фото из газеты |
СКАЗКИ ОТ СТРАХА.
Расскажи мне свою сказку, и я скажу, кто ты.
Волшебные истории
не только РАЗВЛЕКАЮТ, НО И УЧАТ И ЛЕЧАТ.
Дмитрий Соколов—доктор психологических
наук и сказочник. Много лет назад он, начинающий психотерапевт, впервые увидел,
как люди в его кабинете реагируют на сказки и успокаиваются, слыша от него
знакомые волшебные истории. С тех пор Дмитрий пишет сказки, о сказках и
лечении ими (его книга «Сказки и сказкотерапия» выдержала уже пять изданий),
ведет по всему миру школы сказкотерапии для детей и взрослых, занимается
семейной психотерапией.
А ну-ка сочини!
Российская газета | Перед встречей задумался о том, что я помню про сказки. И в голову сразу
пришло: «Старуха, испеки колобок...» Дмитрий
Соколов | Ну что, замечательная поучительная
сказка для малыша, один из центральных для него вопросов — как далеко можно
отойти от мамы. На три шага можно, а на четвертом тебя съедят, все просто. Но
я начинаю с того, что прошу человека сочинить сказку.
РГ | А если
он никогда ничего не сочинял?
Соколов | Сказку
сочинят все! Все мы когда-то слушали сказки, и от людей я слышу истории с
традиционными сюжетами, которые они дополняют тем, что их волнует. В том,
какую сказку мы рассказываем, очень много информаций о наших переживаниях.
РГ | Например.
Соколов | Ребенок
пережил аварию, испугался, не может засыпать один, всего боится. Он сочиняет
мне сказку про катастрофу — как, скажем, дракон проглотил всех — и на этом
точка. Дальше ему страшно, сказка остается без окончания. Или мне рассказывают:
жила-была девочка, носила красную шапочку, и мама послала ее отнести пирожки.
Она понесла пирожки, принесла бабушке, та сказала ей спасибо, и она вернулась.
Но разве это сказка о Красной Шапочке?
РГ | Без
волка?Конечно, нет.
Соколов | А волк там
есть, просто ребенок не хочет о нем говорить, ему хочется побыстрее сказку закончить.
Пропущенный кусок — это и есть его страх. Чтобы этот страх понять и вылечить,
сказку нужно продолжить. Но если человеку в середине страшно, я волка сам
введу и мы с ним эту сказку вместе продолжим, потому что волка, то есть страх
неожиданной встречи, надо пройти, преодолеть. Часто я рассказываю ребенку свою
сказку на основе его истории.
РГ | И ему уже не
страшно?
Соколов | Сказка
хороша тем, что в ней нет границ реальности, я могу дополнять ее, чем хочу, и
малыш будет наблюдать за этим совершенно спокойно. Это ведь Красная Шапочка,
а не он! Она может просто пройти мимо волка, может поговорить, но не показать
ему дом бабушки, может отправить его к белке. Серый идет туда, а девочка
продолжает путь. Мы ищем вариант, который ребенку нравится и который он захочет
взять. Чтобы потом вынести его в жизнь и уже не бояться.
Мышки и репки
РГ | Получается,
сказкотерапия — это способ
говорить с ребенком... Соколов | ... на понятном, близком ему, любимом им языке! Я помогаю человеку
понимать его проблемы и его же руками с ними справляться. Вот в сказке одного
жадноватого мальчика живет зверек, ест печеньки и сладости, ни с кем не делится,
и все у него в жизни чудесно. Но мы эту историю продолжаем — и выруливаем на
то, что с ним никто не дружит. Мальчику это не нравится, и мы пытаемся сказку
иначе сочинить, чтоб зверек не остался один.
РГ | И этого
бывает достаточно, чтобы малыш что-то понял?
Соколов | Иногда достаточно, детская психика
очень пластичная. Когда мы разыгрывали в одной детской группе мою сказку «Дед,
внучка и боюськи» — меня поразила скорость, с какой дети свои страхи побеждали!
5 минут назад он глаза поднять боялся — а сейчас «продал» свою «боюську» и даже
походка у него изменилась! Я понять не мог— придумал он свой страх, что ли?
РГ | А у вас что,
под каждую проблему есть своя сказка?
Соколов | У меня - нет, но в сборнике сказок
«Антикапризин», где я участвую, мы собрали сказки про страх темноты, про
врулей, нерях и сладкоежек, составленные на основе психологических методик. А
самая испытанная методика — народные сказки, они дают четкие модели, как
разбираться с предательством, одиночеством и страхом.
РГ | А зачем вы
разыгрываете сказки? Ожившие персонажи более зримы?
Соколов | Без
розыгрыша истории в лицах не обойтись. Каждый ребенок выбирает свою роль и, как
правило, тот, кто, скажем, играет в «Репке» мышку, считает себя по жизни
лишним. А сыграет и покайфует, что от него все зависит, что он нужен. А
«репка» — это будет самый упертый, из которого ни чувства, ни слова не
вытащишь — так его тянут-потянут, сдвинься, откройся! Когда мы это
разыгрываем, все получается совершенно вживую — тебя держат, ты дрожишь,
волнуешься, думаешь, как бы не подвести.
...да в ней намек
РГ | Вы ведь и со
взрослыми «проигрываете» их истории?
Соколов | Ко мне
приходит немало тридцатилетних, которые хотят стать взрослыми, и у них не
получается, другие хотят занять определенное место в обществе, третьи — выйти
замуж или жениться, родить детей, то есть они хотят сделать взрослые шаги, и у
них не получается. И им надо так же пережить катарсис, искупаться в трех
котлах. Взрослея, мы должны пройти через то, что не хочется.
РГ | А там и
сказка сбудется.
Соколов | Я уже давно
увидел, что в своих сказках мы не просто оцениваем свою жизнь. Пациенты сочиняют
сказки, проходят годы, мы встречаемся, и я понимаю, что они сочинили свое
будущее. Например, одна женщина, вполне счастливо жившая с мужем, рассказывала
сказку, в которой бабочка разговаривала с муравьем, они поссорились. И потом
она с мужем разошлась именно так, как рассказала в сказке, по тому же сюжету!
РГ | Со взрослыми
вам, наверное, сложнее, чем с детьми.
Соколов | Они живут в
очень «серьезном» мире, и в нем есть свой, взрослый язык, с помощью которого
люди друг от друга что-то скрывают, юлят, соблюдают политес. И вот он мне
сочиняет сказку, что, вот, жил-был лягушонок. — А где он жил? — Не знаю,
нигде.— Да нет, он где-то жил, на поляне или в болоте. И появляется набор образов,
что-то проясняющий, рассказ о лягушонке оказывается сюжетом «Спящей красавицы»,
только с другими героями! А мы знаем судьбу Спящей красавицы и как ей можно
помочь. Я потому прошу людей не излагать мне свои мысли и философию — дайте
сказку, так я вас лучше пойму.
СКАЗКА
ДМИТРИЯ СОКОЛОВА
Дед,
внучка и боюськи
Хороша у деда внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить:
там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода
чернеет. «Боюсь я, милый, коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров
доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка — она искрами
плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От
такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал,
лошадь продал, и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала
поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь.
Решила она тогда в город на базар сходить,
купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: «Продам
чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и
отправилась. Деда она все же любила!
На базаре — толчея, гомон; она стала в сторонке,
чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что
продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать, Тянет кого-то за
рукав: «Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?» Он спрашивает: «А
что у тебя есть?» — «Да ничего нет». «А что умеешь делать?» Тут она заплакала:
«Да ничего не умею, я всего боюсь!» «Хм, — говорит дядька, — так ты боюськи и
продавай». «А возьмут?» — не верит дивчина. «А ты попробуй». И вдруг как
закричал дядька: «Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за
боюськами!»
Народ стал осторожненько подходить,
интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для
жен, детей, крупного и малого рогатого скота. А девчонка говорит: «И курей с
петухами». «Что для курей?» — подлезает бабка. «А вот бегают твои куры далеко
от дома?» — спрашивает посредник. «Ох, бегают, проклятые!» «А ты купи для них
боюську дальнего пространства. Есть у нас такая?» — спрашивает у девчонки.
«Еще как, — говорит она. — Вам на целый птичий двор?»
Вот торговля завертелась не на шутку!
Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и
тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря,
чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой
землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам,
ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, а
для дядьки, который ей помог, праздничную рубашку.
Целый день провела на базаре. Только к
вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. И потекла
их жизнь весело и бойко, и работали они теперь вместе, и на ярмарку вместе
ездили.
Я собрал свои боюськи недавно. Старые они
были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул,
выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Кто интересуется — подходи, выбирай.
Только чур — не для малых ребятишек!
Андрей Васянин
К занятию по программе «ПОЗНАЙ
СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года
обучения.
И в пяти частях (из-за трудности публикации
большого объёма информации) в рубрике «Приложение ПОЗНАЙ
СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
https://urlid.ru/bonh ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
https://urlid.ru/boni ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 2. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonk ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.
https://urlid.ru/bonm ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ
ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonu ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 5. МАТЕРИАЛ К
НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ.
Разработки некоторых занятий,
тесты, игры в рубрике
блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на
нравственное воспитание в рубриках
блога:
Комментариев нет:
Отправить комментарий