среда, 6 июня 2018 г.

АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ДРУЗЬЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ?»

АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«ДРУЗЬЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ?»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: воспитание нравственных качеств;                                 Воспитание экологической культуры.

ЗАДАЧИ:
1.   Разобраться в ситуации и правильно оценить поступок.
2.   Определить в предложенном эпизоде вред, наносимый животным и растениям.
3.   Пробудить в детях чувство вины за неправильные действия по отношению к живой природе.
4.   Вызвать умиление, уважение, жалость к живым существам, чувство сопереживания.
5.   Сравнить своё понимание ситуации с поступком другого ребёнка, проанализировать причины его поведения.
6.   Побудить задуматься над причинами поступков и возможными последствиями для живой природы.
7.   Развивать логическое мышление и побудить к поиску экологических проблем.
8.   Подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и преумножать её красоту.
9.   Повысить уверенность детей в своих силах, в своей правоте, как юных экологов.
10.          Обсудить нравственные понятия: ответственность, деликатность, уважение, жалость, предупредительность, милосердие, отзывчивость, сострадание; равнодушие, эгоизм, упрямство, жестокость, жадность…
Специфика занятий с детьми на базе «Живого уголка», с живыми существами, с которыми дети ежедневно общаются (наблюдают, играют, ухаживают за ними), требует особой внимательности педагога за действиями детей, за соблюдением правил безопасности, предотвращение несчастных случаев (укусов).
Поэтому с первых дней посещения «Живого уголка» проводятся с детьми индивидуальные беседы о правилах поведения, о санитарных правилах. Ежедневно приходится напоминать об осторожности, тактичности по отношению к животным, предлагается «встать на место животного», понять, что оно чувствует, когда мы вмешиваемся в его жизнь, грубо хватаем, небрежно держим…Это помогает предвидеть реакцию зверька, и соответственно выбрать правильные действия по отношению к своему подопечному.
Занятие «друзья живой природы?» проводится для детей 1-4 классов. Занятие в форме обсуждения поступков других детей, зафиксированных в определённых ситуациях из жизни «Живого уголка», как в кабинете на занятиях, так и во время походов. Анализ правильности их поведения.
Дети младшего школьного возраста не умеют ещё видеть себя со стороны, правильно, самокритично оценивать свои действия. Чтение нотаций и частое повторение правил поведения иногда вызывает обратную реакцию. (Дети уверены в своей правоте, в своих силах. Когда им говорим: «Не подставляй пальчик в клетку к хомяку! Укусит!» – они  обязательно должны проверить это на собственном опыте.)
А когда ребёнок анализирует поступок другого человека, когда ребёнку предлагается разобрать ситуацию «Взгляд со стороны» (представь себя, что ты…), которая развивает умение и желание видеть реальность глазами других (как человека, так и животного) – у него постепенно развивается беспристрастный взгляд на поступки, умение быть объективным.
Сравнение поведения другого человека и своего помогает ребёнку оценить и свои поступки.
Способность человека встать на позицию другого живого существа, понять его, «влезть в его шкуру»; увидеть ситуацию чужими глазами является основой чувства сопереживания, сострадания, сочувствия.
Работа в группах, дискуссия помогают коллективно найти правильное решение; осмыслить некоторые нравственные понятия.
1.   Данное занятие является переходным от нравственно-воспитательной темы «Твои возможности, человек!» снова к темам о животных и растениях, их охране.
2.   Занятие проводилось с детьми младшего школьного возраста (точнее, первоклассниками), которые не все ещё хорошо читают. Первоначально в каждой группе были девочки- семиклассницы, они должны были помочь прочитать текст, осмыслить ситуацию и высказать кому-либо коллективное решение проблемы.
По независящим от нас причинам одна группа малышей осталась без старшего товарища, что несомненно сказалось на их уверенности в своих силах и активности. Но они, хотя и действовали разобщённо, им пришлось самим организоваться, отвечать за себя и брать на себя ответственность за ответ.
Одному мальчику этой группы – Юре - кстати, очень стеснительному, пришлось преодолевая смущение, переводить ещё и ответы своего соседа (Костя -очень замкнутый и молчаливый ребёнок, но и он медленно, по слогам, но читал свои ситуации).
Катя тоже довольно быстро освоилась и принимала активное участие в обсуждении ситуаций.
Нарекание гостей вызвали действия Ирины. Она, конечно, вела себя странно: несколько минут завязывала шнурки на кроссовках; куда-то на минутку выходила; карточки брала с неудовольствием и практически на них не отвечала. У неё для этого демонстративного поведения были довольно веские основания: все её мысли были заняты «Тамагочей», который «вот сейчас запищит», и она страдала, потому что я попросила её всё-таки остаться с нами. Может, было бы правильнее её отпустить с занятия. Но зато в конце занятия, когда я читала стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге», Ирина плакала, слушая печальную историю брошенной собаки, что свидетельствует о её чувствительной и жалостливой душе. Она ведь и за «Тамагочу» беспокоилась.
Но несмотря на непредвиденную ситуацию, дети прекрасно разобрались в предложенных эпизодах, активно обсуждали действия детей (особенно, вторая группа), не перебивая друг друга высказывали своё мнение, порицание неправильных, иногда жестоких, неразумных поступков, давали название, характеристику поведению других детей, терпеливо выслушивали выступавших.
При выдаче карточек, детям предлагалось: прочитать карточку и ответить на вопросы:
1. Согласны ли вы с действиями детей?
2. В чём их ошибка? Дать название поступку.
3. Пояснить: как бы они поступили на месте тех детей?
Дети говорили, в чём ошибка других детей, как надо действовать правильно, какие вообще надо соблюдать правила на природе и в общении с животными, как себя чувствуют животные, какие последствия могут быть при неправильных действиях людей. Но никто не сказал: «А вот я сделал бы так…». Мне кажется, что это не только потому, что дети такого возраста не умеют оценивать себя со стороны – они как раз и делают так, как описано в карточках, и они это, надеюсь, поняли. Истории-то про них самих.
Я считаю, что нельзя ждать для такого серьёзного разговора достижения детьми какого-то определённого возраста, когда они будут способны оценить, сравнить, проанализировать и сделать выводы из нравственных ситуаций. Говорить с ними на эту тему надо с ясельного возраста, пока эгоизм, игровой  интерес ко всему живому не укрепился в душе детей. Как вы, вероятно, знаете: учёные подсчитали, что для того чтобы человек что-то наверняка усвоил, он должен это услышать не менее 8 раз.
Количество карточек, длительное обсуждение затронувших душу детей ситуаций сказались на продолжительности занятия; отсутствие игровых моментов (к тому же дети пришли после школы), способствовали, конечно же, усталости ребят. В конце занятия, когда им было предложено нарисовать правила поведения человека, они этим настолько увлеклись, что практически не слышали задания на следующий день, а в подведении итогов принимали участие лишь несколько человек.
Эмоциональное воздействие такой формы занятия на личность ребёнка, на межличностные отношения, мне кажется, является самым сильным и действенным. Сопереживание, эмпатия по отношению к зверькам «Живого уголка», к диким животным, к растениям, которые страдают от неправильных действий детей, вызывает в ребятах сочувствие, жалость, желание помочь, защитить…
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.   Развитие умения и желания видеть реальность глазами других, умения быть объективным.
2.   Развитие чувства сопереживания, сострадания, сочувствия (эмпатии).
3.   Умение коллективно найти правильное решение; осмыслить некоторые нравственные понятия.
4.   Развитие умения не только замечать действия других людей, сверстников и взрослых, но и давать им соответствующую нравственную оценку и по мере сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
5.   В перспективе: готовность проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (человеку, животному, растению).
6.   Развитие логического мышления, развитие речи, умения высказывать свои мысли, своё мнение, преодолевать смущение, не бояться показаться смешным.
7.   Умение выслушать другого и уважать его мнение.

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий