1.
«ТАЙНОЕ СОБРАНИЕ»
2.
«О
ПШЕНИЧНОМ ЗЁРНЫШКЕ И ЕГО ЗАСТУПНИКЕ ДУБОВОМ ДЕРЕВЦЕ»
3. «ВОЛШЕБНИК»
4. «ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ»
5. «РЕПКА»
6. "СКАЗКА О ЕМЕЛЕ-ДУРАЧКЕ, ЩУКЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ"
7. "ПРО БАБУ-ЯГУ"
1.
«ТАЙНОЕ СОБРАНИЕ»
ИДЕЯ: Пасынковой
Натальи Сергеевны
РАЗРАБОТКА:
Селезеневой Елены, Тимкиной Ирины
г.Киров, январь 2002г.
ЦЕЛЬ:
- развитие представления детей о
рациональном взаимодействии человека с природой - допустимых и недопустимых
действиях;
-
определение виновника экологического
происшествия, доказательства его причастности к происшедшему,
-
определение, что угрожает планете, с чем
нужно бороться, чтобы Земля была чистой, красивой и ОБИТАЕМОЙ,
-
побуждение детей задуматься, как выручить
из беды представителей животного и растительного мира.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
- Царь зверей - ЛЕВ.
- Птица-секретарь.
- Черепаха.
- Слон.
- Снежный барс.
- Морж.
- Белый медведь.
- Пингвин.
- Тюлень.
- Орангутанг.
- Шимпанзе.
- Свинья.
- Лягушка.
- Крыса.
- Кошка.
- Собака.
Место действия: лесная поляна.
АТРИБУТЫ.
-
маски зверей,
-
царский жезл,
-
большой веер,
-
простынь,
-
папка птице-секретарю,
-
изображения упоминаемых зверей: леопард, тигр,
зебра, жираф, ... гуанако, бизон, вилорог, стеллерова корова, ламантин,
тюлененок, кит, тюлень, овцебык, кенгуру,
броненосец, лемур, змея, квакша, шерстистая обезьяна Гумбольдт, золотистый
львиный Тамарин, попугай Гиацинтовый ара /и другие по желанию/,
-
плакат исчезающих животных,
-
диаграмма численности животных.
ЛЕВ: /председатель собрания/. Стучит, призывая
к вниманию.
Сегодня мы собрались с вами на тайном
собрании, чтобы обсудить поведение, достижения в процессе эволюции; вынести решение на право существования человека,
представителя типа Хордовых, класса млекопитающих, отряда Приматов, семейства
Людей.
Уважаемые делегаты! Прошу высказывать свое
мнение кратко, освещая положительные и
отрицательные стороны проблемы.
Вначале слово предоставляется Птице-секретарю.
ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ: Даю справку об
экологическом состоянии нашей планеты к данному времени:
-
человечество за время своего существования
изъяло из недр планеты около 90% полезных ископаемых, причем несовершенство
технологических процессов приводит к тому, что из огромного количества
природных ресурсов почти 80% идет в отходы, в основном в реки,
-
общий вес загрязняющих отходов - нефти,
промышленных стоков, мусора, радиоактивных отходов, тяжелых металлов,
сбрасываемых в мировой океан, составляет миллиарды тонн В ГОД;
в результате:
-
только за последние 20 лет ХХ века
количество живых организмов в океане сократилось на 20/30%,
-
сокращение фитопланктона ухудшает
кислородный обмен планеты,
-
бурное цветение водорослей, нашествие
ядовитых водорослей - массовая гибель тюленей,
-
практически полное уничтожение всего
живого на глубине 12 метров на обширных территориях в проливах Скагеррак и
Каттегат в морском поясе Северной Европы в 1988г.,
-
общее количество видов животных, которые
могут исчезнуть в ХХI bеке, оценивается в 1 МЛН из современных 10
млн.,
-
в последние 100 лет сокращение биомассы на
7%,
а продуктивность растительного покрова Земли
снизилась на 20%,
-
происходит глобальное изменение климата,
разрушение озонового слоя Земли – усиление солнечного ультрафиолетового
вредного воздействия на все живое,
-
заводы, электростанции и автомобили
выбрасывают в воздух вредные
выхлопные газы. Газы смешиваются в воздухе с крошечными капельками воды, и
получается кислота. Кислотные дожди и снега падают нам, уважаемые животные, на
голову, отравляют озера и реки, убивают деревья...
-
содержание углекислого газа в атмосфере за
2 века выросло на 10-20%. Каждый год это количество возрастает на 2-3%.
Накопление СО2 вызывает парниковый:
эффект - повышение температуры у поверхности Земли, таяние ледников, нарастание
опустынивания, повышение уровня Мирового океана и затопление к 2100 году
Британских островов, Каира, Шанхая, Лондона... В первую очередь погибнем мы, животные,
-
колоссальное загрязнение воздуха и земли
происходит и в процессе производства, испытания, хранения обычного,
химического, биологического и ядерного оружия; в ходе человеческих войн,
-
загрязнение окружающей среды ведет к
резкому, увеличению различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни.
Все чаще рождаются уроды и мутанты как
среди животных и растений, так и среди людей.
И все эти бедствия на нашу голову лишь
благодаря неразумным действиям людей.
ЧЕРЕПАХА: /медленно продвигаясь к
середине/
Много бед причинил человек всем нам, но я
считаю, что мы, черепахи пострадали больше всех: люди едят нас самих, едят
наших будущих детей, в процессе освоения морей и океанов сотнями загружали нас
в трюмы кораблей без пищи и воды. Были мы живыми "консервами" и гибли в душных трюмах. И сейчас это варварство до конца не прекратилось -
все еще много наших собратьев оказывается в супных кастрюлях. Я - против
человека!
СЛОН: Нас, слонов, убивают только ради того,
чтобы спилить бивни да
изготовить из них безделушки в угоду
людишкам, жестокость людей не имеет границ!
За несколько веков ради мяса, шерсти и
шкур убиты более 35 млн гуанако - родственника верблюда.
Охотиться, т.е. у-би-вать, бизонов и
вилорогов РАДИ ЗАБАВЫ!!!
СНЕЖНЫЙ БАРС: А сколько диких кошачьих
/леопардов, тигров, .../, зебр, жирафов,.. умирает от рук человека только из-за
красивой шкуры!
Нас, например, снежных барсов, осталось
несколько сотен на всей Земле, да и то, в основном, в неволе.
Была бы у человека теплая шкура, нам бы не
пришлось так страдать.
МОРЖ /обмотанный мокрыми полотенцами/,
возмущенно:
А каково пришлось стеллеровым коровам и
ламантинам - этим симпатичным травоядным, доверчивым, абсолютно безобидным
водным животным! Несколько тонн вкусного мяса - и где теперь стеллеровы
коровы?! Нет их! Съели!
Сомневаюсь я, что человек одумается и
сможет возродить те сотни животных, которые уже исчезли по его вине с лица
Земли!
МЕДВЕДЬ БЕЛЫЙ: /обмахиваясь большим
веером/
Верно, дружище! Случается даже мы, белые
медведи, попадаемся в ловушку коварных людишек! Зайдем полюбопытствовать, как
они живут в своих поселках и городах, а они везде банки, пакеты, коробки,
бутылки раскладывают - пахнет-то вкусно - сородичи мои бывает и травятся, и
давятся пластиком,..
Моё предложение: наказать их примерно!
А то они и дальше в океаны и моря будут
всякую дрянь скидывать - уничтожать водных обитателей!
ПИНГВИН: /ковыляя к медведю, помогая ему
охлаждаться/
Вот ты, медведь, в Арктике живешь, а я в
Антарктиде - и там, и там людей-то пока мало, так ведь
они до чего додумались, чтобы нас, животных, вытеснить /и на что сдался им
такой морозный край!/: нефть да мазут в океан сливают, танкеры свои специально,
наверно, топят - сколько птиц нефтью отравилось, да от холода в слипшихся
перьях погибло - и не сосчитать!
ТЮЛЕНЬ: /воздев ласты кверху, возмущенно/
Какое еще живое существо может палкой
направо и налево ударом по голове сотнями убивать новорожденных красавцев тюленят?!
И все ради прекрасного пушистого белого
меха! /с горечью качая головой/
Дошло до того, то в некоторых районах
белые медведи, овцебыки,
многие виды китов и тюленей практически
исчезли с матушки-планеты.
ОРАНГУТАНГ; /который и раньше-то не сидел
на месте, возмущенно жестикулируя и бегая вокруг собравшихся/
А я хочу сказать о тропических лесах: люди
слишком размножились - места им на Земле стало мало: леса вырубают - в
результате у нас страшные наводнения, почва размывается, растения перестают
расти. Гибнем мы, обитатели тропиков /кенгуру, броненосцы, лемуры, змеи, квакши
- а да что всех перечислять!/ На грани исчезновения шерстистая обезьяна
Гумбольдта, золотистый львиный Тамарин, попугай Гиацинтовый ара...
ШИМПАНЗЕ: Ещё нам приходится делиться с людьми
продуктами питания, ведь многие фрукты произрастают только в тропиках: бананы,
апельсины, авокадо, ананасы, лимоны, кофе, рис...
Более четверти всех лекарств производят
люди из трав и растений влажных тропических лесов.
Вместо того, чтобы нещадно уничтожать наши
леса, человеку давно пора бы научиться использовать дары джунглей, не причиняя
им вреда.
Мы, шимпанзе, учимся общаться с человеком,
изучаем их язык, так что, осмелюсь предложить наладить с ним контакт, объяснить
наше беспокойство. Не настолько не они тупы, чтобы не видеть выгоду от возрождения
природы.
ЛЕВ. Немало уже наших собратьев пало в
процессе изучения жизни человека изнутри, повадок его, интеллектуальных
способностей.
Я вижу здесь, свинью. Думаю, она, как
никто из уже выступивших, знакома с людьми. Заслушаем эксперта.
СВИНЬЯ: Мы тысячелетия наблюдали за своими
’’хозяевами” и в конце ХX века, когда люди уже напридумывали всякой техники,
проверили и свои способности, - так вот, хотя человек всегда считал себя единственным
разумным существом на планете, с их техникой, в частности, с компьютером с
легкостью справились и мои сестры по отряду. Компьютерный игры - занятие, бесспорно,
интересное, увлекательнее, но вредное из-за излучения для здоровья.
Я считаю, что радикальных мер в борьбе с
человеком не потребуется. Люди уже сейчас начали вымирать тысячами: эти же
компьютеры ослабляют их здоровье, междоусобные войны, катастрофы, природные
катаклизмы…
ЛЯГУШКА: Я,
конечно, существо маленькое. Но я тоже хочу поддержать свинью.
Вы все столько говорили о жестокости,
глупости человека, расточительности и неуважении к природе - а задумывались ли
вы - зачем человеку ваши шкуры, зачем ему каменные дома, техника,..?
Да ведь нет на Земле существа более
неприспособленного к жизни на нашей планете!
-
Вылупившись из икринки, головастик или рыбий малек сразу приступает к поискам пищи.
-
Птенцу родители таскают еду 2-3 недели, а
затем он выпархивает из гнезда.
-
Даже у млекопитающих мать-родительница
вскармливает свое чадо совсем недолго.
А человек?! Требуются не дни, а долгие
месяцы круглосуточного внимания, нежности и любви родителей, чтобы он выжил;
Многие годы, чтобы детеныш человека
чему-то научился.
Да человек убивает сам себя, а выживут, я
думаю, те, кто поймет, что они тоже часть Природы, уничтожая Природу - губят
себя. Надо надеяться, что человек - разумны!
КРЫСА: О чем вы спорите?! Мы живем бок о
бок с людьми миллионы лет,
знаем о них больше, чем они сами. Эти
жестокие, жадные, самовлюблённые существа всегда пытались и пытаются избавиться
от нас: травят ядом, газами, инфразвуками, ставят ловушки и капканы, загоняют в
бестолковые, примитивные лабиринты.
Вы все знаете, что в этой борьбе за жизнь МЫ
остаемся победителями. Они слишком самоуверенны в своем превосходстве над
соседями по планете, Лишь в последние годы ХХ века они сделали ОТ-КРЫ-ТИЕ
/иронично/, что мы, крысы, понимаем юмор, анекдоты и умеем хохотать,..
Такое невежество не имеет права на
существование.
КОШКА: Мы, домашние кошки, живем в доме
человека, дарим ему своё тепло, ласку, лечим их, терпеливо сносим обиды, грубость,
часто нас ни за что выбрасывают на улицу. Но большинство людей все-таки добрые
и умные. И не их вина, что такими неприспособленными создала их природа. Может
быть, наша миссия - помочь им выжить?
ЛЕВ. Кто еще скажет в защиту человека?
СОБАКА: Я хочу сказать - не все люди
плохие. В последние годы они задумались о своих ошибках в отношении к Природе.
А современная техника помогла им
услышать не только животных, но и растения, понять, что все мы разумны.
Создаются давно технологии, которые позволяют не засорять
природу, заменять меха искусственными и т.д. Об этом свидетельствует и то, что нас сейчас видят и слышат дети...
ЛЕВ: Итак! Заслушав представителей животного
мира, возьму на себя смелость объявить, что надо дать людям последних шанс.
Они тоже созданы Природой.
Да! Есть в природе такое, что можно лишь
прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.
Неправда, что человек не может понимать наш язык. Глухонемыми,
одинокими, беспомощными люди остаются лишь в своем равнодушии, чёрствости, эгоизме.
Слышать и поймать природу можно сердцем.
/Все встают лицом к зрителям/:
Присоединяйтесь к нам. Пусть каждый
ответит на три вопроса:
1. За что планета может сказать ТЕБЕ спасибо?
2. На какие сигналы бедствия ТЫ успел
откликнуться и оказал помощь? 3. С кем из обитателей своей планеты ты
подружился?
Почему они могут считать тебя своим ДРУГОМ?
Литература:
-
Энциклопедия "Загадки дикой природы”,
М.: 99.
-
И.В.Цветкова «Экология для начальной
школы", Яр.: 97.
-
"Природопользование", М.: 94
-
Журнал "Знание", №№ 2-3,
92.
2. «О ПШЕНИЧНОМ ЗЁРНЫШКЕ И ЕГО
ЗАСТУПНИКЕ ДУБОВОМ ДЕРЕВЦЕ» (по сказке В. ГОЛЫШКИНА)
-
ВЕДУЩИЙ:
-
СОЛНЦЕ:
-
ПОЛЕ:
-
ТУЧА:
-
ГРОМ:
-
СТРАХ-БОЛЬШИЕ
ГЛАЗА:
-
ПШЕНИЧНОЕ
ЗЁРНЫШКО:
-
ПШЕНИЧНЫЙ
КОЛОСОК:
-
АЛЁША:
-
ОСИНА:
-
ПАПОРОТНИК:
-
ДУБ:
-
ЖЁЛУДЬ:
-
ДУБОВОЕ
ДЕРЕВЦЕ:
-
ВИХРЬ:
АТРИБУТЫ:
-
Сабля-молния,
-
Берестяные «туески»-чаши,
- Фонограмма
птичьего пения.
ВЕДУЩИЙ: Разговаривало
Солнце с Полем …
СОЛНЦЕ: Ума не
приложу, почему это Пшеничное Зёрнышко так долго в земле спит? Уж я его бужу,
бужу,…
ПОЛЕ: И не
разбудишь, если Туча на него живой водой не брызнет.
ВЕДУЩИЙ: Тут как
раз и Туча плывёт.
СОЛНЦЕ: Туча, Туча,
брызни на Пшеничное Зёрнышко живой водой!
ТУЧА: Как же! Стану
я на всякое Зёрнышко живой водой брызгать!
ВЕДУЩИЙ:
Рассердилось Солнце на глупую Тучу и кликнуло на помощь Гром.
Прискакал Гром,
выхватил из ножен саблю-молнию, да как загрохочет.
Испугалась Туча и
заревела в три ручья.
А Солнце тому и
радо: непременно теперь проснётся Пшеничное Зёрнышко. Разбудит его живая вода.
Так и случилось.
Проснулось Пшеничное Зёрнышко, упёрлось зелёным буравчиком в землю и давай к
свету дорогу пробивать… Вдруг слышит оно чей-то голос…
СТРАХ: Земля
дрожит, Чёрный Вихрь бежит, Пыль-песок несёт, Тебя занесёт…
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО:
Кто это так страшно поёт?
СТРАХ: Я,
Страх-Большие Глаза.
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО:
Чего ты от меня хочешь?
СТРАХ: Лежать, не
дышать, беды ожидать.
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО:
Вот ещё! Стану я в земле лежать! Я к Солнцу хочу!
ВЕДУЩИЙ: Стало
маленькое Пшеничное Зёрнышко со Страхом-Большие Глаза бороться. А победить не
может - сил не хватает.
В ту пору шёл
лесом-степью путешественник Алёша. И вдруг в поле из-под земли чей-то голос
слышится…
СТРАХ: Земля
дрожит, Чёрный Вихрь бежит, Пыль-песок несёт, Тебя занесёт…
АЛЁША: Кто это там
поёт?
СТРАХ: Я,
Страх-Большие Глаза.
АЛЁША: А кого ты
пугаешь?
СТРАХ: Пшеничное
Зёрнышко.
АЛЁША: Где оно?
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО:
Тут я.
АЛЁША: Покажись!
ПШЕНИЧНОЕ ЗЁРНЫШКО:
Страх-Большие Глаза не пускает: Земля дрожит, Чёрный Вихрь бежит, Пыль-песок
несёт, меня занесёт….
ВЕДУЩИЙ:
Прислушался Алёша, и верно: дрожит вдалеке земля. Знать, и впрямь по ней Чёрный
Вихрь бежит. Знать, и впрямь Пшеничному Зёрнышку беда грозит. Как же его от той
беды избавить?
Посмотрел на солнце
– солнце высоко. Посмотрел на горы – горы далеко. Посмотрел на лес – лес
близко.
У него и решил
Алёша помощи просить. Пришёл в лес, просит Осину за Пшеничное Зёрнышко заступиться.
ОСИНА: (шёпотом) Я боюсь,
я – хрупкая.
ВЕДУЩИЙ: просит
Папоротник за Пшеничное Зёрнышко заступиться.
ПАПОРОТНИК: Боюсь,
я – маленький. (пискнул)
ВЕДУЩИЙ: Увидел
Алёша Дуб и просит его за Пшеничное Зёрнышко заступиться.
ДУБ: Это можно
(грянул Дуб весёлым басом). Вот я сейчас сына разбужу (зашумел).
ВЕДУЩИЙ: Проснулся
сын-Жёлудь, выслушал приказание отца-Дуба и прыг с веточки к Алёше.
ЖЁЛУДЬ: Идём, я за
Пшеничное Зёрнышко заступлюсь.
ВЕДУЩИЙ: Вот и
пришли…
ЖЁЛУДЬ: Брось меня
на землю, напои родниковой водой и накорми костровой золой,…
ВЕДУЩИЙ: Нашёл
Алёша и родник, и костёр, сделал всё, что велел Жёлудь. (Алёша подходит к
Жёлудю с берестяными «чашами»)
И случилось тут
диво-дивное: обернулся Жёлудь Дубовым Деревцем, высоким, статным да сильным…
Слетелись со всех
концов птицы-певицы, расселись на его ветках и давай белый свет славить.
Услыхало Пшеничное Зёрнышко, как они жизни радуются, и
– откуда силы взял – побороло Страх-Большие Глаза, высунул зелёную головку
из-под земли.
Обрадовались все.
Да недолга была их
радость.
Поднялась чёрная
Туча, Солнце затмила, птиц прогнала и понеслась на Дубовое Деревце.
Тут и Страх-Большие
Глаза под землёй зашевелился. Высунул свою косматую голову и стал Пшеничный
Колосок пугать.
СТРАХ: Земля
дрожит, Чёрный Вихрь бежит,…
ВЕДУЩИЙ: Хоть и не
робкого десятка был Пшеничный Колосок, а тут и он испугался, прильнул к земле и
дышать боится.
А Дубовое Деревце
ничуть не испугалось.
ДУБОВОЕ ДЕРЕВЦЕ: А
ну, налетай!
ВИХРЬ: Сейчас, я
себя занесу!
ВЕДУЩИЙ: И стал
Вихрь на Дубовое Деревце пыль-песок бросать.
Дубовое Деревце не
испугалось. Стоит и отряхивается.
Увидел Вихрь, что
не засыпать ему Дубовое Деревце ни песком, ни пылью, пуще прежнего рассердился.
ВИХРЬ: Сейчас я
тебя сломаю!
ВЕДУЩИЙ: И стал на
Дубовое Деревце изо всех сил дуть.
А Дубовое Деревце
хоть и гнётся, да не ломается.
Вихрь дул, дул да и
лопнул.
Что тут было! Алёша
в пляс пустился, Солнце заулыбалось, Дубовое Деревце в резные листки-ладони
захлопало, а Пшеничный Колосок …
Впрочем, вы и сами
знаете, что случилось с Пшеничным Колоском.
Родил Колосок
зёрнышки.
Зёрнышки мукой
обернулись, а мука – пирогами, которые вы едите да похваливаете.
3.
«ВОЛШЕБНИК»
ВЕДУЩИЙ:
Большая бабочка Махаон сидела на цветке и плакала.
БАБОЧКА: Почему у меня нет острых колючек,
как у ежа или дикобраза? Люди переловят нас скоро, и будет на свете однообразно
и скучно,…
ПТИЧКА: Что правда, то правда (прошептала
маленькая птичка). И птичья жизнь незавидная: сколько моих подруг и друзей
томится в клетках…
ВЕДУЩИЙ:
Тут подул ветер и донёс слабый, еле слышный шелест лесной фиалки.
ФИАЛКА: Кончена моя жизнь – исчезаю…
исчезаю… Целыми охапками уносят нас люди. Ох…ох…
ВЕДУЩИЙ:
Задумались бабочки, птицы, цветы. Решили пойти к Человеку-учёному и
рассказать про свою печаль. Ведь, он как волшебник, - что скажет, то и сделает.
ВСЕ ВМЕСТЕ: Спасите нас от ядохимикатов,
которые опыляют леса, поля луга!
ВЕДУЩИЙ:
Человек внимательно выслушал их и успокоил.
ЧЕЛОВЕК: Идите по своим делам, а я
что-нибудь придумаю.
ВЕДУЩИЙ: Однажды тёмной ночью, когда все
спали, человек поднялся высоко над Землёй на дельтаплане и осыпал её каким-то
порошком а когда все проснулись, то не поверили свои глазам: кругом пестрели,
сверкали цветами пушистые луга, шелестел нарядной густой листвой лес, а над ним
порхали бабочки и птицы сказочной красоты! Но всё это было унизано острыми
колючками. Теперь нельзя было птицу поймать, ни цветок сорвать, ни ветку
сломать – больно уколешься!
Зато красивая жизнь настала на Земле. Все
наслаждались этой необыкновенной красотой. И поэтому не осталось у людей зла,
жадности, равнодушия. А колючки со временем сами по себе исчезли.
Вот спасибо доброму волшебнику!
4. «ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ»
Идея Маркушевой Леры, 8 кл., шк. № 62
Разработка Кусовой Даши, 7 кл., шк. № 66
Город Киров, Нововятский район, 2003 год.
ЦЕЛЬ: Способствовать развитию чувства сопереживания, ответственного отношения к домашним питомцам.
ЗАДАЧИ:
1. Сконцентрировать внимание детей на безответственном отношении людей к живым существам.
2. Обратить внимание на необходимость соблюдения нравственно-этических правил по отношению к окружающей природе.
3. Раскрыть причины загрязнения территории своего города, появления беспризорных больных животных.
4. Понимание влияния деятельности человека на природу и последствий безнравственного воздействия.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей, желания помочь попавшему в беду животному, желания помочь природе.
6. Формирование самооценки своих поступков по отношению к подопечным животным.
7. Профилактика безответственного отношения к «братьям нашим меньшим».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Пересмотр роли и места разных видов деятельности в природе, в городе.
2. Осознание причин поступков и возможных последствий для живой природы, для своих подопечных.
3. Ответственное отношение к приобретению домашних питомцев и к их дальнейшей судьбе.
4. Соблюдение правил поведения по отношению к окружающей среде.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1. Скептически настроенная Ворона.
2. Оптимист Котенок.
3. Злобная Крыса.
4. Мудрая Мышь.
5. Несчастный Щенок.
6. Ведущий.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Куклы-марионетки из картона на основе конуса.
Большая картонная коробка.
ВЕДУЩИЙ: Маленький Щенок, 2х месяцев от роду, понуро брёл под проливным дождём. Навстречу ему стремглав бежал Котёнок. И столкновение было
КОТЕНОК: Ну ты, даёшь! Выбрал время для прогулок! Бежал бы скорее домой, простудишься!
ЩЕНОК: Некуда мне идти. Нет у меня больше дома.
КОТЕНОК: Как это нет дома? У всех есть дом: норка, берлога, дупло. Подвал, наконец. Я вот с мамой, братишками и сестрёнками в подвале живу. А ты откуда взялся? Да, ладно, бежим со мной, потом расскажешь.
ВЕДУЩИЙ: И помчались они к одному из ближайших домов. Юркнули в подвал, в большую коробку. И, обсушившись языком, продолжили знакомство.
КОТЕНОК: Я в соседнем подвале живу. Познакомил бы тебя со своими, да мама собак терпеть не может. Так откуда ты взялся на нашей улице.
ЩЕНОК: Я из дома. Там мне жилось очень хорошо. До тех пор, пока хозяйка не принесла домой какого-то маленького зверька. И я уже не стал ей нужен. Иди, говорит, найди себе другого хозяина.
КОТЁНОК: Улица – мой дом родной, здесь я родился и другой жизни не знаю. Проголодаюсь – на помойке чего-нибудь пожую. Зима вот только скоро, замерзнет все, не отколупнешь, да и теплые подвалы закрыты. А как это жить в доме?
ЩЕНОК: В теплом, уютном, большом доме спишь на мягкой подстилке, на кухне всегда в чашке готовая еда, водят тебя гулять, моют, расчесывают, животик гладят, за ушами чешут….
КОТЕНОК: Здорово! И никаких проблем?
ЩЕНОК: Ну, когда забудут еду положить, когда в душном помещении без прогулки, а то и побьют за изгрызенные тапочки, да мало ли чего бывает?
КОТЕНОК: Все равно хорошо!
ЩЕНОК: Да?! Хорошо?! От мамочки меня забрали, едва я сам молоко лакать научился. Только и помню мягкую мамину шерсть, да прикосновение её шершавого языка. И ничему-то научиться я не успел: ни еду искать, ни лекарственными травами лечиться, ни ночлежку где искать, ни охотиться.
А я ведь собака! Знаешь, какие собаки способные?! И охотники, и сторожа, и пастухи, и пограничники, и поводыри , ищейки, рудознатцы… И я бы тоже первым другом человека хотел стать.
А теперь, что мне «светит»? По помойкам шастать? Представляю! Через неделю какая-нибудь зараза ко мне прицепится, живот болеть будет, потом шерсть сваляется и посыплется клочьями, загноятся глаза, зубы выпадывать начнут. Хорошенькая перспектива бродячего пса!
Видал я таких во время прогулок. Возмущался еще: «докатились» от лени. Теперь понял: как они такими стали, и откуда они взялись. Все это людская неблагодарность и жестокость.
КОТЕНОК: Ну, погоди отчаиваться! Ты же еще маленький, симпатичный – вдруг кому понравишься, возьмут тебя в дом, и будешь ты НУЖНОЙ собакой. Доброго хозяина надо искать, а не слюни распускать.
Дождь кончился. Пойдем-ка , я тебя со своей подружкой познакомлю. Она, хоть и мышка, зато о людях мно-о-го чего знает. С древних времен мыши с человеком бок о бок живут, наблюдают за их повадками.
ВЕДУЩИЙ: И пошли Котенок да Щенок искать мудрого совета.
ЩЕНОК: Как же ты с мышью дружишь? Я знаю, что кошки мышей едят.
КОТЕНОК: Мама не знает, что я с мышью дружу, а то давно бы съела. Она мне всегда твердит: На улице закон выживания жесток: каждый сам за себя, у каждого своя территория.
Да ты, небось, есть хочешь? Тут недалеко приличная помойка есть, давай заглянем.
ВЕДУЩИЙ: При подходе к мусорной куче насторожил друзей по несчастью какой-то шорох. Стали они осторожно приближаться. Как вдруг прямо на них выскочила из кучи здоровенная серая Крыса.
КРЫСА: Это еще что за не прошеные гости? Что вам здесь надо? Это моя территория. Убирайтесь, пока целы!
КОТЕНОК: Вот еще новости! Мы с мамой завсегда здесь промышляем. Я вот сейчас своих сестер и братьев позову. Посмотрим, чья это территория.
КРЫСА: Тоже мне сила! Да знаешь ли ты, на что способны мы, крысы! В уме, сообразительности, крепких зубах и единстве наша сила. Тысячи лет ЧЕЛОВЕК пытается нас уничтожить: травит ядами, ловушки разные придумывает. Но мы не настолько глупы, чтобы в них попадаться. Это только с молодыми, неопытными может случиться.
Шли бы вы подобру-поздорову. А то я товарок своих позову, через минуту они уже здесь будут. И тогда от всей вашей «армии» косточек и то не останется. Мы никого не боимся.
ЩЕНОК ( Котёнку): Пойдем, что здесь других помоек нет?
КОТЁНОК: Ладно, пойдем. А помойкам-то как не быть! Что ни дом, то мусорка. Люди ж до того разленились, что у своего подъезда объедки сваливают. Голодными не останемся.
ВЕДУЩИЙ: Идут друзья. И вдруг над головой раздался скрипучий , громкий голос.
ВОРОНА: Бог в помощь, малышня.
ВЕДУЩИЙ: Ворона слетела с дерева и села рядом с Котенком и Щенком, продолжая разговаривать как бы сама с собой.
ВОРОНА: Кар, кар! Какое было время! Березы были выше. Да, гораздо выше. И воздух был чист и прозрачен, не то, что сейчас. И не было на улице столько бездомной молодежи.
Я говорю так потому, что живу на этом свете очень много лет, много чудесного и много плохого повидала. Но такого безобразия, как в современных городах! Везде грязь, смрад, мусор, поломанные деревья, обломки от скамеек и детских качелей. И еще люди себя Царями Природы считают. Загадили все вокруг. Тьфу!
Да и вы, вероятно, не от хорошей жизни по помойкам ходите. И вас люди, как ненужный мусор, выбросили?
ЩЕНОК: Ваша правда. Не ценят люди преданность и верность. Для них важнее отсутствие хлопот, а живых друзей, ласковых кошек и весёлых собак заменяют теперь бездушные машины: телевизоры, компьютеры, электронные игры.
КОТЕНОК: Мы хотим посоветоваться с Мышью. Она живет с Людьми. Разных людей повидала. Может, подскажет, как Щенку завоевать доверие доброго Человека.
Мне кажется, что не могут все Люди быть плохими, бездушными грязнулями.
А ты, Ворона, что будешь делать дальше?
ВОРОНА: Полечу-ка я обратно, в деревню. Там и воздух чище, и люди добрее. Пока малышня! (Улетает).
ВЕДУЩИЙ: А малышня продолжает свой путь.
КОТЕНОК: Вот мы и пришли. Последний раз я встречал её у этой норки. Мышка! Мышка! Это я Котёнок.
МЫШКА: Здравствуй, Котёнок! Я вижу, у тебя новый Друг.
КОТЁНОК: Это Щенок. Ему нужна помощь.
МЫШКА: Чем же могу помочь я, маленькая мышка?
КОТЁНОК: Щенку непременно надо найти друга-хозяина среди хороших людей. А как, он не знает. Вы же, мыши, живете в домах людей, знаете их повадки, привычки. Что должен сделать Щенок, чтобы привлечь внимание доброго, заботливого человека и понравиться ему?
МЫШКА: Добрые люди есть, конечно. Я знаю, что им нравится, когда собаки приносят тапочки, выполняют разные команды, стоят на задних лапах. А ты, Щенок, что умеешь?
ЩЕНОК: Я тапочки пока что только грызть научился, а вот стоять на задних лапах и выполнять команды «сидеть-лежать» могу.
МЫШКА: Примерно в это время, каждый вечер, одна милая старушка выходит гулять с внуком во дворе этого дома. Они всегда приносят угощение для голубей, кошек и собак.
Попробуй понравиться им. Вот и они, как раз, выходят. Беги!
КОТЕНОК: Смотри – смотри! Как у него ловко получается стоять на задних лапах! Талант! Его хвалят и гладят! А вот он уже и у мальчишки на руках. Кажется всё у нас с тобой, Мышка, удалось!
КАК ЭТО, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ПРИЯТНО И РАДОСТНО КОМУ-ТО ПОМОЧЬ!
Областной
эколого-биологический центр
Составители:
участники областной школы-лагеря
экологического актива
Турбаза «Вишкиль», 1998 г
5. Сказка
«Репка»
Ведущий:
Посадил дед репку. Месяц прошел, другой
идет, не растет репка. Полил он её мочевиной, суперфосфатом, аммиачной селитрой
и "Интавиром". Стала репка расти, наливаться и сил набираться. И вот
месяц декабрь на дворе - пора урожай собирать. Пошел дедка репку тянуть.
Тянет-потянет вытянуть не может. Стал дед бабку звать.
Дед:
(Свистит) Бабка, иди сюда!
Ведущий:
Бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не могут! Стала бабка внучку звать.
Бабка:
Внучка, иди сюда!
Ведущий:
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за
репку, тянут- потянут, вытянуть не могут, Позвала внучка Жучку.
Внучка:
Жучка, иди сюда!
Ведущий:
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за
дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку.
Жучка:
Кошка, иди сюда!
Ведущий:
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за
бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку.
Кошка:
Эй, мышка, иди сюда!
Ведущий:
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за
внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут,
вытянули репку! Сели они вечерять. Этот кусочек дедке, этот - бабке, этот -
внучке, этот - Жучке, этот - кошке, этот - мышке. Откусили по кусочку и тут им
всем поплохело.
Все вместе: Не надо было поливать репку чем
попало!!!
6. Сказка о Емеле-дурачке, Щуке и экологической катастрофе
I.
Скоморох (рассказчик) (С)
II.
Емеля (Е)
III.
Царь (Ц)
IV.
Щука (Щ)
V.
Царевич (Цр.)
VI.
Врач (Б)
Акт I.
С: Жил в одной деревне Емеля - собой не
то, чтоб красавец, но и не урод, ни беден - ни богат, просто малость глуповат!
Пошел он как-то по воду до реки, и тут началось такое, чего видеть вам никогда
не привидится!
Е: - Ой-ма, лето не зима, как бы не сдохнуть...
И жить - не тужить, ждать когда вода
набежит ...
(наклоняется к реке)
-
Ой, что стало с рекой! Стала черною такой,
словно нефть и мазут по воде в реке ползут.
Что за дела такие?
(зачерпывает воду со щукой).
-
Что за гадость? Что за Юдо? Не видал
такого Чуда!
Щ: - Ой, Емеля, отпусти!
Не могу хвостом грести!
Е: - А ты кто?
Конь в пальто?
Щ: - Нет, я щука речная, рыба заводная, то
есть в заводи живу.
Вся в бензине, вся в мазуте,
Словно родилась в Сургуте,
Нахожусь я в удивленьи,
Не имею представленья.
Я в бензине искупалась.
E: - Что же делать мне с тобой?
Я ведь чуточку дурной!
Щ: - Ежель, юный ты эколог, в речку ты
меня не бросишь.
Ведь тебе я пригожуся, потому что я
колдунья. А за свое спасение исполню любое твое заветное желание.
Е: - Ничего себе чего!!! Эта рыба - ого-го!!
В речку я тебя не брошу, потому что я
хороший. Полезай-ка ты в колодец, будешь жить там хорошо,
А желанье - ерунда - пусть будет чистою
вода.
С: Исполнила
это щука, очистила реку в один момент.
А в это время во дворце с грустной миной
на лице Царь с сынком вели беседу в следующем образце:
Акт II.
Ц: Вот
на троне я сижу,
О судьбе страны тужу.
Строю фабрики, заводы,
Капиталом дорожу.
Цр. Папа милый, дорогой !!!
Я сегодня весь больной,
Я, похоже, инвалид,
У меня живот болит.
Ц: Ну-ка,
дохтура ко мне!
Объяснит пускай он мне,
Почему мой сын болеет,
Ведь наследник нужен мне.
Д: Наш
наследник заболел,
Ничего не пил, не ел,
Из реки воды напился,
И, наверно, отравился.
Для леченья молодца,
Посылай-ка, царь, гонца
На свои, на заводы и скажи своему народу,
Пусть состряпают они чудодейственную
пилюлю,
Чтоб спасла она сынулю.
С: Увеличил царь расходы на строительство
заводов.
День за днем летят недели,
Вновь идет к реке Емеля.
Смотрит - опа! вновь беда,
Снова грязная вода,
Кличет щуку он тогда.
Акт III.
Е: Эй, хвостатая подруга! Объясни, что за
дела?
Обещала за свободу, сделать вновь ты
чистой воду.
Щ: Понимаешь ли, Емеля!
На меня ты посмотри!
Я старалась, колдовала,
Долго воду фильтровала.
Силы кончились мои.
Теперь ты мне помоги:
Есть заводы у царя,
Загрязняют все моря.
Ты ступай к нему Емеля...
Пусть потратит свои сбережения
И построит очистные сооружения.
Акт IУ.
С: Явился Емеля к Царю, к великому
государю,
Упал в ноги и молит:
Е: Нe казни, слово молвить мне вели!
Ц: Мели, Емеля, твоя неделя.
Е: Батя, царь, спаси природу!
Помоги своему народу!
И потрать свои сбережения,
Построй очистные сооружения!
Ц: Мне плевать на все проблемы,
Меня волнуют другие темы.
Для спасения сынули
Должен сделать я пилюлю.
Д: (врывается) Царь!!! Беда! Беда! Беда!
И пилюля не спасла.
Твой сынуля весь зачах!
Уши свернуты в трубу,
Нос наехал на губу,
Бредит, стонет и кричит.
Не поможет медицина,
Нужна волшебная сила!
Е: Знаю я один секрет, помогет он от всех
бед.
Ц: Ах, Емеля, помоги,
Хоть все богатство забери,
Но сынулю мне спаси.
Е: Нужна волшебная вода,
Но чтоб достать её, тогда
Потрать свои сбережения
На новые очистные сооружения.
Ц: Я, Емелюшка, согласен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Царь отдал распоряженья,
Построили все новые сооружения,
Стала чистою река,
И волшебною вода.
Царский сын воды напился и
Мгновенно исцелился.
Щука в озере плескала
И карасиков гоняла. Стало все хорошо.
Вот и сказочке конец, а кто слушал -
молодец.
7. Экологическая
сказка "Про Бабу-Ягу"
Место действия:
Лето. Место бывшего леса. Стоит избушка...
без курьих ножек.
Баба Яга: Ох, я старая, ох, я больная, и зачем это я сегодня
опять по воздуху загрязненному летала.
Стучит Иван Дурак.
Баба Яга: Кого еще черти принесли?
Иван Дурак: Да это я бабушка, Иван Придурок пришел. Помоги!
Сколько лет холост хожу, все лягушки перевелись.
Баба Яга: Ох и не проси, бессильна я тут. Как ты думаешь, отходы с предприятий куда
сливают? В реки, озера, да пруды.
Вот лягушки и вьмерли.
Стук в дверь. Заходит непонятно кто.
Баба Яга: Заходи, заходи колобок.
Некто: Ну ты что, старая, сдурела что ли, не узнаешь? Это ж я, ежик
чернобыльский. Помоги: колючки отпали, обижают все.
Баба Яга: Не могу я тебе помочь. Колючки у елочек отпали. Материала для колдовства
нет.
Стук в дверь.
Баба Яга: Заходи, заходи серый. Зачем пожаловал?
Серый волк (плача): Чё надо мной
Красная Шапочка смеется? Я её как увижу…
Баба Яга: А почему она над тобой смеется?
Серый волк: Да я водички напился из озера, у меня зубки маленькие
стали. А она еще и издевается: "Волк, а волк, почему у тебя такие глазки
большие?" А что сделаешь, если я газу веселящего нанюхался.
(Баба Яга собирается что-то сказать, но
тут врывается лиса).
Лиса: Привет, старая!
(Баба Яга крестится и говорит: "Чур,
чур меня").
Баба Яга: Ты что за чудо-юдо невиданное?
Лиса: Да я же это лиса, не узнала?
Баба Яга: А ты, что - линяешь? Почему у тебя шуба полосатая?
Лиса: Нет, не линяю я, это просто в Вятке выкупалась. Теперь попробуй докажи,
что я не леопард.
Стук в дверь. Заходит старик лет 100.
Старик: Здравствуй внученька, поворожи
маленько.
Баба Яга: А че надо-то?
Старик: Да, вот: посадил я репку, выросла
елочка, полез наверх за укропом, да упал, меня и засыпало арбузами. Что к чему?
Никак с бабкой понять не можем.
(Баба Яга сидит думает, а потом говорит:
ЛЮДИ!!!
Все вместе: Не
загрязняйте окружающую среду. Не оставляйте своих детей без сказки. Занесите
нас в Красную Книгу.
Занятия по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.
Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
а так же частями в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
а так же частями в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий