезжает домой, никого нет, полон стол
выпивки. А он три дня не пивши. Ну вот потому мы и торопились на поминки дяди
Колины, мало ли чего…
Пришли,
дяди Коли нет. Слава Богу! Стали поминать его добрым словом. Тоже вот обычай.
Считается, что чем больше ты пьёшь, чем тебе хуже, тем ему там на том свете
будет лучше. Помянули, стали разъезжаться. Тут надо «на посошок» выпить. Тоже
вот обычай. Обычай да! Вот если не выпьешь, до дому не доберёшься. Если выпьешь,
может, доберёшься. Все выпили. Дядя Петя не стал, он помер. Ну как, зеркало
поднесли к губам, не понять. Поднесли стакан водки, не берёт, значит, помер.
Сразу мы и выпили с горя. Сели родню ждать. Тут гроб привозят… Ну, это уже
другая история. А эта… эта… эта история закончилась. Как говорится: с
окончаньицем вас! Тоже вот обычай. На окончаньице пить. У нас много хороших
обычаев-то этих.
Аплодисменты
______________________________
Похороны
Из всех
традиций России, сложившихся в связи со смертью человека, православный обряд
погребения наиболее распространен. Он совершается последовательно, по правилам:
·
омовение покойника после смерти,
сопровождаемое чтением специальных молитв;
·
облачение умершего в одежды;
·
положение тела в гроб;
·
укладывание рядом с покойным креста или
иконы;
·
чтение Псалтири в течение трех дней;
·
вынос гроба с телом из дома на третий
день ногами вперёд, т.е. лицо умершего обращают к выходу;
·
церковное отпевание души покойного, при
котором гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем
сторонам гроба зажигают светильники;
·
погребение: в могилу усопшего кладут
лицом к востоку, как при молитве;
·
поминальная трапеза родственников и
друзей.
Существует
много языческих обычаев,
сопровождающих православный обряд. Самые известные:
·
класть в гроб к покойному его любимые
вещи;
·
ставить на подоконник стакан воды,
накрытый хлебом, чтобы душа умершего могла попить и поесть;
·
ставить на поминках для усопшего рюмку
водки с хлебом;
·
приносить на могилу еду и оставлять на
надгробии.
Обычаи, не
связанные с верованиями, — нести венки на похороны, размещать фотографию на
кресте или памятнике.
Омовению умершего наши предки предавали
магическую направленность. Покойного клали на солому, у порога избы, ногами к
печи. Обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой
мыли усопшего, считалась «мертвой», ее выливали в угол двора, туда, где нет
растений, где не ходят люди, чтоб живой человек не мог на нее наступить.
То же самое делали с водой, которой мыли посуду
после поминок. Глиняный горшок для омовения уносили подальше от деревни и
оставляли в овраге или в яме. Мыло хранили дома и подавали для умывания злым
мужьям, чтобы их «злоба замирала», а девушки мыли этим мылом руки, чтоб кожа
на них не дрябла.
Омывали усопших вдовцы и старые девы, не имеющие интимных отношений.
Девушку, не выходящую замуж, пугали, что она будет
«мыть покойников».
Мать не должна омывать умершего ребенка. Потому
что в это время она непременно будет плакать, а по христианскому учению,
ребенок обретает райскую жизнь, и его оплакивать не надо. И вообще, омовение умерших должны
производить люди, не состоящие с ними в родстве.
Омовение - это обряд очистительный, умерший должен предстать перед Господом с чистой душой и чистым телом.
Одеяние
В прошлом погребальная одежда была как бы не
настоящей, а ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Её шили
обязательно на руках, нитку
закрепляли, держали иголку от себя
вперед – иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью.
Имитацией была и обувь покойника: в
кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. В
случаях, когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали.
Онучи, одевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест,
образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Это, опять же
для того, чтобы покойный не мог вернуться в дом.
Позднее умерших стали хоронить в новой,
еще не носившейся одежде. Новизна одежды умерших - синоним чистоты,
безгрешности души, которая должна явиться на тот свет чистой. Пожилые люди
заранее готовили себе «смертный наряд», «смёртно». Молодых, незамужних девушек,
принято хоронить в белом свадебном наряде. На безымянный палец правой руки надевали
обручальное кольцо.
В прежние времена гроб с покойным до
похорон стоял дома. В доме завешивались все зеркала. Зеркало - отражение души,
двойник человека. Разбитое зеркало - расколовшаяся жизнь.
Укладывая в гроб, тело покойного брали не
голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из
избы не выносили, а подметали под гроб. Лицо усопшего, лежащего в гробу,
должно быть обращено к иконам.
Сразу после смерти на полочку к иконам
ставили стакан воды, накрытый куском хлеба. На поминальном обеде подобным
образом оставляли рюмку водки, так же накрытую хлебом. Рюмка эта стояла у того
места, где всегда сидел умерший, до 40-го дня.
Раньше 12-ти часов дня и после захода солнца покойного из дому выносить
нельзя. А при отправлении на кладбище усопшего в гробу выносят всегда ногами
вперед, стараясь не задеть за дверные косяки, чтобы (по поверью) покойный не
возвратился по своему следу. Табуретки или стулья, на которых стоял гроб,
переворачивают вверх ногами. До недавних пор существовал обычай: класть в передний
угол избы камень, полено или ставили квашню - сразу по выносу покойного, чтобы
он не смог вернуться обратно.
Иногда, чтобы «запутать след», гроб
выносили через окно - ведь усопший может вернуться в дом только известным ему
путем - через дверь.
В последний путь
Обычай нести гроб с покойным на руках
возник сравнительно недавно. Еще в прошлом веке гроб обычно несли на полотенцах,
на жердях или на носилках. Или везли на конных санях, причем даже летом. Сани
потом либо сжигали, либо оставляли до 40-го дня лежать кверху полозьями.
Первому человеку, который попадался
навстречу похоронной процессии, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце.
С той целью, чтобы этот встречный помолился за умершего. А умерший, в свою
очередь, первым встретит человека, принявшего хлеб, на том свете, когда тот
умрет.
По дороге до кладбища участники процессии
разбрасывали по сторонам дороги зерно - для кормления птиц.
Погребение
До сих пор сохранился обычай бросать в могилу
с гробом покойного металлические деньги. Это как бы выкуп места на кладбище. Если не откупить место - «хозяин» подземного мира погонит усопшего из могилы, и тот
будет являться по ночам к родным.
Иногда в могилу бросают «слезовой»
платочек - которым утирали слезы во время прощания с покойным. На могилу устанавливают
крест с таким расчетом, чтобы он стоял в ногах покойного. Раньше чем через год
постоянный памятник на могиле не ставится.
Поминальная трапеза всегда начиналась и
заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи. По последовательности
блюд поминальная трапеза носила и носит форму обеда. После кутьи положено
подавать похлебку, щи или суп, лапшу. На второе - каша, иногда жареный
картофель. Закуски - рыба, студень, к столу также подавались овсяный кисель и
мед.
Поминки покойному устраивают на 9-й, 40-й
день, на годовщину смерти. Описание их требует большей газетной площади. Мы же
пока ограничимся тем, что написано выше. Если будет желание читателей -
редакция может продолжить описание обрядов, связанных с похоронами, а также
венчанием, крещением, рождением ребенка.
В Троицу же, идя на могилу к
родственникам, можно взять с собой несколько крашеных яиц, кусок кулича,
яблоки, конфеты - для того, чтобы оставить на могилке или на столике около
нее. Стаканчик спиртного также принято оставлять на могильном холмике.
В Троицу принято ремонтировать,
подкрашивать крест, памятник, оградку, украшать могилу первыми цветами. Наши
предки в Троицу развешивали на крестах и оградках венки, сплетённые из
берёзовых веток.
А теперь вместе вспомним приметы, связанные со смертью. Отвечаем хором…
- Если комнатный цветок, который никогда не цвел, вдруг расцвел - это указывает на близкую смерть кого-либо из семьи.
- Зуб во сне выпадет - к убыли
в семье.
- Увидишь во сне бревно из стены выпало или ты
вымел сор из избы - к покойнику.
- Копать во сне землю - к
покойнику.
- Увидеть во сне, что отвалились каблук или подметка, - кто-либо из родных умрет.
- Видеть во сне яйца - к покойнику.
Приметы, связанные с похоронами:
-
Не делай гроб
больше покойника - другой покойник будет.
-
Если забудут
дома мерку с гроба умершего - к новому
покойнику в семье.
- Если больной умирает на закате солнца - скоро быть еще покойнику.
-
Две смерти во
дворе - будет третья.
- Если кто умрет с открытыми глазами, скоро будет еще один покойник.
- «покойник глазами глядит - еще
выглядит».
-
Если найдешь
на дороге нож или пояс и возьмешь с собой, это предвещает смерть от ножа или повешения.
-
Встретить
похороны на улице – к счастью.
-
Избу в два
веника … не метут.
Приметы, связанные с болезнью
- Если больной во время болезни
поворачивается лицом к стене - умрет.
- Если больной смотрит в потолок – умрет.
- Если дым из трубы идет прямо - больной
не умрет;
если дым сначала стелется, а потом идет
вверх - душа покойного попадет в рай.
Знаете ли вы, что
существуют …
Гадания, связанные с болезнью
- Взять в левую руку вербены
лекарственной и спросить больного, как он себя чувствует. Если ответит, что ему
лучше, - поправится, в
противном случае - умрет.
- Положить на голову больному траву
чистотел. Будет петь - перед смертью, плакать - перед выздоровлением.
- Положить в мочу больного на 24 часа
свежую крапиву: если почернеет - это признак близкой смерти, а останется
зеленой - к выздоровлению.
- Потереть кусочком свинины подошвы
больного и дать ее собаке, если съест - больной выздоровеет.
- Во время болезни зажигают свечу: если
горит ровно - больной поправится, если пламя колышется - к смерти.
Спасибо всем, кто
активно участвовал, не испугался и отвечал.
В татарских деревнях соблюдают старый обычай не готовить пищу в доме покойного в течение трех
дней после смерти. В эти дни семью умершего соседи поочередно приглашают к себе
на обед и на ужин.
У вепсов, живущих в Карелии,
Ленинградской и Вологодской областях есть обычай «веселения покойника»,
распространенный на тех умерших, которые не успели вступить в брак. Похороны
похожи на веселый праздник: нарядные люди пляшут и поют.
Погребальная традиция в Осетии.
Прощание с покойным в осетинских семьях проходит по-особенному. Умершего
одевают в новую одежду и раскрывают в домах ворота. К гробу подходят на
коленях, а женщины обязательно громко оплакивают покойного. Принято, также проводить
различные состязания, победителям которых достаются ценные вещи умершего.
В
Белоруссии отмечают Радоницу в первое воскресенье после Пасхи. Родственники посещают
могилы, неся с собою поминальные блюда. Их должно быть нечетное число. Кушанья
ставят на рушник, положенный прямо на могиле.
Смерть любимого человека каждый переживает по-разному. Племя Дани
(или Ндани) - коренные народы,
населяющие плодородные земли долины Балием в
Западной Папуа - Новой Гвинее. Члены этого племени отрезают пальцы, чтобы показать
свое горе на погребальных церемониях. Наряду с ампутацией они также намазывают
лица пеплом и глиной в знак печали. Дани отрезают пальцы руки, чтобы выразить
чувства к тому, кого они очень любят. Когда умирает человек из племени, то его
родственник (чаще всего, жена или муж) отрезает себе палец и хоронит его вместе
с мертвым телом своего мужа или жены, как символ любви к нему.
Со смертью связано
множество любопытных явлений. Например, в самом центре Европы находится прекрасная
страна Австрия, где смерть буквально
возведена в культ.
Похороны здесь не просто
чтут - их обожают! Каждый добропорядочный австриец подробно описывает в
завещании, где и как он хочет быть похоронен, заранее заводит счёт в банке «на
похороны» и покупает приглянувшееся место на кладбище. В воскресные дни вся
семья ходит туда гулять и дедушка с радостью показывает внукам место, где собирается
упокоиться.
Сами же похороны превращаются
в торжественный обряд. Обязательный хор, поющий реквием, море цветов, дети в
костюмах ангелов и благостные выражения на лицах родственников... Для
австрийцев смерть - всего лишь переход души в новое состояние, начало нового
этапа в существовании человека.
Этот культ складывался
многие века. Причём похоронными обрядами занимались лично императоры
Габсбурги. Например, одно из самых экстравагантных новшеств в конце XVIII
века ввёл император Иосиф II. Пышные погребения он назвал «реакционными»,
запретил их навсегда и велел использовать многоразовые гробы с откидным дном.
Гроб доносили до могилы, нажимали защёлку и выбрасывали покойного прямо в
сырую землю, после чего гроб можно было снова использовать. Экономия и
немецкая практичность.
Но кладбища в Австрии находились
в центре городов, и это новшество привело к антисанитарии. Так что вскоре
захоронения перенесли на окраины, а «многоразовые гробы» теперь можно увидеть
только в Музее гробов в Вене.
В том же музее можно увидеть
гробы со встроенными колокольчиками. Такое приспособление позволяло впавшему
в летаргический сон и очнувшемуся в могиле человеку поднять тревогу и привлечь
к себе внимание. Достаточно было шевельнуться, чтобы колокольчик зазвенел.
Кстати, во избежание подобных воскрешений заботливые родственники иногда
просили служащих прокалывать сердце усопшего, чтобы окончательно убедиться в
его смерти.
В крипте собора Святого
Стефана похоронено более 16 тысяч граждан, скончавшихся в основном во время
чумы. Сначала гробы в специальных углублениях в стенах ставили на пол. Позднее,
когда места стало не хватать, - друг на друга. Но умерших было больше, чем
помещений. И тогда гробы стали разбивать, а скелеты вываливать на землю, засыпать
песком и хорошенько утрамбовывать. Так делали из года в год. Так что теперь
пол в этих катакомбах состоит из утрамбованных костей.
А многослойные «утрамбованные»
захоронения можно найти и в Чехии
на еврейских кладбищах. В одной и той же семейной могиле один над другим лежат
покойники, умершие в разное время. Между ними клали плиты, отделявшие
скончавшихся ранее от новопреставленных. Причиной тому была всё та же проблема
дефицита «жилплощади» и дороговизна земельных участков.
В Сингапуре по той же причине покойников и в наши дни хоронят
вертикально, в положении «стоя». А через пять лет, когда тело успевает
разложиться, кости выкапывают, чтобы освободить место для новых усопших.
Многоразовые гробы - не
единственное чудо ритуальных услуг. В
Гане, например, гробы для покойников создают в виде предмета,
символизирующего его профессию при жизни. Если вы были лётчиком, то вашим родственникам
предложат похоронить вас в гробу-самолёте. Сапожников здесь хоронят в гробу,
выполненном в форме огромной туфли, спортсмена-атлета - в массивной кроссовке.
Бывают случаи, когда умирают
гинекологи, ведь они тоже не вечны. Гинекологов и акушеров на Гане хоронят в
гробу, выполненном в виде матки. Ну, а представителей ещё одной жизнелюбивой
профессии - виноделов - в огромной бутылке. Если же покойный был покорителем
морей и океанов (а мореплавателей в Гане предостаточно), то ему уготован гроб
в форме лодки или корабля. Большому кораблю - большое плавание!
Давайте отвлечёмся. Прошу всех
встать в круг.
ОДИН, ДВА - ИМЯ
Все
участники становятся в круг и начинают по очереди считать: один, два, ГАЛИНА,
четыре, пять, ОЛЬГА... (Вместо цифры 3
или чисел, содержащих или делящихся на 3, называют свои имена.) Тот, кто
ошибся, выбывает из игры. Игра позволяет познакомиться и помогает выявить самых
внимательных.
МОЛОДЦЫ!
Аплодисменты самым внимательным!
И мы продолжаем
разговор о похоронных традициях и обрядах.
В современной христианской
традиции осквернение могил и извлечение останков считается кощунством и
святотатством. А вот древние считали иначе. Они не только вытаскивали из
земли останки, но и перемывали их. В этом заключалась забота добропорядочного
гражданина о своих предках.
Так поступали в глубокой
древности сербы. Согласно языческой
традиции того времени, кости выкапывали из могилы через семь лет после смерти,
а затем промывали их в вине. Затем по цвету костей определяли, был ли покойник
при жизни светлым человеком или связал свою душу с нечистой силой и обратился
в упыря. Древние сербы считали, что, промыв кости в вине, они снимали заклятие
с покойного. Затем кости вновь хоронили.
Считалось, что этот ритуал
пробуждает добрые воспоминания об умершем. О человеке говорили, его жизнь
обсуждали...
Аналогичные традиции были
свойственны не только сербам, но и большинству народов Балканского региона. Нечто подобное описывал и древнегреческий
поэт Гомер. Так что поговорка «перемыть косточки» вовсе не образная - она
описывает вполне реальный, физический ритуал.
Похожий обычай существовал
и у древних индусов. Согласно
обрядам, где бы ни усоп человек, из его тела выбирали 33 кости. Это число
неслучайно: индусы считали, что тело человека состоит из 33 частей. Затем
кости везли в то место, где усопший родился, и хоронили отдельно от тела. В Индии вплоть до XIII века считалось,
что нельзя привозить на родину останки знатного человека, умершего вдали от
страны. Сначала кости надо очистить, затем поместить в ларец и только потом
вернуть на родину для захоронения.
В ряде восточных стран в
древние времена и в средневековье труп оставляли в пустынном месте так, чтобы
он касался земли, воды и растений. Тогда он не успевал разлагаться, его объедали
дикие звери и склёвывали птицы. Когда от усопшего оставались одни кости, их
собирали и хоронили. Кости надо было сложить правильно, по схеме. Например, в Древнем Египте правильное сложение
костей в захоронении считалось символом будущего воскрешения, воссоединение
плоти и воскресшего духа.
Те же верования существовали
у многих индоарийцев. Они считали,
что кости надо сохранять для воскрешения в День Суда. Причём для воскрешения
достаточно именно костей. Уничтожь кости усопшего - и он никогда не обретёт
вечной жизни. Так, например, считали в
Месопотамии, где одним из самых суровых посмертных наказаний за
провинность было размалывание костей. Это символизировало превращение покойного
в «полное ничто», в пыль, и считалось самым большим позором не только для
самого умершего, но и для всего рода. Из истории известно, что так поступали
легендарные ассирийские цари с останками своих врагов.
Малагасийцы (Мадагаскар)
уверены: человек существует вечно. Лишь в какой-то момент он уходит от живых,
но не умирает, а перемещается в мир предков. И то не навсегда — когда-нибудь он
вновь вернется на землю. Случится это вместе с рождением потомка. Оттого
появление новой жизни для малагасийца радостно вдвойне.
Неудивительно, что живые без страха ждут
своего последнего часа — ведь они возвращаются в лучший из миров, где им
уготована чудесная роль — роль приближенного у самого бога. Недаром на Мадагаскаре говорят: смерть — это
путь стать богом. Конечно, сказано громко. Тем не менее, в утверждении есть
немалая доля правды: праотцы, по представлениям малагасийцев, представляют на
небесах особый класс — привилегированный.
Однако пращуры — разана — не взирают
равнодушно на землян с высоты своего положения. Напротив! Они как могут
покровительствуют живым собратьям. Любой островитянин знает: от умерших
родичей зависит, каков будет в этом году урожай риса, в чей дом войдет
радость, а в чей — печаль... Поэтому малагасиец, будь он в самой большой
нужде, никогда не продаст вещь, принадлежавшую разана, — в противном случае не
видать ему небесной защиты как собственных ушей. По той же причине больше кары
господней он боится быть похороненным вдали от могил предков: тогда он никогда
не сумеет стать разана.
На Тане Бе существует уникальный обряд — фамадихана (буквально
«переворачивание трупа»). Этот обычай — дело первостепенной важности для
каждого малагасийца, даже для самого главы государства. И вот пример. Один из
высоких чиновников как-то отложил все дела и попросил отпуск на несколько
дней. Зачем? Без тени смущения уважаемый депутат изложил свою причину
Национальному конгрессу: «Умершая бабушка пожаловалась сестре во сне, что про
нее забыли: саван ее истлел, и ей очень холодно в земле». И что же? Депутат
был незамедлительно отпущен. Его семья сразу начала лихорадочную подготовку к
церемонии. По-другому и быть не может: в случае пренебрежения просьбой умершего на род, даже самый знатный, ложится несмываемое пятно позора.
Сам день церемонии обычно устанавливает
астролог или знахарь, но проводится он исключительно в холодное время года — с
июня по сентябрь. Получив санкцию властей и заплатив определенный налог,
потомки оповещают о готовящемся торжестве близкую и дальнюю родню, друзей,
знакомых.
В канун знаменательного дня, на закате, несколько
близких родственников отправляются в путь — на кладбище. На Мадагаскаре погосты
находятся на значительном удалении от населенных пунктов и обязательно на
плодородных землях. По местному поверью, «голодная» почва и близость кладбищ к
живым «возбуждают аппетит смерти».
К могиле родичи идут обходными путями,
делают немыслимые зигзаги — путают следы, дабы смерть не нашла дорогу к живым.
Придя на погост, все дружно отодвигают огромную
плиту, закрывающую вход в склеп — мрачный зал, на трех стенах которого
подвешены ряды полок, и на каждой — останки мертвых. Погребальная камера
выложена из гранитных плит шириной в один, длиной — в два метра.
Старейшина клана входит в склеп и по
законам неписаного этикета, извиняясь за все и вся, начинает торжественную
речь, в которой сообщает «собравшимся», кого из них ждет церемония переворачивания.
При этом «глашатай» не забывает подчеркнуть, что предстоящая процедура — знак
уважения ко всем без исключения усопшим, покоящимся на полках. Так что пусть,
мол, остальные не обижаются, придет и их черед.
На следующий день, с первыми лучами
солнца, у дома главы рода собирается большая толпа нарядно и ярко одетых
людей. Они не только бойко переговариваются между собой, но еще танцуют и поют
под звуки флейты и бой барабана.
Это очень светлый и веселый праздник в
честь усопшего. Вспоминая его, у малагасийцев не принято лить слезы и
печалиться. Ведь бедняжке покойнику и так пришлось долго лежать в четырех
стенах без всякой радости. Так пусть он хоть в день фамадиханы порадуется
вместе с живыми!
В дом прах вносить запрещено. Его родные
перекладывают останки разана в новое домотканое полотнище — цихи и водружают
на помост, сколоченный в северо-восточном углу двора. А вокруг уже толпятся
родные, друзья, соседи, случайные люди, забредшие на фамадихану. Но кем бы ни
доводились присутствующие усопшему, все как один обязаны раскошелиться, внести
свою лепту, которая тут же скрупулезно подсчитывается.
Между тем столы уже ломятся от яств — там
и вареный рис на подносах, и мясо, приготовленное на пару, и хлебные лепешки, и
сласти, и крепкий ром. Под оживленные разговоры, шутки и прибаутки гости
сметают еду со столов, желая лишь одного — ободрить, развеселить разана.
Порой бедные семьи собирают на фамадихану
деньги всю жизнь. Да и склепы положено обставлять как можно богаче.
Между тем члены семьи поочередно берут на
колени череп и кости предка, «нянчат» их, рассказывают новости, радуясь, что
могут побыть с родным человеком. Их чувства искренни и неподдельны, ведь они свято
верят: родич на несколько часов вернулся к ним... При этом опять-таки ни одного
грустного лица: плакать во время обряда большой грех.
Близкие
родственники танцуют с телами усопших. (Одна из этих церемоний проводится раз в
семь лет.)
Ближе к вечеру прах спрыскивают водой —
«моют». Затем завертывают в новые полотнища из местного алого шелка —
ламбамена. Каждая ветвь родни приносит свою ламбамена, показывая ее разана.
Полотнища навертывают одно на другое. Затем обернутые останки скрепляют
шнурами, которых непременно должно быть нечетное число — 5 или 7, но не
больше.
Затем разгорается жаркий спор — кому нести
разана. Но перепелка больше наиграна – чтобы и тут польстить прародителю.
Наконец, «приодетого» в новые одежды и туго запеленатого, его подбрасывают
вверх — веселят напоследок. Потом выбирают несколько человек, которые понесут
прах к могиле. Так как это — великая честь, то везунчики тащат останки,
светясь от счастья. Толпа, конечно, опять путает следы...
Счастливые после свидания с предком, родственники
только в сумерках возвращаются домой. Мужчины к тому же наблюдают «бои без
правил»: женщины сходятся в решительной потасовке за право обладания простыней,
на которой несли прах. Полотнище буквально рвут на клочки, крепко держа в
памяти: если проглотить хотя бы крошечный кусочек ламбамена, твоей семье
обеспечено многочисленное потомство...
Сейчас в празднике нередко участвуют
автомашины, играют радиолы, транзисторы. Но основа основ ритуала — все та же,
что и столетия назад.
Устали слушать? Устали сидеть?
Предлагаю поиграть…
Игра «ЦВЕТА»
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь
жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за
вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел -
выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом:
красный, чёрный, зелёный, синий, белый, оранжевый, фиолетовый, …. Побеждает
оставшийся последним.
Всем спасибо!
Согласно древним летописям
славян, о чём упоминает историк Ключевский, на Руси покойника сжигали, предварительно совершив над ним
тризну. Затем кости собирали в малую посудину и ставили на столбе на распутье
дорог, где скрещиваются пути, то есть там, где сходятся межи разных владений.
Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, считались
межевыми знаками, охранявшие границы родового поля. Вот откуда, по мнению
Ключевского, возник суеверный страх перед распутьем и перекрёстками дорог. За
пределами родного поля, как считал историк, наших предков охватывала неуверенность
в своей судьбе.
Кости не только сжигали -
в некоторых странах их употребляли в пищу! Существует легенда об Арфемизии,
жене одного из древних царей. Арфемизия так сильно любила своего мужа, что,
когда он умер, превратила тело его в порошок, растворила в воде и выпила.
Нечто подобное присутствует
в традициях племени индейцев яномани, живущих в Венесуэле. Индейцы яномани добавляют пепел и измельчённые кости
умершего в пищу родственникам. Пепел смешивают с соком маниоки, сладкого батата
и сахарного тростника. Получается напиток, от которого наступает лёгкое
опьянение. Таким образом жизнь покойного якобы переходила в тела его
родственников и соплеменников. У многих народов пепел, полученный из костей
усопшего, признавался веществом, обладающим чудодейственными свойствами,
источником плодородия.
...Христианство и ислам негативно
рассматривают любые подобные действия с останками усопших. Почтение, которое
каждый верующий человек испытывает к мёртвым, является стимулом к тому,
чтобы прожить достойную жизнь и оставить о себе добрую память. Уход за могилами
предков, поминание и молитва - лучшее, что мы можем сделать для тех, кто ушёл
за черту.
И вот, мы
сегодня выяснили, ни один обряд не лишен смысла и, уж конечно, не возник
просто так. В настоящее время человечество все глубже и глубже проникает в
тайны материи, находя объяснения ранее неведомому.
Будьте здоровы!
Живите долго! На следующих встречах мы продолжим знакомиться с традициями и
обычаями русского народа и народов мира.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Рецепт блюд к
поминальному столу
•
Кутья поминальная (коливо)
Взять: 1 стакан риса, 100 г изюма без
косточек, 100 г меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить
с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве
кипяченой воды.
•
Блины красные
Для опары: 300 г муки, 25 г дрожжей, 1/2
литра молока.
Для теста: 5 яичных желтков, 150 г
сливочного масла, 300 г муки, соль и сахар по вкусу, 5 белков.
Приготовить опару из муки, теплого молока
и дрожжей, поставить на 1-1,5 часа в теплое место для выбраживания. Когда опара
поднимется, добавить растертое добела сливочное масло с желтками, сахаром и
солью, просеять муку и замесить однородное тесто. Поставить в теплое место. Когда
тесто поднимется вторично, ввести в него взбитые в стойкую пену белки,
осторожно перемешать сверху вниз и через 10-15 минут печь блины.
•
Клюквенный кисель
Взять: 1 л воды, 0,5-1 стакан клюквы, 3/4
стакана сахарного песка, 3 ст. ложки крахмала.
Клюкву перебрать, промыть, выжать из нее
сок и убрать его в закрытой посуде в холодильник.
Выжимки залить горячей водой, сварить, а
затем процедить. Добавить в отвар сахар, довести до кипения и ввести при
помешивании разведенный в холодной кипяченой воде крахмал. Снова довести до
кипения, снять кастрюлю с огня, добавить отжатый сок. Кисель размешать.
•
Овсяный кисель
Взять 1 стакан овсяных хлопьев, 6 стаканов
воды, 1 столовую ложку сахара, 1 чайную ложку соли.
Хлопья залить холодной водой, посолить и
варить 10 минут на небольшом огне, непрерывно помешивая. Процедить через сито.
Добавить сахар и остудить.
ИСТОЧНИКИ:
- «Традиции России: прошлое и настоящее» https://travelask.ru/russia/traditsii-rossii-proshloe-i-nastoyaschee
-
«О традициях
народов России» https://clck.ru/3FG74T
- «СКОРО,
СКОРО ТРОИЦА…» .«Завалинка» №6(010), июнь 1998 год.
- «САМЫЕ
НЕОБЫЧНЫЕ ПОХОРОННЫЕ РИТУАЛЫ». Виолетта БАША. «МОЯ СЕМЬЯ»
№14, апрель 2008.
- «ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК ЧЕРЕПА И КОСТЕЙ». Маргарита ЛОМУНОВА. «Ступени Оракула».
- «ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ ДРЕВНИХ ОБРЯДОВ». Ж. «ЗНАНИЕ».
ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ
на блоге:
1. КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ
ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового
года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для
людей пожилого возраста
2. ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ
Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
3. МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ
НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования
Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
4. МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ
НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с
игровыми моментами
5. ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН
Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,
обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей
пожилого возраста
6. СЛАВЯ ПАСХУ
СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и
обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста
7.
ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике Пасхе, сакральном значении яйца, кулича, приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
8.
ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия
об истории Пасхального праздника, о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста
9. ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО
СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах
проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста
10. В ВЯТКЕ СВОИ
ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста
11. ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В
СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
12. КАКОВ ПОКОЙНИК,
ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции
у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
13. КАКОВА СТОРОНА,
ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни
разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
14. МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ
- ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с
игровыми моментами для людей пожилого возраста
15.
НА
ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий
познавательного мероприятия о традициях, обычаях,
обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
16. ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В
БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия
для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами
17.
СУЖЕНА-РЯЖЕНА
НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская
пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о свадебных
традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
18.
ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская
пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных
традициях с игровыми моментами
Часть
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Список всех тем мероприятий на странице блога «Список
тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Н.С.ПАСЫНКОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий