понедельник, 20 мая 2019 г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ЭК0Л0ГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ:
1.   «ТАЙНОЕ СОБРАНИЕ»
2.    «О ПШЕНИЧНОМ ЗЁРНЫШКЕ И ЕГО ЗАСТУПНИКЕ ДУБОВОМ ДЕРЕВЦЕ»
3.   «ВОЛШЕБНИК»
4.   «ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ»
5. «РЕПКА»
6. "СКАЗКА О ЕМЕЛЕ-ДУРАЧКЕ, ЩУКЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ"
7. "ПРО БАБУ-ЯГУ"



 
1.   «ТАЙНОЕ СОБРАНИЕ»
ИДЕЯ: Пасынковой
Натальи Сергеевны
РАЗРАБОТКА:
Селезеневой Елены, Тимкиной Ирины
г.Киров, январь 2002г.

ЦЕЛЬ:
- развитие представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой - допустимых и недопустимых действиях;
-                    определение виновника экологического происшествия, доказательства его причастности к происшедшему,
-                    определение, что угрожает планете, с чем нужно бороться, чтобы Земля была чистой, красивой и ОБИТАЕМОЙ,
-                    побуждение детей задуматься, как выручить из беды представителей животного и растительного мира.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
  1. Царь зверей - ЛЕВ.
  2. Птица-секретарь.
  3. Черепаха.
  4. Слон.
  5. Снежный барс.
  6.  Морж.
  7. Белый медведь.
  8. Пингвин.
  9. Тюлень.
  10. Орангутанг.
  11. Шимпанзе.
  12. Свинья.
  13. Лягушка.
  14. Крыса.
  15. Кошка.
  16. Собака.

Место действия:        лесная поляна.

АТРИБУТЫ.
-                    маски зверей,
-                    царский жезл,
-                    большой веер,
-                    простынь,
-                    папка птице-секретарю,
-                    изображения упоминаемых зверей: леопард, тигр, зебра, жираф, ... гуанако, бизон, вилорог, стеллерова корова, ламантин,
тюлененок, кит, тюлень, овцебык, кенгуру, броненосец, лемур, змея, квакша, шерстистая обезьяна Гумбольдт, золотистый львиный Тамарин, попугай Гиацинтовый ара /и другие по желанию/,
-                    плакат исчезающих животных,
-                    диаграмма численности животных.

ЛЕВ: /председатель собрания/. Стучит, призывая к вниманию.
Сегодня мы собрались с вами на тайном собрании, чтобы обсудить поведение, достижения в процессе эволюции; вынести решение на право существования человека, представителя типа Хордовых, класса млекопитающих, отряда Приматов, семейства Людей.

Уважаемые делегаты! Прошу высказывать свое мнение кратко, освещая положительные и отрицательные стороны проблемы.
Вначале слово предоставляется Птице-секретарю.

ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ: Даю справку об экологическом состоянии нашей планеты к данному времени:
-                    человечество за время своего существования изъяло из недр планеты около 90% полезных ископаемых, причем несовершенство технологических процессов приводит к тому, что из огромного количества природных ресурсов почти 80% идет в отходы, в основном в реки,
-                    общий вес загрязняющих отходов - нефти, промышленных стоков, мусора, радиоактивных отходов, тяжелых металлов, сбрасываемых в мировой океан, составляет миллиарды тонн В ГОД;
в результате:
-                    только за последние 20 лет ХХ века количество живых организмов в океане сократилось на 20/30%,
-                    сокращение фитопланктона ухудшает кислородный обмен планеты,
-                    бурное цветение водорослей, нашествие ядовитых водорослей - массовая гибель тюленей,
-                    практически полное уничтожение всего живого на глубине 12 метров на обширных территориях в проливах Скагеррак и Каттегат в морском поясе Северной Европы в 1988г.,
-                    общее количество видов животных, которые могут исчезнуть в ХХI bеке, оценивается в 1 МЛН из современных 10 млн.,
-                    в последние 100 лет сокращение биомассы на 7%,
а продуктивность растительного покрова Земли снизилась на 20%,
-                    происходит глобальное изменение климата, разрушение озонового слоя Земли – усиление солнечного ультрафиолетового вредного воздействия на все живое,
-                    заводы, электростанции и автомобили выбрасывают в воздух вредные выхлопные газы. Газы смешиваются в воздухе с крошечными капель­ками воды, и получается кислота. Кислотные дожди и снега падают нам, уважаемые животные, на голову, отравляют озера и реки, убивают деревья...
-                    содержание углекислого газа в атмосфере за 2 века выросло на 10-20%. Каждый год это количество возрастает на 2-3%.
Накопление СО2 вызывает парниковый: эффект - повышение температуры у поверхности Земли, таяние ледников, нарастание опустынивания, повышение уровня Мирового океана и затопление к 2100 году Британских островов, Каира, Шанхая, Лондона... В первую очередь погибнем мы, животные,
-                    колоссальное загрязнение воздуха и земли происходит и в процессе производства, испытания, хранения обычного, химического, биологи­ческого и ядерного оружия; в ходе человеческих войн,
-                    загрязнение окружающей среды ведет к резкому, увеличению различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни.
Все чаще рождаются уроды и мутанты как среди животных и растений, так и среди людей.
И все эти бедствия на нашу голову лишь благодаря неразумным действиям людей.

ЧЕРЕПАХА: /медленно продвигаясь к середине/
Много бед причинил человек всем нам, но я считаю, что мы, черепахи пострадали больше всех: люди едят нас самих, едят наших будущих детей, в процессе освоения морей и океанов сотнями загружали нас в трюмы кораблей без пищи и воды. Были мы живыми "консервами" и гибли в душных трюмах. И сейчас это варварство до конца не прекратилось - все еще много наших собратьев оказывается в супных кастрюлях. Я - против человека!

СЛОН: Нас, слонов, убивают только ради того, чтобы спилить бивни да
изготовить из них безделушки в угоду людишкам, жестокость людей не имеет границ!
За несколько веков ради мяса, шерсти и шкур убиты более 35 млн гуанако - родственника верблюда.
Охотиться, т.е. у-би-вать, бизонов и вилорогов РАДИ ЗАБАВЫ!!!

СНЕЖНЫЙ БАРС: А сколько диких кошачьих /леопардов, тигров, .../, зебр, жирафов,.. умирает от рук человека только из-за красивой шкуры!
Нас, например, снежных барсов, осталось несколько сотен на всей Земле, да и то, в основном, в неволе.
Была бы у человека теплая шкура, нам бы не пришлось так страдать.

МОРЖ /обмотанный мокрыми полотенцами/, возмущенно:
А каково пришлось стеллеровым коровам и ламантинам - этим симпатичным травоядным, доверчивым, абсолютно безобидным водным животным! Несколько тонн вкусного мяса - и где теперь стеллеровы коровы?! Нет их! Съели!
Сомневаюсь я, что человек одумается и сможет возродить те сотни животных, которые уже исчезли по его вине с лица Земли!

МЕДВЕДЬ БЕЛЫЙ: /обмахиваясь большим веером/
Верно, дружище! Случается даже мы, белые медведи, попадаемся в ловушку коварных людишек! Зайдем полюбопытствовать, как они живут в своих поселках и городах, а они везде банки, пакеты, коробки, бутылки раскладывают - пахнет-то вкусно - сородичи мои бывает и травятся, и давятся пластиком,..
Моё  предложение: наказать их примерно!
А то они и дальше в океаны и моря будут всякую дрянь скидывать - уничтожать водных обитателей!

ПИНГВИН: /ковыляя к медведю, помогая ему охлаждаться/
Вот ты, медведь, в Арктике живешь, а я в Антарктиде - и там, и там людей-то пока мало, так ведь они до чего додумались, чтобы нас, животных, вытеснить /и на что сдался им такой морозный край!/: нефть да мазут в океан сливают, танкеры свои специально, наверно, топят - сколько птиц нефтью отравилось, да от холода в слипшихся перьях погибло - и не сосчитать!

ТЮЛЕНЬ: /воздев ласты кверху, возмущенно/
Какое еще живое существо может палкой направо и налево ударом по голове сотнями убивать новорожденных красавцев тюленят?!
И все ради прекрасного пушистого белого меха! /с горечью качая головой/
Дошло до того, то в некоторых районах белые медведи, овцебыки,
многие виды китов и тюленей практически исчезли с матушки-планеты.

ОРАНГУТАНГ; /который и раньше-то не сидел на месте, возмущенно жестикулируя и бегая вокруг собравшихся/
А я хочу сказать о тропических лесах: люди слишком размножились - места им на Земле стало мало: леса вырубают - в результате у нас страшные наводнения, почва размывается, растения перестают расти. Гибнем мы, обитатели тропиков /кенгуру, броненосцы, лемуры, змеи, квакши - а да что всех перечислять!/ На грани исчезновения шерстистая обезьяна Гумбольдта, золотистый львиный Тамарин, попугай Гиацинтовый ара...

ШИМПАНЗЕ: Ещё нам приходится делиться с людьми продуктами питания, ведь многие фрукты произрастают только в тропиках: бананы, апельсины, авокадо, ананасы, лимоны, кофе, рис...
Более четверти всех лекарств производят люди из трав и растений влажных тропических лесов.
Вместо того, чтобы нещадно уничтожать наши леса, человеку давно пора бы научиться использовать дары джунглей, не причиняя им вреда.
Мы, шимпанзе, учимся общаться с человеком, изучаем их язык, так что, осмелюсь предложить наладить с ним контакт, объяснить наше беспокой­ство. Не настолько не они тупы, чтобы не видеть выгоду от возрождения природы.

ЛЕВ. Немало уже наших собратьев пало в процессе изучения жизни человека изнутри, повадок его, интеллектуальных способностей.
Я вижу здесь, свинью. Думаю, она, как никто из уже выступивших, знакома с людьми. Заслушаем эксперта.

СВИНЬЯ: Мы тысячелетия наблюдали за своими ’’хозяевами” и в конце ХX века, когда люди уже напридумывали всякой техники, проверили и свои способности, - так вот, хотя человек всегда считал себя единственным разумным существом на планете, с их техникой, в частности, с компьютером с легкостью справились и мои сестры по отряду. Компьютерный игры - занятие, бесспорно, интересное, увлекательнее, но вредное из-за излучения для здоровья.
Я считаю, что радикальных мер в борьбе с человеком не потребуется. Люди уже сейчас начали вымирать тысячами: эти же компьютеры ослабляют их здоровье, междоусобные войны, катастрофы, природные катаклизмы…

ЛЯГУШКА: Я, конечно, существо маленькое. Но я тоже хочу поддержать свинью.
Вы все столько говорили о жестокости, глупости человека, расточительности и неуважении к природе - а задумывались ли вы - зачем человеку ваши шкуры, зачем ему каменные дома, техника,..?
Да ведь нет на Земле существа более неприспособленного к жизни на нашей планете!
-                    Вылупившись из икринки, головастик или рыбий малек сразу присту­пает к поискам пищи.
-                    Птенцу родители таскают еду 2-3 недели, а затем он выпархивает из гнезда.
-                    Даже у млекопитающих мать-родительница вскармливает свое чадо совсем недолго.
А человек?! Требуются не дни, а долгие месяцы круглосуточного внимания, нежности и любви родителей, чтобы он выжил;
Многие годы, чтобы детеныш человека чему-то научился.
Да человек убивает сам себя, а выживут, я думаю, те, кто поймет, что они тоже часть Природы, уничтожая Природу - губят себя. Надо надеяться, что человек - разумны!

КРЫСА: О чем вы спорите?! Мы живем бок о бок с людьми миллионы лет,
знаем о них больше, чем они сами. Эти жестокие, жадные, самовлюблённые существа всегда пытались и пытаются избавиться от нас: травят ядом, газами, инфразвуками, ставят ловушки и капканы, загоняют в бестолковые, примитивные лабиринты.
Вы все знаете, что в этой борьбе за жизнь МЫ остаемся победите­лями. Они слишком самоуверенны в своем превосходстве над соседями по планете, Лишь в последние годы ХХ века они сделали ОТ-КРЫ-ТИЕ /иронично/, что мы, крысы, понимаем юмор, анекдоты и умеем хохотать,..
Такое невежество не имеет права на существование.


КОШКА: Мы, домашние кошки, живем в доме человека, дарим ему своё тепло, ласку, лечим их, терпеливо сносим обиды, грубость, часто нас ни за что выбрасывают на улицу. Но большинство людей все-таки добрые и умные. И не их вина, что такими неприспособленными создала их природа. Может быть, наша миссия - помочь им выжить?

ЛЕВ. Кто еще скажет в защиту человека?

СОБАКА: Я хочу сказать - не все люди плохие. В последние годы они задумались о своих ошибках в отношении к Природе. А современная техника помогла им услышать не только животных, но и растения, понять, что все мы разумны. Создаются давно технологии, которые позволяют не засорять природу, заменять меха искусственными и т.д. Об этом свидетельствует и то, что нас сейчас видят и слышат дети...

ЛЕВ: Итак! Заслушав представителей животного мира, возьму на себя смелость объявить, что надо дать людям последних шанс.
Они тоже созданы Природой.
Да! Есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.
Неправда, что человек не может  понимать наш язык. Глухонемыми, одинокими, беспомощными люди остаются лишь в своем равнодушии, чёрствости, эгоизме.
Слышать и поймать природу можно сердцем.

/Все встают лицом к зрителям/:
Присоединяйтесь к нам. Пусть каждый ответит на три вопроса:
1. За что планета может сказать ТЕБЕ спасибо?
2. На какие сигналы бедствия ТЫ успел откликнуться и оказал помощь? 3. С кем из обитателей своей планеты ты подружился?
Почему они могут считать тебя своим ДРУГОМ?

Литература:
-        Энциклопедия "Загадки дикой природы”, М.: 99.
-        И.В.Цветкова «Экология для начальной школы",  Яр.: 97.
-        "Природопользование", М.: 94
-        Журнал "Знание",  №№  2-3, 92.

2.   «О ПШЕНИЧНОМ ЗЁРНЫШКЕ И ЕГО ЗАСТУПНИКЕ ДУБОВОМ ДЕРЕВЦЕ» (по сказке В. ГОЛЫШКИНА)
-        ВЕДУЩИЙ:
-        СОЛНЦЕ:
-        ПОЛЕ:
-        ТУЧА:
-        ГРОМ:
-        СТРАХ-БОЛЬШИЕ ГЛАЗА:
-        ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО:
-        ПШЕНИЧНЫЙ КОЛОСОК:
-        АЛЁША:
-        ОСИНА:
-        ПАПОРОТНИК:
-        ДУБ:
-        ЖЁЛУДЬ:
-        ДУБОВОЕ ДЕРЕВЦЕ:
-        ВИХРЬ:
АТРИБУТЫ:
- Сабля-молния,
- Берестяные «туески»-чаши,
- Фонограмма птичьего пения.
ВЕДУЩИЙ: Разговаривало Солнце с Полем …
СОЛНЦЕ: Ума не приложу, почему это Пшеничное Зёрнышко так долго в земле спит? Уж я его бужу, бужу,…
ПОЛЕ: И не разбудишь, если Туча на него живой водой не брызнет.
ВЕДУЩИЙ: Тут как раз и Туча плывёт.
СОЛНЦЕ: Туча, Туча, брызни на Пшеничное Зёрнышко живой водой!
ТУЧА: Как же! Стану я на всякое Зёрнышко живой водой брызгать!
ВЕДУЩИЙ: Рассердилось Солнце на глупую Тучу и кликнуло на помощь Гром.
Прискакал Гром, выхватил из ножен саблю-молнию, да как загрохочет.
Испугалась Туча и заревела в три ручья.
А Солнце тому и радо: непременно теперь проснётся Пшеничное Зёрнышко. Разбудит его живая вода.
Так и случилось. Проснулось Пшеничное Зёрнышко, упёрлось зелёным буравчиком в землю и давай к свету дорогу пробивать… Вдруг слышит оно чей-то голос…
СТРАХ: Земля дрожит, Чёрный Вихрь бежит, Пыль-песок несёт, Тебя занесёт…
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО: Кто это так страшно поёт?
СТРАХ: Я, Страх-Большие Глаза.
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО: Чего ты от меня хочешь?
СТРАХ: Лежать, не дышать, беды ожидать.
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО: Вот ещё! Стану я в земле лежать! Я к Солнцу хочу!
ВЕДУЩИЙ: Стало маленькое Пшеничное Зёрнышко со Страхом-Большие Глаза бороться. А победить не может - сил не хватает.
В ту пору шёл лесом-степью путешественник Алёша. И вдруг в поле из-под земли чей-то голос слышится…
СТРАХ: Земля дрожит, Чёрный Вихрь бежит, Пыль-песок несёт, Тебя занесёт…
АЛЁША: Кто это там поёт?
СТРАХ: Я, Страх-Большие Глаза.
АЛЁША: А кого ты пугаешь?
СТРАХ: Пшеничное Зёрнышко.
АЛЁША: Где оно?
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО: Тут я.
АЛЁША: Покажись!
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО: Страх-Большие Глаза не пускает: Земля дрожит, Чёрный Вихрь бежит, Пыль-песок несёт, меня занесёт….
ВЕДУЩИЙ: Прислушался Алёша, и верно: дрожит вдалеке земля. Знать, и впрямь по ней Чёрный Вихрь бежит. Знать, и впрямь Пшеничному Зёрнышку беда грозит. Как же его от той беды избавить?
Посмотрел на солнце – солнце высоко. Посмотрел на горы – горы далеко. Посмотрел на лес – лес близко.
У него и решил Алёша помощи просить. Пришёл в лес, просит Осину за  Пшеничное Зёрнышко заступиться.
ОСИНА: (шёпотом) Я боюсь, я – хрупкая.
ВЕДУЩИЙ: просит Папоротник за Пшеничное Зёрнышко заступиться.
ПАПОРОТНИК: Боюсь, я – маленький. (пискнул)
ВЕДУЩИЙ: Увидел Алёша Дуб и просит его за Пшеничное Зёрнышко заступиться.
ДУБ: Это можно (грянул Дуб весёлым басом). Вот я сейчас сына разбужу (зашумел).
ВЕДУЩИЙ: Проснулся сын-Жёлудь, выслушал приказание отца-Дуба и прыг с веточки к Алёше.
ЖЁЛУДЬ: Идём, я за Пшеничное Зёрнышко заступлюсь.
ВЕДУЩИЙ: Вот и пришли…
ЖЁЛУДЬ: Брось меня на землю, напои родниковой водой и накорми костровой золой,…
ВЕДУЩИЙ: Нашёл Алёша и родник, и костёр, сделал всё, что велел Жёлудь. (Алёша подходит к Жёлудю с берестяными «чашами»)
И случилось тут диво-дивное: обернулся Жёлудь Дубовым Деревцем, высоким, статным да сильным…
Слетелись со всех концов птицы-певицы, расселись на его ветках и давай белый свет славить.
Услыхало  Пшеничное Зёрнышко, как они жизни радуются, и – откуда силы взял – побороло Страх-Большие Глаза, высунул зелёную головку из-под земли.
Обрадовались все.
Да недолга была их радость.
Поднялась чёрная Туча, Солнце затмила, птиц прогнала и понеслась на Дубовое Деревце.
Тут и Страх-Большие Глаза под землёй зашевелился. Высунул свою косматую голову и стал Пшеничный Колосок пугать.
СТРАХ: Земля дрожит, Чёрный Вихрь бежит,…
ВЕДУЩИЙ: Хоть и не робкого десятка был Пшеничный Колосок, а тут и он испугался, прильнул к земле и дышать боится.
А Дубовое Деревце ничуть не испугалось.
ДУБОВОЕ ДЕРЕВЦЕ: А ну, налетай!
ВИХРЬ: Сейчас, я себя занесу!
ВЕДУЩИЙ: И стал Вихрь на Дубовое Деревце пыль-песок бросать.
Дубовое Деревце не испугалось. Стоит и отряхивается.
Увидел Вихрь, что не засыпать ему Дубовое Деревце ни песком, ни пылью, пуще прежнего рассердился.
ВИХРЬ: Сейчас я тебя сломаю!
ВЕДУЩИЙ:  И стал на  Дубовое Деревце изо всех сил дуть.
А Дубовое Деревце хоть и гнётся, да не ломается.
Вихрь дул, дул да и лопнул.
Что тут было! Алёша в пляс пустился, Солнце заулыбалось, Дубовое Деревце в резные листки-ладони захлопало, а Пшеничный Колосок …
Впрочем, вы и сами знаете, что случилось с Пшеничным Колоском.
Родил Колосок зёрнышки.
Зёрнышки мукой обернулись, а мука – пирогами, которые вы едите да похваливаете.

3.   «ВОЛШЕБНИК»
ВЕДУЩИЙ:  Большая бабочка Махаон сидела на цветке и плакала.
БАБОЧКА: Почему у меня нет острых колючек, как у ежа или дикобраза? Люди переловят нас скоро, и будет на свете однообразно и скучно,…
ПТИЧКА: Что правда, то правда (прошептала маленькая птичка). И птичья жизнь незавидная: сколько моих подруг и друзей томится в клетках…
ВЕДУЩИЙ:  Тут подул ветер и донёс слабый, еле слышный шелест лесной фиалки.
ФИАЛКА: Кончена моя жизнь – исчезаю… исчезаю… Целыми охапками уносят нас люди. Ох…ох…
ВЕДУЩИЙ:  Задумались бабочки, птицы, цветы. Решили пойти к Человеку-учёному и рассказать про свою печаль. Ведь, он как волшебник, - что скажет, то и сделает.
ВСЕ ВМЕСТЕ: Спасите нас от ядохимикатов, которые опыляют леса, поля луга!
ВЕДУЩИЙ:  Человек внимательно выслушал их и успокоил.
ЧЕЛОВЕК: Идите по своим делам, а я что-нибудь придумаю.
ВЕДУЩИЙ: Однажды тёмной ночью, когда все спали, человек поднялся высоко над Землёй на дельтаплане и осыпал её каким-то порошком а когда все проснулись, то не поверили свои глазам: кругом пестрели, сверкали цветами пушистые луга, шелестел нарядной густой листвой лес, а над ним порхали бабочки и птицы сказочной красоты! Но всё это было унизано острыми колючками. Теперь нельзя было птицу поймать, ни цветок сорвать, ни ветку сломать – больно уколешься!
Зато красивая жизнь настала на Земле. Все наслаждались этой необыкновенной красотой. И поэтому не осталось у людей зла, жадности, равнодушия. А колючки со временем сами по себе исчезли.

Вот спасибо доброму волшебнику!

 
 4. «ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ»
Идея Маркушевой Леры, 8 кл., шк. № 62
Разработка Кусовой Даши, 7 кл., шк. № 66
Город Киров, Нововятский район, 2003 год.

ЦЕЛЬ: Способствовать развитию чувства сопереживания, ответственного отношения к домашним питомцам.
ЗАДАЧИ:
1.     Сконцентрировать внимание детей на безответственном отношении людей к живым существам.
2.     Обратить внимание на необходимость соблюдения нравственно-этических правил по отношению к окружающей природе.
3.     Раскрыть причины загрязнения территории своего города, появления беспризорных больных животных.
4.     Понимание влияния деятельности человека на природу и последствий безнравственного воздействия.
5.     Развитие эмоциональной отзывчивости у детей, желания помочь попавшему в беду животному, желания помочь природе.
6.     Формирование самооценки своих поступков по отношению к подопечным животным.
7.     Профилактика безответственного отношения к «братьям нашим меньшим».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.     Пересмотр роли и места разных видов деятельности в природе, в городе.
2.     Осознание причин поступков и возможных последствий для живой природы, для своих подопечных.
3.     Ответственное отношение к приобретению домашних питомцев и к их дальнейшей судьбе.
4.     Соблюдение правил поведения по отношению к окружающей среде.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1.     Скептически настроенная Ворона.
2.     Оптимист  Котенок.
3.     Злобная Крыса.
4.     Мудрая Мышь.
5.     Несчастный Щенок.
6.     Ведущий.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Куклы-марионетки из картона на основе конуса.
Большая картонная коробка.

ВЕДУЩИЙ: Маленький Щенок, 2х месяцев от роду, понуро брёл под проливным дождём. Навстречу ему стремглав бежал Котёнок. И столкновение было
КОТЕНОК: Ну ты, даёшь! Выбрал время для прогулок! Бежал бы скорее домой, простудишься!
ЩЕНОК: Некуда мне идти. Нет у меня больше дома.
КОТЕНОК: Как это нет дома? У всех есть дом: норка, берлога, дупло. Подвал, наконец. Я вот с мамой, братишками и сестрёнками в подвале живу. А ты откуда взялся? Да, ладно, бежим со мной, потом расскажешь.
ВЕДУЩИЙ: И помчались они к одному из ближайших домов. Юркнули в подвал, в большую коробку. И, обсушившись языком, продолжили знакомство.
КОТЕНОК: Я в соседнем подвале живу. Познакомил бы тебя со своими, да мама собак терпеть не может. Так откуда ты взялся на нашей улице.
ЩЕНОК: Я из дома. Там мне жилось очень хорошо. До тех пор, пока хозяйка не принесла домой какого-то маленького зверька. И я уже не стал ей нужен. Иди, говорит, найди себе другого хозяина.
КОТЁНОК: Улица – мой дом родной, здесь я родился и другой жизни не знаю. Проголодаюсь – на помойке чего-нибудь пожую. Зима вот только скоро, замерзнет все, не отколупнешь, да и теплые подвалы закрыты. А как это жить в доме?
ЩЕНОК: В теплом, уютном, большом доме спишь на мягкой подстилке, на кухне всегда в чашке готовая еда, водят тебя гулять, моют, расчесывают, животик гладят, за ушами чешут….
КОТЕНОК: Здорово! И никаких проблем?
ЩЕНОК: Ну, когда забудут еду положить, когда в душном помещении без прогулки, а то и побьют за изгрызенные тапочки, да мало ли чего бывает?
КОТЕНОК: Все равно хорошо!
ЩЕНОК: Да?! Хорошо?! От мамочки меня забрали, едва я сам молоко лакать научился. Только и помню мягкую мамину шерсть, да прикосновение её шершавого языка. И ничему-то научиться я не успел: ни еду искать, ни лекарственными травами лечиться, ни ночлежку где искать, ни охотиться.
 А я ведь собака! Знаешь, какие собаки способные?! И охотники, и сторожа, и пастухи, и пограничники, и поводыри , ищейки, рудознатцы… И я бы тоже первым другом человека хотел стать.
А теперь, что мне «светит»? По помойкам шастать? Представляю! Через неделю какая-нибудь зараза ко мне прицепится, живот болеть будет, потом шерсть сваляется и посыплется клочьями, загноятся глаза, зубы выпадывать начнут. Хорошенькая перспектива бродячего пса! 
Видал я таких во время прогулок. Возмущался еще: «докатились» от лени. Теперь понял: как они такими стали, и откуда они взялись.  Все это людская неблагодарность и жестокость.
КОТЕНОК: Ну, погоди отчаиваться! Ты же еще маленький, симпатичный – вдруг кому понравишься, возьмут тебя в дом, и будешь ты НУЖНОЙ собакой. Доброго хозяина надо искать, а не слюни распускать.
Дождь кончился. Пойдем-ка , я тебя со своей подружкой познакомлю. Она, хоть и мышка, зато о людях мно-о-го чего знает. С древних времен мыши с человеком бок о бок живут, наблюдают за их повадками.
ВЕДУЩИЙ: И пошли Котенок да Щенок искать мудрого совета.
ЩЕНОК: Как же ты с мышью дружишь? Я знаю, что кошки мышей едят.
КОТЕНОК: Мама не знает, что я с мышью дружу, а то давно бы съела. Она мне всегда твердит: На улице закон выживания жесток: каждый сам за себя, у каждого своя территория.
 Да ты, небось, есть хочешь? Тут недалеко приличная помойка есть, давай заглянем.
ВЕДУЩИЙ: При подходе к мусорной куче насторожил друзей по несчастью какой-то шорох. Стали они осторожно приближаться. Как вдруг прямо на них выскочила из кучи здоровенная серая Крыса.
КРЫСА: Это еще что за не прошеные гости? Что вам здесь надо? Это моя территория. Убирайтесь, пока целы!
КОТЕНОК: Вот еще новости! Мы с мамой завсегда здесь промышляем. Я вот сейчас своих сестер и братьев позову. Посмотрим, чья это территория.
КРЫСА: Тоже мне сила! Да знаешь ли ты, на что способны мы, крысы! В уме, сообразительности, крепких зубах и единстве наша сила. Тысячи лет ЧЕЛОВЕК пытается нас уничтожить: травит ядами, ловушки разные придумывает. Но мы не настолько глупы, чтобы в них попадаться. Это только с молодыми, неопытными может случиться.
Шли бы вы подобру-поздорову. А то я товарок своих позову, через минуту они уже здесь будут. И тогда от всей вашей «армии» косточек и то не останется. Мы никого не боимся.
ЩЕНОК ( Котёнку): Пойдем, что здесь других помоек нет?
КОТЁНОК: Ладно, пойдем. А помойкам-то как не быть! Что ни дом, то мусорка. Люди ж до того разленились, что у своего подъезда объедки сваливают. Голодными не останемся.
ВЕДУЩИЙ: Идут друзья. И вдруг над головой раздался скрипучий , громкий голос.
ВОРОНА: Бог в помощь, малышня.
ВЕДУЩИЙ: Ворона слетела с дерева и села рядом с Котенком и Щенком, продолжая разговаривать как бы сама с собой.
ВОРОНА: Кар, кар! Какое было время! Березы были выше. Да, гораздо выше. И воздух был чист и прозрачен, не то, что сейчас. И не было на улице столько бездомной молодежи.
Я говорю так потому, что живу на этом свете очень много лет,  много чудесного и много плохого повидала. Но такого безобразия, как в современных городах! Везде грязь, смрад, мусор, поломанные деревья, обломки от скамеек и детских качелей. И еще люди себя Царями Природы считают. Загадили все вокруг. Тьфу!
Да и вы, вероятно, не от хорошей жизни по помойкам ходите. И вас люди, как ненужный мусор, выбросили?
ЩЕНОК: Ваша правда. Не ценят люди преданность и верность. Для них важнее отсутствие хлопот, а живых друзей, ласковых кошек и весёлых собак заменяют теперь бездушные машины: телевизоры, компьютеры, электронные игры.
КОТЕНОК: Мы  хотим посоветоваться с Мышью. Она живет с Людьми. Разных людей повидала. Может,  подскажет, как Щенку завоевать доверие доброго Человека.
Мне кажется, что не могут все Люди быть плохими, бездушными грязнулями.
А ты, Ворона, что будешь делать дальше?
ВОРОНА: Полечу-ка я обратно, в деревню. Там и воздух чище, и люди добрее. Пока малышня! (Улетает).
ВЕДУЩИЙ: А малышня продолжает свой путь.
КОТЕНОК: Вот мы и пришли. Последний раз я встречал её у этой норки. Мышка! Мышка! Это я Котёнок.
МЫШКА: Здравствуй, Котёнок! Я вижу, у тебя новый Друг.
КОТЁНОК: Это Щенок. Ему нужна помощь.
МЫШКА: Чем же могу помочь я, маленькая мышка?
КОТЁНОК: Щенку непременно надо найти друга-хозяина среди хороших людей. А как, он не знает. Вы же, мыши, живете в домах людей, знаете их повадки, привычки. Что должен сделать Щенок, чтобы  привлечь внимание доброго, заботливого человека и понравиться ему?
МЫШКА: Добрые люди есть, конечно. Я знаю, что им нравится, когда собаки  приносят тапочки, выполняют разные команды, стоят на задних лапах. А ты, Щенок, что умеешь?
ЩЕНОК: Я тапочки пока что только грызть научился, а вот  стоять на задних лапах и выполнять  команды  «сидеть-лежать» могу.
МЫШКА: Примерно в это время, каждый вечер, одна милая старушка выходит гулять с внуком во дворе этого дома. Они всегда приносят угощение для голубей, кошек и собак.
Попробуй понравиться им. Вот и они, как раз, выходят. Беги!
КОТЕНОК: Смотри – смотри! Как у него ловко получается стоять на задних лапах! Талант! Его хвалят и гладят! А вот он уже и у мальчишки на руках. Кажется всё у нас с тобой, Мышка, удалось!
КАК ЭТО, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ПРИЯТНО И РАДОСТНО КОМУ-ТО ПОМОЧЬ!


Областной эколого-биологический центр
Составители:
участники областной школы-лагеря экологического актива
Турбаза «Вишкиль», 1998 г

5. Сказка «Репка»

Ведущий:
Посадил дед репку. Месяц прошел, другой идет, не растет репка. Полил он её мочевиной, суперфосфатом, аммиачной селитрой и "Интавиром". Стала репка расти, наливаться и сил набираться. И вот месяц декабрь на дворе - пора урожай собирать. Пошел дедка репку тянуть. Тянет-потянет вытянуть не может. Стал дед бабку звать.

Дед:
(Свистит) Бабка, иди сюда!

Ведущий:
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Стала бабка внучку звать.

Бабка:
Внучка, иди сюда!
        
Ведущий:
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут, вытянуть не могут, Позвала внучка Жучку.

Внучка:
Жучка, иди сюда!

Ведущий:
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку.

Жучка:
Кошка, иди сюда!

Ведущий:
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку.

Кошка:
Эй, мышка, иди сюда!

Ведущий:
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянули репку! Сели они вечерять. Этот кусочек дедке, этот - бабке, этот - внучке, этот - Жучке, этот - кошке, этот - мышке. Откусили по кусочку и тут им всем поплохело.

Все вместе: Не надо было поливать репку чем попало!!!

6. Сказка о Емеле-дурачке, Щуке и  экологической катастрофе
I.            Скоморох (рассказчик) (С)
II.          Емеля (Е)
III.       Царь     (Ц)
IV.           Щука       (Щ)
V.            Царевич (Цр.)
VI.           Врач        (Б)

Акт I.
С: Жил в одной деревне Емеля - собой не то, чтоб красавец, но и не урод, ни беден - ни богат, просто малость глуповат! Пошел он как-то по воду до реки, и тут началось такое, чего видеть вам никогда не привидится!

Е: - Ой-ма, лето не зима, как бы не сдохнуть...
И жить - не тужить, ждать когда вода набежит ...
(наклоняется к реке)
-               Ой, что стало с рекой! Стала черною такой, словно нефть и мазут по воде в реке ползут.
Что за дела такие?
(зачерпывает воду со щукой).
-               Что за гадость? Что за Юдо? Не видал такого Чуда!

Щ: - Ой, Емеля, отпусти!
Не могу хвостом грести!

Е: - А ты кто?
Конь в пальто?

Щ: - Нет, я щука речная, рыба заводная, то есть в заводи живу.
Вся в бензине, вся в мазуте,
Словно родилась в Сургуте,
Нахожусь я в удивленьи,
Не имею представленья.
Я в бензине искупалась.

E: - Что же делать мне с тобой?
Я ведь чуточку дурной!

Щ: - Ежель, юный ты эколог, в речку ты меня не бросишь.
Ведь тебе я пригожуся, потому что я колдунья. А за свое спасение исполню любое твое заветное желание.

Е: - Ничего себе чего!!! Эта рыба - ого-го!!
В речку я тебя не брошу, потому что я хороший. Полезай-ка ты в колодец, будешь жить там хорошо,
А желанье - ерунда - пусть будет чистою вода.

С:     Исполнила это щука, очистила реку в один момент.
А в это время во дворце с грустной миной на лице Царь с сынком вели беседу в следующем образце:

Акт II.
Ц:     Вот на троне я сижу,
О судьбе страны тужу.
Строю фабрики, заводы,
Капиталом дорожу.

Цр. Папа милый, дорогой !!!
Я сегодня весь больной,
Я, похоже, инвалид,
У меня живот болит.

Ц:     Ну-ка, дохтура ко мне!
Объяснит пускай он мне,
Почему мой сын болеет,
Ведь наследник нужен мне.

Д:     Наш наследник заболел,
Ничего не пил, не ел,
Из реки воды напился,
И, наверно, отравился.
Для леченья молодца,
Посылай-ка, царь, гонца
На свои, на заводы и скажи своему народу,
Пусть состряпают они чудодейственную пилюлю,
Чтоб спасла она сынулю.

С: Увеличил царь расходы на строительство заводов.
День за днем летят недели,
Вновь идет к реке Емеля.
Смотрит - опа! вновь беда,
Снова грязная вода,
Кличет щуку он тогда.

Акт III.
Е: Эй, хвостатая подруга! Объясни, что за дела?
Обещала за свободу, сделать вновь ты чистой воду.

Щ: Понимаешь ли, Емеля!
На меня ты посмотри!
Я старалась, колдовала,
Долго воду фильтровала.
Силы кончились мои.
Теперь ты мне помоги:
Есть заводы у царя,
Загрязняют все моря.
Ты ступай к нему Емеля...
Пусть потратит свои сбережения
И построит очистные сооружения.

Акт IУ.
С: Явился Емеля к Царю, к великому государю,
Упал в ноги и молит:

Е: Нe казни, слово молвить мне вели!
Ц: Мели, Емеля, твоя неделя.
Е: Батя, царь, спаси природу!
Помоги своему народу!
И потрать свои сбережения,
Построй очистные сооружения!

Ц: Мне плевать на все проблемы,
Меня волнуют другие темы.
Для спасения сынули
Должен сделать я пилюлю.

Д: (врывается) Царь!!! Беда! Беда! Беда!
И пилюля не спасла.
Твой сынуля весь зачах!
Уши свернуты в трубу,
Нос наехал на губу,
Бредит, стонет и кричит.
Не поможет медицина,
Нужна волшебная сила!

Е: Знаю я один секрет, помогет он от всех бед.

Ц: Ах, Емеля, помоги,
Хоть все богатство забери,
Но сынулю мне спаси.

Е: Нужна волшебная вода,
Но чтоб достать её, тогда
Потрать свои сбережения
На новые очистные сооружения.

Ц: Я, Емелюшка, согласен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  
Царь отдал распоряженья,
Построили все новые сооружения,
Стала чистою река,
И волшебною вода.
Царский сын воды напился и
Мгновенно исцелился.
Щука в озере плескала
И карасиков гоняла. Стало все хорошо.

Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец.


7. Экологическая сказка "Про Бабу-Ягу"
Место действия:
Лето. Место бывшего леса. Стоит избушка... без курьих ножек.
Баба Яга: Ох, я старая, ох, я больная, и зачем это я сегодня
опять по воздуху загрязненному летала.
Стучит Иван Дурак.
Баба Яга: Кого еще черти принесли?
Иван Дурак: Да это я бабушка, Иван Придурок пришел. Помоги! Сколько лет холост хожу, все лягушки перевелись.
Баба Яга: Ох и не проси, бессильна я тут. Как ты думаешь, отходы с предприятий куда сливают? В реки, озера, да пруды.
Вот лягушки и вьмерли.
Стук в дверь. Заходит непонятно кто.
Баба Яга: Заходи, заходи колобок.
Некто: Ну ты что, старая, сдурела что ли, не узнаешь? Это ж я, ежик чернобыльский. Помоги: колючки отпали, обижают все.
Баба Яга: Не могу я тебе помочь. Колючки у елочек отпали. Материала для колдовства нет.
Стук в дверь.
Баба Яга: Заходи, заходи серый. Зачем пожаловал?
Серый волк  (плача): Чё надо мной Красная Шапочка смеется? Я её как увижу…
Баба Яга: А почему она над тобой смеется?
Серый волк: Да я водички напился из озера, у меня зубки маленькие стали. А она еще и издевается: "Волк, а волк, почему у тебя такие глазки большие?" А что сделаешь, если я газу веселящего нанюхался.
(Баба Яга собирается что-то сказать, но тут врывается лиса).
Лиса: Привет, старая!
(Баба Яга крестится и говорит: "Чур, чур меня").
Баба Яга: Ты что за чудо-юдо невиданное?
Лиса: Да я же это лиса, не узнала?
Баба Яга: А ты, что - линяешь? Почему у тебя шуба полосатая?
Лиса: Нет, не линяю я, это просто в Вятке выкупалась. Теперь попробуй докажи, что я не леопард.
Стук в дверь. Заходит старик лет 100.
Старик: Здравствуй внученька, поворожи маленько.
Баба Яга: А че надо-то?
Старик: Да, вот: посадил я репку, выросла елочка, полез наверх за укропом, да упал, меня и засыпало арбузами. Что к чему? Никак с бабкой понять не можем.
(Баба Яга сидит думает, а потом говорит:
ЛЮДИ!!!
Все вместе:       Не загрязняйте окружающую среду. Не оставляйте своих детей без сказки. Занесите нас в Красную Книгу.


Занятия по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
а так же частями в рубрике  «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ


А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий