Сценарий литературно-музыкального мероприятия о любви
впредверии Дня влюблённых для людей пожилого возраста
Звучит песня в
исполнении Аллы Пугачёвой и Максима Галкина «Любовь такая разная».
ЛЮБОВЬ — ЭТО ОСОБОЕ
СОСТОЯНИЕ
И
вот как об том чувстве говорит Митрополит
Сурожский Антоний (Блум):
«Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность. Конечно, когда я говорю: «я вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но — «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего это прекрасно!..» Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.»
Сегодня
мы будем читать фрагменты разных литературных произведений, в основном русских
классиков, и рассуждать о чувствах героев, попытаемся найти ответ на вопросы:
Какая она - любовь? Любовь ли это? Любовь настоящая или фикция…?
И,
конечно же, как неотъемлемая часть влюблённости – стихи о любви и хорошо
знакомые вам песни о любви.
Я
прошу помочь мне: взять тексты литературных произведений и прочитать вслух
громко, чётко, с чувством, с толком, с расстановкой. (Нужно заранее определиться – кому можно «доверить» тот или иной
отрывок: кто умеет громко с листа читать, чётко произносит слова,… от мужского
или женского лица,… На листах напечатан текст без указания названия
произведения и автора. Заранее предлагаются стихи для прочтения на мероприятии.
Могут звучать и другие стихи по предложению гостей мероприятия. Тексты также
могут быть розданы заранее, если нет «способных» на быстрое ознакомление и
воспроизведение. А также все тексты могут быть читаемы ведущим.
ПРИМЕЧАНИЕ: тексты
сканированы и переведены в документ WORD с помощью
программы FineReader. Перед печатью
тексты необходимо проверить, возможно слияние слов.
Продолжительность
программы около полутора часов.)
Я
читаю первый отрывок, мы обсуждаем, за это время другие чтецы успеют
ознакомиться со своими текстами. Кто будет готов – поднимайте руку.
Итак…
1
«Ее
волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую
ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени
нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью; мизинец правой руки,
бывшей под головой, пригибался к затылку. Грэй присел на корточки, заглядывая
девушке в лицо снизу и не подозревая, что напоминает собой фавна с картины
Арнольда Беклина.
Быть
может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только
глазами, но тут он иначе увидел ее. Все стронулось, все усмехнулось в нем.
Разумеется, он не знал ни ее, ни ее имени, ни, тем более, почему она уснула на
берегу, но был этим очень доволен. Он любил картины без объяснений и подписей.
Впечатление такой картины несравненно сильнее; ее содержание, не связанное
словами, становится безграничным, утверждая все догадки и мысли.
Тень
листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной
позе. Все спало на девушке: спали темные волосы, спало платье и складки платья;
даже трава поблизости ее тела, казалось, задремала в силу сочувствия. Когда
впечатление стало полным, Грэй вошел в его теплую подмывающую волну и уплыл с
ней. Давно уже Летика кричал: «Капитан, где вы?» — но капитан не слышал его.
Когда
он, наконец, встал, склонность к необычайному застала его врасплох с решимостью
и вдохновением раздраженной женщины. Задумчиво уступая ей, он снял с пальца
старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим
подсказывает жизни нечто существенное, подобно орфографии. Он бережно опустил
кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка. Мизинец нетерпеливо двинулся
и поник.»
Узнали
произведение?
Конечно
же, это «АЛЫЕ ПАРУСА» Александра Степановича ГРИНА.
Это
светлая повесть о предвкушении любви, о чистоте человеческого сердца, о
наивности и вере в чудеса. А ещё о том, что … продолжите … наше счастье, наша
любовь зависят от нас самих, «всё в наших руках», нужно лишь приложить усилия,
постараться сделать счастливым того, кого ты любишь…
И, конечно же, песня об Ассоль…
АЛЫЙ ПАРУС
Ребята, надо
верить в чудеса,
Когда-нибудь
весенним утром ранним,
Над океаном
алые взметнутся паруса, (2 раза)
И скрипка
пропоёт над океаном.
Не три глаза,
ведь это же не сон,
И алый парус,
правда, гордо реет.
В той бухте,
где отважный Грей нашёл свою Ассоль, (2 раза)
В той бухте,
где Ассоль дождалась Грея.
С друзьями
легче море переплыть,
И есть
морскую соль, что нам досталась.
А без друзей
на свете было б трудно очень жить, (2 раза)
И серым стал
бы даже алый парус.
(Далее порядок чтения отрывков из
произведений может быть разным, в зависимости от готовности участников, если
читать будут гости мероприятия. Так же, стихов и песен.)
Есть желающие продолжить чтение? …
2
«Посватал
мою Дашу лесничий Аляляев. Полюбил ее за ум и поведение... Ну и Даша его
полюбила. Характер его положительный ей нравился. Человек он, действительно,
хороший, благородный. Посватался и всё, этак, обстоятельно. Приданое всё до
тонкостей осмотрел, все сундуки перерыл, Матрену поругал за то, что та салопа
от моли не уберегла. И мне реестрик своего имущества доставил. Благородный
человек, грех про него, что худое сказать. Нравился он мне, признаться, до
чрезвычайности. Торговался он со мной два месяца. Я ему восемь тысяч даю, а он
просит восемь с половиной. Торговались-торговались; бывало, сядем чай пить,
выпьем по пятнадцати стаканов, и всё торгуемся. Я ему двести накинул — не
хочет! Так и разошлись из-за трехсот рублей. Уходил, бедный, и плакал... Уж
больно любил Дашу! Ругаю теперь себя, грешный человек, истинно ругаю. Было б
мне отдать ему триста или же попугать, на весь город посрамить, или завести бы
в темную комнатку да по мордасам. Прогадал я, вижу теперь, что прогадал, дурака
сломал. Ничего не поделаешь, Никодим Егорыч: характер у меня тихий!»
АПЛОДИСМЕНТЫ! И ДАЛЕЕ ВСЕМ ЧТЕЦАМ.
Кто скажет – из какого произведения отрывок?
Антон Павлович ЧЕХОВ «В БАНЕ».
В этом отрывке разговор о любви? … Ну, вот
фраза: «Так и разошлись из-за трехсот рублей. Уходил, бедный, и плакал... Уж
больно любил Дашу!» - любил ли лесничий Аляляев Дашу? … Верно, здесь на первом месте приданое,
корысть, материальный расчёт. Какая уж тут любовь…
Что по этому поводу говорит
народная мудрость?
Любовь за деньги …
(продолжите) не купишь.
Любовь и малое принимает за … великое.
Милому мила – и без белил … бела.
А сейчас стихотворение Батюшкова Константина Николаевича «Элегия»
прочитает _____
ЭЛЕГИЯ
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастье сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную... но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
1804—1805
К.Н.Батюшков
Кто
готов познакомить нас с литературным произведением? …
Чтение
по ролям – так это называется в школе.
3
(Диалог
мужчины и женщины, плюс ведущий. Текст в 3х экземплярах.)
«ВЕДУЩИЙ:
С открытой книгой, но не читая, Вера лежала на низеньком диванчике, обитом
ситчиком. За бумажным экраном с черными человечками колебалась свеча. Брови
Веры были сдвинуты, сухие глаза раскрыты. Она приподнималась на локте,
прислушиваясь.
Уже
несколько раз из кустов голос Сергея шепотом звал: «Вера, Вера». Она не
отвечала, не оборачивалась, но чувствовала — он стоит у окна.
Затем
стремительно она поднялась. Сергей стоял с той стороны окна, положив локти на
подоконник. Глядел блестящими глазами и усмехался.
ВЕРА:
— Что тебе нужно?
ВЕДУЩИЙ:
Вера затрясла головой.
ВЕРА:
— Уйди, уйди от меня.
ВЕДУЩИЙ:
Сергей легко вспрыгнул на подоконник, протянул руки. Вера глядела на его
короткие сильные пальцы. Он взял ее за локоть, обвил ее спину. Вера присела на
подоконник. Закрыла глаза. Молчала. Только по лицу ее словно скользил темный
огонь.
СЕРГЕЙ:
— Люблю, милая, —
ВЕДУЩИЙ:
сказал он сквозь зубы,
СЕРГЕЙ:
— не гони. Не будь упрямая.
ВЕДУЩИЙ:
Вера коротко вздохнула, опустила голову на плечо Сергею. Он наклонился, но губы
его скользнули по ее щеке.
ВЕРА:
— Не надо, Сережа, не надо.
ВЕДУЩИЙ:
Она слышала, как страшно бьется его сердце. Теперь она чувствовала эти удары — грудью,
своим сердцем. Сергей охватил ее плечи. Стал целовать шею.
СЕРГЕЙ:
— Можно к тебе, Вера, можно?
ВЕРА:
— Нет. —
ВЕДУЩИЙ:
Она откинула голову, взглянула ему в лицо, в красные глаза.
ВЕРА:
— Не трогай меня, Сережа, я ослабею…
ВЕДУЩИЙ:
Он прильнул к ее рту. Она чувствовала — его пальцы расстегивают крючочки
платья. Тогда она медленно, с трудом оторвалась от него. Он упал ей головой в
колени, дышал жарко. А рука всё продолжала расстегивать крючочки.
ВЕРА:
— Сережа, оставь меня. Сегодня я дала слово Никите. Я его невеста...
СЕРГЕЙ:
— Вера, Вера, это хорошо... это хорошо...
Я же не могу на тебе жениться... Тем лучше... Выходи, выходи, всё равно — ты
моя...
— Сережа, что ты говоришь?
СЕРГЕЙ:
— Глупенькая, пойми, — ты его не любишь,
и не он будет...
ВЕРА:
— Что? Что...
СЕРГЕЙ:
— Он ничего не узнает. Пойми — он будет
счастлив от самой скупой твоей милости... Но я, Вера... с ума схожу... Так все
делают...
ВЕДУЩИЙ:
Сергей спрыгнул в комнату, дунул на свечу и опять плотно взял Веру. Но вся она
была как каменная. Он бормотал ей в ухо, искал ее губ, но ее локти упрямо и
остро упирались ему в грудь. Вера освободилась и сказала, отходя:
ВЕРА:
— Поздно уже. Я хочу спать. Покойной
ночи.
ВЕДУЩИЙ:
Сергей шепотом помянул черта и исчез в окошке. Вера, не зажигая свечи, легла
опять на ситцевый диванчик — лицом в подушку, прикрыла голову другой подушечкой
и так заплакала, как никогда не плакала в жизни.»
Кто читал это произведение?
Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ «МИШУКА НАЛЫМОВ»
(Заволжье)
И как, по-вашему, называется чувство
главного героя? … Страсть, конечно. Вот
фраза: «Я же не могу на тебе жениться... Тем лучше... Выходи, выходи, всё равно
— ты моя...» Какой девушке понравится такое признание?!
_____________________ прочитает стихотворение Александра
Сергеевича Пушкина …
***
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня...
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
1830
Александр Пушкин
Давайте ещё раз обратимся к
народной мудрости – пословицам. (На
подносе на карточках написаны половинки пословиц. Лежат «рубашкой» вверх.
Количество карточек соотносится с количеством гостей. Карточки разбираются
участниками мероприятия в случайном порядке. Бывает, что кто-то взяв карточку,
отдаёт кому-то ещё. Если у одного человека оказалось две половинки разных
пословиц, можно подтвердить, что в жизни и в любви так бывает – «на два
фронта»…Карточки в ПРИЛОЖЕНИИ.)
Ваша задача – найти «свою
половинку». А нашедши, обняться, поцеловаться, вслух прочитать для всех
пословицу.
·
Люблю тебя, да не как себя.
·
Любо — так к венцу, не любо — к отцу.
·
Любовь все побеждает.
·
Любишь меня, так люби и собачку мою.
·
Любит тот, кто учит.
·
Любви, огня да кашля от людей не утаишь.
·
Где любовь да совет, там и горя нет.
·
Любовь да свары — хуже пожара.
·
Любовь закона не знает, годов не считает.
·
Любовь не знает мести, а дружба — лести.
Продолжим
«литературные чтения»…
4
«— Скажи, Эсфирь, п-правда ли, что женщины из
революционных кругов придерживаются... совершенно свободных взглядов на
любовные отношения?
Она
расхохоталась, подтянула к подбородку колени и обхватила их руками.
— Так я и знала! Какой же ты предсказуемый
и буржуазный. Если женщина не исполнила перед тобой весь положенный спектакль
неприступности, ты готов заподозрить ее в распущенности. «Ах, сударь, я не
такая! Фи, какая грязь! Нет-нет-нет, только после свадьбы!» — противным,
сюсюкающим голоском передразнила она. — Вот какого поведения вы от нас хотите.
Еще бы, законы капитала! Если хочешь хорошо продать товар, надо сначала сделать
его желанным, чтоб у покупателя потекли слюнки. А я не товар, ваше высокородие.
И вы не покупатель. — Взгляд Эсфири загорелся праведным негодованием, тонкая
рука грозно рассекала воздух. — Мы, женщины новой эпохи, не стесняемся своего
естества и сами выбираем, кого любить. Вот у нас в кружке есть одна девушка.
Мужчины от нее шарахаются, потому что она, бедняжка, ужасно некрасивая —
уродина такая, что просто кошмар. Но зато ее все уважают за ум, больше чем иных
раскрасавиц. Она говорит, что свободная любовь — это не свальный грех, а союз
двух равноправных существ. Разумеется, временный, потому что чувства — материя
непостоянная, их пожизненно в тюрьму не заточишь. И ты не бойся, я тебя к венцу
не потащу. Я вообще тебя скоро брошу. Ты совершенно не в моем вкусе и вообще ты
просто ужасен! Я хочу поскорее тобой пресытиться и окончательно в тебе
разочароваться. Ну, что ты таращишься? Немедленно иди сюда!»
Ваши предположения? Из какого произведения?
Борис АКУНИН «СТАТСКИЙ СОВЕТНИК».
Что вы думаете по поводу услышанного? Есть
ли здесь любовь? …
Стихотворение Сергея Есенина в исполнении ___________________
❖❖❖
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
Вберез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
1923
Сергей Есенин
Продолжим читать…
5
«—
Это две совершенно разные роли. Хотите, я скажу вам, как нужно добиваться
успеха у мужчин? Думаете, нужна красота? Вовсе нет! Какая у меня может быть
красота, если вы даже не видите моего лица? Всё очень просто. Нужно понимать,
что представляет собой мужчина, и играть по контрасту. Это как в электричестве:
противоположные заряды притягиваются. Возьмем Петра Ивановича. Он человек
сильный, грубый, склонный к прямому действию и насилию. С ним я слаба,
женственна, беззащитна. Прибавьте сюда служебный интерес, аромат тайны, на
который мужчины так падки — и бедненький Бурляев становится податливей воска.
Эраст
Петрович почувствовал, что цель вот она, совсем близко — только бы не сорваться.
— А Сверчинский?
— Ну, этот совсем из другого теста. Хитрый,
осторожный, подозрительный. С ним я простодушна, бесшабашна, грубовата. Про
интерес и тайну я уже говорила — это компонент непременный. Верите ли,
Станислав Филиппович на прошлой неделе у меня тут в ногах валялся, умолял
сказать, состою ли я в связи с Бурляевым. Я выгнала его и велела без вызова не
показываться. Какова «сотрудница», а? Главный губернский жандарм у меня, как
пудель, на «апорт» откликается!»
Борис АКУНИН «СТАТСКИЙ СОВЕТНИК».
Какое у вас отношение к персонажу?
И далее описание чувства любви…
6
«Весна
наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда на Полесье — неожиданная.
Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки,
сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в
огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно
крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи,
стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что
ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная,
торопливая тревога жизни.
Снег
сошел, оставшись еще кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых
перелесках. Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая
за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. Над
черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли,
— тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в
городе узнаешь среди сотен других запахов. Мне казалось, что вместе с этим ароматом
вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных
ожиданий и смутных предчувствий, — поэтическая грусть, делающая в ваших глазах
всех женщин хорошенькими и всегда приправленная неопределенными сожалениями о
прошлых веснах. Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась
незримая спешная творческая работа природы...
В эти
весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись
одному, лечь, зажмурить глаза, чтобы лучше сосредоточиться, и беспрестанно
вызывать в своем воображении ее то суровое, то лукавое, то сияющее нежной
улыбкой лицо, ее молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно
и так же могуче, как растут молодые елочки, ее свежий голос, с неожиданными
низкими бархатными нотками... «Во всех ее движениях, в ее словах, — думал я, —
есть что-то благородное (конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого
слова), какая-то врожденная изящная умеренность...» Также привлекал меня к
Олесе и некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы,
жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в
свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах.»
О какой Олесе речь? …
Александр Иванович КУПРИН «ОЛЕСЯ».
И сейчас мы услышали, как зарождается
чувство любви.
Стихотворение Тютчева прозвучит из уст _____________
* * *
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, -
Как ночью на небе звезда...
1848 г.
Ф. И. Тютчев
7
«Наши
вечерние прогулки прекратились. Напрасно каждый день, собираясь уходить, я
бросал на Олесю красноречивые, умоляющие взгляды, — она делала вид, что не
понимает их значения. Присутствие же старухи, несмотря на ее глухоту,
беспокоило меня.
Иногда
я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня
каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми
нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, не понятной для меня
девушке. Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий
любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. Где бы я ни был,
чем бы ни старался развлечься, — все мои мысли были заняты образом Олеси, все
мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых
ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое
сердце. Но наступал вечер, и я подолгу сидел возле нее на низкой шаткой
скамеечке, с досадой чувствуя себя все более робким, неловким и ненаходчивым.
…
…Я
долго не мог ей ничего ответить, и мы молча стояли друг против друга, держась
за руки, прямо, глубоко и радостно смотря друг другу в глаза. Эти несколько
молчаливых секунд я всегда считаю самыми счастливыми в моей жизни; никогда,
никогда, ни раньше, ни позднее, я не испытывал такого чистого, полного,
всепоглощающего восторга. И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и
волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви...
Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без
всяких условий и колебаний, все свое существо.»
Сейчас, вероятно, нет никаких сомнений, что
прозвучал отрывок из повести Александра Ивановича КУПРИНА «ОЛЕСЯ».
И соответствующие этому чувству стихи Афанасия Афанасьевича ФЕТА
прочитает ___________________
***
Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной!
Не отходи от меня:
Мне так отрадно с тобой...
Ближе друг к другу, чем мы,
Ближе нельзя нам и быть;
Чище, живее, сильней
Мы не умеем любить.
Если же ты — предо мной,
Грустно головку склоня,—
Мне так отрадно с тобой:
Не отходи от меня!
1842
А.А.Фет
Приглашаю вас на вальс…
В ГОРОДСКОМ САДУ
(вальс)
Музыка - Матвей Блантер,
слова - Алексей Фатьянов,
поёт - Людмила Гурченко
В городском саду играет духовой оркестр,
На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест,
От того, что пахнет липа, иль роса блестит,
От тебя такой красивой глаз ни отвести.
Прошел чуть не полмира я,
С такой, как ты, не встретился,
И думать не додумался,
Что встречу я тебя.
Верь такой как ты красивой нет наверняка,
Чтоб навеки покорила сердце моряка,
По морям и океанам мне легко пройти
Но такой как ты желанной видно нет в пути.
Вот рассвет весенний гасит звёздочки в пруду.
Но ничто не изменилось в городском саду.
На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест.
В городском саду играет духовой оркестр.
8
«Новый
гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую
минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза
встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела
на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли
блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро
восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички
вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными
лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с
тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с
ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих,
подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и
общая радость природы чужда твоему сердцу.
Вдруг
Лиза услышала шум весел — взглянула на реку и увидела лодку, а в лодке —
Эраста.
Все
жилки в ней забились, и, конечно, не от страха. Она встала, хотела идти, но не
могла. Эраст выскочил на берег, подошел к Лизе и — мечта ее отчасти
исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку... А
Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим
сердцем — не могла отнять у него руки, не могла отворотиться, когда он
приблизился к ней с розовыми губами своими... Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с
таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!
…
Эраст
восхищался своей пастушкой – так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его,
казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись
ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба
невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном
сладострастии, которым прежде упивались его чувства. «Я буду жить с Лизою, как
брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви ее и буду всегда
счастлив!» Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли
можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»
Да, это Николай Михайлович КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА». Почему Лиза бедная? …. Конечно,
не в смысле богатства. Далее о развитии этих отношений нам поведает
________________
9
«Эраст
целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти
матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в
дремучих лесах, как в раю. «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» — сказала
Лиза с тихим вздохом. «Почему же?» — «Я крестьянка». И — «Ты обижаешь меня. Для
твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа, и — и Лиза будет
всегда ближайшая к моему сердцу».
Она
бросилась в его объятия и - и в сей час надлежало погибнуть непорочности! Эраст
чувствовал необыкновенное волнение в крови своей — никогда Лиза не казалась ему
столь прелестною — никогда ласки ее не трогали его так сильно — никогда ее
поцелуи не были столь пламенны — она ничего не знала, ничего не подозревала,
ничего не боялась — мрак вечера питал желания — ни одной звездочки не сияло на
небе — никакой луч не мог осветить заблуждения, — Эраст чувствует в себе трепет
— Лиза также, не зная, отчего, не зная, что с нею делается... Ах, Лиза, Лиза!
Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?
Заблуждение
прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала.
Эраст молчал — искал слов и не находил их. «Ах, я боюсь, — говорила Лиза, —
боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось, что я умираю, что душа моя...
Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что
такое?» Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст,
Эраст! — сказала она. — Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как
преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что
натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. Эраст старался успокоить Лизу
и проводил ее до хижины. Слезы катились из глаз ее, когда она прощалась с ним.
«Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!» — «Будем, Лиза,
будем!» — отвечал он.— «Дай бог! Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я
люблю тебя! Только в сердце моем... Но полно! Прости! Завтра, завтра увидимся».
Свидания
их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними
невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами — одним
прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше,
больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто
размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со
мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза
не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его
воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким
чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы.
Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и
дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала
свое счастие. Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты
веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять
любовь твою!» Иногда, прощаясь с ней, он говорил ей: «Завтра, Лиза, не могу с
тобою видеться: мне встретилось важное дело», — и всякий раз при сих словах
Лиза вздыхала.»
Николай Михайлович КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА».
Фёдор Иванович Тютчев в исполнении ____________
***
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
(Первая половина 1851 г.)
Ф. И. Тютчев
Много, слишком много песен о любовных переживаниях… когда сердце
плачет… душа разрывается на части…
ЛЮБОВНЫЕ СТРАДАНИЯ
Давайте вспомним такие песни … Скорее всего, подсказки не
потребуется.
Стороны зала по очереди поют по куплету и припеву.
Или другой вариант, с подсказкой:
- Ещё трудней – остаться третьим
На долгом жизненном пути.
(«А КТО-ТО ТРЕТИЙ»)
- Как ты любил?
Ты погубил,
(«А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ»)
- Только я в этот вечер засиделась
одна.
(«БЕЛОСНЕЖНАЯ ВИШНЯ»)
- С любовью справлюсь я одна,
(«ОГНЕЙ ТАК МНОГО ЗОЛОТЫХ»)
- Красивая и смелая
дорогу перешла,
(«КОГДА ЦВЕЛИ САДЫ»)
- Так зачем же, зачем в эту лунную ночь
Позволяла себя целовать!?
(«ВИНОВАТА ЛИ Я...»)
- Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска…
(«ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ»)
- Знать, судьба такая, - век одной качаться.
(«ТОНКАЯ РЯБИНА»)
- была тебе любимая,
а стала мне жена
(«Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ»)
- Мой миленький женился,
Нарушил клятву он.
(«НА МУРОМСКОЙ ДОРОЖКЕ»)
И в утешенье стихотворение Александра
Сергеевича Пушкина. Его прочитает _______________
* * *
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
1825
Александр Пушкин
Читает _________________
10
«Скромная
Муза, поведай!.. — С небесного
лазоревого свода, а может быть, откуда-нибудь и повыше, слетела, как маленькая
птичка колибри, порхала, порхала по чистому весеннему воздуху и влетела в
Натальино нежное сердце — потребность любить, любить, любить!!! Вот вся
загадка; вот причина красавицыной грусти — и если она покажется кому-нибудь из
читателей не совсем понятною, то пусть требует он подробнейшего изъяснения от
любезнейшей ему осьмнадцатилетней девушки.
С сего времени
Наталья во многом переменилась — стала не так жива, не так резва — иногда
задумывалась, — и хотя по-прежнему гуляла в саду и в поле, хотя по-прежнему
проводила вечера с подругами, но не находила ни в чем прежнего удовольствия.
Так человек, вышедший из лет детства, видит игрушки, которые составляли забаву
его младенчества, — берется за них, хочет играть, но, чувствуя, что они уже не
веселят его, оставляет их со вздохом. Красавица наша не умела самой себе дать
отчета в своих новых, смешанных, темных чувствах. Воображение представляло ей
чудеса. Например, часто казалось ей (не только во сне, но даже и наяву), что
перед нею, в мерцании отдаленной зари, носится какой-то образ, прелестный,
милый призрак, который манит ее к себе ангельскою улыбкою и потом исчезает в
воздухе.»
Ваши предположения – что за произведение? …
Николай Михайлович КАРАМЗИН «НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ».
Далее стихотворение Анны Ахматовой «Любовь» в исполнении ______
ЛЮБОВЬ
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
1911
Анна Ахматова
11
«…я
знакома ему; может быть, и он, подобно мне, грустил, вздыхал, думал, думал и видел
меня, — хотя темно, однако ж видел так, как я видела его в душе моей».
Читатель
должен знать, что мысли красных девушек бывают очень быстры, когда в сердце у
них начинает ворошиться то, чего они долго не называют именем и что Наталья в
сии минуты чувствовала. Обедня показалась ей очень коротка. Няня десять раз
дергала ее за камчатную телогрею и десять раз говорила ей: «Пойдем, барышня;
все кончилось». Но барышня все еще не трогалась с места, для того что и
прекрасный незнакомец стоял как вкопанный подле левого крылоса; они
посматривали друг на друга и тихонько вздыхали. Старая мама, по слабости зрения
своего, ничего не видала и думала, что Наталья читает про себя молитвы и для
того нейдет из церкви. Наконец дьячок загремел ключами: тут красавица опомнилась
и, видя, что церковь хотят запирать, пошла к дверям, а за нею молодой человек —
она влево, он направо. Наталья раза два обступилась, раза два роняла платок и
должна была ворочаться назад; незнакомец оправлял кушак свой, стоял на одном
месте, смотрел на красавицу и все еще не надевал бобровой шапки своей, хотя на
дворе было холодно.
Наталья пришла
домой и ни о чем больше не думала, как о молодом человеке в голубом кафтане с
золотыми пуговицами. Она была не печальна, однако ж и не очень весела, подобно такому
человеку, который наконец узнал, в чем состоит его блаженство, но имеет еще
слабую надежду им насладиться. За обедом она не ела, по обыкновению всех
влюбленных, — ибо для чего не сказать нам прямо и просто, что Наталья влюбилась
в незнакомца? «В одну минуту? — скажет читатель. — Увидев в первый раз и не
слыхав от него ни слова?» Милостивые государи! Я рассказываю, как происходило
самое дело, не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного
влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные! А кто не
верит симпатии, тот, поди от нас прочь и не читай нашей истории, которая
сообщается только для одних чувствительных душ, имеющих сию сладкую веру!»
Николай Михайлович КАРАМЗИН «НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ».
Стихотворение Анны Ахматовой «Строки любви» читает __________
СТРОКИ ЛЮБВИ
Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи,
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
Анна Ахматова
12
«Тут
няня отворила дверь — и молодой человек бросился к ногам Натальиным. Красавица
ахнула, и глаза ее на минуту закрылись; белые руки повисли, и голова
приклонилась к высокой груди. Незнакомец осмелился поцеловать ее руку, в
другой, в третий раз — осмелился поцеловать красавицу в розовые губы, в другой,
в третий раз, и с таким жаром, что мама испугалась и закричала: «Барин! Барин!
Помни уговор!» Наталья открыла черные глаза свои, которые прежде всего
встретились с черными глазами незнакомца, ибо они в сию минуту были к ним всего
ближе; и в тех и в других изображались пламенные чувства, любовию кипящее
сердце. Наталья с трудом могла приподнять голову, чтобы вздохом облегчить грудь
свою. Тогда молодой человек начал говорить — не языком романов, но языком
истинной чувствительности; сказал простыми, нежными, страстными словами, что он
увидел и полюбил ее, полюбил так, что не может быть счастлив и не хочет жить
без взаимной ее любви.
Красавица молчала;
только сердце и взоры говорили — но недоверчивый незнакомец желал еще
словесного подтверждения и, стоя на коленях, спросил у нее: «Наталья,
прекрасная Наталья! Любишь ли меня? Твой ответ решит судьбу мою: я могу быть
счастливейшим человеком на свете, или шумящая Москва-река будет гробом моим». —
«Ах, барышня! — сказала жалостливая няня. — Отвечай скорее, что он тебе нравен!
Ужели захочешь погубить его душу?» — «Ты мил сердцу моему, — произнесла Наталья
нежным голосом, положив руку на плечо его. — Дай бог, — примолвила она, подняв
глаза на небо и обратив их снова на восхищенного незнакомца, — дай бог, чтоб я
была столько же мила тебе!»
Они обняли друг
друга; казалось, что дыхание их остановилось. Кто видал, как в первый раз
целомудренные любовники обнимаются, как в первый раз добродетельная девушка
целует милого друга, забывая в первый раз девическую стыдливость, пусть тот и
вообразит себе сию картину; я не смею описывать ее, но она была трогательна —
сама старая няня, свидетельница такого явления, выронила капли две слез и
забыла напомнить любовнику об уговоре, но богиня непорочности присутствовала
невидимо в Натальином тереме.»
Николай Михайлович КАРАМЗИН «НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ».
Римма Казакова «Люби меня». Читает ___________
* * *
Люби меня!
Застенчиво,
боязно люби,
словно мы повенчаны
богом и людьми...
Люби меня уверенно,
чини разбой —
схвачена, уведена,
украдена тобой!
Люби меня бесстрашно,
грубо, зло.
Крути меня бесстрастно,
как весло...
Люби меня по-отчески,
воспитывай, лепи, —
как в хорошем очерке,
правильно люби...
Люби совсем неправильно,
непедагогично,
нецеленаправленно,
нелогично...
Люби дремуче, вечно,
противоречиво...
Буду эхом, вещью,
судомойкой, чтивом,
подушкой под локоть,
скамейкой в тени...
Захотел потрогать —
руку протяни!
Буду королевой —
ниже спину, раб!
Буду каравеллой:
в море! Убран трап...
Яблонькой-дичонком
с терпкостью ветвей...
Твоей девчонкой.
Женщиной твоей.
Усмехайся тонко,
защищайся стойко,
злись, гордись, глупи...
Люби меня только.
Только люби!
Римма Казакова
«Последствия любви
всегда одни и те же — новый человек! Я говорю не о ребенке, а о людях, которые
любят, ведь это чувство обновляет душу, делает людей иными, лучше, красивее.»
Максим Горький
Этим
изречением мы подводим итог нашей встречи. В следующий раз мы продолжим
знакомиться с описаниями любовных переживаний в литературных произведениях.
Верьте
в любовь, любите, делитесь любовью! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПОСЛОВИЦЫ О ЛЮБВИ
Люблю тебя, |
да не как себя. |
Любо — так к венцу, |
не любо — к отцу. |
Любовь все |
побеждает. |
Любишь меня, |
так люби и собачку мою. |
Любит тот, |
кто учит. |
Любви, огня да кашля |
от людей не утаишь. |
Где любовь да совет, |
там и горя нет. |
Любовь да свары — |
хуже пожара. |
Любовь закона не знает, |
годов не считает. |
Любовь не знает мести, |
а дружба — лести. |
ЛЮБОВНЫЕ
СТРАДАНИЯ
А КТО-ТО
ТРЕТИЙ Сл.народные
исп. Н.Кадышева Рябины лист колышет ветер, Тропинка вдаль уводит нас, А кто-то третий, а кто-то третий С тропинки той не сводит глаз. А кто-то третий, а кто-то третий С тропинки той не сводит глаз. Луна за речкой ярко светит, Волна сливается с волной, А кто-то третий, а кто-то третий Один остался за рекой. А кто-то третий, а кто-то третий Один остался за рекой. Мы завтра вновь с тобою встретим За речкой зореньки восход, А кто-то третий, а кто-то третий Вновь до рассвета не уснёт. Нет, нелегко на белом свете Свою судьбу-любовь найти, Ещё трудней – остаться третьим На долгом жизненном пути. Ещё трудней – остаться третьим На долгом жизненном пути. |
А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ (Из кинофильма "Жестокий
романс") Музыка А. Петрова Слова Б.
Ахмадулиной Исп. Валентина Пономарева А
напоследок я скажу: Прощай,
любить не обязуйся. С
ума схожу. Иль восхожу К
высокой степени безумства. Как
ты любил? Ты
пригубил погибели. Не в
этом дело. Как
ты любил? Ты
погубил, Но
погубил так неумело. И
напоследок я скажу... Работу
малую висок еще вершит. Но пали
руки, И
стайкою, наискосок, Уходят
запахи и звуки. А
напоследок я скажу: Прощай,
любить не обязуйся. С
ума схожу. Иль восхожу К
высокой степени безумства. Так
напоследок я скажу... |
БЕЛОСНЕЖНАЯ
ВИШНЯ Вениамин Бурыгин - Алексей Семёнов
Расцвела под окошком белоснежная вишня. Из-за тучки далёкой показалась луна. Все подружки по парам в тишине разбрелися, Только я в этот вечер засиделась одна. Вспомни, мой ненаглядный, как тебя я любила. И я думала: «Счастье – это ты дорогой». Всё, как лучшему другу, я тебе доверяла, Почему же сегодня ты прошёл стороной? Никому не поверю, что другую ты любишь. Приходи на свиданье и меня не тревожь. Неужель в моём сердце огонёчек потушишь? Неужели тропинку ты ко мне не найдёшь? Расцвела под окошком белоснежная вишня. Из-за тучки далёкой показалась луна. Все подружки по парам в тишине разбрелися, Только я в этот вечер засиделась одна. |
ОГНЕЙ ТАК МНОГО ЗОЛОТЫХ (Из к/ф «Дело было в Пенькове») Муз. К. Молчанова Сл. Н. Доризо Огней
так много золотых На
улицах Саратова, Парней
так много холостых, А я
люблю женатого. Ох,
рано он завел семью, Печальная
история. Я от
себя любовь таю, А от
него — тем более. Я от
него бежать хочу, Лишь
только он покажется, - А
вдруг все то, о чем молчу, Само
собою скажется. Его
я видеть не должна, Боюсь
ему понравиться, С
любовью справлюсь я одна, А
вместе нам не справиться. |
КОГДА ЦВЕЛИ САДЫ Музыка Владимира Шаинского Слова Михаила Рябинина (Анна Герман) Дурманом
сладким веяло, когда
цвели сады. Когда
однажды вечером в
любви признался ты. Дурманом
сладким веяло от
слова твоего. Поверила,
поверила и
больше ничего. Один
раз в год сады цветут. Весну
любви один раз ждут. Всего
один лишь только раз Цветут
сады в душе у нас. Один
лишь раз, один лишь раз. А
звёзды тихо падали, когда
цвели сады. О
будущем загадывал, о
свадьбе думал ты. И я
уже не прятала своих
счастливых глаз. Украдкой
мама плакала от
радости за нас. Один
раз в год сады цветут. Весну
любви один раз ждут. Всего
один лишь только раз Цветут
сады в душе у нас. Один
лишь раз, один лишь раз. И
платье шилось белое, когда
цвели сады. Ну
что же тут поделаешь, другую
встретил ты. Красивая
и смелая дорогу
перешла, Черешней
скороспелою любовь
её была. Один
раз в год сады цветут. Весну
любви один раз ждут. Всего
один лишь только раз Цветут
сады в душе у нас. Один
лишь раз, один лишь раз. |
Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ Муз.М.Таривердиева, сл. В.Киршона Из к|ф «Ирония судьбы, или С лёгким
паром!» Я
спросил у ясеня: «Где
моя любимая?» ясень
не ответил мне, качая
головой. Я спросил
у тополя: «Где
моя любимая?» Тополь
забросал меня Осеннею
листвой. Я
спросил у осени: «Где
моя любимая?» осень
мне ответила проливным
дождём. У
дождя я спрашивал: «Где
моя любимая?» долго
дождик слёзы лил за
моим окном. Я
спросил у месяца: «Где
моя любимая?» месяц
скрылся в облаке, не
ответил мне. Я
спросил у облака: «Где
моя любимая?» облако
растаяло в
небесной синеве. Друг
мой единственный, Где
моя любимая, Ты
скажи, где скрылася, Знаешь,
где она? Друг
ответил преданный, Друг
ответил искренний: «Была
тебе любимая, была
тебе любимая, была
тебе любимая, а
стала мне жена». Я
спросил у ясеня, Я
спросил у тополя, Я
спросил у осени. |
ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ Сл. С.Стромилова, муз. А.Варламова То
не ветер ветку клонит, Не
дубравушка шумит – То
моё сердечко стонет, Как
осенний лист дрожит. Извела
меня кручина, Подколодная
змея!.. Догорай,
моя лучина, - Догорю
с тобой и я! Не
житьё мне здесь без милой: С
кем теперь пойду к венцу? Знать,
судил мне рок с могилой Обвенчаться
молодцу. Расступись,
земля сырая, Дай
мне, молодцу, покой. Приюти
меня, родная, В
тихой келье гробовой. Мне
постыла жизнь такая, Съела
грусть меня, тоска… Скоро
ль, скоро ль гробовая Скроет
грудь мою доска! То
не ветер ветку клонит, Не
дубравушка шумит – То
моё сердечко стонет, Как
осенний лист дрожит… |
ТОНКАЯ РЯБИНА Стихотворение Ивана Сурикова, Музыка народная Что
стоишь, качаясь, тонкая рябина, Головой
склоняясь до самого тына? А
через дорогу, за рекой широкой, Так
же одиноко дуб стоит высокий. Как
бы мне, рябине, к дубу перебраться, Я б
тогда не стала гнуться и качаться. Тонкими
ветвями я б к нему прижалась И с
его листами день и ночь шепталась. Но
нельзя рябине к дубу перебраться, Знать,
судьба такая, - век одной качаться. |
ВИНОВАТА ЛИ Я... «Виновата
ли я, виновата ли я, Виновата
ли я, что люблю? Виновата
ли я, что мой голос дрожал, Когда
пела я песню ему? » «Целовал-миловал,
целовал-миловал, Говорил,
что я буду его, А я
верила все и как роза цвела, Потому
что любила его». «Ой,
ты, мама моя, ой, ты, мама моя, Отпусти
ты меня погулять! Ночью
звёзды горят, ночью ласки дарят, Ночью
все о любви говорят». «Виновата
сама, виновата во всем, Ещё
хочешь себя оправдать! Так
зачем же, зачем в эту лунную ночь Позволяла
себя целовать!?» «Виновата
ли я, виновата ли я, Виновата
ли я, что люблю? Виновата
ли я, что мой голос дрожал, Когда
пела я песню ему?» |
НА МУРОМСКОЙ ДОРОЖКЕ Слова и музыка народные На
муромской дорожке Стояли
три сосны. Прощался
со мной милый До
будущей весны. Он
клялся и божился Одной
лишь мною жить, На
дальней на стоянке Одну
меня любить. Однажды
мне приснился Ужасный,
страшный сон: Мой
миленький женился, Нарушил
клятву он. А я
над ним смеялась При
ясном свете дня: «Да
разве это будет, чтоб
мил забыл меня!» Но
сон мой скоро сбылся: И
будущей весной Мой
милый возвратился С
красавицей женой. Я у
ворот стояла, Когда
он проезжал. Меня
в толпе народа Он
взглядом отыскал. Увидел
мои слёзы, Главу
на грудь склонил. Он
понял: моё сердце Навеки
он сгубил. |
ИСТОЧНИКИ:
-
Прихожанка. Женский православный календарь на 2019 год. — Составитель Серова
И.Ю. — СПб.: Издательство «Свет Христов», «Синопсис», 2018. — 368 с.
-
Грин А. С. Алые паруса: Феерия /Худож. А. Дудин.— М.: Современник, 1986.— 47
с., илл.; портр. («Отрочество». Серия книг для подростков).
-
Чехов А. П. Рассказы. «Юбилей» /Сост., вступ. ст. и примеч. Э. А. Полоцкой.—
М.: Сов. Россия, 1985.—384 с., 1 л. портр.
-
Толстой А. Н. Детство Никиты. Повести и рассказы. — М.: Правда, 1985.— 432 с.
-
Б. Акунин Статский советник. Роман. – Москва: Издатель ЗАХАРОВ. 2002.
-
Куприн А. И. Олеся. Повесть. Саратов, Приволж. кн. 1979. 79 с. (Школьная б-ка).
-
Н.М.КАРАМЗИН Бедная Лиза. Повести.
Москва: «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ», 1985.
-
Батюшков К. Н. Избранная лирика. Сост., предисл. и примеч. К. В. Пигарева.
Оформление М. Лохмановой. М., «Дет. лит.», 1973.
-
Пушкин А. С. Стихотворения и проза. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.,
илл. (Серия «Русская классика»).
-
Асадов Э. А. Дорога в крылатое завтра: Поэзия, проза. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.
— 544 с., илл.
-
Есенин С. А. Сочинения./Сост., вступ. статья и мент. А. Козловского. — Мл
Худож. 1988, —703 с.
- Тютчев
Ф. И., Фет А. А. Стихотворения. /Сост. и вступ. статья Н. Скатова.— М.: Худож.
лит., 1988.— 462с. (Б-ка юношества).
-
Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина; Сост. Ф.Селиванов;
Б.Кирдан; В.Аникин. – М.: Худож.лит., 1988. (Классика и современники. Рус.
классич. лит-ра)
- -
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. Песенник.– Горький: Волго-вятское
книжное издательство, 1965.
-
ПЕСНИ МОЛОДОСТИ. Песенник. - Горький:
Волго-Вятское книжное издательство, 1968.
-
ПЕСНЯ СКВОЗЬ ГОДЫ. – М.: Общество «ЗНАНИЕ» России, 1993.
СЦЕНАРИИ О ЛЮБВИ:
1. БЛАГОЧЕСТИВО ЖИВШИЕ
И ПО СМЕРТИ НЕРАЗЛУЧНЫЕ Познавательная литературно-музыкальная программа ко Дню
любви, семьи и верности для людей пожилого возраста
2.
ГЛАВНОЕ
СЧАСТЬЕ - ЭТО УМЕНИЕ ЛЮБИТЬ
Познавательная программа для людей пожилого возраста1
3.
ДА
БУДЕТ СЛАВЕН ТОТ, КТО ВЫДУМАЛ ЛЮБОВЬ Познавательная программа с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
4.
ЕСЛИ
ЛЮБИШЬ, ТАК И СКАЖИ Сценарий познавательной программы о любви с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
5.
ИСПЫТАНИЕ
ЛЮБОВЬЮ ПО ТУРГЕНЕВСКИ Сценарий литературно-музыкальной программы ко Дню
влюблённых для людей пожилого возраста
6.
ЛЮБОВЬ
НЕ ВЗДОХИ НА СКАМЕЙКЕ Познавательная программа ко Дню влюблённых для людей
пожилого возраста
7.
НЕ
НАДО ЛЮБВИ НИКОГДА СТЫДИТЬСЯ Познавательная литературно-музыкальная программа
для людей пожилого возраста
8.
О
ЛЮБВИ НЕМАЛО ПЕСЕН СЛОЖЕНО Игровая программа ко Дню влюблённых для людей
пожилого возраста
9.
ТАКАЯ
РАЗНАЯ ЛЮБОВЬ Часть 1 Сценарий литературно-музыкального мероприятия о любви впредверии
Дня влюблённых для людей пожилого возраста
10.
ТАКАЯ
РАЗНАЯ ЛЮБОВЬ Часть 2 Сценарий литературно-музыкального мероприятия о любви впредверии
Дня влюблённых для людей пожилого возраста
Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии
мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Большинство
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий